Как найти инвестора для компьютерной игры

Обновлено: 04.07.2024

Компьютерные игры могут приносить деньги не только разработчикам. Любой из нас может заработать на выходе очередной FIFA, GTA или Call of Duty. В статье будут рассмотрены особенности инвестирования в игры.

Как инвестировать в игры

Почему акции компаний дорожают и откуда они берут деньги на выплату дивидендов? Любой ответит, что все это зависит от дохода самой компании. А доход у разработчиков игр идет от цены и количества проданных копий игры. Крупные компании по разработке игр уже давно стали эмитентами и выпустили свои акции.

Владелец акций рассчитывает на рост стоимости ценных бумаг. К примеру, 1 акция Take-Two весной этого года стоила 88$. А в начале осени стоимость ценной бумаги достигла 130$. Теперь стоит представить, что кто-то вложил еще в марте в покупку акций 10 000$, а сегодня продал их за 14 770$. Прибыль с продажи составила бы примерно 4 770$ до уплаты налога. И это абсолютно пассивно.

Купить акции любой желающий может через брокера. Следует открыть торговый счет в брокерской конторе, которая имеет доступ к иностранным фондовым биржам. Среди российских брокеров можно выделить:

- БКС Брокер;

- Открытие Брокер.

Помимо специализированных компаний брокерские услуги оказывают и многие крупные банки. У них тоже можно открыть брокерский свет и получить доступ к фондовым биржам.

Если трейдер, имея торговый счет, хочет купить какие-либо акции, то он может просто позвонить в контору брокера и заявить об этом. То же самое и с продажей акций. Также можно торговать акциями самостоятельно через интернет. Есть специальная программа для ПК – торговый терминал, через которую можно проводить операции с акциями в режиме онлайн. Трейдер через программу получает управление своим торговым счетом, по желанию покупает акции на бирже у других трейдеров и продает.

Риски инвестирования

Понятно, что стоимость акций любого эмитента зависит от финансовой успешности компании. Есть доход – бумаги выступают стабильным активом. Доход увеличивается – акции дорожают. И наоборот. Сами трейдеры тоже способствуют изменению котировок. Когда спрос превышает предложение, актив растет в цене.

Важно понимать риски, ведь компания не может постоянно иметь растущую прибыль. Если посмотреть на график изменения цены любых акций, то будет видно, что он похож на кардиограмму. Грубо говоря, исключать периодические спады нельзя.

Также ясно, что монстры игровой индустрии в убыток работать не будут. Как правило, каждая выпущенная долгожданная игра влечет за собой рост прибыли. Это позитивно отражается на стоимости акций.

Напрашивается 3 вывода. Во-первых, вкладывать деньги следует в акции только крупных и авторитетных компаний. Во-вторых, долгое падение курса бумаг может говорить о скором подъеме. В-третьих, инвесторам требуется следить за новостями.

Отличный пример – Take-Two. Акции этой компании стали стремительно расти в цене после выхода GTA 5. Причем рост был очень длительный. А в конце прошлого года была еще выпущена Red Dead Redemption 2, которая стала лидером продаж и прибыли за первые выходные. Соответственно, инвесторы это заметили и стали скупать акции компании, что еще больше подтолкнуло курс вверх.

Стоит ли инвестировать?

Риски есть везде. Даже говорят, что если есть возможность много заработать, то также присутствует риск много потерять. Однако с акциями надежных эмитентов ситуация спокойнее. Им, мягко говоря, невыгодно, если их ценные бумаги будут постоянно дешеветь. Поэтому в долгосрочной перспективе можно рассчитывать на прибыль.

Данная индустрия активно развивается. Аудитория растет. Увеличиваются и затраты на разработку игр. Сегодня выходят по-настоящему качественные продукты, на разработку которых уходит не один год. Конечная цена проектов на рынке такова, что компании могут рассчитывать на хорошую прибыль. Поэтому инвестирование в акции таких компаний сегодня считается перспективным.

Причем еще активно развивается киберспорт и онлайн-проекты. Армия геймеров на самом деле огромная. И компании получают большую прибыль не только от розничной продажи своих игр, но и от внутриигровых транзакций.

В какие акции нужно вкладывать?

Рекомендуется обратить внимание на гигантов: Electronic Arts, Nintendo, Ubisoft, Activision, Sega, Take-Two. Они являются надежными, и часто их акции показывают стремительный рост.

Вместо вывода

По всему миру в видеоигры играют сотни миллионов людей. Одни тратят деньги на игры. Другие, соответственно, зарабатывают. А именно разработчики. Они вкладывают в проекты большие деньги и длительное время, чтобы потом получить плоды со своих трудов. Инвесторы же имеют возможность тоже зарабатывать на акциях, получив свою часть.

Как и многие разработчики игр, наши друзья, выпускники образовательной программы «Менеджмент игровых проектов», столкнулась с необходимостью привлечения финансирования в свой проект.

Изучая материалы по этой теме им попалась серия статей, создаваемая при поддержке Epic Games, Майком Фаттером. Оценив качество материала и потенциальную пользу для русскоязычного коммьюнити, команда Rummy Games решила перевести статью и выложить ее на нашем ресурсе.

Создание видеоигры – это совокупность непростых творческих задач.

С некоторым из них вы уже сталкивались. Вы закончили курсы программирования, прокачались в графическом или звуковом дизайне. Возможно, вы даже работали тестировщиком или имеете опыт в локализации игр. Может быть, после долгих лет работы в ААА-проекте вы, наконец, стали независимым инди-разработчиком. Но если вы ранее не изучали основы финансов, ни разу в своей карьере не сталкивались с привлечением инвестиций, или за вас это делал другой специалист, вы, скорее всего, не готовы к решению важных вопросов.

У вас классные творческие идеи. Концепция игры, немного размытая или абсолютно четкая, уже сложилась у вас в голове. Единственное, чего вам не хватает для реализации проекта – деньги. Вы понимаете, что вам необходимо финансирование, но не видите разницы между типами инвестиций и не знаете, как их получить.

Прежде, чем начать поиск ресурсов для вашей студии или проекта, важно понять, с кем вы будете иметь дело. Именно для этого мы подготовили краткий экскурс по различным видам финансирования.

Русский инвестор «питчит» стартаперов и геймдевелоперов Вася Ложкин Венчурный капитал, бизнес-ангелы, привлечение займа, частные инвестиции… Что все это значит?

Частные инвестиции (ЧИ)

Частные инвестиции поступают от частных лиц или компаний, которые покупают доли в уставном капитале юридического лица. При этом фирма не должна быть размещена на фондовой бирже. Также такие инвесторы могут приобретать доли в открытых акционерных обществах, которые планируют сделать частными (последний вариант не свойственен для индустрии видеоигр). Как и в случае других типов капиталовложения, цель состоит в получении дохода от развития компании.

Частные инвестиции – неоднозначный тип финансирования в том смысле, что некоторые вкладчики предпочитают оставаться в тени. Другие – наоборот, более активны, они участвуют в руководстве или контролируют управление компанией. Нередко частные инвесторы вкладываются в компании, находящиеся на начальном этапе своего развития, с расчетом на рост бизнеса и дальнейшее получение прибыли.

Providence Equity Partners, Insight Venture Partners и Lightspeed Venture Partners – объединения частных инвесторов, которые поддерживают индустрию видеоигр в том числе. Существуют также фонды, которые специализируются исключительно на видеоиграх, например: Makers Fund, Kowloon Nights и Hiro Capital. Такие фонды создаются для поддержки студий и новаторов геймдева.

Венчурный капитал (ВК)

Венчурный капитал – обобщающий термин, обозначающий вложения в новые, растущие предприятия. ВК формируется на базе частных инвестиций, капиталовложений от финансовых институтов или индивидуальных инвесторов, которые хотят поддержать маленькие, но перспективные компании и помочь им раскрыть свой потенциал. ВК – рискованное мероприятие, но идеальное для молодых бизнесменов при привлечении средств на развитие. Как правило, венчурные капиталисты хотят минимизировать риски, осуществляя контроль над деятельностью компании через места в совете директоров и право голоса. Для этого венчурный инвестор может потребовать право вето при повышении зарплат, продаже интеллектуальной собственности или при принятии других важных решений, так как при голосовании на совете директоров он может остаться в меньшинстве по сравнению с основателями бизнеса.

К венчурным компаниям, инвестирующим в игры, относятся Sequoia Capital, Kleiner Perkins Caufield & Byers и Andreessen Horowitz.

Бизнес-ангелы

Бизнес-ангел – это, как правило, опытный предприниматель или топ-менеджер, сколотивший себе состояние. Чаще всего бизнес-ангелы инвестируют в области, в которых хорошо разбираются. Они ищут компании с четким бизнес-планом и мощной командой управленцев.

Термин «Бизнес-ангел», возможно, звучит альтруистично, но на деле они также ждут окупаемости своих вложений. В качестве бонуса нередко предлагают экспертное руководство, менторство, знакомство с другими инвесторами, с которыми сложно связаться самостоятельно.

Краудфандинг или народное финансирование

Double Fine Adventure 2012 года (позже переименованная в Broken Age) – это не первый краудфандинговый проект для видеоигр, но именно благодаря ему платформа Kickstarter стала популярной среди разработчиков. Идея проста – презентуйте свою игру аудитории и предложите профинансировать ее заранее, например, за несколько лет до даты выхода. На практике краудфандинг – тяжелый и напряженный способ финансирования. Этот пузырь давно лопнул. В 2019 видеоигры получили всего 16,9 млн долларов на Kickstarter против 50 млн в 2012 году. На сегодняшний день на платформе размещено более 50 тысяч проектов в категории «игры», из которых успешно финансируются только 20 тысяч (стоит отметить, что в это число входят кампании по созданию настольных игр, которые составляют основную часть в этой категории). Краудфандинг не стал панацеей в вопросах финансирования проектов по созданию видеоигр, но остается одним из возможных вариантов для некоторых разработчиков.

Помимо Kickstarter-а существуют и другие площадки. Например, Indiegogo, которая предлагает полезную опцию в виде передачи собранных средств проектам, не достигшим поставленной цели.

Краудинвестинг или акционерный краудфандинг

Модель краудинвестинга сочетает в себе краудфандинг и классический подход к финансированию проектов по созданию видеоигр. Fig – платформа для краудфандинга и микроинвестиций, созданная в 2015 году, модель которой оказалась довольно успешной – 25 из 39 кампаний привлекли финансирование (64%). Благодаря краудинвестингу, свет увидил такие проекты, как Psychonauts 2 от Double Fine и Soundfall от Drastic Games. Платформа также принесла инвесторам прибыль в пяти из одиннадцати выпущенных игр. Fig продолжает развивать свою бизнес-модель, недавно расширившись до концепции «Открытый доступ» (Open Access). Open Access – это возможность финансирования игровых проектов на стадии раннего доступа.

Некоторые рассматривают краудфандинг и краудинвестинг в качестве исходной точки на пути к успеху, однако основатель и генеральный директор Fig Джастин Бейли предостерегает, что платформа – это не серебряная пуля, а значит, успех не гарантирован. Бейли считает, что проекты становятся успешными только после того, как разработчики наберут обороты.

«На самом деле, результативность гораздо выше, когда мы стараемся усилить то, что уже есть у разработчиков», – поясняет Бейли. «Все хотят быть сопричастными к истории успеха. И всем нравится, когда проект уже набрал обороты. Ведь сложнее всего – это сдвинуть дело с мертвой точки. Поэтому, приходя к нам, разработчику следует думать так: «Через эту платформу я смогу привлечь, до половины трафика и финансирования, которые нужны для успеха моей кампании».

Мы обсудим краудфандинг и краудинвестинг более подробно в следующих статьях.

Работа с издателем по-прежнему остается одним из самых надежных вариантов для ряда разработчиков. Как правило, издатель предоставляет финансирование на раннем этапе разработки. Он также оказывает различные услуги (маркетинг, связи с общественностью, тестирование, локализация, отношения между сторонами и т. д.), что позволяет студиям сосредоточиться непосредственно на разработке вместо того, чтобы решать ряд нетворческих задач по продвижению продукта на рынке.

Гранты и налоговые льготы

В зависимости от географического положения вашей студии, вы можете иметь право на получение определенных видов финансирования. Канадский фонд СМИ (Canadian Media Fund) и Игровой фонд Великобритании (UK Games Fund) – два примера государственной финансовой поддержки местных компаний, работающих с цифровыми интерактивными медиа. Штат Джорджия в США и канадская провинция Квебек являются примерами региональных правительств, предлагающих налоговые льготы.

Точно так же некоторые компании предлагают премиальные выплаты или возможности финансирования для использования определенных инструментов. Выделив 100 млн. долларов, Epic Games создали инициативу под названием Epic Mega Grants, в рамках которой предоставляется финансирование для широкого круга проектов и авторов. Включая разработчиков игр и инструментов для них, студентов, преподавателей, работающих в академических учреждениях, создателей средств массовой информации, медиа-развлечений и прочего. Если вы работаете с Unreal Engine или предоставляете инструменты и ресурсы с открытым исходным кодом, подача заявки на Epic Mega Grants может стать перспективным шагом.

При подготовке к поиску финансирования самое важное – это осознание того, что ваши мотивы должны совпадать с мотивами потенциальных инвесторов. Обычно разработчики рассматривают потребность в деньгах как проблему. И, фокусируясь только на нехватке денег, многие просят помощи по поддержке проекта у друзей или семьи, хотя инвестиционное сообщество могло бы помочь уже на этой стадии.

«Я наблюдаю это каждый день, обычно это выглядит так: «Слушай, мне просто нужны деньги. Мне неважно, будут они от венчурных капиталистов, издателей или банков. Мне просто нужен мешок денег», – говорит Джейсон Делла Рокка, соучредитель Execution Labs. «Но так не пойдет».Делла Рокка утверждает, что инвесторы ищут возможности по заработку, а не «кому бы помочь». Позиционирование финансовой потребности вашей студии или игры как проблемы вряд ли привлечет инвестора.

По словам Делла Рокка, ключ к успеху – это смещение фокуса с проблемы «нехватки денег», на возможность, которая привлечет инвестора. Поиск этих крючков начинается с объяснения преимуществ вашей команды, представления высокого уровня ваших специалистов, и концентрации на том отрезке пути, который вы уже прошли.

В конечном итоге это приводит к серьезной дилемме: привлекать займы или использовать собственные средства. Об этом мы поговорим в следующей статье.

Ваши принципы — путеводная звезда при поиске финансирования

Привлечение инвестиций – дело непростое. Здесь важно помнить, что частные инвестиции или займы – это долгосрочное предложение. Вы собираетесь работать со своим инвестором в течение нескольких лет, и очень важно, чтобы вы нашли подходящего партнера.

Такой подход может стать причиной для того, чтобы отклонить даже единственное предложение, если его условия вас не устраивают. Тем не менее, если у вас сильная студия и отличная игровая концепция, скорее всего, новое предложение появится быстро.

Крайне важно четко определить возможности, которые вы предлагаете инвестору, характер отношений, который вы хотите с ним построить, а также основные принципы, которыми вы будете руководствоваться при поиске дальнейшего финансирования.

Студии-разработчику Polyarc (Moss) потребовалось несколько лет на поиск правильного инвестора. Генеральный директор и соучредитель Тэм Армстронг рассказал, что он и его команда потратили годы, выбирая между продажей доли компании и займом.

«Проблема в переговорах по привлечению средств была связана с ограничениями или требованиями инвесторов, которые не удовлетворяли нашим интересам», – говорит Армстронг. «Нельзя сказать, хорошие были предложения или плохие, но мы были очень заинтересованы в сохранении права на нашу интеллектуальную собственность. В то время варианты займов, которые были нам доступны, этого не предусматривали».

Армстронг отметил, что существуют соглашения о привлечении займов, которые позволяют разработчикам сохранять контроль над своей интеллектуальной собственностью. Лучше обратиться к юристу за проверкой условий договоров и консультацией по вопросам собственности, контроля и использования ИС в каждом конкретном случае. В конечном итоге Polyarc привлекла частные инвестиции, сохранив контроль над своей интеллектуальной собственностью.

«Как только мы поговорили с достаточным количеством инвесторов, мы сразу почувствовали, что в компании мотивации на достижение успеха стало гораздо больше», – поясняет Армстронг. «Нам было спокойнее от осознания, что инвесторы, с которыми мы работали, преследовали схожие с нами цели, что позволяет компании дольше оставаться на плаву».

Счастливые геймдевелоперы идут после удачного "питча" Вася Ложкин

В следующей статье «Поиск инвестиций. Часть 2: в нужном месте, в нужное время» мы поговорим о поиске финансирования на различных этапах разработки, дадим пару подсказок о подготовке презентационных материалов, а также опубликуем советы инвесторов, которые ищут проекты и студии, похожие на ваши. А еще мы подробнее обсудим краудфандинг, краудинвестинг и работу с издателями, как способы претворения вашей будущей игры в жизнь.

Майк Фаттер – журналист-фрилансер и консультант в игровой индустрии. Автор книги Gamedev Business Handbook («Руководство по ведению бизнеса в сфере разработки видеоигр»), а также соавтор подкаста Virtual Economy.

Как и многие разработчики игр, наши друзья, выпускники образовательной программы «Менеджмент игровых проектов», столкнулась с необходимостью привлечения финансирования в свой проект.

Изучая материалы по этой теме им попалась серия статей, создаваемая при поддержке Epic Games, Майком Фаттером. Оценив качество материала и потенциальную пользу для русскоязычного коммьюнити, команда Rummy Games решила перевести статью и выложить ее на нашем ресурсе.

Создание видеоигры – это совокупность непростых творческих задач.


С некоторым из них вы уже сталкивались. Вы закончили курсы программирования, прокачались в графическом или звуковом дизайне. Возможно, вы даже работали тестировщиком или имеете опыт в локализации игр. Может быть, после долгих лет работы в ААА-проекте вы, наконец, стали независимым инди-разработчиком. Но если вы ранее не изучали основы финансов, ни разу в своей карьере не сталкивались с привлечением инвестиций, или за вас это делал другой специалист, вы, скорее всего, не готовы к решению важных вопросов.

У вас классные творческие идеи. Концепция игры, немного размытая или абсолютно четкая, уже сложилась у вас в голове. Единственное, чего вам не хватает для реализации проекта – деньги. Вы понимаете, что вам необходимо финансирование, но не видите разницы между типами инвестиций и не знаете, как их получить.

Прежде, чем начать поиск ресурсов для вашей студии или проекта, важно понять, с кем вы будете иметь дело. Именно для этого мы подготовили краткий экскурс по различным видам финансирования.



Русский инвестор «питчит» стартаперов и геймдевелоперов

Венчурный капитал, бизнес-ангелы, привлечение займа, частные инвестиции… Что все это значит?

Частные инвестиции (ЧИ)

Частные инвестиции поступают от частных лиц или компаний, которые покупают доли в уставном капитале юридического лица. При этом фирма не должна быть размещена на фондовой бирже. Также такие инвесторы могут приобретать доли в открытых акционерных обществах, которые планируют сделать частными (последний вариант не свойственен для индустрии видеоигр). Как и в случае других типов капиталовложения, цель состоит в получении дохода от развития компании.

Частные инвестиции – неоднозначный тип финансирования в том смысле, что некоторые вкладчики предпочитают оставаться в тени. Другие – наоборот, более активны, они участвуют в руководстве или контролируют управление компанией. Нередко частные инвесторы вкладываются в компании, находящиеся на начальном этапе своего развития, с расчетом на рост бизнеса и дальнейшее получение прибыли.

Providence Equity Partners, Insight Venture Partners и Lightspeed Venture Partners – объединения частных инвесторов, которые поддерживают индустрию видеоигр в том числе. Существуют также фонды, которые специализируются исключительно на видеоиграх, например: Makers Fund, Kowloon Nights и Hiro Capital. Такие фонды создаются для поддержки студий и новаторов геймдева.

Венчурный капитал (ВК)

Венчурный капитал – обобщающий термин, обозначающий вложения в новые, растущие предприятия. ВК формируется на базе частных инвестиций, капиталовложений от финансовых институтов или индивидуальных инвесторов, которые хотят поддержать маленькие, но перспективные компании и помочь им раскрыть свой потенциал. ВК – рискованное мероприятие, но идеальное для молодых бизнесменов при привлечении средств на развитие. Как правило, венчурные капиталисты хотят минимизировать риски, осуществляя контроль над деятельностью компании через места в совете директоров и право голоса. Для этого венчурный инвестор может потребовать право вето при повышении зарплат, продаже интеллектуальной собственности или при принятии других важных решений, так как при голосовании на совете директоров он может остаться в меньшинстве по сравнению с основателями бизнеса.

К венчурным компаниям, инвестирующим в игры, относятся Sequoia Capital, Kleiner Perkins Caufield & Byers и Andreessen Horowitz.

Бизнес-ангелы

Бизнес-ангел – это, как правило, опытный предприниматель или топ-менеджер, сколотивший себе состояние. Чаще всего бизнес-ангелы инвестируют в области, в которых хорошо разбираются. Они ищут компании с четким бизнес-планом и мощной командой управленцев.

Термин «Бизнес-ангел», возможно, звучит альтруистично, но на деле они также ждут окупаемости своих вложений. В качестве бонуса нередко предлагают экспертное руководство, менторство, знакомство с другими инвесторами, с которыми сложно связаться самостоятельно.

Краудфандинг или народное финансирование

Double Fine Adventure 2012 года (позже переименованная в Broken Age) – это не первый краудфандинговый проект для видеоигр, но именно благодаря ему платформа Kickstarter стала популярной среди разработчиков. Идея проста – презентуйте свою игру аудитории и предложите профинансировать ее заранее, например, за несколько лет до даты выхода. На практике краудфандинг – тяжелый и напряженный способ финансирования. Этот пузырь давно лопнул. В 2019 видеоигры получили всего 16,9 млн долларов на Kickstarter против 50 млн в 2012 году. На сегодняшний день на платформе размещено более 50 тысяч проектов в категории «игры», из которых успешно финансируются только 20 тысяч (стоит отметить, что в это число входят кампании по созданию настольных игр, которые составляют основную часть в этой категории). Краудфандинг не стал панацеей в вопросах финансирования проектов по созданию видеоигр, но остается одним из возможных вариантов для некоторых разработчиков.

Помимо Kickstarter-а существуют и другие площадки. Например, Indiegogo, которая предлагает полезную опцию в виде передачи собранных средств проектам, не достигшим поставленной цели.

Краудинвестинг или акционерный краудфандинг

Модель краудинвестинга сочетает в себе краудфандинг и классический подход к финансированию проектов по созданию видеоигр. Fig – платформа для краудфандинга и микроинвестиций, созданная в 2015 году, модель которой оказалась довольно успешной – 25 из 39 кампаний привлекли финансирование (64%). Благодаря краудинвестингу, свет увидил такие проекты, как Psychonauts 2 от Double Fine и Soundfall от Drastic Games. Платформа также принесла инвесторам прибыль в пяти из одиннадцати выпущенных игр. Fig продолжает развивать свою бизнес-модель, недавно расширившись до концепции «Открытый доступ» (Open Access). Open Access – это возможность финансирования игровых проектов на стадии раннего доступа.

Некоторые рассматривают краудфандинг и краудинвестинг в качестве исходной точки на пути к успеху, однако основатель и генеральный директор Fig Джастин Бейли предостерегает, что платформа – это не серебряная пуля, а значит, успех не гарантирован. Бейли считает, что проекты становятся успешными только после того, как разработчики наберут обороты.

«На самом деле, результативность гораздо выше, когда мы стараемся усилить то, что уже есть у разработчиков», – поясняет Бейли. «Все хотят быть сопричастными к истории успеха. И всем нравится, когда проект уже набрал обороты. Ведь сложнее всего – это сдвинуть дело с мертвой точки. Поэтому, приходя к нам, разработчику следует думать так: «Через эту платформу я смогу привлечь, до половины трафика и финансирования, которые нужны для успеха моей кампании».

Мы обсудим краудфандинг и краудинвестинг более подробно в следующих статьях.

Работа с издателем по-прежнему остается одним из самых надежных вариантов для ряда разработчиков. Как правило, издатель предоставляет финансирование на раннем этапе разработки. Он также оказывает различные услуги (маркетинг, связи с общественностью, тестирование, локализация, отношения между сторонами и т. д.), что позволяет студиям сосредоточиться непосредственно на разработке вместо того, чтобы решать ряд нетворческих задач по продвижению продукта на рынке.

Гранты и налоговые льготы

В зависимости от географического положения вашей студии, вы можете иметь право на получение определенных видов финансирования. Канадский фонд СМИ (Canadian Media Fund) и Игровой фонд Великобритании (UK Games Fund) – два примера государственной финансовой поддержки местных компаний, работающих с цифровыми интерактивными медиа. Штат Джорджия в США и канадская провинция Квебек являются примерами региональных правительств, предлагающих налоговые льготы.

Точно так же некоторые компании предлагают премиальные выплаты или возможности финансирования для использования определенных инструментов. Выделив 100 млн. долларов, Epic Games создали инициативу под названием Epic Mega Grants, в рамках которой предоставляется финансирование для широкого круга проектов и авторов. Включая разработчиков игр и инструментов для них, студентов, преподавателей, работающих в академических учреждениях, создателей средств массовой информации, медиа-развлечений и прочего. Если вы работаете с Unreal Engine или предоставляете инструменты и ресурсы с открытым исходным кодом, подача заявки на Epic Mega Grants может стать перспективным шагом.

Финансы – не проблема, а возможность

При подготовке к поиску финансирования самое важное – это осознание того, что ваши мотивы должны совпадать с мотивами потенциальных инвесторов. Обычно разработчики рассматривают потребность в деньгах как проблему. И, фокусируясь только на нехватке денег, многие просят помощи по поддержке проекта у друзей или семьи, хотя инвестиционное сообщество могло бы помочь уже на этой стадии.

«Я наблюдаю это каждый день, обычно это выглядит так: «Слушай, мне просто нужны деньги. Мне неважно, будут они от венчурных капиталистов, издателей или банков. Мне просто нужен мешок денег», – говорит Джейсон Делла Рокка, соучредитель Execution Labs. «Но так не пойдет».
Делла Рокка утверждает, что инвесторы ищут возможности по заработку, а не «кому бы помочь». Позиционирование финансовой потребности вашей студии или игры как проблемы вряд ли привлечет инвестора.

По словам Делла Рокка, ключ к успеху – это смещение фокуса с проблемы «нехватки денег», на возможность, которая привлечет инвестора. Поиск этих крючков начинается с объяснения преимуществ вашей команды, представления высокого уровня ваших специалистов, и концентрации на том отрезке пути, который вы уже прошли.

В конечном итоге это приводит к серьезной дилемме: привлекать займы или использовать собственные средства. Об этом мы поговорим в следующей статье.

Ваши принципы — путеводная звезда при поиске финансирования

Привлечение инвестиций – дело непростое. Здесь важно помнить, что частные инвестиции или займы – это долгосрочное предложение. Вы собираетесь работать со своим инвестором в течение нескольких лет, и очень важно, чтобы вы нашли подходящего партнера.

Такой подход может стать причиной для того, чтобы отклонить даже единственное предложение, если его условия вас не устраивают. Тем не менее, если у вас сильная студия и отличная игровая концепция, скорее всего, новое предложение появится быстро.

Крайне важно четко определить возможности, которые вы предлагаете инвестору, характер отношений, который вы хотите с ним построить, а также основные принципы, которыми вы будете руководствоваться при поиске дальнейшего финансирования.

Студии-разработчику Polyarc (Moss) потребовалось несколько лет на поиск правильного инвестора. Генеральный директор и соучредитель Тэм Армстронг рассказал, что он и его команда потратили годы, выбирая между продажей доли компании и займом.

«Проблема в переговорах по привлечению средств была связана с ограничениями или требованиями инвесторов, которые не удовлетворяли нашим интересам», – говорит Армстронг. «Нельзя сказать, хорошие были предложения или плохие, но мы были очень заинтересованы в сохранении права на нашу интеллектуальную собственность. В то время варианты займов, которые были нам доступны, этого не предусматривали».

Армстронг отметил, что существуют соглашения о привлечении займов, которые позволяют разработчикам сохранять контроль над своей интеллектуальной собственностью. Лучше обратиться к юристу за проверкой условий договоров и консультацией по вопросам собственности, контроля и использования ИС в каждом конкретном случае. В конечном итоге Polyarc привлекла частные инвестиции, сохранив контроль над своей интеллектуальной собственностью.

«Как только мы поговорили с достаточным количеством инвесторов, мы сразу почувствовали, что в компании мотивации на достижение успеха стало гораздо больше», – поясняет Армстронг. «Нам было спокойнее от осознания, что инвесторы, с которыми мы работали, преследовали схожие с нами цели, что позволяет компании дольше оставаться на плаву».


Что дальше

В следующей статье «Поиск инвестиций. Часть 2: в нужном месте, в нужное время» мы поговорим о поиске финансирования на различных этапах разработки, дадим пару подсказок о подготовке презентационных материалов, а также опубликуем советы инвесторов, которые ищут проекты и студии, похожие на ваши. А еще мы подробнее обсудим краудфандинг, краудинвестинг и работу с издателями, как способы претворения вашей будущей игры в жизнь.

Майк Фаттер – журналист-фрилансер и консультант в игровой индустрии. Автор книги Gamedev Business Handbook («Руководство по ведению бизнеса в сфере разработки видеоигр»), а также соавтор подкаста Virtual Economy.

Работающий с прибылью

Категории: Игры, Интернет сервисы, Торговля и коммерция

Требуемые инвестиции: 400 000 - 1.5 млн ₽

Стадия проекта: Работающий с прибылью

Тиамат Геймз успешно вышла на продажи игры Зов Морей, что подтверждается успехом на Кикстартере. Зов Морей - морская RPG игра, с элементами выживания.

Категории: Игры, Услуги для населения

Требуемые инвестиции: 500 000 - 5 млн ₽

Доходность: 40-60% в год

Стадия проекта: Есть команда

Получайте бессрочный пассивный доход в размере от 40,000р/месяц инвестируя от 500,000р. Это будет третий клуб, который мы открываем с партнерами! Гара.

Работающий с прибылью

Категории: Игры, Программное обеспечение, Услуги для населения

Требуемые инвестиции: 600 000 - 6 млн ₽

Доходность: 35-65% в год

Стадия проекта: Работающий с прибылью

Запишитесь на презентацию бизнеса, экскурсию по кибер-арене, и получите все интересующие материалы, включая договор инвестирования!

Требуемые инвестиции: 4 - 5 млн ₽

Доходность: 40-50% в год

Стадия проекта: Идея

Работающий без прибыли

Требуемые инвестиции: 1 млн - 1 млрд ₽

Доходность: 30-1000% в год

Стадия проекта: Работающий без прибыли

Ищем инвесторов, в проекты по разработке и продвижению игр, которые понимают, сколько можно заработать в игровой индустрии, если игра зашла!

Категории: Игры, Интернет сервисы, Услуги для бизнеса

Требуемые инвестиции: 2 - 10 млн ₽

Доходность: от 30% в год

Стадия проекта: Есть команда

MYCITY - социально-экономическая игровая сеть и бизнес площадка нового поколения. Виртуальные города, в которых, пользователи проекта будут участвоват.

Работающий с прибылью

Категории: Игры, Интернет сервисы, Услуги для населения

Требуемые инвестиции: 500 000 - 100 млн ₽

Доходность: 40-60% в год

Стадия проекта: Работающий с прибылью

Инвестируйте в сеть уже действующих киберспортивных клубов COLIZEUM от 500.000₽ под 40-60% годовых и ежемесячно получайте дивиденды в размере 15-25 т.

Как инвестировать в игры

В наше время игры могут не только развлекать, но приносить доход. Давайте же воспользуемся такой возможностью. В этой статье мы рассмотрим на практике какие существуют возможности для заработка на видеоиграх.

Игровая индустрия растет не по дням, а по часам. Растут и бюджеты игр и их продажи. По оценкам экспертов, уже за этот год объем мирового рынка видеоигр вплотную приблизиться к $100 миллиардам.

Тенденция примерно одинакова во всех странах. Про американский, китайский и японский сегменты рынка можно вообще не говорить. Там сосредоточены гиганты игро-строения, а армии геймеров просто огромны.

Но и русскоговорящие страны не отстают. К примеру, уже сегодня каждый четвертый житель России так или иначе вовлечен в сферу видеоигр. Проще говоря, такой человек или связан с процессом производства и продвижения игр, или сам играет.

В прошлой статье мы обсудили основы индустрии и ключевые факторы успеха игр. Оказалось, что секрет больших продаж зависит от много, и хорошие игры могут принести доход больше чем голливудские блокбастеры.

В этой статье будет больше конкретики. Мы узнаем несколько актуальных возможностей, как именно можно заработать на индустрии. При этом, рассмотрим несколько примеров. Итак, начнём.

Игры и краудфандинг

Финансирование через краудфандиговые площадки становиться трендом. Всё больше идей реализуется таким способом. Игровая индустрия в числе лидеров по массовому сбору средств.

Напомню, что такое краудфандинг. Если коротко — то это способ открытого, массового привлечения инвестиций под презентованную идею. Подробнее читайте в моём специальном обзоре.

Как правило, люди инвестируют небольшие суммы ($5-$100). Тем не менее, привлечение необходимого объема средств достигается за счёт массовости. Если идея проекта интересная, то инвесторов может быть несколько тысяч.

Конечно, небольшие инвесторы не получают больших преимуществ. Им достаточно получить один из прототипов продукции (в нашем случае — игры). При этом, крупные инвесторы могут договориться о получении процента от продаж.

Одним из самых удачных примеров может служить игра Wasteland 2, которая вышла в конце 2014 года. Бюджет игры составил $6 миллионов, половина из которых была собрана на краудфандинговой площадке Kickstarter. Компания по сбору средств началась весной 2012 года.

Первая часть Wasteland вышла еще в девяностых и была настоящей иконой видеоигр. Благодаря этому, сбор средств для продолжения игры шёл очень быстро. Нужную сумму удалось собрать буквально за месяц.

Более того, разработчики привлекли больше инвестиций, чем рассчитывали. Благодаря этому, удалось сделать версии Wasteland 2 для всех популярных игровых платформ, а также перевести игру на восемь языков, включая русский.

Старт продаж оказался удачным. Все затраты окупились за четыре дня. Всего игра заработала без малого $54 миллиона. Таким образом, разработчики и крупные инвесторы получили с каждого вложенного доллара — девять долларов прибыли. Другими словами, доходность за два с половиной года составила 900%.

  1. Просматриваете популярные краудфандинговые площадки (особое внимание сайту Kickstarter);
  2. Выбираете игру, которую считаете потенциально успешной;
  3. Контактируете с организатором компании по сбору денег и договариваетесь об индивидуальных условиях инвестирования.

Игры с выводом денег

Активно развивается и совершенно другой вид заработка — заработок на играх с выводом реальных денег. Как правило, речь идёт о браузерных играх.

Тематика такого рода игр может быть самая разная. Но чаще всего, это экономические стратегии. Типовые варианты — это строительство города или фермы.

Суть в том, что игроки вначале вносят реальные деньги для создания инфраструктуры в игре. Затем эта инфраструктура постепенно приносит внутри-игровые ресурсы. Некоторые из таких ресурсов можно поменять на реальные деньги и вывести на свой электронный кошелёк.

Следует понимать, что игры с выводом денег — это всегда хайп-проекты. Ведь никакого реального производства или торговли не идёт. Система замкнута и вывод средств производиться только за счёт притока денег от новых игроков.

Типичная браузерная игра с выводом денег

Примерно так выглядит типичная браузерная игра с выводом денег (нажмите для увеличения)

Таким образом, на играх с выводом денег можно зарабатывать 3-70% доходности в месяц. Но и риски высокие. Имеет смысл связываться с подобными играми только в первые несколько недель от их запуска.

Срок жизни для игр с выводом денег может быть самый разный. Многое зависит от маркетинга и средней доходности каждой конкретной игры.

  1. Найдите подходящую игру и отзывы о ней;
  2. Оцените риски, просчитайте окупаемость;
  3. Инвестируйте, и, по-возможности добейтесь максимально быстрой окупаемости.

Акции компаний игровой индустрии

Популярные игры приносят огромные деньги. Так что их создателям и распространителям хватает и на хлеб и на масло. Обороты компаний-лидеров игровой индустрии исчисляются миллиардами долларов в год.

Логично предположить, что такие крупные компании уже давно являются акционерными. В действительности — так и есть. Многие игровые монстры, особенно из Северной Америки, имеют листинг на мировых биржах.

Акции крупных компании из индустрии видеоигр

Название компанииЗначимые игры компанииГде торгуется*Символ на биржеЦена одной акции (на 9 января 2016)
Electronic Artsсерии игр Battlefield, SIMS, FIFAамериканская NASDAQEA$63,13
Nintendoпроизводит игровые консоли Wii Uамериканская NASDAQNTDOY$16,05
Ubisoft Entertainmentсерии игр Assassin’s Creed, Far Cry, Just Danceевропейская EuronextUBI€24,47
Activision Blizzardсерии игр Call of Duty, WarCraftамериканская NASDAQATVI$35,71
Take-Two Interactiveсерии игр GTA, XCOM, Mafiaамериканская NASDAQTTWO$32,34
Sega Sammy Holdingsсерии игр Total War, Company of Heroes, Sonicяпонская TSE64600¥1 093
Konami Holdings Corpсерии игр Metal Gear, Sillent Hill, PESамериканская NYSEKNMCY$23,93

* — если акции торгуются на нескольких биржах, то указана крупнейшая

Примечательно, что акции всех этих компаний показывали рост за последние 12 месяцев. К примеру, акции EA подросли на 34%. И это при том, что сейчас акции на спаде. На пике цены их можно было продать выручив 61% прибыли.

Получается, что вкладывать в акции компаний-гигантов игровой индустрии всегда выгодно. Но особенный рост они демонстрируют после презентации или выхода очередной популярной игры. Кстати, EA показали максимальный рост в период запуска очередной части Call of Duty.

  1. Выберите несколько компаний и оцените динамику цен на их акции;
  2. Руководствуйтесь принципами диверсификации инвестиций;
  3. Купите акции, например, через брокера, работающего с нужными биржами.

Таким образом, возможности заработать на играх действительно есть и они достаточно простые. На фоне грядущего выхода новой XCOM, я всерьез подумываю прикупить акций Take-Two. Подумайте об этом и Вы.

Буду благодарен любым Вашим вопросам или Вашему мнению в комментариях.

Читайте также: