Как настроить моноблок мультиметром

Обновлено: 04.07.2024

HPF / LPF (ФВЧ / ФНЧ)

Все приведенные цифры являются примерными, для получения более точных и безопасных значений изучите характеристики ваших динамиков!

Для сабвуферов устанавливается в районе 50-80 Hz в зависимости от типа оформления (ЗЯ, ФИ, и т.п.), чтобы отсечь частоты, для которых сабвуфер не предназначен. Аналогично и со среднечастотниками, для них режьте в районе 1400-1600 Hz.

Если есть возможность, то можно ограничить твиттеры на 20 000 Hz, но это не обязательно.

Gain Level

Gain (чувствительность) часто путают с громкостью, но это не совсем правильно.

Для начала будет полезно посмотреть понятое видео про то, как работает гейн на усилителе:

Настройка гейна на слух (1 способ)

Настройка гейна на слух (2 способ)

Если вы настраиваете сабвуфер, то используйте 40 Гц, в случае если ваш корпус настроен выше 40 Гц или у вас закрытый ящик, тогда берите 50 Гц, (скачать синусы в разделе Загрузки). Для настройки гейна для усилителя мидбаса возьмите 315 Гц.

Установите гейн на минимум, включите ваш синус и прибавляйте громкость магнитолы. При изменении звучания тонового сигнала остановитесь и убавьте на пару делений (выставьте ограничение максимальной громкости на это значение, если в вашей магнитоле есть такая функция). Переходите к усилителю. Аналогично первому способу прибавляйте гейн. При изменении звучания остановитесь и убавьте на 10%.

Настройка гейна с помощью мультиметра или осциллографа

Настройка уровня гейна с помощью приборов является грамотным и точным согласованием. При этом не напрягается ни динамик ни ваши уши. Подробно о такой настройке показано в видео на нашем Ютуб канале:

Обратите внимание, что при настройке с помощью мультиметра вы должны быть уверены в мощности, заявленной производителем усилителя.

Subsonic

Bassboost

Опытными людьми он может использоваться для увеличения полки АЧХ, чтобы вытянуть провалы в определенных частотах, но это уже глубокие настройки и эффект не всегда оправдает риск.

X-over

Регулятор фазы (Phase)

Master/Slave

Этот переключатель используется при мостовом подключения моноблоков. Master устанавливается на усилителе, к которому подходят RCA («тюльпаны») от магнитолы, Slave ставится на подсоединяемом моноблоке.

Видео

Запись на мероприятие

Количество гостей со мной:

Тема: Как правильно настроить усилитель мультиметром

Опции темы

Как правильно настроить усилитель мультиметром

Главный враг любой колонки это слишком высокое напряжение, понять ухом какое напряжение попадает на вашу колонку бывает невозможно и по этой причине выкручивать уровень на усилке от балды категорически запрещается.

Главная мысль всей настройки это обеспечение колонки правильным напряжением которое посылает ваш усилитель.

Все что вам нужно знать это RMS ( номинальная мощность ) вашего усилителя и колонок и сопротивление вашей колонки. Расчет делается от минимальной величины, т.е если колонка у вас 120 ватт rms а усилитель 200 ватт rms, то цифру надо будет использовать от колонки.

Сам расчет максимально прост : умножаем выбранную величину rms на сопротивление колонки и рассчитываем квадратный корень получившегося числа

  • Мощность номинальная / максимальная: 60 / 160 Вт
  • Сопротивление: 4 Ом

Получаем 60х4=240 , квадратный корень 240 = 15.5 вольт постоянного напряжения и 160х4 = 25.3 вольт в пиках на максимально короткое время. Т.е если вы хотите слушать басовитую музыку с частой среза до 100 герц на этих колонках ( чем выше частота среза тем выше сопротивление катушки, тем больше тока она может рассеять ), желательно настроить усилитель так чтобы ваша колонка не получала напряжение выше 15.5 вольт.

Как это сделать :

П.С Если хотите чтобы у вас колонка играла от 50 герц то пишем диск 50 герц и режем фильтрами свои колонки от 50 герц ( если вы режете от 40 герц, то запись 50 герц не будет соответствовать максимальному напряжению).

2) Берем мультиметр ( средняя цена 500р за нормальный мм который может даже замерить вам сопротивление колонки )

3) Отключаем одну нужную вам колонку и оставляем только провода

4) Отключаем все межблочники, кроме межблочника который подавал сигнал на ту колонку которую вы отключили.

5) Вставляем диск с записанной вами частотой и смотрим чтобы звука нигде не было, ставим мультиметр в положение АС ( переменный ток) и подключаем мультиметр к проводам колонки которую вы отключили и смотрим чтобы там было напряжение.

6) Убираем на усилителях гейн в 0 и выкручиваем громкость на магнитоле на 3/4 или 75% от максимально возможной

7) Настраиваем уровень усилителя так чтобы там было нужное вам напряжение.

8)

Проделываем эту операцию для всех каналов на которых есть свой уровень усиления.

После всего этого можно быть уверенным что даже при самых низких басах на 75% громкости ваша колонка никогда не получит напряжение которое может повредить ее катушку. Музыку с глубоким басом не желательно слушать выше настроеной вами громкости, там где баса поменьше можно и чуть погромче!

Поделки своими руками для автолюбителей

Как настроить усилитель (моноблок) для сабвуфера своими руками.

Всем привет, в этой статье речь пойдет о грамотной настройке моноблока или усилителя , который воcпроизводит ваш сабвуфер. Настройка не так сложна, как кажется на первый взгляд.

На каждом усилителе есть несколько «Крутилок». Это и есть основные настройки . О них и пойдет речь.

1) Параметр который есть на всехусилителях называется GAIN или он же Level. На простом языке это громкость вашего сабвуфера. В некоторых усилителях комплектуется отдельный регулятор громкости.

Этот фильтр отвечает за срез ВЫСОКИХ частот например от 50 Гц до 40000 Гц

Часто этот параметр выставляют на 70-90 Гц. (То есть если выставить на 70 Гц, то ваш сабвуфер не будет забираться выше 70 Гц)

3) Фильтр SUBSONIC .

Этот фильтр Срезает все низкие частоты. Ваш сабвуфер не играет ниже 15 Гц. Вернее он играет(без сабсоника) , но человек этих частот просто не слышит, а Моноблок забирает энергию на воспроизведение этих не эффективных в нашем случае частот. Да и не каждый сабвуфер готов воспроизводить частоты ниже 20гц без последствий.

Например наш сабвуфер запилен в короб с настройкой 35 Гц. Я бы сделал срез на 10 Гц ниже. Выставил параметр на 25 Гц. Получается что мы срезали все частоты от 0 до 25 Гц ( сабвуфер не будет их воспроизводить , а Моноблок перестает тратить бесполезную энергию) В отдельном случае сабсоник режут на 10 а то и 15 Гц, Это любители мощных аудиосистем, и с ураганом в салоне.

Предположим Сабвуфер начинает свою работу с первого движения вверх или вниз. Phase переключает первое движение ВВЕРХ или ВНИЗ.

Нужен он для подключения сабвуферов в мостовом режиме через несколько моноблоков. (в одном коробе 2 сабвуфера, каждый подключен к своему моноблоку. Параметр фаз выставляем на двух моноблоках так, чтобы сабвуферы начинали свое движение в ТАКТ друг с другом.

5) Параметр BASS BOOST.

Самая любимая «крутилка» неопытных любителей громкого басса. Они выставляют ее на MAX и радуются «Искаженному» пердежу (Прошу прощения, но по другому я это назвать не смогу)

Bass boost это усилитель басса, но мало кто знает что при повышении низких частот усилитель теряет свой КПД и начинает воспроизводить грубые искажения .

Сабвуфер принимает эти искажения в виде хрипа и залипания, и получается КЛИП сабвуфера. А КЛИП разрушает сабвуфер. То же самое касается любых усилителей баса этого параметра на различных магнитолах, и других устройств типа смартфонов , планшетов и тд.

BASS BOOST это вред вашим динамикам!

Всегда выставляем этот параметр на MIN

Настройка lpf на моноблоке

Настройка lpf на моноблоке

Эта настройка является безопасной для аудиосистемы, но не является абсолютно верной для всех аудиосистем. Дальнейшая регулировка производится под конкретную систему и слушателя.

Настройка магнитолы зависит от ее конкретной модели, здесь рассмотрим настройки которые есть практически на любой магнитоле.

1. Настройка магнитолы:

2. Настройка усилителя под динамики:

2.1. Включаем HPF фильтр

2.2. Выставляем срез так же как описано в пункте 1.5.1

2.3 Устанавливаем Gain (Level):

3. Настройка усилителя под сабвуфер:

3.1 Включаем LPF фильтр (если вы используете моноблок то ничего включать не надо)

3.2 Выставляем срез так же как описано в пункте 1.5.2

3.4 Gain настраивается так же как в пункте 2.3

Первоначальная настройка закончена, следите за динамиками первое время, возможно потребуется небольшая корректировка настроек. Не забывайте разминать динамики после покупки. Прокладывайте грамотное питание во избежание клиппа! Проследите за просадо

Настройка сабвуфера от LOUD SOUND

3. Фильтр HPF (или sub sonic) служит для того, что бы убрать самые низкие частоты, как правило 25 Гц и ниже.

5. Обязательно следите за просадками.

Сабвуферы чаще выходят из строя не из-за слишком большой мощности, а из-за того, что усилитель дает не чистый сигнал.

Это происходит когда усилителю не хватает питания, что бы на выходе сигнал был чистый.

Советы по настройке сабвуфера

Вступление

После покупки сабвуфера и усилителя, стоит начинать с проектирования короба по характеристикам самого динамика. Выбрать стиль и тип музыки, которая чаще всего будет прослушиваться. Правильный подход позволяет получить хорошее звучание.

Настройка фильтра LPF

Фильтр LPF (Low Pass Filter) служит для того, что бы убрать с сабвуфера высокие частоты (вокал) и оставить только низкие. Лучше всего настраивать LPF на головном устройстве. Так вы сможете получить точные значения настроек (рекомендуем срез 50 или 63 Гц). Если такой возможности нет, тогда срез регулируется на самом усилителе.

Не рекомендуем одновременно использовать фильтр на усилителе и в головном устройстве.

Настройка фильтра SUBSONIC

Фильтр ультранизких частот (SUB SONIC) служит для того, чтобы убрать самые низкие частоты (20 Гц и более низкие), что не позволит динамику превышать допустимый ход. Работая на таких частотах без среза, можно заметно увеличить ход диффузора, катушка может выйти из зазора и повредиться.

Обращаем внимание, сабсоник присутствует не на всех усилителях. Желательно сразу подбирать усилитель на сабвуфер, где есть указанный фильтр.

Настройка GAIN (LEVEL)

Настройка уровня входной чувствительности сабвуфера и его регулировка осуществляется на усилителе. Регулятор Level или Gain позволяет согласовать уровень сигнала головного устройства с усилителем, чтобы избежать искажений и помех на динамик.

1. Настройка на головном устройстве:

  • Регулятор GAIN (LEVEL) на усилителе ставиться в ноль;
  • Подается аудиосигнал с настроенной частотой;
  • Увеличиваем громкость на магнитоле до появления искажений;
  • Оставляем уровень громкости до искажений и переходим к усилителю.

2. Настройка на усилителе:

  • Увеличиваем уровень сигнала регулятором GAIN (LEVEL) на усилителе до искажений;
  • Возвращаем регулятор немного назад, чтоб звук стал чистым.

Для более точной настройки сабвуфера используют осциллограф. Данное решение позволяет настроить уровни гибко, исключая даже малозаметные искажения.

Настройка задержки

Задержки можно выставлять только на процессорных магнитолах, или при подключении внешнего процессора.

Данная настройка нужна, если бас «запаздывает». Говоря простым языком, фронт уже отыграл, а сабвуфер отыгрывает несколько позже, то есть с задержкой. Именно по этой причине нужна корректировка задержки, чтобы позволить фронтальной акустике и сабвуферу отыгрывать синхронно.

Регулировка фазы (PHASE)

Обращаем внимание, при выборе усилителя, желательно приобретать с данной регулировкой, если ее нет в головном устройстве.

Контроль и просадки

После всех настроек, обязательно следить за работой сабвуфера и просадками (нехватка питания от генератора автомобиля). Рекомендуем использовать вольтметр для мониторинга напряжения. Обязательно подключать на входные клеммы усилителя. Нормальное напряжение на входе усилителя должно быть не ниже 12.5 В при работе.

Работа сабвуфера сопровождается нагревом звуковой катушки. Если колпак теплый, значит все нормально настроено. Если колпак будет горячий, значит сильно греется катушка, из за чего часто и довольно быстро сабвуфер выходит из строя.

Причины быстрого нагрева:

  • Не верно настроено;
  • Не качественное оформление;
  • Не достаточно питания (клип);
  • Используются усилители баса (басбусты и не качественные треки);
  • Слабый усилитель (клип).

Правильная настройка сабвуфера в машине

Читайте далее
Что такое атермальное лобовое стекло для автомобиля

Существует мнение, что сабвуфер в автомобиле нужен только для молодёжи, слушающей утробный афроамериканский рэп, выворачивающий внутренности. На самом деле это не так. Сабвуфер всего лишь позволяет расширить динамический диапазон воспроизведения. Ведь низкие частоты есть практически в любом музыкальном материале, даже в классической музыке.

Но небольшие дверные колонки не позволяют слушать низкий бас. Зато с этим прекрасно справляется сабвуфер. Естественно, если сабвуфер правильно сделан и произведена правильная настройка сабвуфера в машине.

Какой должна быть правильная настройка сабвуфера в машине?

Настройкой сабвуфера нужно заниматься ещё на этапе проектировки короба для динамика. Во время этого учитывается множество различных параметров: музыка, которую чаще всего будет слушать владелец, усилитель, который будет работать с динамиком и автомобиль, в котором будет стоять сабвуферный корпус.

При проектировании короба важную роль играют и параметры динамика, которые определяют, в каком акустическом оформлении он сможет работать. Например, если динамик способен хорошо играть в фазоинверторном корпусе, его порт можно настраивать как выше, так и ниже, в зависимости от предпочитаемой музыки.

Конечно, если вам достался сабвуфер в заводском корпусе, возможности его настройки ограничены. Но при грамотном подходе добиться приемлемого звучания вполне реально. С чего начать настройку сабвуфера?

Настройка LPF (low pass filter) фильтра

Настройка «сабсоника»

После необходимо задействовать фильтр, который называют «сабсоник». По-сути, это фильтр высоких частот, работающий в суббасовой области. Проще говоря, он отрезает от сигнала инфранизкие частоты и пропускает все, что выше. Сабсоник есть не на всех усилителях. Но если ваш динамик работает в акустическом оформлении ФИ или ЧВ, то и усилитель надо выбрать такой, в котором есть такой фильтр.

Зачем он нужен «сабсоник»? Дело в том, что сабвуферный динамик будет пытаться воспроизвести и частоты, лежащие за пределами слышимого диапазона, например 20-25 Гц и ниже. На таких частотах ход диффузора увеличивается, что может привести к выходу катушки из зазора и её повреждению. Сабсоник отрезает всю «инфру» и не позволяет динамику превысить ход. К тому же, качество воспроизведения нужного басового диапазона только улучшается, а громкость увеличивается.

Настраивать «сабсоник» следует примерно на 5 Гц ниже частоты настройки порта фазоинвертора. Например, если частота его настройки 35 Гц, то настраивать сабсоник надо на 30 Гц. Чтобы сделать это, нужно включить переключатель и вращать «крутилку» до требуемых цифр.

Что нужно знать о фильтрах

Регулировка уровня входной чувствительности сабвуфера «GAIN» или «LEVEL»

Ещё одним важным этапом в настройке сабвуфера является регулировка уровня входной чувствительности сабвуфера. Он находится на сабвуферном усилителе и обозначается словом «GAIN» или «LEVEL».

Выглядит, как «крутилка» с цифрами, например, от 0,3 до 5 В. Это не уровень громкости, как некоторые ошибочно думают, хотя при установке на максимальные значения громкость действительно увеличивается. Эта функция нужна, чтобы согласовать уровень головного устройства и усилителя.

Настраивают «GAIN» по разным методикам. Но суть их примерно такая: на сабвуфер подаётся музыкальный сигнал в виде синусов с определённой частотой. Уровень входной чувствительности при этом минимальный.

Постепенно увеличивают громкость на головном устройстве, до появления слышимых искажений. После этого ручку громкости поворачивают назад, чтобы звук снова стал чистым. Потом так же настраивают «GAIN», вращая «крутилку» до того, как появятся искажения сигнала. После снова возвращают её немного назад. Более точной будет настройка сабвуфера в машине, если применять в процессе осциллограф.

Выбор акустической системы для автомобиля

Настройка акустической фазы сабвуфера

Также важна настройка акустической фазы сабвуфера. Не вдаваясь в нюансы терминологии, следует сказать, что правильная фазировка позволяет обеспечить звучание «саба» спереди, вместе с фронтальными динамиками. Если сабвуфер слышно сзади, из багажника, значит что-то сделано неправильно.

На многих усилителях есть «крутилка» фазовращателя, позволяющая плавно поворачивать фазу. Поэтому желательно приобретать именно такие усилители. Если такой возможности нет, повернуть фазу можно на ГУ, если у него есть такая функция. Или же можно просто поменять местами плюсовой и минусовой провод на динамике.

Выставление задержек

Следующим этапом настройки сабвуфера в машине есть выставление задержек. Но такое возможно только на процессорном головном устройстве или при наличии внешнего процессора. В некоторых акустических оформлениях, например ФИ, не всегда хорошие импульсные характеристики, поэтому бас может немного запаздывать. Это не всегда приятно на слух.

Например, фронтальные динамики сыграли ноту, а через доли секунды отыграл «саб». Чтобы такого не допустить, корректируют задержки, что позволяет «фронтальной акустике и сабвуферу играть одновременно.

Стык сабвуфера и мидбаса


Необходимые инструменты

Однако сначала нужно приготовить сам мультиметр, а также калькулятор и отвертку, которые необходимы для расчетов и вспомогательных работ. Придется также разыскать инструкцию по эксплуатации усилителя и записать тестовый сигнал на компакт-диск или другой накопитель в стерео формате. Частота тест-сигнала при этом зависит от предпочтений меломана и обычно находится в интервале от 40 до 70 Гц.


Как настроить

Сущность этого метода заключается в том, чтобы усилитель во время проигрывания музыкальных композиций обеспечивал колонки «правильным» напряжением. Для этого владельцу усилителя придется внимательно прочитать инструкцию по эксплуатации, чтобы выяснить рекомендованную производителем мощность аудиоустройства (DIN) и максимальное возможное сопротивление подключенных к нему колонок.

После этого придется взять в руки калькулятор, чтобы произвести несложные вычисления:

  • умножаем DIN на сопротивление колонок;
  • извлекаем из получившегося числа квадратный корень.


На практике этот процесс выглядит следующим образом. Если номинальная мощность усилителя составляет 60 Вт, а сопротивление колонок равно 4 Ом, то нужно эти цифры перемножить и извлечь полученного числа (240 В) квадратный корень, который будет равен 15,5 В.

Теперь осталось настроить фильтры усилителя (режем по низким частотам) таким образом, чтобы во время проигрывания аудиокомпозиций напряжение на колонках не превышало значения, полученного в ходе вычислений. В нашем случае это 15,5 В.


Для этого владельцу усилителя потребуется:

  • отключить от аудиоустройства все колонки и сабвуфер;
  • установить громкость звука в стереорежиме на 3/4 (75%) от номинального уровня и убрать Gaim в «ноль»;
  • включаем на мультиметре режим переменного тока (АС) и выбираем 200 В;
  • подключаем измерительный прибор к усилителю вместо колонки, соблюдая полярность проводов;
  • вставляем компакт-диск с тест-сигналом в аудиоустройство и нажимаем на кнопку «Пуск»;
  • берем в руки отвертку и поворачиваем регулировочный винт на канале до тех пор, пока на шкале мультиметра не появиться значение 15,5 В;
  • аналогичным образом настраиваем остальные каналы.


После такой настройки владелец усилителя может быть уверен в том, что даже самые низкие басы не смогут повредить катушку динамиков, если пользователь будет слушать музыку на 75% от максимальной громкости звука.

Воспользуйтесь этими советами, чтобы наслаждаться «чистой» музыкой, или поделитесь своими идеями, которые помогут осуществить точную настройку усилителей.


Если у вас есть автомобильная стереосистема, вы, вероятно, хотите получить максимальную отдачу от вашей системы, включая усилитель. Настройка усиления усилителя является важным шагом для достижения максимальной производительности, а также для защиты вашего оборудования. Вы можете убедиться, что усиление усилителя правильно установлено для стерео, сопоставив входной уровень усилителя с выходным уровнем стерео. С помощью мультиметра, а также небольшой математики, проверьте выход переменного напряжения усилителя и установите коэффициент усиления устройства на правильный уровень для системы.

Шаг 1

Измерьте сопротивление динамика, который вы будете подключать к усилителю, используя мультиметр. Установите мультиметр для измерения Ом. Поместите один зонд мультиметра на положительный вывод, а другой зонд на отрицательный вывод динамика. Обратите внимание на сопротивление Ом.

Шаг 2

Обратитесь к руководству по усилителю, чтобы узнать рекомендованную выходную мощность при нагрузке сопротивления, которую вы нашли в своих колонках.

Шаг 3

Рассчитайте желаемое выходное напряжение переменного тока для усилителя. Это уравнение может быть решено следующим образом: напряжение равно квадратному корню из сопротивления, умноженного на мощность. Например, если в вашем руководстве сказано, что усилитель должен выдавать 50 Вт при четырех Ом (сопротивление вашего динамика), решите уравнение, умножив 50 Вт на четыре Ом, что равно 200. Затем используйте калькулятор, чтобы найти квадратный корень из 200, что составляет 14,142. Это желаемое выходное напряжение переменного тока для вашего усилителя.

Шаг 4

Отсоедините ваши динамики и сабвуферы от усилителя, для которого вы устанавливаете усиление. Усилитель все еще должен быть подключен к электрическому источнику.

Шаг 5

Установите стерео от 85 до 90 процентов от максимальной громкости.

Шаг 6

Вставьте мультиметровые пробники в выходные клеммы усилителя, поместив положительный пробник в положительную клемму, а отрицательный пробник в отрицательную клемму.

Шаг 7

Воспроизведите компакт-диск с тест-тоном 60 Гц на стереосистеме.

Отрегулируйте ручку усиления усилителя, следя за мультиметром. Когда мультиметр прочитает желаемое значение выходного напряжения переменного тока (которое вы нашли в математическом уравнении), прекратите регулировку ручки усиления. Усиление усилителя теперь правильно установлено.

В первой части была описана схема усилителя мощности . Теперь перейдем к его настройке. Для настройки потребуется тестер (лучше два — для возможности одновременного контроля тока покоя и напряжений в контрольных точках) и, желательно, осциллограф.

Я обычно схемы собираю на макетной плате. Так проще производить отладку, да и внести изменения в схему, если они потребуются. Хотя выглядит это, как правило не фотогенично (рис. 1). Как говаривали радиолюбители 100 лет назад — "прием радиопередач велся на мусор на столе".

Итак, попробуем отрегулировать "мусор на столе". Собственно схема приведена на рис. 2. Номиналы некоторых элементов из схемы удалены, чтобы можно было разместить контрольные точки.

Первое, что необходимо сделать, после сборки и перед первым включением питания — закоротить цепь смещения выходных транзисторов. На схеме показано два варианта: или соединить базу с коллектором транзистора VT5 (пунктирная линия), или закоротить коллектор и эмиттер того же транзистора (штрих-пунктирная линия). Это делается для того, чтобы исключить перегрев или выход из строя транзисторов выходного каскада, пока не установлено напряжение на средней точке (TP4) и не отрегулирован ток покоя.

Эту операцию необходимо делать перед началом настройки даже самого простого усилителя (рис. 3).

Сопротивление нагрузки при проверке режимов по постоянному току подключать необязательно, а вот вход желательно закоротить через конденсатор относительно небольшой емкости, — иначе при регулировке или изменении напряжения питания ток заряда конденсатора С2 через большое сопротивление R4 может вносить искажения в результаты измерения, а на оставленный открытым вход усилителя могут наводиться помехи, также мешая настройке. О емкости конденсатора C2 можно будет подумать при проверке работы усилителя в области низких частот.

После этого включаем в цепь питания усилителя амперметр и подаем напряжение питания 12 В. Если, после броска зарядного тока конденсатора С6, установится ток покоя не выше 5. 10 мА, то можно продолжать настройку.

Первым делом включаем в разрыв цепи коллектора VT9 миллиамперметр, чтобы контролировать ток покоя выходных транзисторов.

Затем начинаем проверять напряжения в контрольных точках TP1. TP3. Они должны примерно соответствовать указанным на схеме, т. к. как падение напряжения на параметрическом стабилизаторе, так и напряжения на эмиттерах транзисторов VT3 и VT6 определяются их техническими характеристиками и отклонения вряд-ли могут превышать +/- 10%.

Затем устанавливаем напряжение в средней точке TP4 равное примерно половине напряжения питания. Точнее его будем устанавливать при проверке работы усилителя с НЧ сигналом.

Проверяем напряжение на базе транзистора VT1 (контрольная точка TP5). Оно ниже напряжения на средней точке, что связано, скорее всего, со слишком большим током генератора VT3 (чуть больше 2 мА) и, соответственно, слишком большим падением напряжения на резисторе R5, поэтому увеличим резистор R6 до 270 Ом, после чего еще раз подрегулируем напряжение в средней точке.

Теперь движок резистора R11 ставим в верхее (по схеме рис. 1) положение, снимаем перемычки и устанавливаем ток покоя примерно 1 мА резистором R11. Ток покоя следует устанавливать тогда, когда все элементы схемы "остыли", если установить его непосредственно после монтажа, то он будет "подрастать", т. к. в процессе остывания элементов VT5 и R10 их характеристики будут изменяться в "худшую", с точки зрения минимизации тока покоя сторону.

Наконец, проверим состояние усилителя при снижении напряжения питания до 3 вольт. И обнаруживаем увеличение тока покоя, да еще и колебание стрелки аналогового амперметра. Чтобы выяснить, что случилось, может потребоваться осциллограф, хотя наступающую при напряжении 3 В генерацию (рис. 4), как уже сказано, можно заметить и по увеличивающемуся току покоя каскада.

Рис. 4. Низкочастотная генерация схемы рис. 1 при питании 3 вольта. Рис. 4. Низкочастотная генерация схемы рис. 1 при питании 3 вольта.

Почему возникает низкочастотная генерация? Здесь срабатывает эффект, описанный в ч. 1 — влияние тока базы транзисторов VT3 и VT6 друг на друга, если один из них оказывается в режиме, близком к "отключенному коллектору". Это можно увидеть, если подключить осциллограф к TP1.

Конечно, такая работа совершенно недопустима. Можно, конечно, уменьшить сопротивление параметрического стабилизатора R2, но это приведет к увеличению потребляемого тока, поэтому решим вопрос по другому — в цепь базы транзистора VT6 (именно он "рискует" оказаться в роли вредителя) введем резистор сопротивлением 1 кОм (рис. 5), тем самым снизим ток, который дополнительно нагружает параметрический стабилизатор при низком напряжении питания.

На этом настройка усилителя по постоянному току закончена и в следующей части проверим, как он выполняет свои функции в качестве усилителя НЧ. Посмотрим, не скажется ли дополнительный резистор R15 на характеристиках усилителя при работе на максимальной громкости, а заодно и поиграем с параметрами узла установки тока покоя, несколько измененная схема которого приведена на рис. 5.

Читайте также: