Как не спалить сабвуфер моноблоком

Обновлено: 04.07.2024

Задался целью смотреть фильмы с телевизора не на встроенных динамиках. Для этого был куплен б/у ресивер, и полочники начального уровня (от саундбаров сразу отказался, ведь ресивер — это открытая система, с возможностью допилить и узнать что-то новое, в отличие от готового продукта). Звук по оптике.

Так вот вопрос, как не спалить колонки? Регулировка звука сопровождается отображением неведомых значение в -db, и чем это значение меньше, тем звук громче.

Ещё такой момент заметил, что при проигрывании разных источников звука (баловался разными песенками в разном качестве) громкость совершенно разная, при одном и том же значении этих самых db. У меня получалось, что чем выше качество источника, тем звук тише.

Так вот собственно вопрос, есть ли какой-то объективный фактор, чтобы оценить/рассчитать максимальную нагрузку для моей акустики, чтобы не выходить за эти рамки?

Если есть хороший гайд на эту тему, буду рад ссылке. С подобной техникой столкнулся впервые.

Ответы

0 дБ на экране ресивера означает выдачу паспортной мощности ресивера на стандартные 8 Ом. Каждый -3дБ шаг на ресивере уменьшает мощность в два раза. Это чтоб у вас было представление о связи с ваттов с дб ресивера.

Вы правы в том, что не все источники одинаково громкие. Погуглите войну громкости, станет понятно что к чему.

Крутить можно сколько душе угодно, лишь бы не загнать усилитель в режим, где он не сможет выдавать сигнал без искажения. В одном случае это может быть уже при -10, в другом случае может понадобиться +10, если тихая запись. Общего правила нет. При перегрузке вы услышите искажения в звуке и громче делать просто не захочется.

Состояние алкогольного опьяения и бесконтрольные друзья на вечеринке являются причиной поломок аппаратуры в 95% случаев. 5% - тяга к экспериментам и любопытство )

Получается если при 0 дб и при 8 ом, он выдаёт 140 вт/канал, то при -3 дб, это уже по 70, а при -6 это 35вт, и так далее, или я что-то не так понял? У меня просто и на - 50 дб уже играет ощутимо комфортно для спокойного прослушивания. Это получаются уже совсем крохотные значения, ничего не понимаю)

Спасибо, интересно про войну громкости) Получается это никак не связано с качеством записи, а только с той громкостью, на которой она записана.

Да не в жизнь бюджетный ресивер не выдаст номинальную мощность в 140 Вт на канал и столь высокие заявленные в его документации показатели, по сути это фикция и сплошной маркетинг. 😀

Что бы ресивер выдал номинальую мощность по 140 Вт на какал при семи каналах усиления( в классе усиления АВ) в номинальных значениях его блок питания ( трансформатор) должен иметь мощность не менее 1300-1500Вт а уВас ресивер если и потребляет в максимальном значении 300-400Вт это уже хорошо. 😀

Все верно. 3 дб это в 2 раза мощности. Обычное среднее значение мощности при прослушивании не превышает 1 ватт. Другое дело сколько мощности нужно для озвучивания резких пиков музыки. Бумкнул барабан, громче он на 30 дб всего вокруг, а это, на секундочку, в 2^10=1024 раз больше мощности надо. Вот тут эти ватты и нужны. Но не все так однозначно. Нужно чтобы акустика могла это отработать, и чтобы записано было правильно с сохранением динамического диапазона.

Короче, вот за это вот все деньги и платят в аудиомире.

Получается выставил я скажем -6дб, с условными 35вт/канал, и это будет очень усреднённое значение выдаваемой ресивером мощности, и при проигрывании композиций, где звучание некоторых инструментов то и дело сильно выпирает, эти 35 вт будут свободно меняться в совершенно непонятном диапазоне?

Почти так. Суть регулятора громкости - педаль тормоза. Чем тише крутим, тем как бы сильнее жмем на тормоза, вплоть до полной остановки.

совершенно непонятном диапазоне

Меняться будет в понятном диапазоне до 35 ватт, не более. Вы же регулятором ослабили входящий сигнал, он никак не сможет выдать на акустику всю мощность.

Если есть несознательные пользователи сетапа в доме, можно в настройках ресивера установить значение допустимой максимальной громкости, например, -5dB. Пока настройку не сменишь, ресивер громче крутиться не будет.

Спасибо за совет, попытаюсь найти эту настройку в своём аппарате)

Ограничение громкости или Volume limit называется.

Доброго:)) К вышесказанному выше, с чем полностью согласен, добавлю, что не все цифры отражают истинное положение вещей в теме аудио. Поэтому было бы лучше если вы указали бы не

Для этого был куплен б/у ресивер, и полочники начального уровня

а модель ресивера и акустики. Тогда стереовчанам легче вникнуть в суть и дать совет.

К вышесказанному хочу добавить, что к аппаратуре должен быть ограничен подход не только подвыпивших гостей, но и несознательных дедей,которые могут крутануть ручку громкости в любой момент. Кроме этогоя советую при просмотре фильмов и кино незлоупотреблять крутилками темброблока по нч и вч на максимальные значения. А самый простой и надежныйспособ защиты техники это бережное и внимательное к отношение к технике и конечно, в ресивере лучше ограничить максимальные значения громкости, лучше на -10-15Дб, т к мы редко выкручиваем ручку громкости выше этих значений и при этом можно быть абсолютно спокойным за сохранность Вашей аппаратуры и колонок. И помните, что указанные в паспорте пиковые значения мощности у АС это чисто теоретически достижимые цифры, которые никто и никогда из производителей не испытывает свои АС и прмните, что самым слабеньким по максимальноймощности в среднестатистических бюджетных АС является ВЧ динамик, максимальные значения подводимой мощности к ВЧ динамику редко превышают 3-5Вт и самым первыми в колонке выгорают именно ВЧ динамики. Короче, эксплуатируйте Вашу аппаратуру бережно и не превышайте уровни громкости выше критических значений, не выкручивайте тембры НЧ и ВЧ на максимум и все с Вашей аппаратурой будет нормальнои она прослушит Вам много лет без поломок и неприятностей! И еще один совет, не нужно проводить эксперименты над Вашей аппаратурой с помощью звуковых частот записанных на различных измерительных CD дисках и не проверяйте свой слух на ВЧ, т к выше 12- 16000гц врядли кто-то что-то сможет услышать, а тем не менее нагрузка на ВЧ динамик может быть уже критическойи он попросту сгорит, а Вы при этом так и ничего не услышите. )))😄

Спасибо, особенно ценно про ручку вч и нч. НЧ выставил чуть за середину, и мне хватает, а вот ВЧ изначально крутанул на максимум, придётся немного сдвинуть назад, исходя из вашего совета.

И ещё на уши может быть нагрузка. Думаешь, что не слышишь, а уши потом неделю болят :(

Если у Вас качественный контент, достойный по классу ресивер и хорошая АС, то в пользовании регулировками тембра нет никакой необходимости и по сути, если в записи нет баса и отсутствуют высокие частоты, то никакими регуляторами тембров Вы их добавить в запись не сможете, а только внесете в музыкальный сигнал лишние фазовые искажения и лучше «звучать» такая плохая запись, точно не будет! 😀

А кроме этого, когда Вы якобы крутите ручку баса или ВЧ, то опорная частота на нч обычно 100Гц, а на ВЧ 10000Гц, но, регуляторы тембра поднимают и соседние с опорной частотой частоты и НЧ захватывает облатсть более низких и высокихчастот, а тембром ВЧ Вы поднимаете частоты от 3000Гц и до 16000- 18000Гц, так что вы серьезно искажаете исходную запись подобными регулировками, а кроме этого на частотах регулироваок, которые захватывают нч и вч регуляторы тембра Вы серьезно нагружаете Ваш ресивер и динамики Ваших АС.

Ну в общих чертах понятно, спасибо за ликбез.

Насчёт "лучше звучать не будет". Ну при выкручивании ручки ВЧ, мне очень понравилась этакая кристальная звонкость (не знаю как грамотно охарактеризовать то, что мне понравилось, но ведь зачем то я это сделал))) В конце концов ведь подстраиваешь все под своё ухо, так сказать для наибольшего кайфа)

В вопросе под источником подразумевались не разные ЦАПы и КДплееры, а разные файлы одной и той же композиции.

Лирик, любое желание, даже неосознанное, подкрутить тембра, явно и неявно указывает на несовершенство звукового тракта. Это нормально. Ничего не крутить, не переставлять и прочее при прослушивании - хлопотно или затратно. Бывает и одновременно.

Иными словами, подкрутка имеет место быть, и можно ей пользоваться. Ну и опять же, зачем то ведь эти ручки вывели на переднюю панель)

Да просто слушайте, как вам нравится! Темброблок обычно перестает быть нужным при достижении определенного уровня аппаратуры. Причем этот уровень у каждого свой. Ну и от комнаты очень много зависит.

Чем старше в линейке аппараты, тем менее у них уровень регулировки. А у топовых вообще может не быть темброблока.

Полностью согласен с тем, что уже написано выше. От себя только добавлю, что если Вы беспокоить об улучшении качества звука, то надо, хотя бы заменить, ресивер на интегральный усилитель. Тогда, возможно, и ручки тембра крутить не придется

Я такой б/у и хотел купить изначально, но у старых моделей не нашёл оптического входа, а у меня на тв есть только оптический выход.

но у старых моделей не нашёл оптического входа, а у меня на тв есть только оптический выход

Для таких целей замечательно подходит не дорогая "коробочка" - FiiO D03K TAISHAN.

Да про такие коробочки я знал, но во-первых не хотелось лес городить из разных устройств, а во-вторых у них очень большой разброс по ценам, и так как я в этой технике не разбираюсь, то думал за дёшево это совсем барахло, которое как дополнительный узел сильно убьёт звук, а за относительно дорого, это уже приближается к цене ресивера, который я взял)

И как вариант. ежели в ресивере имеется bi-amp, а в акустике 2 пары клемм - задействуйте его (согласно инструкции).

Лирик, тормоза придумали трУсы тембры придумали, когда динамики в акустике и трансформаторы в усилителях были, так себе. Регулировка тембра это всегда изменение сотношения фаз в сигнале, что плохо. Я перестал тембрами пользоваться ещё в конце 80-х. Даже сейчас (в обсуждении одного вопроса затрагивалась тема возрастного ухудшения слуха) не включаю.

Получается интересная штука (описываю исключительно собственные ощущения): несмотря на катастрофическое падение слышимых частот, при включении коррекции АЧХ (прибавить верхов), сразу появляется явное ухудшение естественности звучания. Пропадает желание слушать.

Я тут подумал, возможно просто привык к компьютерным и прочим пищалкам, где не то что низкими, а видимо и средними частотами не особо пахнет, поэтому и выкрутил верха на максимум. Возможно надо побороть в себе эту привычку, и усилием воли попробовать привыкнуть к более правильному звуку, где больше баланса)))

Попробуйте вообще поставить звук в режим директ ( или pure direct, если есть), послушать так дня три-четыре, а потом опять переключиться на темброблок. Возможно вы возненавидите нас за советы, а возможно не сможете слушать с тембрами:))

Огромное спасибо за эту кнопку! Звук как будто ожил, теперь музыку только так слушать буду, максимум буду для просмотра фильмов немного бас подкручивать.

Это и есть чистый, неискажённый сигнал, неисковерканный темброблоком:)) Пользуйтесь на здоровье!

Где бы его ещё найти, правильный звук 😁

Прохор, я несколько формально прочёл "источников звука", в контексте железа. Спасибо, интересно про войну громкости) Получается это никак не связано с качеством записи Это замечание TC сбило с толку. Профессиональная привычка всё формализовать. Извиняюсь.

Для того и общаемся, чтобы докопаться до истины.

Только авторизованные пользователи могут отвечать на вопросы, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.


Вчера так увлёкся описанием важности питания, что совсем забыл описать основной аспект — а собственно почему это происходит, и как этого избегать. Ну, лучше поздно, чем как обычно.

Итак, для начала, объясню для тех, кто не понял, об чём идёт речь: клипом, в контексте аудиоаппаратуры и автозвука в частности называют перегрузку источника или обработчика сигнала, что в последствии приводит к неравномерному сигналу, поступающему на динамики. Если чуть проще — клип = перегрузка = искажения.


С этим разобрались, теперь следующий, возникающий чуть чаще, чем регулярно, вопрос — почему так выходит, что у динамика заявленная мощность 100 ватт, качали его усилителем на 50 ватт, а он сгорел?

Нет, дело вовсе не в том, что ваш усилитель (или головное устройство) такой злючий и могучий. Всё намного проще — когда сигнал в клипе приобретает вид, как указано на картинке под номером 3, динамик исытывает катастрофические нагрузки. Почему? всё очень просто. катушка динамика, кроме пассивного рассеивания тепла за счёт магнитной системы, имеет ещё и активное охлаждение за счёт собственного перемещения. Аналогично тому, что когда вы обжигаетесь, и сразу начинаете трясти рукой. катушка, по сути охлаждается так же.


красная лампочка очень редко означает что-то хорошее

Теперь представьте себе дурачка, который бы тряс рукой, и при этом замирал в крайних положениях. Так себе эффективность метода, не правда ли?

А если в этот момент рука всё ещё продолжает нагреваться? Вот и с динамиком получается так же. По сути, когда мы вливаем клип в динамик, часть времени он просто находится в верхнем или нижнем положении неподвижно, и при этом в него летит некая мощность. Иначе говоря, он хорошенько так нагревается, при этом не охлаждаясь.

Кроме того, один крайне опытный сипиэльщик и ремонтник динамиков, называемый себя по паспорту Дмитрием Обориным, провёл опыт, в котором доказал, что если сразу после сильного валева прекратить подачу мощности на динамик — температура катушки будет продолжать расти, причём в довольно быстром темпе. То есть неподвижный динамик продолжает прогреваться, а если на него всё его подаётся кривая мощность… Короче вы поняли, плохо будет вашим саундбубенцам.


С тем, что клип — плохой дядька, мы разобрались. Теперь давайте определимся, из-за какого дерева нам ждать этого подлеца. Ответ очень печален — ОТО ВСЮДУ!

Да-да, мой дорогой друг. Тут замешено всё, что хоть как-то касается аудиосистемы.
Плохое питание? Быть клипу, усилитель банально упрётся в предел своей мощности и не двинет динамик дальше. Он и останется там стоять как дурак. Да и кроме всего прочего, блок питания усилителя будет очень этому рад, и скоро уйдёт в долгий отпуск.
Накрутил баССов на эквалайзере? Лови клипяру, твоё головное устройство будет радовать твою технику прекрасной формой сигнала. О результате ты, думаю, догадываешься.
Используешь слабый усилитель? Даа, и тут зарыта собака — ведь тебе будет мало мощности, ты будешь её прибавлять, пока не упрёшься в предел регулятора, а значит он будет работать на пределе, и угадай, что там произойдёт.
Скачал басбуст от тупого школьника анонимного мастера обработки аудиозаписей? Мало того, что ты будешь очень глупо выглядеть, так ещё и хорошенько подпалишь свою технику.

как ты догадался, влить говна в динамик очень просто. А как же оставить всё живым? Пару советов от любителя:

1. Следи за питанием. Хорошее питание является одним из основных аспектов продления жизни автомобильной аудиоаппаратуры. К слову сказать, это один из секретов "Вечности" от лаудов.

2. Не выкручивай всё в максимум! Есть определённый порог, после которого мощность вырастает уже незначительно. так вот, каждый ватт этой незначительной мощнсоти сопровождается отвратительным гражданином, которому посвящён весь этот текст

3. Используй только качественные треки. Никаких басбустов, никаких композиций с битрейтом в 128, иии…

4. …Low Bass. Да, это весело, это круто, но только в том случае, если твой саб расчитан на воспроизведение низов. Если же ты будешь на фазоинверторном сабе слушать треки ниже настройки, то динамик очень бысро сгорит. почему это происходит — история отдельная.

Ну, вроде и этот аспект разобрали. Надеюсь, ничего не забыл, и можно уже будет перейти к практической части…

Дмитрий Хабаров


Дмитрий Хабаров

Marik, какой час ты о чем, на 8 часов максимум, если оформление ни кривое, и по питанию все норм

Marik Ibra


Marik Ibra ответил Дмитрию Дмитрий,

Михаил Жмура

Дмитрий Хабаров


Дмитрий Хабаров ответил Михаилу

Михаил, я в курсе, у меня с регулем на час гейн, а без него на усе между 9 и 10 часов, саб на приделе, на 10 часов его размотало за 10 дней, минут по 40 прослушки, сгорел тупо от привышения мощи

Михаил Жмура

Дмитрий, причин масса м/б. Кривой короб, слушал в настройку, плохое питание ( может даже если где то клема окислилась), мафон говно либо накручены всякие улучшайзеры, не верные настройки уся. Саб говно, усь говно. И это далеко не все причины

Михаил Жмура

Дмитрий, после патриота у меня стоял хедшот 12 от 3500 гейн на 3 часа и все норм

Дмитрий Хабаров


Дмитрий Хабаров ответил Михаилу

Михаил, да нее, с этим норм все, не новичек далеко, и проэкт не первый, родная катуха конечно г.. после рекона, оборинская катуха в этой же системе 3 года отвалила, пока сам на датчик на замер ее в жертву не принёс, все эти тонкости я знаю, регуль мощность уся на некоторых моделях в половину глушит

Михаил Жмура

Дмитрий, регуль глушит. Есть момент у некоторых брендов, крутишь 20 % а там уже 80% и при добавлении дальше практически ничего не меняется. Но сколько я сталкивался, альфард не славится таким

Дмитрий Хабаров


Дмитрий Хабаров ответил Михаилу

дДа!Как-то так. либо по другому тут человеку надо много и долго объянять(и всё равно может не понять)

А по делу, к тому что уже сказано добавлю. Необходимо правильно резать частоты как снизу так и сверху.

У меня из ФИ сабов как-то раз запашок пошёл характерный ))) значит пора дискотеку заканчивать, сабы прожарены и готовы к употреблению. Но это дела давно минувших дней. А вот недавно во время работы ощупывал решётки на сабах, заметил что воздух идет чуть теплый, решетки немного нагрелись. Интересно насколько при этом раскалилась катушка и штатная ли это ситуация? Шяшлычком не пахло :) сабы микрогорны TDA с Ciare 12.00 sw. Со звуком изменений не было, но показалось будто бы давка чуууть чуть уменьшилась.

__________________
Продолжаю испытания на живучесть и уважаю отечественного производителя.

temkich, у динамика мощностью 600-1000вт, после нескольких часов работы, можно запросто обжечь руку об магнит и раму.
Температура катушек у сабовых динамиков во время работы 150-250С.

__________________
-А почему настроенный мной вчера экю стоит сегодня раком?
-А так сделано у моего знакомого, он сказал, что так на Динакорде лучше всего.

Сегодня меня несказанно порадовали организаторы некоей диджей-вечеринки. Позвонили и попросили поработать с ними вечерок, возможно с арендой недостающего аппарата. Задача - сделать максимально громко, с максимально могучими низами и при этом ничего не спалить. А причина обращения - понимают, что сами что-нибудь обязательно спалят, причём с гарантией. Ибо музыку они крутить и писать умеют, а с аппаратурой работать нет.

Не знаю ещё, буду ли работать (не люблю я громкие саб-вечеринки, ухи дороги как инструмент, да и есть у меня работа на этот день), но как минимум поеду, проконсультирую и обязательно краткий курс ликбеза прочитаю. Потому что такой подход я уважаю.

__________________
---------------------
Микшерные пульты делятся на цифровые, аналоговые и аналовые.
---------------------
Люди готовы находить любое оправдание, только бы не читать мануал (с)Олег 65

Клиппинг

Во время нормальной работы усилителя переменное напряжение двигает звуковую катушку динамика вверх-вниз, в момент возникновения клиппинга в вершинах амплитуды появляются по′лки или обрезы, в это время напряжение не может измениться, потому что уровень громкости заставляет его расти, а усилитель выдать больше уже не может. В эти моменты катушка залипает в крайних положениях и начинает греться от высокого напряжения и отсутствия охлаждения за счет движения. В результате чего перегревается и в конце-концов сгорает.

Откуда появляется клиппинг

Клипппинг возникает если выходное напряжение усилителя превышает предел напряжения питания, другими словами, когда вы пытаетесь выжать из усилителя то, чего он не может. Например вам мало баса и вы накручиваете гейн все больше, включаете бассбуст. В какой-то момент это превышает возможности вашего усилителя и вместо чистого сигнала начинает идти обрезанная синусоида. Усилитель честно старается, но он больше не может.

Запас по клипу зависит от мощности сабвуфера, мощности усилителя, его питания и чистоты входного сигнала.

Клипп так же может формироваться с магнитолы если ее громкость будет выкручена выше нормы, а при использовании различных улучшайзеров, бассбуста, задранных пресетов эквалайзера и т.п. эта норма очень сильно снижается.

Здесь мы рассматриваем клиппинг сабвуфера, но эта информация полностью актуальна для всех типов динамиков.

Посмотрите очень информативное видео, которое наглядно описывает процесс клиппа .

Коротко по пунктам:

Как бороться с клиппом

На слух легкий клипп определить довольно сложно, но он и не столь опасен. Если вы слышите отчетливые искажения на музыке или чувствуете паленый запах от саба, то это уже тяжелая стадия.

Нужно отметить, что иногда клиппинг используется сознательно для повышения результатов в соревнованиях по звуковому давлению, но к музыке и повседневу это не имеет никакого отношения.

Удачи, берегите свои динамики!


Читать еще:

Здравствуйте, возможно ли подключить динамик стэйт250.1про 2 пары на 2 канала кап 49.

В принципе можно (если имеется ввиду одна пара на канал), подключение получится в 2 Ом. Но нужно следить за гейном, так как это около 80% от номинала динамика получится.

Что означает если на усилители горит повер и клип, а саб не играет??

Например он может быть в режиме защиты, так и не скажешь точно.

Здравствуйте, как подключить четырёх омный саб с одной катушкой к усилителю в 4ома

Здравствуйте. Плюс катушки к плюсу канала усилителя , минус катушки к минусу того же канала усилителя.

Читайте также: