Как обнулить бортовой компьютер gamma

Обновлено: 01.07.2024


Здравствуйте, господа.
Сегодня поговорим с вами о не плохом, но не отличном, бортовом компьютере для семейства самара и самара 2.
Будет много фото с поясняющими комментариями, а так же моими личными выводами.
Сравнивать мне в принципе не с чем, кроме как со стандартным БК. Но, всё таки, возможно, прочитав этот пост, вы сделаете для себя вывод — стоит ли рассматривать данный компьютер к покупке.

Для начала обратимся к сайту феррум групп.

Прямую ссылку постить не буду, дабы не посчитали за рекламу, всё googlится в два клика:)

На сайте полезная информация, которую я доведу и до вас.Совместимость с контроллером
BOSCH M1.5.4/MP7.0/M7.9.7/17.9.7Январь 5.1/VS 5.1/7.2/M7.3 (Евро-3)/M74

Цена — 4200 рублей. Мне — достался бесплатно, к счастью. Брать БК начального уровня за эти деньги? Решать вам. Я бы присмотрелся к б.у. вариантам на интернет досках обьявлений.

Господа, так же не забывайте. Компьютер работает через К-линию. При её отсутствии — врезайтесь к диагностическому разъёму. Как это сделать — тема не этого обзора, к сожалению. Если есть интерес, в следующем посте распишу… Но скорее нет, ибо эта тема уже разжевана миллион раз. Поиск по драйву не даст соврать!

Так же на сайте есть возможность скачать инструкцию. Для меня она оказалась полезна.

И вообще, господа! Смотрел тут фиксиков… Немного отойдем от темы:) Суть начала серии — инструкции для чайников. Дим Димыч собирает стул без инструкции, у него ничего не получается… и в конце мы узнаём одну интересную прописную истину — кто не читает инструкции — тот чайник. Полностью согласен. Мультик хороший. Учит правильным вещам:) Моя дочка смотрит с удовольствием:)

Так вот, возвращаемся к нашим… к нашему бортовому.

Давайте посмотрим на функционал!
Ахтунг! Дэнжер! Опасность!
Много фото!
А под фото комментарии!
Готовы?
Поехали!
(На самом деле фото не особо то и много, так что всё нормально)


4 кнопки управления. Время, меню, вверх, вниз.
На дисплее общий вид Мультидисплея 2

Именно он мне ближе лёг к душе. Именно поэтому мы начнём с него. Включает в себя: время, мгновенный расход, скорость, температуру охлаждающей жидкости, вольтметр, обороты двигателя.

От себя хочу добавить, что вольтметр врёт. На две-три десятых вольт. Но, есть и второе мнение — врёт приборная панель;)

Нажимая кнопки вверх или вниз, мы входим в подменю Мульдисплея 2.
А именно:
Ионизатор


Ух, это такая штука, лучше обратимся к инструкции, мы же не чайники!

Функция "Ионизатор" предназначена для облегчения низкотемпературного запуска двигателя с помощью предпускового прогрева свечей зажигания и ионизации части объема камеры сгорания в области межискрового промежутка.

Помогает? Не знаю. Система питания на моей Талке в полном порядке. Зимы толком нет, с автозапуска заводится с первого раза (спасибо аккумулятору и исправному генератору)


Вот ту я впал в ступор. Кто знает, подскажите. Прочитав инструкцию, не нашёл такого параметра. Так что, извините, врать не буду. Подскажите в комментариях, я вам буду любезно признателен, господа!


Здесь, думаю, всё понятно, владея русским автопромом, волей-неволей начинаешь немного разбираться


Открытие дросселя в процентах



Ух! Наверное остановимся на фотографиях! Одно и то же, только буквы с цифрами меняются:)
Далее по списку, там же в подменю Мульдисплея 2:
Напряжение
Температура двигателя
Мгновенный расход топлива

Неплохой функционал, как по мне. Но в дороге лучше не тыкать. Параметров много, какой выбрать, что бы отслеживать, по наитию не сможете. Плюс — в том что параметров много. Минус — надо привыкать, что где находится, и сколько раз тыкнуть не глядя, что бы добраться до этого параметра. В стандартном БК проще. Ткнул кнопку раз, ткнул ту же кнопку два. И вот тебе полезная информация. Ну что ж, привыкнем!

Перейдём к Мультидисплею 1.

В этом режиме предпочтение отдано скорости, времени, расходу и пробегу!


Начальная заставка, и спустя секунду


Время, расход в пути в литрах, количество топлива в баке, время в пути, средний расход топлива от последнего сброса, пробег.

Нажимая кнопки вверх или вниз, мы перейдём к подменю Мульдисплея 1

А в нём…
Стоимость поездки


Интересная вещь. Бортовой компьютер 2007 года выпуска. Угадайте, что с ним не так? Никогда не угадаете! Стоимость поездки можно настроить. Как? Зажимаем одновременно кнопки вверх и вниз, и можно настраивать! И тадам! Максимальная стоимость бензина, исходя из мнения людей, писавших прошивку — 25 рублей 50 копеек. Кто же знал, да?

Тут нужно не много погрустить о ценах на топливо…

Ну, погрустили, и вперед!

Дальнейшее нажатие на кнопку вниз приведет нас ко множеству параметров:

Время в пути
Максимальная достигнутая скорость
Средняя скорость
Текущая скорость
Средний расход
Пробег
Расход в пути в литрах
Общий расход
Прогноз пробега на оставшеммя топливе
Количество топлива в баке

Опять же. Снова же. Параметров — хоть одним местом жуй. И это здорово! На любой вкус! Но в дороге лучше не настраивать. И здесь уже стоит сказать об эргономике. Кнопки со слабой тактильной отдачей. Я не понимаю, нажал я уже, или надо надавить чуть сильнее. С другой стороны, кто же знает, может за 13 лет к кнопкам подкрадывается пушной зверёк. Противоречиво. На стандартном БК такой проблемы — нет.

Перейдём к следующему меню:


Лучшее в этом бортовом, кроме шуток. Выбираем подменю, зажимаем верх и низ, и правим количество. Шаг настройки одна тысяча км.

Общий вид, для ремня ГРМ, например:


Ремень ГРМ. Последняя тысяча и пора менять.

Так же в подменю есть, и можно настроить следующее:

Топливный фильтр
Воздушный фильтр
Замена свечей
Замена масла КПП
Замена масла в ДВС

Очень интересное и нужное меню. Однозначно огромный плюс!

Ну, перейдем к сладкому? К десерту, господа!


Бортовой позиционирует себя умеющим в автоспорт. А в автоспорте что? Ралли, дрифт, драг…
У нас тут, к великому сожалению, только драг:) А жаль. Дал угла — компьютер посчитал и показал… (шуткую, а то засмеёте, а то и дураком назовёте…)

И что же у нас в подменю динамических параметров? А вот, пожалуйста:


Участок 402 пройден за


Ну и куда же без самого главного. Теперь, когда я буду рассказывать "да я на своей четырочке двести как дал дал", буду доказывать фотографией с бортового компьютера Gamma GF 115 T


Достигнутая скорость. Не судите строго, это была магистраль. Зимой — соблюдаю дистанцию и скоростной режим. Хватило мне однажды покрутиться. Ребята, не надейтесь на резину и на свои рефлексы. Занос — он не предупреждает. Доли секунды — и тебя уже крутит. Соблюдайте скорость и дистанцию, особенно зимой, особенно в наших скорлупках. Ладно, не мне кого-либо учить. Перейдём к выводам.

А вот и не перейдём.


К-линия, так то, господа. Всё умеет бортовой, даже ошибки читать.

И ещё.
1. У компьютера есть разьем для подключения датчика температуры. Вещь интересная, но мне не досталась. Датчик можно использовать как внутри, так и снаружи машины.
2. В любом параметре из подменю Мульдисплея 1 и 2, спустя несколько секунд, сверху начинает показываться время.
3. В режиме время


Показывается текущее время, будильник, дата и температуру с датчика. У меня его нет, поэтому 53 градуса. Не спрашивайте почему так, при обрыве датчика температуры на приборной панели вообще минус 40 показывает. Почему?)

1. Бортовой — честно, огонь. Всё настраивается, всё читаемо, параметров тьма тьмущая. У меня нет претензий к исполнению. По сравнению со стандартным БК — этот может почти всё и даже больше:)

2. Минусы всё же есть. Невнятная эргономика клавиш ( может им просто плохо за тринадцать то лет), нужно привыкать к куче новой информации. И он отвлекает. Ну, вообщем, всем всё понятно. Минус в эргономике, да и то, не факт. По сравнению с тем же стандартным БК, стандарт выигрывает. От дороги не отвлекает, кнопки уже знаешь, мимо не попадешь.
3. От себя. Бывает 2 типа подсветки таких БК. Синяя и зелёная. Жаль, что у меня не зелёная. И ещё, яркость не регулируется. Никак. Может я не понял, может так и надо…

За сим прощаюсь с вами, господа. Надеюсь, вы дочитали этот пост до конца. Если есть какие-нибудь вопросы, которые я не раскрыл — милости прошу в комментарии, с радостью отвечу.




Бортовой компьютер Гамма 112 интеллект предназначен для установки на автомобили ВАЗ с инжекторными двигателями, оборудованными электронной системой управления двигателя ВАЗ-2111 или ВАЗ-2112 с распределенным впрыском топлива, оснащенными блоками управления Bosch M1.5.4, Январь-5.1, Bosch МР 7.0, VS 5.1., Bosch 7.9.7
БК выполняет функции часов с календарем и будильником, термометра, маршрутного компьютера, диагностического тестера и аварийного сигнализатора и определяет сроки технического обслуживания автомобиля.


  • мультидисплей;

  • часы с календарем и будильником;

  • температура воздуха вне автомобиля.

  • мультидисплей -1;

  • остаток топлива в баке;

  • прогноз пробега на остатке топлива;

  • общий расход топлива;

  • расход топлива за одну поездку;

  • пройденное расстояние за поездку;

  • средний расход топлива за поездку;

  • цифровой спидометр;

  • средняя скорость движения за поездку;

  • "черный ящик по скорости";

  • время поездки;

  • стоимость поездки.

  • диагностические коды системы впрыска с
    полной расшифровкой кодов ошибок в виде
    бегущей строки с возможностью их сброса.

  • мультидисплей - 2;

  • текущий (мгновенный) расход топлива;

  • температура охлаждающей жидкости;

  • напряжение бортовой сети;

  • частота вращения вала двигателя;

  • положение дроссельной заслонки;

  • массовый расход воздуха;

  • угол опережения зажигания;

  • положение регулятора холостого хода.

  • замена масла ДВС;

  • замена масла КПП;

  • замена свечей;

  • замена воздушного фильтра;

  • замена топливного фильтра;

  • замена ремня ГРМ.

  • опасный перегрев двигателя;

  • недопустимое напряжение в борт сети;

  • превышение порога скорости.

  1. бортовой компьютер. 1

  2. датчик температуры. 1

  3. переходник диагностической линии . 1

  4. хомут для крепления датчика темп. 2

  5. руководство. 1

  6. само нарезной винт. 1

  7. упаковка. 1

Напряжение питания, В. 6 -18
Средний ток потребления, мА
- при включенной подсветке. 200
- при выключенном зажигании. 20
Точность хода часов, с/сутки. ± 10
Точность измерения наружной температуры. 'С ± 1
Диапазон измерения наружной температуры,°С. -40. +50
Рабочая температура, °С . -15. +55
Масса, г не более. 110

Режимы работ:

Часы и термометр

Перебор функций этой группы происходит при нажатии на среднюю кнопку в следующем порядке:
- мультидисплей;
- часы ( часы, минуты );
- будильник ( часы, минуты );
- календарь ( число, месяц, год );
- температура окружающего воздуха (°С).
Установка часов, будильника и календаря производится из соответствующих режимов с использованием процедуры коррекции. В режиме "Часы" возможна коррекция хода часов до ±59 сек/сут (исп. процедуру коррекции). 10-и ступенчатая регулировка яркости дисплея производится в режиме "Мультидисплей" нажатием кнопок ).
Включить / выключить сигнал будильника можно нажатием кнопок в режиме будильника. Если он включен, то в верхнем правом углу загорится символ колокольчика. Выбор 1 из 4-х мелодий будильника посредством процедуры коррекции. Прослушать выбранную мелодию можно нажатием кнопок , затем ^.

Тарировка термометра

БК позволяет смещать шкалу показаний термометра, что требуется при замене датчика температуры или отклонении показаний от истинных. В режиме определения температуры за бортом посредством процедуры коррекции откорректируйте показания термометра.

Маршрутный компьютер

Переключение в группу маршрутного компьютера происходит при последовательном нажатии на кнопку ^ - в верхней строке загорится надпись Маршрутные параметры, которая через 9 секунд заменяется на отображение текущего времени суток. В этом режиме БК отображает функции:
- мультидисплей-1;
- остаток топлива в баке (л);
- прогноз пробега на остатке топлива (км);
- общий расход топлива за поездку (л);
- расход топлива за поездку (л);
- пробег за поездку (км);
- средний расход топлива за поездку (л/100);
- текущая скорость (км/час);
- средняя скорость поездки (км/час);
- "черный ящик по скорости" за последний километр движения(км/час);
- время в пути (час, в мин);
- стоимость поездки (руб) (с использованием процедуры коррекции вводится стоимость 1л топлива).

Режим "Мультидисплей-1"

В этом режиме на дисплее БК одновременно отображаются шесть важнейших параметров, характеризующих особенности поездки: Верхняя строка: - текущее время (час. мин); - расход топлива за поездку (л); - уровень топлива. Нижняя строка: - время в пути (час, мин); - средний расход за поездку (л); - пробег (км). Использование этого режима позволяет водителю оперативно оценить параметры поездки (без дополнительных манипуляций с кнопками управления БК)

Тарировка указателя остатка топлива в баке под конкретный автомобиль

В изделии реализован новый алгоритм работы с датчиком уровня топлива, позволяющий ему работать с различными типами приборных панелей и датчиков. а также повысить точность определения остатка топлива в бензобаке путем дополнительной тарировки. Выбор типа бензобака.
Войдите в меню "Прогноз пробега", далее, используя процедуру коррекции. войдите в подменю выбора панели приборов Выберите тип панели (на выбор из четырех):
Тип 1-панель приборов фирмы VDO или "Счетмаш" г. Курск с ЖКИ дисплеем.
Тип 2-панель приборов, з-д АЛ Г. Владимир с "узким окошком" ( с 2003г. - как VDO см.тип 1 )
Тип 3-панель приборов, з-д АП г Владимир с механическим одометром для автомобилей семейства 2110.
Тип 4-панель приборов,(изгот.-несколько) с механическим одометром для автомобилей семейства 083.
Тип 5 и 6 - для автомобилей семейства 'Лада-Самара" не используется. После выбора типа панели, возможно провести тарировку бензобака по нижеописанной методике.
Внимание! Все манипуляции по тарировке бензобака производятся при стоянке автомобиля на ровной горизонтальной площадке с запущенным двигателем.

Методика проведения тарировки двухступенчатая и заключается в следующем:

1 .Залейте полный бак. Двойным нажатием в меню "Бак" войдите в режим тарировки и установите на дисплее количество литров топлива, соответствующее объему Вашего бензобака, например 43литра. Выйдите из режима тарировки и продолжайте движение. Примечание: при работе с панелями типа 1,2,3 данный пункт можно пропустить.
2.При загорании контрольной лампочки. что соответствует остатку топлива в бензобаке 5 ±1л., войдите в режим тарировки и выставьте на дисплее величину 5л. Выйдите из режима тарировки. После выполнения вышеописанных регулировок тарировка бензобака окончена. Произведенная тарировка сохраняется в энергонезависимой памяти БК на всем протяжении эксплуатации автомобиля. Примечание: для минимизации погрешностей в определении уровня топлива в бензобаке повторите еще раз тарировку по п.п.1и2.

Установка предела скорости

Установка предела скорости производится через процедуру коррекции в режиме текущей скорости.

Коррекция точности измерения расхода топлива

В изделии реализована усовершенствованная процедура корректировки точности измерения расхода топлива, суть которой рассмотрим на примере, однако возможны и другие варианты на усмотрение водителя.
Заправьте полный бак 43л. В режиме "Пробег за поездку" процедурой сброса обнулите параметры движения за поездку. Продолжайте движение. После загорания контрольной лампочки, что соответствует остатку топлива в бензобаке 5 ±1л,в режиме 'Расход топлива за поездку" необходимо выставить с помощью процедуры коррекции известный Вам объем топлива в литрах, затраченный на поездку, в нашем примере 43-5=38л. Если расчетный объем совпадает с индицируемым, то коррекция не требуется. После проведения этой процедуры БК автоматически пересчитает следующие параметры: расход топлива за поездку. общий и средний расход топлива, прогноз пробега на остатке топлива.

Примечание: сброс путевых счетчиков (начало поездки) и счетчика общего расхода топлива осуществляется посредством процедуры сброса в режиме "Пробег за поездку" и режиме "Общий расход топлива" соответственно.

Диагностический тестер

Переключение в режим диагностического тестера происходит при последовательном нажатии на кнопку ^ - в верхней строке загорится надпись «Текущие парам.»,которая через 9 секунд заменяется на отображение текущего времени суток. В этой группе БК отображает функции:
- мультидисплей-2;
- текущий расход топлива (л/ч или л/100);
- температура охлаждающей жидкости (°С);
- напряжение в борт сети (В);
- частота вращения колен вала двигателя (об/мин);
- положение дроссельной заслонки(%);
- массовый расход воздуха(кг/ч);
- угол опережения зажигания(град);
- положение регулятора холостого хода(шаг).

Режим "Мультидисплей-2"

В этом режиме на дисплее БК одновременно отображаются пять важнейших параметров, характеризующих состояние двигателя и текущее время: Верхняя строка: - текущее время (час.мин); - расход топлива (л/час,л/100км); - текущая скорость (км/час). Нижняя строка: - температура двигателя (°С); - напряжение борт сети (В); - обороты /мин.
Использование этого режима позволяет водителю оперативно оценить особенности работы двигателя.

Техническое обслуживание

Ошибки системы

Переключение в группу ошибок впрыска происходит при последовательном нажатии на кнопку ^ - в верхней строке загорится надпись "Ошибки системы". Просмотр ошибок осуществляется в нижней бегущей строке с полной расшифровкой кодов ошибок системы. Стирание ошибок производится посредством процедуры "сброс".

Читайте также: