Как ориентировать планшет география 6 класс

Обновлено: 07.07.2024

Приступать к составлению плана местности можно тогда, когда учащиеся уже имеют представления о сторонах горизонта, азимутах, назначении и устройстве компаса, условных знаках и масштабе.

Если на листе бумаги нанесена какая-то точка местности — назовем ее начальной, известно и нанесено на этом же листе направление на север, то положение любой другой точки относительно начальной может быть определено, во-первых, азимутом направления на эту точку от начальной и, во-вторых, расстоянием между точками, наносимыми в выбранном масштабе.

Как наносят на план направления, мы объясним при описании хода съемки. Теперь же уделим внимание измерению расстояний.

Измерение расстояний

Рис. 1.
Счет шагов
тройками

Расстояния обычно измеряют лентой, размеченной на метры и сантиметры. Это может быть знакомый всем портновский сантиметр, но он короток, всего полтора метра. Чаще пользуются рулеткой, ее лента может достигать 20—30 метров. Когда ведут точные измерения, применяют стальную ленту длиной 20 м, ее длина проверяется очень тщательно. Сейчас применяют и другие, гораздо более точные и гораздо более сложные, инструменты, однако прямое измерение лентой еще производят часто.

Но порой бывает достаточно приблизительных измерений, тогда оценивают расстояния на глаз или считая шаги.

Можно считать шаги по одному, произнося (вслух или про себя) при каждом шаге: раз, два, три, четыре. Но на шестом-седьмом десятке шагов, когда нужно будет произносить (хотя бы и про себя) длинные числа — пятьдесят семь, пятьдесят восемь, пятьдесят девять, шестьдесят, шестьдесят один. — счет начнет от шагов отставать, придется замедлять ход. Большинство считает шаги парами: начав движение с левой ноги, считают только шаги правой: и — раз — и — два — и — три — и — четыре. Специалисты говорят, что при счете на одну и ту же ногу невольно наступаешь на нее сильнее, и она быстрее устает, а потому предпочитают считать тройками: и — и — раз — и — и — два — и — и — три — и — и — четыре. (рис. 1). Такой способ без привычки кажется неудобным, но когда научишься, начинаешь считать тройками без всякого труда; преимущество в том, что при движении с левой ноги нечетные шаги всегда приходятся на левую ногу, четные — на правую, это служит контролем.

Не нужно измерять длину одного шага, пары или тройки шагов. Отмерьте на местности 100 метров и пройдите их своим обычным ходом, без напряжения (чтобы шаги не получились слишком длинными), считая пары или тройки шагов. Если, например, в 100 метрах уложилось 50 троек, то 5 троек составят 10 метров; если в 100 метрах — 70 пар шагов, то в 10 метрах будет 7 пар. Но такие круглые числа бывают редко. Чтобы не считать каждый раз, составьте таблицу, округляя расстояние до метра; точнее не нужно, все равно шагами доли метра вы не уловите. Вот такой будет таблица, если в 100 м насчитали 44 тройки.

Нетрудно посчитать, что, если пройдено 36 троек шагов (то есть 30 + 6), это будет 68 м + 14 м = 82 м. Сколько метров составят 17 троек? Сколько метров составят 42 тройки? После 100 метров начинайте счет снова, только не сбейтесь, сколько сотен метров пройдено. И помните, что для другого эта таблица годится только тогда, когда он насчитал в 100 метрах столько же троек.

Магнитная стрелка показывает не точно на север. Например, в Москве и Подмосковье стрелка отклоняется на 5—7° к востоку. Но мы это отклонение учитывать не будем.

Что приготовить для съемки

Чтобы составить план местности, нужно иметь следующее оборудование:

— лист чертежной бумаги (размер выберите сами, для начала хорош 20 х 30 см);

— карандаш, лучше всего Т или ТМ (какие обозначения соответствуют этим в иностранной маркировке?);

— планшет — фанерка или лист твердого картона; по ширине и длине больше листа бумаги сантиметров на 10;

— подставка для планшета; это может быть тренога (например, фотографический штатив) или просто заостренная палка, например лыжная, которую можно воткнуть в землю; крепить планшет на подставку не обязательно;

— канцелярские кнопки (4—5 штук);

— таблица длины шагов;

— линейка длиной 20—30 см;

Хорошо, если у линейки будет сверху ребрышко, по которому ее можно навести на нужный предмет. Это визирная линейка (рис. 2). Если визирной линейки нет, воткните в обычную плоскую линейку снизу две чертежные кнопки, по ним и будете наводить линейку на предмет (рис. 3).

Рис. 2.
Сечение визирной линейки

Приколите бумагу на планшет. Проведите вдоль края планшета стрелку — это будет направление север—юг. Такую же стрелку, параллельно, начертите вдоль края бумаги. Прикрепите на угол планшета компас так, чтобы направления на север на компасе и на планшете совпадали. Компас можно прикрепить к планшету липкой лентой (скотчем); можно просверлить в планшете отверстия и закрепить компас прочной ниткой. Но не используйте железную проволоку (например, скрепку): к ней будет притягиваться магнитная стрелка, и компас будет показывать неверно; медной или алюминиевой проволокой (от провода) воспользоваться можно.

Рис. 3.
Самодельная визирная линейка

Если есть хорошая, длиной не менее 10 м рулетка, можно воспользоваться ею для измерения расстояний, это проще и точнее, чем шагами; тогда таблица длины шагов не потребуется. Но все дальнейшее описание съемки построено применительно к измерению шагами.

Ход работы

Выйдите на тот участок, который вы собираетесь снимать.

Оцените его размеры, сравните с размерами листа бумаги и выберите масштаб будущего плана. Начертите вдоль края листа бумаги линейный масштаб, чтобы не нужно было в дальнейшем каждый раз вычислять расстояния. (Если участок большой, нужно выбрать более крупный или более мелкий масштаб по сравнению с тем, который нужен для маленького участка?) Найдите где-нибудь в середине снимаемого участка такую точку, которую в дальнейшем будет легко узнать, — это будет начало вашей съемки. Нанесите эту точку на бумагу в середине планшета.

Вам нужно нанести на план какую-то точку, находящуюся на некотором расстоянии от начальной, — это может быть, например, дерево, угол дома, поворот дороги. Станьте на начальную точку и расположите планшет горизонтально. Освободите (отстопорьте) стрелку компаса. Подождите, пока стрелка перестанет колебаться, и разверните планшет так, чтобы ее северный (темный) конец совпал с обозначением севера на шкале компаса. Вы повернули планшет так, что стрелка север—юг на нем действительно совпала с этим направлением. Поставить планшет в такое положение — значит ориентировать его (рис. 4).

Рис. 4. Ориентирование планшета:
а — планшет не ориентирован,
б — планшет ориентирован

Положите линейку на планшет таким образом, чтобы ее край проходил через нанесенную на бумаге начальную точку съемки, а направлена линейка была на ту точку, которую вам нужно нанести. Проведите линию по линейке. Край планшета и стрелка север—юг направлены на север — этого мы добились благодаря ориентированию планшета.
А линия, прочерченная на бумаге, составит со стрелкой север—юг такой же угол, какой составляет с направлением на север направление на снимаемую точку, он будет равен азимуту направления на эту точку. Таким образом, мы построили угол, равный азимуту, не измеряя его в градусах. Это значит, что можно использовать компас, не имеющий градусной шкалы.

Измерьте расстояние шагами до точки, которую вы наносите. Определите, сколько это будет метров. Пользуясь линейным масштабом, нанесите эту точку на бумагу на линии, которую вы провели.

И так можно нанести любую точку, которая видна с начальной точки съемки. Но редко удается снять весь участок с одной точки: часть его может быть не видна. Найдите точку, с которой видны те места участка, которые вам не удалось увидеть с начальной точки. Нанесите эту точку на план точно таким же образом: прочертите на нее направление и измерьте расстояние до нее. А потом идите на эту точку и продолжайте съемку с нее. Когда вы наносите точку, с которой в дальнейшем будете вести съемку, направление на нее и расстояние до нее нужно измерить особенно тщательно: ошибка в ее положении повлечет за собой смещение всех точек, которые будут сняты с нее. Не поленитесь проверить ориентировку планшета, измерить расстояние шагами дважды или трижды.

Иногда не удается измерить расстояние по прямой между двумя точками; например, между ними вырыта яма. Найдите какую-нибудь промежуточную точку, измерьте расстояние до нее, а уже от нее — до той точки, которую вы наметили вначале (рис. 5).

Рис. 5.
Непрямое измерение расстояния

На некоторые точки можно и вообще не ходить. Проведите направление на недоступную точку (назовем это первым направлением), а расстояние не измеряйте. Потом перейдите на другую точку, которая уже нанесена на план, и проведите направление оттуда на недоступную точку (второе направление). На пересечении линий, обозначающих эти направления, и будет недоступная точка; ее мы нанесли способом засечки (рис. 6).

Рис. 6. Засечка

Но точность измерения углов у нас не очень высока, поэтому расстояние между двумя точками, откуда мы производим засечку, должно быть достаточно большим, чтобы угол между первым и вторым направлениями составил 60—90°. Это наглядно показано на рисунке 7.

Рис. 7.
Засечка, произведенная неправильно (с точек 1 и 2) и правильно (с точек 1 и 3).
Серый фон показывает возможную ошибку в определении направлений;
пунктирной линией очерчена площадь, в пределах которой может
находиться точка, наносимая путем засечки с точек 1 и 2,
сплошной линией — с точек 1 и 3. Видно, что при засечке
с точек 1 и 3 она гораздо меньше

По этим точкам, пользуясь условными знаками, мы нарисуем план местности (рис. 8).

Рис. 8. План школьного двора

При съемке плана вы измеряли многие расстояния. Измерьте расстояние по плану между теми точками, между которыми оно не измерялось, а потом проверьте расстояние прямым измерением на местности. У вас почти наверняка получится некоторое расхождение, но если вы измеряли тщательно, оно будет невелико.

Тема урока: Глазомерная съёмка местности (практическая работа на местности).

Цель: Обучение учащихся умению составлять простейший план местности способом

Задачи: 1. Формирование умений ориентироваться на местности с помощью

компаса, плана, местных предметов и признаков.

2. Развитие познавательной деятельности учащихся, умений работать

3. Воспитание коллективизма, взаимопомощи.

Оборудование: планшеты, компасы, карандаши, линейки.

I. Организация: класс делится на группы по два ученика, чтобы удобнее

выполнять практическую работу.

II. Выполнение практической работы.

  1. Беседа с учащимися:
  1. Какие существуют способы съёмки местности?
  2. Какой из этих способов вы считаете наиболее удобным для нас?
  1. Цель работы: Сегодня способом полярной съёмки мы исследуем небольшой участок прилегающей к школе местности и составим план этого участка.
  2. Инструктаж. Этапы выполнения полярной съёмки местности (учащиеся вместе с учителем называют порядок работы):
  1. Планшет устанавливают в точке – полюсе и ориентируют его на север.
  2. Отмечают точку полюса в средней части планшета.
  3. Выбирают масштаб.
  4. Определяют направления на объекты и отмечают их карандашом.
  5. Измеряют расстояния шагами.
  6. Зная среднюю длину шага (0,7 м), перевести расстояния, измеренные шагами,
  1. Практическая работа: учащиеся поэтапно выполняют работу. Учитель консультирует, оказывает необходимую помощь.

Приложение 1. Таблицу заполняют учащиеся в ходе практической работы.

Расположение объекта по отношению к наблюдателю

Масштаб: в 1 см – 10 м.

III. Итоги урока: учитель проверяет черновики учащихся, указывая на недоработки.

IV. К следующему уроку оформить план местности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Практическая работа 5 кл. Природоведение. Знакомство с экологическими проблемами своей местности и доступными путями их решения

Практическая работа В процессе учебной деятельности учащиеся приобретают умения. Под умением понимаем такое сочетание знаний и навыков, которое обеспечивает успешное выполнение деятельности. Умения к.


Практическая работа на местности как средство здоровьесбережения на уроках географии по теме "Изучение форм поверхности, характер залегания горных пород"

Практическая работа на местности как средство здоровьесбережения на уроках географии. Практические работы я рассматриваю как средство связи теории с практикой. Выполнение их способств.


Практическая работа по геометрии "Измерительные работы на местности"

Геометрия - одна из древнейших наук. Не секрет, что зарождение геометрии было связано с различными измерительными работами, поэтому ничто так не повышает интерес к изучению предмета, как применение по.

Практическая работа №3: «Составление плана макета местности способом глазомерной полярной съёмки»
Построение профиля своей местности. Практическая работа 8 класс (ФГОС)

Построение профиля своей местности. Практическая работа 8 класс (ФГОС)АВТОРСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ СОЗДАНЫ НА ОСНОВЕ ПРИМЕРНОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИ.

технологичесая карта урока «Ориентирование на местности. Практическая работа № 5».

Технологическая карта урока «Ориентирование на местности. Практическая работа № 5».Класс: 5.Тип урока: Урок актуализации знаний и умений, урок-практикум.Цель урока: Формировани.

Практическая работа по географии в 5 классе"Работа с планом местности"

Практическая работа по географии в 5 классе " Работа с планом местности".

Рабочая тетрадь по географии 6 класс Герасимова, Карташева, Курчина Дрофа

1. Определите маршрут движения, примем маршрут от школы до тропинки к колодцу.

2. Разбейте маршрут с учетом поворотов.

3. С помощью компаса ориентируйте планшет верхней кромкой на север.

4. Масштаб плана 1:1000 (в 1 см – 10 м)

5. С помощью компаса определите направления отрезков маршрута.


6 и 7. Пусть длина шага равна 60 см или 0,6 метра тогда:

Расстояние в шагах Расстояние на местности, м Расстояние на плане, см
117 70,2 7,02
70 42 4,2
70 42 4,2
17 10,2 1,02
18 10,8 1,08
20 12 1,2
22 13,2 1,32
33 19,8 1,98
50 30 3,0
34 20,4 2,04
51 30,6 3,06
44 26,4 2,64


8. Определите расстояния до всех видимых объектов.


Пусть длина шага равна 60 см или 0,6 метра тогда:

Расстояние в шагах Расстояние на местности, м Расстояние на плане, см
83,5 50,1 5,01
401 240,6 24,06
418 250,8 25,08
234 140,4 14,04
435 261 26,1
200,5 120,3 12,03
117 70,2 7,02
100 60 6,0
100 60 6,0
117 70,2 7,02
134 80,4 8,04
384 230,4 23,04
67 40,2 4,02
117 70,2 7,02
117 70,2 7,02

Все права защищены. Правообладатель: ООО «Ксеноксс», рег. №40003805219, юр. адрес: Курземес пр. 106/45, LV-1069, Рига, Латвия.

10. Оформите план и сдайте учителю


Вопросы и задания

1. Для глазомерной съёмки необходимы: планшет, компас, визирная линейка, циркуль-измеритель и карандаш.


Странный вопрос, ориентируй как хочешь, всё зависит от того как тебе удобно.


Dianushka2000 19 апр. 2018 г., 03:35:33 | 5 - 9 классы

Что означает умение ориентироваться ?

Что означает умение ориентироваться ?


Тима11111111 13 янв. 2018 г., 04:10:02 | 5 - 9 классы

Что значит ориентировка планшета и для чего она проводится?

Что значит ориентировка планшета и для чего она проводится?


Vikatoriabachu 17 июл. 2018 г., 19:45:33 | 5 - 9 классы

Принадлежности для глазомерной съемки с планшетом?

Принадлежности для глазомерной съемки с планшетом.


1. Назовите этапы подготовки к глазомерной съёмки2?

1. Назовите этапы подготовки к глазомерной съёмки

Как ориентировать планшет?

3. Назовите отличия полярной съёмки местности от маршрутной.


Vosemnad2010 7 апр. 2018 г., 06:56:41 | 5 - 9 классы

Что значит ориентироваться?

Что значит ориентироваться?


Midyukowa1 20 нояб. 2018 г., 04:18:23 | 5 - 9 классы

Что означает ориентировка планшета и для чего она проводится?

Что означает ориентировка планшета и для чего она проводится.


Diana12081999 7 мар. 2018 г., 19:30:03 | 5 - 9 классы

Ориентирный планшет это?

Ориентирный планшет это?


Яна1111111111111 8 мар. 2018 г., 06:07:30 | 5 - 9 классы

Как ориентироваться по муравейнику?

Как ориентироваться по муравейнику?


Как сориентировать планшет перед съемкой местности?

Как сориентировать планшет перед съемкой местности.


Как следует ориентировать планшет?

Как следует ориентировать планшет.


Парагвай— наименее развитая страна на Южноамериканском континенте. По - прежнему основную часть дохода страны дает сельское хозяйство. Промышленность Промышленность дает примерно четверть дохода страны. В основном существуют мелкие предприятия по ..


Сфагновый мох, потому что, это мох.



В Азии преобладают развивающиеся страны. Развитых стран в Азии немного, в первую очередь можно назвать Японию и Южную Корею. В последнее время к статусу развитой страны стремится Китай, но его пока не принято причислять к развитым странам. Подавля..


Жизненная форма представляет собой группу организ­мов (растений или животных), различающихся по проис­хождению, но имеющих сходные эколого - морфологические приспособления для обитания в одинаковой среде. Например : водные, те кто живёт в воде, рыбы..


По мху, по деревьям, по звёздам, по солнцу, по компасу, по местным признакам.


Материковый склон или континентальный склон — переходная наклонная область подводной окраины материка, расположенная между шельфом и подножием материка, граничащим с ложем океана.


Расширение площади сельскохозяйственных земель, строительство дорог, водохранилищ, населенных пунктов, добычу полезных ископаемых, заготовку древесины. Большой урон лесу наносят пожары и вредные насекомые. Часть лесов страдает от кислотных дождей. ..


Потому, что в Евразии огромное количество разных климатов.


В Евразии может встретиться множество различных климатов, подобно экспонатам в музее.

Читайте также: