Как платят в китае qr кодами

Обновлено: 04.07.2024

На Западе QR-коды (QR — сокращение от «quick response», что означает «быстрый отклик») не особо популярны, а вот в Поднебесной эти коды имеют бешеную популярность, даже несмотря на их минусы, китайцы не могут от них отказаться. Что же дают QR-коды и какие возможности они открывают для бизнеса в Китае. Прочитайте до конца и узнаете.

В статье про китайский фаст-фуд я мельком упоминала про QR-код (прочитать статью можно тут ). В этой статье я расскажу про систему QR-код поподробнее.

Денежные операции через QR-код ввел сервис Alipay, чтобы перевести деньги, надо было отсканировать код через приложение. Только, мало кто пользовался этой системой.

Популярность на QR-код пошла с приложения We chat или по китайский 微信 wei xing (вейсин), мессенджер по типу вайбера. Изначально QR-код использовали как способ быстро найти и добавить друзей в мессенджер. Потом приложение ввело функцию электронного кошелька, где денежные операции проходили с помощью QR-код, и после этого начала расти мода на мобильные платежи. И она до сих пор растет, в 2016 году объем денежных операций через приложения составило более 5,5 трлн долларов .

Два основных приложения в Китае для денежных операций. Два основных приложения в Китае для денежных операций.

Сейчас этой системой активно пользуются, все больше китайцев отказываются от бумажных денег. Не имея системы оплаты через QR-кода, магазин может понести убытки, поэтому у каждого магазина есть специальный терминал ( похож на обычный маленький банковский терминал, только со встроенной камерой для QR-кода) или карточка с QR-кодом куда нужно переводить деньги.

Специальный терминал в автобусе для считывания QR-кода и транспортных карточек(по типу "тройки" в Москве). Специальный терминал в автобусе для считывания QR-кода и транспортных карточек(по типу "тройки" в Москве).

Совсем недавно, с помощью QR-кода, в крупных городах стало возможно расплачиваться в общественном транспорте. На ЖД кассах, так же, появилась возможность оплачивать билеты через электронный кошелек. Правительство КНР активно участвует в исследовании данной технологии. Возможно, скоро вместо официальных документов в Китае будут QR-коды.

Касса супер-маркета, QR-код что бы подписаться на аккаунт супер-маркета в WeChat Касса супер-маркета, QR-код что бы подписаться на аккаунт супер-маркета в WeChat

QR-коды можно использовать не только для денежных операций. Через QR-код можно добавить друга в соц. сетях, или подписаться на официальные аккаунты магазинов. Это очень удобно, не нужно вводить в поисковик по типу magazin_odezdi777, чтобы подписаться на магазин ради скидки, все просто, навел камеру на QR-код и сразу открывается аккаунт, остается только нажать на кнопку подписаться.

В ресторанах и кафе можно встретить на столиках QR-код , отсканировав, вы переходите на меню этого ресторана/кафе, сразу же в приложении вы оплачиваете заказ, это все моментально отмечается на кассе , не нужно ждать или звать официанта. Такая система самообслуживания есть в ресторанах KFC и Burger King , а в McDonald’s есть специальные терминалы для самообслуживания, подробнее о сетевых гигантах быстрого питания в Китае я напишу в своих следующих статьях подписывайтесь, чтобы не пропустить - подписаться.

Россияне рассказали, как QR-коды против COVID-19 действуют в Китае и в Израиле

Россияне, живущие и работающие за границей, рассказали, как в разных странах применяется система пропуска по QR-кодам в рамках борьбы с пандемией COVID-19. Эти данные приводит свердловский Департамент информационной политики.

Александр Рябов, четыре года работающий в китайском городе Сямынь, сообщил, что схемой пропуска по QR-коду в Китае пользуются уже около двух лет. По его словам, QR-коды привязаны к телефонным номерам и отличаются по цвету.

«Зеленый означает, что проблем у вас не будет, желтым он становится при посещении зон повышенной опасности, красным – при контакте с зараженным или при посещении одних с ним мест. При недавней вспышке [заболеваемости] QR-код спрашивали везде, даже при входе в собственный дом, в поездах, при заселении в отели», – рассказывает Александр Рябов.

По данным Александра, в Китае вакцинировано около 60% жителей, при этом пандемия закончилась за два месяца. Россиянин объясняет это действием санитарных ограничений. Он вспоминает: когда в его городе два месяца назад нашли около сотни инфицированных, тот же день были закрыты въезд и выезд из района.

На остальной территории города жители (около 5 млн человек) сдавали тесты – за две недели около шести раз. И в таком режиме, по словам Александра, город жил около трех недель.

Александра из Израиля рассказала, что в этой стране QR-коды называют «тав-ярок» («зеленый паспорт»). Первая вакцинация в Израиле прошла в январе 2021 года, после получения второго компонента жители получали код.

По «зеленому паспорту» можно пройти везде, а без него не пускают в спортзалы, школы, университеты, кинотеатры, театры, бассейны. Также без «зеленого паспорта» некоторые работодатели не пускают на работу сотрудников.

«Например, учителям обязательно прививаться. «Зеленый паспорт» действует только полгода, и в августе у нас началась уже ревакцинация. У нас привито около 85% жителей Израиля, люди идут и спокойно делают это», – рассказала Александра.

По ее словам, не имеющие прививки могут каждый раз перед посещением мероприятия или объекта с системой входа по «зеленому паспорту» сдавать ПЦР-тест, который действует 72 часа. Если человек улетает из страны, то по возвращении ему нужно будет соблюдать карантин семь дней, а ПЦР-тест по прилету сдают абсолютно все.

В Свердловской области поставить вакцину от COVID-19 можно в медучреждениях региона и мобильных пунктах. Каждый привитый получает QR-код, который дает возможность посещать COVID-19-free зоны – госучреждения, кинотеатры, салоны красоты, музеи, театры, концертные площадки, спортобъекты, рестораны и т.д.

При этом в нашем регионе помимо QR-кода о прививке можно предъявить QR-код о перенесенной болезни, справку по полной вакцинации или до 1 декабря – справку о прохождении первого этапа вакцинации. Или медицинский документ, подтверждающий медотвод от прививки вместе с результатов ПЦР-теста, проведенного не ранее, чем за 72 часа.


Люди получают QR-коды в своих телефонах, в то время как волонтеры проверяют их температуру перед тем, как пустить на рынок в Куньмине, в южной китайской провинции Юньнань.

Что такое Alipay Health Code


QR-код внутри приложения Alipay. Зеленый цвет позволяет владельцу свободно путешествовать

Задумка вроде бы неплохая, вот только никому неизвестно, по какому алгоритму пользователю присваивается тот или иной код. Никто (кроме создателей этой системы) не знает, как именно она работает, и почему жители одного и того же дома могут получить желтый и зеленый код сразу. Ни компания, ни китайские чиновники не объяснили подробно, как система классифицирует людей. Это вызвало страх и недоумение среди тех, кому приказано изолировать себя, и они понятия не имеют, почему.

А некоторые китайцы вообще получили красный код, не имея при этом никаких симптомов коронавируса, пишет NYT. Снять с себя такую метку, не пройдя двухнедельный карантин, просто невозможно.

Как Китай следит за больными коронавирусом

Кроме того, отсканированные QR-коды отсылаются на сервер, передавая тем самым информацию о перемещении человека. Так система определяет маршрут передвижений граждан. Мало того, она подключена к городским системам наблюдения, бронированию билетов на транспорт и другим электронным сервисам.

Расследование Times показало, что как только пользователь предоставляет программному обеспечению доступ к персональным данным, часть программы, помеченная как «reportInfoAndLocationToPolice», отправляет серверу местоположение человека, его имя и идентификационный кодовый номер. Программное обеспечение не дает понять, подключено ли оно к системе полиции. Но правоохранительные органы были одним из инициаторов развития системы.

Что сейчас происходит в Китае

По всей стране служащие на вокзалах и за пределами жилых домов записывают имена людей, национальные идентификационные номера, контактную информацию и подробные сведения о недавних поездках. В некоторых городах жители теперь должны зарегистрировать свои номера телефонов с помощью приложения, чтобы воспользоваться общественным транспортом. Создатели Alipay Health Code говорят, что система использует большие объемы данных, чтобы автоматически делать выводы о том, подвержен ли кто-либо риску заражения. Звучит умно и красиво, но… непонятно.

И от этого вряд ли станет легче 25-летней Ванессе Вонг, которая работает в Ханчжоу, но на несколько недель застряла в своем родном городе в провинции Хубэй. У нее нет симптомов коронавируса. Но она получила красный QR-код, а ее работодатель и администрация жилого комплекса Ханчжоу требуют, чтобы у людей был зеленый код, чтобы они получили разрешение на возвращение.

Как китайцы относятся к Alipay Health Code

Чиновники Ханчжоу признали беспокойство, вызванное системой. На недавней пресс-конференции они призвали граждан сообщать властям о глюках и неточностях. Но кому сейчас от этого легче? Тысячам граждан, которые получили красный код по ошибке? Вряд ли. Поделитесь мнениями об этой системе в нашем Telegram-чате.


Инструкция по использованию Alipay Health Code на входе в метро Ханчжоу. QR-код на знаке можно отсканировать, чтобы настроить программное обеспечение.

И все же она одобряет эта систему.


И пока многие китайцы будут так относиться к своей приватности, системы вроде Alipay Health Code будут развиваться.

У Alipay уже есть все наши данные. Так чего же мы боимся?

Интересно, что бы сказала эта жительница Китая, если бы у нее не пропал красный код, а остался бы на две недели.

Шанхайский рынок одежды, который позволяет клиентам оплачивать покупки с помощью приложений Alipay и WeChat

Бумажные деньги стремительно становятся в Китае пережитком прошлого. Банковские карты и Apple Pay здесь не при чем. Подавляющее большинство безналичных расчетов в Китае осуществляются с помощью мобильных платежных систем WeChat Pay и Alipay. Пол Мозур в своей статье для The New York Times рассказал, как QR-код в Китае вытесняет наличные деньги.

Жители крупных китайских городов повсеместно используют смартфоны для оплаты покупок и услуг. Даже в ресторане официант вас спросит о том, какой из способов оплаты счета вам более удобен — WeChat или Alipay. Именно эти два способа оплаты становятся самыми популярными в современном Китае.

Всего три года назад жители Поднебесной использовали для оплаты наличные, а уже сейчас подставляют свой телефон продавцу, чтобы тот отсканировал их QR-код для оплаты.

«С технической точки зрения это, вероятно, одно из самых важных нововведений, которое впервые появилось в Китае и на данный момент столь популярно лишь здесь», — говорит Ричард Лим, управляющий директор GSR Ventures.

qr

Клиент просматривает QR-код, чтобы заплатить за завтрак, используя приложение WeChat. Фото: Yuyang Liu for The New York Times

В Китае недоступны Facebook, Google и другие популярные во всем мире сервисы, но в Китае спокойно обходятся без них. В таких условиях мессенджер и социальная сеть WeChat с его системой взаимодействий с QR-кодами стал важнейшей частью повседневной жизни — с новыми знакомыми вы меняетесь не визитками, а QR-кодами. Даже уличные музыканты выставляют доски с QR-кодами, чтобы прохожие могли именно так перечислить им деньги.

По данным консалтинговой фирмы iResearch, в 2016 году мобильные платежи в Китае достигли 38 триллионов юаней ($5,5 трлн), что превышает половину ВВП страны. Благодаря быстрому распространению платежей с помощью QR-кодов в обычных магазинах, количество мобильных платежей в Китае в 50 раз превышает аналогичный показатель в США. (В 2016 году объем мобильных платежей в США составил всего $112 млрд.)

  • QR-код — это двумерный штрих-код со случайным рисунком, сформированным маленькими черными квадратиками на белом фоне. Он может нести в себе в 300 раз больше информации, чем традиционный одномерный штрих-код.

Некоторые европейские страны также почти полностью отказались от наличных, используя банковские карты. В Китае изменения коснулись мобильных телефонов. На практике это означает, что технологические гиганты Alibaba и Tencent, под управлением которых находятся WeChat и Alipay, сидят на золотой шахте. Обе компании не только зарабатывают на транзакциях, взимают проценты с других компаний за использование платежных платформ, но и получают доступ к ценной информации о клиентах, которую можно использовать в самых разных коммерческих целях – от определения кредитных рейтингов до целевой рекламы и создания новых продуктов.

qr code

С помощью QR-кода можно оплатить поездку на такси. Фото: Yuyang Liu for The New York Times

«Использование кода стало обычным делом, — говорит Шив Путча, аналитик исследовательской фирмы IDC, — каждый магазин или фирма подключены к этой экосистеме».

Согласно последним исследованиям, Ant Financial and Tencent в общем объеме глобальных транзакций в день вскоре превзойдут такие компании, как Visa и Mastercard. Секретом столь быстрого успеха является использование китайскими компаниями простых распечаток QR-кода или телефона вместо дорогостоящего устройства для чтения карт.

Однако не стоит игнорировать возможное появление некоторых проблем, связанных с онлайн-платежами в Китае. Поскольку страна строит потребительскую экономику на двух частных платежных платформах для смартфонов, она блокирует людей, которые не могут попасть в эту экосистему. Речь идет о туристах и людях, приезжающих в Китай по деловым вопросам, которым просто незачем открывать банковский счет в Китае (его нужно привязать для использования мобильных кошельков), поэтому им сложно пользоваться этим распространенным способом оплаты.

crowd

Покупатели в очереди у магазина в Шанхае, принимающего оплату через WeChat и Alipay. Фото: Yuyang Liu for The New York Times

Иностранные компании, ориентированные на китайский рынок, теперь должны сотрудничать с Alibaba и Tencent, иначе они просто не смогут принимать платежи. То же самое как китайским компаниям при выходе на другие рынки необходимо, минуя «Великий китайский файрвол», использовать Facebook и Google, а также принимать платежи кредитными картами.

«Собираются ли страны Запада конкурировать с Китаем, создавая свою систему мобильных платежей? Скорее всего да!», — утверждает Ричард Лим.

Возможно, что уже совсем скоро расплатиться за ужин в кафе, либо за новые кроссовки в магазине можно будет, подставив QR-код на телефоне, не только в городах Китая, но и в Вашингтоне, Лондоне, Праге, Хельсинки, Москве и других городах мира, ведь предпосылки к этому уже есть.

Читайте также: