Как починить моноблок скоростей на велосипеде

Обновлено: 05.07.2024

Зачем нужны манетки на велосипеде

Конечно, в изначальной конструкции велосипеда, такое устройство не предполагалось, так как достаточно было одной передачи и велосипедист перемещался в основном по ровным дорогам. Но перед современным велосипедом ставится гораздо больше задач: езда по пересеченной местности, скоростным шоссе, крутым подъемам, и тогда без шифтера не обойтись.

Устройство манетки

Этот механизм имеет несколько деталей, в том числе и весьма мелких:

  • ручки или курки, которые приводят в движение весь механизм. Она расположена снаружи корпуса, как правило, пластмассового, но бывает и, например, алюминиевого;
  • внутри корпуса находится подвижный блок с намотанным на него тросиком;
  • также там расположена специальная пружина-фиксатор и рычаг перемещающий блок.

С помощью ручки или курков манетки осуществляется движение блока и ослабления или натяжения тросика. Понятно, что все эти детали требуют периодической смазки. Описанный механизм классический для манетки. Однако, есть еще и несколько видов этого устройства, которые используются на разных велосипедах:

У всех перечисленных видов манеток есть свои плюсы и минусы, но и устанавливаются они на велосипеды, к которым по функционалу они больше всего подходят.

Как разобрать, смазать и обратно собрать

Итак, трущиеся детали требуют периодической смазки, а значит, устройство переключения скоростей требует того, чтобы их разобрали и смазали. Помимо профилактических работ понадобится и чистка, а также возможен ремонт.

Разборка и чистка

Как это сделать с манеткой Shimano, установленной на велосипеде, будет понятно в следующем алгоритме действий:

Сборка

Сборка манетки завершена. Теперь только устанавливаются нижняя и верхняя часть корпуса и фиксируется все болтами. Велосипед снова, после того как он смазан, готов к эксплуатации.

Какую смазку нужно использовать

В разных частях велосипеда используются отличные друг от друга смазки, которые условно делят на:

  • двухкомпонентные;
  • жидкие;
  • густые.

Смазки последнего типа используют для велосипеда как можно реже. В основном для таких частей, как цепь или педальный механизм, в ход идут двухкомпонентные смазки. А вот механизм шифтера требует еще большей нежности, поэтому в данном случае используется жидкое масло для швейных машинок или как его еще называют бытовое. Никакой слишком густой солидол или литол не подходят. Смысл и состоит в том, что жидкая смазка проникнет в самые недоступные части устройства. И сделает их работу абсолютно свободной.

Итоги

В многоскоростных велосипедах без переключения скоростей не обойтись. Это сложный механизм, регулировка которого зависит от манетки. Волшебное устройство с двумя или одним рычагами или вообще с полным отсутствии таковых. Движением пальцев руки можно быстро переключать скорость и делать движение велосипеда максимально комфортным для наездника. По своему составу и принципу действия оно не архисложное, но требует проведения периодической чистки и смазки.


Ремонт

Езда на велосипеде часто обременяется всевозможными проблемами, поэтому постоянное техническое обслуживание просто необходимо. Тем не менее определенные сложности все же иногда возникают. Если что-то не так с компонентами трансмиссии, то транспорт в большинстве случаев дает сбой. В частности, водители иногда жалуются, что у них не переключаются скорости на велосипеде: такого рода поломка может быть связана с различными причинами. Впрочем, она легко поправима, если правильно перенастроить переключатель или заменить изношенные детали.

Типы переключателей

Велосипедные переключатели скоростей могут отличаться строением и механизмом действия. Различают системы трех типов:

  • внутреннего переключения (планетарные втулки);
  • внешнего переключения;
  • комбинированные.

Механизм внутреннего переключения — это нестандартный вариант. В отличие от внешнего устройства, в нем отсутствуют кассеты со звездочками и зубьями, а также навесные переключатели. На таких велосипедах все иначе. У него всего одна звездочка, расположенная впереди, цепь и еще одна сзади. Сам механизм располагается внутри задней втулки. Благодаря такому строению он устойчив к неблагоприятным условиям (в том числе, к непогоде), долговечен и надежен. Более того, с ним легко управляться: для переключения скоростей не нужно вращать педали, а тормоз и вовсе может быть встроен.

Механизмы внешнего переключения — более привычное решение. Они могут располагаться впереди или сзади. У переднего велосипедного переключателя скоростей цепь перебрасывается с одной звезды на другую по такому принципу: она проходит через раму, которая может перемещаться благодаря параллелограммному механизму. При переключении рамка сдвигается и занимает положение над требуемой звездочкой, а под ее воздействием на аналогичную позицию перескакивает и цепочка.

Задние переключатели скоростей, на первый взгляд, работают аналогичным образом. Однако при их использовании задействуется большее количество звездочек. Для передних трансмиссий хватает до 3-х — задние же могут работать с кассетами до 9 звезд.

Внешний переключатель
Манетка
Планетарная втулка

Разные виды переключателей скоростей имеют свои достоинства и недостатки:

  • Универсальный, подходит даже для велосипедов с нестандартной геометрией;
  • простота конструкции — залог того, что ее легче обслуживать и ремонтировать в случае возникновения неисправности
  • Рамка переключателя может задевать раму велосипеда, что приводит к некорректной настройке скоростного режима;
  • под нагрузкой перебросить цепь довольно сложно (в особенности, с меньшей звездочки на большую)
  • Большой вес конструкции может усложнять эксплуатацию велосипеда;
  • из-за постоянного трения возможен быстрый износ механизма

Задний
Передний

Причины поломок

Если на велосипеде не переключаются скорости, необходимо выяснить причину неисправности. Такого рода проблема может быть связана с различными факторами:

  1. Ненадлежащее состояние тросиков и рубашек. Для эффективного переключения передач эти детали должны быть целыми и чистыми. При наличии загрязнений их нужно устранить. Если тросик испорчен из-за износа (распушился или надорвался), его нужно заменить новым.
  2. Недостаток смазки. Если грязи и дефектов не обнаружилось, но на велосипеде плохо переключаются передачи, тросик можно обработать тефлоновой смазкой. Это обеспечит должное скольжение. Смазывать детали густыми составами (наподобие солидола) категорически запрещается.
  3. Деформация велосипедного петуха. Устройство заднего переключателя может давать сбои из-за проблем с кронштейном. Он мог элементарно погнуться в ходе транспортировки велосипеда. Особенно актуальна данная неприятность в случае приобретения нового велотранспорта.
  4. Люфт между деталями. В ходе длительной эксплуатации у заднего переключателя скоростей могут возникнуть большие зазоры между тросом и другими элементами конструкции. Свободный ход — это не всегда плохо, но если скорость переключается не сразу или водителю сложно настроить нужный ему режим, значит, люфт существенно увеличился и переключатель необходимо перенастроить.

Чтобы избежать поломки, важно проводить своевременное техническое обслуживание велосипеда. Любые изменения в его работе могут сигнализировать о возможных проблемах. Это необязательно свидетельствует о дефектах или износе. Механизм переключения передач может работать некорректно из-за банальных ошибок новичков — неправильной настройки трансмиссии или несвоевременной чистки деталей.

Чтобы не сломался переключатель скорости на велосипеде, важно также уметь корректно им пользоваться. Во-первых, менять скоростной режим можно только во время езды — если педали не вращаются, то попытка сдвинуть цепь может привести к поломке всей конструкции. Во-вторых, делать это нужно только при движении по ровной поверхности и не в гору. Если впереди подъем, необходимо сменить скорость заранее. В-третьих, для плавного переключения следует ослабить нагрузку на педаль (особенно если на велосипеде передний переключатель скоростей).

Скоростной режим необходимо сменять последовательно один за другим — не перескакивая сразу через несколько.

Деформация велосипедного петуха
Испорченный тросик
Люфт между деталями
Недостаток смазки

Правильная настройка

В первую очередь необходимо убедиться, что все детали целые и недеформированные. Если это не так, комплектующие для велосипеда нужно заменить и только после этого переходить к настройке скоростей. В частности, требуется проверить на пригодность:

Из инструментов понадобится только ключ для затяжки резьбовых соединений, которым можно закручивать болты. При замене троса также могут пригодиться плоскогубцы, которые помогут «откусить» его лишнюю часть. Дальнейшая последовательность действий зависит от типа переключателя.


Для работы понадобится динамометрический ключ

Если нужно настроить задний переключатель, то инструкция будет следующая:

  1. Цепь должна стоять на звезде самого большого размера спереди и самого маленького сзади.
  2. Болт, который фиксирует трос задней перекидки, необходимо открутить.
  3. Ролики переключателя следует установить в такое положение, чтобы они находились в одной плоскости с нужной звездой. Для этого просто нужно вращать болт с надписью «Н», пока они не займут требуемую позицию.
  4. Хорошо натянуть трос и затянуть болт.
  5. Затем скорость переключается на самую низкую (так, чтобы цепь кардинально сменила свое положение и находилась на самой большой звезде сзади и самой маленькой с передней стороны).
  6. Винт «L» необходимо вращать до тех пор, пока ролики переключателя не будут стоять прямо напротив большой звезды.

Чтобы переключатель на заднем колесе работал исправно, важно чтобы трос не был перетянут. Если переход с одной скорости на другую вызывает сложности, следует воспользоваться барашком манетки. Он позволит изменить натяжение троса — тогда переключатель не будет срабатывать так туго.


Передний переключатель на руле настраивается по-другому:

  1. С помощью манетки задней перекидки необходимо перейти на среднюю звезду. Это нужно для того, чтобы избежать сильного перекоса цепи.
  2. Цепь устанавливается на первую передачу, а болт, фиксирующий трос, откручивается.
  3. Вращение винта «L» позволит сдвинуть рамку перекидки так, чтобы расстояние между цепью и переключателем с обеих сторон было одинаковым.
  4. Трос нужно натянуть (не слишком сильно) и закрепить болтом.
  5. После этого необходимо переключиться на самую большую звезду впереди.
  6. Винт «H» следует вращать до тех пор, пока цепь не будет стоять ровно посередине рамки.

Скорректировать результаты регулировки можно с помощью барашка на манетке, как в случае с задним переключателем. Если триггеры слишком туго жмутся, рекомендуется немного ослабить натяжение тросика. В случае выполнения каждого этапа в соответствии с инструкцией переключатель будет работать исправно.


Комбинации звездочек

Скорость движения велосипеда напрямую зависит от того, какая стоит передача. При перебросе цепи с одних звезд на другие, на передних шестеренках и задней кассете транспорт будет ехать быстрее или, наоборот, медленнее. Количество скоростных режимов, к слову, зависит от конструкции транспорта:

  1. При наличии у него одной передней шестеренки и задней кассеты на 6–7 звезд велосипед предусматривает 6–7 скоростей.
  2. Если его конструкция оснащена 3 передними звездами и аналогичной задней кассетой на 6–7 звезд, как в первом случае, то количество передач увеличивается до 18 и больше.
  3. Задние кассеты на 9–10 звезд — редкое явление. Ими оснащают только профессиональные велосипеды с рекордным числом скоростей до 27–30.

Разные сочетания передних и задних звезд, в свою очередь, позволяют подобрать нужный режим для езды на велосипеде в разных условиях:

Комбинация Для каких условий подходит
Самая маленькая передняя звезда (№ 1) + самая большая задняя (№ 1–3) При сильном сопротивлении: при езде на крутых подъемах, по вязкому грунту, песку, густой траве, а также при сильном встречном ветре на грунтовке
Средняя передняя звезда (№ 2) + задняя (№ 2–6) При слабом сопротивлении: при подъеме на небольшую горку, езде по асфальту, грунтовым дорогам, плотному песку и грунту
Самая большая передняя звезда (№ 3) + самые маленькие задние (№ 5–7 или № 7–9 в зависимости от модели) При отсутствии сопротивления: при движении по ровному шоссе, асфальту, укатанной грунтовке, при отсутствии ветра, а также на спуске

Такой важный элемент, как переключатель скоростей должен работать идеально. От этого будет напрямую зависеть качество езды и комфорт самого велогонщика. При любых, даже весьма незначительных неисправностях, крайне важно осмотреть весь механизм и устранить причины поломки. Такая предосторожность будет гарантией того, что велосипед прослужит намного дольше, а его владельцу не придется тратиться на замену деталей.


Видео

  • изнашивание растяжения цепи;
  • деформация звёзд и повреждение троса перекидки;
  • загрязнение. О попадании грязи в механизм заднего переключателя свидетельствует посторонние звуки в виде скрипа и различных стуках, которые возникают при вращении;
  • изнашивание кассетного блока.

Чтобы переключатель скоростей работал бесперебойно, необходимо настроить оба переключателя и проверить компоненты трансмиссионного узла. Повреждение троса можно определить визуально и самостоятельно провести его замену. Для этого приобретите в веломагазине необходимую деталь и выполните следующую последовательность работ:


Если с тросом всё в порядке, проведите диагностику цепи. Цепь является очень важным элементом во всём трансмиссионном блоке от исправности которого зависит корректная работа всего механизма. Со временем велосипедная цепь может растягиваться вследствие динамических усилий, загрязнения, длительного процесса эксплуатации, поэтому требует своевременной замены и профилактического ухода. Чтобы заменить цепь или укоротить ее с помощью извлечения нескольких звеньев, используются специальные профессиональный инструмент называемые выжимкой. Помощью этого инструмента выдавливается ось звена (пина), что позволяет разомкнуть цепь и произвести необходимые манипуляции с ней.

Конструкция и принцип действия задней перекидки

Задняя перекидка переключателя скоростей (рис. 2) состоит из следующих деталей:

  • параллелограмма;
  • направляющей троса и фиксирующего болта;
  • ролика натяжения;
  • лапки;
  • винта регулировки Н и винта регулировки L;
  • направляющего ролика;
  • места крепления к петуху.

Принцип действия задней перекидки переключателя скоростей заключается в координации функционала манетки, закрепленной на руле и задней перекидки посредством троса. Во время переключения скоростей на руле велосипеда, трос передает импульс на трансмиссионный узел заднего переключателя скоростей, задействовав в маневре нужные звезды. Таким образом и происходит регулировка переключения скоростей.


Как установить задний переключатель скоростей

Процесс замены заднего переключателя скоростей не представляет особо сложной задачи и под силу непрофессиональным мастерам. Чтобы отремонтировать этот узел, его нужно снять. Чтобы установить задний переключатель скоростей (рис. 3), на велосипед, нужно произвести следующие манипуляции:

  • демонтировать велосипедную цепь;
  • снять трос переключателя;
  • убрать старую деталь и установить на его место новую перекидку;
  • вернуть на место цепь, по инструкции протянув ее между роликами;
  • произвести настройку задняя перекидка скоростей.


Обслуживание заднего переключателя

После того, как вы убедились целостности и рабочем состоянии всех компонентов трансмиссионного узла, можно приступать к настройке блока переключения скоростей задней перекидки:

  • установите велосипедную цепь на большую звезду переднего кассетного блока и на маленькую в заднем;
  • возьмите гаечный ключ и открутите болт, фиксирующий заднюю перекидку;
  • отрегулировать ролики переключателя так, чтобы установить их в одну плоскость с нужными звёздами. Для этого используют соответствующий винт;
  • после этого нужно натянуть трос и зафиксировать его в нужном положении произвести регулировку натяжения троса;
  • далее с помощью второго винта установить ролики переключателя напротив большой звезды;
  • протестируйте качество работы, переключая скорости

После того как вы произвели ремонт и регулировку заднего переключателя скоростей на велосипеде, можно приступать к настройке передней перекидки:

  • Для начала используя манетку, установите переключатель на звезду, расположенную посередине;
  • Следующим этапом регулировки будет установка велосипедной цепи на первую передачу и освобождение фиксирующего троса;
  • с помощью винта передвиньте рамку до одинакового расстояния с обеих сторон от переключателя;
  • Установите трос, зафиксировав его болтом;
  • Установите цепь по центру рамки, вращая винт;
  • проверьте результат работы.

Если ваш велобайк участвует в гонках и для вас очень важно, чтобы скорости переключались быстро и без заминок, ремонт и настройку переключателя скоростей нужно производить заранее. Избегайте резкого переключения скоростей с низких на высокие и наоборот. Это быстро приводит к износу и повреждению механизма. Нужно помнить, что для многоскоростного велосипеда очень важен уход за всеми деталями и контроль их состояния, также своевременная замена деталей и их регулировка.

Что делать, если не переключается скорость на велосипеде?

Длительная эксплуатация велосипеда приводит к изнашиванию отдельных узлов. Многие можно отремонтировать и продолжать наслаждаться ездой на природе.

Что делать, если не переключаются скорости на велосипеде?

Покупать новый вел не вариант, разбираемся в причинах самостоятельно. Вооружаемся инструментом и ремонтируем стального друга.

Работа трансмиссии

Интенсивная эксплуатация

отражается на состоянии цепи и других узлах трансмиссии. Первые нарушения спортсмен может заметить, когда катается по трассе, где требуется менять скорость езды. Что делать, если набрал скорость, а она не переключается.

Во время переключения скоростей происходит следующее: начинается прокручивание на педалях вперед после выбора требуемой передачи.

Спортсмен нажимает на манетку

деформация цепи, износ или растяжение;

или ручку передач на руле, скорость устанавливается не моментально, слышны щелчки, в этот момент цепь крутится натяжно и это первый повод обратить внимание на неполадки.

Но когда скорости совсем перестали переключаться, то тут может быть несколько причин:

  • деформация цепи, износ или растяжение;
  • разрыв или стачивание троса;
  • поломка рычага переключения:
  • загрязнение цепи;
  • разрушен или поврежден кассетный механизм.

Грязную цепь можно промыть, смазать маслом, а с заменой тросиков или рычага придется немного повозится.

Этапы ремонтных работ трансмиссии

Профилактический ремонт включает в себя настройку переднего и заднего переключателя, проверку состояния всех узлов, тросов, цепи, кассеты.

Внимательно осмотрите все детали, многие разрушения видно сразу. Трос прохудился и скоро порвется, то его лучше заменить на новый и не ждать, когда он придет совсем в негодность.

Запчасти можно купить в специализированном или спортивном магазине, где продают велосипеды. Приступайте к ремонту:

  1. Ослабьте крепежный болт, разберите манетку. Болт можно снять полностью.
  2. Осматривайте все детали, если есть поврежденные сразу заменяйте на новые.
  3. Вытащите трос из рубашек, очистите и добавьте по капелькам масла для лучшего скольжения.
  4. Вставьте новый трос и соберите все в обратном порядке.
  5. Следующим этапом настраиваем переключатель.
  6. Уберите лишнюю часть троса кусачками и закрепите его специальным наконечником.

Внимательно надо проверить кассеты и ролики, если детали стерлись, то это может стать причиной плохого переключения скоростей. Их тоже необходимо заменить.

Замена и техосмотр цепи

Каждые 100 км рекомендуется менять цепь. За это время велосипедная цепь изнашивается, стирается, а может полностью разрушиться. Отправляясь в путешествие можно взять запасную цепь, а дома всегда иметь 2-3.

Если цепь провисает, можно убрать несколько звеньев. Это ненадолго спасает велосипедиста, но желательно в ближайшее время поменять цепь на качественную.

Новую необходимо смазать перед эксплуатацией, иначе далеко уехать не получится.

Задний переключатель

разрыв или стачивание троса;

Заменить его можно самостоятельно или обратиться в мастерскую. Настройка передач возможна только смены петуха.

И когда с ним все в порядке переходите к настройке механизма сзади:

  1. Установите цепь на маленькую звезду сзади и на большую спереди.
  2. Открутите болт, который держит трос задней перекидки.
  3. Вращаем болт с буквой “Н” до того момента, когда они лягут в одну плоскость с необходимой звездой.
  4. Слегка натяните трос и закрепите болт, который его держит. Не передергивайте и не перетягивайте.
  5. Поставьте скорость на минимальную, аккуратно вращайте винт “L” до того момента, пока ролики не окажутся напротив большой звезды.

Переключайте скорости и если все работает хорошо, все выполнено правильно.

Настройка переднего переключателя

Что делать, если не переключается скорость на велосипеде спереди. Рулевой тормоз наиболее чувствителен. Неправильная настройка может привести к травмам и повреждением велосипеда. Неправильная регулировка может привести к тому, что цепь слетит или порвется.

  1. Используя манетку задней перекидки установите цепь на среднюю звездочку Цепь должна быть натянута равномерно, без перекосов.
  2. Поставьте велосипед на первую передачу и открутите болт фиксации троса.
  3. Используя винт “L” переместить рамку перекидки, так чтобы от переключателя до цепи было одинаковым.
  4. Установите трос и закрепите болтом, не перетягивая.
  5. Далее передачу переключите на большую звездочку, найдите винт в маркировкой “Н” и отрегулируйте положение так, чтобы цепь закрепилась в центре.
  6. Проверяем результат работы, используем барашка на манетке и добиваемся оптимальной точности регулировки.

Процесс максимально простой и понятный. Если столкнулись с проблемой: не переключается скорость на велосипеде что делать, не паникуйте, а отправляйтесь в магазин за комплектующими и принимайтесь реставрировать железного коня.

Читайте также: