Как подключиться к уроку в мэш через компьютер

Обновлено: 02.07.2024

Тихие яблони продолжают следить за развитием проекта Московская электронная школа. В этой статье расскажем о конструкторе сценариев уроков. Для этого мы решились на эксперимент: попросили знакомого учителя показать нам конструктор. Мы сознательно не проходили обучение и не смотрели видео-уроки. Мы просто знакомились с сервисом и записывали свои действия.

Тихие яблони уже опубликовали две части этого большого обзора по МЭШ. Первая часть посвящена библиотеке, об этом можно прочитать здесь . Во второй части говорили об учителях, прочитать можно здесь .

Чтобы начать создавать сценарий в МЭШ, нужно нажать на соответствующую пиктограмму. Искать долго не пришлось. Пока что все идет хорошо.

Заполнение карточки урока. Это такая анкета из нескольких пунктов. Видимо, именно по этим полям потом и осуществляется поиск материалов в системе. Ничего нового, стандартная процедура.

Но здесь сталкиваемся с первой сложностью. Чем отличаются поля «Название урока» (обязательное к заполнению) и «Тема урока»? Наверное, об этом знают только учителя.

Еще более странным выглядит поле «Технология обучения». На выбор всего четыре опции. Почему именно они? Пропускаем этот пункт.

Поломали голову над КЭС (прим. учителя - контролируемый элемент содержания ). Есть смешной пункт «МЭШ для методистов». Не будем даже гадать, что это. Наверное, разработчики не успели что-то удалить.

Приятно, что на обложку можно поместить свою картинку.

Не сразу разобрались, как двигаться дальше, но наш учитель помог. Чтобы перейти к созданию своего сценария, нужно сохранить эту карточку. Кнопка не там, где мы ее искали (справа внизу), а справа вверху.

Кстати, как выяснилось, эту карточку потом можно посмотреть и отредактировать, нажав на кнопку «Свойства урока» справа вверху уже в самом конструкторе. Почему ее сразу так не назвать?

Сценарий можно создать для трех ролей: учитель, ученик и доска (называется почему-то «диалоговой доской». То ли поговорить с ней можно, то ли она является средством коммуникации учителя с классом на уроке). Это интересное решение. В других сервисах для учителей мы такого не встречали.

Решили начать с картинки. В библиотеке нашлась только одна картинка, подходящая нам. Долго разбирались, как ее увеличить. Просто потянуть за уголки, как во всех редакторах? Нет. Есть специальное меню справа. Там можно выровнять по центру, увеличить, подписать.

Случайно, любопытства ради, нажали на кнопку «Связанные материалы». Вот это находка! Можно добавить не одну картинку, а несколько. Вроде слайд-шоу. Запрятано странно, но функция отличная.

Мы добавили еще фото просто из интернета. Фотографии наши получились совсем разного размера, а при увеличении терялось качество. Так оставить мы не можем. Пришлось все удалять и переделывать, подбирая размер. А ведь мы только на первом этапе.

Удобно, что есть предпросмотр. Обратили внимание, что картинки смотрятся неудачно, висят нелепо вверху. Без нашего учителя не обойтись. Оказалось, учителя используют хитрость: можно вставить над картинками текстовый блок и оставить его пустым. На экране его видно не будет, а блок с картинками опустится в центр экрана.

Начали думать, чем заполнить этот этап для учителя и ученика. Сначала про себя ругались, что нужно все заново делать. Потом выяснилось, что можно скопировать слайд доски и добавить информацию для учителя и вопросы для ученика. Так и сделали, сэкономили много времени.

Спасибо, конечно, учителю, но сами бы не сразу разобрались нажать на кнопку «Настройки». Почему настройки?

Переходим ко второму этапу. Еще только второй, Карл!

На втором этапе решили добавить ссылку на Интернет-энциклопедию. Дело идет легче. Отображается, правда, только отдельным блоком. То есть нельзя прикрепить ссылку к какому-то слову в тексте как гиперссылку. Может, и можно, но мы не нашли.

Будем добавлять видео. Выбрали подходящее в YouTube. Скачиваем. Попутно уточняем у нашего учителя, умеют ли среднестатистические коллеги скачивать с YouTube видео? Говорит, приходится объяснять. Наверное, это еще один позитивный результат МЭШ - педагогам придется прокачаться в информационных технологиях.

Столкнулись с проблемой. Очень долго загружается видео. Оно небольшое. Начинаем паниковать.

Оправдано! Злой смайлик.

В МЭШ - нет. И если все предыдущее - это просто дело вкуса, то это уже серьезно. Фактически, мы вернулись минимум на 30 минут назад. А у учителя может быть и семь уроков на следующий день и к каждому нужно готовиться.

Расстроились, честно. Глупо потерять все из-за такой мелочи.

Решили ничего не восстанавливать. Досадно.

Наш коллега рассказал, что такое случается. Можно забыть сохраниться, бывает, просто что-то «притормаживает» и работать невозможно.

Но вообще, бравирует наш герой, там много всего «прикольного»: можно сделать интерактивное задание (это когда объекты можно перемещать), можно добавить тест или приложение. Приходим к выводу, что мы и сами, если бы сохранялись, еще на пару часов зависли бы в МЭШ. С каждым последующим шагом начинаешь привыкать к нелогичным на первый взгляд решениям и просто подчиняешься им.

Интерфейс, как нам кажется, создавался не по принципу «где и как пользователь будет искать», а по принципу «надо, чтобы можно было еще и это делать, вот тут есть местечко, давайте сюда кнопку воткнем и назовем ее первым, что пришло в голову». Создалось ощущение, что конструктор сценариев хаотично прирастал новыми функциями, каждая из которых, конечно, важна, а разработчики всякий раз задавались вопросом «Сломать все и перестроить правильно или все-таки прикрутить и надеяться, что больше дополнений не будет?» Весь конструктор показывает, что либо изначально не очень просчитали сценарии поведения и потребности учителя, либо в один момент не захотели все это остановить и переделать, а теперь уже слишком поздно.

В один голос вспомнили сценарии учителей, которые получили гранты. Значит, можно сделать красиво и интересно. Значит, и уроки у детей будут полезными.

О чем вы думали, когда читали статью? Лучший комментарий для нас - это ваши вопросы: к нам, к себе, к учительнице вашего ребенка, к системе в целом.

Не забывайте поставить лайк и подписаться на канал проекта Тихие яблони , а также на нашу страницу в Instagram (ссылка закреплена в шапке канала). Для вас это несложно, а для нас - важно. Спасибо.


У педагогов появилась возможность проводить дистанционные уроки в интерфейсе МЭШ в формате видеоконференций.

Ссылка на урок генерируется автоматически и также автоматически отправляется всем участникам видеоконференции. Она доступна не ранее чем за 48 часов до начала онлайн-урока.

Переход в виртуальный класс можно выполнить за 5 минут до начала урока.

Технические требования к оборудованию:

Ознакомиться с инструкцией для учащихся вы можете здесь.

Ознакомиться с инструкцией для администраторов вы можете здесь.

Также для вас доступны видеоролики по работе с дистанционными уроками:

Авторизация в Microsoft Teams Дистанционный урок

через МЭШ: для учителя:

  • Подключение к системе видеоконференции
    • Работа в браузере
      • Ваша учетная запись для Microsoft Teams

      Подключение к системе видеоконференции


      Рисунок 1. Раздел «Мое расписание»

      1. Выберите необходимый урок с отметкой «дистанционный» и нажмите на него.

      Также вы можете выбрать класс и открыть журнал класса. Выберите дату проведения дистанционного урока и нажмите на нее (рис.2). С подробной информацией можете ознакомиться здесь.


      Рисунок 2. Переход на страницу урока

      1. Откроется страница с информацией об уроке (рис.3). Нажмите на кнопку «Перейти в виртуальный класс».


      Рисунок 3. Информация об уроке

      У учителей и учащихся ссылка на виртуальный класс появится не ранее, чем за 48 часов. Переход по ссылке в виртуальный класс будет доступен за 5 минут до начала урока (рис.4).


      Рисунок 4. Переход в виртуальный класс

      Работа в браузере

      1. На странице входа в виртуальный класс выберите «Продолжить в этом браузере» (рис.5).


      1. Для входа под своей учетной записью нажмите «войти» в нижней части экрана. Авторизация через сервис «Microsoft» нужна только при первом входе в конференцию (рис.6).

      ВАЖНО! Вариант входа в режиме «гость» предназначен только для учеников.


      Рисунок 6. Выбор входа под своей учетной записью

      1. Введите логин от учетной записи Microsoft (рис.7).


      Рисунок 7. Ввод учетной записи Microsoft

      Логин от учетной записи Microsoft можно посмотреть в профиле пользователя, выбрав «Управление аккаунтом → Контакты». Подробную информацию можно посмотреть здесь.

      Для того чтобы узнать, какой округ ввести в логине, откройте файл «Домены» и найдите свою образовательную организацию.

      Работа в Microsoft Teams возможна только при активированном аккаунте. Подробную информацию по активации можно посмотреть здесь.

      Если вы забыли пароль от учетной записи МЭШ, то восстановить доступ можно перейдя по ссылке. После смены пароля учетные данные в Microsoft Teams будут обновлены в течение часа, поэтому заранее проверяйте доступ к дистанционным урокам.

      1. После ввода логина нажмите на кнопку «Далее» и введите пароль от учетной записи Microsoft. Откроется страница виртуального класса «Microsoft Teams».

      Работа в приложении Microsoft Teams

      Для надежной работы виртуального класса рекомендуем установить настольную версию приложения «Microsoft Teams» на компьютер. Для скачивания приложения нажмите здесь.

      1. Для работы в приложении сервиса «Microsoft Teams» выберите «Открыть приложение Teams» (рис.8).



      1. Откроется страница виртуального класса «Microsoft Teams» (рис.10).


      Рисунок 10. Виртуальный класс «Microsoft Teams»

      Возможности учителя в Microsoft Teams

      В нижней части экрана расположена панель управления (рис.11), где вы можете выполнить следующие действия:


      Рисунок 11. Панель управления

      1. Посмотреть время проведения урока.
      1. Включить/отключить камеру.
      1. Включить/отключить микрофон.
      1. Открыть панель обмена контентом (демонстрация рабочего стола: экран целиком или только определенное выбранное приложение).

      На панели управления нажмите на кнопку «Открыть панель обмена контентом», а далее нажмите на вкладку «Демонстрация экрана» (рис.12).


      Рисунок 12. Демонстрация экрана

      Выберите, какой доступ необходимо открыть:

      • весь экран – демонстрация всего экрана рабочего стола, ученики будут видеть всё, что вы открываете: окна браузера, папки, файлы;
      • окно программы – демонстрация определенного открытого приложения или файла;
      • вкладка Chrome – запуск одной из открытых вкладок браузера Google Chrome.


      Запустите презентацию или разместите нужный материал на экране. Красная рамка указывает на фрагмент экрана, который вы демонстрируете (рис.14).


      Рисунок 14. Демонстрация экрана

      Чтобы остановить демонстрацию наведите курсор на верхнюю часть экрана и нажмите на кнопку «Закрыть доступ» (рис.15).


      Рисунок 15. Пиктограмма «Остановить демонстрацию»

      1. Открыть дополнительные настройки, нажав на кнопку «Дополнительные действия» (рис.16).


      Рисунок 16. Дополнительные действия

      • Вы можете посмотреть параметры устройств и настроить звуковые устройства.

      На панели управления нажмите на кнопку «Дополнительные действия» и выберите пункт «Показать параметры устройства».

      С правой стороны откроется список параметров устройства.

      • Показать сведения о собрании.
      • Открыть полноэкранный режим.
      • Выбрать вид показа участников беседы.
      • Сделать запись урока. Для этого нажмите на кнопку «Начать запись».

      Если учащиеся зашли в видеоконференцию под ролью «Гость», необходимо допустить их к конференции.


      Для этого на панели управления нажмите на кнопку «Показать участников» . С правой стороны откроется список участников.

      Нажмите на пиктограмму рядом с ФИО, чтобы допустить участника к собранию (рис.17).


      Рисунок 17. Доступ участников к собранию

      Если запросов несколько, нажмите на «Допустить всех», чтобы добавить всех желающих (рис.18).


      Рисунок 18. Доступ нескольких участников к собранию


      На панели управления откройте список участников. Выберите участника, которого хотите удалить из конференции и нажмите на пиктограмму с тремя точками рядом с именем участника (рис.19).


      Рисунок 19. Действия с участниками собрания

      В выпадающем списке выберите пункт «Удалить из собрания» (рис.20).


      Рисунок 20. Кнопка «Удалить из собрания»


      Откройте список участников и нажмите на пиктограмму с тремя точками . Выберите пункт «Управление разрешениями» (рис.21).


      Рисунок 21. Дополнительные действия с участниками собрания

      В открывшемся окне установите нужные переключатели в выбранных параметрах (рис.22). Выбранные параметры собрания будут действовать для всех участников видеоконференции.


      Рисунок 22. Окно «Параметры собрания»


      Откройте список участников и нажмите на пиктограмму с тремя точками (рис.21).

      Чтобы ученик смог запустить демонстрацию экрана рабочего стола, вам необходимо назначить его выступающим (предоставить доступ).

      В списке участников выберите ученика, которому необходимо предоставить доступ, и наведите на него курсор мыши. Нажмите на пиктограмму с тремя точками.

      В выпадающем списке выберите «Сделать выступающим» (рис.23).


      Рисунок 23. Выбор пункта «Сделать выступающим»

      Во всплывающем окне нажмите на кнопку «Изменить» (рис.24).


      Рисунок. 24. Окно «Изменить список присутствующих»

      Права учителя в Microsoft Teams

      При переходе в виртуальный класс под своей учетной записью Microsoft вам автоматически присваивается роль «Выступающий». В этой роли вы имеете следующие права:

      • отключать микрофон у участников;
      • выключать камеру у участников;
      • закреплять;
      • удалять из собрания участников;
      • сделать выступающим участника.

      Если дистанционный урок был создан от имени виртуального учителя, вы входите в Microsoft Teams с правами «Выступающего», как и ваши ученики, вошедшие под своими учетными записями Microsoft.

      Вам необходимо лишить учеников, вошедших под своими учетными записями, прав «Выступающего».


      Для этого на панели управления нажмите на кнопку «Показать участников» .

      С правой стороны экрана появится список участников.


      Наведите на ученика курсор мыши и нажмите на пиктограмму с тремя точками . В выпадающем списке выберите пункт «Сделать участником» (рис.25).


      Рисунок 25. Выбор пункта «Сделать участником»

      В модальном окне нажмите на кнопку «Изменить» (рис.26).


      Рисунок 26. Окно «Изменить роль»

      Повторите данные действия для всех учеников класса.

      Обращение к администратору образовательной организации

      Если при работе с Microsoft Teams у вас возникли проблемы, вы можете обратиться за помощью к администратору школы.

      Для приглашения администратора на дистанционный урок и помощи в ведении урока вам необходимо выполнить несколько действий.

      1. На панели управления нажмите на кнопку «Показать участников».

      С правой стороны экрана появится список участников собрания (рис.27).


      Рисунок 27. Список участников собрания

      1. Нажмите на кнопку «Отправка приглашения».
      1. В выпадающем списке выберите пункт «Копировать ссылку на собрание» (рис.28) и отправьте ее администратору школы.


      Рисунок 28. Копирование ссылки на собрание


      1. После подключения администратора к дистанционному уроку выберите его в списке участников. Нажмите на пиктограмму с тремя точками . В выпадающем списке выберите пункт «Сделать выступающим» (рис.23).
      1. В всплывающем окне нажмите на кнопку «Изменить» (рис.24).

      Таким образом вы дали права «Выступающего» администратору. Права «Выступающего» дают возможность:

      • отключать микрофон у участников собрания;
      • выключать камеру у участников;
      • закреплять;
      • удалять из собрания участников;
      • сделать выступающим участника.

      Если у вас возникли проблемы с подключением к Microsoft Teams под своей учетной записью Microsoft, обратитесь к администратору школы. Он создаст новую видеоконференцию и разошлет ссылки на нее вам и вашим ученикам.

      Сегодня каждый московский школьник может подключиться к дистанционному уроку, нажав всего лишь на одну кнопку в своем электронном дневнике, инструменты Microsoft Teams интегрированы в расписание, одно нажатие – и вы участник урока в синхронном режиме!

      Самые широкие возможности по работе с Московской электронной школой и Microsoft Teams открыты для обучения управленческих и школьных команд, однако множество инструкций, полезных видеороликов, обучающих материалов педагоги могут найти на самых разных ресурсах. Кроме того, сохраняется острая потребность в обучении не только инструментальным навыкам «нажатия на нужные кнопки», но и дидактическим основам организации методически оправданного и эффективного урока с использованием не только арсенала МЭШ и Teams, но и всего спектра цифровых возможностей, которые предоставляют социокультурная среда города и мировая педагогическая и технологическая наука.

      Именно поэтому в Московском центре развития кадрового потенциала образования осенью 2020 году разработан востребованный ресурс – курс повышения квалификации для управленческих и школьных команд, в котором собраны лучшие цифровые инструменты обучения и даны аргументированные рекомендации по их выбору.

      Давайте рассмотрим по порядку, какие базовые навыки приобретают педагоги, осваивая данный ресурс. В соответствии с современными подходами к управлению образовательной организацией и требованиями Профессионального стандарта педагога к основным навыкам современного, «цифрового», педагога и управленца можно отнести не только владение инструментами электронного обучения, но и навык быстрого десятипальцевого «слепого» компьютерного письма, поэтому каждое занятие начинается с десятиминутной разминки с использованием клавиатурного тренажера. И зрение отдыхает, и сенсомоторные мышечные навыки развиваются, не позволяя нашему мозгу расслабляться, а осанке – портиться. Сделал зарядку – можешь приступать к овладению и более сложными инструментами!

      Грамотный поиск в сети Интернет. Мы все умеем искать и находить нужные для нашего урока материалы, но как задать оптимальный поисковый запрос? Как искать по изображению? Как осуществлять быстрый и эффективный поиск в YouTube? Можете ли вы на все эти вопросы с уверенностью ответить «знаю»? Не ловили ли вы себя на том, что часто в поисках полезного сайта попадали на рекламную страничку или, того хуже, – чуть не попались в лапы интернет-мошенников, пытаясь скачать нужную программу и параллельно введя свои персональные данные?

      На занятиях обсуждаются не только традиционные правила использования электронной почты, но и навык управления потоками писем с помощью фильтров, а также основы работы с разнообразными мессенджерами, обсуждаются особенности и преимущества взаимодействия или бесед в тех или иных мессенджерах.

      Следующий раздел посвящен коммуникации в электронной среде. Сегодня множество школ по всему миру и в России выбирают системные решения, которые не только позволяют проводить видеоконференции, но и дают педагогу множество других возможностей, позволяют построить настоящую цифровую экосистему школы. Таким решением для Москвы этой осенью стали продукты Microsoft 365, прежде всего Microsoft Teams. И самое главное преимущество этого решения, что оно не является обособленным, новым и требующим дополнительных усилий по освоению, эти продукты гармонично встроены в электронный журнал Московской электронной школы.

      Для того чтобы перейти в виртуальный класс, урок в электронном журнале достаточно пометить как дистанционный, и карточка урока приобретает вид, как показано на рисунке 1.


      Рис. 1. Карточка урока в дистанционном режиме

      Остановимся подробнее на самом полезном, что предоставляет этот ресурс для школьных и управленческих команд.

      При нажатии на кнопку «Перейти в виртуальный класс» учитель и ученики переходят в собрание Microsoft Teams, которое может быть открыто как в специальном приложении, так и в браузере (рис. 2).


      Рис. 2. Переход в собрание Teams

      Учитель присоединяется к видеоконференции, используя учетную запись, образованную из логина и пароля электронного журнала по принципу:

      Пароль: совпадает с паролем от ЭЖД.

      Ученики входят, используя параметры гостя, представившись, чтобы учитель мог отметить присутствие ученика на уроке.

      Прежде чем ученик попадет на урок, он оказывается в «Зале ожидания». Для того чтобы впустить пользователя на собрание, учитель должен поставить «галочку» рядом с его именем в списке участников, таким образом, легко обезопасить себя от несанкционированного доступа посторонних лиц на урок.

      , затем и выберем .

      Дадим название нашему классу, заполним поле «Описание», а затем добавим учащихся и преподавателей к созданной команде. Как только вы начнете набирать первые буквы фамилии, система вам предложит того или иного участника (рис. 3).


      Рис. 3. Добавление учеников и учителей в класс

      Итак, команда создана, теперь можно добавить каналы, соответствующие различным предметам, для этого нажмем на кнопку… справа от названия команды и выберем «Добавить канал»:


      Рис. 4. Добавление канала в команду


      Кроме уроков, встроенных в электронный журнал и запланированных в соответствии с расписанием, учитель может самостоятельно планировать уроки при помощи приложения Microsoft Teams. Для этого воспользуемся кнопкой . Необходимо выбрать нужные дату, время, заполнить поле «Добавить название» и добавить хотя бы одного участника (рис. 5).


      Рис. 5. Планирование собрания в канале


      Рис. 6. Копирование ссылки на урок

      Кроме того, учитель может легко создать задание в формате теста при помощи приложения Microsoft Forms (рис. 7).


      Рис. 7. Тест/опрос в Microsoft Teams

      В приложение Microsoft Teams всего лишь одним нажатием кнопки интегрируется множество полезных ресурсов, например, можно добавить полюбившуюся многим педагогам и преподавателям доску Miro, при этом окно для совместной работы откроется прямо внутри приложения Teams (рис. 8).


      Рис. 8. Встроенная в Teams доска Miro

      На такой доске можно не только размещать необходимые для урока материалы, писать, рисовать, чертить, на ней можно работать совместно, проводить голосования, опросы и даже веб-конференции. Кроме того, Microsoft Teams позволяет встраивать множество других инструментов, например полюбившийся многим kahoot! (рис. 9).


      Рис. 9. Встроенный в Teams сервис kahoot!

      Записаться на курс «Формирование и развитие общепользовательской и общепедагогической ИКТ-компетентности управленческой и школьной команды, в том числе для эффективной организации дистанционного обучения» школьные управленцы и педагоги могут, перейдя по QR-коду.


      Рис. 10. Ссылка для записи на курс

      Традиционно на подобные курсы запись проходит очень быстро. Занятия начинаются по мере формирования групп. Содержание программы гибкое, обновляется и совершенствуется постоянно вместе с быстро изменяющимся, растущим и дающим все больше возможностей каждому ребенку современным цифровым миром! Спешите сделать выбор!

      Алена АНТИПОВА, начальник отдела МЦРКПО;
      Татьяна ИЛЬЧЕНКО, заведующий сектором МЦРКПО;
      Александр КАЛИНИН, ведущий специалист МЦРКПО


      Фото: Julia M Cameron/Pexels

      У меня все висит и ничего не работает. Что делать?

      Лавренова Екатерина, директор Института цифрового образования МГПУ

      Сейчас платформа МЭШ вполне справляется с нагрузкой. Но бывают случаи, когда у пользователя все зависает. Стоит проверить скорость интернета — для быстрой работы с сервисом нужно хорошее соединение. Важно следить за тем, чтобы на компьютере были установлены последние версии учебных программ. Например, если учитель или ученик не могут подключиться к онлайн-уроку в Microsoft Teams, то проблему можно решить, обновив браузер.

      У разработчиков и учителей есть специальная группа в Facebook, в которой они общаются друг с другом. Если возникают проблемы и сбои в программе, учителя оставляют обращения, а специалисты оперативно берут их в работу. Помимо решения текущих вопросов учителя в этой группе часто предлагают идеи, которые могут улучшить работу МЭШ, а разработчики их рассматривают и модернизируют систему, если идею можно воплотить технически.

      Учитель в онлайн-формате способен доходчиво объяснить сложный материал? Это вообще возможно?

      Колышева Людмила, заместитель директора школы №1747

      Когда учитель ведет урок в онлайне, ему нужны инструменты для наглядного объяснения материала. Для этого в МЭШ созданы виртуальные лаборатории. С их помощью можно легко построить график функции или пространственную фигуру и показать ее детям в 3D-объеме с разных сторон.

      Виртуальные лаборатории часто используют на уроках алгебры, геометрии, технологии, физики и информатики. Другой тип наглядных инструментов — это визуальные приложения для совместной работы учителя и учеников. Например, на уроках истории и географии в интерактивный формат перевели занятия с картой — при помощи маркеров дети сами отмечают моря и океаны, столицы стран и места военных действий.

      Я послушал вместе с ребенком один урок, и мне показалось, что учитель дает мало информации. Значит онлайн-уроки менее эффективны, чем обычные?

      Илья Кузьмин, учитель английского языка в университетской школе МГПУ

      Каждый урок, несмотря на усредненную методическую программу, индивидуально адаптируется для каждого класса. Учитель знает способности всех и при ведении урока ориентируется на общий уровень учеников. При этом каждый учитель старается по возможности подобрать индивидуальные задания и тесты из библиотеки. Кому-то из детей нужно закрепить конкретную тему, а кого-то требуется подготовить к экзамену. Онлайн-формат с цифровыми заданиями как раз позволяет подойти к изучению темы индивидуально.


      Фото: Julia M Cameron/Pexels

      Не скучают ли дети на онлайн-уроках?

      Лавренова Екатерина, директор Института цифрового образования МГПУ

      Общая методическая рекомендация для учителей выглядит так: непрерывная речь учителя должна длиться не более 5–6 минут, а затем в работу должны «включаться» ученики. Какие у учителя есть варианты совместной работы? Например, он может предложить интерактивные задания в формате эстафеты. Эта практика взята из очного обучения, но сейчас ее используют и в МЭШ. Самый простой вариант эстафеты выглядит так: классу нужно решить длинный общий пример с несколькими действиями, в котором каждая парта выполняет одно из вычислений. В таком случае от каждого ученика будет зависеть общее решение примера. Подобных заданий в МЭШ очень много, они позволяют вернуть внимание ученика, если он вдруг отвлекся или замечтался. Также важно подобрать для каждого ученика задание его уровня подготовки. Конечно, ребенку, который занимается математикой дополнительно, будет скучно решать простые задачки. И возможности МЭШ позволяют составить персональное задание для каждого ученика.

      Наши учителя отмечают, что многие из тех, кто раньше стеснялся поднимать руку и отвечать на уроке при всем классе, гораздо свободнее чувствуют себя на онлайн-уроках и в чатах с учителями. Все-таки онлайн-пространство — это территория детей и подростков, изначально более комфортная и привычная для них.

      Почему ребенку приходится писать самостоятельные работы на листочках, а не выполнять задания онлайн?

      Илья Кузьмин, учитель английского языка в университетской школе МГПУ

      Мы стараемся организовать дистанционное обучение таким образом, чтобы у ученика постоянно происходила смена рода деятельности. Сначала они слушают объяснение преподавателя по видеосвязи, потом работают вместе с учителем в виртуальных лабораториях, далее — выполняют задания из учебника, а проверочные работы проходят как онлайн, так и в привычной форме тестов на листочках. Это сделано для того, чтобы внимание ребенка не рассеивалось при постоянной работе с компьютером, а также для того, чтобы не перегружать зрительный аппарат и нервную систему ученика.

      Где можно увидеть оценки ребенка?

      Лавренова Екатерина, директор Института цифрового образования МГПУ

      Оценки ученика за всю четверть и учебный год можно найти в электронном дневнике. Промежуточные оценки сразу подсчитываются в итоговую отметку — рядом с каждым предметом виден среднегодовой балл ученика. Хотя учителя выставляют итоговые оценки сами, но теперь убедить их поставить 4, когда по баллу откровенная тройка, не получится. В дневнике можно поднять архив за прошлые годы и сравнить, как учился ребенок раньше и сейчас. Эта функция появилась в последнем обновлении МЭШ.

      Как искать в МЭШ информацию и материалы по предметам?

      Илья Кузьмин, учитель английского языка в университетской школе МГПУ

      Для быстрого поиска удобно пользоваться системой фильтров. При этом необязательно вводить конкретный запрос в поисковую строку, достаточно проставить сами фильтры по предмету. Если нажать на стрелку рядом с названием школьной дисциплины, то откроется окно со всеми ее темами. Например, за пару кликов из всех материалов по английскому языку можно отсортировать и найти только аудирование на тему «Город» длительностью до полутора минут. Сделать запрос еще более узким можно через выбор параллели и типа задания. Также можно искать материалы по хештегам — все уже привыкли к ним в соцсетях. Если вбить в строке поиска знак решетки и начать вводить слово, то система сама предложит самые популярные теги с указанием количества результатов по каждому из них.

      А как там найти учебники?

      Колышева Людмила, заместитель директора школы №1747

      Учебники можно легко найти в библиотеке по отдельному фильтру. Если на сайте вы его не видите, то, скорее всего, зашли как «гость». Учебниками могут пользоваться только авторизованные пользователи, поэтому удобнее переходить в библиотеку из электронного дневника. В мобильном приложении библиотеки МЭШ можно настроить поиск по книжным издательствам. Каждое издательство имеет канал, где они размещают свой образовательный контент. Помимо учебников в библиотеке собраны книги по художественной литературе.

      В МЭШ можно найти дополнительные познавательные материалы для детей. Например, почему важно закаливание или какие правила дорожного движения должны соблюдать велосипедисты. Также там есть обучающие приложения по здоровому образу жизни и профилактике COVID-19, что очень важно и актуально в наше время. Пособия рассчитаны на детей разных возрастов, и даже родители дошкольников найдут для себя и своих детей много интересного. Их может найти любой посетитель сайта в разделе «Адаптированные предметы».


      Фото: RF._.studio/Pexels

      Учитель сказал, что у детей будет внеклассное занятие. Мы ведь на дистанционном обучении, как оно будет проходить?

      Колышева Людмила, заместитель директора школы №1747

      Классные руководители часто устраивали для детей выездные мероприятия, например, посещение выставок и музеев. На дистанционном обучении это тоже возможно, в библиотеке МЭШ есть сценарии уроков по музейной практике. За 45 минут урока дети могут виртуально посетить выставку: они самостоятельно проложат к ней маршрут на карте, узнают историю музея, смогут «пройтись» по его экспозиции с помощью 3D-тура и увидеть экспонаты онлайн.

      Можно ли использовать МЭШ для домашнего обучения и совместной работы с родителями или одноклассниками?

      Наталья Новикова, учитель математики в университетской школе МГПУ

      Для работы в парах у МЭШ есть интерактивная образовательная игра «Скачки». Это линейная игра-тест, в которой ребенок должен выбирать правильный ответ, соревнуясь с компьютером или живым противником. Желание выиграть у друга обычно хорошо влияет на мотивацию. Родители могут учиться вместе с детьми по видеороликам: с младшими посмотреть мультфильм «Фиксики» и выполнить задания, связанные с сюжетом каждой серии, а со старшими посмотреть и обсудить документальный фильм BBC.

      Что делать, если мой ребенок не усваивает новый материал?

      Наталья Новикова, учитель математики в университетской школе МГПУ

      Работать на дистанционном обучении сложно для всех: онлайн-формат не может полностью воссоздать живое общение учителя с учениками. На полноценное восприятие информации влияют жесты и мимика педагога, зрительный контакт и даже улыбка. Учителям тоже сложно: через камеры не всегда удается считать реакцию ребенка — понял ли он новую тему, или стоит закрепить ее дополнительно.

      «Сноб» благодарит за помощь в подготовке материала команду платформы МЭШ:
      Директора Института цифрового образования МГПУ Лавренову Екатерину, которая занимается подготовкой молодых учителей для работы с онлайн-платформой.
      Заместителя директора школы №1747 Колышеву Людмилу, которая общается с администраторами МЭШ и разбирается в тонкостях работы платформы.
      Учителей университетской школы МГПУ Наталью Новикову и Илью Кузьмина, в чьи задачи входит оперативная коммуникация с администраторами и решение срочных вопросов, связанных с работой МЭШ.

      Читайте также: