Как разобрать компьютерный сабвуфер

Обновлено: 01.07.2024

Низкочастотная звуковая система может выйти из строя по целому ряду причин. Все дефекты можно разделить на несколько групп:

  1. Неисправность динамика
  2. Отказ усилителя
  3. Неисправность источника питания
  4. Обрыв или повреждение соединительных кабелей

Отремонтировать сабвуфер своими руками несложно.Для человека не разбирающегося в электронике проще восстановить работоспособность громкоговорителя, так как его ремонт требует только аккуратности и выполнения несложных правил. Просто найти обрыв в соединительных проводах. Для этого достаточно умения работы с тестером. Поиск и устранение неисправностей в усилителе низкой частоты или источнике питания потребует знаний радиотехники.

Ремонт домашнего сабвуфера своими руками

Ремонт и восстановление саба своими руками нужно проводить от простого к сложному. Одним из распространённых дефектов домашней звуковой системы является повреждение соединительных кабелей. Особенно часто это происходит там, где имеются домашние животные. Поэтому если в низкочастотной колонке пропал звук, прежде всего, нужно проверить провода. В бытовых звуковых комплексах и домашних кинотеатрах пассивная колонка находится в стороне от блока УНЧ. Питание к устройствам не подводится, поэтому достаточно проверить целостность звукового кабеля. Сначала проверяется наличие низкочастотного сигнала на выходном разъёме, затем на конце кабеля, который подключается к колонке. При отсутствии сигнала кабель лучше заменить.

Если кабель исправен, а звук в колонке отсутствует нужно проверить динамик. Это делается с помощью тестера или обычной батарейки. Когда её контакты замыкаются на вход колонки, в динамике прослушиваются щелчки.Когда на внешних клеммах тестер показывает обрыв нужно вскрыть колонку и проверить сопротивление динамика непосредственно на его контактах. Отсутствие сопротивления говорит об обрыве звуковой катушки громкоговорителя. Отремонтировать динамик саба в домашних условиях можно, но разборка динамика и ремонт звуковой катушки являются темой отдельной статьи и подробно здесь не рассматриваются. Для того чтобы добраться до звуковой катушки нужно отпаять концы катушки от клемм динамика и аккуратно отделить диффузор и центрирующую шайбу от металлической корзины. Затем, в зависимости от степени повреждения катушка перематывается, меняется на новое изделие, или выполняется восстановление отклеившихся витков.

Ремонт усилителя сабвуфера своими руками

Ремонт активного сабвуфера своими руками начинается с проверки проводов, соединяющих выходные клеммы усилителя и динамика. Если нарушений цепи не обнаружено, выполняется последовательная проверка элементов схемы. Если сабвуфер установлен в автомобиле, проверяются кабели подачи питания и сигнальный провод от автомобильной магнитолы. Дефекты бытового активного сабвуфера можно разделить на несколько групп:

  1. Индикатор включения питания не горит
  2. Индикатор горит, в динамиках слышно шипение, но звука нет
  3. Индикатор горит, в динамиках отсутствует шипение

Чтобы отремонтировать саб сначала нужно проверить блок питания. Для всех работ по диагностике звуковой системы потребуется тестер. Сначала проводится внешний осмотр. Он позволяет выявить вышедшие из строя электролитические конденсаторы, обгоревшие резисторы и нарушенные дорожки печатной платы. Если обнаружены обгоревшие резисторы, то микросхему стабилизатора так же придётся менять. После восстановления всех элементов лучше проверить схему питания без усилителя. Иногда для этого нужно резать дорожку печатной платы.

Ремонт автомобильного саба своими руками

Так как все элементы автомобильной звуковой системы постоянно подвергаются тряске и вибрации, то самым распространённым дефектом является нарушение контакта. Это касается как системы электропитания, так и звуковых межблочных линий. Если в динамиках слышно характерное шипение, то работоспособность усилителя можно проверить, прикоснувшись отвёрткой к входной клемме. Отсутствие звука в динамиках может быть из-за неисправности соединительного провода. Если блок питания выдаёт нормальное напряжение, но динамики вообще молчат, нужно проверять элементы УНЧ, начиная с выходного каскада. Диагностику и поиск неисправностей в усилителе может выполнить только специалист, поэтому при отсутствии опыта лучше обратиться в мастерскую.

Ремонт сабвуфера своими руками-1

Ремонт сабвуфера своими руками-2
Ремонт сабвуфера своими руками-3

Искаженный звук и гул в динамиках

Проникающие в акустическую цепь эти помехи создают в динамических излучателях нежелательный низкочастотный гул. Одним из эффективных вариантов снижения такого дефекта, это установка в цепи питающего напряжения конденсаторов большой емкости, для сглаживания выпрямленного напряжения. Как правило, в схемах, собранных на транзисторах или микросхемах, виновником оказывается пришедший в негодность электролитический конденсатор в цепи фильтра. Поэтому в динамиках появляются шумовые искажения.

Ремонт сабвуфера своими руками-4
Ремонт сабвуфера своими руками-5

Для качественного ремонта усилителя, необходимо поменять сразу обе емкости. Так как второй кондер, тоже мог потерять часть своей емкости, а эта пара должна быть идентичной. Поэтому и меняем сразу пару, так будет надежнее и дольше прослужат. К тому же, как выяснилось, наружная оболочка конденсатора лопнула от внутреннего давления, а электролит вытек наружу и запачкал плату.

Ремонт сабвуфера своими руками-6

Выпаиваем проблемные емкости, а вместо них устанавливаем новые конденсаторы, желательно от известных фирм.

Ремонт сабвуфера своими руками-7

Далее необходимо очистить спиртом печатную плату от попавшего на нее электролита, поставить емкости на место, не забывая соблюдать полярность и запаять.

В моем случае пришлось немного отформатировать выводы новых конденсаторов, так как отверстия в плате были несколько шире по центрам. После формовки они прекрасно установились на свои места. Но все-таки для большей надежности, основание емкостей лучше обработать термо клеем или эпоксидным клеем, чтобы противостоять вибрации внутри сабвуфера.

Отсутствие звука

Что нужно предпринять, когда светодиоды для визуального контроля за работой устройства показывают, что все нормально, но один канал все-таки не работает. Такая проблема может свидетельствовать также о неисправности в усилителе. Тем не менее, вначале следует проверить визуально и путем прозвона сигнальный тракт идущий от источника звука к сабвуферу.

Кроме выше описанного ремонта печатной платы по замене вздутых конденсаторов, нужно проверить выходные транзисторы либо интегральные микросхемы. Также велика вероятность, что неисправность находится в блоке питания, который не обеспечивает схему нужным напряжением питания. Вообще-то, любую радиоаппаратуру начинать ремонтировать нужно всегда с проверки именно блока питания, то-есть с замера всех исходящих напряжений.


Недавно я спалил свой динамик, как выяснилось позже — межвитковое. Было решено разбирать это дело, мотать новым проводом. Разборка производилась в домашних условиях, своими руками. Сделать это может каждый. Для того, чтобы разобрать динамик, мне понадобились лишь жидкость для снятия лака (40р), шприц (0р), отвёртки, клей бф-19 (24р), резиновый клей момент (был куплен давным давно).
1 шаг: отклеиваем подвес. Для этого я загонял жидкость для снятия лака с лицевой части динамика. Затем перевернул, загнал лак внутрь пластиковой рамки.


После этого, поддев отвёрткой (внимание, очень аккуратно!) оторвал шайбу и подвес. Потом подвес от динамика и шайбы.


2 шаг: отклеиваем центрирующую шайбу. Промакиваем клей по краям шайбы,


поддеваем отвёрткой — готово!


3 шаг: достаём верхушку — вот проблема — загнуло корпус катушки


+ межвитковое замыкание (обгорел лак от температуры, мультиметр показывал "плавающие" показания сопротивления при изменении положения диффузора)
Далее я сделал следующие выводы: катушка у меня всего на 2 дюйма, по идее должна держать 300 Вт мощности, но охлаждение никчёмное, из-за этого высокая температура, перегрев, выход из строя. ((Кстати, посмотрел видео замеров мощности, этот динамик полностью играет всего лишь от 100 Вт!))
Было решено просверлить боковые отверстия продувки в корзине. Для этого я заткнул отверстие катушки в магните тряпкой. Просверлил.


Далее я занялся катушкой. Для обмотки нужно было найти подходящий корпус, у мамы много косметики, нашла мне баллон точь-в-точь как катушка!



Идеально. Решил я сделать динамик в 2 Ома по двум простым причинам. Первая: сопротивление меньше, выше мощность с выхода усилителя. Вторая: меньше проводки, соответственно больше сечение канала продувки катушки.
Есть формулы расчёта длины провода при определённых параметрах, к примеру сопротивления. Приведу эти формулы сюда, авось кому пригодятся. R=P*l/S где R-сопротивление, l-длина, P-"ро" плотность материала проволоки (в нашем случае медь, 0,017), ну а S-сечение провода Отсюда ДЛИНА находится по этой формуле: l=SR/P Формула сечения: S=3.14*D²/4 Здесь 3,14-это "Пи", D²-диаметр в квадрате.
Но у меня возник нюанс — я не знаю толщину провода. Проволока новая была немножко меньше, совсем чуть-чуть, поэтому я сделал так: отмерил старый провод в длину, получилось 25 метров (если быть точнее, то 24 метра, 70 сантиметров, вроде как).


Кстати, авось кому пригодится: мерил так: выдёргивал из рулетки 4 метра, ложил на пол, отмерял с другом, отрезал, откладывал. Потом посчитали количество обрезков, умножили на 4 + один короткий проводок 70 см. Чтобы получить 2 Ома что нужно сделать? Поделить эту длину пополам. Проволока была отрезана длиной 12,7-13 метров.
Далее у нас идёт намотка. Тут всё просто: припаял начало провода, предварительно зачистив кончик, клей бф-19 размазал, намотал, мотал, кстати говоря, руками, без всяких приспособлений — только баллончик внутри для сохранения формы. Начал греть строительным феном, начал скукоживаться баллон. Пришлось отматывать проволоку назад, передвигать катушку ближе к дну баллона. Стал клеить без фена. В конце припаял кончик к выводу динамика. В итоге получилась моя катушка слишком УЗКОЙ, уже дома перемотал всё снова, подложив под края бумагу для утолщения.


вот результат. Потом приклеил центрирующую, выставил зазор идеальный (чтобы не задевало). Сделал это так: пока клей был жидким (клей мешал бф-19 и резиновый момент), я аккуратно прижимал диффузор и смотрел где шёркает, выставлял. Потом клей стал более тугим, начал проверять посильнее придавливая диффузор, двумя пальзами тянул сторону, которая задевала, подальше от этого места, а с другой подтягивал в неё.
Кстати, ещё разрисовал корзину :)



ПЕРВЫЙ ЗАПУСК. Он был отличным. Динамик работал как надо, единственное, помехи с магнитолы стали намного заметней. Валить он стал здорово. Но потом произошла печалька — он начал за что-то задевать.
Случилось это вот почему: с тряпки стружка примагнитилась и упала в посадочное звуковой катушки в магните. После запуска стружку начало тянуть под звуковуху из-за возросших магнитных полей, связанных с появлением индукционного тока. Поэтому… не рекомендую сверлить эти отверстия, не снимая магнит, т.к. стружка ОДНОЗНАЧНО попадёт в магнит. Теперь думаю забрать горелый динамик у друга, сделать его (там дин получше, катушка потолще (4 дюйма), восстановить его, сделать в 2 Ома.
Ни капли не жалею о проделанной работе, сам научился, думаю и другим поможет! Спасибо за внимание! ;)

Подготовленный сабвуфер

Как отремонтировать сабвуфер автомобильный, да и вообще сабвуфер, один из часто возникающих вопросов, из-за повсеместного их применения в аудио аппаратуре.
Варианта три, купить новый, отвезти в сервис на ремонт, либо ремонтировать самому. Чтобы самому делать ремонт сабвуферов, надо хотябы немного понимать в электронике, а так же уметь пользоваться паяльником и тестером.

Устройство и поиск проблемы

Сабвуфер 5, 1 состоит из колонки, динамика, и усилителя, а так же блока питания:

Сначала надо выяснить, какой из элементов сабвуфера дал сбой:

Переходим к ремонту

Если вы твердо решили, что перемотка динамика сабвуфера для вас не проблема, тогда, подготовьте следующие материалы и инструменты:

  • Шеллак (либо эпоксидку) для промазывания обмотки сабвуфера
  • Растворитель
  • Клей резиновый
  • Отвертку
  • Паяльник
  • Микрометр
  • Шуруповерт

Разборка

Не все так просто, как кажется, самостоятельный ремонт авто сабвуфера, работа кропотливая:

  • Сначала нам необходимо аккуратно разобрать и снять головку сабвуфера, действовать следует не спеша, резкие движения руками недопустимы, иначе можете повредить гильзу катушки
  • Кроме того, нужно соблюдать чистоту в процессе работы, чтобы не попала пыль в магнитную систему, и уж тем более стружка металлическая
  • Иначе, потратив много сил и времени, вместо работающего сабвуфера мы получим груду звенящего хлама
  • Когда добрались до самой гильзы, следует аккуратно размотать старый провод, при этом подсчитать количество витков и в слое и общее количество в катушке
  • Тут чем точнее посчитаете, тем качественнее в итоге получается качество ремонта
  • Затем нужно обязательно измерить диаметр провода
  • Микрометр и нужен для этой цели
  • Можно, разумеется, замерить штангенциркулем, но точность измерения ниже, если подобных инструментов нет, можете схитрить
  • На отвертку либо гвоздь наматываете проволочку, очень плотно, чтобы виток к витку, и так 10 – 30витков, замеряете длину намотки при помощи линейки
  • Затем надо разделить эту длину на количество намотанных витков, и вы получите примерный диаметр нужного провода (погрешность линейки большая)

Подготавливаем к перемотке

Теперь необходимо подготовить диффузор сабвуфера к перемотке:

  • При помощи оправки, подходящей по диаметру, закрепляете его гильзу в шуруповерте
  • Нужно очень точно подогнать оправку и гильзу, чтоб не деформировать в процессе её перемотки
  • Намазываем эпоксидкой либо лаком поверхность гильзы
  • Затем нужно будет очистить проволоку нужного нам диаметра
  • Проволочку пропускаем через тряпочку, пропитанную растворителем
  • После этого смазываем эпоксидкой, либо шеллаком
  • Разумеется, после этого, инструкция предписывает, что покрытие должно просохнуть

Перемотка

Проволока и гильза у нас готовы, переходим к перемотке:

  • Сразу припаиваем начало новой обмотки ко второму, если идти по ходу намотки проволоки, выводу (таким образом исключаем лишнее пересечение проводов, это положительно сказывается на сроке службы отремонтированного динамика) и начинаем наматывать, фото ниже
  • Важно при этом фиксировать натяг и считать витки не забывать, ведь чем точнее мы намотаем, тем будут ближе к заводским характеристики динамика
  • После каждого слоя лучше проходить обмотку лаком, после укладки обмотки, припаиваете второй контакт, отрезаете проволоку
  • Промазываете всю катушку ещё раз лаком

Первый слой нашей обмотки, надетой на шуруповерт

Первый слой нашей обмотки, надетой на шуруповерт

  • После завершения намотки катушки, нужно будет оставить её на сутки для полной просушки
  • А если вы использовали шеллак, тогда катушку необходимо нагреть до 80-120 градусов (например в духовке)
  • Шеллак в ином случае не застынет
  • Вот главное неудобство при применения шеллака
  • Зато когда он высыхает, остается некоторая доля эластичности, что полностью исключает повреждение обмотки от усыхания пропитки либо при её термическом расширении
  • После просушки остается присоединить диффузор к динамику, и
  • ремонт автомобильных сабвуферов считать выполненным успешно, если все работает

Собираем все в кучу

Чтобы катушка не терлась об магнитную систему, нам необходимо выставить равномерный круговой зазор:

  • Для этой цели подойдет бумага, нарезанная полосками
  • Вставляем ее по кругу (где это возможно) между корпусом и катушкой, тем самым получаем равномерный зазор
  • Проверяем на отсутствие заеданий и зацеплений, перемещая рукой диффузор аккуратно вниз и вверх

Вставляем бумажки между катушкой и корпусом

Вставляем бумажки между катушкой и корпусом

  • Затем проклеиваем подвеску нашего динамика и аккуратненько вставляем на место
  • Даем деталям время подсохнуть
  • Потом можно вытаскивать центровочные бумажки
  • Еще раз нужно проверить на заедание
  • Когда все в полном порядке, кладем слой клея
  • Высушим и ставим готовый сабвуфер в машину, на проверку
  • Не забываем при этом снизить громкость вполовину
  • Перемотка катушки сабвуфера завершена

Теперь немного об электронной начинке

Устройство практически одинаковое, разве что размеры побольше, микросхемы, либо конденсаторы могут стоять в другом порядке:

Читайте также: