Как с развитием компьютерной техники изменялось представление о компьютерной грамотности

Обновлено: 03.07.2024

учебная: формирование у учащихся знаний о сети Интернет, представление им краткой истории развития данной отрасли, рассказать о современных возможностях в сети Интернет.

воспитательная: воспитать у учащихся интерес к работе с Интернетом

развивающая: расширить границы знаний в данной отрасли.

ВложениеРазмер
organizatsiya_globalnyh_setey.pptx 2.08 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

§23. Организация глобальных сетей. Учитель информатики Куляпина Е.С.

Компьютерная грамотность - это необходимый уровень знаний и умений человека, позволяющий ему использовать компьютер для общественных и личных целей.

Информационная культура это есть набор знаний, умений и навыков поиска, отбора, ранжирования и представления информации, необходимой для решения учебных и практических задач.

Глобальная сеть система объединённых компьютеров, расположенных на больших расстояниях друг от друга. 1957 год 1969 год 1971 год 1973 год 1984 год 1988 год 1989 год 1990 год 1991 год 1995 год 2010 год в России ДАЛЬШЕ

В 1957 году, после запуска Советским Союзом первого искусственного спутника Земли, Министерство обороны США посчитало, что на случай войны Америке нужна надёжная система передачи информации. Агентство по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам США (DARPA) предложило разработать для этого компьютерную сеть . Разработка такой сети была поручена Калифорнийскому университету в Лос-Анджелесе, Стэнфордскому исследовательскому центру, Университету Юты и Университету штата Калифорния в Санта-Барбаре. Компьютерная сеть была названа ARPANET (англ. Advanced Research Projects Agency Network ), и в 1969 году в рамках проекта сеть объединила четыре указанных научных учреждения. Все работы финансировались Министерством обороны США. Затем сеть ARPANET начала активно расти и развиваться, её начали использовать учёные из разных областей науки.

К 1971 году была разработана первая программа для отправки электронной почты по сети. Эта программа сразу стала очень популярна.

В 1973 году к сети были подключены через трансатлантический телефонный кабель первые иностранные организации из Великобритании и Норвегии, сеть стала международной.

В 1970-х годах сеть в основном использовалась для пересылки электронной почты, тогда же появились первые списки почтовой рассылки, новостные группы и доски объявлений. Однако в то время сеть ещё не могла легко взаимодействовать с другими сетями, построенными на других технических стандартах. К концу 1970-х годов начали бурно развиваться протоколы передачи данных, которые были стандартизированы в 1982—1983 годах. Активную роль в разработке и стандартизации сетевых протоколов играл Джон Постел . 1 января 1983 года сеть ARPANET перешла с протокола NCP на TCP/IP, который успешно применяется до сих пор для объединения (или, как ещё говорят, «наслоения») сетей. Именно в 1983 году термин «Интернет» закрепился за сетью ARPANET.

В 1984 году была разработана система доменных имён (англ. Domain Name System , DNS). В 1984 году у сети ARPANET появился серьёзный соперник: Национальный научный фонд США (NSF) основал обширную межуниверситетскую сеть NSFNet (англ. National Science Foundation Network ), которая была составлена из более мелких сетей (включая известные тогда сети Usenet и Bitnet ) и имела гораздо бо́льшую пропускную способность, чем ARPANET. К этой сети за год подключились около 10 тыс. компьютеров, название «Интернет» начало плавно переходить к NSFNet .

В 1988 году был разработан протокол Internet Relay Chat (IRC), благодаря чему в Интернете стало возможно общение в реальном времени (чат).

В 1990 году сеть ARPANET прекратила своё существование, полностью проиграв конкуренцию NSFNet . В том же году было зафиксировано первое подключение к Интернету по телефонной линии (т. н. « дозво́н », англ. dialup access ).

В 1991 году Всемирная паутина стала общедоступна в Интернете, а в 1993 году появился знаменитый веб-браузер NCSA Mosaic . Всемирная паутина набирала популярность.

В 1995 году NSFNet вернулась к роли исследовательской сети, маршрутизацией всего трафика Интернета теперь занимались сетевые провайдеры, а не суперкомпьютеры Национального научного фонда. В том же 1995 году Всемирная паутина стала основным поставщиком информации в Интернете, обогнав по трафику протокол пересылки файлов FTP. Был образован Консорциум Всемирной паутины (W3C). Можно сказать, что Всемирная паутина преобразила Интернет и создала его современный облик . С 1996 года Всемирная паутина почти полностью подменяет собой понятие «Интернет».

С 22 января 2010 года прямой доступ в Интернет получил экипаж Международной космической станции

19 сентября 1990 года — « Релком » и «Демос» от имени Soviet Unix Users Group (SUUG) регистрируют домен . su (SU, англ. Soviet Union — Советский Союз). 7 апреля 1994 года — в этот день международный сетевой центр InterNIC (англ.) официально зарегистрировал национальный домен . ru для Российской Федерации

В России День Интернета празднуется 30 сентября . 7 апреля отмечается день Рунета.

Основные составляющие глобальной сети Компьютерные узлы - один или несколько мощных компьютеров, постоянно подключенных к сети, на которых установлена программа-сервер. провайдер – поставщик сетевых услуг Каналы связи Пропускная способность помехоустойчивость стоимость

Каждый узловой компьютер имеет свой постоянный адрес в Интернете - IP -адрес . состоит из четырёх десятичных чисел, каждое в диапазоне от 0 до 255, которые записываются через точку. 193.126.7.29 128.24.15.121

ПО Интернета базовое - обеспечивает поддержку работы сети по протоколу TCP/IP – стандартному набору протоколов Интернета (решает проблемы рассылки и приёма информации) прикладное - занимается обслуживанием разнообразных информационных услуг сети - служб Интернета. Для каждой службы существует своя сервер-программа (клиент-программа) Outlook Express – клиент электронной почты Internet Explorer - клиент службы WWW ( браузер)

Пакетная технология передачи информации в глобальной сети

Вопросы: Что такое глобальная сеть? Что такое Интернет? Как с развитием компьютерной техники изменялось представление о компьютерной грамотности? Чем отличается узловой компьютер от ПК пользователя сети? Ч то обозначает слово «сервер» в сетевых технологиях? Что такое IT - адрес и доменный адрес? В чём разница назначения протоколов TCP и IP ?

Задания: Обоснуйте. Почему создание и развитие компьютерной техники можно отнести к важнейшим факторам научно-технической революции XX столетия. Какие технические и социальные проблемы решаются средствами глобальных компьютерных сетей?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Методическая разработка урока Глобальная сеть Интернет

Содержание, основные понятия: структура Интернет, адресация в Интернете(IP-адреса и доменная система имён). Транспортировка данных Вид урока: обобщение и систематизация знаний. Тип урока: урок защи.


Глобальная сеть

Презентация по теме "Глобальная компьютерная сеть Интернет". 9 класс. Угринович Н.Д.

Вниманию родителей! Глобальная сеть: правила пользования

Как защитить ребенка от столкновения с вредоносной информацией в сети? Как научить его справляться с последствиями таких встреч? Линия помощи «Дети онлайн» представляет рекомендации для родителей. ( Ж.


Урок в 10 классе "Организация глобальной сети"

Урок "Оганизация глобальной сети" 10 класс.

Технологическая карта урока информатики для 11 класса по теме "Организация глобальных сетей"

Технологическая карта урока информатики для 11 класса по теме "Организация глобальных сетей".


Тест. Организация глобальной сети

информатика, 9 класс.


Презентация ОРГАНИЗАЦИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ СЕТЕЙ

Презентация разработана для учащихся 11 класса, для наглядного объяснения нового материала.

Из истории человеческого общества вам должно быть известно, что многие научные открытия и изобретения сильно повлияли на ее ход, на развитие цивилизации. К их числу относятся изобретение парового двигателя, открытие электричества, овладение атомной энергией, изобретение радио и пр. Процессы резкого изменения в характере производства, в быту, к которым приводят важные научные открытия и изобретения, принято называть научно-технической революцией.

Появление и развитие компьютерной техники во второй половине ХХ века стали важнейшим фактором научно-технической революции.

В этом процессе выделим три этапа.

Первый этап начался с создания первой ЭВМ в 1945 году. Приблизительно в течение 30 лет компьютерами пользовалось сравнительно небольшое число людей, главным образом в научной и производственной областях.

Второй этап начался в середине 70-х годов ХХ века и связан с появлением и распространением персональных компьютеров (ПК). ПК стали широко использоваться не только в науке и производстве, но ив системе образования, сфере обслуживания, быту. ПК вошли в дом как один из видов бытовой техники наряду с радиоприемниками, телевизорами, магнитофонами.

Третий этап связан с появлением глобальной компьютерной сети Интернет. В результате персональный компьютер, который помещается на письменном столе, стал «окном» в огромный мир информации. Появились новые понятия, такие как «мировое информационное пространство», «киберпространство». Распространение Интернета решает важную социальную проблему информационного неравенства, которое существует между людьми, живущими в разных странах, на разных континентах, а также в крупных городах и на периферии. Именно развитие Интернета дает основание говорить о том, что в истории цивилизации наступает этап информационного общества.

С распространением компьютеров возникает понятие компьютерной грамотности. Это необходимый уровень знаний и умений человека, позволяющий ему использовать компьютер для общественных и личных целей.

На первом этапе развития ЭВМ компьютерная грамотность сводилась к умению программировать. Программирование главным образом изучалось в высших учебных заведениях, владели им ученые, инженеры, профессиональные программисты.

На втором этапе под общим уровнем компьютерной грамотности стали понимать умение работать на персональном компьютере с прикладными программами, выполнять минимум необходимых действий в среде операционной системы. Компьютерная грамотность на таком уровне становится массовым явлением благодаря обучению в школе, на многочисленных курсах, в самостоятельном режиме.

На третьем, современном этапе важным элементом компьютерной грамотности стало умение использовать Интернет. Появилось более широкое понятие — информационная культура. Быстро растет число компьютеров, подключенных к мировой сети. И всё более необходимым становится умение использовать компьютер для общения с другими людьми, для дистанционного обучения, поиска справочной информации, коммерческой деятельности и многого другого.

Понятие глобальной сети — системы объединенных компьютеров, расположенных на больших расстояниях друг от друга, — цоявилось в процессе развития компьютерных сетей. В 1964 году в США была создана компьютерная система раннего оповещения о приближении ракет противника. Первой глобальной сетью невоенного назначения стала сеть ARPANET в США, введенная в действие в 1969 году. Она имела научное назначение и объединяла компьютеры нескольких университетов страны.

В 80-90-х годах прошлого века в разных странах создается множество отраслевых, региональных национальных компьютерных сетей. Их объединение в международную сеть произошло на базе межсетевой среды Интернет.

Важным годом в истории Интернета стал 1993 год, когда была создана служба World Wide Web (WWW) — Всемирная информационная сеть (Всемирная паутина). С появлением WWW резко возрос интерес к Интернету, пошел процесс его бурного развития и распространения. Многие люди, говоря об Интернете, подразумевают именно WWW, хотя это только лишь одна из его служб.

  • из чего состоит Интернет;
  • как работает;
  • для чего используется.

Часто в литературе вместо слова «Интернет» употребляют термин «Сеть» (уважительно с большой буквы). Мы также иногда будем им пользоваться.

Аппаратные средства Интернета

Основными составляющими любой глобальной сети являются компьютерные узлы и каналы связи.

Здесь можно провести аналогию с телефонной сетью: узлами телефонной сети являются АТС — автоматические телефонные станции, которые между собой объединены линиями связи и образуют городскую телефонную сеть. Телефон каждого абонента подключается к определенной АТС.

К узлам компьютерной сети подключаются персональные компьютеры пользователей подобно тому, как с телефонными станциями соединяются телефоны абонентов. Причем в роли абонента компьютерной сети может выступать как отдельный человек через свой ПК, так и целая организация через свою локальную сеть. В последнем случае к узлу подключается сервер локальной сети.

Организация, предоставляющая услуги обмена данными с сетевой средой, называется провайдером сетевых услуг. Английское слово provider обозначает «поставщик», «снабженец». Пользователь заключает договор с провайдером на подключение к его узлу и в дальнейшем оплачивает ему предоставляемые услуги (подобно тому, как мы оплачиваем услуги телефонной сети).

Узел содержит один или несколько мощных компьютеров, которые находятся в состоянии постоянного подключения к сети. Информационные услуги обеспечиваются работой программ-серверов, установленных на узловых компьютерах.

Каждый узловой компьютер имеет свой постоянный адрес в Интернете; он называется IР-адресом.

IP-адрес состоит из четырех десятичных чисел, каждое в диапазоне от О до 255, которые записываются через точку. Например:

Такие же IP-адреса получают и компьютеры пользователей Сети, но они действуют лишь во время подключения пользователя к сети, т. е. изменяются в каждом новом сеансе связи, в то время как адреса узловых компьютеров остаются неизменными.

Наряду с цифровыми IP-адресами в Интернете действует система символьных адресов, более удобная и понятная для пользователей. Она называется доменной системой имен (DNS — Domain Name System).

Система доменных имен построена по иерархическому принципу. Первый справа домен (его еще называют суффиксом) — домен верхнего уровня, следующий за ним — домен второго уровня и т. д. Последний (первый слева) — имя компьютера. Домены верхнего уровня бывают географическими (двухбуквенными) или административными (трехбуквенными). Например, российской зоне Интернета принадлежит географический домен ru. Еще примеры: uk — домен Великобритании; са — домен Канады; de — домен Германии; jp — домен Японии. Административные домены верхнего уровня чаще всего относятся к американской зоне Интернета: gov — правительственная сеть США; mil — военная сеть; edu — образовательная сеть; сот — коммерческая сеть.

Среди узлов Интернета есть своя иерархия. Например, некоторый узел в Самаре имеет соединение с узлом в Москве, который, в свою очередь, связан с рядом узлов европейской опорной сети. Последние имеют связь с узлами США, Японии и др. И всё-таки структура Интернета — это не дерево, а именно сеть. Как правило, каждый узел имеет связь не с одним, а с множеством других узлов. Поэтому маршруты, по которым поступает информация на некоторый узел, могут быть самыми разными. Этим обеспечивается устойчивость работы Сети: при выходе из строя одного узла информационные потоки к другим узлам не прерываются. Они лишь могут изменить свои маршруты.

Каналы связи

  • телефонные линии;
  • электрическая кабельная связь;
  • оптоволоконная кабельная связь;
  • радиосвязь (через радиорелейные линии, спутники связи).

Различные каналы связи различаются тремя основными свойствами: пропускной способностью, помехоустойчивостью, стоимостью.

По параметру стоимости самыми дорогими являются оптоволоконные линии, самыми дешевыми — телефонные. Однако с уменьшением цены снижается и качество работы линии: уменьшается пропускная способность, сильнее влияют помехи. Практически не подвержены помехам оптоволоконные линии.

Пропускная способность телефонных линий — десятки и сотни Кбит/с; пропускная способность оптоволоконных линий и линий радиосвязи измеряется десятками и сотнями Мбит/с.

На протяжении многих лет большинство пользователей Сети подключались к узлу через коммутируемые (т. е. переключаемые) телефонные линии. Такое подключение производится с помощью специального устройства, которое называется модемом. Слово «модем» — это объединение сокращений двух слов: «модулятор» — «демодулятор». Модем устанавливается как на компьютере пользователя, так и на узловом компьютере. Модем выполняет преобразование дискретного сигнала (выдаваемого компьютером) в непрерывный (аналоговый) сигнал (используемый в телефонной связи) и обратное преобразование. Основной характеристикой модема является предельная скорость передачи данных. В разных моделях она колеблется в диапазоне от 1 200 до 56 000 бит/с.

Кабельная связь обычно используется на небольших расстояниях (между разными провайдерами в одном городе). На больших расстояниях выгоднее использовать радиосвязь. Всё большее число пользователей в наше время переходят от коммутируемых низкоскоростных подключений к высокоскоростным некоммутируемым линиям связи.

Программное обеспечение Интернета

Работа Сети поддерживается определенным программным обеспечением (ПО). Это ПО функционирует на серверах и на персональных компьютерах пользователей. Как вам известно из курса информатики основной школы, основой всего программного обеспечения компьютера является операционная система, которая организует работу всех других программ. Программное обеспечение узловых компьютеров очень разнообразно. Условно его можно разделить на базовое (системное) и прикладное. Базовое ПО обеспечивает поддержку работы сети по протоколу ТСР/1Р — стандартному набору протоколов Интернета, т. е. оно решает проблемы рассылки и приема информации. Прикладное ПО занимается обслуживанием разнообразных информационных услуг Сети, которые принято называть службами Интернета. Служба объединяет серверы и клиентские программы, обменивающиеся данными по некоторым прикладным протоколам.

Для каждой службы существует своя сервер-программа: для электронной почты, для телеконференций, для WWW и пр. Узловой компьютер выполняет функцию сервера определенной службы Интернета, если на нем работает сервер-программа этой службы. Один и тот же компьютер в разное время может выполнять функции сервера различных услуг; всё зависит от того, какая сервер-программа на нем в данный момент выполняется. На ПК пользователей сети обслуживанием различных информационных услуг занимаются программы-клиенты. Примерами популярных клиентов являются: Outlook Express — клиент электронной почты, Internet Explorer — клиент службы WWW (браузер). Во время работы пользователя с определенной службой Интернета между его программой-клиентом и соответствующей программой-сервером на узле устанавливается связь. Каждая из этих программ выполняет свою часть работы в предоставлении данной информационной услуги. Такой способ работы Сети называется технологией «клиент — сервер».

Как работает Интернет

Аналогично работает пакетная передача информации в Интернете. За ее работу отвечает протокол TCP/IP, о котором уже говорилось раньше. Пора разобраться, что же обозначают эти загадочные буквы.


Рис. 2.1. Пакетная технология передачи информации в глобальной сети

Мы живем в мире, который постоянно меняется благодаря развитию информационно-коммуникационных технологий. Сейчас люди имеют доступ к самой разнообразной информации на любой точке планеты, обмениваются информацией, общаются в режиме реального времени. В результате возрастает и роль компьютера в жизни рядового человека. Компьютер применяется практически во всех сферах человеческой жизни. С их помощью осуществляется ведение документации, осуществляется пересылка электронной почты, связь с банками данных. Компьютерные сети могут связывать разных пользователей, находящихся в одном учреждении или в любом другом регионе страны и мира.

Всё это свидетельствует о том, что важнейшими составляющими полноценной жизни в информационном обществе и успешной профессиональной деятельности являются компьютерная грамотность и информационная культура. Современный человек должен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютеров, телекоммуникаций и других средств связи, т.е. необходимо иметь элементарное представление о том, что такое персональный компьютер, операционная система, а для свободной ориентации в информационных потоках должен знать правила навигации по огромному количеству доступной информации.

О важности проблем компьютерной грамотности и информационной культуры говорит наличие множества исследований в этих областях со стороны отечественных и зарубежных учёных. В общенаучном плане информационную культуру рассматривали Д. Адам, Д.И. Блюменау, Н. Винер, А.Д. Урсул и др. В последние десятилетия активно ведётся разработка проблем информационной культуры с позиций философского, педагогического и психологического подходов. Различные аспекты этой проблемы рассматривались О.В. Артюшкиным, М.Г. Вохрышевой, А.А. Гречихиным, М.Я. Дворкиной, Ю.С. Зубовым, Э.П. Семенюк и др. Роли информационной культуры посвящены работы С.А. Бочана, И.А. Негодаева, Н.И. Гендиной, А.В. Кириленко. Проблемы компьютерной грамотности описаны в статьях А.С. Гуськова, В.А. Беспалова, Н.Ф. Родионова. Компьютерная грамотность, как составляющая готовности к использованию информационных технологий, определена в работах А.П. Ершова, Г.М. Ильмушкина, В.А. Каймина, И.А, Н.М. Розенберга, Н.Д. Угриновича и др.

ГЛАВА I. Теоретические основы компьютерной грамотности.

1.1 Определение понятия «компьютерная грамотность» и его сущность

Понятие «компьютерная грамотность» возникло в годы компьютеризации образования. К концу 80-х годов XX века содержание понятия компьютерной грамотности стало системным и включало представление о новых информационных технологиях, основных понятиях алгоритмизации и программирования. В первых работах А.П. Ершова компьютерная грамотность определяется как знание основ вычислительной техники и языков программирования. [2] В.А. Каймин и Н.Д. Угринович первоначально в определение компьютерной грамотности включают навыки работы с ЭВМ, т.е. умения «читать и писать, считать и рисовать, использовать информацию и работать с программами на ЭВМ». [12, с. 41] Такой уровень компьютерной грамотности, плюс умение «работать с . базами данных, . наполнять их информацией, проводить её поиск и анализ, искать ошибки и находить решения» В.А. Каймин относит к «расширенному пониманию информационной культуры». [5, с. 71] Н.М. [10] И.А.

Содержание компьютерной грамотности сформировалось к концу 90-х гг. и, согласно Г.К. Селевко, включало: знание основных понятий информатики и вычислительной техники, принципиального устройства и функциональных возможностей компьютерной техники, современных программных оболочек; владение каким-либо текстовым редактором; наличие первоначального опыта использования прикладных программ и первоначальные представления об алгоритмах, языках и пакетах программирования. [11]

Несмотря на то, что понятие «компьютерная грамотность» используется более 30 лет и в настоящее время очень широко, оно до сих пор не имеет точной формулировки, конкретного и научно-обоснованного определения. Мнения специалистов по этому вопросу не только значительно различаются, но и нередко противоречат друг другу.

На просторах интернета можно найти следующие определения компьютерной грамотности:

Компьютерная грамотность - владение навыками решения задач помощью с ЭВМ, умение планировать действия и предвидеть их последствия, понимание основных идей информатики, представление о роли информационных технологий в жизни общества.

Компьютерная грамотность - овладение минимальным набором знаний и навыков работы на персональном компьютере. Рассматривается сегодня как мастерство столь же необходимое, как чтение и письмо. [14]

Компьютерная грамотность - это система навыков работы с компьютерами и другими устройствами, содержащими микропроцессоры. Навыки эти довольно сложны и не являются полностью механическими, как, например, умение водить автомобиль. Они скорее относятся к мыслительным навыкам.

Компьютерная грамотность - это способ думать, учитывая особенности компьютеров и компьютерных сетей и открывая для себя новые возможности. Компьютерная грамотность не требует знания огромного количества фактов, а требует умения этими фактами оперировать.

На сайте системы оценки уровня компьютерной грамотности есть ещё одно определение:

Компьютерная грамотность - элементарные знания об устройстве ЭВМ и возможностях работы с компьютером.

Можно сделать вывод, что компьютерная грамотность включает знание того, как, когда и где следует применять компьютер. Если человек обладает знанием общих принципов и навыками практического применения компьютера в своей профессиональной деятельности, то можно сказать, что он владеет компьютерной грамотностью. клавиатуры

1.2 Виды и компоненты компьютерной грамотности

Вопрос определения понятия «компьютерная грамотность» осложняется тем, что существуют несколько видов компьютерной грамотности, каждый из которых требует отдельного рассмотрения.

Бытовая компьютерная грамотность. В настоящее время вычислительная техника широко используется в быту. Практически каждый является пользователем бытовых компьютеров. Необходимая для этого «грамотность» состоит в приобретении практических навыков обращения с бытовыми устройствами нового типа.

Условия жизни современных людей отличаются от тех, которые были тридцать-сорок лет назад. Все стараются познать как можно больше технологических новинок. Обойтись без компьютера, конечно, можно, но он позволяет значительно облегчить жизнь, сделать её более яркой и интересной. Компьютер в настоящее время является необходимым устройством, так как открывает целый ряд дополнительных возможностей, позволяет упростить быт, а также найти новые увлечения.

Профессиональная компьютерная грамотность. Очень давно, у первобытных людей, когда ещё не существовало разделения труда, не было и разных профессий. Каждый человек вынужден был всем заниматься сам. Потом по мере развития общества стали возникать рыночные отношения между людьми и появилась специализация людей по видам труда. Одни люди становились охотниками, другие - рыбаками, третьи - земледельцами, четвертые - строителями, пятые - ткачами и т.д. Они обменивались друг с другом продуктами своего труда. Накопленные в каждой группе людей знания и навыки передавались из поколения в поколение. Появилось разделение труда, возникли профессии.

По профессиональному признаку можно выделить большие группы или категории людей, занимающихся одинаковым видом трудовой деятельности. Следовательно, выбрать себе профессию - значит не только выбрать себе работу, но и быть принятым в определённую группу людей, принять её этические нормы, правила, принципы, ценности, образ жизни.

С использованием вычислительной техники связано всё большее количество профессий, но характер этого использования в разных профессиях различный - от простого ввода данных до разработки новых поколений технических и программных средств. Поэтому содержание профессиональной компьютерной грамотности является специфическим для каждой профессии.

Овладение компьютером как интеллектуальным средством.

Персональные компьютеры стали для многих людей средством для создания текстов, изображений и звуковых образов, личных банков данных, а также обеспечивающим доступ к различной информации. Формирование необходимой для этого компьютерной грамотности состоит в том, чтобы превратить компьютер в своего рода внешний орган мышления и памяти, которым можно свободно и эффективно пользоваться при решении широкого круга задач.

Перечисленные виды компьютерной грамотности не являются взаимоисключающими - они тесно взаимосвязаны и частично перекрываются. По моему мнению, в первую очередь нужно овладеть компьютером как интеллектуальным средством. Хотя формирование бытовой компьютерной грамотности является достаточно важной задачей, но она носит временный характер. Профессиональная компьютерная грамотность не может быть универсальной. А вот формирование интеллектуальных умений, обеспечивающих эффективное применение компьютера, представляет собой необходимую основу и для дальнейшего профессионального обучения, и для общей подготовки к жизни в информационном обществе.

компонентам компьютерной грамотности можно отнести:

Знание основных терминов и того, что они означают. Это помогает найти взаимопонимание с разными службами поддержки пользователей и вообще необходимо в ситуациях, когда обычное течение работы даёт сбой.

Практические навыки работы с компьютером: умение подготовить компьютер к работе, включать и выключать его, владеть клавиатурой, уметь пользоваться текстовым и графическим редакторами, электронными таблицами.

Понимание возможностей компьютера. Компьютер может быть лишь инструментом, с помощью которого выполняется работа. Он не заменяет самого человека.

Некоторые технологические принципы работы интернета. Прежде всего то, что нельзя подключиться ни к какой сети передачи данных, не имея при этом специального устройства и линии связи.

Применение и роль компьютеров в различных областях деятельности человека.

Многие современные специалисты в самых разных областях деятельности связаны с развитием информационных технологий или активно их используют. Информационная культура и компьютерная грамотность стали залогом успешной профессиональной деятельности человека.

Струкова Елена Алексеевна

Сегодня в мире информационные технологии развиваются очень стремительно, поэтому чтобы успевать за их развитием необходимо непрерывное самообразование и самосовершенствование. А для профессионального применения вычислительной техники нужна целеустремлённость и постоянное желание узнавать о том, что происходит в мире информационных технологий.

В настоящее время одной из важнейших задач обучения будущего специалиста - выпускника техникума является формирование у него компьютерной грамотности, как показателя соответствия уровня образования современным требованиям. Само понятие «компьютерная грамотность» изменяется с развитием и совершенствованием компьютерной техники. На сегодняшний день можно сказать, что “компьютерная грамотность” — это совокупность теоретических и практических знаний в области работы с компьютерными системами, знание информационных технологий, готовность к использованию профессиональных программ в различных сферах деятельности.

Основы компьютерной грамотности формируются у студентов техникума при изучении дисциплин: «Информатика и ИКТ», «Информационные технологии в профессиональной деятельности» и развиваются в течение всего времени обучения. Усвоенная компьютерная грамотность студента реализуется в пространстве каждого из видов его профессиональной деятельности, связанной с обработкой информации и способствует повышению эффективности учебной деятельности в техникуме. Например, грамотное применение готовых программных продуктов позволяет сокращать время на расчеты, чертежи, поиск информации при выполнении лабораторно-практических работ, а так же в курсовом и дипломном проектировании и соответственно вызывает положительную оценку преподавателей

Дисциплина «Информатика», в рамках которой даются основы компьютерной грамотности, изучается на первом курсе в течение двух семестров, ее цель – изучение как теоретических базовых понятий, так и формирование практических навыков работы на персональном компьютере на пользовательском уровне, куда входят основные приемы работы с операционной системой Windows, текстовым процессором Word и табличным процессором Excel, системой управления базами данных Access.

Следует отметить низкий уровень школьной подготовки по информатике студентов, начинающих изучение данного предмета в рамках средне профессионального образования. Слабо подготовленные в области информатики студенты только на уроках по-настоящему начинают работу на персональном компьютере, но за отсутствием соответствующих навыков не видят и не осознают практической направленности занятий. Всё это существенно снижает познавательный интерес и мотивацию к процессу обучения. Далее компьютерные технологии интегрируются в другие учебные предметы, где овладение определенными элементами компьютерной грамотности необходимо для решения экономических задач. По учебному плану изучение общепрофессиональных и специальных дисциплин начинается в основном на втором курсе, к которому за отсутствием возможности практической работы студенты теряют значительную часть полученных умений и навыков, так и не успев понять, к чему их можно было применить. При этом процесс стремительного развития информационных технологий приводит к тому, что к моменту начала выпускниками самостоятельной профессиональной работы оставшиеся знания в области информатики морально устаревают и нуждаются в обновлении. В настоящее время у значительной части выпускников отмечается недостаточность подготовки к решению профессиональных задач с применением компьютера, отсутствие навыков творческого использования информационно-компьютерных технологий для решения нестандартных задач. В связи с этим актуализируется проблема поиска технологий обучения, интенсифицирующих процесс формирования компьютерной грамотности, адаптированных к потребностям будущего профессионала

Изучение динамики развития компьютерной грамотности студента показывает, что ее структура и содержание постоянно развиваются и совершенствуются. Сейчас компьютерную грамотность можно рассматривать как структуру, состоящую из двух основных частей: базовую («компьютерный минимум», необходимый для освоения и практического применения любого прикладного программного обеспечения), профессиональную (комплекс знаний и умений, соответствующий уровню компьютеризации профессиональной среды). Использование такой структуры в обучении позволяет достигать хороших результатов в формировании у студентов компьютерной грамотности, которая станет залогом его успешной профессиональной карьеры.

Современные информационные технологии обеспечивают не только доступ к практически неограниченному объему информации, но и позволяют осуществлять ее аналитическую обработку. Таким образом, они представляют одно из средств развития учебной, познавательной и исследовательской деятельности и в сочетании с традиционными технологиями, методами и средствами, обеспечивают условия для обучения грамотного специалиста в любой области

Необходимость приобщения к современным информационно-комуникативным технологиям значительной части общества подразумевает начало их решения на начальных этапах подготовки будущих специалистов.

Безусловно, каждому человеку сегодня необходимы компьютерная грамотность и опыт практического использования компьютеров.

Анализ сущности понятия «компьютерная грамотность» возникшего в годы компьютеризации образования с полной уверенностью можно назвать первым шагом на пути к формированию готовности студентов к использованию информационно-коммуникативных технологий в профессиональной деятельности.

Компьютерная грамотность начинается с правильного ввода информации в компьютер.

Процесс овладения компьютерной грамотностью не должен сводиться лишь к обучению составления программ и работы с ними на компьютере. Этот процесс должен протекать на широком общекультурном фоне, повышении духовной культуры обучающегося субъекта, что предохранит от опасности технократических подходов к обучению и воспитанию. Целью такой работы должна быть не компьютеризация, а информатизация образования. В таких условиях обучающему становится доступен большой объем информации и максимальное использование информационного потока.

Читайте также: