Как в фл студио сделать электронный голос

Обновлено: 02.07.2024

Синтезатор речи в FL Studio – это «плагин» предназначенный для преобразования английских букв в речь. При этом учитываются такие параметры как тип голоса, стиль речи, скорость произношения и др. Синтезатор речи или Speech synthesizer (именно так он называется в FL Studio) является уникальным инструментом для генерации голоса. Однако его нельзя назвать полноценным плагином, скорее – это генератор сигнала.

Давайте рассмотрим принцип работы синтезатора речи Speech synthesizer и попробуем сгенерировать с помощью него какой-нибудь сигнал (голос).

Принцип работы синтезатора речи Speech Synthesizer

Как я уже сказал, Speech synthesizer не является отдельным плагином. Этот инструмент способен лишь сформировать аудио сигнал на основе выбранных параметров. После того как сигнал будет сформирован и сохранен в файл с расширением *.speech, в пошаговом секвенсоре создастся канал с плагином Fruity Slicer, в который и загрузиться сгенерированный сигнал (то есть наш голос).

Рассмотрим все параметры инструмента Speech synthesizer:

синтезатор речи

Область Text

1. Text – поле для записи текста;

2. Listen – клавиша для прослушивания результата;

Область Voice

3. Personality – выбор типа голоса (выбор персоны). В этом поле доступно 20 типов голосов.

4. Style – стиль речи. Здесь выбор намного меньше, всего 4 варианта (натуральный голос с более естественной интонацией, монотонный голос, пение в одной тональности и случайная интонация).

5. Mode – режим исполнения. Их всего 3 (нормальный, хриплый и шепот)

6. Rate – скорость воспроизведения сигнала (bpm);

7. Pitch – выбор тональности в полутонах и октавах;

8. Accept – клавиша для сохранения выбранного пресета.

Итак, я настроил синтезатор речи как показано на картинке выше, нажал Accept и сохранил пресет.

синтезатор речи

После проделанных операций автоматически открылся плагин Fruity Slicer, в который уже загружен сгенерированный мной голос.

О том как работать с аудио в Fruity Slicer вы можете прочитать в статье «Работа с лупами в Fruity Slicer» .

Давайте прослушаем результат моей работы.

Подобные вставки вполне можно использовать в треках различной стилистики. Однако стоит отметить, что синтезатор речи, каким бы качественным он не был, не в состоянии заменить живой человеческий голос. Speech synthesizer или подобный ему инструмент подходит только для придания оригинальности треку, вставки определенных голосовых элементов. Очень часто в электронной музыке используется голос робота. Такого эффекта можно добиться используя вокодер или синтезатор речи.

Запись звука в FL Studio можно выполнить двумя способами. Но перед тем как перейти к этим способам записи звука в FL Studio, давайте рассмотрим подготовительные операции, которые необходимо выполнить перед записью.

Для того чтобы иметь возможность записывать звук в FL Studio необходимо:

Выбор ASIO драйвера

Recording filter

После того как все подготовительные операции выполнены, можно переходить к записи.

Запись звука в FL Studio можно выполнить непосредственно в Playlist или в редактор Edison. Рассмотрим оба варианта.

Запись звука в Playlist

1. Выбираем канал микшера, через который будет происходить запись.

2. В поле Audio input source выбираем вход, с которого будет поступать сигнал.

Input FL Studio

Список выбора входа разделён на две группы – stereo и mono. Выбрав один из вариантов в группе stereo, Вы можете записать звук в стереоформате. Например, у Вас есть два микрофона, и Вы хотите записать голос в стерео, для этого один микрофон Вы подключаете к первому входу Input 1, а другой микрофон – ко второму Input 2 и в списке входов выбираете Input 1 – Input 2. Таким образом, сигнал через Input 1 будет записан в левый канал (первый микрофон), а сигнал через Input 2 – в правый канал (второй микрофон). Если же у Вас в наличии только один микрофон, то выбирайте соответствующий mono вход (Input 1 или Input 2). Так записанный сигнал будет одинаковым и в левом и в правом каналах.

3. Нажимаем клавишу One-click audio recording на одной из панелей FL Studio и выбираем пункт Into playlist as an audio clip.

Запись звука в FL Studio

После отсчёта метронома начнётся запись.

4. Нажимаем клавишу Stop на транспортной панели.

После этих действий в плейлисте на первом незанятом канале появится аудиоклип с нашей записью. При настройках по умолчанию аудиоклипы сохраняются на жёстком диске в директории FL Studio – Data – Patches – Recorder (папка Recorder в меню браузера FL Studio).

Запись звука в FL Studio

Ещё один способ записи в Playlist

1. Выбираем канал микшера, через который будет происходить запись.

2. В поле Audio input source выбираем вход, с которого будет поступать сигнал.

3. Нажимаем клавишу записи на транспортной панели.

Появляется окно выбора материала, который необходимо записывать.

Запись звука в FL Studio

Если выбрать пункт Audio, into the playlist as an audio clip, то запись будет выполняться как в первом случае.

Выберем пункт Everything (записывать всё).

4. Нажимаем клавишу Play на транспортной панели и записываем звук с внешнего источника.

5. Нажимаем клавишу Stop на транспортной панели.

Дополнительные настройки

Место хранения аудиоклипов:

Для того чтобы сохранять записанные аудио файлы в пользовательскую папку необходимо нажать правой кнопкой мыши на клавишу Arm disk recording на том канале микшера, через который будет выполняться запись и в открывшемся окне выбрать необходимую директорию.

Arm disk recording

Опции записи:

Эти опции можно найти в меню микшера, пункт Disk recording.

Опции записи

Auto-unarm – автоматическое отключение опции Arm disk recording после выполнения записи (выключение режима записи на канале микшера);

Auto-create audio clips – автоматически создавать аудиоклип в плейлисте после окончания записи. Если опция отключена, то записанный сигнал будет сохранён на жесткий диск, но не будет помещён в Playlist;

Latency compensation – компенсация задержки. С помощью этой опции можно избавиться от задержки равной длине буфера звуковой карты;

32-Bit float recording – сохранение записанного материала в формате 32 бит. Если эта опция отключена, то звук будет записан в формате 16 бит.

Запись звука в Edison

1. Выбираем канал микшера, через который будет происходить запись.

2. В поле Audio input source выбираем вход, с которого будет поступать сигнал.

3. Вешаем Edison в разрыв выбранного канала микшера.

Edison

4. Активируем запись в микшере (нажимаем клавишу Record).

Запись в Edison

5. Нажимаем клавишу Stop в Edison и завершаем запись.

6. Переносим аудиоклип в Playlist, для этого нажимаем клавишу Send to playlist as audio clip / to channel или сохраняем записанный материал на жёсткий диск (выбираем клавишу с изображение дискеты).

Сохранение записи

Опции записи в Edison:

Edison может записывать аудио разными методами. Изменить метод записи можно в окне When / what to record.

Now – мгновенная запись. Запись начнётся сразу после нажатия клавиши Record;

On input – запись при получении сигнала. Запись начнётся в тот момент, когда на вход Edison поступит сигнал;

Input – запись при наличии сигнала. Запись выполняется только когда на вход поступает сигнал. Если сигнал прерван, то запись останавливается;

On play – запись после нажатия клавиши Play. Запись начнётся после того как будет нажата клавиша Play на транспортной панели программы.

Edison – великолепный аудиоредактор. Советую изучить его более подробно.


Сегодня я хочу рассказать о том, какие основные приемы используются при создании музыкальных произведений в программе FL Studio. Я сам пишу музыку и использую для ее обработки различные инструменты, в том числе продукты от компании Image-Line («FL Studio» и «Deckadance»), и вхожу в ее Power Users List (в этом списке я – единственный музыкант из России). В этом топике я расскажу о том, как использовать прием наслоения (на примере ударных партий и вокала), а также о том, как подготовить записанный вокал к последующей обработке.

Наслоение

Этот приём часто используется музыкальными продюсерами. Так повелось, что музыкальные продюсеры в России по сути являются менеджерами артистов, в остальном же мире продюсеры — это люди, которые создают музыку в так называемых секвенсорах (музыкальных программах по созданию музыки). Например, Lady Gaga, даже если и умеет сочинять песни, не может сама создать конечный продукт и с этим ей помогают те самые продюсеры. Один из известнейших продюсеров, работавший с ней — RedOne.

Так вот, вернемся к наслоению. Этот прием используется для того, чтобы придать полноту звучания любому из ваших инструментов, а также треку в целом. Наиболее часто он используется при создании партии ударных и вокальных партий. Сначала рассмотрим наслоение на примере партии ударных.

Наслоение при создании ударных партий. Я пишу акустическую и электронную музыку, используя при этом библиотеки предзаписанных семплов. Такие библиотеки содержат в себе звуки, записанные в профессиональной студии, доступ к которой не всегда имеется у начинающих музыкантов и продюсеров. Примером таких звуков может быть один удар в том, бочка, хлопок в ладоши, перкуссионный барабан и другие подобные вещи. Такие библиотеки можно легко найти в свободном доступе или в продаже в интернете. Они называются «One Shot Samples» или «One Shot Libraries».

Также оправдано использование уже записанных заранее ударных петель. Они обычно представляют собой уже полные и готовые версии ударных и могут быть разбиты на части (например, бочки отдельно, тарелки отдельно, перкуссии отдельно, тамбурины отдельно), и если сложить их вместе, получится полноценная ударная партия. Они называются «Drum Loops» и в большом количестве представлены в интернете. Помимо прочего, существует множество программ с готовыми библиотеками ударных, ярким примером которых являются «XLN Audio Addictive Drums», «Spectrasonics StyleRMX», «Native Instruments Machine» и другие.

Рассмотрим наслоение основных бочек («kick») на указанном ниже рисунке. Для того, чтобы получить насыщенный и плотный звук бочки, я использую три их разные вариации. Студийная плотная бочка (Studio Kick), сэмпл акустической бочки из библиотеки готовых ударных (Acoustic Kick) и электронная сгенерированная бочка (Electronic Kick).


Каждая из этих бочек имеет собственное звучание, но вместе они начинают звучать намного плотнее, чем по отдельности. При совмещении различных ударных, необходимо учитывать, что они могут и не сочетаться вместе, поэтому порой приходится подвергать их эквализации. На рисунке, представленном снизу, у одной из бочек (слева) убраны низкие басовые частоты, и она создает так называемый хлопок или щелчок в верхнем диапазоне частот, а у другой акцент сделан на низкие частоты, и она заполняет собой басовую составляющую.


При комбинировании ударных, составленных из «One Shot»-сэмплов, можно использовать такие программы, как «Native Instruments Battery» или «Image-Line FPC». Там вы сможете выставить громкость каждого из инструментов, разнести их по панораме. На рисунке внизу представлены 3 бочки, совмещенные в одной ячейке программ «Image-Line FPC».


Кроме того, в музыкальном продюсировании часто используют наслоение уже готовых партий ударных петель. В своей музыкальной практике я использую оба этих подхода, а именно: сам составляю часть партии ударных из «One Shot»-сэмплов, а часть заполняю уже готовыми петлями ударных, подобранных мною из специальных библиотек или программ. На примере внизу зеленым цветом выделены 6 уровней ударных, составленных мной (3 уровня бочки, один хлопок, закрытые тарелки и металлические перкуссии), а так же 4 уровня готовых ударных петель, закрашенных синим. Все вместе они составляют полную ударную партию песни, использованную в припеве. Такой комплексный подход позволяет получить более полноценное звучание ударных.


Работа с вокалом

Начальная обработка вокала. Рассмотрим обработку вокала на начальном этапе, а затем уже поговорим о наслоении вокала. Естественно, первым делом вокал нужно записать. Для этого я использую встроенный в FL Studio плагин «Edison». Чтобы записать вокал, нужно выбрать входящий канал, к которому подключен ваш микрофон, а затем на этот же канал добавить плагин «Edison», выставить переключатели «NOW» и «IN NEW PROJECT», после нажать кнопку записи и записать ваш вокал (все указано на рисунках внизу).



Не спешите сохранять вокал, сразу после того как он будет записан. Для начала нужно избавиться от лишних шумов, которые обычно выдает ваш микрофон, провода, аудиокарта, а также источники звука в помещении. Для этого постарайтесь немного помолчать после записи вокала, тем самым оставив небольшой участок, с которого можно будет считать шумы, образующиеся при записи. Затем выберите данный участок и откройте «Clean Up Tool», как показано на рисунке внизу.


Затем плагину необходимо будет составить так называемую «карту шумов», которую он и будет исключать из вашего вокала. Чтобы сделать это нажмите кнопку «Acquire noise profile».



Затем (в окне «Edison») вы увидите и услышите, что ваш вокал заметно очистился.

Теперь разберем, как убрать из вашего вокала слишком громкие согласные «С» и «З». В производстве данный процесс называется «De-essing». Дэ-эссинг можно выполнить и с помощью плагинов (например, «AVOX Sybil» или «Fabfilter Pro-C»), но этот процесс можно провести и вручную. Это актуально потому, что многие плагины для дэ-эссинга все-таки подвергают обработке и тем самым искажают весь ваш вокал, а не только согласные, и, чтобы оставить остальные части вашей записи нетронутыми, можно использовать «ручной» подход.

Для этого загрузите ваш вокал в «Edison». Переключившись на спектральный вид (как показано внизу):


… вы увидите громкие звуки «С» и «З» (отмечены на рисунке ниже):


Затем выделите в «Edison» один из участков, где расположены согласные и откройте «Equalize», там вы увидите этот участок более подробно. Обычно звонкие согласные располагаются в диапазоне от 5K до 15K. Вырежьте эти частоты, выставьте «Mix» примерно на 50% и нажмите «Accept» (все указано на рисунке внизу).


Далее нужно проделать эту процедуру со всеми звонкими согласными «С» и «З». Также можно поступить и с громкими вдохами, только эквализировать нужно будет весь диапазон частот (по сути просто сделать их тише).

Наслоение при создании вокальных партий. Теперь рассмотрим приём наслоения, который можно и нужно использовать и при создании вокальных партий. Всем известные бэк-вокалы – это, по сути, и есть наслоение. Однако, в данном вопросе есть несколько различных подходов.

Первый подход заключается в том, что вы приглашаете бэк-вокалистов, либо сами исполняете свои бэки. Плюсы данного подхода очевидны, реальный голос пока невозможно ничем заменить. Минусы: вам понадобятся как студия записи, так и хорошие бэк-вокалисты. Далее записанный вокал добавляется к ведущему вокалу без точной подгонки во времени (то есть вокалы могут звучать немного вразнобой, но не сильно).

Второй подход заключается в том, что вы можете использовать такие программы, как «Antares Autotune» или «Image-Line Pitcher», чтобы создавать гармонические бэк-вокалы, имея только одну главную вокальную партию. Вкратце опишу процесс создания этих беков.

Сначала необходимо записать основную вокальную партию (так называемый «Lead Vocal»). Затем обработать её (про обработку вокала речь пойдет чуть ниже) и импортировать в FL Studio. Далее необходимо послать вокал на канал эффектов, где расположен Pitcher, как указано ниже.



В Pitcher необходимо выставить следующие показатели: включить кнопку «MIDI» (когда вы включите эту кнопку в левом нижнем углу появится номер порта, его необходимо запомнить), и кнопку «HARMONIZE». Также можно выставить переключатель «Replace-Mix» в одно из двух положений. Положение «Replace» полностью убирает основной вокал и оставляет только сгенерированные плагином гармоники. Как не сложно догадаться, положение Mix оставляет и ваш вокал, и сгенерированные гармоники.


Затем необходимо добавить в инструменты «MIDI out», и в его настройках указать порт, который ранее был указан в левом нижнем углу Pitcher.


Затем, открыв «Piano Roll», можно задавать гармоники для генерации (плагином). Нужно указать ноты, которые плагин будет генерировать исходя из вашего основного вокала, и расставить их во времени таким образом, чтобы они совпадали с основным вокалом и создавали правильные гармоники, например так, как указано на рисунке внизу.


Плюсы этого подхода заключаются в простоте и быстроте создания гармоник, а также в том, что эти гармоники будут точно копировать ваш вокал, поэтому долго подгонять его по местоположению в миксе не придётся. Ну а главным минусом такого подхода является звучание этих бэков. Как ни крути, но избавиться от синтезированного звучания не получится.

Ясно, что чем больше слоёв бэк-вокалов, тем полнее звучит вокальная партия. Но важно помнить, что каждый раз петь одинаково не получится, и порой одна фраза будет звучать длиннее другой и т.п. Поэтому, бэк-вокалы нужно расставить точно в соответствии с вашим ведущим вокалом (как указано на рисунке внизу).


Как видно, каждый бэк-вокал подогнан к другим и к ведущему вокалу. Если этого не сделать, вокальная партия целиком будет звучать как месиво. Порой, я использую до 10 слоёв вокала (например, при создании хора в песне), и поэтому для меня это вдвойне актуально. Надеюсь, мои советы окажутся для вас полезными. Результаты того, как я сам пользуюсь этими приемами, можно послушать на моем Soundcloud, а еще можно принять участие в моей кампании на Indiegogo – не сочтите за грубую рекламу и спасибо за внимание!

Улучшение вокала

Ведущий вокал, конечно же, является основным элементом большинства поп-музыки. Это делает его ключевой частью всего микса. Чистая запись голоса должна производиться с помощью высококачественного студийного (конденсаторного) микрофона в подходящем месте. Это неплохая отправная точка, но даже безупречные вокальные аудио записи могут совершенствоваться, пройдя соответствующую обработку. Часто это будет незаметно, но, как и во многих других аспектах микширования, дьявол кроется в деталях. Вот несколько практических советов по использованию VST эффектов для улучшения вокальной партии.

Питч: Корректируем высоту тона

Предполагается, что опытным вокалистам не потребуется корректировать высоту звука. Здесь продюсер на слух решает, что качество может быть улучшено. Профессиональные плагины коррекции питча (AutoTune, Melodyne и другие) могут автоматически выровнять фальшивую голосовую дорожку. Это действительно полезно, но надо знать о нескольких вещах.

  • Любой подключаемый модуль коррекции высоты звука должен быть помещен в первый (верхний) слот микшера. Ему нужно преобладать над любыми другими эффектами, чтобы работать лучше с чистой, необработанной версией сигнала. Это обеспечит более прозрачное исправление высоты тона.
  • Хотя редактирование питча можно применить ко всей дорожке, иногда это «излишне исправляет» красивые вокальные приемы. Злоупотребление, например, может испортить орнаментные блюзовые ноты, в которых неровности и тоновые отклонения обязательны. В конечном итоге исполнение окажется чрезмерно «ровным» и «плоским». Исходя из этого, применять обработку следует только там, где она действительно необходима, а не в большей части трека.
  • Если вы корректируете высоту звука с помощью пресловутого эффекта AutoTune, то знайте, что он активно используется. Его задействуют очень многие, порой даже избыточно, в течение многих лет. Внимательные слушатели могут отрицательно отреагировать на очередное повторение. Возможно, лучше всего будет использовать эффект разумно или придумать что-то оригинальное.

Эквализация

Вокальная партия, записанная на хороший студийный конденсаторный микрофон, не требует тонны эквалайзера. В идеале она может вообще не нуждаться в эквализации. Более эффективным здесь может оказаться выбор правильного микрофона для определённого типа пения. Наши уши настолько точно настроены на нюансы человеческого голоса, что даже маленькая порция эквалайзера способна иногда немного «законсервировать» пение вокалиста. Просто старайтесь всячески избегать чрезмерную обработку.

Конечно, в контексте музыкальной композиции может потребоваться небольшой тонкий эквалайзер. В зависимости от используемого микрофона какой-то подъем в диапазоне 5–10 000 привнесёт незначительного присутствия. Это позволит вокалу немного преобладать над остальными дорожками. Пары дБ может быть достаточно, тем более что многие высококачественные студийные микрофоны уже содержат этот вид тонкого усиления присутствия.

Диаграммы микрофонов

Особым испытанием для эквалайзера окажется вокальная дорожка, записанная вживую, посредством сценического микрофона, такого как SM58 / 57. Получаем комбинацию менее воздушных верхних частот динамического сценического микрофона и усиления НЧ. Это результат эффекта близости (когда направленный микрофон находится близко ко рту певца). Здесь может потребоваться небольшая поправка эквалайзером. Широкий провал на несколько дБ в низких частотах примерно на 200 Гц помогает убрать излишне басовый тон. Рекомендуется поднять ползунки в диапазоне 10K+, что добавит немного приятной атмосферы. Не стоит ожидать, что это приведет к идеальным ВЧ и прозрачности, подобно студийным конденсаторным микрофонам.

Компрессия

Сжатие неоднократно используется в вокале, ведь многие исполнители имеют излишне широкий динамический диапазон. Лучшие певцы берут его на вооружение для создания драматического музыкального эффекта. Стоит помнить, что обширные колебания уровня в миксе могут сделать вокал слишком громким или чересчур мягким в разных частях песни. Это зависит от динамики минусовки. Компрессия может сохранить тональность и музыкальный эффект более агрессивного или более непринужденного пения, выровняв реальный уровень громкости. Чаще всего это сглаживание должно быть четким. В единичных ситуациях звучание голоса намеренно сжимают для придания «театрального» музыкального эффекта. Это полезно только тогда, когда такая обработка соответствует песне / музыкальному стилю.

Есть несколько способов добиться стабильной вокальной компрессии. Если уровни певца преимущественно равны, но случайное слово или фраза выскакивает слишком сильно, порог компрессора можно установить на более высокое значение, с большим соотношением (6:1, 8:1). Так вы сможете ограничить уровень только этих битов. В остальных случаях можно «ровнять» на пониженных значениях регулятора Ratio (3:1, 4:1). Таким образом сжатие будет применяться на всех уровнях. При втором подходе наиболее громкие отрезки исполнения все равно будут сжаты сильнее, чем более тихие фразы. Общее выравнивание может быть значительно тоньше. Нередко использование двух компрессоров последовательно, как указано выше, для управления различными аспектами детализации.

Конкретные настройки компрессора сильно зависят от его типа и внутреннего алгоритма, который он использует для определения уровня и применения изменения усиления. Многие микшировщики порекомендовали бы оптический компрессор для вокала, такой как знаменитый Teletronix LA-2A. Можно также выбрать что-то среди программных эмуляций (VST плагинов), которые имеют несколько элементов управления для упрощения использования. Большинство таких эффектов могут предоставить множество желаемого сжатия / выравнивания. Они подойдут для превосходного общего контроля уровня в миксе, не делая вокал действительно сжатым.

Сравнение компрессоров

Время и пространство

Конечно, для вокала обычно используются эффекты, основанные на времени. Самыми популярными из них являются реверберация и задержка. Все слышали, как пение в ванной делает голос полнее и эпичнее благодаря атмосфере помещения и его отражающим поверхностям. В то время как в некоторых музыкальных жанрах требуется относительно сухой фронтальный ведущий вокал, в большинстве случаев небольшая реверберация или окружающая среда добавляют голосу приятную глубину. Однако чрезмерное его использование может отодвинуть вокал на задний план микса, поэтому очень важно грамотно сбалансировать звучание. Изредка добавление небольшой задержки перед началом реверберации может предотвратить ненужное искажение голоса. Это позволяет использовать больше реверберации, не делая вокальный звук очень отдалённым. Такой параметр можно найти в некоторых продвинутых ревербераторах типа Giant Verb (обычно обозначается как Pre-Delay).

Современные VST плагины реверберации предоставляют множество типов этого эффекта. Для более тонкой атмосферы хорошим выбором станет пресет небольшой комнаты. На определённых вокалах будет уместно применение имитации старого механического устройства с подвешенными металлическими пластинами (Plate). Это сделает ваши голосовые аудио записи красивее и ярче.

Эффект ленты

Помимо реверберации, иногда добавляется дискретная задержка (эхо). Она помогает придать вокалу небольшую глубину, не помещая его полностью в искусственное пространство. Классическая версия этого эффекта называется Slap Echo. Обычно это запаздывание в 100–150 миллисекунд или около того, часто синхронизированная с темпом песни. Обратная связь может быть добавлена для повторяющихся эхо. Многие плагины Delay / Echo умеют воссоздавать звучание старых аналоговых (аппаратных) устройств. Они зачастую обладают более теплыми задержками, имитирующими высокочастотные потери в лентопротяжных механизмах или схемах типа «Bucket Brigade». Это создаст более утончённый тон эхо-эффекта.

Удвоение

Очень короткие задержки (около 15-20 миллисекунд) можно использовать для имитации двух или более вокалистов, поющих вместе одну и ту же партию. Вокальная дорожка дублируется, на копию накладывается Delay-эффект, и оба смешиваются вместе. Без банального эха сдвоенная вокальная партия часто имеет более полную и богатую тональность. Такое удвоение принято называть ADT (Artificial Double-Tracking). В аналоговую эпоху это первоначально было сделано с помощью дополнительного магнитофона, проигрывающего задержанный (дублированный) сигнал. Некоторые современные плагины имитируют тёплый, насыщенный характер удвоения на магнитной ленте. Иногда минимальное тонкое смещение высоты тона сочетается с дублированием, когда копии со смещенным питчем панорамируются в стороны для получения чуть более обширного вокального образа.

Плагин дублирования

Xtra FX

Хотя при записи вокала традиционно избегают искажения, можно прибавить небольшое преднамеренное ухудшение, чтобы придать вокалу более агрессивный тембр. Это может быть имитация насыщенности ленты или даже Robovoice, если использовать плагины искажающих гитарных усилителей. Чтобы сохранить разборчивость, необходимо смешивать чистый вокал с небольшим количеством искаженного, обработанного голоса. Это обеспечивает максимальное наложение без ущерба для основного вокального звука.

Вершина айсберга

Конечно, это был лишь базовый этап некоторых стандартных техник настройки и улучшения вокальных треков. Отдельно выбранные эффекты и то, как они работают в конкретном миксе, было бы подходящей темой для более глубокого обсуждения. Надеюсь, этот беглый взгляд укажет начинающим битмейкерам и аранжировщикам интересные направления для творчества.

Читайте также: