Какая тенденция развития образования объединяет приведенные картинки телефон компьютер

Обновлено: 07.07.2024

Мы прекрасно понимаем, что наши дети будут жить в другом, во многом непохожем на сегодняшний день мире. И современная школа слабо отвечает требованиям времени и задачам, которые придётся решать новому поколению в будущем.

«Летидор» вместе со Всероссийской онлайн-олимпиадой для младших школьников «Умназия» рассказывает, какие тенденции в образовании нельзя игнорировать, если вы хотите, чтобы ребёнок состоялся во взрослой жизни.

Будущее — это эпоха цифровых технологий. Мы уже не можем представить себя без планшетов, интернета и мобильных телефонов. Образование, несомненно, тоже переходит в цифровой формат.

Ученики все больше времени проводят перед электронными носителями информации. Эксперимент по использованию электронных учебников в Москве начался в 2013 году. А сегодня эксперты издательства «Просвещение» прогнозируют, что 100% российских школ перейдут на электронный формат к 2025 году.

Доступность цифровых технологий в образовании предоставляет школьникам разные возможности.

Во-первых, цифровые технологии позволяют в значительной мере обеспечить доступ к единому качеству образования, независимо от того, в каком регионе живут и учатся дети.

Во-вторых, информатизация делает возможным частую и детальную оценку знаний учеников. Онлайн-тесты, интернет-олимпиады, компьютерные тренажёры — все эти инструменты не только позволяют отследить прогресс ученика, но и сравнить его результаты с ровесниками по всей стране.

В-третьих, компьютерные технологии позволяют педагогам создать так называемые модульные образовательные блоки, учитывающие скорость овладения новыми знаниями, глубину изучения предмета и качество усвоения пройденного материала.

Многие педагоги и родители, которые испытали на себе традиции западного (европейского и американского) образования, отмечают, что ключевое отличие «их» от «нас» — в смещении фокуса на так называемые soft skills. Этим термином обозначают не связанные напрямую с изучаемым предметом навыки и умения — например, умение слушать и слышать собеседника, навыки переговоров, инструменты убеждения.

Российское образование долгое время было нацелено на глубокое изучение образовательных предметов, но без гуманизации образования (смещения фокуса на освоение soft skills) будущий успех сегодняшних школьников невозможен. Именно поэтому российские школьники неизменно становились победителями международных олимпиад по математике, физике и химии, но значительно уступали западным выпускникам в таких дисциплинах, как управление, маркетинг или продажи.

В соответствии с трендом гуманизации образования в наших школах активно внедряется проектная деятельность, когда школьники учатся ставить цели, планировать время, работать в команде, находить и анализировать информацию и презентовать свои решения.

В условиях проектной работы педагоги перестают быть единственным источником информации и новых знаний.

Роль учителя становится более наставнической — дать совет, предоставить конструктивную критику, открыть дискуссию или мотивировать ученика.

Дети получают возможность увидеть ролевые модели и научиться чему-то важному не только в школе, но и в других областях жизни, включая интернет. Логика, аналитическое мышление, умение выборочно концентрировать внимание и выражать свое мнение — ресурсов, позволяющих развить в ребенке такие нужные и важные для будущего успеха навыки, сейчас появляется все больше и больше.

Непрерывность образовательного процесса

Вы заметили, что сегодня учиться стало модно и интересно? Учатся не только дети, но и взрослые. Кто-то выбирает курсы личной эффективности, другой совершенствует английский или осваивает новую специальность. Интернет и современные технологии предлагают множество форм и возможностей для повышения своего образовательного уровня.

Теперь мы можем слушать лекции профессоров Гарварда, Оксфорда или родного МГУ, не выходя за пределы собственной комнаты.

Человек каждый день получает и обрабатывает огромные объемы информации. Эта непрерывность образовательного процесса неизбежно приводит к интеграции всех изучаемых предметов в единую образовательную среду.

Принимая и адаптируясь к тренду непрерывности образовательного процесса, сегодняшние ученики изучают предметы не по отдельности, а в неразрывной связи друг с другом.

Например, работая над проектом по изучению истории родного края, школьники получают навыки написания сочинений (словесность), строят макеты жилищ (технология), рисуют графики роста населения (математика) и собирают рецепты местных блюд (окружающий мир). Таким образом, презентуя друг другу результаты своего проекта, ученики не только закрепляют выученный материал и soft skill, но и расширяют свои знания за счет опыта и знаний других учащихся.

Учебник и учитель перестают быть единственными источниками знаний.

Качество и полнота образования требуют привлечения дополнительных ресурсов, доступ к которым даёт именно интернет и цифровые технологии.

Три тенденции (компьютеризация, гуманизация и непрерывность образования) — главные тренды, влияющие на содержание и процессы обучения. И задача педагогов и родителей — принять и использовать их для максимизации эффективности образования детей.

Согласно последним исследованиям специалистов НИУ ВШЭ, около 64% российских младших школьников и дошкольников вовлечены в систему дополнительного образования, и половина из них — пользователи именно онлайн-образования.

Это значит, что 1,5-2 миллиона детей в возрасте до 10 лет уже используют интернет для получения знаний.

В то же время специалисты образовательной платформы «Умназия» определили, что процент участников предметных олимпиад среди первоклассников составляет 60%, а к 4 классу (окончанию начальной школы) эта цифра достигает уже 80%. Если перевести это на язык цифр — это всё те же 2 миллиона детей год.

Эти 2 миллиона участников олимпиад и пользователей интернет-ресурсов дополнительного образования — это те, кто уже адаптировался к новым трендам в обучении.

Если образование — это непрерывный процесс, то силы и энергия, потраченные на прививание ребенку именно интереса и привычки к получению знаний, — это наиболее важная задача родителей и педагогов учеников младших классов. Невозможно всю жизнь успешно заниматься нелюбимым делом и невозможно вырастить успешного и гармоничного человека, игнорируя тенденции, формирующие наше будущее.

Маргарита Лим

1. Гуманизация
2. В школе используются технологии, которые хорошо влияют на здоровье учеников

В школе К особое внимание уделяется нравственному воспитанию учеников

ПРО100 ЕГЭ Обществознание

Маргарита, хорошо, примеры можно более развёрнутые и конкретные )

Yanke Sh


Yanke Sh .
.
.
.
.
Показать полностью.
.
.
.
.
.
1) гуманизация; 2)В учебном заведении Б существует четкая ориентация на сохранение здоровья учащихся, в соответсвии с которой оно осуществляет свою учебную деятельность. 3)В школе Н учителя стараются уделить каждому ученику достаточно внимания на уроках.

ПРО100 ЕГЭ Обществознание

Yanke, второй пример скорее как принцип , лучше более развёрнутый и конкретный

Учитель рисования давал Илье дополнительные задания , ведь у него был талант к рисованию и он справлялся со всем быстрее остальных

Настя Быкова


Настя Быкова

Сейчас среди миллениалов — нынешних молодых родителей — высокий спрос на качественное образование для своих детей. Вопрос школьного образования всегда был сложным, но после 2020 года обострился еще сильнее.

Главное, что интересует родителей — как будет выглядеть школа будущего? Я как основатель компании Educate Online решил поделиться своими мыслями по поводу основных трендов в школьном образовании в 2021 году.

Самый главный вопрос, который всех волнует: будут ли дети физически находиться в школе? Сразу отвечу: я думаю, что будет совмещение онлайна и офлайна.

В условиях пандемии довольно экстремально жить полноценно офлайн — так же экстремально переходить на полноценный онлайн, потому что в этом случае мы отрываемся от реальной жизни. Так что скорей всего будет совмещение — но как оно будет выглядеть, уже решать каждой конкретной семье.

Конечно, такая система обучения будет обусловлена в том числе и экономическими вопросами. Например, в случае с дистанционным обучением ребенку нужны определенные условия: техника, отдельная комната. Не зря за пандемию рынок недвижимости стал номер 1 в мире. Конечно, после покупки квартиры или дома родители будут думать: зачем мне куда-то везти ребенка, если он может заниматься онлайн. Поэтому совмещение разных видов обучения — всего лишь дело времени.

Как только онлайн-уроки (и онлайн вообще) будет становиться интересней, его “доля” в образовании будет увеличиваться. То есть больше детей будет переходить в онлайн. Поэтому сейчас индустрия ставит себе такой вопрос: “как нам сделать онлайн еще интересней?”.

Технологии виртуальной реальности в образовании — это тренд даже не 2021 года; он с нами примерно до 2030-2035 года. К этому времени всё, возможно, придет к тому, что можно будет надеть очки — и оказаться в виртуальном классе с виртуальным учителем в любом конце Земли.

Например, недавно Microsoft представила платформу для взаимодействия людей в дополненной реальности. Платформа позволит пользователям создавать виртуальные аватары, а со временем — использовать фотореалистичные голограммы. Всем ясно, что это начало чего-то очень масштабного. Возможно, того, что однажды учитель из Англии сможет преподавать урок в режиме реального времени в африканской школе.

Уже сейчас в VR очках можно совершать путешествия по звездам на уроках астрономии, посещать зоопарки на уроках биологии — и дальше будет только больше. К тому же, Apple скоро выпустят свои очки с 15 камерами дополненной реальности — а это значит, что мы резко продвинемся направлении AR. Это классическая история: когда на рынок приходит айфон, все “нокии” умирают.

Конечно, здесь есть и "тёмная" сторона. Многие специалисты говорят о зависимости от технологий: о том, как технологии, социальные сети повышают дофамин. Есть вероятность, что в образовании будет так же — и поспособствуют этому EdTech компании.

Сейчас многие проводят эксперименты с вниманием детей (например, с помощью искусственного интеллекта смотрят, насколько был ребенок увлечен — анализируют, куда направлены его глаза во время урока и так далее). Это, с одной стороны, помогает прокачать образовательный процесс, но с другой стороны, можно сделать настолько крутой продукт, что на образование также можно будет подсесть. Так что концепция “образование + развлечение” не такая уж невинная — не стоит недооценивать этот момент.

Ситуацию в современной системе образования лучше всего характеризуют два слова: «рост» и «расширение». Действительно, по мере появления новых технологий, повсеместно внедряемых в образовательные программы, педагоги постепенно начинают переосмысливать учебные стратегии. Непрерывно разрабатываются инновационные методы обучения. Растёт педагогическая квалификация преподавателей. Делается ставка на активное развитие творческого потенциала учеников. Всё вышеперечисленное открыло путь для возникновения совершенно новых образовательных тенденций, среди которых, как правило, выделяют следующие.

Нелинейные образовательные технологии

Мы живём в эпоху глобальных проблем, которые ставят под угрозу выживание человечества. Разработка и реализация стратегий по борьбе с ними требуют новых способов мышления и даже нового мировоззрения. Формируют это мышление в первую очередь компьютерные, информационные и телекоммуникационные технологии, изменяя образ мыслей каждого отдельного человека, а также создавая новую систему морально-этических ценностей. Одним из основных следствий подобных изменений является массовое распространение нелинейного мышления, то есть готовности не слепо следовать заданному пути, а делать выбор среди нескольких альтернатив .

Формирование нелинейного мышления постепенно становится фундаментальной концепцией современной образовательной системы , которая постепенно отказывается от традиционной линейной передачи знаний с готовым перечнем заданий и непререкаемым авторитетом преподавателя, в пользу внедрения огромного множества конкурирующих между собой альтернативных способов получения этих самых знаний.

Сегодня всё большее распространение приобретает мнение, согласно которому развитие нелинейного мышления полезно в любом возрасте , а не только в среде учащихся младших классов. Так, к примеру, исследования Гарвардского центра по изучению творческого альтруизма сумели довольно убедительно доказать, что пожилые люди , получающие знания именно с помощью вышеупомянутой системы в значительно меньшей мере подвержены болезням Паркинсона и Альцгеймера , и практически никогда не впадают в маразм на старости лет, сохраняя живость и остроту ума .

Электронное обучение

Современные тенденции в образовании направлены на изменение задач учебного процесса в сторону умения ориентироваться среди гигантских потоков информации. Главными инструментами познания стали различные виды программного обеспечения. Это требует нового, существенно отличающегося от традиционного, подхода к образовательному процессу, ведь использование веб-технологий в обучении является не просто технологическим дополнением аудиторного использования компьютеров. Нет, применение интернета обеспечивает не только лёгкий доступ ко всем необходимым материалам, а формирует совершенно новый тип педагогики .

Использование электронного обучения в образовательных учреждениях на современном этапе происходит тремя типичными способами: обучение в классе, которое работает дополняется преподаванием лицом к лицу посредством электронной связи; дополнение личного обучения электронным; независимое преподавание посредством интернет-курсов, служащее заменой традиционного преподавания.

Настолько разные способы использования интернета свидетельствуют о появлении новых педагогических моделей, что указывает на смену образовательной системы от обучения, ориентированного на учителя, к обучению, ориентированному на студента . Тем не менее, электронное образование не подразумевает полную замену живого обучения, а в первую очередь обеспечивает создание компьютерных инструментов, помогающих преподавателю эффективно доносить информацию, оценивать учеников, направлять аудиторию.

Онлайн курсы

Обучающие онлайн курсы включают в себя множество компонентов: техническую архитектуру, учебный дизайн, графический дизайн, интеллектуальную собственность и авторское право на оформление. Как правило, большинство упомянутых курсов на современном этапе выходят в свет только после тщательных педагогической и технологической экспертиз. Таким образом, это нечто большее, чем серия лекций, размещённых на веб-сайте, поскольку требует преднамеренного учебного дизайна, который зависит от конкретных учебных целей, поставленных перед курсом и результатов, на которые рассчитывает разработчик, с конкретными учебными мероприятиями и измеримыми результатами .

Наиболее эффективные модели обучающих онлайн курсов создаются при совместном участии преподавателя определённой дисциплины и дизайнера, каждый из которых вкладывает в курс свои навыки.

Мобильное обучение

В наше время мобильную информацию и технологии связи можно считать одним из самых важных факторов, способствующих изменениям социальной структуры. Мы живём в эпоху первого поколения действительно портативных информационных и коммуникационных технологий, которые объединяют телефон, интернет, хранение данных и многое другое в рамках одного устройства. Они с каждым днём снижают зависимость от фиксированных мест для учёбы, и, таким образом, дают возможность кардинально изменить обучающие методики. В частности, именно благодаря мобильному обучению во многих университетах начал активно внедряться принцип «достаточно, точно, вовремя, только для меня» , провозглашающий приоритет индивидуальной направленности преподавания .

Эволюционная концепция

Основная особенность современного мира - это его разнообразие и изменчивость, которые проявляются на всех уровнях жизни людей. Возможность развития стабильного общества и предотвращения глобальных кризисов и прочих конфликтов напрямую связана с образовательным уровнем конкретного общества.

Для адекватного восприятия современной научной картины мира и устойчивого развития, обществу жизненно необходимы инновации в образовании. Отталкиваясь от этой идеи многие теоретики современной педагогики считают, что педагогике нужно перенять опыт, накопленный природой и использовать его в человеческой деятельности .

Природа способна быть устойчивой к внешним воздействиям, легко адаптироваться к изменчивым условиям и совершенствоваться. Неудивительно, что одним из главных трендов образования XXI века является превращение каждого отдельного обучающегося коллектива в систему, способную на самоорганизацию и приспособление к условиям постоянно меняющегося мира.

Читайте также: