Какие виды повседневных информационных потребностей людей обеспечивают компьютеры

Обновлено: 04.07.2024

Современное общество не зря называют информацион­ным. В настоящее время существуют настоятельные потреб­ности в представлении и обмене огромных объемов инфор­мации, значительно больших, чем ранее, в индустриальную эпоху. Количество информации, получаемой в результате деятельности множества предприятий, продвигающихсвои продукты, а также полученной с помощью различных устройств,, например, камер наблюдения и всевозможных датчиков, растет ускоренными темпами. В то же время уве­личиваются потребности общества в передаче и обмене этих возросших объемов различных видов информации. Чело­вечество рискует скоро утонуть в информационном океане. Наши способности по сохранению данных превзошли наши способности по их обработке. Это может обернуться кри­зисом эффективности использования накапливаемых мате­риалов. Таким образом, современное общество испытывает острую потребность качественного улучшения информацио­нно-коммуникационных технологий.

Следующим революционным шагом в создании цифро­вой коммуникационной среды явилось создание компью­терных сетей, что позволило обмениваться информацией практически с любыми людьми и организациями.

Такая возможность, в свою очередь, подталкивала чело­веческую мысль в направлении еще большей универсали­зации информации: если с помощью компьютерной сети можно передать информацию сколь угодно далеко удален­ному потребителю, то необходим простой вход в эту сеть для информации от любых устройств, на которых она возникает: фотоаппаратов, видеокамер, датчиков, телевидения*релефо- нов. Технические разработки не заставили долго ждать: поя­вились цифровые фотоаппараты, цифровые видеокамеры, цифровое телевидение и проч.

Произошла цифровая конвергенция — сближение раз­нородных электронных технологий, вызванное необходимостью передачи разных видов информации в компьютерных сетях. В результате прежде разобщенные медиа объедини­лись, перейдя на цифровую систему кодирования, и образо­вались мультимедиа.

Мультимедиа — совокупность компьютерных техноло­гий, одновременно использующих несколько способов пред­ставления информации: графику, текст, видео, фотографию, анимацию, звуковые эффекты, высококачественное звуковое сопровождение.

Современные технологии распространения информации преимущественно основаны на четырех основных техноло­гиях доставки электронного сигнала до потребителя:

— наземные эфирные вещательные технологии (до 2015 г. будет произведен переход с аналогового на цифровое веща­ние);

— кабельная инфраструктура. С увеличением мобильно­сти пользователей и за счет дальнейшего распространения носимых абонентских устройств кабельная инфраструктура будет уступать свою долю беспроводной;

— спутниковая среда распространения, которая зачастую служит технологическим каналом для распространения на дальние расстояния сигнала для эфирного наземного или кабельного сигнала;

— проводные и беспроводные технологии доставки информации, использующие интернет-протокол.

Результатом функционирования интернета и мультиме­диа становятся новые виды информации, новые сферы ее возникновения и новые возможности использования тради­ционных видов информации.

Информационно-коммуникационная среда переживает период существенных изменений, в результате которых преимущественно одноканальная система распространения информации превращается в систему, в которой каждый может общаться с каждым или с некоторыми одновременно. Возникают совершенно новые феномены, прежде никогда не существовавшие: социальные сети, блоги, индивидуаль­ные масс-медиа и т.д.

Следующий шаг — устройства, сочетающие в себе несколько функций, например, смартфон — smartphone— умный теле­фон — многофункциональное компактное устройство, объеди­няющее в себе функции мобильного телефона и карманного персонального компьютера.

Рост объема информационных массивов, при отсутствии существенного прогресса в развитии поисковых систем, при­вел к появлению проблем в получении нужной информации. Раньше сложности с получением нужной информации были связаны с ее недоступностью, а теперь — с необходимостью переработки слишком больших объемов данных. Техноло­гии поиска, которые совсем недавно позволяли отбирать из информационного потока компактные подборки нужных материалов, теперь создают огромные, малопригодные для анализа объемы данных.

Кроме того, информационно-коммуникационная среда оказывает все большее влияние на многие стороны жизни общества и государства. В результате появилась новая задача — управлять как развитием самой сферы медиа, так и процессами, которые ее изменения порождают в со­циально-политической и экономической сферах жизни общества.

— дешевизна получения информации;

— возможность хранить и передавать огромные объемы информации между разными пользователями персональных компьютеров;

— высокая скорость передачи;

— объединение различных видов информации на основе цифрового представления в единое целое — мультимедиа.

Компьютерная сеть — это система компьютеров, связан­ных техническими каналами передачи информации и обла­дающих программным обеспечением для передачи информа­ции.

С точки зрения пользователя, в сети существуют два вида компьютеров.

Обычные домашние персональные компьютеры — через которые простые пользователи получают информацию и серверы.

Серверы (англ, server— обслуживающее устройство) мощные компьютеры, на которых хранится программное обеспечение и другая информация, например, сайты, блоги и т.д., к которой могут обращаться пользователи сети.

Сервером также называют программу, обеспечивающую выполнение функции организации коммуникаций в сети.

Пользователь просматривает зту информацию с помощью программы — браузера.

Небольшие компьютерные сети, работающие обычно в пределах одного помещения, одного предприятия, называ­ются локальными сетями.

Локальная сеть дает возможность пользователям не только быстрее обмениваться данными друг с другом, но и более эффективно использовать ресурсы объединенных в сеть ком­пьютеров.

С точки зрения организации взаимодействия отдельных элементов локальной сети выделяют два типа таких систем:

• одноранговую сеть (в ней все объединенные компью­теры равноправны);

• сеть с выделенным сервером.

Пользователю одноранговой сети могут быть доступны ресурсы всех подключенных к ней компьютеров (в том слу­чае, если эти ресурсы не защищены от постороннего доступа).

Глобальная сеть связывает между собой многие локаль­ные сети, а также отдельные компьютеры, не входящие в локальные сети. Размеры глобальных сетей не ограничены: могут существовать сети от региональных до всемирных.

Организация связи в глобальных сетях похожа на органи­зацию телефонной связи. Персональный компьютер пользо­вателя сети подключается к определенному узлу сети. Узлы связаны между собой, и эта связь действует постоянно.

Сети, обслуживающие какую-то отрасль государства (образование, науку, оборону и т.п.), называются, отрасле­выми сетями. Если сеть существует в пределах определен­ного региона, то она называется региональной. Если сеть объединяет компьютеры, установленные на предприятиях, принадлежащих одной корпорации — эго корпоративная сеть. Кроме того, существуют социальные сети.

Социальная сеть— интерактивный многопользоаатель-ский веб-сайт, представляющий собой автоматизированную социальную среду и позволяющий общаться rpymieпользо­вателей, объединенных общим интересом, информационное

содержание которого формируется самими участниками сети.

Для организации успешных деловых коммуникаций, рас- читанных на большие аудитории, нужно знать и учитывать особенности таких коммуникаций. Массовая коммуника­ция — процесс передачи информации с помощью техниче­ских средств на численно большие, рассредоточенные ауди­тории.

Одним из важных элементов теории массовой коммуни­кации стало понятие публики или аудитории.

Аудитория (публика) — совокупность людей, которые, в отличие от массы, адекватно осознают свои интересы, активно вовлечены в процесс их реализации и, соответ­ственно, обладают своим публично выражаемым мнением.

Одной из важнейших социально-психологических функ­ций массовой коммуникации является ее способность самоорганизовывать общественное мнение, общественное сознание, которая определяется особенностями аудитории — публично выражаемым в Сети мнением.

Для массовой коммуникации характерны следующие пси­хологические процессы.

1. Интерес, подражание, например, в соотношении усло­вий и образа жизни коммуникантов.

2. Формирование ценностей, неявно обозначенных в масс- коммуникативных процессах, которые, функционируя на личностном уровне, формируют массовое общественное сознание.

3. Идентификация, означающая эмоциональное и смыс­ловое отождествление потребностной сферы человека в соот­ветствии с поступающей извне информацией.

4. Восприятие, понимание, переживание, запоминание, мотивация и ожидания в механизме обращения аудитории к СМК.

5. Формирование интересов и стереотипов массового сознания через установки.

6. Создание коммуникатором СМК условий для реализа­ции феноменов подражания и заражения в массовых прояв­лениях.

7. Формирование слухов с определенным Целями.

8. Мотивация и активизация творческого мышления в группе, например, в корпоративной среде.

Исходя из перечисленных психологических особенностей современных массовых коммуникаций, можно сделать сле­дующий вывод.

Массовая коммуникация как социально-психологический феномен предполагает большую динамику и сравнительно небольшую предсказуемость своих эффектов.

В современных условиях, к которым можно отнести сво­боду слова, право каждого на получение и распространение информации, возможности массовой коммуникации могут быть реализованы с максимальным эффектом в том случае, если соответствующие технологии выстраиваются с учетом психологии массовой коммуникации.

Отличительной чертой массовой коммуникации является ее не однонаправленный характер. Многовекторность мас­совой коммуникации предполагает передачу информации от одного активного источника (коммуникатора) к различ­ным, не связанным друге другом реципиентам. Реципиенты, иногда играющие при приеме информации пассивную роль, все чаще становятся активными коммуникаторами, распро­страняя полученную информацию, руководствуясь интере­сом, подражанием, модой и т.д.

В социально-психологической теории В. М. Бехтерева подчеркивается значимость роли внушения в процессах общения.

Внушение — бессознательный процесс передачи психиче­ских состояний от одного человека к другому или другим без участия их воли.

В. М. Бехтерев подчеркивал значимость роли внушения во взаимодействии лидеров общественного мнения с мас­совыми настроениями и движениями людей. Из его работ следует, что заражение людей определенным эмоциональ­ным состоянием происходит быстрее и эффективнее, чем попытка убедить их с помощью логических умозаключе­ний.

С одной стороны, формирование и совершенствование масскоммуникационных процессов способствует развитию всей цивилизации. С другой стороны, возможности совре­менных средств массовой коммуникации е части воздей­ствия на массовое сознание представляют также определен­ную глобальную проблему.

В теории массовой коммуникации существуют два основных подхода:

1. Человеко-ориентированный подход, который поддер­живал модель минимального эффекта. Суть этого подхода в том, что люди скорее приспосабливают средства массовой коммуникации к своим нуждам и потребностям. Сторонники человеко-ориентированного подхода исходили из того, что люди выборочно воспринимают поступающую информацию. Они выбирают ту часть информации, которая совпадает с их мнением, и отвергают ту, которая в это мнение не укладыва­ется. Среди моделей массовой коммуникации здесь можно выделить конструкционистскую модель Вильяма Гэмсона, «спираль молчания» Элизабет Ноэль-Нойман.

2.Медиа-ориентированный подход. Этот подход основы­вается на том, что человек подчиняется действию средств массовой коммуникации. Они воздействуют на него как наркотик, которому невозможно сопротивляться. Наиболее видным представителем данного подхода является Герберт Маршал Маклюэн 1 .

Смена исторических эпох рассматривается Г. Маклюэномкак переворот в развитии культуры, как смена типов коммуникации. Новое средство общения, понимаемое Г. Маклюэномкак технологическое продолжение органов человече­ского тела, оказывает обратное воздействие на человека. Полностью меняется весь сенсорный баланс — соотношение органов чувств в восприятии действительности, жизненный стиль, ценности, формы организации общества.

Так, no Маклюэну, современная эпоха начинается с появления электричества. С помощью средств массовой комму­никации электричество мгновенно связывает людей до обра­зования глобального пространства, где все оказывается взаимосвязанным. Любой участник общения имеет возмож­ность связываться с неограниченным числом реципиентов, принимающих информацию. Средства массовой коммуника­ции начинают выполнять функции идеологического, поли­тического влияния, организации, информирования, просве­щения, развлечения, поддержания социальной общности.

Далее, средства массовой коммуникации формируют свое, мифологическое пространство. Появляется убеждение, что средства массовой коммуникации вездесущи, всемо - гущи, всезнающи. Через средства массовой коммуникации потребитель проникается иллюзией собственной исклю­чительности, проницаемости, просвещенности. Поколение потребителей СМК, по мнению Г. Маклюэна, с одной сто­роны — творец настоящего, а с другой — его жертва.

Читайте также: