Классификация компьютерных систем по типу технологии

Обновлено: 04.07.2024

Для того чтобы правильно понять, оценить, грамотно разработать и использовать компьютерные технологии в различных сферах жизни общества необходима их предварительная классификация.

Классификация компьютерных технологий зависит от критерия классификации. В качестве критерия может выступать показатель или совокупность признаков, влияющих на выбор той или иной информационной технологии. Примером такого критерия может служить пользовательский интерфейс (совокупность приемов взаимодействия с компьютером), реализующийся операционной системой. В свою очередь, операционные системы осуществляют командный интерфейс.

Операционные системы подразделяются на однопрограммные, многопрограммные и многопользовательские.

Перечисленные формы компьютерных технологий широко используются в настоящее время в экономических информационных системах (ЭИС). Компьютерные технологии классифицируются по типу информации (рис.2.2).

Компьютерная технология обработки данных предназначена для решения хорошо структурированных задач, по которым имеются необходимые входные данные и известны алгоритмы и другие стандартные процедуры их обработки. Эта технология применяется на уровне операционной (исполнительской) деятельности персонала невысокой квалификации в целях автоматизации некоторых рутинных, постоянно повторяющихся операций управленческою труда.

Рис. 2.2. Классификация КТ по типу информации

Внедрение компьютерных технологий и систем на этом уровне существенно повысит производительность труда персонала, освободит его от рутинных операций, возможно, даже приведет к необходимости сокращения численности работников.

На уровне операционной деятельности решаются следующие задачи:

• обработка данных об операциях, производимых фирмой;

• создание периодических контрольных отчетов о состоянии дел в фирме;

Примером может послужить ежедневный отчет о поступлениях и выдачах наличных средств банком, формируемый в целях контроля баланса наличных средств, или же запрос к базе данных по кадрам, который позволит получить данные о требованиях, предъявляемых к кандидатам на занятие определенной должности.

Существует несколько особенностей, связанных с обработкой данных, отличающих эту технологию от всех прочих:

• выполнение необходимых фирме задач по обработке данных. Каждой фирме предписано законом иметь и хранить данные о своей деятельности, которые можно использовать как средство обеспечения и поддержания контроля на фирме. Поэтому в любой фирме обязательно должна быть информационная система обработки данных и разработана соответствующая компьютерная технология;

• решение только хорошо структурированных задач, для которых можно разработать алгоритм выполнения стандартных процедур обработки.

Существующие стандарты определяют типовые процедуры обработки данных и предписывают их соблюдение организациями всех видов:

• выполнение основного объема работ в автоматическом режиме с минимальным участием человека;

• использование детализированных данных. Записи о деятельности фирмы имеют детальный (подробный) характер, допускающий проведение ревизий. В процессе ревизии деятельность фирмы проверяется хронологически от начала периода к его концу и от конца к началу;




• акцент на хронологию событий;

• требование минимальной помощи в решении проблем со стороны специалистов других уровней.

Хранение данных. Многие данные на уровне операционной деятельности необходимо сохранять для последующего использования либо здесь же, либо на другом уровне. Для их хранения создаются базы данных.

Создание отчетов (документов). В информационной технологии обработки данных необходимо создавать документы для руководства и работников фирмы, а также для внешних партнеров. При этом документы могут создаваться как по запросу или в связи с проведенной фирмой операцией, так и периодически в конце каждого месяца, квартала или года.

2.3.1. Компьютерная технология управления

Характеристика и назначение.Целью компьютерной технологии управления является удовлетворение информационных потребностей всех без исключения сотрудников фирмы, имеющих дело спринятием решений. Она может быть полезна на любом уровне управления. Эта технология ориентирована на работу в среде информационной системы управления и используется при худшей структурированности решаемых задач, если их сравниватьсзадачами, решаемыми с помощью информационной технологии обработки данных.

Информационная технология управления идеально подходит для удовлетворения сходных информационных потребностей работников различных функциональных подсистем (подразделений) или уровней управления фирмой. Поставляемая ими информация содержит сведения о прошлом, настоящем и вероятном будущем фирмы. Эта информация имеет вид регулярных или специальных управленческих отчетов.

Для принятия решений на уровне управленческого контроля информация должна быть представлена в агрегированном виде так, чтобы просматривались тенденции изменения данных, причины возникших отклонений и возможные решения. На этом этапе решаются следующие задачи обработки данных:

• оценка планируемого состояния объекта управления;

• оценка отклонений от планируемого состояния;

• выявление причин отклонений;

• анализ возможных решений и действий.

Информационная технология управления направлена на создание различных видов отчетов:

Специальные отчеты создаются по запросам управленцев или когда в компании произошлочто-то незапланированное. И те, и другие виды отчетов могут иметь форму суммирующих, сравнительных и чрезвычайных отчетов.

В суммирующих отчетах данные объединены в отдельные группы, отсортированы и представлены в виде промежуточных и окончательных итогов по отдельным полям.

Сравнительные отчеты содержат данные, полученные из различных источников или классифицированные по различным признакам и используемые для целей сравнения.

Чрезвычайные отчеты содержат данные исключительного (чрезвычайного) характера.

Использование отчетов для поддержки управления оказывается особенно эффективным при реализации так называемого управления поотклонениям. Управление поотклонениям предполагает, что главным содержанием получаемых менеджером данных должны являться отклонения состояния хозяйственной деятельности фирмы от некоторых установленных стандартов (например, от ее запланированного состояния). При использовании на фирме принципов управления по отклонениям к создаваемым отчетам предъявляются следующие требования:

• отчет должен создаваться только тогда, когда отклонение произошло;

• сведения в отчете должны быть отсортированы по значению критического для данного отклонения показателя;

• все отклонения желательно показать вместе, чтобы менеджер мог уловить существующую между ними связь;

• в отчете необходимо показать, количественное отклонение от нормы.

1) данных, накапливаемых на основе оценки операций, проводимых фирмой;

2) планов, стандартов, бюджетов и других нормативных документов, определяющих планируемое состояние объекта управления (подразделения фирмы).

2.3.2. Компьютерная технология поддержки принятия решений

Совершенствование интерфейса системы поддержки принятия решений определяетсяуспехами в развитии каждого из трех указанных компонентов. Интерфейс должен обладать следующими возможностями:

• манипулировать различными формами диалога, изменяя их в процессе принятия решения по выбору пользователя;

• передавать данные системе различными способами;

• получать данные от различных устройств системы в различном формате;

• гибко поддерживать (оказывать помощь по запросу, подсказывать) знания пользователя.

Классификация компьютерных систем проводится по следующим признакам [2]:

· по способу построения;

· по функциональному назначению;

· по размещению информации в сети;

· по числу главных вычислительных машин (ГВМ)

· по типу используемых ЭВМ

· по методу передачи данных

· по реализации топологии соединения компьютерных систем в сети.

По способу построения, различают на сосредоточенные и распределенные (Рис. 2. 1).

По функциональному назначению различают компьютерные системы: автоматизированной обработки данных и автоматизированные системы контроля управления производством, технологическими процессами и объектами. Автоматизированные системы обработки данных различают:информационные,предоставляющие пользователю в основном информационное обслуживание;вычислительные, выполняющие главным образом решение задач с обменом данными и программами между ЭВМ сети, и смешанныеинформационно-вычислительные.

По размещению информации в системе разделяют с централизованным банком данных, формируемым в одном из узлов системы, и с распределенным банком данных, состоящим из отдельных локальных банков, расположенных в узлах системы.

По степени территориальной рассредоточенности можно выделить крупномасштабные, илиглобальные, вычислительные системы, охватывающие территорию страны, нескольких стран с расстояниями между узлами сети, измеряемыми тысячами километров;региональные системы, охватывающие определенные регионы — город, район, область и т. п.;локальные вычислительные системы с максимальным расстоянием между узлами системы не более нескольких километров.


Рис. 2. 1. Классификация компьютерных систем по способу построения

По числу ГВМ следует различать сети с несколькими и с одной ГВМ. Последние относятся к вычислительным системам с телеобработкой, которые представляют собой комплексы, состоящие из вычислительной машины и удаленных абонентских пунктов (АП), связанных с помощью каналов и аппаратуры передачи данных.

По типу используемых ЭВМ выделяютоднородные сети, содержащие программно-совместимые машины, инеоднородные, если машины сети программно несовместимы. На практике сети часто являются неоднородными.

В системе передачи данных между абонентами с коммутацией пакетов используются два способа передачи: дейтаграммный и виртуальный.

Виртуальный способ – передача данных в виде последовательностей связанных в цепочки пакетов. Организация виртуального канала между двумя процессами равносильна выделению им дуплексного канала связи, по которому данные передаются в их естественной последовательности. Виртуальный канал сохраняет все вышеописанные преимущества коммутации пакетов в отношении скорости передачи и мультиплексирования, но требует предварительной процедуры установления соединений. По окончании сеанса связи канал распадается и возвращает ресурсы для установления новых виртуальных соединений.

Важным признаком классификации компьютерных систем являетсяреализация топологии их соединения в сети. Топологическая структура сети оказывает значительное влияние на ее пропускную способность, устойчивость сети к отказам ее оборудования, на логические возможности и стоимость сети. В настоящее время наблюдается большое разнообразие в топологических структурах вычислительных сетей: (Рис. 2. 1).




Рис. 2. 2. Топологические структуры компьютерных вычислительных сетей (а — одинарная многоточечная линия типа «шина»; б — петлевая сеть типа «кольцо»; в — звездообразная сеть типа «звезда»; г — полносвязная сеть; д — древовидная сеть

Топология крупных компьютерных систем может представлять собой комбинацию нескольких топологических решений.

В вычислительных сетях (системах) ее абоненты оснащаются специальными программными средствами для сетевой обработки данных. К программным средствам предъявляются требования по сохранению работоспособности сети при изменении ее структуры, при отказах отдельных ЭВМ, каналов и узлов связи, а также обеспечению возможности работы ЭВМ с терминалами различных типов и взаимодействия разнотипного оборудования.

Читайте также: