Клиент это компьютер на котором в сети работает конечный пользователь

Обновлено: 07.07.2024

В предыдущем материале мы рассмотрели, как работает Интернет на базовом уровне, включая взаимодействие между клиентом (вашим компьютером) и сервером (другим компьютером, который отвечает на запросы клиента о веб-сайтах).

В этой же части рассмотрим, как устроены клиент, сервер и веб-приложение, что мы можем удобно серфить в Интернете.

Модель клиент-сервер

На самом деле, модель клиент-сервер - это ни что иное, как способ описать отношения между клиентом и сервером в веб-приложении. Это детали того, как информация переходит от одного конца к другому, где картина усложняется.

Базовая конфигурация веб-приложения

Существует сотни способов настройки веб-приложения. При этом большинство из них следуют одной и той же базовой структуре: клиент , сервер , база данных .

Клиент

Клиент - это то, с чем взаимодействует пользователь. Так что «клиентский» код отвечает за большую часть того, что на самом деле видит пользователь. Это включает в себя:

  1. Определение структуры веб-страницы
  2. Настройка внешнего вида веб-страницы
  3. Реализация механизма пользовательского взаимодействия (нажатие кнопок, ввод текста и т.д.)

Структура : Макет и содержимое веб-страницы определяются с помощью HTML (обычно HTML 5, если речь идет о современных веб-приложениях, но это другая история.)

HTML означает язык гипертекстовой разметки (Hypertext Markup Language). Он позволяет описать основную физическую структуру документа с помощью HTML-тэгов. Каждый HTML-тэг описывает определенный элемент документа.

  • Содержимое тега «<h1>» описывает заголовок.
  • Содержимое тега «<p>» описывает абзац.
  • Содержимое тега «<button>» описывает кнопку.
  • И так далее.

Веб-браузер использует эти HTML-тэги для определения способа отображения документа.

Look and Feel : Чтобы определить внешний вид веб-страницы, веб-разработчики используют CSS , который расшифровывается как каскадные таблицы стилей (Cascading Style Sheets). CSS - это язык, который позволяет описать стиль элементов, определенных в HTML, позволяя изменять шрифт, цвет, макет, простые анимации и другие поверхностные элементы.

Стили для указанной выше HTML-страницы можно задать следующим образом:

Взаимодействие с пользователем : Наконец, для реализации механизма взаимодействия с пользователем, на сцену выходит JavaScript .

Например, если вы хотите что-то сделать, когда пользователь нажимает кнопку, вы можете сделать что-то подобное:

Иногда взаимодействие с пользователем, может быть реализовано без необходимости обращения к вашему серверу - отсюда и термин "JavaScript на стороне клиента". Другие типы взаимодействия требуют отправки запросов на сервер для обработки.

Например, если пользователь публикует комментарий в потоке, может потребоваться сохранить этот комментарий в базе данных, чтобы весь материал был структурирован и собран в одном месте. Таким образом, вы отправляете запрос на сервер с новым комментарием и идентификатором пользователя, а сервер прослушивает эти запросы и обрабатывает их соответствующим образом.

Сервер

База данных

Базы данных – это подвалы веб-архитектуры - большинство из нас боятся туда спускаться, но они критически важны для прочного фундамента. База данных - это место для хранения информации, чтобы к ней можно было легко обращаться, управлять и обновлять.

Например, при создании сайта в социальных сетях можно использовать базу данных для хранения сведений о пользователях, публикациях и комментариях. Когда посетитель запрашивает страницу, данные, вставленные на страницу, поступают из базы данных сайта, что позволяет нам воспринимать взаимодействие пользователей в реальном времени как должное на таких сайтах, как Facebook или в таких приложениях, как Gmail.

Как масштабировать простое веб-приложение

Вышеописанная конфигурация отлично подходит для простых приложений. Но по мере роста приложения один сервер не сможет обрабатывать тысячи - если не миллионы - одновременных запросов от посетителей.

Чтобы выполнить масштабирование в соответствии с этими большими объемами, можно распределить входящий трафик между группой внутренних серверов.

Ответ очевиден - никак. Управление всеми этими отдельными экземплярами приложения происходит через средство балансировки нагрузки.

Подсистема балансировки нагрузки действует как гаишник, который маршрутизирует клиентские запросы по серверам как можно быстрее и эффективнее, насколько это возможно.

Поскольку вы не можете транслировать IP-адреса всех экземпляров сервера, вы создаете виртуальный IP-адрес, который транслируется клиентам. Этот виртуальный IP-адрес указывает на подсистему балансировки нагрузки. Таким образом, когда DNS ищет ваш сайт, он указывает на балансировщик нагрузки. Затем подсистема балансировки нагрузки перескакивает для распределения трафика на различные внутренние серверы в реальном времени.

Возможно, вам интересно, как подсистема балансировки нагрузки узнаёт, на какой сервер следует отправлять трафик. Ответ: алгоритмы.

Один популярный алгоритм, Round Robin , включает равномерное распределение входящих запросов по ферме серверов (все доступные серверы). Вы обычно выбираете такой подход, если все ваши серверы имеют одинаковую скорость обработки и память.

С помощью другого алгоритма, Least Connections , следующий запрос отправляется на сервер с наименьшим количеством активных соединений.

Существует гораздо больше алгоритмов, которые вы можете реализовать, в зависимости от ваших потребностей.

В вычислении , клиент является частью компьютерного оборудования или программного обеспечения , которое обращается сервис, доступный на сервере в рамках модели клиент-сервер в компьютерных сетях . Сервер часто (но не всегда) находится в другой компьютерной системе, и в этом случае клиент обращается к службе через сеть.

СОДЕРЖАНИЕ

Обзор

Клиент - это компьютер или программа, которая в рамках своей работы полагается на отправку запроса другой программе или компьютерному оборудованию или программному обеспечению, которое обращается к службе, предоставляемой сервером (который может находиться или не находиться на другом компьютере. ). Например, веб-браузеры - это клиенты, которые подключаются к веб-серверам и получают веб-страницы для отображения. Почтовые клиенты получают электронную почту с почтовых серверов . Онлайн-чат использует множество клиентов, которые различаются в зависимости от используемого протокола чата. Многопользовательские видеоигры или онлайн-игры могут работать как клиент на каждом компьютере. Термин «клиент» также может применяться к компьютерам или устройствам, на которых запущено клиентское программное обеспечение, или к пользователям, которые используют клиентское программное обеспечение.

Клиент - это часть модели клиент-сервер , которая используется до сих пор. Клиенты и серверы могут быть компьютерными программами, запущенными на одной машине и подключенными с помощью методов межпроцессного взаимодействия . В сочетании с Интернет-сокетами программы могут подключаться к службе, работающей в возможно удаленной системе, через набор Интернет-протоколов . Серверы ждут, пока потенциальные клиенты инициируют соединения, которые они могут принять.

Этот термин впервые был применен к устройствам , которые не могли запускать свои собственные автономные программы, но могли взаимодействовать с удаленными компьютерами через сеть. Эти компьютерные терминалы были клиентами мэйнфрейма с разделением времени .

Согласно одной классификации клиентские компьютеры и устройства являются либо толстыми клиентами , либо тонкими клиентами , либо гибридными клиентами .

Толстый

Толстый клиент , также известный как богатый клиент или толстый клиент , это клиент , который выполняет основную часть любых данных операций обработки себя, и не обязательно полагаться на сервере . Персональный компьютер является общим примером клиента жиру, из - за относительно большого набора функций и возможностей , и его световой опоры на сервере. Например, компьютер, на котором запущена художественная программа (такая как Krita или Sketchup ), которая в конечном итоге делится результатами своей работы в сети, является толстым клиентом. Компьютер, который почти полностью работает как автономный компьютер для отправки или получения файлов по сети, по стандарту называется рабочей станцией .

Тонкий


Тонкий клиент является минимальным родом клиента. Тонкие клиенты используют ресурсы главного компьютера. Тонкий клиент обычно представляет только обработанные данные, предоставленные сервером приложений , который выполняет основную часть необходимой обработки данных. Устройство, использующее веб-приложение (например, Office Web Apps ), представляет собой тонкий клиент.

Гибридный

Гибрид клиент представляет собой смесь двух вышеупомянутых моделей клиента. Подобно толстому клиенту, он обрабатывает локально, но полагается на сервер для хранения постоянных данных. Этот подход предлагает функции как толстого клиента (поддержка мультимедиа, высокая производительность), так и тонкого клиента (высокая управляемость, гибкость). Примером гибридного клиента является устройство, на котором запущена онлайн-версия видеоигры Diablo III .

Клиент-серверные локальные сети применяются в тех случаях, когда в сеть должно быть объединено много пользователей и возможностей одноранговой сети может не хватить. Тогда в сеть включается специализированный компьютер – сервер.


Сервером называется абонент сети, который предоставляет свои ресурсы другим абонентам, но сам не использует ресурсы других абонентов, то есть служит только сети. Выделенный сервер - это сервер, занимающийся только сетевыми задачами. Невыделенный сервер может заниматься помимо обслуживания сети и другими задачами. Специфический тип сервера - это сетевой принтер.

Серверы специально оптимизированы для быстрой обработки сетевых запросов на разделяемые ресурсы и для управления защитой файлов и каталогов. При больших размерах сети мощности одного сервера может оказаться недостаточно, и тогда в сеть включают несколько серверов. Серверы могут выполнять и некоторые другие задачи: сетевая печать, выход в глобальную сеть, связь с другой локальной сетью, обслуживание электронной почты и т.д.

Количество пользователей сети на основе сервера может достигать нескольких тысяч. Одноранговой сетью такого размера просто невозможно было бы управлять. Кроме того, в сети на основе серверов можно легко менять количество подключаемых компьютеров, такие сети называются масштабируемыми.

На сервере устанавливается специальная сетевая операционная система, рассчитанная на работу сервера. Эта сетевая ОС оптимизирована для эффективного выполнения специфических операций по организации сетевого обмена. На рабочих станциях (клиентах) может устанавливаться любая совместимая операционная система, поддерживающая сеть.

Наиболее популярные серверные операционные системы:

  • Решения компании Microsoft: Windows NT/2000/2003 Server;
  • Решения на базе Linux: SuSE Linux, Red Hat Linux и т.п.
  • Решения на базе Unix: Solaris, HP-UX, AIX, FreeBSD, и т.п.
  • Решения компании Novell: NetWare 5.1/6.0/6.5

Клиентом называется абонент сети, который только использует сетевые ресурсы, но сам свои ресурсы в сеть не отдает, то есть сеть его обслуживает. Компьютер-клиент также часто называют рабочей станцией. В принципе каждый компьютер может быть одновременно как клиентом, так и сервером. Под сервером и клиентом часто понимают также не сами компьютеры, а работающие на них программные приложения. В этом случае то приложение, которое только отдает ресурс в сеть, является сервером, а то приложение, которое только пользуется сетевыми ресурсами, является клиентом.

Достоинством сети на основе сервера часто называют надежность. Это верно, но только с одной оговоркой: если сервер действительно очень надежен. В противном случае любой отказ сервера приводит к полному параличу сети в отличие от ситуации с одноранговой сетью, где отказ одного из компьютеров не приводит к отказу всей сети.

Бесспорное достоинство сети на основе сервера – высокая скорость обмена, так как сервер всегда оснащается быстрым процессором (или даже несколькими процессорами), оперативной памятью большого объема и быстрыми жесткими дисками. Так как все ресурсы сети собраны в одном месте, возможно применение гораздо более мощных средств управления доступом, защиты данных, протоколирования обмена, чем в одноранговых сетях.

Для обеспечения надежной работы сети при авариях электропитания применяется бесперебойное электропитание сервера. В данном случае это гораздо проще, чем при одноранговой сети, где желательно оснащать источниками бесперебойного питания все компьютеры сети.

К недостаткам сети на основе сервера относятся ее громоздкость в случае небольшого количества компьютеров, зависимость всех компьютеров-клиентов от сервера, более высокая стоимость сети вследствие использования дорогого сервера.

Для администрирования сети (то есть управления распределением ресурсов, контроля прав доступа, защиты данных, файловой системы, резервирования файлов и т.д.) в случае сети на основе сервера необходимо выделять специального человека, имеющего соответствующую квалификацию. Централизованное администрирование облегчает обслуживание сети и позволяет оперативно решать все вопросы. Особенно это важно для надежной защиты данных от несанкционированного доступа. В случае же одноранговой сети можно обойтись и без специалиста-администратора, правда, при этом все пользователи сети должны иметь хоть какое-то представление об администрировании.

Сайт учителя информатики. Технологические карты уроков, Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.

Информатика. Учебник для 9 класса (по учебнику К. Ю. Полякова, Е.А. Еремина, базовый уровень)

§ 1. Как работает компьютерная сеть?

Что такое компьютерная сеть?

Ключевые слова:

Компьютерная сеть — это группа компьютеров, объединённых линиями связи.

Все устройства, которые соединены в сеть, называются узлами сети (по аналогии с узлами рыболовной сети).

Кроме компьютеров к ним относятся вспомогательные устройства, участвующие в передаче данных.

Для связи узлов между собой используются различные каналы связи:

• электрические кабели (данные передаются с помощью электрических сигналов);
• оптические кабели (данные передаются с помощью световых лучей);
• радиоканалы (данные передаются с помощью радиоволн). Объединяя компьютеры в сеть, мы получаем следующие преимущества:
• быстрый обмен данными между компьютерами (не нужно использовать для переноса данных съёмные диски, флэш-диски);

• компьютеры в сети могут использовать общие ресурсы:

— общие данные могут быть размещены на одном компьютере;
— можно запускать программы с другого компьютера;
— все компьютеры могут использовать общие внешние устройства (например, принтер);

• электронную почту и другие способы сетевого общения (чаты, форумы и т. п.).

В то же время при организации сети:

• необходимы денежные затраты на сетевое оборудование (кабели, вспомогательные устройства) и программное обеспечение (например, операционную систему специального типа);
• снижается безопасность данных, поэтому компьютеры, на которых ведутся секретные разработки, не должны быть подключены к сети;
• необходим высококвалифицированный специалист — системный администратор, который занимается настройкой сети и обеспечивает её работу.

Системный администратор (на практике часто используют сокращения «сисадмин» или «админ») обычно решает следующие задачи:

• устанавливает и настраивает программное обеспечение (в том числе и несетевое);
• устанавливает права доступа пользователей к ресурсам сети;
• обеспечивает защиту информации;
• предотвращает потерю данных в случае сбоя электропитания;
• периодически делает резервные копии данных на DVD-дисках или съёмных жёстких дисках;
• устраняет неисправности в сети.

В некоторых крупных организациях кроме системных администраторов есть также сетевой администратор, который занимается только работой сети.

Типы компьютерных сетей

По «радиусу охвата» обычно выделяют следующие типы компьютерных сетей:

• персональные сети объединяют устройства одного человека (сотовые телефоны, карманные компьютеры, смартфоны, ноутбук и т. п.) в радиусе не более 30 м; самый известный стандарт таких сетей — Bluetooth;
• локальные сети (от англ. local — местный) связывают, как правило, компьютеры в пределах одного или нескольких соседних зданий; для создания беспроводных локальных сетей используется технология Wi-Fi;
• корпоративные сети — сети компьютеров одной организации (возможно, находящиеся в разных районах города или даже в разных городах);
• городские сети, объединяющие компьютеры в пределах города;
• глобальные сети, объединяющие компьютеры в разных странах (например, сеть Интернет).

Используя дополнительные источники, найдите ответы на вопросы.

— Что означает сокращение PAN?
— Откуда произошли обозначения Bluetooth и Wi-Fi?

Обмен данными

Для того чтобы люди могли полноценно общаться, нужно, чтобы они говорили на одном языке. Это правило действует и для компьютерных систем, где вместо слова «язык» используется термин « протокол ».

Протокол — это набор правил, определяющих порядок обмена данными в сети.

В современных сетях пересылаемые данные делятся на части — пакеты. Дело в том, что чаще всего одна линия связи используется для обмена данными между несколькими узлами. Если передавать большие файлы целиком, то получится, что сеть будет заблокирована, пока не закончится передача очередного файла. Кроме того, в этом случае при сбое весь файл нужно передавать заново, это увеличивает нагрузку на сеть.

Если передавать отдельные пакеты, время ожидания сокращается до времени передачи одного пакета (это доли секунды), по сети одновременно передаются пакеты, принадлежащие нескольким файлам. На рисунке 1.1 по одной линии связи (между узлами 3 и 4) одновременно выполняется передача данных от узла 2 к узлу 5 (эти пакеты обозначены чёрными прямоугольниками) и от узла 1 к узлу 6 (белые прямоугольники).


Рис. 1.1

Вместе с каждым пакетом передаётся его контрольная сумма — число, найденное по специальному алгоритму и зависящее от всех данных пакета. Узел-приёмник рассчитывает контрольную сумму полученного блока данных, и если она не сходится с контрольной суммой, указанной в пакете, фиксируется ошибка, и этот пакет (а не весь файл!) передаётся ещё раз.

Казалось бы, чем меньше размер пакета, тем лучше. Однако это не так, потому что любой пакет кроме «полезных» данных содержит служебную информацию: адреса отправителя и получателя, контрольную сумму. Поэтому в каждом случае есть некоторый оптимальный (наилучший) размер пакета, который зависит от многих условий (например, от уровня помех, количества компьютеров в сети, передаваемых данных и т. д.). Чаще всего для обмена данными в локальных сетях и в Интернете используются пакеты размером не более 1,5 Кбайт.

Используя дополнительные источники, выясните, какое семейство протоколов используется для обмена данными в Интернете.


Серверы и клиенты

В любой сети одни компьютеры используют ресурсы других. Для описания роли компьютеров в обмене данными вводят два термина: сервер и клиент.

Сервер — это компьютер, предоставляющий свои ресурсы (файлы, программы, внешние устройства и т. д.) в общее использование.

Клиент — это компьютер, использующий ресурсы сервера.

Обычно серверы — это специально выделенные мощные компьютеры, которые используются только для обработки запросов большого числа клиентских компьютеров (рабочих станций) и, как правило, включены постоянно. Чаще всего они находятся в отдельных помещениях, куда пользователи не имеют доступа; это повышает защищённость данных.

В крупных локальных сетях используют несколько серверов, каждый из которых решает свою задачу:

• файловый сервер хранит данные и обеспечивает доступ к ним;
• сервер печати обеспечивает доступ к общему принтеру;
• почтовый сервер управляет электронной почтой;
• серверы приложений (например, серверы баз данных) выполняют обработку информации по запросам клиентов.

Часто понятия «сервер» и «клиент» относятся не к компьютерам, а к программам. Программа-сервер получает запросы от клиентов, ставит их в очередь, и после выполнения посылает каждому клиенту ответ с результатами выполнения запроса. Задача программы-клиента — послать серверу запрос в определённом формате и после получения ответа вывести результаты на монитор пользователя. Такая технология называется клиент-сервер. Её используют, например, все веб-сайты в Интернете: программа-браузер (клиент) посылает запрос веб-серверу и выводит его ответ (вебстраницу) на экран. Как правило, при желании программу-сервер и программу-клиент можно запустить на одном компьютере.

В некоторых организациях применяют терминальные серверы — мощные компьютеры, которые предоставляют пользователям свои ресурсы (процессорное время, оперативную и дисковую память).

Рабочие станции (терминалы или «тонкие» клиенты) в таких системах выполняют только две задачи:

• передают серверу данные, введённые пользователем с помощью клавиатуры и мыши;
• выводят на экран изображение рабочего стола, полученное от сервера.

Поэтому в качестве терминалов можно использовать маломощные и устаревшие компьютеры.

Выводы
• Компьютерная сеть — это группа компьютеров, объединённых линиями связи.
• Протокол — это набор правил, определяющих порядок обмена данными в сети.
• Сервер — это компьютер, предоставляющий свои ресурсы (файлы, программы, внешние устройства и т. д.) в общее использование.
• Клиент — это компьютер, использующий ресурсы сервера.


Рис. 1.2

Вопросы и задания

1. Какие компьютерные сети окружают вас? Какие каналы связи они используют?
2. Зачем нужны протоколы?
3. Может ли один компьютер выполнять роли сервера и клиента?
4. Зачем данные, передаваемые по сети, делятся на пакеты?
5. Выполните по указанию учителя задания в рабочей тетради.

Читайте также: