В каком году был разработан первый кодекс компьютерной этики

Обновлено: 07.07.2024

По мере того как компьютеры повсеместно проникли в жизнь общества, изменилось традиционное понимание «работы» как выполнения определенных обязанностей в определенном месте и в определенное время. Работа превратилась в «инструктаж» компьютера. В компьютеризованном обществе пересматриваются и ценности, связанные с прежней концепцией работы: «общаясь», не выходя из дома с компьютерным терминалом, человек теряет постоянный контакт с людьми.

Еще шестнадцать лет назад в специальном выпуске ведущего американского журнала «Метафилософия» впервые комплексно обсуждались этические проблемы компьютерной революции, говорилось о необходимости выработки особого морально-этического подхода в условиях неслыханно быстрого развития информационно-поисковых и информационно-логических систем, т.е. о создании этического кодекса. Замещение многих видов человеческой деятельности функциями компьютеров оказывает серьезное воздействие на нравственность, политику, социальную теорию, психологию. Эти процессы и изучает новая социальная дисциплина — компьютерная этика.

В Интернете, как и в обычной жизни, приняты определенные правила общения, причем весьма специфические. Объясняется это тем, что при общении с кем-либо во Всемирной Паутине мы не видим своего собеседника, поэтому, гораздо труднее порой бывает передать ему свои чувства и эмоции. Для этого и был создан так называемый Сетевой этикет, который должен знать каждый человек, использующий Интернет в целях общения.

С каждым днем вопрос об этических нормах в Сети приобретает все большую актуальность. Ведь для того, чтобы Интернет стал поистине средством массовой коммуникации людей несомненно нужно придерживаться определенных этических норм и ценностей.

Компьютерная этика

Компьютерная этика — это пока отнюдь не определенный свод правил, а динамичное и сложное поле исследования, лежащее на грани между компьютерными технологиями и нормативной этикой и зависящее от них.

В самом общем смысле компьютерная этика занимается исследованием поведения людей, использующих компьютер, на основе чего вырабатываются соответствующие нравственные предписания и своего рода этикетные нормы. Само употребление выражения "компьютерная этика" весьма условно, эта дисциплина очень молода, она появилась на рубеже 70-х — 80-х гг. XX столетия, и наряду с ней употребляются такие термины, как "информационная этика", "киберэтика".

Компьютерная этика представляет собой область междисциплинарного исследования и включает рассмотрение технических, моральных, юридических, социальных, политических и философских вопросов. Проблемы, анализируемые в ней, условно можно разделить на несколько классов: 1) проблемы, связанные с разработкой моральных кодексов для компьютерных профессионалов и простых пользователей, чья работа связана с использованием компьютерной техники; 2) проблемы защиты прав собственности, авторских прав, права на личную жизнь и свободу слова применительно к области информационных технологий; 3) группа проблем, связанных с появлением компьютерных преступлений, определением статуса, т.е. преимущественно правовые проблемы.

Кодекс компьютерной этики

Наиболее яркое свое воплощение компьютерная этика получила в области разработки моральных кодексов. Весьма показательно отношение к рассматриваемой проблеме в США, где первый кодекс компьютерной этики был разработан в 1979 году. Принятие кодекса было продиктовано пониманием того, что инженеры, ученые и технологи результатами своей деятельности определяют качество и условия жизни всех людей в информационном обществе. Поэтому в преамбуле кодекса подчеркивается жизненно важная необходимость соблюдения всех норм этики при разработке и эксплуатации средств информационных технологий. Впоследствии были разработаны и приняты кодексы во многих других организациях США, связанных со сферой информационных технологий, таких как "Ассоциация разработчиков компьютерных технологий" (ACM), "Ассоциация менеджеров информационных технологий" (DPMA), "Ассоциация пользователей информационных технологий в США" (ITAA), "Ассоциация сертифицированных компьютерных профессионалов" (ICCP).

На основе этических стандартов, используемых в кодексах, "Международная федерация по информационным технологиям" (IFIP) рекомендовала принять кодексы компьютерной этики национальным организациям других стран с учетом местных культурных и этических традиций. Содержание отдельных кодексов отличается друг от друга, но в их основе лежит некоторый инвариантный набор моральных установок, которые условно могут быть сведены к следующим:

1) не использовать компьютер с целью повредить другим людям;

2) не создавать помех и не вмешиваться в работу других пользователей компьютерных сетей;

3) не пользоваться файлами, не предназначенными для свободного использования;

4) не использовать компьютер для воровства;

5) не использовать компьютер для распространения ложной информации;

6) не использовать ворованное программное обеспечение;

7) не присваивать чужую интеллектуальную собственность;

8) не использовать компьютерное оборудование или сетевые ресурсы без разрешения или соответствующей компенсации;

9) думать о возможных общественных последствиях программ, которые Вы пишите или систем, которые Вы разрабатываете;

10) использовать компьютер с самоограничениями, которые показывают Вашу предупредительность и уважение к другим людям.

Принципы, разработанные в рамках компьютерной этики.

1) privacy (тайна частной жизни) - право человека на автономию и свободу в частной жизни, право на защиту от вторжения в нее органов власти и других людей;

2) accuracy (точность) - соблюдение норм, связанных с точным выполнением инструкций по эксплуатации систем и обработке информации, честным и социально-ответственным отношением к своим обязанностям;

3) property (частная собственность) - неприкосновенность частной собственности - основа имущественного порядка в экономике. Следование этому принципу означает соблюдение права собственности на информацию и норм авторского права;

4) accessibility (доступность) - право граждан на информацию, ее доступность в любое время и в любом месте.

Сетевой этикет

Сетикет, нетикет— правила поведения, общения в Сети, традиции и культура интернет-сообщества, которых придерживается большинство. Это понятие появилось в середине 80-х годов XX века.

Правила нетикета не являются всеобщими и жестко установленными — каждое сетевое сообщество формирует свои правила. Обычно правила записаны, и даже оформляются в виде формального устава, а иногда и просто в виде списка. В других случаях существуют лишь в умах и словах модераторов, а иногда и просто «старожилов» сообщества и поддерживаются на основании их личного авторитета.

Чаще всего под явным нарушением этикета понимают оскорбления и переход на личности, злонамеренный отход от темы, рекламу и саморекламу в не предназначенных для этого местах. Также вполне вероятно нарушением нетикета могут оказаться клевета и иная злонамеренная дезинформация (обман) или плагиат.

В целом положения (рекомендации) нетикета можно разделить на три категории:

Психологические, эмоциональные — обращаться на Ты или на Вы, использовать ли смайлики и в каком количестве, указывать ли код города в телефонах, поддерживать новичков или игнорировать их вопросы.

Административные — правила именования (заголовки) тем, правила цитирования, допустимость рекламы, допустимость флейма, собственно необходимость придерживаться тематики сообщества…

Люди, привыкшие к правилам одного сетевого сообщества, могут невольно нарушить правила другого. Поэтому практически во всех интернет-сообществах требуют ознакомиться с правилами и выразить своё формальное согласие на их соблюдение. Также есть общие правила, соблюдение которых является хорошим тоном в большинстве дискуссий.

Перед тем, как становиться активным участником сетевого сообщества, желательно в течение определенного времени посещать его, оставляя минимум собственных комментариев, чтобы привыкнуть к правилам сообщества, а также узнать о некоторых его традициях.

Прежде чем задать вопрос, не поленитесь воспользоваться поиском — быть может, этот вопрос уже задавали, быть может, уже на него дан ответ. На поднятие старой темы реакция обычно благосклонная, в то время как возобновление темы сначала обычно не приветствуется.

Старайтесь делать свои записи удобочитаемыми. Например, не стоит писать на транслите или заменять буквы похожими символами. Естественно, если запись трудно прочитать, ее скорее всего либо проигнорируют, либо отнесутся к ней отрицательно. Несоблюдение языковых норм также нередко приводит к предвзятому отношению.

Интернет развивается, появляется всё больше пользователей. И, начиная с общения, заканчивая заработок в Интернете, люди допускают ошибки, на первый взгляд незаметные. Ошибки появляются из-за незнания сетевого этикета. Так можно доставить неприятности не только собеседникам, но и себе лично. Для избежания ошибок в Сети следует знать некоторые понятия сетевого этикета.

Флейм — это процесс, который иногда возникает при общении в интернете, «словесная война». Это неожиданно возникшее бурное обсуждение, в процессе которого участники обычно забывают о первоначальной теме, переходят на личности и не могут остановиться. Обычно флеймы возникают спонтанно, развиваются очень быстро и заканчиваются лишь при вмешательстве модератора или когда все участники окончательно устанут. Это тот самый вид спора, в котором истина не рождается — по окончании флейма все спорщики чувствуют себя неудобно и никакого конструктивного результата флейм не дает.

Если случилось так, что вы стали невольным участником флейма, наиболее разумное поведение в этой ситуации — один раз максимально четко, конструктивно и доброжелательно выразить свою позицию, и больше в дискуссию не вступать. Тогда она, скорее всего, затухнет сама.

Электронная почта

Больше всего правила виртуального этикета касаются электронной почты. Для этого необходимо:

- регулярно проверять содержимое своего почтового ящика;

-безотлагательно отвечать на каждое письмо, адресованное непосредственно вам. Соблюдать лаконичность, иногда вполне достаточно нескольких слов. Отсутствие ответа равносильно тому, как если бы вы проигнорировали приветствие, отказались бы пожать протянутую руку или повернулись бы спиной к своему собеседнику;

-в электронном послании всегда надо указывать его основную тему. Это правило появилось не сразу, оно выработалось постепенно, явившись результатом определенных практических требований. Необходимо учесть, письма, не снабженные четко сформулированной темой, могут быть проигнорированы;

- высылая письмо незнакомому адресату, пользуйтесь обычным текстовым кодом, иначе не исключено, что он просто не сможет его получить, и услуги связи будут стоить дешевле;

-в конце каждого электронного послания обязательно следует указать свое имя, фамилию, должность и место работы, ваш номер электронной почты, а также телефон и обычный почтовый адрес, эти сведения не должны превышать четырех строк;

- не перегружайте электронное послание дополнительными материалами (фотографиями, рисунками и т.д.); правильно выбирайте формат текста (текстовый формат займет в сто раз меньше места, чем документ любого приложения); большой объем дополнений высылайте только с согласия или по просьбе адресата. Уточните, имеет ли его почтовый ящик ограничения на принимаемую информацию;

- послания с приложенными исполнимыми файлами, а также документы Microsoft Office могут нести компьютерные вирусы, как правило, уничтожающие содержимое компьютера адресата; для быстрого ответа на электронное послание достаточно воспользоваться кнопкой “Ответ”, чтобы получить готовое к отправлению письмо;

- отвечая на письмо, не следует повторять всю корреспонденцию целиком, достаточно воспроизвести только те ее фрагменты, на которые вы хотите сослаться, (такое цитирование вовсе не обязательно, но является определённым жестом вежливости по отношению к вашему виртуальному корреспонденту, который мог и забыть суть своего послания или отдельных аргументов в дискуссии); каждое электронное послание одного корреспондента другому является частным, поэтому каждым пользователем должно соблюдаться правило на тайну переписки, (т.е прежде чем передать его содержание другим лицам, необходимо получить разрешение автора);

- на корреспонденцию, не адресованную лично вам и не от автора послания, отвечать не следует, чаще всего вам навязывается ненужная коммерческая информация.

Компьютерная этика представляет собой область междисциплинарного исследования и включает рассмотрение технических, моральных, юридических, социальных, политических и философских вопросов. Проблемы, анализируемые в ней, условно можно разделить на несколько классов: 1) проблемы, связанные с разработкой моральных кодексов для компьютерных профессионалов и простых пользователей, чья работа связана с использованием компьютерной техники; 2) проблемы защиты прав собственности, авторских прав, права на личную жизнь и свободу слова применительно к области информационных технологий; 3) группа проблем, связанных с появлением компьютерных преступлений, определением статуса, то есть преимущественно правовые проблемы.

Содержание

Кодекс компьютерной этики

Наиболее яркое свое воплощение компьютерная этика получила в области разработки моральных кодексов. Весьма показательно отношение к рассматриваемой проблеме в США, где первый кодекс компьютерной этики был разработан в 1979 году. Принятие кодекса было продиктовано пониманием того, что инженеры, ученые и технологи результатами своей деятельности определяют качество и условия жизни всех людей в информационном обществе. Поэтому в преамбуле кодекса подчеркивается жизненно важная необходимость соблюдения всех норм этики при разработке и эксплуатации средств информационных технологий. Впоследствии были разработаны и приняты кодексы во многих других организациях США, связанных со сферой информационных технологий, таких как «Ассоциация разработчиков компьютерных технологий» (ACM), «Ассоциация менеджеров информационных технологий» (DPMA), «Ассоциация пользователей информационных технологий в США» (ITAA), «Ассоциация сертифицированных компьютерных профессионалов» (ICCP).

На основе этических стандартов, используемых в кодексах, «Международная федерация по информационным технологиям» (IFIP) рекомендовала принять кодексы компьютерной этики национальным организациям других стран с учетом местных культурных и этических традиций. Содержание отдельных кодексов отличается друг от друга, но в их основе лежит некоторый инвариантный набор моральных установок, которые условно могут быть сведены к следующим:

1) не использовать компьютер с целью повредить другим людям;

2) не создавать помех и не вмешиваться в работу других пользователей компьютерных сетей;

3) не пользоваться файлами, не предназначенными для свободного использования;

4) не использовать компьютер для воровства;

5) не использовать компьютер для распространения ложной информации;

6) не использовать ворованное программное обеспечение;

7) не присваивать чужую интеллектуальную собственность;

8) не использовать компьютерное оборудование или сетевые ресурсы без разрешения или соответствующей компенсации;

9) думать о возможных общественных последствиях программ, которые Вы пишете, или систем, которые Вы разрабатываете;

10) использовать компьютер с самоограничениями, которые показывают Вашу предупредительность и уважение к другим людям.

Принципы, разработанные в рамках компьютерной этики

Блогерская этика

«Хакерская этика»

Насчитывается огромное количество определений понятия «хакер». Эрик Рэймонд, один из авторов, развивающих и пропагандирующих это направление в этике, в своем «Новом словаре хакера» приводит восемь определений, основные из которых следующие:

1) программист, которому изучение тонких и не очевидных возможностей системы доставляет огромное удовольствие, в отличие от большинства программистов, которые в своей работе обходятся минимально необходимыми знаниями;

2) программист-фанатик или просто программист, которому практическое программирование доставляет несравненно большее удовольствие, нежели теоретизирования на около компьютерные темы;

3) эксперт или фанат в любой области, например, «астрономический хакер» или «хакер-ботаник»;

4) человек, которому решение сложных задач доставляет огромное наслаждение; тот, кто любит действовать в обход общепринятых правил и ограничений.

Первые хакеры и сам феномен хакерства как определенного образа жизни и поведения, появились в США в 60-е гг. в стенах MIT (Массачусетского технологического института). Этими людьми двигало желание овладеть всеми хитростями компьютерных систем и продвинуть технологию за пределы известных возможностей. Хакерская этика представляет собой ряд правил, принципов и норм, выработанных в среде компьютерных профессионалов. Основные из них связаны, во-первых, с представлением,

В самом общем смысле компьютерная этика занимается исследованием поведения людей, использующих компьютер, на основе чего вырабатываются соответствующие нравственные предписания и своего рода этикетные нормы. Само употребление выражения «компьютерная этика» весьма условно, эта дисциплина очень молода, она появилась на рубеже 70-х — 80-х гг. XX столетия, и наряду с ней употребляются такие термины, как «информационная этика», «киберэтика».

Компьютерная этика представляет собой область междисциплинарного исследования и включает рассмотрение технических, моральных, юридических, социальных, политических и философских вопросов. Проблемы, анализируемые в ней, условно можно разделить на несколько классов: 1) проблемы, связанные с разработкой моральных кодексов для компьютерных профессионалов и простых пользователей, чья работа связана с использованием компьютерной техники; 2) проблемы защиты прав собственности, авторских прав, права на личную жизнь и свободу слова применительно к области информационных технологий; 3) группа проблем, связанных с появлением компьютерных преступлений, определением статуса, то есть преимущественно правовые проблемы.

В рамках компьютерной этики выделяется особая область, называемая «хакерской этикой», основание которой заложили хакеры, пионеры, стоявшие у истоков современных информационных технологий. А с развитием сети Интернет в обиход входит и понятие «сетевой этики» или «нэтикета» (производное от net — сеть и etiquette — этикет), обозначающее совокупность правил, сложившихся среди пользователей глобальной сети.

Кодекс компьютерной этики

Наиболее яркое своё воплощение компьютерная этика получила в области разработки моральных кодексов. Весьма показательно отношение к рассматриваемой проблеме в США, где первый кодекс компьютерной этики был разработан в 1979 году. Принятие кодекса было продиктовано пониманием того, что инженеры, ученые и технологи результатами своей деятельности определяют качество и условия жизни всех людей в информационном обществе. Поэтому в преамбуле кодекса подчеркивается жизненно важная необходимость соблюдения всех норм этики при разработке и эксплуатации средств информационных технологий. Впоследствии были разработаны и приняты кодексы во многих других организациях США, связанных со сферой информационных технологий, таких как «Ассоциация разработчиков компьютерных технологий» (ACM), «Ассоциация менеджеров информационных технологий» (DPMA), «Ассоциация пользователей информационных технологий в США» (ITAA), «Ассоциация сертифицированных компьютерных профессионалов» (ICCP).

На основе этических стандартов, используемых в кодексах, «Международная федерация по информационным технологиям» (IFIP) рекомендовала принять кодексы компьютерной этики национальным организациям других стран с учетом местных культурных и этических традиций. Содержание отдельных кодексов отличается друг от друга, но в их основе лежит некоторый инвариантный набор моральных установок, которые условно могут быть сведены к следующим:

Принципы, разработанные в рамках компьютерной этики

Блогерская этика

С широким распространением блогов в сети Интернет начинает формироваться особый подвид компьютерной этики — блогерская этика, затрагивающая вопросы достоверности публикуемой информации, плагиата, соблюдения моральных и нравственных норм. В России также внимание уделяется проблеме использования в блогах элементов обсценной лексики и мата.

«Хакерская этика»

Насчитывается огромное количество определений понятия «хакер». Эрик Рэймонд, один из авторов, развивающих и пропагандирующих это направление в этике, в своем «Новом словаре хакера» приводит восемь определений, основные из которых следующие:

Первые хакеры и сам феномен хакерства как определённого образа жизни и поведения, появились в США в 60-е гг. в стенах MIT (Массачусетского технологического института). Этими людьми двигало желание овладеть всеми хитростями компьютерных систем и продвинуть технологию за пределы известных возможностей. Хакерская этика представляет собой ряд правил, принципов и норм, выработанных в среде компьютерных профессионалов. Основные из них связаны, во-первых, с представлением,

«что когда люди делятся информацией с другими, то они совершают нечто очень хорошее и общественно полезное. Согласно этому представлению, нести людям своё мастерство, то есть бесплатно создавать программные продукты, всячески облегчать пользователям доступ к информации и различным компьютерным ресурсам — это моральная обязанность каждого хакера».

Во-вторых, хакеры полагают, что

«залезать в чьи-то системы просто из интереса или для забавы — это вполне нормально, естественно, если при этом взломщик ничего не ворует, не ломает и не нарушает конфиденциальности системы».

Компьютерная этика - это часть практической философии, касающейся того, как компьютерные специалисты должны принимать решения в отношении профессионального и социального поведения.

Маргарет Энн Пирс, профессор факультета математики и компьютеров Южного университета Джорджии, разделила этические решения, связанные с компьютерными технологиями и их использованием, на три основных фактора:

  1. Собственный личный код человека.
  2. Любой неформальный кодекс этического поведения, существующий на рабочем месте.
  3. Знакомство с формальными этическими кодексами.

СОДЕРЖАНИЕ

Компьютерная этика была впервые предложена Уолтером Манером, профессором Государственного университета Боулинг-Грин . Манер заметил, что этические проблемы, которые были затронуты во время его курса медицинской этики в Университете Олд Доминион, стали более сложными и трудными, когда стали применяться технологии и компьютеры. Концептуальные основы компьютерной этики исследуются информационной этикой , разделом философской этики, продвигаемым, в частности, Лучано Флориди .

История

Концепция компьютерной этики возникла в 1940-х годах у профессора Массачусетского технологического института Норберта Винера , американского математика и философа. Работая над зенитной артиллерией во время Второй мировой войны , Винер и его коллеги-инженеры разработали систему связи между частью пушки, которая отслеживала боевой самолет, частью, которая выполняла расчеты для оценки траектории, и частью, ответственной за стрельбу. Винер назвал науку о таких системах обратной связи информации « кибернетикой » и обсудил эту новую область с соответствующими этическими проблемами в своей книге 1948 года « Кибернетика» . В 1950 году во второй книге Винера « Использование человека людьми» были подробно рассмотрены этические проблемы, связанные с информационными технологиями, и изложены основные основы компьютерной этики.

Чуть позже в том же году было совершено первое в мире компьютерное преступление . Программист смог использовать немного компьютерного кода, чтобы его банковский счет не был помечен как перерасход. Однако в то время не существовало никаких законов, чтобы остановить его, и в результате ему не было предъявлено обвинение. Чтобы убедиться, что другой человек не последует его примеру, требовался этический кодекс для компьютеров.

В 1973 году Ассоциация вычислительной техники (ACM) приняла свой первый этический кодекс. SRI International «s Донн Паркер , автор компьютерных преступлений, вел комитет , который разработал код.

В 1976 году учитель-медик и исследователь Уолтер Манер заметил, что этические решения намного сложнее принимать, когда к ним добавляются компьютеры. Он заметил необходимость в другой области этики, когда дело касалось компьютеров. Так был изобретен термин «компьютерная этика».

В 1976 году Джозеф Вайценбаум сделал свое второе значительное дополнение к области компьютерной этики. Он опубликовал книгу под названием « Компьютерная мощь и человеческий разум» , в которой говорилось о том, насколько искусственный интеллект полезен для мира; однако ему никогда нельзя позволять принимать самые важные решения, поскольку он не обладает такими человеческими качествами, как мудрость. Безусловно, наиболее важным моментом, который он подчеркивает в книге, является различие между выбором и принятием решения. Он утверждал, что принятие решений - это вычислительная деятельность, в то время как принятие решений - нет, и поэтому способность делать выбор - это то, что делает нас людьми.

Позже, в том же году, Абби Моушовиц , профессор компьютерных наук Городского колледжа Нью-Йорка, опубликовал статью под названием «О подходах к изучению социальных проблем в вычислениях». В этой статье были выявлены и проанализированы технические и нетехнические предубеждения в исследованиях социальных проблем, связанных с компьютерами.

В 1978 году Конгресс США принял Закон о праве на финансовую неприкосновенность , резко ограничив возможности правительства осуществлять поиск в банковских записях.

В следующем году Террелл Уорд Байнум , профессор философии в Государственном университете Южного Коннектикута, а также директор Исследовательского центра по вычислениям и обществу, разработал учебную программу для университетского курса компьютерной этики. Байнум был также редактором журнала « Метафилософия» . В 1983 году журнал провел конкурс эссе на тему компьютерной этики и опубликовал лучшие эссе в специальном выпуске 1985 года «Компьютеры и этика».

В 1984 году Конгресс США принял Закон о компьютерной безопасности и образовании для малого бизнеса , в соответствии с которым был создан консультативный совет Администрации малого бизнеса, который сосредоточил внимание на компьютерной безопасности, связанной с малым бизнесом.

В 1985 году Джеймс Мур , профессор философии Дартмутского колледжа в Нью-Гэмпшире, опубликовал эссе под названием «Что такое компьютерная этика?» В этом эссе Мур утверждает, что компьютерная этика включает в себя следующее: «(1) выявление созданных компьютером вакуумов в политике, (2) прояснение концептуальных неразберих, (3) формулирование политики использования компьютерных технологий и (4) этические нормы. оправдание такой политики ».

В том же году Дебора Джонсон, профессор прикладной этики и заведующая кафедрой науки, технологий и общества Школы инженерных и прикладных наук Университета Вирджинии, опубликовала первый крупный учебник по компьютерной этике. Учебник Джонсона определил основные проблемы для исследований в области компьютерной этики на протяжении более 10 лет после публикации первого издания.

В 1988 году Роберт Хауптман, библиотекарь из Университета Сент-Клауд, придумал « информационную этику » - термин, который использовался для описания хранения, производства, доступа и распространения информации. Примерно в то же время был принят Закон о компьютерном сопоставлении и конфиденциальности, который ограничивал правительственные программы США по выявлению должников.

В 1992 году ACM приняла новый свод этических правил под названием «Кодекс этики и профессионального поведения ACM», который состоял из 24 заявлений о личной ответственности.

Три года спустя, в 1995 году, Кристина Горняк-Коциковска, профессор философии в Государственном университете Южного Коннектикута, координатор программы религиоведения, а также старший научный сотрудник Исследовательского центра вычислительной техники и общества, выступила с идеей. что компьютерная этика в конечном итоге станет глобальной этической системой и вскоре после этого компьютерная этика полностью заменит этику, поскольку она станет стандартной этикой информационного века.

В 1999 году Дебора Джонсон высказала свою точку зрения, которая полностью противоречила мнению Горняк-Коциковской, и заявила, что компьютерная этика не будет развиваться, а, скорее, будет нашей старой этикой с небольшими изменениями.

После 20-го века, в результате многочисленных дебатов по этическим принципам, многие организации, такие как ABET, предлагают этическую аккредитацию для приложений университетов или колледжей, таких как «Прикладные и естественные науки, вычисления, инженерия и инженерные технологии на уровне младшего специалиста, бакалавра и магистра. «стараться продвигать качественные работы, соответствующие здравым этическим и моральным принципам.

В 2018 году The Guardian и The New York Times сообщили, что Facebook взял данные 87 миллионов пользователей Facebook для продажи компании Cambridge Analytica .

В 2019 году Facebook запустил фонд для создания центра этики в Техническом университете Мюнхена , расположенном в Германии. Это был первый случай, когда Facebook финансировал академический институт по вопросам компьютерной этики.

Обеспокоенность

Этические соображения были связаны с Интернетом вещей (IoT), когда многие физические устройства были подключены к Интернету.

Виртуальные криптовалюты в отношении баланса текущих покупательских отношений между покупателем и продавцом.

Автономные технологии, такие как беспилотные автомобили, заставляют людей принимать решения. Также есть опасения по поводу того, как автономные транспортные средства будут вести себя в разных странах с разными культурными ценностями.

Риски безопасности были идентифицированы с помощью облачных технологий, при этом каждое взаимодействие пользователя отправляется и анализируется в центральные вычислительные центры. Устройства с искусственным интеллектом, такие как Amazon Alexa и Google Home , собирают личные данные пользователей, находясь дома, и загружают их в облако. Помощники Siri от Apple и Cortana от Microsoft собирают информацию о пользователях, анализируют информацию, а затем отправляют ее обратно пользователю.

Конфиденциальность в Интернете

Компьютеры и информационные технологии вызвали озабоченность по поводу конфиденциальности при сборе и использовании личных данных. Например, в 2018 году против Google подали в суд за отслеживание местоположения пользователя без разрешения.

Со временем выросла целая индустрия инструментов обеспечения конфиденциальности и соблюдения этических норм, что дает людям возможность не делиться своими данными в Интернете. Часто это программное обеспечение с открытым исходным кодом, которое позволяет пользователям гарантировать, что их данные не будут сохранены для использования без их согласия.

Этические стандарты

Различные национальные и международные профессиональные сообщества и организации подготовили документы с кодексом этики, чтобы дать базовые поведенческие рекомендации профессионалам и пользователям компьютеров. Они включают:

Ассоциация вычислительной техники Кодекс этики и профессионального поведения ACM Австралийское компьютерное общество Кодекс этики ACS Кодекс профессионального поведения ACS Британское компьютерное общество Кодекс поведения BCS Кодекс добросовестной практики (исключен в мае 2011 г.) Институт компьютерной этики Десять заповедей компьютерной этики IEEE Кодекс этики IEEE Кодекс поведения IEEE Лига профессиональных системных администраторов Этический кодекс системных администраторов

Информационно- компьютерная культура

Содержание Введение…………………………………………………. 3 1.Компьютерная этика……………………………………………………………………………………………………………………..4 1.1.Понятие компьютерной этики……………………………………………………………………………………………………4 1.2.Кодекс компьютерной этики………………………………………………………………………………………………………5 1.3.Основные пункты, содержащиеся в кодексах компьютерной этики……………………………………….6 1.4.Принципы, разработанные в рамках компьютерной этики…………………………………………………….7 2.1.Санитарные нормы при работе за компьютером……………………………………………………………………………………………………………………. 8 3.Влияние компьютера на психику человека…………………………………………………………………………………9-12 4.Компьютер и здоровье…………………………………………………………………………………………………………………..13 4.1.Как оградить себя от негативного влияния компьютера. 14 4.2.Комплекс упражнений для глаз………………………………………………………………………………………………. 15 4.3.Как правильно сидеть за компьютером. 16 5.Плюсы и минусы работы за компьютером……………………………………………………………………………………17 Заключение………………………………………………. 18 Список использованной литературы…………………………………………………………………………………………………………………………….19

Введение Ни для кого не секрет, что компьютеризацию сегодня принято считать панацеей - только компьютер может повысить эффективность образования и промышленности, банковского дела и торговли, объединить через Интернет весь мир! И, очевидно, эта «эпидемия» этап в развитии человечества, но компьютеризация порождает новые проблемы: В СМИ ежедневно мы слышим информацию о негативном влиянии компьютера на здоровье человека, которое по мнению некоторых учёных может привести к вымиранию человечества через несколько десятков десятилетий. Задачей данного реферата является рассмотрение информационно-компьютерной этики при работе с компьютером , в аспектах психологии, влияния на здоровья человека, правильного пользования компьютером, а главное безопасного для здоровья человека.

Компьютерная этика В самом общем смысле компьютерная этика занимается исследованием поведения людей, использующих компьютер, на основе чего вырабатываются соответствующие нравственные предписания и своего рода этикетные нормы. Само употребление выражения "компьютерная этика" весьма условно, эта дисциплина очень молода, она появилась на рубеже 70-х — 80-х гг. XX столетия, и наряду с ней употребляются такие термины, как "информационная этика". Компьютерная этика представляет собой область междисциплинарного исследования и включает рассмотрение технических, моральных, юридических, социальных, политических и философских вопросов. Проблемы, анализируемые в ней, условно можно разделить на несколько классов: 1) проблемы, связанные с разработкой моральных кодексов для компьютерных профессионалов и простых пользователей, чья работа связана с использованием компьютерной техники; 2) проблемы защиты прав собственности, авторских прав, права на личную жизнь и свободу слова применительно к области информационных технологий; 3) группа проблем, связанных с появлением компьютерных преступлений, определением статуса, т.е. преимущественно правовые проблемы.

Кодекс компьютерной этики Наиболее яркое свое воплощение компьютерная этика получила в области разработки моральных кодексов. Весьма показательно отношение к рассматриваемой проблеме в США, где первый кодекс компьютерной этики был разработан в 1979 году. Принятие кодекса было продиктовано пониманием того, что инженеры, ученые и технологи результатами своей деятельности определяют качество и условия жизни всех людей в информационном обществе. Поэтому в преамбуле кодекса подчеркивается жизненно важная необходимость соблюдения всех норм этики при разработке и эксплуатации средств информационных технологий. Впоследствии были разработаны и приняты кодексы во многих других организациях США, связанных со сферой информационных технологий, таких как "Ассоциация разработчиков компьютерных технологий" (ACM), "Ассоциация менеджеров информационных технологий" (DPMA), "Ассоциация пользователей информационных технологий в США" (ITAA), "Ассоциация сертифицированных компьютерных профессионалов" (ICCP).

Основные пункты , содержащиеся в кодексах по компьютерной этике: 1) не использовать компьютер с целью повредить другим людям; 2) не создавать помех и не вмешиваться в работу других пользователей компьютерных сетей; 3) не пользоваться файлами, не предназначенными для свободного использования; 4) не использовать компьютер для воровства; 5) не использовать компьютер для распространения ложной информации; 6) не использовать ворованное программное обеспечение; 7) не присваивать чужую интеллектуальную собственно 8) не использовать компьютерное оборудование или сетевые ресурсы без разрешения или соответствующей компенсации; 9) думать о возможных общественных последствиях программ, которые Вы пишите или систем, которые Вы разрабатываете; 10) использовать компьютер с самоограничениями, которые показывают Вашу предупредительность и уважение к другим людям.

Принципы, разработанные в рамках компьютерной этики 1) « тайна частной жизни»- право человека на автономию и свободу в частной жизни, право на защиту от вторжения в нее органов власти и других людей; 2) «точность» - соблюдение норм, связанных с точным выполнением инструкций по эксплуатации систем и обработке информации, честным и социально-ответственным отношением к своим обязанностям; 3) «частная собственность» - неприкосновенность частной собственности - основа имущественного порядка в экономике. Следование этому принципу означает соблюдение права собственности на информацию и норм авторского права; 4) «доступность»- право граждан на информацию, ее доступность в любое время и в любом месте.

Cанитарные нормы при работе с компьютером Размещать компьютер рекомендуется так, чтобы свет (естественный или искусственный) падал сбоку, лучше слева, это избавит вас от мешающих теней и поможет снизить освещенность экрана. Лампы накаливания лучше использовать для местного освещения зоны рабочего документа (клавиатуры, книги, тетради). Совет домашним пользователям: постарайтесь, чтобы люстра в вашей рабочей комнате имела закрытые снизу светильники, так чтобы на экран монитора падал рассеянно-отраженный свет.

Влияние компьютера на психику человека Длительная работа за компьютером негативно сказывается на многих функциях нашего организма: высшей нервной деятельности, эндокринной, иммунной и репродуктивной системах, на зрении и костно-мышечном аппарате человека… Что это может означать для простого человека? Все что угодно! От испорченного зрения до варикозного расширения вен на ногах. Честно говоря, все это Вы можете «заработать» и без компьютера, просто ведя несбалансированный образ жизни. Компьютер является лишь еще одним звеном в той же цепи: недостаточный отдых, малоподвижный образ жизни, неорганичное питание и т.д. Все вышеперечисленные недуги безусловно отразятся и на Вашем психическом состоянии. Однако сейчас речь пойдет о том влиянии компьютера, которое напрямую связано с нашей психикой. И если зрение, слух могут испортиться посредством клавиатуры, «мыши» или монитора, то на психику в первую очередь влияют более, так сказать, виртуальные вещи — игры и интернет. Это то что «затягивает», то, от чего невозможно оторваться, то, без чего многие больше не представляют своей жизни — это маниакальная зависимость от интернета или от игр. Если угодно, интернето-мания, игро-мания.

Людям, проживающим свою жизнь в интернете зачастую необходима социальная поддержка, у них большие трудности в общении, они испытывают неудовлетворенность, низкую самооценку, закомплексованность, застенчивость и т.п. Таким образом, они, во-первых, усугубляют те свои черты характера, от которых хотели бы избавиться, а также приобретают новые: уход от реальности посредством изменения своего психического состояния, виртуально изменяя свой пол, возраст… Безусловно, постепенно такой образ жизни, образ мысли, пропитывает все уровни их жизни. Человек начинает действовать и думать по-другому. Он по-другому решает бытовые вопросы, семейные, личные, профессиональные, партнерские и т.д.

Психологические симптомы может начать испытывать человек, если он относится к группе риска интернет-зависимых людей: хорошее самочувствие или эйфория за компьютером; невозможность остановиться; увеличение количества времени, проводимого за компьютером; пренебрежение семьей и друзьями; ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером; ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности; проблемы с работой или учебой.

Опасными сигналами являются также: навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту; предвкушение следующего сеанса «онлайн»; увеличение времени, проводимого «онлайн»; Эти люди больны, и болезнь их ведет к глубоким изменениям личности, появлению новых, довольно неприятных, черт характера. Компьютер может стать другом или заклятым врагом, может помочь в беде, а может добавить кучу проблем, может помочь найти единомышленников, а может привести к одиночеству.

Компьютер и здоровье Основные вредные факторы, влияющие на состояние здоровья людей, работающих за компьютером: сидячее положение в течение длительного времени; воздействие электромагнитного излучения монитора; утомление глаз, нагрузка на зрение; перегрузка суставов кистей; стресс при потере информации.

Как оградить себя от негативного влияния компьютера? Если ваша работа требует напряжения и высокой концентрации внимания (например, вы выполняете срочную работу и боитесь, что не успеете сделать ее вовремя, или управляете с помощью ПЭВМ каким-то процессом и знаете, что ваша ошибка может привести к серьезным последствиям), во время перерывов рекомендуется психологическая разгрузка в оборудованных для этой цели помещениях. В них должны стоять удобные кресла, звучать специально подобранная спокойная музыка, на стенах могут быть изображены пейзажи, оказывающие успокоительное воздействие. В домашних условиях такой разгрузки можно добиться, посидев в тишине с закрытыми глазами, послушав приятную музыку, полюбовавшись умиротворяющим пейзажем. Помогает задушевная беседа, игра с ребенком, возня с домашним животным. А вот проверка уроков, воспитательный монолог или семейные дебаты на хозяйственно-бытовые темы окажут скорее отрицательное действие.

Комплекс упражнений для глаз Каждое упражнение необходимо повторять четыре-пять раз. 1. На счет 1-4 зажмурить глаза, сильно напрягая глазные мышцы, затем раскрыть их и, расслабив мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. 2. На счет 1-4 посмотреть на переносицу и задержать взгляд. Затем перевести взгляд вдаль на счет 1-6. 3. На счет 1-4, не поворачивая головы, посмотреть направо, затем перевести взгляд прямо вдаль на счет 1-6. То же самое повторить с фиксацией взгляда вверх, влево и вниз. 4. Перевести взгляд быстро по диагонали направо вверх - налево вниз, потом посмотреть вдаль на счет 1-6, затем повторить то же самое в направлении налево вверх - направо вниз.

Как сидеть правильно за компьютером? Осанка –это которое принимает ваше тело, когда вы сидите за компьютером. Правильная осанка необходима для профилактики заболеваний шеи, рук, ног и спины. При работе за компьютером лучше всего сидеть на 2,5 см выше, чем обычно. Уши должны располагаться точно в плоскости плеч. Плечи должны располагаться точно над бедрами. Голову нужно держать ровно по отношению к обоим плечам, голова не должна наклоняться к одному плечу. При взгляде вниз, голова должна находиться точно над шеей, а не наклоняться вперед.

Плюсы и минусы работы за компьютером + -помогает в учёбе, можно использовать как тренажёр в процессе формирования учебных умений и навыков -даёт возможность поддерживать тесную связь с друзьями в других городах -источник получения разнообразной информации -свобода творчества (создание презентаций, открыток, написание музыки, работа с фотографиями) развитие логического мышления, способности к анализу и синтезу -развивает уверенность в себе, в свои способности решать разнообразные познавательные задачи -отвлекает от улицы - -проблемы со зрением -проблемы с осанкой -нехватка времени на другие полезные дела -сужение круг интересов, однобокое личностное развитие -обострение невротических черт личности из-за чрезмерной привязанности к виртуальному миру -психическая нагрузка

Заключение Таким образом, взаимодействие человека и компьютера становится явлением социальным и представляет собой не простое общение человека с техникой, а активный процесс взаимодействия человека с информационным богатством накопленного веками человеческого опыта. Компьютер — это не только окно в мир или всемирная библиотека, но и активный партнер, соперник, помощник, учитель, судья и адвокат. Следовательно, возможно специально организованное воздействие на человека посредством компьютера и, прежде всего, воздействие в виде педагогической помощи в социализации человека. В этом — ценность компьютера для учебно-воспитательных программ. Целенаправленное педагогическое влияние на процесс социализации может осуществляться через содержание и методику, заложенныю в специальных компьютерных программах, нацеленных на проектирование социальных отношений, корректирование социального взаимодействия, стимулирование социальной деятельности и регулирование социальной защиты детей. В этом случае взаимодействие компьютера и ребенка становится педагогическим процессом.

Список использованной литературы 1.Симонович С.В. и др. «Информатика для юристов и экономистов».М.2000 2. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М., 1994. 3. Глинский Б.А. Философские и социальные проблемы информатики. М.: Наука, 1990. 4. Пейперт С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи. М.: Педагогика, 1989.

Читайте также: