Когда вышла гта 4 на xbox

Обновлено: 03.07.2024

История разработки GTA IV: разбираем бета-версию игры

Grand Theft Auto IV вышла в 2008 году и разошлась тиражом более 25 миллионов копий на Xbox 360, PS3 и ПК. Игра стала культовой, особенно у геймеров из СНГ — все благодаря тематике и невероятной проработке игрового мира. Чтобы достичь такого успеха, Rockstar потратили более ста миллионов долларов на разработку и продвижение. Сегодня у нас есть возможность посмотреть на ранние версии GTA IV и проследить, как делали проект, который задал новый стандарт качества в индустрии.

Город

Изначально новая GTA разрабатывалась на движке San Andreas — RenderWare от компании Criterion. Но затем Rockstar приняли решение о создании собственного движка, который назвали RAGE. Сперва его обкатали на небольшом проекте Table Tennis, заодно применив средство процедурной анимации Euphoria.

Liberty City на раннем этапе разработки — пока используется движок RenderWare

Изначально карту хотели сделать просто огромной, воспроизведя в игре весь штат Нью-Йорк, а не только город. Благо, мощности новых консолей Xbox 360 и PS3 позволяли. Исполнительный продюсер и сценарист серии Сэм Хаузер позже отмечал, что от задумки ушли, сосредоточившись на том, что может принести новый опыт для игроков. Карту решили ограничить, но максимально наполнить контентом. А идею с целым штатом удастся воплотить немного позже, в GTA V.

Некоторые области пришлось удалять уже по ходу разработки. Например, из финального билда убрали поселок The Caraways. Упоминания о нем остались на внутриигровом ТВ и дорожных знаках.

The Caraways были копией The Hamptons, реального пригорода Нью-Йорка

На текстуре одной из книг в игре можно увидеть предварительную версию карты. Шакализация изображения зашкаливает, но некоторые детали удалось разглядеть.


Аэропорт Фрэнсис имел четыре посадочные полосы вместо двух, Миддл-Парк был немного меньше в размерах, а на северо-западе располагалась большая «зеленая» территория непонятного назначения.

Почти все заведения были переименованы. Например, магазин Binco, перекочевавший из San Andreas, затем превратился в «Новинки последней моды»:


Благодаря вырезанным аудиофайлам и анимации удалось узнать, что Нико мог заходить почти во все рестораны и даже покупать мороженое на улице. Почему-то в финальной версии это недоступно.

Вырезанная анимация поедания мороженого

Статуя Счастья изначально была копией своего прототипа — реальной Статуи Свободы. Позже лицо изменили, оно стало поразительно похоже на Хиллари Клинтон. А вместо факела вставили чашку кофе — намек на скандал с модом Hot Coffee, к которому как раз имела отношение бывший госсекретарь США.


В финальной сборке остались небольшие скрытые помещения, которые использовались разработчиками как тестовые площадки. Мододелы смогли получить к ним доступ. На этих площадках можно увидеть, например, телефонные столбы со ступенями. Нико мог карабкаться по ним, чтобы попасть на крыши зданий или просто осмотреться вокруг.


Персонажи

Проработку главного героя Нико Беллика легко проследить по официальным иллюстрациям и трейлерам. Сперва он выглядел немного моложе, а волос на голове было больше.


В ранних бетах даже были барбершопы, то есть, присутствовала возможность кардинально изменить прическу. От этой идеи отказались, чтобы не «убивать» бандитскую атмосферу игры.

Нико озвучил малоизвестный актер сериалов Майкл Холлик, но сам персонаж был основан на образе Владимира Машкова из фильма «В тылу врага».

«В тылу врага» (2001)

У брата главного героя Романа было немного другое лицо. Одежда также отличалась.


Для персонажа Мишель модельку переделали практически с нуля.


Том Голдберг, адвокат, которого надо убить в одной из миссий, превратился из лысого и толстого еврея практически в Роберта Де Ниро.


Персонаж основан на реальном юристе Джеке Томпсоне, который неоднократно судился с Rockstar, обвиняя серию GTA в пропаганде насилия.

Подруга Романа Мэллори Бардас в ранних концепт-артах выглядела явно сексуальнее.


А главный злодей Дмитрий Раскалов одевался более стильно и носил другие очки.


Миссии

Задания не подвергались значительной переработке. Самым частым изменением была, как ни странно, настройка времени дня и погоды. Так, вступительная миссия в бета-версии начиналась засветло, а не поздним вечером.


В первой встрече с Эдди Лоу погода была дождливой, а не туманной:


Rockstar проводят такие изменения, чтобы иметь более эффектную картинку в трейлерах или на превью-изображениях.

Одну из основных миссий разработчики все-таки удалили. Будучи девятой по счету, она называлась «Американская мечта». Кадры из нее есть в одном из трейлеров — Нико с Романом и двумя NPC на лодке пытаются сбежать от полиции.


Вторую удаленное задание можно угадать по скриншоту. Очевидно, Нико поручают взорвать лимузин с полицейским конвоем:


На одном из рекламных изображений можно разглядеть кулачный бой внутри кабины фуникулера Skycar. Была ли в самом деле такая миссия — неизвестно.


Телефон

Базовый телефон изначально был серого цвета и немного других габаритов. Продвинутая модель, которую Нико получает по ходу сюжета, имела гораздо больше функций, вроде встроенного MP3-плеера. Игрок мог слушать музыку, даже передвигаясь пешком.


Был в бета-версии и фотоаппарат, функционал которого заменили смартфоном.


Оружие

Из игры удалили множество видов вооружения. Для револьвера даже есть 3D-модель, но до финальной версии он не добрался. Вероятно, своим ковбойским видом рушил атмосферу мафиозного Брайтон-Бич.


Пистолет с глушителем подразумевал использование в стелс-миссиях, но тоже отправился в мусорную корзину. Нико предпочитает действовать напрямую!


Были запланированы дубинка, кий, огнемет, многоствольный пулемет и многое другое. Rockstar пришлось отказаться от этих видов оружия, чтобы придать игре реализма.

Мододелы обнаружили кий в игровых файлах

В бете Нико пользовался дробовиком SPAS-12, но позже его заменили на Remington 1100. А место югославского автомата Zastava M70 занял более узнаваемый AK-47.

SPAS-12 в бета-версии и Remington 1100 в релизе

Полиция первоначально была вооружена резиновыми дубинками. Модеры нашли множество файлов озвучки, связанных с ее использованием.

«Знаешь, куда можно засунуть дубинку?»

Транспорт

Самое крупное, что вырезали игры — самолеты. Они хорошо вписывались в изначальную концепцию целого штата, но в небольшом Либерти Сити их присутствие было лишним.

Вырезанный транспорт

На раннем этапе разработки предполагалось присутствие военных: в игровых файлах даже есть намеки на истребитель.

Вертолеты оставили как один из туристических атрибутов Нью-Йорка. Их дизайн менялся незначительно. Также мелким правкам подвергались некоторые автомобили.

Вертолет Maverick изначально имел только два винта

Судя по названиям моделей в депо Романа, изначально предполагалось, что вместо обычных такси он сдавал в аренду лимузины. Это объясняет одну из сцен в трейлере:


Другие изменения

Судя по строкам кода, которые управляют движением пешеходов, в игре были снежные миссии. Их добавили позже — в GTA V, но физику скольжения автомобилей проработали уже в «четверке». Благодаря модам, на ПК можно изменить время года.

Автотюнинг должен быть перекочевать из San Andreas, но для сурового Нико такое увлечение смотрелось бы не к месту. Сами гонки оставили, но они завязаны на миссиях Брюси Киббуца.

Брюси и Нико в автомастерской

Отправились в корзину и некоторые мини-игры, а также видеоигры. По изначальной задумке, главный герой мог играть с Романом не только в боулинг, но и на приставке — соответствующие аудиофайлы и анимации остались неиспользованными.

«Хочешь забыть реальный мир и немного поиграть?»

Есть еще множество информации и деталей, о которых мы не упомянули. Если разбирать каждую мелочь, статья получится огромной и очень скучной. Самое главное, о чем хочется сказать в заключении — несмотря на почтенный возраст (13 лет), Grand Theft Auto IV все еще не устарела и отлично играется!

Недавно в Steam вышла версия Complete Edition для ПК, а на Xbox Series X и S можно поиграть в режиме обратной совместимости при 60 fps.

Учитывая, что вот-вот выйдет GTA: The Trilogy — The Definitive Edition, стоит ожидать, что вскоре появится ремастер и для четвертой части легендарной серии.

Читайте также: