Компьютер как средство обработки информации

Обновлено: 05.07.2024

Цифровая вычислительная техника развивается многие тысячелетия. Так, известны, например, счетные палочки, камешки и т.д. Около 2000 лет назад появилось такое устройство как абаки, или счеты, дошедшие до нашего времени.

Идея создания универсальной вычислительной машины (названной аналитическая машина) принадлежит английскому математику Чарльзу Бэббиджу (1831 г.). Она имела программное управление на перфокартах. Но проект машины до конца реализован не был.

И вновь идея создания уже электронных вычислительных машин возникла в конце 30-х - начале 40-х гг. независимо друг от друга в четырех странах: США, Великобритании, Германии и СССР.

В 1936 г. английский математик Алан Тьюрин доказал алгоритмически возможность построения универсального вычислительного устройства (машина Тьюринга). Идея создания автоматической цифровой ЭВМ принадлежит Атанасову (США) 1937 г. В 1945 году группой специалистов под руководством Джона Моучли и Проспера Эккерта в Электротехнической школе Мура (США) была создана машина ЭНИАК на 18000 электронных ламп, которая в 1000 раз превосходила по быстродействию релейные вычислительные машины.

В 1946 г. американский математик, по происхождения венгр, Джон фон Нейман (с соавторами) на основе критического анализа конструкции ЭНИАК предложил ряд новых идей организации ЭВМ, в том числе концепцию хранимой программы в запоминающем устройстве. В результате реализации идей фон Неймана была создана архитектура ЭВМ, во многих чертах сохранившаяся до настоящего времени (см. рис.1).

С момента появления первых ЭВМ прошло 5 поколений их развития:

У машин 5-го поколения архитектура существенно отличается от архитектуры фон Неймана.

В настоящее время ведутся работы по созданию нейрокомпьютеров и возможно даже биокомпьютеров, имеющих совершенно другую архитектуру.

Принцип работы компьютера

Любая ЭВМ включает в свой состав такие устройства как: арифметическо-логическое устройство (АЛУ), устройство управления (УУ), запоминающее устройство (ЗУ), которое может быть разделено на оперативное запоминающее устройство (ОЗУ) и внешнее запоминающее устройство (ВЗУ), и внешние, или периферийные, устройства, к которым относятся устройства вводы (УВв), устройство вывода (УВыв) и ВЗУ. Объединение АЛУ, УУ и нескольких ячеек памяти представляет собой центральный процессор (ЦП). Познакомимся с назначением и функциями каждого из этих устройств.


Процессор - центральной устройство ЭВМ - выполняет программу, обрабатывающую данные. Программа состоит из команд. Каждая команда определяет элементарную частичку процесса обработки данных - элементарную операцию и операнды, т.е. данные, над которыми выполняется операция. Таким образом, команда состоит из кода операции и кода или адреса операндов. По числу одновременно обрабатываемых кодов операндов команды делятся на одно-, двух- и трехадресные. Процессор может выполнять фиксированный набор операций. Среди них арифметические действия (сложение, вычитание, умножение, деление) над двоичными и десятичными числами с фиксированной и плавающей точкой, логические и другие операции.

Оперативная память предназначена для хранения программы и данных - информации для работы процессора. Память ЭВМ представляет собой пронумерованную последовательность ячеек. Обращение к ячейке происходит по ее номеру - адресу. Наименьшей адресуемой единицей памяти является один байт информации, состоящий из 8 бит. Оперативная память отличается от внешних запоминающих устройств большой скоростью доступа, но относительно малым объемом.

Для работы процессор - оперативная память необходимо, чтобы программа и данные находились в оперативной памяти. Функцию заполнения оперативной памяти осуществляют устройства ввода, считывающие информацию с внешних носителей или воспринимающие ее непосредственно, допустим, от человека, работающего за терминалом, в качестве которого чаще всего используется дисплей, или от измерительных приборов, замеряющих параметры некоторого реального объема. Операция передачи результатов работы ЭВМ из оперативной памяти, например, человеку, другой ЭВМ, управляющему станку осуществляется устройствами вывода. Основными устройствами вывода информации для непосредственного восприятия ее человеком являются дисплей и принтер.

Еще одну группу устройств ЭВМ составляют внешние запоминающие устройства (внешняя память) - накопители на магнитных дисках (НМД), лазерные компакт-диски и др. Появление внешней памяти связано с тем, что ЭВМ приходится обрабатывать объемы информации, во много раз превосходящие возможности хранения ее в оперативной памяти. Внешние же запоминающие устройства относительно недороги и позволяют накапливать за счет сменных носителей практически неограниченные объемы информации.

Работа ЭВМ осуществляется под управлением программы, состоящей из хранящихся в оперативной памяти команд. Выполнение каждой команды можно представить как последовательность таких этапов: извлечение команды из оперативной памяти (адрес команды указывается в специальном регистре процессора - регистре счетчика команд); извлечение операндов (данные, необходимые для выполнения команды, выбираются из ячеек памяти, адреса которых указаны в команде); изменение счетчика команд (в регистре счетчика команд заносится адрес очередной команды); выполнение операции над подготовленными операндами в соответствии с кодом операции конкретной команды; занесение результата в указанную в команде ячейку памяти или регистр.


Аппаратное обеспечение ПК - система взаимосвязанных технических устройств, выполняющих ввод, хранение, обработку и вывод информации.

Основные этапы обработки информации.

Клавиатура - устройство для ввода информации.

презентация компьютер как средство обработки информации

Монитор - устройство для визуального отображения информации.

Компьютерная мышь - устройство-манипулятор для ввода графической информации, для управления курсором и для работы с графическим интерфейсом.

Трекбол - устройство-манипулятор для ввода графической информации, для управления курсором и для работы с графическим интерфейсом (аналогично компьютерной мыши по принципу действия и по функциям).

В системном блоке размещаются:

накопитель на жёстких магнитных дисках;

накопитель на гибких магнитных дисках;

накопитель на оптических дисках;

Корпус системного блока может иметь горизонтальную (DeskTop) или вертикальную (Tower — башня) компоновку.

Содержимое разработки


Цель урока: закрепить представление об основных составляющих компьютера.

Цель урока:

закрепить представление

об основных

составляющих компьютера.

Изучив эту тему, вы узнаете : каково назначение аппаратного обеспечения компьютера; каков состав базового комплекта компьютера; что означает понятие производительности компьютера.

Изучив эту тему, вы узнаете :

Аппаратное обеспечение ПК -

система взаимосвязанных технических устройств, выполняющих ввод, хранение, обработку и вывод информации.


Клавиатура - устройство для ввода информации

- устройство для ввода информации

Монитор ЖК на ЭЛТ - устройство для визуального отображения информации

Монитор ЖК на ЭЛТ

- устройство для визуального отображения информации

Компьютерная мышь - устройство-манипулятор для ввода графической информации, для управления курсором и для работы с графическим интерфейсом

Компьютерная мышь

- устройство-манипулятор для ввода графической информации, для управления курсором и для работы с графическим интерфейсом

Трекбол - устройство-манипулятор для ввода графической информации, для управления курсором и для работы с графическим интерфейсом (аналогично компьютерной мыши по принципу действия и по функциям)

- устройство-манипулятор для ввода графической информации, для управления курсором и для работы с графическим интерфейсом (аналогично компьютерной мыши по принципу действия и по функциям)

Системный блок В системном блоке размещаются: блок питания; накопитель на жёстких магнитных дисках; накопитель на гибких магнитных дисках; накопитель на оптических дисках; системная плата; платы расширения; система вентиляции; система индикации и др. блок питания; накопитель на жёстких магнитных дисках; накопитель на гибких магнитных дисках; накопитель на оптических дисках; системная плата; платы расширения; система вентиляции; система индикации и др. Корпус системного блока может иметь горизонтальную (DeskTop) или вертикальную (Tower — башня) компоновку. подключаются внешние устройства (видеомонитор, клавиатура, мышь, принтер, сканер, звуковые колонки и другие)

Системный блок

В системном блоке размещаются:

блок питания;

накопитель на жёстких магнитных дисках;

накопитель на гибких магнитных дисках;

накопитель на оптических дисках;

системная плата;

платы расширения;

система вентиляции;

система индикации

  • блок питания;накопитель на жёстких магнитных дисках;накопитель на гибких магнитных дисках;накопитель на оптических дисках;системная плата;платы расширения;система вентиляции;система индикациии др.

Корпус системного блока

может иметь горизонтальную (DeskTop)

или вертикальную (Tower — башня)

подключаются внешние устройства (видеомонитор, клавиатура, мышь, принтер, сканер, звуковые колонки и другие)

Акустическая система звуковые колонки наушники - устройства для вывода звуковой информации

Акустическая система звуковые колонки наушники

- устройства для вывода звуковой информации

Микрофон - устройства для ввода звуковой информации

- устройства для ввода звуковой информации

Принтер матричный струйный лазерный - устройство для отображения символьной и графической информации на бумаге

Принтер матричный струйный лазерный

- устройство для отображения символьной и графической информации на бумаге

 Сканер ручной планшетный Если при помощи сканера вводится текст, компьютер воспринимает его как картинку, а не как последовательность символов. Для преобразования такого графического текста в обычный символьный формат используют программы оптического распознавания - устройство для оптического ввода изображений в память компьютера

Сканер ручной планшетный

Если при помощи сканера

вводится текст,

компьютер воспринимает

его как картинку, а не как

последовательность символов.

Для преобразования такого

графического текста

символьный формат

используют программы

оптического распознавания

- устройство для оптического ввода изображений в память компьютера

Цифровая фотокамера - устройство для получения цифрового изображения и дальнейшей обработки его на компьютере

Цифровая фотокамера

- устройство для получения цифрового изображения и дальнейшей обработки его на компьютере

Цифровая видеокамера - устройство для получения видеоизображения и дальнейшей обработки его на компьютере

Цифровая видеокамера

- устройство для получения видеоизображения и дальнейшей обработки его на компьютере

WEB камера - устройство для передачи видеоизображения по сети

WEB камера

- устройство для передачи видеоизображения по сети

 Манипуляторы - устройства для управления в компьютерных играх

Манипуляторы

- устройства для управления в компьютерных играх



-80%

Компьютер как средство обработки информации Представление о микропроцессореГабит

№ слайда 1

Компьютер как средство обработки информации Представление о микропроцессореГабитдинова Т.В. – учитель информатикиМОУ СОШ п. Арчаглы - Аят

План: Основные этапы обработки информацииПонятие «аппаратное обеспечение» компью

№ слайда 2

План: Основные этапы обработки информацииПонятие «аппаратное обеспечение» компьютераБазовый комплект компьютераПериферийные устройства компьютераПонятие «производительность» компьютераПонятия «процессор», «микропроцессор»Операции, выполняемые процессоромДействия, выполняемые процессоромХарактеристики процессора

Любой компьютер может быть рассмотрен с технической точки зрения как система вза

№ слайда 3

Любой компьютер может быть рассмотрен с технической точки зрения как система взаимосвязанных материальных объектов (устройств) разного принципа действияВсе эти устройства объединяет общая цель – техническое обеспечение основных этапов обработки информацииОдни устройства служат для того, чтобы компьютер смог получать информацию, другие преобразуют введенную в компьютер информацию, третьи обеспечивают вывод информации из компьютера, а некоторые несут вспомогательные функции

Основные этапы обработки информации

№ слайда 4

Основные этапы обработки информации

Компьютер помогает в решении самых разных задач, учит, развлекаетКомпьютер послу

№ слайда 5

Компьютер помогает в решении самых разных задач, учит, развлекаетКомпьютер послушно выполняет указания в виде определенных командКомпьютер обладает чрезвычайно высокой по сравнению с человеческими возможностями скоростью работы, благодаря чему команды исполняются почти мгновенно

Для решения всех этих задач необходимы технические устройства и программыСовокуп

№ слайда 6

Для решения всех этих задач необходимы технические устройства и программыСовокупность технических устройств называют аппаратным обеспечением (англ. hardware – аппаратные средства)Аппаратное обеспечение ПК – система взаимосвязанных технических устройств, выполняющих ввод, хранение, обработку и вывод информации

Базовый комплект компьютера

№ слайда 7

Базовый комплект компьютера

Системный блок обеспечивает преобразование и хранение информации

№ слайда 8

Системный блок обеспечивает преобразование и хранение информации

Монитор используется для отображения вводимых данных, а также для вывода на экра

№ слайда 9

Монитор используется для отображения вводимых данных, а также для вывода на экран результатов обработки информации

Клавиатура ручной ввод данных и команд в память компьютера

№ слайда 10

Клавиатура ручной ввод данных и команд в память компьютера

Мышь устройство «графического» управленияпри перемещении мыши по коврику на экра

№ слайда 11

Мышь устройство «графического» управленияпри перемещении мыши по коврику на экране перемещается указатель мыши, при помощи которого можно указывать на объекты и/или выбирать их

Периферийные устройства

№ слайда 12

ПринтерСканерМодем и DVBВеб-камераНаушникиЗвуковые колонкиМикрофонДжойстик

№ слайда 13

ПринтерСканерМодем и DVBВеб-камераНаушникиЗвуковые колонкиМикрофонДжойстик

Принтер служит для вывода информации на бумажный носитель (бумагу)Существуют три

№ слайда 14

Принтер служит для вывода информации на бумажный носитель (бумагу)Существуют три типа принтеров:матричныйструйныйлазерный

Сканер служит для автоматического ввода текстов и графики в компьютер Сканеры бы

№ слайда 15

Сканер служит для автоматического ввода текстов и графики в компьютер Сканеры бывают двух типов: ручныепланшетные

Модем и DVB Модем или модемная плата служит для связи удалённых компьютеров по т

№ слайда 16

Модем и DVB Модем или модемная плата служит для связи удалённых компьютеров по телефонной сети. Модем бывает внутренний (установлен внутри системного блока) и внешний (располагается рядом с системным блоком и соединяется с ним при помощи кабеляDVB-карта и спутниковая антенна служат для так называемого «асинхронного» подключения компьютера к сети Интернет. При наличии DVB-карты и спутниковой антенны для соединения с Интернетом используется два канала связи: для передачи данных от пользователя используется модем, а для приема – спутниковый канал, скорость потока данных в котором в несколько раз превышает модемную

Веб-камера Для организации в сети Интернет видеоконференций

№ слайда 17

Веб-камера Для организации в сети Интернет видеоконференций

Независимо от комплектации компьютера нас всегда будут интересовать характеристи

№ слайда 18

Независимо от комплектации компьютера нас всегда будут интересовать характеристики его возможностей, которые также позволяют сравнивать компьютеры между собойОдна из таких важнейших характеристик – производительность компьютера, которая приближенно характеризуется количеством элементарных операций, выполняемых за одну секунду (оп/с)

Производительность компьютера - это характеристика, показывающая скорость выполн

№ слайда 19

Производительность компьютера - это характеристика, показывающая скорость выполнения компьютером операций обработки информации

Центральным устройством в компьютере является процессорОн выполняет различные ар

№ слайда 20

Центральным устройством в компьютере является процессорОн выполняет различные арифметические и логические операции, к которым сводится решение любой задачи обработки информации на компьютереПроцессор управляет работой всех устройств компьютера

Процессор – это устройство, обеспечивающее преобразование информации и управлени

№ слайда 21

Процессор – это устройство, обеспечивающее преобразование информации и управление другими устройствами компьютераСовременный процессор представляет собой микросхему, или чип (англ. chip - чип), выполненную на миниатюрной кремниевой пластине – кристаллеПоэтому его принято называть микропроцессором англ. Central Processing Unit, CPU

1971г. Intel® 4004 Первый процессор фирмы Intel® был 4-х разрядным, имел 2300 тр

№ слайда 22

1971г. Intel® 4004 Первый процессор фирмы Intel® был 4-х разрядным, имел 2300 транзисторов и тактовую частоту 108 кГц


№ слайда 23

Операции: Арифметическиебазовые математические операции (сложение, вычитание, ум

№ слайда 24

Операции: Арифметическиебазовые математические операции (сложение, вычитание, умножение и деление)Логическиеспециальные операции, которые чаще всего используются при проверке соотношений между различными величинами (необходимо для управления работой компьютера)

В состав процессора входят: Арифметико-логическое устройство (АЛУ), выполняющее

№ слайда 25

В состав процессора входят: Арифметико-логическое устройство (АЛУ), выполняющее базовые арифметические и логические операцииУстройство управления (УУ)Элементы памяти

Процессор должен обеспечить автоматическое исполнение программы, хранящейся в па

№ слайда 26

Процессор должен обеспечить автоматическое исполнение программы, хранящейся в памяти компьютера, для чего выполняет следующие действия:извлечь из памяти командурасшифровать командувыполнить команду

Память

№ слайда 27

Эти действия процессор выполняет до команды окончания программыВажной характерис

№ слайда 28

Эти действия процессор выполняет до команды окончания программыВажной характеристикой процессора является его производительность (количество элементарных операций, выполняемых им за одну секунду), которая и определяет быстродействие компьютера в целомПроизводительность компьютера зависит от двух других характеристик – тактовой частоты и разрядности

Тактовая частота задает ритм жизни компьютера это количество тактов в секундуТак

№ слайда 29

Тактовая частота задает ритм жизни компьютера это количество тактов в секундуТакт – интервал времени между началами двух соседних тактовых импульсовЕдиница измерения – герц (Гц)Для современных компьютеров – гигагерцы (ГГц)

Разрядность процессора определяет размер минимальной порции информации, обрабаты

№ слайда 30

Разрядность процессора определяет размер минимальной порции информации, обрабатываемой процессором за один тактЭта порция называется – машинным словом, которое представлено последовательностью двоичных разрядов (бит)8, 16, 32, 64 битС повышением разрядности увеличивается объем информации, обрабатываемой процессором за один тактЧем выше разрядность, тем с большим объемом памяти может работать процессор

Кроме центрального процессора имеются сопроцессоры – дополнительные специализиро

№ слайда 31

Кроме центрального процессора имеются сопроцессоры – дополнительные специализированные процессоры

Повторение: Назначение компьютераОсновные этапы обработки информацииОпределение

№ слайда 32

Повторение: Назначение компьютераОсновные этапы обработки информацииОпределение «аппаратное обеспечение компьютера»Что входит в базовый комплект ПКПериферийные устройства ПКЧто понимается под производительностью компьютераНазначение микропроцессораХарактеристики микропроцессораНазначение сопроцессора

Презентация на тему: " Компьютер как средство обработки информации Представление о микропроцессоре Информатика и ИКТ." — Транскрипт:

1 Компьютер как средство обработки информации Представление о микропроцессоре Информатика и ИКТ

2 План: 1.Основные этапы обработки информации 2.Понятие «аппаратное обеспечение» компьютера 3.Базовый комплект компьютера 4.Периферийные устройства компьютера 5.Понятие «производительность» компьютера 6.Понятия «процессор», «микропроцессор» 7.Операции, выполняемые процессором 8.Действия, выполняемые процессором 9.Характеристики процессора

3 Любой компьютер может быть рассмотрен с технической точки зрения как система взаимосвязанных материальных объектов (устройств) разного принципа действия Все эти устройства объединяет общая цель – техническое обеспечение основных этапов обработки информации Одни устройства служат для того, чтобы компьютер смог получать информацию, другие преобразуют введенную в компьютер информацию, третьи обеспечивают вывод информации из компьютера, а некоторые несут вспомогательные функции

4 Основные этапы обработки информации ПРЕОБРАЗОВАНИЕВВОДВЫВОД ХРАНЕНИЕ

5 Компьютер помогает в решении самых разных задач, учит, развлекает Компьютер послушно выполняет указания в виде определенных команд Компьютер обладает чрезвычайно высокой по сравнению с человеческими возможностями скоростью работы, благодаря чему команды исполняются почти мгновенно

6 Для решения всех этих задач необходимы технические устройства и программы Совокупность технических устройств называют аппаратным обеспечением (англ. hardware – аппаратные средства ) Аппаратное обеспечение ПК – система взаимосвязанных технических устройств, выполняющих ввод, хранение, обработку и вывод информации

7 Базовый комплект компьютера

8 Системный блок обеспечивает преобразование и хранение информации

9 Монитор используется для отображения вводимых данных, а также для вывода на экран результатов обработки информации

10 Клавиатура ручной ввод данных и команд в память компьютера

11 Мышь устройство «графического» управления при перемещении мыши по коврику на экране перемещается указатель мыши, при помощи которого можно указывать на объекты и/или выбирать их

13 Принтер Сканер Модем и DVB Веб-камера Наушники Звуковые колонки Микрофон Джойстик

14 Принтер служит для вывода информации на бумажный носитель (бумагу) Существуют три типа принтеров: матричный струйный лазерный

15 Сканер служит для автоматического ввода текстов и графики в компьютер Сканеры бывают двух типов: ручные планшетные

16 Модем и DVB Модем или модемная плата служит для связи удалённых компьютеров по телефонной сети. Модем бывает внутренний (установлен внутри системного блока) и внешний (располагается рядом с системным блоком и соединяется с ним при помощи кабеля DVB-карта и спутниковая антенна служат для так называемого «асинхронного» подключения компьютера к сети Интернет. При наличии DVB-карты и спутниковой антенны для соединения с Интернетом используется два канала связи: для передачи данных от пользователя используется модем, а для приема – спутниковый канал, скорость потока данных в котором в несколько раз превышает модемную

17 Веб-камера Для организации в сети Интернет видеоконференций

18 Независимо от комплектации компьютера нас всегда будут интересовать характеристики его возможностей, которые также позволяют сравнивать компьютеры между собой Одна из таких важнейших характеристик – производительность компьютера, которая приближенно характеризуется количеством элементарных операций, выполняемых за одну секунду (оп/с)

19 Производительность компьютера - это характеристика, показывающая скорость выполнения компьютером операций обработки информации

20 Центральным устройством в компьютере является процессор Он выполняет различные арифметические и логические операции, к которым сводится решение любой задачи обработки информации на компьютере Процессор управляет работой всех устройств компьютера

21 Процессор – это устройство, обеспечивающее преобразование информации и управление другими устройствами компьютера Современный процессор представляет собой микросхему, или чип (англ. chip - чип), выполненную на миниатюрной кремниевой пластине – кристалле Поэтому его принято называть микропроцессором англ. Central Processing Unit, CPU

22 1971г. Intel® 4004 Первый процессор фирмы Intel® был 4-х разрядным, имел 2300 транзисторов и тактовую частоту 108 кГц

24 Операции: Арифметические базовые математические операции (сложение, вычитание, умножение и деление) Логические специальные операции, которые чаще всего используются при проверке соотношений между различными величинами (необходимо для управления работой компьютера)

25 В состав процессора входят: Арифметико-логическое устройство (АЛУ), выполняющее базовые арифметические и логические операции Устройство управления (УУ) Элементы памяти

26 Процессор должен обеспечить автоматическое исполнение программы, хранящейся в памяти компьютера, для чего выполняет следующие действия: извлечь из памяти команду расшифровать команду выполнить команду

27 Устройство вывода ЦП Память Устройство ввода УУАЛУ

28 Эти действия процессор выполняет до команды окончания программы Важной характеристикой процессора является его производительность (количество элементарных операций, выполняемых им за одну секунду), которая и определяет быстродействие компьютера в целом Производительность компьютера зависит от двух других характеристик – тактовой частоты и разрядности

29 Тактовая частота задает ритм жизни компьютера это количество тактов в секунду Такт – интервал времени между началами двух соседних тактовых импульсов Единица измерения – герц (Гц) Для современных компьютеров – гигагерцы (ГГц) 1 ГГц = Гц

30 Разрядность процессора определяет размер минимальной порции информации, обрабатываемой процессором за один такт Эта порция называется – машинным словом, которое представлено последовательностью двоичных разрядов (бит) 8, 16, 32, 64 бит С повышением разрядности увеличивается объем информации, обрабатываемой процессором за один такт Чем выше разрядность, тем с большим объемом памяти может работать процессор

31 Кроме центрального процессора имеются сопроцессоры – дополнительные специализированные процессоры

32 Повторение: Назначение компьютера Основные этапы обработки информации Определение «аппаратное обеспечение компьютера» Что входит в базовый комплект ПК Периферийные устройства ПК Что понимается под производительностью компьютера Назначение микропроцессора Характеристики микропроцессора Назначение сопроцессора

Цель: познакомить учащихся с основными устройствами компьютера и его возможностями, назначением аппаратного обеспечения и периферийных устройств.

  • обучающая: создания условий для формирования первичного представления об устройстве компьютера, о назначении его составных частей и периферийных устройств;
  • развивающая: развивать умение выделять главное, развивать логическое и алгоритмическое мышление, развивать познавательный интерес и творческие способности;
  • воспитательная: воспитывать информационную культуру, культуру общения, воспитание навыков работы в парах, в группе, обеспечивать здоровьесберегающую среду.

Тип урока : изучение нового материала

  1. Организационный момент
  2. Изучение нового материала
  3. Физкультминутка
  4. Закрепление и систематизации знаний изученного материала
  5. Работа в группах.
  6. Итог урока
  7. Домашнее задание.

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Давайте сейчас с вами устроим «мозговой шторм». ( Отвечают на вопросы)

  1. Назовите устройства, которые служили для облегчения вычисления?

(Ответ: абак, счёты, логарифмическая линейка, калькулятор.)

  1. Когда и где появились первые электронные вычислительные машины?

(Ответ: в начале 50-х годов XX века в США)

Ответ: получение, обработка, сохранение и передача информации.

Учитель: Молодцы! Я вижу знания, полученные ранее, вы не забыли. А сейчас отгадайте загадку. ( Слайд №1)

Правильно! Это компьютер.

Тема нашего урока « Компьютер как средство обработки информации».

Сейчас вам предстоит ответственная работа, с которой вы обязательно справитесь. Но прежде попробуем отследить ваши знания. Возьмите анкету базовых знаний (приложение№1) и отметьте «+» в графе « Имею представление в начале урока», если вы знакомы первично или глубоко с отдельными устройствами. Первичные знания - это если знаете название и функции этих устройств, глубокие знания – если вам известны характеристики и составные блоки этих устройств.

Если по ходу урока у вас возникнут вопросы, то фиксируйте их в графе

Время заполнения анкеты - 1 минута.

Перед вами на столе установлен компьютер. Вы можете обратиться к нему за помощью, пообщаться с ним – иногда как с добрым или строгим учителем, иногда как с партнером в игре. Компьютер помогает вам в решении самых разных задач, учит, развлекает. При этом компьютер послушно выполняет ваши указания в виде определенных команд. Компьютер обладает чрезвычайно высокой по сравнению с человеческими возможностями скоростью работы, благодаря чему команды исполняются почти мгновенно.

Что же позволяет компьютеру так безукоризненно исполнять волю человека?

Как устроен компьютер, и из каких частей он состоит? На все эти вопросы мы и попытаемся найти ответ. Компьютер должен воспринимать и распознавать вводимую информацию, запоминать её, совершать над ней различные действия и выводить результаты своей работы, то есть выполнять основные этапы обработки информации. Давайте вспомним основные этапы обработки информации. (К доске пойдет и зарисует схему основных этапов обработки информации.

Для решения всех этих задач необходимы технические устройства и программы. Совокупность технических устройств называют аппаратным обеспечением. Запишите в тетрадь определение аппаратного обеспечения. (учащиеся записывают определение в тетрадь слад №2)

Учитель: Из всего многообразия составных частей компьютера можно выделить минимально необходимый базовый комплект (слайд №3)

Давайте рассмотрим более подробно каждое устройство.

Демонстрация слайда № 4

Ну а это главный блок

Там бежит электроток,

К самым важным микросхемам

Этот блок зовут системным.

Учитель: На лицевой панели системного блока есть кнопки включения компьютера. В системны блок входит процессор, оперативная память, накопители на жестких и гибких магнитных дисках, на оптических дисках и некоторые другие устройства. Каково же назначение системного блока? Это устройство обеспечивает основные этапы обработки информации.

Наверху машины всей

Учитель: Как еще его называют? Правильно! Монитор. Для чего он предназначен? Устройство служит для вывода информации.

Это вот – клавиатура!

Вот где пальцам физкультура

Клавиатура служит для … (предположительные ответы детей.)

Учитель: Правильно – для ввода информации в компьютер.

В зоопарке есть зайчишка,

У компьютера есть ….(мышка)

Мышь – это тоже устройство для ввода информации.
С помощью какого ещё устройства можно вводить информацию на экран?

Ответы учащихся: Джойстик.

Учитель: Очень полезно иметь печатающее устройство – принтер. Для чего нужен принтер?

Ответ: распечатывать текстовые, табличные и графические документы.

Учитель : Правильно. Часто в комплект современного компьютера входят также сканер, звуковые колонки, наушники, микрофон. Скажите, какого их назначение?

Ответ: Сканер - для ввода информации с листа, книги, журнала, фотографии и т.д., наушники, колонки – для вывода звуковой информации.

(Демонстрация слайда №8)

Учитель: Верно. Но ребята, независимо от комплектации компьютера нас всегда будут интересовать характеристики его возможностей, которые позволяют сравнивать компьютеры между собой. Одно из таких важнейших характеристик – производительность компьютера, которая приближенно характеризуется количеством элементарных операций, выполняемых за одну секунду ( оп/с). Запишите себе в тетрадь определение производительности компьютера.

Учитель: А сейчас давайте с вами отдохнем. Вы помните тему нашего урока? Давайте сейчас представим, что вы устройства компьютера. Встаньте все около своих мест. Выполняйте мои команды.

1. Вы все процессоры, которые сейчас загружаются (дети имитируют загрузку компьютера)

2 . Замограл ваш монитор (имитируют монитор).

3. Мышка кнопку Пуск нажала, выбрала программу Word

4. Пальцы наши по клавиатуре побежали (работаем всеми пальцами )

5.Вот готов наш документ.

6. Включился принтер (шумовое сопровождение)

7.Идет распечатка документа.

Учитель: Работа закончена, компьютер отключаю. Все удачно изобразили устройства компьютера. А теперь продолжим нашу работу.

IV. Закрепление и систематизация знаний.

а) словарная работа:

  • клавеиотура – клавиатура;
  • праоцесор – процессор;
  • маонетор – монитор;
  • памеять – память;
  • вод – ввод;
  • мыш – мышь;
  • хроанение – хранение;
  • оброаботка – обработка;
  • вываод – вывод.

Расставь в анаграммах буквы на свои места, чтобы получились слова. Все буквы должны быть использованы.

Из составленных слов выбери лишнее и объясни почему?

б) Разгадывание кроссворда. Учитель: А сейчас давайте вспомним названия основных устройств. Демонстрация слайда № 9

По вертикали: 1.Процессор 3.Наушники 4.Диск

По горизонтали: 2. Микрофон 5.Монитор 6. Джойстик 7.Сканер

в) Учитель: Предлагаю вам потренироваться на Программе - тренажере

«Основные устройства компьютера -2». Прежде всего, напоминаю вам правила ТБ при работе на ПК. (Инструктаж по ТБ на месте). Учащиеся пересаживаются за ПК.

V. Работа в группах.

Учитель: А сейчас я вам предлагаю разбиться на группы, и устроим соревнования: Класс разбивается на 2 группы. (Зависит от количества учащихся в классе.)

Первое задание « Разминка» Веселые стихи. Каждая команда должна себя проявить в поэзии. Вы должны дополнить рифму.

Второе задание. Разгадать ребусы. За правильный ответ команде присуждается 5 баллов. (Раздаются карточки с ребусами каждой команде) А на доске фиксируется количество баллов полученные командами.

Учитель: Задание №3

В процессе прослушивания басни запиши все элементы, которые имеют отношение к устройствам ПК.

В. Тихонов.Кот, канарейка и программист».

Однажды Программист пошел воды напиться.

И надо же тому случить, на беду,

Компьютер он оставил на виду

У толстого ленивого Кота.

У рыжего моментом скукота вдруг улетучилась,

И, приемов в пять.

Кряхтя, на стол взвалился он,

И за изящной мышкою гоняться. Компьютер запищал,

Тараща свой дисплей на жирного Кота,

Шкалою заморгал, пытался защищаться. Но тщетно.

Гибкий диск устал вращаться:

То вбок, то в бег,

То вскачь, то вверх.

Процессор запищал, как дикий зверь,

ОЗУ и ПЗУ сплелися проводами,

А принтер раскаленными болтами

Бумагу жег, но от когтистых ног

Покоя все не знал киборг.

И может быть, не быть компьютеру в живых,

Да Канарейка, заскучав на жерди,

Из клетки выпорхнув,

Воспользовалась тем, что у Кота

Все лапы заняты,

Конец его хвоста.

Кот заорал и носом - в дисковод.

А там его мотором так промяло,

Что вырвался едва он.

Немало холеной шерсти

На блок системный намотало.

Очухавшись едва, все беды

Кот Канарейке приписал

И уж почти ее достал,

Но тут, попив, поспав и плотно пообедав,

Наш программист вошел

Извлечь мораль из басни просто:

Кот должен есть мышей, а Канарейка -

А программист обязан знать,

Что, уходя попить. Компьютер надо

Кота на крышу выпускать,

А Канарейку - запирать.

И уж потом спокойно спать.

Учитель: Подведем итог нашего соревнования. Победители награждаются аплодисментами.

VI. Итог урока. Учитель : Сегодня на уроке мы узнали, какие устройства входят в базовый комплект компьютера, что такое аппаратное обеспечение компьютера. Также вы проверили свои знания с помощью программы – тренажёра. В начале урока вы заполняли « Анкету базовых знаний», давайте посмотрим, насколько глубокие ваши знания были в начале урока и после и какие вопросы у вас возникли по ходу урока. (Анализирую анкеты, отвечаю на вопросы)

Читайте также: