Компьютерная зависимость как социально педагогическая проблема

Обновлено: 03.07.2024

Компьютерная зависимость имеет некоторое влияние в современном обществе, однако для большинства взрослых, ежедневное посещение социальных сетей уже считается зависимостью – это неправильно.

Компьютерная зависимость имеет небольшой масштаб в кругу современной молодежи, однако она стремительно развивается. Важно понять, что наказаниями и спорами данную проблему не решить. К сожалению именно такие методы применяются в основном со стороны старшего поколения.

Данную проблему совсем не сложно решить, нужно только применить некоторые психолого - педагогические методы.Вот некоторые из них:

С чего вообще начинается зависимость? – мы сами позволяем своим детям часто смотреть мультики, играть в компьютерные игры. Это не плохо, но если позволять ребенку уделять этому много времени, будут значительные затруднения в дальнейшем воспитании.

Проведя опрос среди молодежи «если бы у них была возможность вместо зависания в контакте провести это время с родителями, что бы они предпочли». Большинство ответили, что хотели бы пообщаться с родителями, но с оговоркой «Смотря, что делать». Лучше уж пойти прогуляться в парке, посмотреть кино или поговорить о своих целях и ожиданий от жизни с ними, нежели обсуждать свою учебу и отчитываться о каждой плохой оценки. Они сами понимают, что плохая отметка – плохо. Ругаясь и рассказывая ребенку, что может произойти из-за плохой учебы, они считают, что мотивируют детей – это не так. Ребенок сам это всё понимает, ему нужна поддержка, Им не хватает любви и общения. Про школу – они вообще не любят про нее говорить. Потому что убеждены, что нас не волнует ничего, кроме оценок. Которые, на самом деле, ровным счетом никак не помогают в будущей жизни и финансовом обеспечении.

Почему детям так нравится компьютерные возможности? – они позволяют развиваться в самых разных сферах, от животноводства до юридической структуры и возможности трудоустройства. В школе они не получат ответы на большинство интересующих их вопросов. Так же они имеют возможность разговаривать с друзьями на большом расстоянии и находить новых знакомых – это не есть плохо, однако считается компьютерной зависимостью.

Если молодёжь хочет изучать программирование – они будут делать это в интернете, в открытых источниках, но не на уроках информатики, ведь сам учитель имеет лишь теоретическое понимание строения персонального компьютера, не более.

Какой итог можно сделать? Чтобы избавить ребенка от компьютерной зависимости, стоит больше времени уделять на общение, интересоваться его интересами и просить/давать советы – тогда он меньше станет искать помощи в компьютере и его свойствах.

Консультация для родителей «Компьютерная зависимость — социальная проблема 21 века» Компьютер — незаменимая составляющая нашей жизни, но при этом мы не всегда отдаем себе отчёт в том, что очень часто мы буквально зависим.

Компьютерная дидактическая игра «Выбери одежду по сезону» Технологическое описание интерактивной дидактической игры с использованием триггеров «Выбери одежду по сезону» Компьютерная игра предназначена.

Компьютерная интерактивная игра «Домашние и дикие животные» Автор компьютерной интерактивной игры «Домашние и дикие животные» - Былинская Екатерина Станиславовна, учитель-дефектолог. Игра предназначена.

Наша новая книга «Компьютерная азбука»

Наша новая книга «Компьютерная азбука» Наша новая книга «Компьютерная азбука» В рамках проекта «Компьютер и дети» в нашем детском саду появилась новая книга! Опять дети создали.

Конспект урока математики в 5 классе «Обучение решению задач с помощью уравнений» В рамках ФГОС особое внимание при изучении математики занимают способы организации активного обучения, например, при решении задач с помощью.

Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ

Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Педагогическая конференция на тему: Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Психолого-педагогические.

Семинар-практикум «Обучение детей решению простейших арифметических задач с использованием метода моделирования»

Семинар-практикум «Обучение детей решению простейших арифметических задач с использованием метода моделирования» Разработка новых программ и методик обучения - актуальная задача психолого - педагогической науки и практики обучения детей. Развитие познавательной.

Современные педагогические технологии. Портфолио дошкольника Педагогическая технология Портфолио дошкольника Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его.

Тренинг «Психолого-педагогические основы продуктивного взаимодействия педагога и ученика» Авторы: педагог-психолог МУ ДО»Центр «Позитив» Кудашова С. В., педагог-психолог МОУ МЭЛ им Шнитке Бригадиренко Н. В. декабрь 2020г. Тренинг.

Мильшина Оксана Владимировна

Мощный поток новой информации, применение компьютерных технологий, а именно распространение компьютерных игр оказывает большое влияние на воспитательное пространство современных детей и подростков. Создание воспитательного пространства - это необходимое условие становления личности ребенка не только в стенах образовательного учреждения, но и за его пределами.

А между тем с каждым годом проблема становится острее. Уже известны и летальные случаи, и все чаще в СМИ можно увидеть факты страшных преступлений, которые произошли на основе пагубной зависимости.

Насколько серьезна такая проблема, как компьютерная зависимость у подростков? Все ли пользователи компьютера одинаково подвержены его негативному влиянию. Кто потенциальные больные?

ВложениеРазмер
nauchno-issledovatelskaya_rabota.docx 43.09 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема компьютерной зависимости у подростков

Нащинец Янина, ученицы 9 класса

Руководитель: Мильшина Оксана Владимировна,

педагог-психолог I квалификационной категории,

МБОУ «СОШ №1 им. Ярослава Василенко» п.Пурпе

Глава I. Проблема компьютерной зависимости……………. ………..…………………………4-8

1.1. История проблемы…..………………………. 4

1.3. Симптомы компьютерной зависимости……………………………………. 5

Глава II Практические исследования……………………………………………………………9-12.

2.1.Результаты социологического исследования………………. ………………………….9-10

2.2.Пути решения данной проблемы……………………………………………………. 11-12

Список использованной литературы….………………………………………………………….14

Приложение 1 (анкета)

Приложение 2 (анкета)

Приложение 3 (анкета)

Актуальность. Компьютеризация всех сфер общественной жизни человека - одно из самых впечатляющих событий последней четверти XX века. Компьютер стал неотъемлемой частью современной жизни, захватывая своим влиянием современных детей и подростков.

Мощный поток новой информации, применение компьютерных технологий, а именно распространение компьютерных игр оказывает большое влияние на воспитательное пространство современных детей и подростков. Создание воспитательного пространства - это необходимое условие становления личности ребенка не только в стенах образовательного учреждения, но и за его пределами .

А между тем с каждым годом проблема становится острее. Уже известны и летальные случаи, и все чаще в СМИ можно увидеть факты страшных преступлений, которые произошли на основе пагубной зависимости.

Насколько серьезна такая проблема, как компьютерная зависимость у подростков? Все ли пользователи компьютера одинаково подвержены его негативному влиянию. Кто потенциальные больные?

Цель исследования : рассмотреть проблему компьютерной зависимости.

  • Изучить литературу по проблеме компьютерной зависимости, об основных особенностях и потребностях подросткового и юношеского возраста.
  • Подготовить инструментарий для проведения опроса и диагностического обследования подростков.
  • Провести опрос.
  • Проанализировать полученные данные, сопоставить возрастными потребностями респондентов и сформулировать выводы.
  • Выработать предложения и рекомендации для решения проблемы.

Объект исследования: учащиеся 6 – 10 классов.

Предмет исследования : наличие компьютерной зависимости среди подростков и юношей.

Гипотеза: В каждом возрастном периоде есть ведущая деятельность. В подростковом и раннем юношеском возрасте этой деятельностью является общение. Подростки с ярко выраженной экстраверсией испытывают наибольшую потребность в общении, чем интроверты. Но если им не удается найти достаточного общения среди сверстников, то и они пытаются заменить это «живое общение», и находят для себя выход в «общение с компьютером».

I общетеоретические: анализ специальной литературы, изучение терминологии, анализ нормативно- правовых документов

II социологические: анкетирование, интервьюирование, тестирование.

Глава I. Проблема компьютерной зависимости

В России данный феномен с 2005-го года изучают психологи-гностики проекта "OmegaGnosis XXI". В нашей пока, к сожалению, этой проблеме не уделяется должного внимания на государственном уровне.

1.2. Причины зависимости.

  • Отсутствие или недостаток общения и тёплых эмоциональных отношений в семье. Когда родители (или иные близкие родственники) не уделяют ребёнку времени, необходимого для ежедневного выражения искреннего участия в жизни ребёнка, не интересуются состоянием душевного мира, мало спрашивают о его мыслях и чувствах, о том, что действительно волнует и тревожит ребёнка, не слышат его. Конечно, по указанной причине может развиваться не только зависимость от компьютерных игр и развлечений, но и другие виды зависимости, а также различные формы отклонений в поведении.
  • Отсутствие у ребёнка серьезных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером.
  • Неумение ребёнка налаживать желательные контакты с окружающими, отсутствие друзей.

Как видим, все указанные причины так или иначе связаны с нарушением общения в подростковом и юношеском возрасте.

1.3. Симптомы компьютерной зависимости . Зависимость (аддикция) – стойкая сверхценная трудно контролируемая привычка (внутреннее побуждение) с заранее прогнозируемым негативным эффектом, сопровождаемой изменением настроения, снижением барьера самокритичности, ростом толерантности, абстиненцией (синдромом отмены, с возникающим в некоторых случаях «похмельным» раскаянием») и обязательно наступающим рецидивом.

Компьютерная зависимость – проблема, с которой пытаются бороться во всем мире и уже смело приравнивают ее к таким видам зависимости как алкоголизм, курение, наркомания, по той причине, что у всех этих видов зависимости сходны факторы возникновения и сложность и многослойность лечения (отказа от пагубой привычки). И лечат эту зависимость, как и другие виды зависимостей (алкогольная, наркотическая).

И действительно признаки зависимого поведения у детей, которые «зависают» в компьютере схожи с признаками поведения наркоманов (или другой зависимости).

  • У тех и других теряется контроль над предметом зависимости, увеличивается доза (у наркомана) и продлевается время нахождения за компьютером (более 10 часов),
  • теряется контроль над своей жизнью,
  • мышление становится «туннельным», т.е. мысль доминирует над сознанием (где взять наркотик, как побыстрей добраться до компьютера).
  • Отрицание проблемы и отказ от помощи;
  • Ощущение пустоты в реальном мире
  • Проблемы с учебой
  • Пренебрежение близкими и лицами противоположного пола
  • Расстройство сна или изменение его режима
  • При невозможности употребить (отсутствие доступа к компьютеру), поведение становится агрессивным.

Глава II. Практическая часть исследования.

2.1 Социологический опрос учащихся 6-10 классов МБОУ «СОШ №1 им. Ярослава Василенко» п.Пурпе. Практическая часть реализовывалась с участием учеников нашей школы. В опросе участвовало 196 респондентов: 96 мальчиков и 100 девочек. Опрос учащихся состоял из 2-х этапов.

Первый этап практического исследования был ориентирован на определение общего интереса к компьютеру и играм, и проводился по анкете, самостоятельно разработанной учащимися (приложение 1):

Как часто ты работаешь на компьютере?

все свободное время

больше половины свободного времени

меньше половины свободного времени

(у меня нет компьютера)

Цель твоей работы:

полезная информация для учебы и(или) работы

информация развлекательного характера

Что ты испытываешь во время игры на компьютере?

отключение» от реального мира

Забываешь ли ты о домашних обязанностях, важных встречах, учебе и других делах в ходе работы или игры на компьютере?

Что привлекает тебя в игре на компьютере?

отсутствие ответственности за происходящее

наличие собственного внутреннего мира, возможность уйти от окружающих и проблем, связанных с ними

возможность посоревноваться друг с другом, стать лидером

один из способов расслабиться

Кто чаще всего контролирует твое нахождение за компьютером?

я сам себя контролирую

Сколько часов может продолжаться непрерывная игра?

Когда заканчивается время игры на компьютере ты обычно:

встаешь и уходишь

раздражен, но вынужден прервать игру

просишь родителей продлить время игры (доплачиваешь деньги и играешь снова)

Считаешь ли ты, что продолжительная работа на компьютере вредна?

слышал, но не верю

знаю, но сомневаюсь

Часто ли ты тратишь реальные деньги в процессе игры?

Вывод: Проблема является актуальной и для нашей школы, потому по данным проведенного нами исследования лишь 1% учащихся не имеет домашнего компьютера (но при этом имеют доступ к интернету и играм из мобильного устройства), что говорит об активном применении компьютерных технологий учащимися, обучающимися в нашей школе.

49% выборов учащихся садятся за компьютер с целью получения полезной информации и обучения, а 90% выбирают компьютер для общения, игры и развлечений.

57% детей испытывают подъем настроения при «работе» за компьютером, что является одним из начальных симптомов зависимых состояний, и еще 12% полностью погружаются в игру, отключаясь от реальности, что является одним из ярких показателей зависимости.

36% респондентов часто или частично забывают об обязанностях, отдавая приоритет интернету и играм.

Для всех опрошенных уход в мир компьютера и интернета связан с психологическими сложностями и не умением справляться с ними.

60% опрошенных учащихся предоставлены сами себе длительное время, что говорит о нарушенной связи ребенок-родитель в семье.

Для 38% участников опроса игра может длиться бесконечное количество времени, т.е теряется контроль за происходящим.

Основная масса учащихся знает о вредном воздействии компьютера на здоровье и психологическое состояние человека.

76% учащихся проигрывают реальные деньги.

Второй этап работы был направлен на непосредственное выявление интернет-зависимости у учащихся 6-10 классов. Для той цели был использован опросник, направленный на выявление интернет-зависимости С.А. Кулакова (2004 г.), (приложение 2).

Результат оказался следующим. Основная масса школьников 180 человек не проявляет сверхценного отношения к компьютеру. Только 16 человек обследованных попали в категорию риска:

У 14 (7%) человек из 196 обследованных учащихся выявлены ярко выраженные симптомы зависимости.

У 2 (1%) человек зафиксировано уже зависимое состояние от компьютера. На первый взгляд может показаться, что ситуация не столь плачевна. Но если посмотреть на неё под другим углом, то как бы вы отнеслись к пребыванию в школе 14 человек наркозависимых или подростков, больных алкоголизмом? Не правда ли, отношение уже меняется?

Таким образом, мы можем увидеть, что компьютер и связанные с ним процессы взаимодействия учащихся нашей школы оказывают огромное влияние на их жизнь и здоровье, иногда даже не контролируемое родителями.

Эта работа помогла выявить группу подростков, работа с которыми продолжилась на следующем этапе исследования.

2.3. Третиий этап практического исследования был направлен на установление зависимости между показателем интроверсии-экстраверсии и выявленной склонностью к зависимости у учащихся группы риска. (16 человек).

Для этого был использован опросник Айзенка (приложение 3).

Итоги диагностического обследования показали, что 13 из 16 учащихся имеют повышенную потребность в общении, о чем свидетельствуют показатели принадлежности к шкале экстраверсии.

По данным нашего исследования наиболее подверженными компьютерной зависимости оказались подростки с высоким показателем экстраверсии. Таким образом, в результате исследования наша гипотеза подтвердилась. Мы предположили возможную причину данного явления. В каждом возрастном периоде есть ведущая деятельность. В подростковом и раннем юношеском возрасте этой деятельностью является общение. Подростки с ярко выраженной экстраверсией наиболее общительны, чем интроверты. Но если им не удается найти достаточного общения среди сверстников, то и они пытаются заменить это «живое общение» на общение с компьютером.

2.2. Пути решения проблемы.

Итак, зависимым от компьютера, в принципе, может стать любой ребёнок и подросток, но шансы уменьшаются, если: – в семье присутствует атмосфера дружелюбия, покоя, комфорта и доверия; – у ребёнка разносторонние интересы и увлечения; – ребёнок умеет налаживать позитивные отношения с окружающими; – ребёнок умеет ставить перед собой хотя бы самые маленькие цели.

Первый этап лечения компьютерной зависимости - диагностика причин формирования компьютерной зависимости, а также исключение возможных болезненных расстройств, в частности депрессии. В случае обнаружения скрытой депрессии при необходимости поводится ее лекарственное лечение.

Основой лечения компьютерной зависимости является психологическая коррекция, которая проводится индивидуально и в специальных тренинговых группах. Психологическая помощь направлена на улучшение взаимоотношений с близкими и сверстниками, обучение саморегуляции и умению справляться с трудностями, воспитанию волевых качеств, повышению самооценки, формированию новых жизненных увлечений.

Важнейший этап лечения компьютерной зависимости - это привлечение страдающего ею человека в процессы, не связанные с компьютерами, чтобы интернет и игры не являлись заменой реальности. Необходимо показать человеку, что существует масса интересных развлечений помимо компьютера (боулинг, сноуборд, выходы за грибами, пейнтбол, походы на байдарках, футбол и проч.), которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние. Самый простой и доступный способ решения зависимости — это приобретение другой зависимости - потребности в здоровом образе жизни, общение с живой природой, творческие прикладные увлечения, такие как рисование, как правило, выводят человека из зависимости.

Таким образом, чтобы ограничить себя от проблем компьютерной зависимости, нужно, во-первых, учиться ценить и уважать себя, и, во-вторых, самим создавать свой реальный мир таким, чтобы в нем хотелось жить, любить и иметь дело с его радостями и печалями. Отношение человека к себе (своим достоинствам и недостаткам) и способность найти свое место в жизни называется самооценкой. Люди с неадекватной самооценкой, склонные к любой зависимости, не ценят себя, считают, что ничего не умеют, не приемлют критики. Люди, имеющие адекватную самооценку, чувствуют, что способны на многое, они готовы идти по неизведанному пути, чтобы достигать новых вершин, уважают себя и других, воспринимают критику как возможный путь к росту.

В разумных пределах работа за компьютером, пользование Интернетом или некоторые видеоигры могут быть даже полезными для человека, как средства развивающие логику, внимание и мышление. Проблемы возникают, когда время, проводимое за компьютером, превосходит допустимые пределы, и возникает патологическое пристрастие и необходимость находиться за компьютером больше времени.

Проблема влияния компьютера на человека очень обширна и многогранна. Человечество погружается в компьютеры и компьютерные сети, с каждым днем все больше и больше людей (особенно детей) становятся психологически зависимыми от компьютерных игр. Каждый день они подходят к компьютеру и "получают дозу" - кто 20 минут, кто час, а кто и. Это проблема. Можно только предполагать, к чему она может привести человечество в своем дальнейшем развитии. Мы должны задуматься над этим уже сегодня.

  1. Кузнецова О. «Компьютеромания», «Здоровье детей», журнал № 4, февраль 2009 г.
  2. Моторин В. «Во что играют наши дети», «Воспитательная работа в школе», журнал №2, М.: Народное образование, 2008г
  3. Богатырёв А. «В царстве Снежной королевы», «Воспитание школьников», научно-методический журнал № 5, М.: Школьная пресса, 2001г
  4. Энциклопедия для детей. Т.22 Информатика/ Глав.ред. Е.А. Хлебалина, науч.ред. А.Г.Леонов. – М.: Аванта +, 2003 г
  5. Лекомцев Д.Г., Лекомцева С.А. «Человек и компьютер», «Читаем, учимся, играем», журнал – сборник сценариев для библиотек и школ № 12 , М.: Либерия - Библиопринт, 2008 г.
  6. Копа – Овдиенко В. «Скучно без вселенной», «Юный эрудит», журнал для любознательных № 1, М.: Издательство «Детская литература», 2007 г.
  7. Альманах психологических тестов. – М., 1996.
  8. Британские дети страдают «компьютерной зависимостью». – Интернет.
  9. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. – М., 2002.
  10. Компьютер и человек – влияние компьютера на здоровье человека. – Интернет.
  11. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989.
  12. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб., 2000.
  13. Репьева И. Космическая ось акильпа, или как избежать ловушек компьютерных игр // Учительская газета. – 2002 – №47 – с.16.
  14. Собкин В.С. Виртуальная атака: компьютер в подростковой собкультуре. // Первое сентября. – 2002 – №8 – с.2.

Анкета на выявление общего отношения к компьютеру

1. Возраст ___________Пол: м , ж.

2. Как часто ты работаешь на компьютере?

А) все свободное время;

Б) больше половины свободного времени;

В) меньше половины свободного времени;

Г) другое ____________________________.

3. Цель твоей работы:

А) компьютерные игры;

Б) полезная информация для учебы и(или) работы;

В) полезная информация развлекательного характера;

Д) другое __________________________________________________.

4. Что ты испытываешь во время игры на компьютере?

Б) подъем настроения;

В) «отключение» от реального мира;

Г) другое __________________________________________________.

5. Забываешь ли ты о домашних обязанностях, важных встречах, учебе и других делах в ходе работы или игры на компьютере?

6. Что привлекает тебя в игре на компьютере?

А) отсутствие ответственности за происходящее;

В) наличие собственного мира, возможность уйти от окружающих и проблем, связанных с ними;

Г) возможность посоревноваться друг с другом, стать лидером;

Д) другое __________________________________________________.

7. Сколько часов может продолжаться непрерывная игра?

В) другое __________________________________________________.

8. Когда заканчивается время игры на компьютере ты обычно:

А) встаешь и уходишь;

Б) раздражен, но вынужден прервать игру;

В) доплачиваешь деньги и играешь снова.

9. Считаешь ли ты, что продолжительная работа на компьютере вредна?

А) слышал, но не верю;

Б) знаю, но сомневаюсь;

Анкета социологического опроса

по вопросу изучения отношения к компьютеру и Интернету

Meline Tonoyan

Не секрет, что многие подростки являются большими поклонниками видеоигр и интернета. Но для некоторых молодых людей то, что начиналось с интереса к технологиям, средствам развлечения или способам поддержания связи с друзьями, может перерасти в серьёзное расстройство поведения — компьютерную зависимость.

Содержание:

Что такое компьютерная зависимость?

Компьютерная зависимость у подростков

Подростки, выросшие в век технологий, сталкиваются с новыми проблемами, которые были чужды предыдущем поколениям. Интернет породил инновационные средства социализации. Некоторые из них до сих пор остаются неизвестными с точки зрения потенциала для добра и зла. Для детей и подростков с проблемами в других сферах жизни, интернет и компьютер зачастую сопряжены с риском зависимости.

Компьютерная зависимость у подростков — это не просто сильное желание быть онлайн. Как и в случае с другими расстройствами поведения, такими как патологическая склонность к азартным играм, подростковая компьютерная зависимость характеризуется постепенной потерей контроля над способностью регулировать или ограничивать время проведенное в интернете, а также способностью справляться со своими эмоциями, зачастую из-за смытой границы между реальной и виртуальной жизнью.

Хотя некоторые люди по-прежнему считают это проблемой воспитания детей, многие эксперты определяют подростковую компьютерную зависимость как реальную проблему, которая заслуживает дальнейшего изучения. Фактически, эта зависимость серьёзно рассматривалась для включения в пятое издание Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам (DSM-5).

Типы компьютерной зависимости

Подросток за компьютером

Зависимость в любой форме приобретает определённые отличительные признаки, которые имеют тенденцию становиться более очевидными со временем. Большинство подростков могут найти естественный баланс между компьютером, учёбой и друзьями, но другие проводят слишком много времени за компьютером.

По сути, у подростка, который проводит всё больше времени за компьютером, развивается компульсивное расстройство поведения, которое заставляет его или её жаждать одного и того же. Подобно любому другому виду зависимости, физические признаки, такие как постоянная усталость или утомление, становятся очевидными. Даже не подозревая об этом, подростки начинают пренебрегать другими важными сферами жизни, которые когда-то были для них важны.

Наиболее распространёнными видами компьютерной зависимости среди подростков являются:

Игровая зависимость

Это самая распространённая зависимость среди подростков, поскольку все дети с раннего возраста любят играть в игры, а в интернете можно найти компьютерные игры на любой вкус. Она указывает на то, что подросток тратит всё свободное время на компьютерные игры. Реалистичная и насыщенная графика создаёт виртуальную реальность, в которую дети погружаются «с ног до головы».

Разработчики компьютерных игр стараются создать популярную и интересную игру, которая вызовет интерес у большинства подростков. Такие игры как World of Warcraft и Everquest повышают вероятность зависимости: ежедневные задания и награды побуждают заходить в игру каждый день.

Сетевая зависимость

Зависимость от социальных сетей

Сетевой сёрфинг

Зависимость у детей, которая проявляется в виде бесцельного «брожения» по разным сайтам из-за скуки и не знания, как провести своё свободное время.

Причины появления зависимости у подростков

Подросток играет в компьютерную игру

Социальные проблемы и бушующие гормоны могут сделать подростковые годы особенно трудными для некоторых молодых людей. Подростки, которые безуспешно пытаются завести знакомства и вписаться в круг новых друзей находятся в группе риска. Согласно сайту врачей Вашингтонского университета, некоторые подростки могут чувствовать себя более комфортно, общаясь со сверстниками в онлайне, что ещё больше раздувает пламя компьютерной зависимости.

Есть множество причин появления компьютерной зависимости у подростков:

  • скука,
  • любознательность,
  • влияние окружающих и друзей,
  • интерес вызванный рекламой,
  • нехватка внимания и живого общения,
  • проблемы в семье,
  • стресс,
  • одиночество,
  • неодинаковое отношение к детям,
  • страхи социального характера,
  • неуверенность в себе,
  • наличие комплексов.

Наиболее уязвимыми становятся подростки от 7 до 14 лет, которые:

  • не могут вписаться в социальную среду, подвергаются насмешкам со стороны сверстников и не имеют друзей,
  • получают мало внимания от родителей, которые часто заняты на работе или другими детьми,
  • не знают, чем занять свободное время, не имеют хобби, не посещают кружки и уделяют мало времени учёбе.

Как определить, что у вашего ребёнка проблема?

Зависимый ребенок

Основные компоненты подростковой компьютерной зависимости схожи с компонентами любой другой зависимости. Если вы заметили у своего ребёнка хотя бы несколько из ниже перечисленных признаков, то это тревожный звоночек.

Основные признаки компьютерной зависимости

  1. Большинство свободного времени ребёнок проводит перед компьютером или в видеоиграх.
  2. Ребёнок часто засыпает в школе, отстаёт от сверстников, пропускает задание и получает плохие оценки. об использовании компьютера и времени проведённого в интернете, а также прячет устройство при виде взрослых.
  3. При выборе провести время у компьютера или увидеть друзей, ребёнок отказывается от любимых занятий и общения с друзьями в пользу виртуальной реальности.
  4. У ребёнка ухудшается настроение, он становится раздражительным, когда не играет в видеоигры или не имеет доступа к компьютеру.
  5. При попытке отвлечь или отобрать компьютер, у ребёнка может возникнуть агрессия, тревога и депрессия.
  6. В речи ребёнка появляются незнакомые термины, которые связаны с компьютерной игрой.

Физические симптомы

  1. Бессонница и повышенная утомляемость.
  2. Резкие перепады настроения.
  3. Снижение иммунитета.
  4. Плохое питание (отказ от еды, чтобы оставаться в сети) и плохой аппетит.
  5. Пренебрежение личной гигиеной (опять же, чтобы сосредоточиться на онлайн деятельности).
  6. Головные боли, боли в спине и шее.
  7. Сухие глаза и проблемы со зрением.
  8. Синдром запястного канала (боли в запястье, которые связаны с повторяющимися движениями, такими как чрезмерное использование клавиатуры) .

Возможность определить, нуждается ли ваш подросток в лечении компьютерной зависимости, является первым шагом к получению необходимой ему или ей помощи. В то время как лечение может показаться крайностью, последствия зависимости могут усиливаться со временем, если их не лечить.

Стадии и последствия зависимости

Подростковые проблемы

Возникновение и развитие компьютерной зависимости у подростков можно разделить на три этапа:

Стадия лёгкой увлеченности

Это начальная стадия, когда у подростка присутствует легкий интерес к играм и интернету. В основном она начинается после того, как ребёнок в первый раз пробует поиграть в компьютерную игру. Ему начинают нравиться компьютерная графика, яркие цвета, сопровождающие звуки, которые имитируют реальную жизнь или популярные фантастические сюжеты. При отсутствии доступа к компьютеру у ребёнка не возникает выраженных негативных эмоций.

Стадия увлеченности

Подросток переходит в эту стадию, когда его увлеченность компьютером постепенно нарастает, и он хочет проводить больше времени в интернете. Можно заметить значительное увеличение времяпровождения в сети (более 3 часов в день).

У подростка снижается уровень мотивации к учёбе, падает успеваемость и повышается эмоциональный тонус во время игры. При отсутствии постоянного доступа к компьютеру, у ребёнка возникают выраженные негативные эмоциональные реакции, которые обычно длятся недолго. В этой стадии ему можно помочь самостоятельно, без помощи психологов или психотерапевтов.

Стадия зависимости

Зависимость от интернета и компьютера

В этой стадии подросток полностью привязан к компьютеру и не контролирует время, проведённое за ним. Желание использовать компьютер становится настолько сильным, что ребёнок перестаёт замечать окружающих людей, включая членов семьи. Появляются более заметные проблемы с учёбой, нерегулярным питанием, пренебрежением личной гигиены и бессонницей. При отсутствии постоянного доступа к компьютеру, ребёнок начинает сильно нервничать, проявляется агрессия, тревога и депрессия.

Если вовремя не заметить изменения в поведение вашего ребёнка, то длительное времяпровождение перед компьютером может привести его к компьютерной зависимости.

В свою очередь, из-за интернет-зависимости будут появляться различные физические и психологические проблемы, требующие вмешательства специалистов. Подросток с компьютерной зависимостью утрачивает навык живого общения, тем самым усложняя свою жизнь в социуме и становясь в некотором роде более уязвимым для окружающих.

Советы психологов

Девушка подросток

Лечение компьютерной зависимости направлено на то, чтобы помочь вашему подростку решить любые психологические или эмоциональные проблемы, лежащие в основе этой зависимости. Это даст возможность dашему ребёнку осознать и использовать новые, более полезные способы для решения жизненных проблем, без необходимости «убегать» от реальности и «прятаться» в виртуальном мире,

Чтобы помочь ребёнку избавиться от компьютерной зависимости, надо не только запретить подростку проводить слишком много времени за компьютером, но и помочь ему в решении психологических задач: поиске себя, формировании устойчивой самооценки, развитию отношений с окружающими в реальном мире. Это поможет подростку заменить компьютер чем-то не менее интересным в реальной жизни,

психолог, автор более 30 научных публикаций, г. Москва.

Нужно ограничить время, проведённое за компьютером. Родители, а не дети, должны решать, сколько времени юноши и девушки пробудут за компьютером,

психолог, профессор психологии Питтсбургского университета в Брэдфорде (США), автор известной книги «Пойманные в Сеть» (англ. «Caught in the Net»), основатель Центра Интернет-Зависимости.

Все эксперты сходятся во мнении, что наличие хобби – самый «мощный» инструмент излечения от зависимости. Если вы уже знаете интересы ребёнка, предложите ему варианты офлайн-активности: будь, то занятия спортом, театром или музыкой,

психолог и ученый, доцент кафедры психологии Ноттингемского Трентского Университета, Великобритания.

Важно найти первопричину проблемы. Уход в виртуальную реальность – это уход от проблем! Подумайте, понаблюдайте – что не так? Это могут быть не только проблемы с успеваемостью ( « я не чувствую себя победителем в школе, а в игре могу побеждать » ), а также проблемы со сверстниками ( « в классе меня не принимают таким, какой я есть, а в социальных сетях я могу, искажая информацию, быть таким, каким хотят меня видеть сверстники » ),

Не существует единого правильного метода воспитания детей. К каждому ребёнку нужен индивидуальный и особенный подход. Но есть одна методика, которая поможет избежать многих проблем, в том числе компьютерную зависимость — это постоянное общение с детьми. Станьте друзьями для своих детей, создайте атмосферу, в которой они без сомнения смогут поделиться со своими проблемами, и всегда старайтесь решить любую проблему мирным путем.


КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ, КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

1 Ульяновский Государственный Педагогический Университет им. И.Н. Ульянова Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В век технологий компьютер становится важным фактором, в становлении личности в обществе. В данной статье рассматривается профилактика компьютерной зависимости, как социальной проблемы современных подростков. Раскрываются понятия компьютерной зависимости у подростков, как ее распознать, какие меры нужно предпринять для ее предотвращения, где возможна ее профилактика, кроме школы. Какие рекомендации возможны, чтобы избежать компьютерной зависимости.

Ключевые слова: аддикция, аддиктивное поведение, компьютерная зависимость у подростков, профилактика.

За последние время компьютеры вышли из своей научной среды и начали внедряться в обычную повседневную нашу жизнь. Новые технологии привели к изменению информационного пространства современного общества, новый уровень предоставления информации, быстрое и удобное предоставления информации привело к изменениям ее содержания и объема. Однако кроме положительной стороны, появляется отрицательная сторона компьютерного века. С ростом новых цифрового развития, появляется и рост компьютерозависимых людей, а именно подростков. Компьютерная зависимость – это новая сложная проблема, которая требует подробного научного изучения с разных точек зрения. Анализ научных работ показывает, что проблемы компьютерозависимого поведения подростков изучаются в рамках психологии, социальной педагогики (Е. А. Войскунский, М. Гриффинс, А. Е. Жичкина, М. С. Иванов, Е. И. Изотова), медицины (Т. Ю. Бальбот, М. Н. Степанова, Л. Н. Юрьева, К. Янг). Благодаря этим исследованиям, на сегодняшний день появились условия, позволяющие сделать теоретическое и практическое обоснование проблемы компьютерной зависимости у несовершеннолетних в рамках педагогики. На данный момент педагогическая наука оказывает содействие семье, личности подростка через профилактические методы по выявлению компьютерной зависимости и ее предотвращения. Проблема компьютерной зависимости начала изучаться в зарубежной психологии в конце 80-х годов. В 1989 году термин «аддикция» М. Шоттон применил к взаимодействию человека с компьютером. Более серьезное изучение данной проблемы началось в середине 90-х годов XX века. После этого компьютерная аддикция стала рассматриваться как значимая проблема в работах В.Бреннера, М. Гриффитса, Р. Дэвиса, Л. Н. Юрьевой и др. [6]. Для более конкретного исследования изучения темы необходимо дать ряд определений:

Компьютерная зависимость рядом современных ученых определяется как пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми. (К. Керделлан, Г. Грезийон.) [2, с. 48].

1) совокупность мер по предотвращению чего-либо;

2) система мер, направленных на охрану здоровья, предупреждение возникновения и распространения болезней, улучшение физического развития населения, сохранение трудоспособности и обеспечение долголетия [3, с. 33].

Социально-педагогическая профилактика — это система мер социального воспитания, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развития детей и подростков и способствующих проявлению различных видов его активности [3, с. 34]. Современный ученый И. В. Бурлаков выделяет первичную, вторичную и третичную профилактику:

- Первичная профилактика направлена на улучшение психической адаптации учеников, их межличностных отношений, на ознакомление с признаками развития компьютерной зависимости и возможными ее последствиями.

- Вторичная профилактика основана на познании личности компьютерных аддиктов с учетом генеза и механизмов их поведения и направлена на предупреждение развития компьютерной зависимости и возобновление личностного и социального статусов пациента.

- Третичная профилактика имеет отношение к людям с патологической зависимостью и призвана способствовать предотвращению срывов в период ремиссии. [2, с.39]

Компьютерная зависимость подростков — это один из видов аддиктивного поведения в современном обществе [1]. Разные социальные институты изучают регулирование данного поведения личности. Общество может влиять на данное поведение через правовые санкции, социальную поддержку медицинскую и психологическую помощь. В соответствии со спецификой аддиктивного поведения учёные выделяют следующие принципы психопрофилактической работы:

- личная заинтересованность и ответственность участников;

Для выявления компьютерной зависимости среди подростков в МБОУ «Мариинская гимназия» № 3 г.Ульяновск было проведено исследование среди учащихся 7 «А» класса в количестве 25 человек. Диагностика обнаружила, что 49 % опрошенных много времени посвящают компьютеру, а у 16 % тестируемых ярко выражены симптомы компьютерной зависимости. Опробованная в системе профилактической работы диагностика по первичной профилактике компьютерной зависимости среди подростков показала, что процент детей, имеющих признаки зависимого поведения, снизился с 64 до 49 %. Благодаря использованию учебно-воспитательных приемов были достигнуты положительные результаты, направленные на сохранение психологической безопасности образовательной среды и творческого подхода в решении данной проблемы. Для домашней профилактики компьютерной зависимости ученые рекомендуют родителям следующие советы: контролировать время, проводимое ребенком за компьютером; показывать личный положительный пример, важно, чтобы родители вели контроль и за своими словами, чтобы слова и их действия не были противоречивы, иначе домашняя профилактика будет безрезультатна. И если родители регламентируют время своего ребенка на компьютерные игры, например, не больше часа за играми подряд, то и сами не должны играть в них по пять-шесть часов. Родители могут постараться помочь ребенку раскрыть для него положительные возможности компьютера — может быть, ребенок начнет овладевать программированием, созданием сайтов в интернете, займется компьютерной графикой, анимацией — будет делать мультики. Для этого желательна помощь профессионального взрослого, который разбирается в этой области и может помочь овладеть этими навыками, но он не должен критиковать подростка и запрещать ему что-то, он должен вежливо объяснить, что это не для него, если это вредно или запрещено. Постепенно уменьшать время работы с компьютером, объяснив, что компьютер не право на свободный выбор, а привилегия, поэтому взаимодействие с ним подлежит контролю со стороны родителей. Резко запрещать работать на компьютере нельзя. Если у ребенка есть характерность к компьютерной зависимости, он может проводить за компьютером два часа в будний день и три — в выходной. Обязательно с перерывами. Предложить подростку новые занятия для время провождения. Составить для него список дел, которыми можно заняться в свободное время, и возможно они его заинтересуют. Желательно, чтобы в списке были совместные занятия (спортивные игры, походы в аквапарк, кино, на природу, игра в шахматы и т. д.). Обязательно, обращать внимание на игры, в которые играют подростки, так как некоторые из них могут стать причиной аддиктивного поведения: бессонницы, раздражительности, агрессивности, специфических страхов. Обсуждать игры вместе с ребенком, тем самым научить ребенка критически к ним относится, показывать, что это очень малая часть доступных развлечений, что жизнь гораздо разнообразней, что игра не заменит общения. Отдавайте предпочтение развивающим играм. В случаях, если все эти действия будут бесполезны и ребенок будет продолжать проводить много времени за компьютером, то родителям стоит обратиться к специализированным психологам, для применения дальнейших мер, чтобы ситуация не усугубилась.

Таким образом, за поведением детей нужно следить как дома, так и за его пределами. В случае, если у подростка наблюдается компьютерная зависимость, его не нужно резко лишать компьютера, нужно постепенно его отвлекать от этого заболевания, находить ему новые полезные занятия, чтобы это не отразилось на его психики. Сегодня из-за этой проблемы профилактику компьютерной зависимости нужно проводить, раз в полгода для своевременного предотвращения этой проблемы.

1. Овчарова, Р. В. Справочник социального педагога. 2-е изд. М.: ТЦ «Сфера», 2007. 480 с. ISBN 978–5-89145–025–7

2. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. М.: Большая Российская Энциклопедия, 2009. 528 с.

3. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / З. В. Коробкина, В. А. Попов. 4-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2010. 192 с.

4. Социально-педагогическая профилактика зависимости от психоактивных веществ детей и подростков: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В. А. Попов, М. В. Данилова, Т. В. Егорова и др.; под ред. В. А. Попова. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 176 с. (Сер. Бакалавриат).

5. Фомичева, Ю. В. Психологические корреляты увлеченности компьютерными играми // Вестник МГУ. 1991. N 14. С. 27–39.

6. Юрьева, Л. Н. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика: монография / Л. Н. Юрьева, Т. Ю. Больбот. Днепропетровск: Пороги, 2006. 196с.

Читайте также: