Компьютерные игры искусство как

Обновлено: 03.07.2024

Проявление искусства в видеоиграх XXI века

Немного истории Еще в 2011 году в США видеоигры были официально признаны отдельным видом искусства правительством США и американским Национальным фондом. Как только это произошло, все местные разработчики получили доступ к получению государственных грантов. Компьютерные игры встали в один ряд с театром, кино, скульптурой, живописью и прочим. А независимые разработчики получили финансовую поддержку для своих концептуальных проектов. О том, заслуживают ли компьютерные игры такого гордого звания, или это попытка геймеров приобщить свое хобби к полезному провождению времени – знакомству с искусством, в то время не писал только ленивый. Однако факт остается фактом. Но можно разобраться, что же приобщает любимую многими сферу развлечений к искусству.

Бывают игры, которые проходишь и забываешь на следующий день об их существовании. Бывают игры, которые запоминаются работами художника/композитора/сценариста. А бывают такие игры, которые запоминаются шикарными работами художников, композиторов, которые смогли сделать саундтрек, который отлично вписывается в геймплей, сюжет, который никогда не забудешь, а после прохождения еще и задумаешься над событиями игры. Такой набор встречается редко. Но одиннадцать лет назад вышла игра, которая понравилась мне с первых же кадров, купил ее… Проходил ее на слабеньком компьютере, требования к «железу» были высоки, приходилось играть на минимальных настройках графики… В последствии, игру прошел не один раз.

По ходу игры предстоит повстречать самых разных людей. Но все они с прогнившими насквозь душами, помешанные на славе, а еще и на плазмидах. Последнее – местная разновидность наркотического вещества… только эта «дурь» действительно дает сверхчеловеческие способности.

Наш герой, Джек, попадает в Рэпчур(да, буду называть его именно так, «1С» в свое время перевела название города дословно, что не очень хорошо: достаточно глянуть в словарь, и вы поймете, что слово имеет несколько значений, одно из которых является полным антиподом тому, где на самом деле находится город) , причем, не в первый раз. Он – уроженец города – утопии. Пока он плывет к месту действия, в батисфере на экране появляются слайды с Эндрю Райаном – основателем Рэпчур а (к слову, родился он в России, еще при императоре, сбежал в США от большевиков), а из динамика вещают его речь: Я — Эндрю Райан, и я пришел, чтобы спросить у вас: разве не имеет права человек на то, что зарабатывает в поте лица своего? Нет, говорят нам в Вашингтоне. Всё принадлежит бедным. Нет, говорят в Ватикане. Всё принадлежит богу. Нет, говорят в Москве. Это принадлежит всем. Я отверг эти ответы. Вместо них я выбрал нечто иное. Я выбрал невозможное. Я выбрал … Рэпчур . Город, где художник не боится цензора, где великое не ограничено малым, где учёного не стесняет ханжеская мораль… Рэпчур может стать и Вашим городом тоже.

Как только мы попадем в город, некто по имени Атлас начнет нам пудрить мозги по рации – мол, помоги спасти мою семью, а я тебе помогу выбраться из города… Сюжет повествует о том, как идет вымирание личностей некогда гениальных людей, с огромными амбициями… Но не все у них сложились – они в Рэпчуре , городе, где собрано элитарное сообщество из музыкантов, художников, политиков. Каждый из жителей – по-своему интересная личность, со своей историей. С ними мы знакомимся через аудиодневники, которые разбросаны повсюду. В них можно услышать и радость, и горечь, и слезы… Да и много полезной информации, необходимой для прохождения игры там много. А эти сплайсеры… бездушные монстры, в которых от вида Homo Sapiens осталось только строение тела. Как внешне, так и душевно – они уроды. Уроды, которых сгубило тщеславие и АДАМ. И тем не менее, можно встретить сплайсера, который напоминает женщину… она будет стоять, что-то шептать в коляску… Однако в коляске той пусто.

АДАМ – вещество, на котором жители Рэпчур помешаны. Вырабатывается оно морскими моллюсками, однако, моллюски не в состоянии вырабатывать вещество в больших количествах. Поэтому было решено использовать «маленьких сестричек» — маленьких девочек, которые стали носителем этих моллюсков в своем теле. Вообще, Bioshock кладезь интересных цитат и высказываний. Философия в игре сочится через край. Возможно, по этой причине многим игра кажется скучной. Но те, кто увлекаются философией, или просто любит такие произведения, которые запоминаются, и над которыми можно подумать – оценят игру по достоинству.

Дизайнеры и композиторы потрудились на славу! У них получилось воссоздать атмосферу шестидесятых: повсюду слышен джаз, играющий из граммофонов, висят плакаты с рекламой плазмидов, АДАМа, афиши… Все помещения выдержаны в едином стиле – они просторны, невероятно красивы и разнообразны, все выполнено в едином стиле арт-деко. Саундтрек содержит лицензированные треки известных исполнителей того времени. Но русскому геймеру запомнится сцена, где нужно будет сражаться с людьми Коэна, и на фоне будет играть «Лебединое озеро» Чайковского.

C 15 по 17 ноября, как известно, по традиции в Петербурге проходит Международный культурный форум и в этом году на одной из площадок открытого лектория «Культура 2.0» решили затронуть интересную тему в сфере игровой индустрии "Какие компьютерные игры заслужили право называться искусством".

Спикерами выступали известные люди, давно работающие в игровой сфере: Андреас Ланэ, президент Европейской федерации игровых архивов, музеев и проектов по сохранению игр (EFGAMP) и Эрнест Адамс, лектор Кампуса Готланда Уппсальского университета, бывший работник Electronic Arts.

Какими характеристиками должна обладать компьютерная игра, чтобы быть признанной?

Прежде всего, компьютерная игра должна заставлять думать того, кто в неё играет, создавать новые идеи, мысли, образы, расширять сознание.

Когда Вы идете в музей вы испытываете что-то новое, иное представление увиденного перед Вами. Конечно, цифровая культура отличается от классической. Взять хотя бы тот факт, что оригинал игры можно скопировать бесконечное кол-во раз, а картина в единственном экземпляре и тем самым уникальна.

лектор Кампуса Готланда Уппсальского университета, бывший работник Electronic Arts.

Большая часть разработчиков не называет себя "художниками", "творцами", не говорят, что они делают искусство". Игры становятся искусством, когда развлечение перестает быть их единственной задачей, когда игра заставляет людей взглянуть на жизнь под другим углом или вызывает у них иные чувства помимо простого радостного волнения, которое мы испытываем, когда играем.

Президент Европейской федерации игровых архивов, музеев и проектов по сохранению игр (EFGAMP)

Компьтерные игры в плане искусства относятся ближе к архитектуре/театру. В плане архитектуры ты создаешь и строишь что-то в новом стиле: виртуальные миры, вселенные и т.д. Что касается театра, то здесь похожее можно найти в том, что ты каждый раз испытываешь новые впечатления и эмоции снова и снова.

Самая важная причина, по которой игры обычно не воспринимаются как искусство, состоит в том, что игры создаются как форма развлечения. Другими словами, их создатели никогда не утверждают, что создают произведения искусства. А другая причина состоит в том, что мы все еще не привыкли к тому, что искусство может быть представлено в форме истории с нелинейным сюжетом, которая требует активной роли участника.

Если мы углубимся немного в историю, то популярность видеоигр началась с игровых автоматов (вспомнить хотя бы одну из первых и легендарных игр "Pong" от Atari). Не у каждого в то время (70-е-80-е) были компьютеры и это было скорее роскошью, и люди шли играть игровые клубы, где были аркадные автоматы.

И, как правило, игры предназначались для молодого поколения: они ловко и быстро учились всему новому, в отличие от более старшего поколения, но с их мнением, что игры были чем-то невероятным, новым, интересным, не считались.

Также один из выступавших спикеров упомянул, что ранее на Западе была своеобразная "паника" родителей этих детей и молодого поколения, что игры могли нести за собой негативные и плохия последствия: например, насилие могло спровоцировать у молодежи мысли к каким-то противоправным действиям и т.д. (хотя в нашей стране в связи с последними событиями об этом думаю до сих пор). Но это решилось все очень просто: игры начали цензурировать, ставить возрастные рейтинги и пр. Если тот же 5 -летний ребенок играл в Call of Duty и родителю было глубоко плевать, во что играет его сын/дочь, то тогда ответственость ложилась уже на его собственные плечи.

Хотя по поводу цензуры в играх можно долго спорить ведь в той же Германии из-за закона, запрещающего любое распространение свастики и нацисткой символики, разработчикам игры Wolfenstein II: The New Colossus пришлось очень многое менять, что воспринялось игровыми фанатами неоднозначно.

Где граница между «бесполезной тратой времени» и «временем, проведенном в мире искусства»? Существует ли какая-нибудь «норма времени», которую можно отвести на пребывание в виртуальном мире?

Когда человек играет в игры, аналоговые/цифровые, он всегда «бесполезно тратит время». В этом состоит природа игры, и именно поэтому мы любим играть в игры. Но тем не менее, следует признать, что, игры учат нас, как взаимодействовать в виртуальных средах, общаться в цифровом мире.

Когда мы играем, мы попадаем в особое пространство, где мы начинаем общаться с другими (игровые сообщества) и представлять себя определенным образом, не боясь, что это окажет серьезное влияние на нашу обычную жизнь.

Игры - это всегда эксперимент в области бесполезной траты времени. Если у игры возникает какая-либо цель, это идет против самой ее природы. В этой связи можно четко ответить на один из поставленных Вами вопросов. Если игра становится работой, нужно прекращать играть. Обычно те, кто страдает от игровой зависимости, не получают наслаждения от игры. Она воспринимается ими как работа, которой заставляют заниматься.

Президент Европейской федерации игровых архивов, музеев и проектов по сохранению игр (EFGAMP)

В наше время игры стали одной из многих культурных традиций для людей, выросших на компьютерных играх и не только. Они способны объединять большое кол-во людей, помогать в трудные моменты жизни, мотивировать. Благодаря им в мире собирают громадные стадионы, которыми могут похвастаться даже не каждый вид спорта. Игры продолжают культурные традиции, всего лишь приумножая возможности цифровых технологий и этим они уникальны.

Очень тупая тема конференции. Какие игры заслужили называться искусство? У них что какое то свое особенно определение "Искусства". Игры как и фильмы, как и мультфильмы, как и музыка, как и кино, живопись, скульптура с самого начала своего существования это Искусство и всегда им было. А зависимым можно быть вообще от чего угодно, от любого искусства, и так же бесполезно тратить время как и от игр в статье выше. Рассуждения все еще на уровне - игры зло.

мысленно тебя потрогал, чувак. как жаль, что твое высказывание поймет от силы полтора человека. это искусство с самого начала и всегда им было, как наскальные рисунки во времена пещерных людей, как искусство лепить горшки из глины и искусство парковать автомобиль. деятельность, результат которой доставляет эстетическое удовольствие = искусство. пора выбираться из песочницы. ну а некоторым вынимать голову из задницы

«Что тако́е иску́сство?» (1897) — эссе Льва Толстого, в котором он выступает против многочисленных…

зависит от того, согласны ли вы с Львом Толстым. а ещё с тем, что у понятия "искусство" целая куча определений и ни одно из них х не может отразиться всю глубину в полной мере.

мысленно тебя потрогал, чувак

Домогательство на расстоянии? DTF опережает мир.

Искусство - результат самовыражения духовно полноценного человека. Полностью под это определение не попадает ни одна игра, а вот частичное пересечение иногда случается.

Что мне нравится в обсуждениях и спорах об искусстве – каждый выбирает/придумывает своё определение понятия «искусство» и опирается на него.

Искусство ни при чем
В любой теме так

Тогда и кинематограф не искусство. И музыка зачастую.

Поставил минус, поскольку искусство - это не про духовно полноценного человека. И даже не про человека вообще! Это преподнесенная, под призмой автора (пусть тут будут полноценно духовные Дали или Кобейн) действительность чего-либо (обычно - вечных тем), таким необычным (читай искусным) образом, что это трогает за душу многих людей. Даже спустя многие года. И это касается художников, поэтов, режиссёров кино, постановщиков пьес в театре и даже шпану, которая пишет маркером матерный стих в моем подъезде.

То есть индюшатина сделанная в одно лицо?)

Если сделана и правда из внутреннего посыла, а не ради бабла/прикола/ностальгии, то да. Но этим дело не ограничивается - иначе бы в кино вообще искусства не было.

А при чем тут бабло? как будто некоторые шедевры живописи не были не сделаны на деньги сильных мира того.

Шедевры живописи существуют в единичном экземпляре и потому не было необходимости идти на компромиссы с целью угодить ширнармассам или наоборот, некой узкой и специфической ЦА.

У многих картин существует до 10 вариантов с небольшими отличиями от самого автора.
Да и на компромисы с той же церковью приходилось идти раз за разом)))

Особенно учитывая, что она была заказчиком почти всех шедевров итальянского Возрождения)

Ок, сжигаем нафиг почти все картины, громим фрески, крошим скульптуры, они как ни странно, в большинстве своём были созданы за бабло. Про музыку, театр и кино вообще и говорить нечего.

Тон у тебя ехидный, однако индюшатина в одно лицо что-то регулярно становится культурным феноменом, и вот перечисленные здесь игры я вполне могу назвать каким-то куском арта (разве что ундертейл и ддлс слишком вторичные)

Когда-то и Pac-Man был "культурным феноменом". ред.

Ничего не мешает его считать искусством. Благо, такое и не снилось прошлым мудрецам. Тем более когда он уже увековечен в истории, вон граффити с привидениями на стенах рисуются же.

Искусство вообще дурацкое словечко. Даже в английском "art" не такой специфичный, там и детский рисунок будет суть art. ред.

Определения искусства ведь куча, я например думаю что искусство это реальность или идея отраженная через призму человека или группы лиц и воспроизведенная в каком либо виде, и игры (конечно не все) в под это определение вполне подходит.

Вот это плохой знак, что про игры начали говорить на таких официозных площадках. Запретят всё к чертям.

Наоборот позволят нашим по-другому взглянуть на них

Взглянуть, как на инструмент влияния (пропаганды).

За бугром уже смотрят вовсю. Ну и ок, что такого? Кино, значит, можно в пропагандистских целях снимать, а игры почему нет?

И что? много хорошего отечественного кино назовёте?

Забугорное могу назвать. Которое одновременно и пропаганда.

О, кстати же, прямиком из Яндекса. Маша и Медведь))

И вот опять же, а так ли это плохо? Вольются деньги в отечественную игровую индустрию, мы наконец-то уйдём подальше от игр на телефоны.
Вдобавок, действие всегда наталкивается противодействие, а цензура (которая всяко появится при официальном влиянии на игры) всегда вызывает противоборствующих ей, что поднимут "интересные" (нам, не правительству) темы.
Да и сами "агитки" могут быть крайне прекрасными играми.

Ну, будут квоты на отечественные игры. Идеологически чуждый "Человек-паук" будет релизиться на два месяца позже, после "Чебурашки". Обязательное лицензирование введут и игры, где русский солдат изображён как-то не так, не будут издаваться. LIS этот ваш вообще запретят за пропаганду.
Интернету и кино стало сильно лучше после того, как на них обратили внимание люди в Кремле? Так почему с играми должно быть по-другому?

А ещё тут чисто психологическое удовлетворение, конечно: "О, нас заметили, нас признали, о нас говорят в телевизоре, мы, геймеры, респектабельное сообщество, а наше хобби - вполне достойно упоминания в приличной компании". Вот честно, в некоторых случаях лучше лететь ниже радаров.

Ага, со стороны возможностей по пропаганде

Выделят куча бабла на убийцу ВОВа в сетинге ВОВа(Великой отечественной войны) как предлагал Медведев. И распилят на этом деле

Игры становятся искусством, когда развлечение перестает быть их единственной задачей, когда игра заставляет людей взглянуть на жизнь под другим углом или вызывает у них иные чувства помимо простого радостного волнения, которое мы испытываем, когда играем.

С такой формулировкой любая игра подходит. Или ни одна не подходит, всё от конкретного человека зависит.

Комментарий удален по просьбе пользователя

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ну может быть всё-таки да?

Скорее всего нет.

Но это не точно.

Давай сойдемся на том, что не все так однозначно)

Нет. Я не принимаю компромиссов.

Нет. Я не принимаю компромиссов.

Скорее всего нет.

Рентген когда ввели, вот это было искусство.

Portal 2 уже. Признана современным искусством.

Слоупоки это еще не знают :)

Так на дтф же рассказывали)

Скопирую свой же ранний комент:
"А как насчет Портал 2? Хороший и оригинальный геймплей? Чек! Интересный НФ сюжет, богатый лор и харизматичные персонажи? Чек! Потенциально бесконечный эндгейм (самодельные карты) и кооператив? Чек! Отличная и атмосферная музыка? Чек! Куб компаньон который тебя будет всегда любить? Чек"

Так да. И это уже вот и официально признали.

За такую формулировку надо уже законодательно прописать наказание в 40 ударов плетью.

Вот я и говорю, хоть Пакэмэн, хоть индюшатина, хоть Крузисы и Халф Лайфы порождают за собой целый культурный пласт.

Однако куда забавнее отрицать что искусство есть искусство :^) ред.

Индустрия игр примерно за 40 лет своего существования породила больше шедевров, чем киноиндустрия за 100 лет. Фоллач, герои, скайрим, арканум, пилларс оф етернити какой-нибудь. Сюжет в драгон эйдж оригинс. Арт из дискаплс 2 и даркест дунгеон. Музыка из линейки 2 и диаблы. Все это искусство, хотя часто и создается суровыми мужиками в свитерах с оленями.

Какие же они душные, видимо бабок вымаливают у правительства

Всё ж относительно. Гигантский фаллос на о. Самуи — это искусство и культурное достояние. Гигантский фаллос в Питере — злостное хулиганство, совершённое группой лиц по предварительному сговору. ред.

Прежде всего, компьютерная игра должна заставлять думать того, кто в неё играет, создавать новые идеи, мысли, образы, расширять сознание.

В плане архитектуры ты создаешь и строишь что-то в новом стиле: виртуальные миры, вселенные и т.д.

Что касается театра, то здесь похожее можно найти в том, что ты каждый раз испытываешь новые впечатления и эмоции снова и снова.

Кстати, Кодзима говорит что игры не искусство, расходимся.

А он точно гений?

Неуважение к Кодзиме!

Чтд. Игры без контекста, сюжета, раскрывающего персонажа через ситуации, в которые он попадает, ид - не (высокое) искусство.

Ок, ну по крайней мере выходит что Колда и Асассин Криды точно искусство.

Да всё искусство (ну только Камие не говорите). Оно может субъективно нравится или не нравится, оно может быть пошлым и мейнстримным или замысловатым и маргинальным, но сути не меняет. Просто пора уже десакрализировать само понятие искусства, которое кому-то покоя не даёт.

Видеоигры ныне лишь медиум, носитель, средство, одно из. Вкладывать в медиум можно всё что угодно. ред.

Они раскрывают? Я полностью только первый AC проходил, там был такой дубовый главный герой, что его "раскрытие" только слезы вызвать может. Хотя монологи тампонов и деда Хасана хороши. CoD полностью только первый за советского солдата проходил, не помню там какого-то сюжета - беги-стреляй в декорациях преимущественно Сталинграда. Все прочие части как-то не вызывали интереса проходить полностью.

Но да, учитывая виденное мною в AC3, Синдикате, CoD4, они вполне могут быть таковыми. Если в них сюжет хорошо работает и персонажи хорошо прописаны с их изменениями и встречами конфликтов.

Я бы сказал, что сингловая кампания BF3 - определенно искусство. И сингловая кампания Синдиката (шутера).
Ну и Бехольдер, Баннер Сага, Биошок (1), Deux Ex, и т.д.

Вот только у меня нет образования в области культурологии, так что я не считаю себя компетентным в этой области.

И не все игры несут какой-то сложный сюжет, нередко он не нужен (4x-стратегии, мультиплеерные шутеры, и тд).

Игры в целом можно разделить на 3 категории (разумеется, многие игры смешанные:
1) игры, представляющие из себя вариацию игры "ударь молотком по кроту", которые являются проверкой игрока на его координацию и скорость реакции;
2) игры, представляющие из себя логическую задачу, бросающие вызов мышлению и внимательности игрока;
3) игры, представляющие из себя интерактивную (или не очень) историю, погружающие игрока в роль некоего персонажа, попадающиего в некие ситуации, влияющие на персонажа или непосредственно на игрока. Это (высокое) искуство судя по президенту федерации. ред.

Как мы уже говорили в одной из статей , сейчас видеоигры - это больше чем интересное времяпрепровождение для детей и подростков . Все шире и разнообразнее становится их аудитория, да и сами игры не остаются на месте. Теперь они так же неотделимы от общества как книги, фильмы и музыка . Хоть зарубежные и отечественные специалисты до сих пор не могут точно ответить на вопрос: «являются ли видеоигры искусством?» , но я все равно больше склоняюсь к положительному ответу .

Не будем углубляться в то, какие игры могут быть простой «пустышкой», а какие действительно не грех назвать шедевром . Пусть каждый выбирает для себя это сам. А мы поразмышляем о том, насколько особенная среда для искусства – видеоигра . И это очень перспективная среда, так как в ней еще остается море неопознанного и интересного, главное, чтобы хватило воображения и желания.

Итак, музыка дает нам вербальную информацию . Картина и книга – визуальную. Кино включает и зрение, и слух для получения информации. И, как мы знаем, игры им ничем не уступают , а даже больше, дают возможность более глубокого погружения . Несомненно, мы можем более внимательно читать книгу или смотреть фильм не просто «на фоне», но вот, в большинстве своем, игры не позволяют расслабиться. Игрок как бы по умолчанию должен быть активным звеном, которое постоянно находится в выборе и действии (даже если речь идет о выборе: пойти влево или вправо).

Как и всякое хорошее произведение искусства, игра – это некое художественное высказывание , которое предоставляется в различных ее формах. И важнейшее преимущество такого вида искусства - это то, что видеоигры позволяют нам имитировать их мир, дают нам пережить все, что задумал автор, на себе и сделать это намного «глубже», нежели при просмотре, например, кино . Можно даже сказать – реально побыть кем-то другим и получить его опыт, и после свободно вернуться в свой мир.

Искусство также выступает в роли коммуникации между разными эпохами , позволяя раскрыть культурные, экономические, художественные и социальные сферы жизни общества того или иного времени. Видеоигры вполне могут передать дух современности! И, например, в среде искусствоведов художественные арт-разработки считаются искусством.

Как объект современной культуры, видеоигры в целом можно причислить к искусству . Мы ведь считаем искусством краску на холсте, звуки, камни, потому что главное не то средство, которое используется, а интерпретация людей. И если наше сердечко радуется, а мозгу поступила пища для размышлений, после прохождения игры, то почему бы не назвать это искусством?

Объясняем, почему видеоигры — это не то, что о них обычно думают, и приводим десять примеров игр, которые показывают, сколь велики возможности этой формы искусства.

Мы уже объясняли, обстоятельно и подробно, почему представление о современных компьютерных играх как о чём-то опасном и отупляющем лишено оснований. Видеоигры — такой же медиапродукт, как кино или музыка, без которого невозможно представить современность. Это неотъемлемая часть массовой культуры, это индустрия с огромными деньгами, и нет, не пойдёт ребёнок отстреливать одноклассников только из любви к компьютерным шутерам.

Однако, даже если вы признаёте, что видеоигры — не нечто сугубо разрушительное, у вас может (и должна!) возникнуть другая обоснованная претензия. Абсолютное большинство хитовых компьютерных игр — это не более чем эффектное развлечение, всего лишь способ убить время. Не будем сейчас углубляться в такое явление, как киберспорт, оно сложно устроено, но предыдущий тезис никак не опровергает.

Все эти «Ведьмаки» и «ГТА», «Масс Эффекты» и «Биошоки», «Фоллауты» и «Скайримы» — это того же рода контент, что и голливудские фильмы про супергероев, «Звёздные войны» и прочие яркие, красочные, бойкие, но в конечном итоге очень неоригинальные, попросту скучные вещи. Часто в них есть что-то новое, есть интересные идеи, но они тонут в океане однообразия и банальностей.

image_image

Конечно, разные расы и герои — это круто, но в большинстве своём всё это пережёвывание старых образов, это типовые персонажи с типовым поведением (арт к игре Mass Effect).

Ничего удивительного, что эти и другие хиты игровой индустрии легко превращаются во франшизы, за первой частью штампуют следующую, которая немного лучше по механикам и графике, но в целом её задача — повторить эффект оригинала, продлить простейшее удовольствие от него.

Вы, может быть, знакомы с поструктуралистской дихотомией, введённой когда-то Роланом Бартом: с одной стороны — текст-удовольствие, с другой — текст-наслаждение.

Если говорить очень упрощённо, то первый вид — это текст, который должен дарить нам чувство полного удовлетворения, насыщения, комфорта и эмоциональной эйфории. Второй, текст-наслаждение, — оглушает нас чувством потери, дискомфорта, расшатывает привычные вкусы, заставляет пересмотреть наше отношение к языку.

Хитовые видеоигры, флагманы и иконы индустрии, вполне себе подходят под первый тип. Они погружают нас в некий мир, дарят нам удовольствие от побед, выполнения квестов, повышения уровня, сюжетной интриги. Чаще всего они содержат в себе героический пафос, выставляют нашего персонажа против сонма врагов, но в конечном счёте мы выходим победителями. И нам от этого приятно, хорошо, нам хочется больше того же самого: больше побед, цифр в статистике персонажа, умений, предметов в инвентаре, достижений.

К сожалению, это стремление игрока к получению удовольствия разработчики давно уже начали удовлетворять за счёт искусственного удлинения игрового процесса. Необязательные и банальные второстепенные квесты, необязательные битвы, необязательные подземелья, необязательные сюжетные повороты (как когда друг оказывается предателем и обеспечивает вам дополнительные десять часов игры — или сиквел для фильма, если продолжать эту аналогию).

image_image

О, боги! Этот меч наносит на 16 единиц повреждений больше! Не зря потратил на его поиски шесть часов жизни!

Чтобы игрок получал удовольствие, разработчикам не требуется много усилий, достаточно лишь повторять приятные стимулы, с некоторыми вариациями. Иногда это приобретает уродливые формы.

Например, в любимом многими «Ведьмаке» есть такой прелестный второстепенный челлендж: ты встречаешь миловидную девушку, исполняешь её задание или заговариваешь ей зубы, после чего имеешь её (показано это дело довольно скромно) и получаешь в награду эротическую иллюстрацию «завоёванной» тёлочки. Игрок может накопить таких карточек десятки. Мерзко? А то.

Впрочем, это не сильно лучше, чем когда в уровень вставляют десяток дополнительных врагов, чтобы вы побегали за ними и поубивали. И то и другое одинаково тупо и пошло.

Однако это вовсе не означает, что все компьютерные игры устроены по принципу продления удовольствия. Если какой-то вид медиа позволяет создать текст-удовольствие, то и текст-наслаждение он тоже делает возможным.

А компьютерная игра — это не что иное, как особая форма существования текста. Как и кино, она включает в себя не только вербальную, но и визуальную и звуковую информацию. В отличие от кино, игра предполагает интерактивность.

Безусловно, зритель фильма, слушатель музыки или читатель книги может быть активным участником процесса — если фильм, музыка или книга хороши, то их нужно употреблять внимательно, не отключая мозг, а стимулируя.

Но для игрока активность — это состояние по умолчанию. Игра включает в себя процесс активного принятия решений (пускай даже самых простых — поверни туда-то, нажми то-то), при этом не забывая обо всех других формах воздействия: нарратив, движение картинки, звук.

Это значит, что игра свободно может использоваться как среда для искусства. Более того, это относительно новая, а значит перспективная среда, в ней есть много непознанного и огромное пространство для эксперимента.

Поверьте: на сегодняшний день вы, даже не любя и презирая те игровые продукты, которые составляют лицо индустрии, не можете говорить о том, что игры — это всего лишь развлечение. Опять же, даже игра-удовольствие может заходить на сторону искусства (например, в том, что касается способов рассказывания сюжета и использования кинематографических методов). Но ещё с каждым годом появляется всё больше игр-наслаждений.

Как и всякое хорошее произведение, эти игры — в первую очередь художественное высказывание, сопровождаемое поиском подходящей для себя формы, попытками изменить сложившиеся представления об играх и осмыслить игру как особый вид языка.

Ниже мы кратко расскажем про десять подобных игр, просто в качестве примеров того, на что в том числе способны видеоигры. Но способны они даже на большее — не будем забывать, насколько этот вид искусства молод.

Читайте также: