Можно ли аэроэкспресс qr код через телефон

Обновлено: 05.07.2024

Пионером системы введения QR-кодов в транспорте стал Дальний Восток. 3 ноября стало известно, что с 1 декабря в Хабаровском крае будут проверять QR-коды при покупке билетов на самолет и на входе в аэропорт. Бумажные сертификаты о прививке или перенесенном заболевании с QR-кодом начали выдавать в МФЦ региона, скоро к этой практике присоединятся учреждения социальной защиты.

4 ноября похожую меру объявили на Камчатке: там код потребуется с 23 ноября для внутренних перелетов и поездок на междугородних автобусах.

Планируют ввести проверку QR-кодов при покупке билетов в поезда и самолеты в Омске — эту инициативу сейчас обсуждают местные депутаты.

Но самые радикальные меры приняли в Татарстане: 6 ноября глава республики заявил, что с 22 ноября QR-коды будут проверять во всем общественном транспорте, включая межмуниципальный . Минтранс региона разъяснил новые правила: ответственность ложится на перевозчиков, они могут получить субсидии на приобретение техники для проверки. Ее будет проводить кондуктор уже в салоне перед продажей билета. Если кода не окажется, нарушителю придется выйти. В нерегулярном порядке коды будут проверять «уполномоченные органы», людям без них грозит штраф: для физических лиц его сумма составляет до 30 тысяч рублей, для юридических — до 300 тысяч. Правило не распространяется на поездки между регионами, такси и пригородные электрички. Льготные транспортные карты у лиц старше 60 лет, не прошедших вакцинацию, не переболевших коронавирусом и не имеющих медотвода, будут заблокированы.

Как отреагировали жители Татарстана?

Незадолго до вступления в силу новых правил появилось сообщество «Довези друга. Казань» в телеграме. В его описании сказано: «Сообщество помощи друг другу кому нужно доехать до работы по Казани и в близлежащие пункты, кто пользовался для этого общественным транспортом, но кому станет проблематично. И для тех, кто готов подвезти друга!» (орфография и пунктуация сохранены. — Прим. ред.) На момент публикации в сообществе больше 3 500 участников, многие ищут (и находят) попутчиков со схожими маршрутами от дома до работы на каждый день.

Теперь QR-коды в общественном транспорте введут по всей стране?

12 ноября правительство внесло в Госдуму два законопроекта о QR-кодах по всей России. Ожидается, что окончательное решение по их поводу примут уже в декабре. В документе говорится о необходимости предъявлять доказательство вакцинации при посещении массовых мероприятий, культурных учреждений, объектов общественного питания и розничной торговли, а также в поездах и самолетах, осуществляющих междугородние и международные перевозки. Общественный транспорт в нем не упоминается .

17 ноября глава Роспотребнадзора Анна Попова на заседании комитета Госдумы РФ по охране здоровья сказала, что вопрос о введении QR-кодов в общественном транспорте в правительстве пока не поднимался. На данный момент регионы сами решают, прибегать к этой мере или нет. Ни московские, ни петербургские власти о намерении ввести ее не говорили .

А в самолетах и поездах код точно будет нужен?

Этого касается целиком второй законопроект, его представил министр транспорта Виталий Савельев. Если его примут, россиянам придется предъявлять QR-коды для перемещения на самолетах, поездах и междугородних автобусах — возможно, уже на стадии покупки билетов. Дата, с которой заработает система, в законопроекте не прописана, определять ее будет правительство. Срок действия правила закончится 1 июля 2022 года. Замглавы Минтранса Богданов считает, что для воздушных перелетов QR-коды могут стать обязательными уже в феврале следующего года .

Как это будет устроено?

При вылете в страны, требующие подтверждения вакцинации, сотрудники аэропортов проверяют коды уже сейчас. Так что для них эта система не станет новой. «И РЖД, и «Аэрофлот» — общероссийские структуры. Если и когда они вводят такую норму, то она становится всеобщей. Это уже не уровень компетенции регионов», — прокомментировала законопроект политолог Екатерина Шульман. — Введение QR-кодов на транспорте вполне реализуемо: сейчас вожатый на перроне стоит и проверяет по паспорту наличие билета, а будет еще проверять и QR-код».

При этом представители сервисов продажи билетов высказывают опасения. Директор по развитию «Суперкассы» Дмитрий Дроевский рассказал, что никто не знает, как проверять QR-коды при покупке онлайн. «Если потребуется подключиться к Госуслугам по API, то подготовка протокола, документации и сам процесс затянется настолько, что самолеты встанут как в апреле 2020-го. Сейчас при продаже билетов есть понятные границы ответственности: агентство продает билеты и оказывает по ним сервис, а авиакомпания перевозит пассажира из точки в точку. Никто из этой цепочки не захочет брать ответственность за корректность и подлинность QR-кода», — объяснил он.

В РЖД рассказали, что проблем в новой системе не видят: «У нас уже давно посадка в поезд осуществляется только по паспорту. Те устройства, которыми у нас сейчас оборудованы поезда, находятся у проводника и в режиме онлайн готовы произвести любую проверку».

Как реагируют россияне?

Для полёта на самолёте и поездке на поезде в скором времени потребуется QR-код ‒ соответствующий законопроект уже внесён в Госдуму. Отвечаем на самые популярные вопросы ‒ когда введут QR-коды на транспорте, кто будет проверять и что делать невакцинированным.

QR-код на транспорте: что произошло?

Правительство РФ 12 ноября внесло в Госдуму законопроекты об использовании QR-кодов в общественных местах и на транспорте ‒ в самолётах и поездах для междугородных и международных перевозок.

Какой QR-код подойдёт?

Нужен QR-код вакцинированного, переболевшего, либо официальный медотвод от прививки. Сначала, в переходный период, можно будет использовать и отрицательный результат ПЦР-теста. Но в дальнейшем тесты приниматься не будут.

Как будут проверять?

QR-код будет требоваться как для покупки билета, так и во время посадки в самолёт/поезд. Предполагается, что системы бронирования билетов будут совмещены с Госуслугами, поэтому при покупке информация о наличии QR-кода будет отображаться автоматически. Новую систему планируют протестировать с 15 ноября по 15 декабря, а до 15 января проведут пилотный запуск с участием авиакомпаний.

Что делать детям?

Закон о QR-кодах распространяется только на совершеннолетних.

Когда начнут требовать QR-код?

Дата, с которой заработает система QR-кода на транспорте, в законопроекте не прописана. Определять ее будет Правительство РФ после принятия закона. Зато известна дата завершения этих требований ‒ 1 июня 2022 года. К этому моменту власти рассчитывают вакцинировать 80% взрослого населения.

Когда примут закон?

А если нет кода?

Перевозчики обязаны будут вернуть деньги в течение 30 дней.

Некоторые регионы уже требуют QR-код

Уже до принятия федерального закона в некоторых регионах вводится система QR-кодов на транспорте:

  • На Камчатке для передвижения внутри региона ‒ с 23 ноября;
  • В Хабаровском крае для входа в аэропорты и на вокзалы ‒ с 1 декабря;
  • В Татарстане на всех видах транспорта ‒ городском, пригородном, междугородном ‒ с 22 ноября;
  • В Омской области в общественном транспорте ‒ с 20 ноября;
  • В Чечне и Волгоградской области уже требуют код для проезда в общественном транспорте.

Сейчас большинство пассажиров не вакцинированы

Что говорят авиакомпании?


12 ноября в Госдуму был внесен законопроект об использовании QR-кодов на транспорте. Трактовка документа в СМИ породила различные версии его дальнейшего правоприменения.

12 ноября Правительство направило в Госдуму законопроекты об использовании QR-кодов в общественных местах и на некоторых видах транспорта. Предлагаемые решения – экстренная мера на фоне сложной ситуации с коронавирусом.

QR-коды в метро

За 6 дней до внесения законопроекта на рассмотрение в Госдуму, Общероссийское объединение пассажиров пожаловалось вице-премьеру, председателю оперштаба по борьбе с распространением коронавируса Татьяне Голиковой на введение QR-кодов в транспорте.

«Проверка QR-кода требует дополнительных 20−30 секунд на каждого пассажира, что в часы пик может привести к блокировке работы общественного транспорта», — считают в Объединении пассажиров.

Возможно, отчасти по этой причине в появившейся версии законопроекта нет упоминаний про городской транспорт. В документе идёт речь только о международных и междугородных перевозках. Поэтому QR-коды в метро вводить не будут. Вместо этого тут будут усиленно следить за соблюдением масочного режима и дезинфекцией. Сегодня Московский метрополитен признан мировым сообществом одним из самых безопасных в этом плане.

QR-коды в электричках и поездах МЦД

Различные СМИ, рассказавшие про данный законопроект, писали, что помимо «международных», в документе говорится про «междугородные» перевозки. Именно, этот термин породил разговоры о введении QR-кодов в электричках, т.к. они следуют между городами, например, Москвы и Московской области.

Однако, в тексте самого Законопроекта, термины «междугородные» или «международные» перевозки касаемо железнодорожного транспорта, отсутствуют.

«Продажа проездного документа (билета) и посадка в поезд дальнего следования осуществляются при предъявлении гражданином, достигшим возраста 18 лет, документации, […] (QR-код, ПЦР-тест и т.п. — прим. Ред.)», — говорится в Законопроекте.

Таким образом, употребляемый термин «поезда дальнего следования», полностью исключает трактовку в пользу того, что QR-коды начнут требовать в электричках и поездах МЦД.

Помимо этого, Гражданский кодекс содержит определение «междугородных перевозок». И даже этот термин, которого, напомним, нет в Законопроекте, определяет, что междугородной перевозкой может считаться перевозка «между населёнными пунктами на расстояние более 50 километров между границами этих населённых пунктов».


Признаться честно, я хоть и очень часто летаю, но почти никогда не езжу на «Аэроэкспрессе»: во-первых, из московских аэропортов я предпочитаю Внуково, куда поезд ходит раз в час и из-за этого чаще всего не дает преимуществ в скорости, во-вторых, экспресс по нынешним временам, когда ты за 20 минут доезжаешь на автобусе до метро, а за 500 рублей на каршеринге куда угодно — просто слишком дорого. А теперь выяснилось, что можно совершенно запросто «влететь» на двойной тариф. Вот как это происходит:

Покупаешь ты, значит, электронный билет. Смысл электронного билета в том, что он чуть дешевле (450 рублей) и предъявлять его надо в виде QR-кода на экране смартфона на турникете: там есть специальная камера, считывающая его прямо с дисплея. В идеале нужно сделать скриншот, чтобы потом картинка на экране не повернулась по сигналу датчиков положения (акселерометров) и QR-код не уполз куда-нибудь из поля зрения камеры: само окошко меньше дисплея.
Так я и сделал: QR-код — квадратик строго по центру, никуда не денется. Выхожу из вагона, поднимаюсь по эскалатору, прикладываю экран к турникету… Тот на пару секунд задумывается, на экране турникета появляется надпись «Выбор приложения…» Бадум-тс! Телефон пиликает: с банковской карты списалось 500 рублей, турникет открывается и пропускает меня дальше.


То есть, поскольку в смартфоне настроена еще и бесконтактная оплата Google Pay, то турникет вместо того, чтобы пропустить меня по QR-коду, просто первым делом выбирает этот способ оплаты и снимает деньги, ведь в Android если смартфон разблокирован, то им можно платить. А NFC-передатчик в турникете излучает сигнал настолько ломовой мощности, что смартфон реагирует на него даже когда вы прикладываете его экраном вниз, а не NFC-модулем вниз. Для сравнения, в метро такого никогда не происходит — там нужно приложить смартфон именно тем местом, где находится NFC-антенна. А тут, похоже, можно просто идти мимо турникета с разблокированным устройством, и с вас спишут 500 рублей.

Спрашиваю контролера: «Что делать?». «Ну, электронный билет у вас действует, продайте его кому-нибудь». Так и представляю себя стоящим у касс и предлагающим купить билет. По степени зашквара примерно как по 10 рублей на пиво у прохожих стрелять.
Звоню по номеру горячей линии. Там мне предлагают написать в Спортлото — мол, оставьте заявку на сайте, мы ее в течение 30 дней рассмотрим.

Способов избежать такой двойной оплаты — два. Либо печатайте электронный билет (только не говорите Грете), либо выключайте NFC-модуль на смартфоне перед тем, как приложить его экраном к турникету. Об этом, кстати, предупреждают в мобильном приложении, если покупать билет через него, а не на сайте. Держитесь там.

Читайте также: