Можно ли назвать малой группой учащихся из разных классов работающих на персональных компьютерах

Обновлено: 06.07.2024

Одним из аспектов изучения малой группы является групповая интеграция(от лат. integer — целый) — состояние группы, характеризующееся признаками психологического единства, ее целостности как социальной общности.
Степень групповой интеграции связывают с уровнем развития группы как общности. Развитой исследователи считают малую группу, в которой, во-первых, сложилась достаточно дифференцированная система всех видов отношений, о которых говорилось выше, а во-вторых, эти отношения являются нравственными, соответствующими социальным нормам и отвечают требованиям, предъявляемым обществом к личности и социальному объединению.
Согласно теории современного российского психолога А. В. Петровского, группу условно можно представить состоящей из трех слоев. Каждый слой связан с особым принципом построения отношений между членами группы и соответствующим им уровнем развития, а значит, и степенью интеграции. В первом, поверхностном слое имеют место непосредственные контакты между людьми, основанные на эмоциональном восприятии друг друга, приемлемости или неприемлемости. Этот слой соответствует начальной стадии развития группы. Во втором слое имеют место отношения, основанные на совместной деятельности. В третьем слое развиваются отношения, основанные на принятии всеми членами группы единых целей групповой деятельности. Этот слой соответствует высшему уровню развития группы. На основе представлений о трех слоях группы строятся представления о групповой интеграции. Так, о групповой интеграции свидетельствует, с одной стороны, эмоциональная идентификация человека с группой и ее членами, т. е. сознание и переживание принадлежности к группе (проявление первого слоя), с другой — оптимальное сочетание индивидуальных действий в условиях конкретной совместной деятельности, согласованность функционально-ролевого поведения членов группы при решении общих задач (проявление второго слоя). Наконец, еще один показатель групповой интеграции — степень совпадения представлений, ориентаций, позиций, мнений членов группы по отношению к объектам, наиболее значимым для групповой жизнедеятельности (проявление третьего слоя).


«Все в нас социально, но это не означает, что все свойства психики отдельного человека присущи всем другим членам данной группы». Л. С. Выготский

Групповая интеграция проявляется в относительно непрерывном и устойчивом существовании группы. Важными, постоянно действующими факторами групповой интеграции являются процессы сплоченности, руководства и лидерства. О них вы узнаете в следующих параграфах.
Согласно экспериментальным данным, к числу процессов, способствующих групповой интеграции, относят возникновение чувства «Мы» и его ощутимое усиление, например, в ситуациях межгруппового соревнования. Помимо этого, на групповую интеграцию всегда влияет конфликтная ситуация, усиливающая значение групповых норм и правил поведения.
Следует помнить, что у групповой интеграции есть оборотная сторона. С нею связан процессдеиндивидуализации личности в группе, когда ощущение «Мы» становится сильнее ощущения «Я». Это может приводить к ослаблению индивидуальной ответственности за свое поведение. Например, иногда вместе люди делают то, чего не стали бы делать в одиночку. (Если кому-либо приходилось сбегать с уроков, вспомните, происходило это в одиночку или в компании одноклассников. В какой степени вы осознавали ответственность за свой поступок в том и другом случае?) Деиндивидуализация личности проявляется, в частности, в группах антисоциального характера, которые будут рассмотрены в отдельном параграфе.
Интеграция в группах, основанных на гуманистических ценностях, связана со становлением и развитием хороших личных, эмоционально благоприятных, доверительных, дружеских отношений.Дружеским отношениям свойственна глубокая эмоциональная привязанность людей друг к другу. Такие отношения обеспечиваются вниманием, доброжелательностью, тактичностью, уважительным отношением друг к другу, поддержкой в трудных ситуациях, сопереживанием радостям и огорчениям друг друга.
Дружеские отношения в малой группе являются одной из главных особенностей межличностных отношений в подростковом и старшем школьном возрасте. В приятельские и дружеские группы входят практически все дети, подростки и юноши. Чем старше школьник, тем настоятельнее у него потребность в таких группах, так как в них он получает возможность ощущать себя равным, принятым, ценным.
Основные понятия:малая группа, условная группа, референтная группа, групповая интеграция, дружеские отношения.
Термины:групповые нормы, социометрия, деиндивидуализация.

1) Назовите отличительные черты малой группы. Что считают главной ее характеристикой? 2) Укажите три признака малой группы как системы. 3) Дайте определение условных, реальных и лабораторных групп. 4) Какими бывают малые естественные группы? 5) Как называются группы, с ценностями, нормами и установками которых индивид соотносит свое поведение? Охарактеризуйте их. 6) Опишите виды отношений в малой группе. 7) Что представляет собой социометрический метод исследования малой группы?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Можно ли назвать малой группой учащихся из разных классов, работающих на персональных компьютерах после уроков в компьютерном классе? Обоснуйте свое мнение.
2. Каждое ли объединение людей численностью до 30—40 человек можно назвать малой группой? Свой ответ аргументируйте.
3. К числу функций, которые выполняет малая группа, относят функции социализации и психологической поддержки. Опираясь на знание курса, раскройте содержание каждой из них.
4. Опираясь на текст параграфа, предположите, почему молодой человек, входящий в такие группы, как школьный класс и спортивная команда, начинает ориентироваться на нормы компании, отличающейся противоправным поведением. Какие понятия параграфа вам понадобятся для содержательного ответа?
5. Определите свои индивидуальные цели участия в нескольких группах, к которым вы принадлежите. Какие из этих групп являются для вас группами членства, а какие — референтными группами?
6. Почему референтную группу некоторые исследователи называют группой эталонной?
7. Проведите наблюдение за тем, что происходит с вашим классом во время соревнований с другими классами. Зафиксируйте, как ведут себя одноклассники; что преобладает: ссоры и обиды или поддержка в случае неудач; что происходит в других классах, старших и младших. Сделайте выводы о том, как процессы, происходящие в классе как малой группе, зависят от уровня ее развития.

Поработайте с источником

Приводится фрагмент из книги «Основы социально-психологической теории», написанной современным российским психологом А. А. Бодалевым.


Важнейший фактор, от действия которого в сильнейшей степени зависит то, какая перед нами в конце концов окажется личность и какие, стало быть, отношения к разным сторонам действительности ее будут отличать от других людей, — это та малая группа — семья, школьный класс, рабочая бригада, небольшое объединение предпринимателей и т. д., в которые личность входит и с членами которых она находится в повседневном непосредственном контакте.
По причине этой непосредственности общения каждого с каждым, постоянного выражения ими своих точек зрения на происходящие события как в самой группе, так и за ее пределами, совершаемых на глазах у всех поступков и действий, затрагивающих в положительном или отрицательном смысле интересы каждого, кто входит в группу, эта многоликая и многонаправленная, существующая в материальных и духовных формах жизнь группы оказывает свое обязательное влияние на развитие личности, и оно тем сильнее, чем психологически значимее эта группа для личности. <. >
Специфика межлюдских отношений и их влияние на людей — их носителей заключаются еще и в том, что в них не просто один человек контактирует с другим или один человек «относится» к другому человеку как таковому, а они всегда взаимодействуют друг с другом как представители определенных общественных групп — половых, возрастных, профессиональных, национальных и других. Принадлежность же каждого из них к той или иной группе требует поведения, которое в обществе считается само собой разумеющимся, так сказать, социально нормальным для представителя данной группы — для мужчины, для учителя, для мужа, для отца и т. д.
Вопросы и задания:1) Что автор считает важнейшим фактором формирования личности? 2) Примеры каких малых групп представлены в тексте? 3) Назовите выделенные автором причины и проявления влияния малой группы на личность? 4) С каким понятием, раскрытым в параграфе, соотносится мысль автора о том, что влияние группы на развитие личности «тем сильнее, чем психологически значимее эта группа для личности»?

Да, они являются малой группой. Малая группа - группа, состоящая из 2-25(примерно) людей, которые имеют хотя бы один общий интерес или объединены чем-то общим. В данном случае они объединены общим интересом к компьютерам. И неважно, общаются ли они друг с другом.

Другие вопросы из категории

1. Что такое эффективность производства?

2. Вспомните из курса истории примеры подобных конфликтов.

3. Какие способы их решения возможны в принципе?

Помогите мне пожалуйста, голова уже не варит! :(

и стили принято выделять? 5) Что представляет собой школьный класс как малая группа? 6) Что дают развитию личности различные объединения учащихся?

2)Охарактеризуйте роль религии в жизни человека,общества,государтсва. В чем состоит моральная сила религии?

3)Что такое мировая религия? В чем суть дискуссии о количестве мировых религий? Как вы думаете, из каких критериев исходят те специалисты, которые называют более трёх мировых религий?

4)Какую роль мировые религии играли и играют в истории человечества?

5)Какую роль играет религиозный фактор в современных конфликтах? Можно ли сказать, что зачастую он является лишь поводом для начала вооруженного противостояния?

привести для обоснования своей позиции?
2. Сравните роль, которую играют стереотипы в общении и в познавательной деятельности. Сделайте выводы о чертах сходства и различиях.
3. Назовите литературные произведения, сюжет которых построен на ошибках социальной перцепции. Укажите, в чем проявляются эти ошибки. Какие механизмы лежат в основе этих ошибок?
4. В последнее время в стране все большее распространение находят «телефоны доверия». Чем можно объяснить тот факт, что в критических ситуациях люди предпочитают общение по телефону?
5. Составьте обобщающую схему, представив в ней все многообразие малых групп, различающихся по разным основаниям.
6. Козьма Прутков сказал: «Если на клетке слона прочтешь надпись «буйвол», не верь глазам своим». Представьте себе, как отнесется к надписи конформист; нонконформист. Приведите собственные примеры нонконформистского поведения литературных героев.
7. Используя знания по истории, охарактеризуйте изменения гендерных ролей в традиционной российской семье допетровских времен и в современной демократической семье.

своей позиции?
2.Сравните роль,которую играют стереотипы в общении и познавательной деятельности.Сделайти выводы о чертах,сходствах и различиях.
3.Назовите литературные произведения,сюжет которых построен на ошибках социальной перцепции.Укажите,в чем проявляются эти ошибки.Какие механизмы лежат в основе этих ошибок?
4.В последнее время в стране все большее распространение находят "Телефоны доверия".Чем можно объяснить тот факт,что в критических ситуациях люди придпочитают общение по телефону.
5.Составте обобщающую схему,представив в ней все многообразие малых групп,различающихся по разным основаниям.
6.Козьма Прутков сказал :"Если на клетке слона прочтешь надпись "буйвол",не верь глазам своим".Представте себе ,как отнесется к надписи конформист;нонконформист.Привидите собственные примеры нонконфирмистического поведения литерературных героев.
7.Используя знания по истории,охарактеризуйте изменения гендерных ролей в традиционной российской семье допетровских времен и в современной демократической семье.

В 12:46 поступил вопрос в раздел Обществознание, который вызвал затруднения у обучающегося.

Вопрос вызвавший трудности

Для того чтобы дать полноценный ответ, был привлечен специалист, который хорошо разбирается требуемой тематике "Обществознание". Ваш вопрос звучал следующим образом:

После проведенного совещания с другими специалистами нашего сервиса, мы склонны полагать, что правильный ответ на заданный вами вопрос будет звучать следующим образом:

НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ АВТОРЕ ЭТОГО ОТВЕТА:


Работы, которые я готовлю для студентов, преподаватели всегда оценивают на отлично. Я занимаюсь написанием студенческих работ уже более 4-х лет. За это время, мне еще ни разу не возвращали выполненную работу на доработку! Если вы желаете заказать у меня помощь оставьте заявку на этом сайте. Ознакомиться с отзывами моих клиентов можно на этой странице.

Мишина Аделина Леонидовна - автор студенческих работ, заработанная сумма за прошлый месяц 64 995 рублей. Её работа началась с того, что она просто откликнулась на эту вакансию

ПОМОГАЕМ УЧИТЬСЯ НА ОТЛИЧНО!

Выполняем ученические работы любой сложности на заказ. Гарантируем низкие цены и высокое качество.

Деятельность компании в цифрах:

Зачтено оказывает услуги помощи студентам с 1999 года. За все время деятельности мы выполнили более 400 тысяч работ. Написанные нами работы все были успешно защищены и сданы. К настоящему моменту наши офисы работают в 40 городах.

Ответы на вопросы - в этот раздел попадают вопросы, которые задают нам посетители нашего сайта. Рубрику ведут эксперты различных научных отраслей.

Полезные статьи - раздел наполняется студенческой информацией, которая может помочь в сдаче экзаменов и сессий, а так же при написании различных учебных работ.

Красивые высказывания - цитаты, афоризмы, статусы для социальных сетей. Мы собрали полный сборник высказываний всех народов мира и отсортировали его по соответствующим рубрикам. Вы можете свободно поделиться любой цитатой с нашего сайта в социальных сетях без предварительного уведомления администрации.

ansver

да, определенно. группу учеников, работающих на пк после уроков можно назвать малой группой, если такая практика повторяется постоянно и эти ученики собираются по интересам, имеют образец поведения, общаются между собой лично, имеют общую цель.

нет, не каждое. потому что не каждое подобное объединение имеет признаки малой группы, такие как личное взаимодействие, референтность, личные контакты, единство, внутригрупповая активность, , наличие общей цели, эмоциональность, коммуникации, групповая культура.

функция социализации отвечает за первичную социализацию человека, например, в семье, так как семья является первым институтом и малой группой, в которой человек социализируется.

функция психологической поддержки представляет собой личное общение и взаимодействие, которое происходит в малой группе. по мере этого личного общения происходит психологическая поддержка друг друга.

это не константа и необязательно будет так, все зависит от конкретного кейса и степени значимости (о которой говорится в параграфе), что заставляет человека ориентироваться на нормы, которые представляют для него наибольшую ценность.

например, я отношусь к числу студентов и к молодежи – для меня это группы членства, поскольку членство в этих группах на меня никак не влияет. а моя семья, выполняя нормативную функцию, является для меня референтной группой, также как компания моих друзей.

потому что референтные группы имеют высокую степень значимости для человека, и он соотносит и иногда редактирует свои ценности, образ мышления, поведения, то есть человек соотносит себя вкупе со всеми характеристиками с этой референтной группой, потому она является эталонной.

насколько я помню во время соревнований мой класс объединялся, старался мобилизовать силы. в случае неудач, их источник порицался, на него накладывались отрицательные санкции. но если класс побеждал, то неудачи не замечались. если класс дружнее, то они оказывают друг другу поддержку в случае неудач. и вероятно, развитие таких классов, а точнее внутригрупповых отношений гораздо лучше, чем там, где класс разобщен.

Читайте также: