Можно ли в пост играть в компьютерные игры

Обновлено: 05.07.2024

Здравствуйте! Имеется ли в жизни христианина место компьютерным играм? Часть своего свободного времени, которое я мог бы потратить на изучение Библии и самообразование, сжигаю за военными стратегиями. К сожалению, в Библии ничего про компьютерные игры не написано.

Мир и благодать вам! Очевидно, вы считаете себя христианином. И при этом, вы по собственной вашей оценке «сжигаете время в компьютерных играх».

Плотская модель самосознания началом всего утверждает похоти человека. Над ним нет высшей воли, нет высшей власти, нет высшего разума. Отсюда, его главные, побуждающие к активной жизни раздражители – это живот, жаждущий пищи, это глаза, жаждущие зрелищ.

То, что вы представили в своём вопросе, как раз иллюстрирует именно такую плотскую модель поведения. Разум подчинён рефлексам, то есть похоти плоти. Об этом писал апостол Иоанн:

«Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего». 1Иоан.2:15,16;

Известны печальные случаи, когда в зависимости от компьютерных игр люди совершали ужасные поступки.

Игровая зависимость, подобная той, что владеет жизнью алкоголиков и наркоманов

Что происходит с человеком во время игры?

Разум увлечён игрой, захвачен эмоциями. Воля поражена=порабощена. Что представляет собой человек с поражённой волей? Раб.

Чей раб? Раб похоти плоти. Раб похоти очей. Раб житейской гордости, как об этом мы уже прочитали в послании святого апостола Иоанна.

Играя в компьютерные игры, вы тем самым даете место дьяволу в своей жизни и своими руками открываете ему ворота. Иными словами, вас атакует враг душ человеческих.

16 Неужели вы не знаете, что кому вы отдаёте себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?
Послание к Римлянам 6 глава

Что делать, если вы осознали свою зависимость от компьютерных игр?

В первую очередь, исповедуйте грех

1 Иоанна 1:9. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен

Христианин-не раб греха. Твердо вставайте на Божии обетования и отрекайтесь от власти дьявола.

7 марта 2011 года у православных россиян начался Великий пост. Каждый год растет число людей, впервые пробующих подвергнуть себя этому испытанию тела и духа. Испытанию нелегкому, даже странному в светском обществе, где само слово «пост» давно уже означает интернет-послание, а глагол «запостить» привычнее, чем «поститься». Елена Ямпольская обратилась со своей растерянностью к священнослужителю из Саратова игумену Нектарию. Что во время Великого поста важнее меню? Насколько все-таки принципиальна гастрономическая составляющая? Наш собеседник постарался разрешить основные, наиболее распространенные вопросы неофитов.

«Если вечером в вашем холодильнике обнаружится кусок колбасы…»


– Отец Нектарий, не секрет, что многие понимают пост как время диеты и очищения организма. Есть люди, рассматривающие пост просто как часть традиции. Так все-таки в чем смысл поста?

– В любом деле важнее всего намерение и та цель, которую человек преследует, когда к этому делу приступает. После грехопадения у первого человека оказались поражены три силы его души – воля, разум и чувства. Разум поврежден в меньшей степени, потому что любой из нас, будучи более или менее адекватным, способен различать добро и зло. А вот воля и чувство к этому абсолютно не способны: чувства наши влекутся к чему-то приятному независимо от того, добро это или зло, а воля находится в настолько расслабленном состоянии, что голосу разума отвечать не в силах. Значит, воля нуждается в некотором укреплении. Нужен опыт отказа от приятного.

– А это не рахметовщина? «Особенный человек» спал на гвоздях и тоже отказывал себе в пище…

– Речь идет не о самоистязании по собственному же произволу, а о том, чтобы склонить голову перед церковным установлением, которое на первый взгляд кажется непонятным, нелогичным, устаревшим. И знать, что исполняешь при этом волю Божию. То есть человек делает это не с гордостью, а со смирением. Сегодня это, наверное, даже важнее, чем аскетическая сторона поста.

– Значит, гастрономия не так важна?

– Все-таки надо отказываться от тех видов пищи, от которых заповедано отказываться Великим постом. Иначе получается, что человек чувствует себя умнее Церкви…

– Почему умнее? Слабее.

– Если слабее – тогда, может быть, не страшно, если вы поститесь не совсем правильно. Страшно, когда вам покажется, что вы умнее и шире Церкви.

– Мы тут в женском коллективе обсуждали строгости поста и сошлись на том, что жить без мяса – пожалуйста, сколько угодно. Самое трудное – лишить себя йогурта по утрам.

– Ни в коем случае не претендую на умственное превосходство, но вам не кажется, что такой повышенный интерес к пище пришел из времен, когда пропитание было некоторым дефицитом? Честно говоря, я вокруг себя особых гурманов не знаю, да и сама к этой категории не отношусь. Нормальный современный человек, живущий при кризисе перепроизводства, о еде думает мало – перехватил чего-ничего и побежал по делам.

– Ну да, ну да… Что вы там говорили о йогуртах?

– Есть отдельные слабости, конечно, но они же пустяковые…

– Поверьте, когда вы сделаете над собой небольшое усилие и откажетесь от такой пустяковой зависимости, вы вдруг почувствуете внутри новую силу. Маленькую, быть может, но для вас совершенно неожиданную. Господь ведет человека, как ребенка, и поначалу показывает ему самую низенькую ступеньку лестницы. Она порой вровень с землей находится. Но без этого первого шага движение дальше невозможно. И главная задача дьявола заключается в том, чтобы не дать человеку сделать первый шаг. Он говорит: это же мелочь, пустяк, просто глупость. Вообще, это люди придумали, когда есть было нечего, и они хотели себя таким образом приучить к экономии… Масса аргументов возникает как бы из ниоткуда, как бы из глубин нашего ума, нашей здравой логики, а в итоге что происходит? Минует один год – человек не начинает поститься, второй, третий. А потом возникает мысль: я уже столько лет считаю себя так или иначе причастным к Церкви, но при этом не пощусь, значит, и дальше можно не поститься.

– Наверное, вы правы…

– Если говорить о практической стороне поста, надо заранее обдумать и правильно организовать свое питание. Потому что, когда вы целый день пробегаете, а вечером у вас в холодильнике обнаружится только…

– … кусок колбасы.

– Вы его съедите. Просто ради самосохранения.

Я бы посоветовал сразу определиться, сколько раз в день вам следует есть – по медицинским показаниям. Но дальше от этого уже не отклоняться – не пить чай в перерывах, не грызть чего-то на ходу. Элементарная самодисциплина. Но, конечно, если пост ограничивается гастрономией, если человек не идет в храм, это ему ничего не даст. Только присутствие на богослужении и внутреннее участие в нем раскрывает для человека сущность поста.

«Господь вам что-то даст даром»

– Какие великопостные службы для понимания поста действительно необходимы? Помимо Страстной недели, разумеется.

– Прежде всего это первые четыре дня первой седмицы поста. Четыре вечера, когда читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Не прослушав чтение этого канона, не помолившись, поста уже не поймешь по-настоящему. Потому что пост – это не просто время воздержания, но время молитвы и покаяния, когда человек особым образом погружается в себя, достигает тех глубин своей души, к которым обычно приблизиться очень трудно. И Господь ему в этом помогает. Можно сказать, что во время поста небо для человека открыто.

– Четыре вечерних службы… Представляю себе радость начальника, к которому приходит подчиненный и говорит: с понедельника по четверг я с работы ухожу раньше…

– Знаете, если бы вы, не дай Бог, заболели и у вас была бы неотложная потребность в медицинских процедурах, начальник, наверное, с этим бы примирился, чтобы не потерять работника. А в данном случае это необходимая процедура для души. Подобные проблемы только кажутся непреодолимыми. Но они не трагичны и преодолевать их все-таки нужно.

Какие еще богослужения? Благовещение. Вербное воскресенье – за неделю до Пасхи. Воспоминание о воскрешении праведного Лазаря – суббота, ему предшествующая. Так называемое Мариино стояние, когда Великий покаянный канон читается не в дроблении, а целиком – среда пятой седмицы. Похвала Божией Матери – суббота пятой седмицы. Про Стояние Марии Египетской следует сказать отдельно. Особенность этой службы заключается в том, что, помимо Канона, читается Житие преподобной Марии Египетской. Это, пожалуй, единственный случай в году, когда в церкви вслух звучит история, которую, наверное, не следовало бы оглашать – потому что Житие этой святой изобилует подробностями грехов, в которых она жила. Но делается это как раз для того, чтобы можно было понять, насколько удивительным бывает восхождение из бездны греха к вершинам святости. И достигнуть этих вершин можно только через покаяние. Когда человек обращается к той или иной духовной практике, он думает, как ему усовершенствовать себя, стать лучше, подняться выше. В христианстве иной путь. Человек нисходит в глубину покаяния и смирения, абсолютно не думая, как бы ему стать святым. Нет в Церкви ни одного святого, который хотел стать святым. Если кто-то хотел стать святым, он никогда им не становился – в этом парадокс христианства. Преподобная Мария Египетская уходила в пустыню для чего угодно, только не для того, чтобы стать святой, ходить по воде и молиться, поднявшись на воздух.

– Требуется ли благословение на пост?

– Не обязательно. С другой стороны, приступая к любому важному делу, хорошо испросить благословение у священника.

– А первый пост – это очень важно.

– Конечно. Испрашивая благословения, вы тем самым признаете свою немощь, смиряетесь, а человеку, смирившемуся хотя бы в малом, Господь непременно дает Свою благодать. Это закон духовной жизни, который можно понять только на собственном опыте. Вообще, если вы сделаете этот первый шаг, Господь вам даст больше, чем Он дает, скажем, мне или тому, кто давно уже живет церковной жизнью. Со временем вам придется думать о глубине вхождения в пост. А сейчас вы просто придете, как ребенок, и Господь вам что-то даст даром – просто за то, что вы пришли. Что именно – трудно сказать, но то, что вам будет нужно и что вы сможете уже сейчас принять и не потерять.

«Двигаться вперед – единственный способ не вернуться назад»

– Я заметила, что у людей церковных предощущение Великого поста – необычайно праздничное. Они даже поздравляют друг друга. С чем именно?

– Пост неслучайно называется в церковных песнопениях «весной духовной». Вы знаете, как мы любим откладывать важные дела на завтра. А завтра с утра не получилось, что-то отвлекло, уже вечер, начинать поздно. Мы опять обещаем себе, что начнем завтра, и порой это «завтра» означает никогда. Пост становится очень хорошим поводом изменить себя и свою жизнь, а значит, и временем радости – несмотря на все скорби.

– Простые, невинные удовольствия во время поста допустимы? Не надо нарочно нагнетать в себе мрачное состояние духа?

– Мрачное настроение в себе вообще никогда нельзя нагнетать. Оно ничего общего с покаянием не имеет. Покаянное чувство – на самом деле очень светлое. Это путь к радости через мрак.

Было бы ошибкой сказать, что Великим постом категорически запрещено радоваться. Но представьте себе, что вы готовитесь к делу, требующему полной концентрации всех сил, полной сосредоточенности. Вы же не станете себя в этот момент ничем развлекать и отвлекать. Предположим, спортсмен – фехтовальщик, боксер – вышел на поединок и вдруг задумался о чем-то, помимо единоборства с противником. Он не сможет победить. Нечто подобное происходит и здесь: в невинных радостях и удовольствиях во время Великого поста греха нет. Но если вы откажетесь от какого-то удовольствия, чувствуя, что оно вас рассеивает и расслабляет, это будет правильно.

– То же самое относится к театру, кино?

– Традиционно постом люди отказывались от зрелищ.

– Да, но традиционно постом зрелищные заведения – в большинстве своем – просто закрывались.

– Сегодня все остается в рамках свободы выбора отдельного человека. Это труднее, с одной стороны, а с другой – гораздо большую ценность перед Богом имеет.

– А чтение светской литературы.

– Представьте: пришел человек в церковь, а ему там сказали: ты должен отказаться от литературы, в том числе и классической, в твоей жизни больше не будет ни живописи, ни музыки, ни стихов. Вместо этого – храм, иконы, церковные песнопения, творения святых отцов, Псалтирь и Евангелие. Если человек это примет, то скорее всего он свою жизнь – не духовную, а поначалу душевную – просто изуродует. Естественнее бывает по-другому: читает человек святых отцов, просто знакомясь, просто узнавая, и вдруг в какой-то момент понимает, что иной литературы ему больше не требуется. Не случайно земля в одно время года готова принять семя, а в другое – принести урожай. Вот Великий пост – очень благоприятный период для сеяния. Душа открывается, смягчается, и чтение духовных книг в это время становится особенно благотворным.

– Знаете, вот это и пугает. Не столько сам пост, выдержишь – не выдержишь. Но ощущение, что ты куда-то движешься и от чего-то на этом пути будешь бесповоротно отказываться. А ведь позади остаются вещи милые, теплые, привычные…

– С этого начинается путь к спасению – испугаться. В христианстве действительно нет такой точки, на которой можно было бы надолго замереть. Апостол Петр говорит: для того, чтобы сделать свое христианское звание и избрание более твердым, надо постоянно двигаться вперед. Это единственный способ не вернуться назад. Любой откат назад воспринимается душой человека как предательство, это очень опасно.

«Надо отличать болезнь от истерики»

– Если на время Великого поста выпадают праздники и торжества, передвинуть которые невозможно, – кто-то поедет в гости на Восьмое марта, у кого-то дни рождения близких…

– Тут надо руководствоваться обстоятельствами и здравым смыслом. Проигнорировав день рождения близкого человека, вы причините ему обиду и боль, потому что это не вписывается в систему вашей сегодняшней жизни. Приходя в гости постом, не надо вызывать к себе сочувствие, повышенное внимание, чтобы весь стол обсуждал, как вы поститесь, а хозяева недоумевали, чем бы вас все-таки угостить. В большой компании можно что-то положить себе на тарелку, расковырять и сделать вид, что едите. Но, если вы находитесь в обществе людей понимающих и близких, не стоит скрывать от них свое решение поститься. Зная вас как человека серьезного и основательного, они наверняка задумаются, что вас к этому решению привело.

– А вообще – начинать поститься лучше в одиночку или сразу подталкивать, «агитировать» близких?

– Начинать «подталкивать» близких стоит тогда, когда вы сами на несколько шагов их опередите. И можно будет не подталкивать, а просто позвать за собой. Только реализовав свою ответственность за себя самого, человек может отвечать за других.

– Запрещен ли в пост алкоголь?

– Кроме суббот и воскресений. По отношению к алкоголю церковный устав более демократичен. Дело в том, что устав – Типикон – создавался не в России, а на Востоке, где вино – обычный напиток за столом.

– Растительное масло – тоже только по субботам и воскресеньям?

– По уставу – да. Но на практике люди, которые начинают поститься без растительного масла, порой теряют впоследствии всякую способность к посту – по причине тех или иных желудочных заболеваний.

– Значит, с маслом допустимы послабления?

– Конечно. А если у человека давление 80 на 40, ему придется есть и скоромную пищу. Чтобы его всякий раз из храма на руках не выносили. Плоть, уже угнетенную болезнью, нет необходимости угнетать еще и постом. Лучше обратиться к священнику – желательно к тому, у которого вы исповедуетесь, и спросить: вот таковы мои медицинские обстоятельства, как в связи с этим мне лучше поститься?

– До поста можно и не знать своих медицинских обстоятельств, они позже вылезут.

– Бывает. Но тут тоже надо уметь различать – это действительно болезнь или просто…

– Истерика организма.

– Да. Плоть, не привыкшая себе ни в чем отказывать, начнет бунтовать и кричать «караул!». Первый крик «караул!» надо переждать.

– А что касается курения?

– Курение не является тем смертным грехом, каким некоторые люди пытаются его представить. В истории Церкви были даже святые, которые курили. Например, святой равноапостольный Николай Японский. Он курил достаточно много – до своей архиерейской хиротонии. Бросил, только став епископом. Но, с другой стороны, эта привычка действительно является вредной и греховной в том смысле, что человек сознательно причиняет себе вред. Вообще любое человеческое пристрастие – это вред для его души. Поэтому Великий пост – прекрасный повод узы этой привычки ослабить.

– Женатых людей волнует вопрос супружеских отношений в пост…

– Есть традиция Церкви, согласная со словами апостола Павла. Он говорит, что муж и жена не должны удаляться друг от друга, кроме как по взаимному согласию. И в качестве причины удаления по обоюдному согласию называет именно пост. Но это сложный вопрос, потому что чаще всего мы имеем дело с семьями, в которых одна нога ушла вперед, а другая осталась позади. И здесь необходимо все взвешивать на внутренних весах. Можно, заботясь о своей пользе, повредить тому человеку, который находится рядом, настроить его против Церкви, а с другой стороны – стремясь угодить человеку, повредить себе.

– Если на время Великого поста приходится событие, явно чреватое конфликтами, – как лучше поступить?

– Все ситуации, требующие столкновения мнений, лучше от поста отделять. Опыт говорит, что пост есть время не только молитвы и покаяния, но еще и искушений. На человека, который чуть больше постится и чуть больше молится, темная сила ополчается с особым рвением. Даже в храмах и монастырях Великий пост зачастую становится временем конфликтов и сложностей. Не потому, что люди голодные и оттого злые. А потому, что на этом маленьком пространстве каждый из них старается хоть самый малый духовный подвиг подъять. А кто-то между ними бегает и подбрасывает угольки, чтобы ссора разгорелась из-за пустяка.

– Если не выдержишь строгостей, нарушишь пост, что делать?

– Вы идете по скользкой дороге. Упали. Что будете делать?

– Встану и пойду дальше.

– Так и здесь. Встать, отряхнуться, продолжать идти. Пост – это не какой-то уровень компьютерной игры, который человек должен пройти без потерь, а если не прошел, то игра закончена. Хотя порой враг именно это человеку и нашептывает. Он говорит: ты нарушь, потому что один раз не считается. А когда человек нарушает, он говорит: ну, ты все равно уже нарушил, нет смысла продолжать…

Однако и выдержав пост, было бы ошибкой думать, что вслед за тем можно расслабиться. Пользы тогда не будет никакой. Пост – это повод собраться и потом не расслабляться. И, быть может, к следующему посту собраться еще больше.

Сейчас конечно пост, но в не посту иногда играю в компьютерные игры. Стрелялки. Я вообще не люблю жестокость, но игрушки привлекают своим сюжетом, красочной , и красивой графикой. Игроманом себя не считаю, но приходя с работы например игра помогает расслабиться. Не считаю что убийство человека противника в игре приносит в мою душу негатив. Точно так же я люблю природу, флору и фауну, и категорически не приветствую всякое разрушающее воздействие на экосистемы Земли. Но в игре по сюжету и я обязан охотиться на виртуальных зверей в том числе и очень редких. Но этим же я не уничтожаю их в реальности. Так как игра является всего лишь программой в которой виртуальные "болванчики" действуют по какому то программному алгоритму. Играю не каждый день, а периодически. Раз игру прошёл, а в следующий раз могу и через пол года поиграть, могу и год вообще ни во что не играть. Пристрастия к этому у меня нет, просто досуг. Даже наоборот бывает только начиню играть как она уже надоедает. Не согрешаю ли я в данном случае? Агрессии после игр не чувствую, и чётко вижу разницу между игрой и реальной жизнью.

Также не грешно ли слушать мирскую музыку? Среди музыкантов кумиров нет, ни под кого не подражаю.

Похожие вопросы

3 Ответа

Здравствуйте.
Давайте сперва кое-что уточним: то, что вы не считаете себя игроманом и играете периодически, не означает, что вы действительно не игроман. Мало кто из алкоголиков понимает, что он алкоголик. То, что запои случаются не каждый день, они считают гарантом своего не-алкоголизма.
Далее. Убийство виртуальных болванчиков на уровне подсознания воспринимается мозгом как убийство реальных. Вы получаете химическую награду. Это на уровне биологическом. Что происходит на уровне душевном? -- возбуждение низких, практически животных страстей и их удовлетворение. Судите сами, как это соотносится с православной аскетикой. Я помню, долгое время не играл и потом решил что-то запустить. Помню, с каким усилием переступал через себя первый час игры, чтобы взять в прицел виртуального болванчика, даже не человека -- какого-то монстрика. Помню, как была противна душе вся упрощённая, сведённая до квадратно-гнездовых понятий игровая реальность. С тех пор я не играю в игры (впрочем, не избавился ещё от такого время провождения, как просмотр стримов вместо сериалов).
Впрочем, замечу, что игры -- конечно, вид искусства. Можно сравнить опять-таки с алкогольной культурой, где есть хороший виски, вкусные вина, а есть дешёвое пиво и портвешок, чтобы нажраться до панкреатита. Я не думаю, что для мирянина играть в игры, если знать меру, -- грех. Просто помните, что всё вам позволительно, но ничто не должно обладать вами ( 1 Кор. 6:12 ). Также советую глянуть не так давно вышедший на ютуб-канале "Стопгейм" ролик под названием "Как игры тобой манипулируют" и задаться вопросом: а оно вам надо?

Что касается мирской музыки -- также не грех мирянину её слушать; впрочем, надо понимать, что она несёт в себе, чем наполняет вашу душу и как на вас влияет.

В любом случае, будет хорошо, если вы постепенно отучитесь "коротать досуг" за чем-то не только неполезным вашей душе, но даже просто бесполезным. Если уж говорить про игры, то, как по мне, можно пройти какую-нибудь сильную сингловую вещь с мощным сюжетом, сравнимую с хорошей книгой, но день за днём ковырять земельку в какой-нибудь онлайн-выживалке -- это пустопорожнее времяпровождение, ни уму, ни душе, ни сердцу. " Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы ( Еф. 5:15-16 )

Пост является временем, когда мы усиленно трудимся на славу Господу, духовно возрастаем и стараемся стяжать различные добродетели. Физические ограничения вроде воздержания в еде, близости между супругами, более усердные молитвы - призваны умертвить телесные страсти, чтобы душа вознеслась ближе к Богу.

Однако порой люди относятся к этим ограничениям формально, юридически, без каких-либо внутренних духовных изменений. Чрезмерное воздержание от близости может разрушить брак. Чрезмерное, неподъемное ограничение в еде, чрезмерное усердие в молитве может привести к нездоровым состояниям души, выгоранию, тщеславию. "Я отстоял пост, я хороший, я правильный" - в этих словах нет смирения, а ведь именно смирение является целью поста.

Разумное ограничение в играх, безусловно, правильный шаг. Игры, получение удовольствий, мирская суета - все это отдаляет нас от Бога, отнимает время, которое могло быть потрачено на Его поиски. С другой стороны, жесткое, бескомпромиссное ограничение не всегда уместно, нельзя чрезмерно жестко относиться к себе, это может быть чревато.

Так как же отделить полезное от вредного? Где провести черту? Приходит на ум следующая история. Священник и неверующий беседовали о вреде курения. Неверующий доказывал, что курение позволительно, приводил аргументы. Тогда батюшка сказал "А вы помолитесь перед тем как курить" Тот смущенно ответил "Но как же, это будет как-то неправильно". "Ну вот вам и ответ, это Бог через вашу совесть укоряет вас".

Пост - время, когда мы стремимся к Богу. Молитва перед игрой даст вам понять, отдаляют или сближают вас игры с Богом.

Мне кажется, что жизнь слишком коротка и мы призваны к большему, чем компьютерные игрушки. Тем более, связанные с убийством. Согласны Вы или нет, но даже виртуальное убийство негативно отражается на душе.

Что касается мирской музыки, то всё зависит от духовного возраста человека. Очевидно, что в пост лучше сосредоточиться на духовном, а не душевном.

- Можно ли в непостное время смотреть юмористические программы? Является ли смех грехом?

- Трудно ответить в нескольких словах. Но грехом является все, что противно Божественной воле и Божественной заповеди. В Евангелии звучат и такие слова Спасителя: «Горе вам, смеющиеся ныне» и наоборот: «Блаженны плачущие». Почему? И почему Предание Церкви говорит, что Иисус никогда не смеялся, но не раз проливал слезы? Очевидно, есть причины, это объясняющие. Первая – состояние мира вокруг нас, а вторая – состояние нашей собственной души.

В нашем мире много скорби, и потому христианину трудно, забыв о чужой боли, беспечно смеяться. Но что такое смех? Это своего рода разрядка, снятие эмоционального напряжения. Иногда смех – проявление радости. Постоянно «задавливать» себя в этом отношении трудно, небезопасно и далеко не всегда оправдано. Но, как и во всем, в смехе должна быть мера. Как считают некоторые подвижники, мера смеха – до «небольшого обнажения десен», то есть, неправильно человеку «забывать себя».
Отдельный вопрос – юмористические программы. А надо ли специально смотреть их, чтобы посмеяться? И над чем иногда предлагают смеяться? Иногда над тем, о чем стоило бы горько плакать.

Смею напомнить: истинное веселье и радость человека – в Боге, в бытии с Ним. И тот, кто стремится к этой радости, к этому веселью, всегда находит его и другого уже не ищет.

- Допустимо ли православному человеку играть в компьютерные игры? И можно ли играть в такие на телефоне?

- Ну, знаете, это все равно, что смотреть мыльную оперу и прочую телеберду. В православии есть даже такому занятию точное определение – праздность. А праздность – это грех.

Человеческая жизнь коротка и тратить ее на бесполезные развлечения никак нельзя. У православного человека просто не должно оставаться для праздности времени. Главным правилом древних подвижников было благочестивое: «Молись и трудись». Все время человеческой жизни должно быть занято трудом. И труд этот должен быть для блага ближнего или для своего духовного роста.

Это не означает, что человек не имеет права на отдых. Имеет, только и отдых должен приносить духовную пользу. Путешествия, посещение музеев, концертов, чтение душеполезных книг, занятия спортом, любое увлечение, которое имеет какой-то положительный смысл, - все это допустимо для православного человека. И получается, что тратить драгоценное время жизни на игру – просто неразумно. Напомню слова апостола Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (I кор., 6,12).

Отвечал на вопросы игумен Нектарий (Морозов)
Подготовила Н. Дмитриева


К сожалению, сегодняшние христиане оказались перед принципиально новыми вызовами, новыми изобретениями врага нашего спасения. Например, никогда ни одно поколение людей, живших на Земле, не имело такого агрессивного вмешательства в жизнь человека со стороны разврата. Если говорить аскетическим языком – со стороны беса блуда, поскольку даже те места, где собирались развратные люди, были закрыты, и для того, чтобы туда попасть, надо было принять решение и приложить какие-то усилия.

Сейчас на душевно неподготовленного и не ищущего подобное человека вываливается страшная информация, которая хорошо определена словами из известной молитвы: «душетленныя страсти телесныя» – разрывающие душу телесные страсти. Это первый вызов.

Также мы столкнулись с вызовом компьютерной зависимости, игровой зависимости – такого искушения в такой степени не знало ни одно поколение христиан. Дело в том, что подростку предлагают продукт, приготовленный высочайшими профессионалами, которые специально получают большие деньги и придумывают, как подростка завлечь в эти игры.

Как 12-летний или 14-летний парень не может противостоять 30-летнему профессиональному боксеру, так же точно молодая душа не может противостоять этому искушению в должной степени, просто нет сил.

Слишком красочно, слишком интересно. Это накладывается на то, что для подростка в его переходном возрасте обыденная жизнь кажется бесконечно скучной и серой.

И вот на фоне этого разочарования в привычной системе ценностей, в родителях, ему вдруг предлагается такой мир, где все красочно, красиво, где он может быть первым, может быть победителем, где все очень интересно, где, даже играя онлайн с другими людьми, он не выглядит зеленым сопляком, который ссутулился у компьютера, а выглядит удачливым богатырем.

Сразу целый комплекс человеческих страстей подвергается в человеке массированной атаке. Поскольку мы, взрослые люди, в свое время не проходили этого бедствия, то и оказались не готовы – у нас не было такого соблазна, у нас не было такого искушения, у нас не было такой борьбы.

Мы или проглядели поколение наших подростков, что очень часто, к сожалению, бывает даже у очень высокоинтеллектуальных, начитанных, духовно образованных и прекрасных людей, или мы просто обвиняем их и не понимаем, насколько это тяжело преодолеть.

Если офицер не может не играть, то что могут дети

Я могу проиллюстрировать это. Не так давно командира одной крупной войсковой части сняли с должности за то, что он привел свое подразделение в почти полную разруху, потому что с утра после пятиминутной раздачи приказов запирался у себя в кабинете и играл в онлайн-танки. Это действующий офицер, и у него не хватило силы воли преодолеть зависимость.

У меня есть несколько знакомых, у которых семья или на грани разрушения, или уже разрушилась из-за компьютерных игр онлайн. Речь о людях, которым по 45, по 47 лет – взрослые опытные сильные мужчины, достаточно успешные, которые не смогли это преодолеть.

Играющие люди просто выпадают из реальной жизни. Как-то я приехал на день рождения одного дорогого мне человека моего возраста, на этом дне рождения было порядка 15 человек, и вдруг двое из приглашенных, мужчины на пятом десятке, в разговоре друг с другом выяснили, что они оба играют в танки онлайн. И они начали громко это обсуждать, настолько, что все остальные не смогли больше ни о чем говорить.

Мы сначала думали, что они шутят. Разговор остановился, а они этого даже не заметили, пока в течение 40 минут не выяснили все, что касается оборудования танков, одержанных побед, стратегий и прочее. Причем там сидела жена одного из них, она просто плакала, а потом мне сказала: «Я так живу».

Люди, взрослые люди, оказались совершенно выпадающими из реальности, не понимающими, что они причиняют боль. Это как алкоголизм, преступная радость на стороне за счет боли любимых людей.

В доме ничего не делается, работа не работается, потому что там, в виртуале, интересно, там он герой.

Если речь о детях, должно быть достаточно жесткое вмешательство родителей. Если ребенок стал зависимым, он будет проходить практически наркотические ломки, может быть, даже ненавидеть в какой-то период родителей, но его необходимо ограничивать от этого, потому что сам он этого сделать не может.

Полностью оградить ребенка от компьютера нельзя, да и не нужно: даже само школьное обучение связано с компьютером, даже дневник – электронный, да и потом компьютер необходим в различной профессиональной деятельности. Какая-то действительно небольшая часть полезного общения происходит через социальные сети. Поэтому задача нас, родителей, очень сильно и жестко это дозировать.

Но ни в коем случае специально не запрещать. Я очень много раз сталкивался с тем, когда родители полностью ограничивают ребенка, а потом где-то у друзей, получая возможность играть, он просто срывается, как пьяница – в запой.


Протоиерей Федор Бородин с семьей. Фото: Анна Гальперина

Не запрещать, а учить пользоваться компьютером

Наша задача – воспитать в ребенке умение пользоваться компьютером и противостоять его соблазнам. Совершенно очевидно, что с каждым годом соблазны, которые предоставляет виртуальный мир, и качество «продуктов», и мощь нападения на душу человека будут только возрастать, потому что тут работают и получают за это очень хорошие деньги высококлассные профессионалы.

В одной московской гимназии родители при поступлении ребенка в школу подписывали обязательство, что он вообще не будет смотреть телевизор. Позднее завуч школы рассказывал: «Я однажды шел по городу у метро и увидел, что дети под проливным холодным дождем стоят у витрины магазина, где продавались телевизоры, и долго-долго смотрят те взрослые фильмы, которые там показывали, забыв обо всем». В этой школе было принято решение о том, что полностью запрещать смотреть нельзя, надо учить детей смотреть то, что нужно, что полезно и не вредно.

С компьютером такая же ситуация. Может быть, можно дать школьнику поиграть. У нас в семье есть «недельное время», когда ребенок играет час – один или максимум два раза в неделю; или один раз играет полтора часа. Мы контролируем, во что он играет. Например, в стратегию, которая не наносит такого большого урона душе человека, как стрелялки, и не вызывает у него агрессию.

Обязательно на домашнем компьютере должен стоять родительский контроль. Потому что иначе на маленького ребенка может вывалиться порнография, и она травмирует его душу, возможно, искалечит его будущую семью, потому что у него будет разрушена система ценностей.

Волю нужно воспитывать

Нам надо учить своих детей быть независимыми от того, что им пытаются навязать «высокие технологии». Чтобы они в этом мире были, как тот, кто совершенно не зависит от алкоголя: он ходит в магазине по отделу алкоголя в супермаркете, его ничего не цепляет, его ничего не трогает, ему не интересно, потому что для него это не является какой-то радостью и ценностью.

Нам надо воспитывать так детей, чтобы они к этому миру относились так же.

Поэтому действительно важно не дарить дорогие гаджеты, держать под абсолютным контролем, несмотря на любой бунт и протест, весь контент, который попадается на глаза ребенку, и очень жестко и в каких-то минимальных размерах давать ему понятные для нас игры в качестве просто прививки, чтобы он более спокойно к этому относился, но при этом не заражался. Мне кажется, это единственный выход.

Надо говорить о том, что есть великая наука аскетика, которая посвящена борьбе со страстями. Борьба со страстями начинается с укрепления воли человека – поэтому правила, поэтому посты, поэтому поклоны. Надо укреплять волю. Игры расслабляют волю человека, он, как пьяница, который видит бутылку, не может ничего с этим поделать, зашел в соцсеть, видит – игра, всё, он себе не принадлежит, воли нет.

Волю надо в себе воспитывать. Конечно, должен быть пример, потому что я недавно видел одну православную семью: ребенок своими делами занимается, папа и мама сидят каждый в своем экранчике на своем диванчике. Конечно, ребенок, когда вырастет, будет точно так же себя вести, как мама и папа.

Память о зависимости – на всю жизнь

Даже если человек исцеляется от игромании, он останется зараженным на всю жизнь. Я помню, мы проходили курсы повышения квалификации для священнослужителей в православном монастыре, и к нам приходили два очень знаменитых нарколога, мужчина и женщина, с огромным стажем работы.

Очень интересную вещь сказал доктор наук, известный на всю страну нарколог: «Я пришел к вам, отцы, потому что понимаю: без вас мы не справимся. Раньше мы всегда считали, что есть человек и есть вещество, оно воздействует на человека. А теперь я понимаю, что есть воздействие на человека, есть человек, а вещества нет. Воздействие то же самое, поэтому я свидетельствую о том, что компьютер может стать абсолютным наркотиком и вызывать точно такие же реакции у человека».

Женщина-нарколог произнесла: «Я – алкоголик в ремиссии». Женщине около 60 лет, много лет она в профессии, доктор наук, работает в наркологическом центре, лечит от алкогольной зависимости людей. Мы ее спрашиваем: «Сколько вы не пили?» Отвечает, что 35 лет. Интересуемся: «Почему вы считаете, что вы в алкогольной зависимости?» Она говорит: «Потому что это во мне продолжает жить – я прохожу мимо ларька, или мимо магазина, или мимо стенда со спиртным и знаю, какое что на вкус, какой будет эффект. Все равно эта память во мне остается. Я вижу, сколько что стоит, что лучше, что качественно, что не качественно – я все равно продолжаю все это оценивать и во все это погружаться».

Поэтому, наверное, человек должен понять, что он нанес себе какую-то рану, шрам от которой не зарастет никогда и останется вечно, но уже тут ничего не сделаешь, с этим надо как-то дальше жить. Христианин умеет жить, смиряясь и зная, что в нем есть какие-то страсти.

Читайте также: