На какой теоретический метод не опирается компьютерное обучение иностранным языкам

Обновлено: 03.07.2024

© Титова С. В., 2017

© Оформление. Издательство «Эдитус», 2017

Принятие новых федеральных государственных образовательных стандартов профессионального и общего образования в 2010–2012 гг., профессиональных стандартов педагогов вузов и школ в 2015 г. свидетельствует о необходимости значительной перестройки всех составляющих образовательной парадигмы школы и вуза. Данные изменения связаны с повышенным вниманием к интерактивным формам обучения, обязательному использованию цифровых технологий (ЦТ) на всех этапах процесса обучения – от подачи материала до его контроля, моделированию и применению инновационных методов обучения, организации и регламентации самостоятельной работы обучающихся, развитию информационно-коммуникационной компетенции (ИКТ) всех участников образовательного процесса.

Многие исследователи, анализируя роль ЦТ в обучении, выделяют три качественно различные типа их применения в обучении:

● первый тип – смешанный форма (blended learning) – предполагает интеграцию новейших технологий в традиционный процесс обучения для повышения эффективности преподавания различных дисциплин;

● второй тип обучения – дистанционный – базируется на использовании ЦТ, которые позволяют вести учебный процесс без прямого участия преподавателя, способствуя развитию навыков самостоятельного поиска, выбора и применения информации;

● третий тип представлен новым образовательным феноменом, основанным на концепции образование через всю жизнь – это массовые открытые онлайн-курсы (МООК), которые в основном используются для самообразования и повышения квалификации.

Первый и второй тип применения ИКТ в образовательном процессе предполагает постепенную перестройку всей системы образования, смену господствующей парадигмы профессионального обучения. Сегодня внедрение ИКТ в профессиональную деятельность педагогов является приоритетным направлением модернизации российского образования в связи с введением новых образовательных стандартов вуза и школы.

Что касается второго типа обучения – дистанционного, то в нашей стране он еще не нашел широкого применения, хотя сегодня дистанционное обучение считается одним из наиболее эффективных и перспективных форм получения образования во всем мире. В настоящий момент этот термин находится у всех на слуху, и им пытаются обозначить все возможные способы и формы применения ИКТ в образовательном процессе – от сайта учебного заведения с краткой информацией о поступлении до обычного линейного учебника, опубликованного в сети. Целесообразность развития системы дистанционного образования уже не подвергается сомнению и подтверждается многочисленными данными и оценками экспертов в этой области, реальными примерами внедрения новых форм образования в высшей и средней школе. Однако следует отметить, что широкое распространение этой формы получения образования возможно лишь при решении ряда сложнейших задач экономического (большие материальные затраты на развитие технической и методической базы высших и средних учебных заведений, а также на обеспечение самого учебного процесса), технологического (развитие российских компьютерных сетей, обеспечение широкого доступа к Интернету), методологического (необходимость выработки стандартов электронных обучающих ресурсов, новых методов технологий обучения, основных принципов подготовки педагогических кадров и др.) и психологического (психологическая подготовка обучающихся и преподавателей) характера.

Массовые открытые онлайн-курсы – наиболее перспективное и бурно развивающееся направление электронного обучения на сегодняшний день как у нас в стране, так и за рубежом, поскольку опирается на такие подходы, как коннективизм, активное обучение, обучение в сотрудничестве, которые повышают самостоятельность и мотивацию обучающихся в приобретении навыков и умений, необходимых для профессиональной деятельности в глобальном цифровом мире.

По мнению автора данного пособия, основная сложность заключается в создании не столько технической, сколько методической базы учебных заведений, которая предполагает наличие открытых обучающих ресурсов, коренным образом отличающихся от тех, что используются в традиционной форме образования.

Цель данного пособия – помочь преподавателям и учителям иностранных языков научиться проектировать и создавать собственные электронные обучающие материалы и задания, способствующие оптимизации и эффективности учебного процесса при использовании дистанционной и смешанной форм обучения.

Глава 1. Теоретические подходы к внедрению цифровых технологий в преподавание иностранных языков

§ 1. Основные этапы применения цифровых технологий в обучении иностранным языкам в ХХ – начале ХХI в

Использование компьютерных технологий в преподавании иностранных языков началось более 70 лет назад. До недавнего времени эта тема была предметом обсуждения довольно узкого круга специалистов, но с наступлением информационной эры в развитии общества, появлением Интернета и бурным развитием мобильных и облачных технологий все больше преподавателей иностранных языков у нас в стране и за рубежом осознают необходимость интеграции новейших технологий в учебный процесс. Термин цифровые технологии (digital technologies) появился сравнительно недавно. В англоязычной педагогической литературе он используется как зонтичный термин, включающий разнообразные, недавно появившиеся (облачные, мобильные, смарт-технологии и др.) и ставшие уже традиционными информационно-коммуникационные технологии [Dudeney, Hockley, Pegrum, 2013].

В своей статье «Использование компьютеров в преподавании иностранных языков» М. Воршер обозначил три основных этапа использования компьютерных технологий в преподавании иностранных языков – бихевиористский, коммуникативный и интеграционный [Warschauer, 1997]. Это направление называют Computer Assisted Language Learning, что значит – изучение иностранных языков с помощью компьютерных технологий. Для каждого этапа характерен определенный уровень развития технологий, а также соответствующий педагогический метод. Сегодня, в связи с появлением новых технологий и педагогических подходов к использованию ЦТ в процессе обучения, данная классификация может быть дополнена и расширена (см. табл. 1).

Основные этапы применения ИКТ в процессе преподавания иностранных языков в XX – XXI вв.

Цифровые технологии в языковом обучении: теория и практика - _011.jpg

Первый период в развитии обучения с поддержкой компьютерных технологий, начавшийся в конце 50-х гг. и продолжающийся до 60—70-х гг. ХХ века и условно названный бихевиористским, основан на популярной в то время бихевиористской теории преподавания. Компьютерные упражнения, созданные в тот период, тренировали навыки обучающихся (грамматика, письмо) путем повторения. Главным принципом построения компьютерных программ было «упражнение и тренировка» (drill and practice). Компьютер лишь частично выполнял функции преподавателя, он воспринимался как устройство, предоставляющее только учебный материал студентам. Устоявшаяся модель тренировочных компьютерных упражнений действовала по принципу: презентация – тренировка – контроль. Сторонники бихевиористской теории обучения приводили следующие доводы в защиту этого метода: периодическое повторение материала необходимо в процессе обучения;

● компьютер идеально подходит для упражнений, основанных на повторении, так как он не «устает» и дает объективную оценку;

● компьютерная программа позволяет каждому студенту работать в собственном темпе.

Однако уже в конце 70-х – начале 80-х гг. бихевиористский подход к использованию компьютеров в преподавании потерял свою популярность в силу многих причин. Во-первых, этот подход к изучению языка был опровергнут на теоретическом и практическом уровне. Во-вторых, появление персональных компьютеров открыло целый ряд новых возможностей. Это стало началом нового коммуникативного периода, основанного на коммуникативной теории, популярной в преподавании в 80-е гг. Сторонники нового метода считали, что упражнение и тренировка не дают возможности общения на изучаемом языке. Основными принципами коммуникативного подхода к применению компьютерных технологий являлись:


В статье рассматриваются компьютерные технологии как способ более успешного обучения иностранным языкам и их недостатки и преимущества. В ней также исследуются эффективность обучающих программ и интернет-ресурсов.

Ключевые слова:компьютерные технологии, иностранные языки, обучающие программы, условия, преимущества, компьютерная деятельность, информационный.

The article deals with computer technologies as a way of more effective teaching of foreign languages and their advantages and shortcomings. The effectiveness of teaching programmes and Internet-resources are also considered in it.

Keywords:computertechnologies, foreignlanguages, teachingprogrammes, conditions, advantages, communicativeactivity, informative.

Цель обучения иностранному языку в неязыковом вузе в настоящее время — формирование и развитие профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции в четырех видах деятельности (говорении, чтении, письме, аудировании), то есть практическое владение иностранным языком как в повседневном, так и в профессиональном общении. На наш взгляд, это является необходимым личностным и профессиональным качеством любого специалиста в эпоху стремительной интеграции России в мировое сообщество.

Актуальность данной проблемы заключается в поиске более эффективных методов обучения иностранным языкам, обусловленных требованиями современного мира. Именно правильное и эффективное использование компьютерных технологий рассматривается нами как возможность перехода на качественно новый уровень в обучении иностранным языкам.

Цель нашего исследования — теоретическое обоснование и разработка методики применения компьютерных технологий в обучении иностранным языкам.

В ходе работы нами были использованы следующие методы исследования: теоретический, эмпирический (беседа, анкетирование) и статистический.

Под компьютерными технологиями обучения понимается совокупность средств и методов создания педагогических условий работы на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, которые моделируют часть функций педагога по обработке информации, организации и управления познавательной деятельностью.

Компьютерные технологии в обучении студентов применяются с середины 70-х годов XX века. Современный этап их использования характеризуется не только мощными персональными компьютерами, но и новыми информационными и телекоммуникационными технологиями. Однако, на наш взгляд, при использовании компьютерных технологий необходимо учитывать определенные условия для более успешного осуществления процесса обучения:

- соблюдать определенное соотношение компьютерных и традиционных педагогических технологий, то есть компьютерный курс должен быть вспомогательным средством в осуществлении учебного процесса;

- обеспечить соответствующей техникой учебный процесс (иметь хотя бы несколько компьютерных классов на факультете);

- преподаватель кроме профессиональных знаний должен хорошо владеть компьютерными технологиями;

- рационально планировать занятия с применением компьютера;

- преподаватель должен оставаться главным источником знаний и информации, организуя, направляя и контролируя весь процесс обучения.

Компьютерные технологии характеризуются рядом преимуществ в обучении иностранным языкам:

- способствуют высокой мотивации процесса обучения;

- повышают общую компьютерную и языковую культуру;

- обеспечивают индивидуализацию обучения;

- способствуют появлению непосредственной обратной связи;

- повышают профессиональную культуру специалиста;

- позволяют тренировать все виды речевой деятельности;

- создают коммуникативные ситуации;

- формируют лингвистические способности;

- автоматизируют языковые и речевые действия;

- способствуют проявлению творческих возможностей;

- создают предпосылки для усвоения больших объемов информации;

- способствуют экономии времени;

- обеспечивают высокое качество образования при правильном использовании.

При этом следует отметить и некоторые недостатки:

- избыточность красок и компьютерных эффектов;

- быстрая утомляемость из-за больших нагрузок на зрение;

- отсутствие живого партнера в общении, так как компьютерные технологии обеспечивают в основном квазиобщение, то есть общение с машиной;

- недостаточно эффективная реализация коммуникативного аспекта обучения, на наш взгляд, (студент часто ничего не говорит вслух, выполняя определенные виды заданий);

- частое несоответствие готовых компьютерных обучающих программ, целям и дидактическим принципам обучения.

Компьютерным технологиям свойственны основные дидактические принципы учебного процесса: наглядность, доступность, научность, последовательность, практическая ориентированность.

Компьютерные технологии, несомненно, существенно влияют на процесс обучения иностранным языкам. Мы отдаем предпочтение обучающим программам и Интернет-ресурсам из них в нашей работе в Северо-Осетинском государственном университет имени К. Л. Хетагурова.

Обучающие программы особенно эффективны, на наш взгляд, для отработки произношения, изучения грамматики и лексики, обучения устной речи и письму, учитывая при этом уровень подготовки студентов и их способности.

При коррекции фонетики на первом этапе мы используем курс «Профессор Хиггинс. Английский без акцента» как на занятиях, так и самостоятельно. При этом студенты не только улучшают произношение, но и увеличивают темп речи.

Обучающие программы по грамматике дают возможность изучить и закрепить различные правила. По нашим экспериментальным исследованиям, особенно эффективны задания на построение предложений, употребление глаголов в правильной форме, подборку правильного ответа. А использование различных таблиц, схем и рисунков вызывает живой интерес у студентов. При этом и материал воспринимается и усваивается легче и быстрее, как показали данные наших исследований.

Обучающие программы, несомненно, оказывают неоценимую помощь преподавателю в обучении иностранным языкам. Это и обилие языкового и страноведческого материала, их подробное описание, возможность самому общаться на иностранном языке постоянно повышая уровень своей квалификации. Однако, преподаватель должен не только хорошо ориентироваться в огромном количестве обучающих программ, но и подходить к ним крайне ответственно, так как они не всегда соответствуют целям обучения, на наш взгляд.

Интернет-ресурсы же в обучении иностранным языкам можно разделить на два вида: коммуникативные и информационные. Коммуникативная деятельность студентов по данным наших исследований включает:

- переписку по электронной почте;

- участие в чатах (самое популярное у студентов);

- участие в конкурсах и олимпиадах;

- подготовку презентаций (студенты всегда тщательно готовятся к ним: ищут, собирают, анализируют и сопоставляют информацию).

В ходе наших исследований живой интерес у студентов вызвали темы второго этапа обучения: «Достопримечательности Лондона», «Англоязычные страны» и «Члены королевской семьи». Все это, несомненно, способствует развитию общего кругозора студентов, уменьшению языковых и культурных барьеров, повышению уровня владения иностранным языком и мотивации к его изучению.

Информационные возможности Интернета огромны тоже. Они представляют огромный выбор и доступ к громадному объему информации со всех концов земного шара и способствуют эффективному овладению иностранными языками в единстве с культурой их носителей.

1. Богдашкина Г. П. Электронные образовательные ресурсы в обучении иностранным языкам. Томск, 2010.

2. Полат Е. С. Интернет на уроках иностранного языка. ИЯШ, № 2, 2001.

3. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии // Учебное пособие. М., 1998.

4. Федоров А. В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010. 64 c.

5. Цатурова И. А. Компьютерные технологии в обучении иностранному языку // Учебное пособие. М., 2004.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кочмар Олеся Николаевна

Статья посвящена вопросу использования различных компьютерных технологий в обучении иностранному языку. Характеризуются преимущества и недостатки современных компьютерных технологий ; описывается опыт использования компьютерных технологий в процессе обучения иностранному языку студентов естественно-научных специальностей.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кочмар Олеся Николаевна

Новые информационные технологии обучения иностранным языкам Использование информационно-коммуникационных технологий при обучении иностранному языку Инновации в обучении английскому языку студентов неязыковых вузов Роль информационных технологий в процессе обучения иностранному языку в вузе Проблемы применения компьютерных мультимедийных средств при обучении иностранным языкам в военных вузах i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Применение компьютерных технологий при обучении иностранному языку»

ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Статья посвящена вопросу использования различных компьютерных технологий в обучении иностранному языку. Характеризуются преимущества и недостатки современных компьютерных технологий; описывается опыт использования компьютерных технологий в процессе обучения иностранному языку студентов естественно-научных специальностей.

Английский язык, компьютерные технологии, Интернет, преподавание иностранного языка.

Реализовать личностно-ориентированный подход в преподавании английского языка позволяет использование новых информационных технологий. Актуальность применения новых информационных технологий продиктована, прежде всего, педагогическими потребностями в повышении эффективности развивающего обучения, в частности, потребностью формирования у студентов навыков самостоятельной учебной деятельности, развития исследовательских, творческих компетенций.

Всё большее разнообразие ресурсов сети Интернет, появление большого количества учебных материалов на компакт-дисках - всё это ставит задачу проведения комплексных исследований возможностей и особенностей применения данных средств обучения в учебном процессе.

В обучении особую актуальность приобретает проблема закономерностей познавательных процессов. В связи с этим прежде, чем по-новому выстраивать учебную деятельность, необходимо осуществить диагностику познавательных процессов обучаемых. С точки зрения познавательных процессов при обучении иностранному языку важную роль играют особенности восприятия студентами информации. По данному основанию учащиеся условно распределяются на аудиалов, визуалов и кинестетиков.

Аудиал - это человек, который лучше всего воспринимает информацию через слух. Ви-зуал воспринимает большую часть информации с помощью зрения. Кинестетик - человек, вос-

Кочмар Олеся Николаевна,

принимающий информацию через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений. Провести со студентами диагностику на определение репрезентативной системы (ведущего канала восприятия, переработки и хранения информации) поможет тест Б.А. Левиса и Ф. Пукелика.

Почему же важно знать, каким образом обучаемый воспринимает информацию?

Компьютерные технологии применялись автором данной работы при обучении английскому языку студентов биолого-географического факультета Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. На занятиях информация подавалась студентам одновременно в двух форматах. Первая половина занятия проходила в традиционной форме - по учебникам, с объяснением теоретических основ. На второй половине занятия студенты осваивали полученную информацию на практике: просмотр и прослушивание видео-, аудиоматериалов (с титрами и без титров), изучение содержания англоязычных интернет-сайтов, рассмотрение материалов, подготовленных как преподавателем, так и студентами в презентационном виде средствами MS PowerPomt. После каждого прослушивания и просмотра материалов студенты комментировали полученную информацию, и, что примечательно, запоминание перевода слов при такой работе не требовало механического заучивания. Благодаря использованию аудио-, видеоматериалов, интернет-сайтов одни студенты ассоциируют перевод с изображением, другие - со звучанием, сходным в русском языке, третьи вспоминают моменты, когда встречали данное слово в иных ситуациях. Нами было выявлено, что студенты естественно-научных специальностей наиболее склонны к визуальному восприятию информации в сочетании с аудиопотоком и титрами, т. е. отрывками популярных фильмов. При таком режиме работы преподаватель реже возвращается к напоминанию пройденного материала. Некоторыми студентами (как выяснилось, увлеченными интернет-покупками) были востребованы практические занятия по переводу текстов с англоязычных интернет-сайтов. Для них в творческую часть домашнего задания входил перевод текстов на их выбор. Таким образом, как правило, студенты становятся естественно вовлеченными в процесс изучения английского языка, заинтересованными в работе.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, при закреплении, повторении, контроле.

Компьютеризация обучения оказывает значительное влияние на все компоненты современной образовательной системы и, в частности, на дисциплину «Иностранный язык»: ее цели, задачи, содержание, методы, технологию.

Обучение иностранному языку с использованием компьютера отличается рядом преимуществ:

• обеспечивается индивидуализация обучения;

• интерес студентов к компьютеру приводит к высокой мотивации процесса обучения;

• студенты охотно ведут диалог с компьютером, у них повышается общая, компьютерная и

• существует возможность обеспечения непосредственной обратной связи;

• компьютер не проявляет отрицательных эмоций при повторении ошибок;

• отметка является более объективной;

• обеспечивается эффективное выполнение упражнений и тренировок [1. С. 143].

Обучение с помощью компьютера имеет и свои недостатки:

• злоупотребление компьютерными эффектами, избыточность красок;

• готовые учебные компьютерные программы по предмету очень сложно адаптировать к традиционному уроку, поскольку они не всегда соответствуют рабочей программе дисциплины, методическим целям и дидактическим принципам в обучении.

Специфика предмета «Иностранный язык» заключается в том, что ведущим компонентом содержания обучения здесь являются не основы наук, а способы деятельности - обучение различным видам речевой деятельности. Обучать речевой деятельности можно лишь в живом общении, а для этого нужен партнер. Компьютерная программа, компакт-диск, какими бы интерактивными они ни были, могут обеспечить лишь общение с машиной. Исключение составляют телекоммуникации, когда студент вступает в живой диалог (письменный или устный) с реальным партнером - носителем языка.

Компьютерные программы должны использоваться наравне с традиционными материалами и методами. Работая с компьютером, преподаватель неизбежно меняет всю структуру урока и его назначение. Необходимо конкретно определить соответствующую роль и место компьютера в учебном процессе, уточнить и детерминировать основные понятия, внедрить методические и технические аспекты.

При построении учебного процесса с применением компьютерных обучающих программ следует выбрать конкретный раздел из рабочей программы; спроектировать набор заданий; выбрать программные средства для подбора заданий; провести экспертизу подобранных компьютерных заданий; разработать методические рекомендации для обучающегося.

Работа с компьютером не только способствует повышению интереса к учебе, но и дает возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, а также поощрять правильные решения. Кроме того, компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе - неуспех, обусловленный непониманием материала или проблемой в знаниях. Именно этот аспект и предусмотрен авторами многих компьютерных обучающих программ. Обучаемому предоставлена возможность использовать различные справочные пособия и словари, которые можно вызвать на экран при помощи одного лишь щелчка мышкой. Работая на компьютере, студент получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь [2. С. 38].

Важной особенностью компьютера в учебно-воспитательном процессе по иностранному языку является то, что он может быть «собеседником» обучаемого, т. е. работать в коммуникативно-направленном диалоговом режиме и определенным образом, например, с графических средств, анализатора и синтезатора речи восполнять отсутствие естественного собеседника, моделируя и имитируя его неречевое и речевое поведение.

Компьютер позволяет предъявлять на экране дисплея элементы страноведческого характера, демонстрировать особенности окружения и обстановки, которые могут использоваться как фон формирования у обучаемых речевой деятельности на иностранном языке. Компьютер обладает большими возможностями для построения цветных изображений, поддающихся необходимым преобразованиям в заданных пределах.

Отмеченные возможности компьютера делают его прекрасным техническим средством для различного рода пояснений и обобщений явлений языка, речи, речевой деятельности.

В наше время имеется большое разнообразие современных мультимедийных программ, где можно найти достаточно упражнений для обучающихся всех возрастов и разных уровней знаний. Например, программа «Bridge to English - Doki English» - это мультипликационный мир, где можно изучать английский язык в игровой форме. «Movie Talk. Английский. Интерактивный видеокурс» поможет вам усовершенствовать восприятие английской речи на слух. «English in action. The royal family» - это компьютерный курс на основе видеоматериалов из жизни британской королевской семьи.

Компьютерные обучающие программы имеют огромные базы данных, обеспечивают высокую технологичность выполнения отдельных тренировочных упражнений, дают возможность наиболее оптимально сочетать приемы анализа и имитации в опоре на сознательность, ориентируют учащегося на свободный темп обучения, индивидуальную логику познания.

Компьютеризация нашего общества приводит к появлению всё большего количества людей, которые хотят и могут пользоваться этими умными машинами в повседневной жизни. Компьютеры облегчают жизнь и делают ее более интересной. Ведь если при помощи этой ма-

шины в течение часа или двух можно посетить обучающие курсы в Интернете по любому предмету, увидеть мир в его нынешнем состоянии и многообразии, пообщаться с огромной массой самых разных людей и получить доступ в библиотеки, музеи и на выставки, о которых можно только мечтать, то лучшего средства для саморазвития и индивидуального образования и самообразования, действительно, нет.

Обучать языку - значит обучать общению, передаче и восприятию информации. Существуют три области, в которых Интернет может вывести обучение английского языка на новый уровень. Это коммуникация, информация и публикация. Коммуникация осуществляется с помощью электронной почты, огромные пласты информации заключены во всемирной паутине, публикация может осуществляться путем создания собственной страницы в Интернете [3. С. 36].

Итак, самое простое применение Интернета - это использование его в качестве источника дополнительных материалов для преподавателя при подготовке к занятию. Материалы могут распечатываться и использоваться затем в ходе традиционного занятия. Конечно, в этом случае реализуется только часть возможностей Интернета. Но даже при таком применении Интернета обучение иностранному языку меняется: пользователь Интернета получает доступ к актуальной и аутентичной информации, которую трудно отобрать из других источников [4. С. 41].

Интернет может стать вашим помощником и при обучении студентов письму. Идеально подойдет для этой цели дружба по переписке с носителем языка. Более того, можно улучшить навыки произношения, разговаривая с иностранным другом при помощи программы Skype. Общаясь в виртуальной реальности, обучаемый использует свои навыки владения иностранным языком, устанавливает дружеские контакты и изучает таким образом культуру другой страны.

Следует отметить, что обучение через компьютерные телекоммуникационные сети обеспечивает погружение обучаемого в реальную языковую среду и тем самым существенно ослабляет традиционный языковой барьер практического использования иностранного языка в этой среде, поскольку обмен информацией происходит между сверстниками, содержание материалов включает мысли, чувства, идеи, ситуации, интересные для обучаемых и имеющие значение в их жизни.

Возможности использования Интернет-ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создает условия для получения любой необходимой студенту и преподавателю информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, статьи из газет и журналов, необходимую литературу и т. д. Студенты могут принимать участие в тестировании, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т. д. Студенты могут получать информацию по проблеме, над которой работают в данный момент в рамках проекта. Это может быть совместная работа российских студентов и их зарубежных сверстников из одной или нескольких стран.

Используя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решать целый ряд дидактических задач на практическом занятии:

• формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности;

• совершенствовать умения монологической и диалогической устной речи;

• пополнять словарный запас как активный, так и пассивный, лексикой современного иностранного языка;

• знакомиться с культуроведческими знаниями, включающими в себя речевой этикет, особенности речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка [5. С. 22].

Итак, компьютерные технологии помогают:

• привлекать пассивных слушателей;

• делать практические занятия более наглядными;

• обеспечивать учебный процесс новыми, ранее недоступными материалами, которые помогают студентам проявлять их творческие способности;

• приучать обучающихся к самостоятельной работе с материалом;

• обеспечивать моментальную обратную связь;

• объективно оценивать действия обучающихся;

• реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;

• снимать такой отрицательный психологический фактор, как боязнь ответа;

• повышать уровень развития психологических механизмов (воображения, внимания, памяти).

Подводя итог, следует отметить, что несомненным преимуществом использования компьютерных технологий является переход на методы поисковой и творческой деятельности преподавателя и студента. Это помогает воздействовать на формирование и развитие языковой компетенции обучающихся, навыков аудирования, говорения, чтения, на совершенствование письменной речи, воспитание творческой, социально-активной личности.

Использование компьютерных технологий предоставляет возможность освободить преподавателя от значительной части рутинной работы, такой как проверка выполнения отдельных упражнений, фронтальный опрос, предъявление большого объема языкового материала. Применение компьютерной техники делает занятие привлекательным и по-настоящему современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и своевременно.

В современных условиях предъявляются всё более высокие требования к процессу обучения иностранным языкам. Объемы информации стремительно растут, и современные способы их хранения, передачи и обработки перестают быть эффективными. А компьютерные технологии представляют большой спектр возможностей для повышения продуктивности обучения.

1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. - М.: Изд-во РАО, 1994. - 143 с.

2. Громов Г.Р. Очерки информационной технологии. - М.: ИнфоАрт, 1993. - 336 с.

3. Печерский А.В. Интернет учит новый язык // Компьютерра. - 1999. - № 27-28. - С. 36-39.

4. Каракозов С.Д. Информационная культура в контексте общей теории культуры личности // Педагогическая информатика. - 2000. - № 2. - С. 41-55.

5. Дмитриева Е.И. Дидактические возможности компьютерных телекоммуникационных сетей для обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. - 1997. - № 4. - С. 22-26.

Современные компьютерные технологии все настойчивее проникают в различные сферы жизни современного общества: бизнес, финансы, средства массовой информации, науку и образование. На общем фоне развития телекоммуникаций в нашей стране постепенно проявляется и становится заметным процесс внедрения компьютерных технологий в сферу народного образования.

Компьютерные технологии начинают постепенно осознаваться многими педагогами как один из инструментов познания мира. Инструмент этот насколько мощный, что вместе с ним в школу приходят новые формы и методы обучения, новая идеология глобального мышления. Становится очевидным, что в современных условиях высокого уровня развития информационных технологий и их внедрения в образовательный процесс, использование компьютера могло бы значительно повысить эффективность обучения иностранному языку и помочь в организации межкультурного общения на уроке иностранного языка.

Компьютерные технологии получают всё большее признание у педагогов, потому что они:

  • стимулируют процесс изучения любого предмета и облегчают обмен опытом преподавания различных учебных дисциплин;
  • повышают существенно интерес учащихся к учебному процессу, в частности, к овладению иноязычной речевой деятельностью на уроках иностранного языка;
  • расширяют коммуникативную практику учащихся;
  • делают возможным использование новых методических приемов, основанных на сопоставлении собственных данных учащихся, и тех, которые они получают в результате общения.

Внедрение компьютерных технологий в образование дает возможность также использовать компьютерные игры в процессе обучения иностранным языкам, что способствует более успешному овладению языковым и речевым материалом на уроках иностранного языка. Многие ученые, занимающиеся методикой обучения иностранным языкам, справедливо обращали внимание на эффективность использования игрового метода с применением компьютера. Это объясняется тем, что в игре проявляются особенно полно, а порой и неожиданно способности любого человека, а ребенка, в особенности. Й. Хейзинга отмечал, что человеческая культура возникла и развертывается как игра.[3,c.43]

Однако необходимо отметить, что использование компьютерной игры недостаточно хорошо изучено в преломлении к обучению иностранным языкам. А ведь именно игра может выполнять исключительную роль усиления познавательного интереса, облегчения сложного процесса учения, создания условий для формирования творческой личности учащихся, а также позволяет вывести профессиональное мастерство учителя на уровень современных технологий.

Обратимся к истории возникновения игровой деятельности. Игровое обучение имеет глубокие исторические корни. Известно насколько игра многогранна, она обучает, развивает, воспитывает, социализирует, и одновременно развлекает и дает отдых. Но в образовательном процессе одна из первых ее задач – обучение. Не вызывает сомнения, что игра практически с первых моментов своего возникновения выступает как форма обучения, как первичная школа воспроизводства реальных практических ситуаций с целью их освоения, а также выработки необходимых человеческих черт, качеств, навыков и привычек, развития способностей.

Еще в древних Афинах (VI-IV века до н. э) пафос практики организованного воспитания и обучения пронизывал принцип соревнования (агонистики). Дети, подростки, юноши постоянно состязались в гимнастике, танцах, музыке, словесных спорах, самоутверждаясь и оттачивая свои лучшие качества. Тогда же зародились военные игры – маневры, штабные учения, разыгрывание "боев". В Х веке в школах среди методов обучения также популярны были состязания школьников, в частности, в риторике. Рутинное обучение выглядело так: учитель читал, давал образцы толкования, отвечал на вопросы, организовывал дискуссии. Учащиеся учились цитировать на память, делать пересказ, комментарий, описания (экфразы), импровизации (схеды).

В Западной Европе в эпоху Возрождения и реформации к использованию принципов игрового обучения призывали Т. Компанелла и Ф. Рабле. Они хотели, чтобы дети без труда и как бы играя, знакомились со всеми науками.

Не следует забывать, что школьник – это "маленький взрослый", у которого только начинают формироваться важнейшие процессы. И очень важно, на наш взгляд, чтобы дети не чувствовали большую нагрузку школьной программы, а игра с использованием компьютера – способна помочь в решении этой проблемы. В форме игровой деятельности можно всегда легко и быстро объяснить какой-то новый материал, отработать сложные моменты, разукрасить скучную рутинную ежедневную учебу, и что самое главное, заинтересовать детей в изучении английского языка с детства [5,c.67].

Применение информационно-коммуникационных технологий позволяют значительно повысить эффективность процесса обучения иностранному языку. Использование мультимедийных программ при обучении лексике, грамматике, фонетике особенно актуально в условиях обновления языкового образования. Мультимедиа технологии позволяют одновременно проводить операции с неподвижными изображениями, динамическими изображениями (видеофильмами, анимированными графическими образами), текстом и звуковым сопровождением. Синхронное воздействие на слух и зрение человека повышает объем, и степень усвоения передаваемой в единицу времени информации. Тем самым процесс обучения становится увлекательным, а внедрение компьютерной игры делает этот процесс еще легче и понятнее.

Иностранный язык, как никакой другой предмет в школе, насыщен событиями, явлениями, которые требуют от учеников не только запоминания многочисленных лексических форм, но и их грамотной интерпретации. Достичь высокого уровня владения языковым и речевым материалом невозможно без использования современных образовательных технологий. Решить эти задачи с учетом современных требований к уроку в полной мере помогают обучающие игры, в том числе компьютерные игры.

Исходя из методов, целей и особенностей преподавания иностранного языка, обучающие игры можно разделить на следующие группы:

  1. Имитационные игры, которые широко используются в обучении иностранным языка в системе высшего профессионального образования при формировании определенных практических навыков и умений.
  2. Сюжетно-ролевые игры, в основе которых лежит конкретная ситуация – жизненная, деловая или иная.
  3. Инновационные игры, которые направлены на получение качественно иного знания с использованием новейших педагогических и информационных технологий.

Среди обучающих игр особое место занимают компьютерные игры, которые позволяет учителю задействовать сразу три вида восприятия детей:

  • Слуховой;
  • Визуальный;
  • Кинетический.

Однако, большинство компьютерных игр, наряду со своими многочисленными достоинствами, ввиду их общего характера, обладают и рядом недостатков. Так применение их на конкретных уроках не всегда целесообразно, поскольку для достижения результата учителю довольно часто необходимы только отдельные элементы, а не вся игра в целом [9,c.102].

Для наглядного примера использования компьютерных игр в образовательном процессе, связанном с овладением иноязычной речевой деятельностью, мною предлагаются игры, соответствующие требованиям Государственного образовательного стандарта, подходящие для самых искушенных пользователей.

В первую очередь, следует упомянуть игры, которые созданы в программе Flash с использованием ActionScript 2.0.

Например, лексическая игра Word Chain (Цепь из слов). Игра подходит для старшей и средней школы. В данной игре необходимо составлять словарные цепи – меняя одну букву в слове, чтобы получилось другое слово. При этом данное слово сначала состоит из 4 букв, а к концу игры оно может дойти до 8 букв. На все дается определенное время. С каждой правильно измененной буквой начисляются очки, и время на изменение буквы увеличивается. С помощью этой игры можно не только закрепить лексический запас учащихся, но также и существенно расширить его.

Следующая обучающая игра Trolley Dash (Тележка) подходит как для младшей, так и для старшей школы. Игра направлена на закрепление лексического материала. Сначала на экран выводится список продуктов, который необходимо приобрести, затем покупатель – игрок слышит один предмет из списка, необходимо найти на прилавке данный продукт и выбрать курсором, если предмет выбран правильно, то начисляются очки и предмет оказывается у игрока в корзине, если игрок выбрал неправильный предмет, то есть еще две попытки. При этом учитывается время. С каждым разом игра усложняется. Данную игру можно назвать жизненной, а также практико-ориентированной. В дополнении учащиеся слышат и воспринимают информацию о продуктах на слух, что дает огромный плюс в развитии у них практических навыков и умений аудирования.

Следующая игра закрепляет грамматический материал по теме «Прошедшее время». Игра подходит для младшей и старшей школы. Перед игроком на экране проходит животное с табличкой, на которой глагол в первой форме, необходимо за то время, что животное несет табличку, написать вторую форму глагола. Если игрок успевает это сделать, то звери радуются и начисляются очки, если не успевает, то звери расстроены.
В помощь учителям иностранного языка, которые работают с опорой на современные технологии, можно предложить несколько форм такого обучения: Обучение с компьютерной поддержкой – Computer – assisted Language Learning (CALL); «мозговой штурм»; «электронная почта»; компьютерное информирование; компьютерное накопление учебного материала; экспертное консультирование; «Беседа» с компьютером; дистанционное обучение.

Компьютерное обучение имеет много неоспоримых преимуществ перед традиционными методами обучения. Наблюдается возможность работать сразу с несколькими компьютерными программами, такими, например, как: «Английский для всех» из серии обучающих компьютерных программ «Гуру Софт». «Learn to Speak English. The Complete Interactive Course»; «Magic Land». Роботландия («Волшебная страна»); «Professor Higgins» («Профессор Хиггинс»); «Давайте общаться по-английски»; Учебно-познавательная энциклопедия «Encarta for Kids»; Обучающая компьютерная программа «Triple Play Plus In English»;
Обучающая энциклопедия о жизни Голливудских звёзд «English in Action. All Stars»; «TOEFL Test» (сборник тестов); Сборник рассказов «Love English»; Обучающая программа «Bridge to English (I, II)», и т.д. [2,c.77].

Обучающая компьютерная программа или специально подобранная по теме урока компьютерная игра являются неким тренажером, который организует самостоятельную работу учащегося, а также управляет ею и создает условия, при которых обучающиеся самостоятельно формируют свои знания. Использование компьютеров на уроках иностранного языка – потребность и веление времени. А если ко всему этому, приплюсовать ещё один важный аспект – это использование компьютерных игр на уроках, которое делает овладение иностранным языком более занимательным и привлекательным для учащихся, то его изучение становится легче и проще, а главное увлекательнее.

Использование мультимедийных средств помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивающий индивидуализацию и дифференциацию с учетом особенностей учащихся, их уровня обученности и склонностей. Изучение иностранного языка с помощью компьютерных игр вызывает в настоящее время у учащихся огромный интерес и учителям, а также преподавателям следует учитывать этот факт.

Существующие сегодня диски позволяют выводить на экран компьютера учебную информацию в виде текста, звука, видеоизображения, и конечно игр. Обучение с помощью компьютера дает возможность организовать самостоятельную работу каждого учащегося. Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю или преподавателю переложить часть своей рутинной работы на компьютер, делая при этом процесс обучения более интересным и интенсивным. При этом компьютер не заменяет преподавателя, а только дополняет его. Подбор обучающих игр и программ зависит, прежде всего, от текущего учебного материала, уровня подготовки обучаемых и их способностей [6,с.67].

Работа с компьютером не только способствует повышению интереса к учебе, но и дает возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, а также стимулировать учащихся, предоставляя возможность поощрения правильных решений. Кроме того, компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин негативного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием материала или наличием пробела в знаниях. Именно этот аспект и предусмотрен авторами многих компьютерных обучающих программ, в том числе и компьютерных игр. Обучающемуся предоставляется возможность использовать различные справочные пособия и словари, которые можно вызвать на экран при помощи одного лишь щелчка по мышке. Работая на компьютере, учащиеся получают возможность довести решение коммуникативно-познавательной задачи до конца, опираясь на необходимую помощь, а если учесть, что это будет проходить в виде игры, то результат овладения иностранным языком не заставит себя долго ждать [1,с.14].

Таким образом, становится очевидным, что использование компьютерных технологий в практике преподавания иностранного языка позволяет сделать обучение интересным и увлекательным, живым и достаточно легким, способствует неуклонному росту мотивации к изучению иностранного языка.

Глава 1. Теоретические подходы к внедрению цифровых технологий в преподавание иностранных языков

§ 1. Основные этапы применения цифровых технологий в обучении иностранным языкам в ХХ – начале ХХI в

Использование компьютерных технологий в преподавании иностранных языков началось более 70 лет назад. До недавнего времени эта тема была предметом обсуждения довольно узкого круга специалистов, но с наступлением информационной эры в развитии общества, появлением Интернета и бурным развитием мобильных и облачных технологий все больше преподавателей иностранных языков у нас в стране и за рубежом осознают необходимость интеграции новейших технологий в учебный процесс. Термин цифровые технологии (digital technologies) появился сравнительно недавно. В англоязычной педагогической литературе он используется как зонтичный термин, включающий разнообразные, недавно появившиеся (облачные, мобильные, смарт-технологии и др.) и ставшие уже традиционными информационно-коммуникационные технологии [Dudeney, Hockley, Pegrum, 2013].

В своей статье «Использование компьютеров в преподавании иностранных языков» М. Воршер обозначил три основных этапа использования компьютерных технологий в преподавании иностранных языков – бихевиористский, коммуникативный и интеграционный [Warschauer, 1997]. Это направление называют Computer Assisted Language Learning, что значит – изучение иностранных языков с помощью компьютерных технологий. Для каждого этапа характерен определенный уровень развития технологий, а также соответствующий педагогический метод. Сегодня, в связи с появлением новых технологий и педагогических подходов к использованию ЦТ в процессе обучения, данная классификация может быть дополнена и расширена (см. табл. 1).

Основные этапы применения ИКТ в процессе преподавания иностранных языков в XX – XXI вв.

Первый период в развитии обучения с поддержкой компьютерных технологий, начавшийся в конце 50-х гг. и продолжающийся до 60—70-х гг. ХХ века и условно названный бихевиористским, основан на популярной в то время бихевиористской теории преподавания. Компьютерные упражнения, созданные в тот период, тренировали навыки обучающихся (грамматика, письмо) путем повторения. Главным принципом построения компьютерных программ было «упражнение и тренировка» (drill and practice). Компьютер лишь частично выполнял функции преподавателя, он воспринимался как устройство, предоставляющее только учебный материал студентам. Устоявшаяся модель тренировочных компьютерных упражнений действовала по принципу: презентация – тренировка – контроль. Сторонники бихевиористской теории обучения приводили следующие доводы в защиту этого метода: периодическое повторение материала необходимо в процессе обучения;

● компьютер идеально подходит для упражнений, основанных на повторении, так как он не «устает» и дает объективную оценку;

● компьютерная программа позволяет каждому студенту работать в собственном темпе.

Однако уже в конце 70-х – начале 80-х гг. бихевиористский подход к использованию компьютеров в преподавании потерял свою популярность в силу многих причин. Во-первых, этот подход к изучению языка был опровергнут на теоретическом и практическом уровне. Во-вторых, появление персональных компьютеров открыло целый ряд новых возможностей. Это стало началом нового коммуникативного периода, основанного на коммуникативной теории, популярной в преподавании в 80-е гг. Сторонники нового метода считали, что упражнение и тренировка не дают возможности общения на изучаемом языке. Основными принципами коммуникативного подхода к применению компьютерных технологий являлись:

● акцент на использовании языковых форм в речи;

● имплицитное преподавание грамматики;

● акцент на создании студентами собственных предложений и текстов, а не на использовании готовых;

● отсутствие традиционной системы оценки (правильно/неправильно), возможность нескольких вариантов ответа;

● максимальное использование изучаемого языка в процессе преподавания;

● взаимодействие: студент – компьютер, студент– студент.

Появилось целое поколение новых компьютерных программ, созданных по принципам коммуникативного подхода. Во-первых, видоизменились программы, основанные на тренировке навыков. Как и раньше, компьютер содержал правильный ответ, но нахождение ответа теперь требовало самостоятельного поиска, самоконтроля и взаимодействия студентов. Во-вторых, были разработаны специальные программы, нацеленные на письменное обсуждение спорных тем, общение между студентами и развитие критического мышления. В-третьих, появились новые программы, не содержащие конкретного языкового материала, но дающие студентам возможность использовать уже полученные навыки в общении, а также понимать речь на изучаемом языке. Несмотря на значительный прогресс, произошедший на втором этапе развития САLL, было понятно, что потенциал компьютерных программ в преподавании иностранных языков используется лишь наполовину, поэтому дальнейшее развитие информационных технологий обусловило начало нового этапа.

Читайте также: