Новые компьютерные технологии которые могут применяться в моок

Обновлено: 03.07.2024

За последние несколько десятилетий интернет совершил настоящие революции во многих профессиональных сферах. СМИ, медиа, коммуникации, службы доставки - список можно продолжать долго. Все эти области сильно трансформировались за последние 50 лет. Развитие технологий добавило инструменты, которые значительно ускорили темпы работ и улучшили их качество. Но есть одна отрасль, активно сопротивляющаяся технологическому прогрессу - это образование. Долгое время в данной сфере не происходило никаких изменений. Однако, многие понимали, что и в ней будет совершён прорыв. Так и случилось - в 2001 году Массачусетский технический университет решил изменить текущую ситуацию и начал выкладывать свои курсы в сети в открытом доступе. Эта инициатива вскоре была подхвачена ведущими вузами мира, людям приоткрыли доступ к элитному образованию. По использованию интернет-технологий и по предоставленному интерактиву, онлайн-образование тех дней сильно отличалось от нынешнего. Но, тем не менее, именно тогда были посеяны семена революции в сфере онлайн-образования и начали зарождаться первые предпосылки к созданию MOOC платформ. Что это за слово: “MOOC”? Попробуем разобраться!

MOOC – massive open online courses (массовые открытые онлайн-курсы). По своей сути, это адаптация академического материала к особенностям дистанционного обучения. С помощью использования программного обеспечения, MOOC платформы добавляют интерактивность в онлайн обучение. Теперь у пользователя есть возможность просматривать лекции, писать проверочные работы, общаться с одногруппниками и преподавателями, не выходя из дома. Сам термин “ MOOC ” появился в 2008 году. В то время это была чисто академическая тема, о которой знали немногие. А на рубеже 2011-2012 годов случился прорыв, когда сразу начали появляться многочисленные проекты в данном формате. Все пошло, как считается, из Стэнфордского университета, где задумали курс по искусственному интеллекту, и на него записалось около 160 тыс. человек. И после этого МООКи стали стремительно развиваться.

Давайте попробуем копнуть глубже и разобраться во всех плюсах и минусах онлайн-образования. Взглянем на современную модель классического высшего образования. После окончания школы, перед 17-18 летним абитуриентом встаёт выбор, который зачастую определяет его профессиональное будущее. Не самый простой выбор для человека, который только что окончил школу и не имеет за спиной совершенно никакого опыта. Проведя минимальный анализ высших учебных заведений нашей страны, а в большинстве случаев просто ткнув пальцем в небо, мы выбираем ВУЗ, в котором проведём ближайшие 4-6 лет. Так себе перспектива… Если ещё учесть тот факт, что учебные планы там меняются раз в 10 лет, и всё обучение проходит по стандартной схеме: семестр сидишь, слушаешь лекции, а во время сессии зубришь сутками и сдаёшь экзамены. Ничего особо не меняется уже много-много лет. Кто-то скажет, что ничего менять и не надо,наша система образования всегда была самой сильной! Но мир меняется, рынок трудоустройства вместе с ним и необходимо адаптироваться под этот процесс.

МООК платформы вряд ли вытеснят классическую систему образования, но они могут стать хорошим помощником в решении многих проблем:

- Время.

Как уже упоминалось ранее, классическое обучение длится долго: от 4 до 6 лет. Программа формируется вузом, курсы продолжительны по времени, мы получаем стандартный диплом. В MOOC все по-другому: короткие курсы, которые пользователь выбирает сам.

- Цена.

По стоимости образования, Россия ещё считается бюджетным вариантом. МООКи, в свою очередь, предлагают суммы в несколько десятков раз меньше.

- Ведение статистики

В отличие от оффлайн-образования, у онлайн-образования есть значительный плюс: его можно измерить. MOOC-платформы собирают данные о поведении и успехах студентов. Их анализ приводит нас к лучшему пониманию того, как люди учатся. Вероятно, в будущем, мы будем наблюдать процесс улучшения качества онлайн-образования аналогично тому, как наблюдали процесс улучшения качества поиска в интернете последние 15 лет.

- Рынок труда беспрерывно меняется

Lifelong learning - термин, который становится всё более актуальным в наше время. Вчера были одни знания и навыки, завтра совершенно другие. Чем функциональней специалист, тем он востребованней. МООКи позволяют постоянно совершенствовать свою квалификацию и получать знания в других сферах.

- Разные вузы.

В каждом заведении своя культура преподавания, свои звездные преподаватели, и взять все самое лучшее из разных вузов,при классическом обучении, нереально. С МООКами можно это сделать - составить «коктейль» на свой вкус, причём среди ВУЗов всего мира!

На мой взгляд, плюсы на лицо, но ложка дёгтя всё же присутствует. Народ пока не доверяет сертификатам онлайн-курсов. Необходимо выдвигать онлайн-образование на государственный уровень, чтобы решить эту проблему. Помимо психологического фактора, есть и другие. Онлайн обмануть легче, чем оффлайн. Нельзя быть до конца уверенным, что именно этот человек прошёл все курсы и прошёл их честно, без списываний. Контролировать сложно, но и с этими проблемами стараются бороться. Некоторые системы пытаются учитывать манеру набора текста на клавиатуре – это считается индивидуальной характеристикой пользователя, практически как почерк. Суть в том, что направление МООКов ещё очень молодо, и недоработок пока много, но специалисты уверены, что если активно развивать эту отрасль, мы получим отличные результаты. Если у вас возникло желание опробовать онлайн-образование, то вы можете начать с одного из 3-ёх гигантов индустрии:

b_55ce0f300cf52.jpg

b_55ce0f8af2ddf.jpg

Быстрорастущий двойник Coursera. Сохраняет прошедшие курсы доступными в виде архивов и не упирает на систему взаимного оценивания одногруппниками. ЕdX поощряет развитие локальных образовательных платформ, держа свое программное обеспечение в свободном доступе.

b_55ce0fc7b8a7a.jpg

Узкая тематика курсов - фокус на IT-индустрию. Платформа делает акцент на подготовку востребованных специалистов-практиков: платные слушатели работают над собственными проектами под руководством персональных менторов. Большинство курсов ведут представители топовых американских компаний, а не университетские преподаватели. Эйчары компаний-партнеров «Юдасити» имеют доступ к открытым профилям слушателей курсов. В настоящее время «Юдасити» разрабатывает дистанционные магистратуры. В январе 2014 на базе этой МООК-платформы при содействии Georgia Tech и AT&T стартует первая магистерская программа — Massive Online Master of Science in Computer Science. Стоимость участия — 6600 долларов.

Мысли в слух

На данных картинках изображены компании на рынке онлайн-образования в мире (преимущественно в Америке) и в России соответственно. Поскольку направление молодое, и до России новые тенденции, как правило, доходят с существенным временным лагом, нетрудно понять, что, в ближайшее время, отрасль онлайн-образование будет очень активно развиваться в нашей стране. Перспективы этого направления сподвигли нас приступить к созданию своей образовательной платформы. Что из этого выйдет - будет описываться в следующих постах. Спасибо за внимание, друзья, и помните: ученье - свет!

Массовые онлайн курсы (МООК) – лучше вузов. Уже доказано. Журнал исследований в сфере открытого и дистанционного обучения провёл изучение студентов Массачусетского технологического института и их знаний, полученных как в аудитории, так и в онлайн-форме.

Надо брать в расчет то, как вы будете заниматься когда нет настроения и как возвращаться к занятиям после вынужденного пропуска.

Что такое Моок (Массовый открытый онлайн-курс)

МООК – это аббревиатура английского понятия «massive open online course», что дословно переводится как «массовый открытый онлайн курс». Данный формат обучения появился всего несколько лет назад, но уже успел сыскать популярность.

Физическое присутствие или взаимодействие лектора и ученика не требуется.

Ученики из любой точки мира могут читать лекции, смотреть видео-пособия, взаимодействовать с преподавателем и другими учениками, проходить тесты и сдавать экзамены.

Как итог, по изучению Василий 2.0, как врач, более информирован и имеет в голове актуальные знания международного уровня.

Платформы для онлайн-образования

Если выбираете платформу MOOC, лучше всего смотреть на информационную наполненность по вашим интересам. В целом они универсальны, нет принципиальной разницы между этими 6:

Coursera

Курсера была создана в 2012 году и стала пользоваться большим спросом. К 2014 году количество бесплатных образовательных курсов перешагнуло отметку в 800. А число активных пользователей платформы достигло нескольких миллионов. С курсерой сотрудничают более 100 учебных заведений.

Скриншот Coursera

👨‍🏫 Язык: большая часть материалов доступна на английском языке, при этом все курсы имеют субтитры, в том числе русские.

Массачусатский технологический институт и Гарвард объединили усилия и создали бесплатную образовательную платформу Edx в формате МООК. В отличие от Курсеры этот проект не имеет в основе коммерческого интереса и работает на открытом коде. За пару лет на Edx пришло более 3 миллионов пользователей, а число курсов достигло трехсот.

Скриншот Edx

👨‍🏫 Язык: материалы представлены на английском языке.

Академия Хана

Проект известен своим нестандартным подходом к обучению. Курсы оформлены в игровом формате и подразумевают интерактивную учебную деятельность. На платформе множество материалов для младшей аудитории (школьников и малышей)

Скриншот Академия Хана

👨‍🏫 Язык: доступны материалы на двадцати языках.

Лекториум

Представляет собой не классическую платформу МООК, а скорее бесплатный каталог обучающих материалов в видео формате. Помимо лекций ведущих российских ВУЗов здесь также есть полноценные курсы.

Скриншот Лекториум

👨‍🏫 Язык: материалы представлены на русском языке.

Интуит

Платформа предоставляет не только бесплатные образовательные услуги, но и право получить сертификат после прохождения курсов. В Интуите собрано 500 курсов.

Скриншот Интуит

👨‍🏫 Язык обучения: материалы представлены на русском.

Универсариум

На Универсариуме собраны курсы нескольких ВУЗов. Платформой активно пользуется около 200 тысяч учеников. Пользователей привлекает широкий список тематик и направлений.

Скриншот Универсариум

👨‍🏫 Язык: материалы представлены на русском языке.

Исследование "СПРОС НА МАССОВЫЕ ОТКРЫТЫЕ ОНЛАЙН-КУРСЫ (MOOC) ОПЫТ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

Данное исследование принадлежит кандидатам экономических наук Яне Рощиной, Сергею Рощину и Виктору Рудакову. В работе рассматриваются тенденции развития МООК в условиях России. Анализ мотивации к обучению в формате массовых открытых онлайн курсов, а также отношение к ним как к альтернативе университетам и школам рассматривается на примере студентов и лекторов. На основании результатов опросов приводятся показатели спроса на МООК.

Результаты исследования подводят к тому, что больший интерес к данному формату обучения проявляют преподаватели, нежели ученики. При этом студенты, показывающие отличные результаты по всем дисциплинам и ведущие активный образ жизни, также отдают предпочтение онлайн формату. А вот ученики с низкой мотивацией и успеваемостью склонны выбирать классическое образование в ВУЗе.

Среди преподавателей к переходу на МООК стремятся люди, практикующие научную деятельность и различные форму повышения квалификации.

Молодежь, получающая образование в престижных университетах, тоже охотно выбирает массовые открытые курсы. В отношении лекторов такой закономерности выявить не удалось.

Как использовать МООК курсы для самообразования

А так, нет ничего магического! Для того, чтобы начать обучение на платформе массовых открытых онлайн курсов, достаточно иметь при себе гаджет с выходом в интернет.

Приступить к обучению можно сразу после регистрации. Прикладывать документы не нужно, равно как и проходить вступительные тесты или экзамены. Выберите платформу, заполните специальную форму и переходите к курсу.


Тема онлайн-курсов (MOOC, Massive Open Online Course) за последние пару лет набрала такую популярность, что наверное только ленивый не слышал об этой форме обучения, а очень многие уже успели и распробовать. Я сам пришёл к теме онлайн-обучения в прошлом году, когда осознал, что для текущих рабочих задач мне требуется срочно подтянуть некоторые технические знания, местами подзабытые и частично разрозненные, а что-то и вовсе изучить с нуля. С тех пор я успел освоить две крупнейших MOOC-платформы — Coursera и edX (в «большой тройке» есть ещё Udacity, а также множество мелких образовательных проектов различного формата). Там я успешно закончил несколько курсов (в частности, R programming от John Hopkins University, Machine Learning от Stanford University, Statistical Learning от Stanford Online) и останавливаться на этом не намерен. В своей статье я хочу поделиться своими мыслями и впечатлениями от процесса дистанционного обучения, рассказать о плюсах и минусах, да и просто вдохновить тех, кто слышал и хочет, но пока не знает, как подступиться к онлайн-обучению. Это не обзор конкретных курсов и платформ, а именно личные впечатления от занятий. Речь пойдёт в основном о Coursera и edX, как основных провайдерах дистанционного обучения.

Слушай пластинку, смотри картинку

Практически все онлайн-курсы представлены в формате видеолекций с набором слайдов, по которым и проходит процесс обучения. Видолекции чаще всего можно скачать для локального просмотра, как и слайды презентаций, и субтитры (при их наличии). Например, мобильное приложение Coursera даёт возможность скачивать видеолекции прямо на телефон или планшет. Русскими субтитрами, увы, укомлектовано довольно малое количество курсов (перевод курсов на другие языки и выпуск субтитров, как правило, осуществляется добровольцами-энтузиастами), так что тем, у кого с восприятием технического английского на слух не очень, могут помочь английские субтитры — их можно включить практически везде.

Учиться, учиться и учиться

  • Сессионные курсы. Это наиболее распространённая практика: курс стартует в определённую дату и продолжается несколько недель (как правило, от 2 до 12 недель, хотя иногда бывают и более длинные). Сессии одного курса могут повторяться 2-3 раза в год, но заранее их расписание не известно.
  • Курс со свободным посещением («self-paced» или «on demand»). Сроков прохождения у такого курса нет, материалы выложены в свободный доступ и все желающие могут заниматься по ним в любом темпе. Иногда бывает, что курс, ранее проводившийся несколько сессий по расписанию, переводится в режим on demand. Например, курс Machine Learning на Coursera по информации от его автора Andrew Ng в этом году в последний раз проводился в сессионном формате и теперь доступен on demand в любое время.
    : 9 месячных курсов + курсовой проект : 4 курса по 4-5 недель + курсовой проект

Форумами курсов пренебрегать не нужно, даже если вы по натуре интроверт и одиночка! Многие авторы курсов сразу, в самом начале обучения настойчиво рекомендуют самостоятельно формировать на форуме учебные группы для обсуждения любых вопросов и задач в течение курса. По своему опыту могу сказать, что неоднократно вдумчивое чтение форума и участие в обсуждениях реально помогало мне в решении неоднозначных вопросов на зачётах.



Паника-паника!

Плюсы и минусы

Один из основных недостатков онлайн-курсов (а скорее, просто особенность, продиктованная форматом) — отсутствие живого общения с преподавателем. Безусловно, авторов многих курсов можно найти в соцсетях или написать им email, но учитывая количество слушателей на многих популярных курсах, рассчитывать на конструктивное общение с автором один на один на тему курса скорее всего не стоит. Поэтому лучше полагаться только на форумы и помощь коллег-студентов.

Прежде чем записаться на курс, желательно изучить раздел предварительных требований (prerequisites) в его описании. Разные курсы предполагают у студентов наличие навыков разного уровня: от нулевых требований («нужен только мозг, глаза и желание учиться») до достаточного продвинутых, например: «Базовые навыки программирования на С++/Java, понимание принципов работы баз данных, основы статистики, линейной алгебры, искусственного интеллекта». При этом «базовость» знаний по версии авторов курса может варьироваться достаточно широко. В любом случае, всегда оставляйте для себя какой-то «запас прочности» с тем, чтобы вовремя понять, каких именно «базовых» навыков вам вдруг не хватает на очередном практическом занятии.

Записаться на курс, проводящийся по расписанию, можно и даты его начала, и после (правда, у некоторых курсов возможность записи через какое-то время после их начала может закрываться). Если не успели к самому началу курса — ничего страшного, в класс вас, конечно, пустят, но будьте готовы к тому, что придётся нагонять материал в ускоренном темпе.

С острожностью нужно относиться к цифрам предполагаемой учебной нагрузки в описании курса. Заявленная нагрузка может варьироваться на разных курсах от 2 до 20 часов в неделю, но реально это можно проверить только на практике. Если это ваш первый онлайн-курс (а последний семестр в университете у вас закончился лет 10 назад и больше), то смело умножайте эти цифры на 2, а то и на 3, даже для самого простого предмета: будет сначала тяжело с непривычки, даже на простые вещи будет уходить больше времени, пока не привыкнете и не нащупаете свой собственный темп обучения.

Многие технические курсы посвящены изучению конкретного языка программирования, поэтому (особенно если вы новичок) помимо основ самого языка вам придётся разобраться и со средой разработки (если она вам в новинку или сильно отличается от привычной), и с сопутствующими инструментами вроде Git. Но в курсах начального уровня для этого как правило отведены отдельные занятия. А вот некоторые продвинутые курсы дают бОльшую свободу в выборе инструментов для решения практических задач — там важен в первую очередь результат.

Материалы курсов после их окончания чаще всего остаются в открытом доступе, так что при желании вы можете записаться на уже закончившийся курс «задним числом» и пройти его самостоятельно (но разумеется без сертификата об окочании курса, о котором подробнее чуть ниже).

Что доставать из широких штанин (и прикреплять к резюме)

Почти все курсы, кроме некоторых бесплатных курсов со свободным посещением (on demand), предлагают своим выпускникам сертификаты об окончании. Ведь так приятно бывает похвастаться перед коллегами красивым свидетельством с печатью и подписями авторов курса, или прикрепить оное к резюме. Осталось понять, есть ли у этого документа реальная практическая ценность.

  • Statement of Accomplishment. Это обычное свидетельство об окончании бесплатного курса, выдаётся в случае прохождения всех заданий курса в срок и с минимально необходимым числом баллов (зависит от курса: где-то надо набрать минимум 50%, где-то 80%). По сути, означает «прослушал, сдал». В некоторых курсах может также выдаваться сертификат с отличием (with distinction) — за преодоление, например, 90-процентной отметки.
  • Verified Certificate. Это несколько загадочный документ, по сути своей ничем не отличающийся от первого типа. Однако, отличия всё же есть. Верифицированный сертификат выдаётся только при прохождении курса на платной основе. На Coursera это называется Signature Track и означает по сути идентификацию: перед началом курса вы фотографируетесь на веб-камеру, печатаете длинную фразу для запоминания системой вашего клавиатурного почерка, а также предъявляете веб-камере ID документ с фотографией. Ах да, ну и оплачиваете сам курс, конечно же! Документ предъявляете один раз, а вот печатать контрольную фразу и улыбаться в веб-камеру придётся перед сдачей каждого промежуточного теста. Зато полученный сертификат сопровождается отдельной web-ссылкой, и подразумевается, что ваш потенциальный работодатель (или любой желающий) по этой ссылке может убедиться, что именно вы успешно прошли этот курс и сдали все тесты.



Предъявите документики

Не буду говорить банальности на тему того, что надо учиться ради знаний, а не для галочки или ради бумажки — надеюсь, что для аудитории этого ресурса такие мысли озвучивать не нужно :) Этический вопрос на тему читерства при прохождении курсов я тоже оставлю в стороне. Тем не менее, студенты онлайн-курсов весьма часто поднимают на форумах вполне справедливый вопрос — а имеет ли значение такой сертификат (неважно, платный или нет) для потенциального работодателя? И нужно ли делать его частью резюме?

Однозначного ответа на этот вопрос нет. У западных компаний отношение к онлайн-курсам в силу исторических причин на мой взгляд уже более чётко сформировавшееся, чем в России, а такая штука, как верифицированный сертификат, вероятно имеет какое-то значение для них, но пока не совсем понятна для нас. В России, я уверен, продвинутый HR или руководитель из прогрессивной компании безусловно обратит внимание на то, что вы прошли пару профильных курсов и были отмечены свидетельством об их окончании. Но разумеется брать на работу вас будут не за свидетельства и дипломы, а за реальные достижения и умение решать практические задачи. А вот о чём скорее всего действительно скажет факт успешного окончания онлайн-курса — так это о вашей самоорганизованности, умении обучаться и достигать самостоятельно поставленых целей. А уж если работодатель знает про конкретный курс не понаслышке, то тут вам действительно будет о чём поговорить. Но коль скоро вы внесли ваши достижения на онлайн-курсах в резюме, то очень важно быть готовым в случае чего ответить за базар на вопросы по их тематике.

Профиль компании и степень её продвинутости тоже кстати влияет на отношение кадровиков и руководителей к онлайн-обучению. Большие и консервативные компании могут и вовсе не обратить на это внимания, а вот например для стартапов или маленьких креативных компаний это может действительно оказаться «плюсом в карму».

Что же касается моего личного мнения о платных верифицированных сертификатах, то, на мой взгляд, единственный смысл в них — это те самые специализации, о которых я говорил выше. Все курсы специализации по отдельности вы, разумеется, можете пройти бесплатно, но вот для участия в курсовом проекте чаще всего вам необходимо предварительно получить именно верифицированные сертификаты по каждому из курсов. То есть, бесплатно пройти всю специализацию вместе с курсовым проектом и получить финальный диплом о её окончании увы, нельзя.

Одним словом, не пытайтесь покорить своего потенциального работодателя верифицированным сертификатом о прохождении курса на Coursera. Лучше учите матчасть просто учитесь — для себя.

Закрыли учебники, достали листочки

Какая же учёба без зачётов и контрольных! На онлайн-курсах пройденные темы закрепляются практическими заданиями (assignments), а понимание предмета проверяется с помощью тестов (quiz). За каждый правильный ответ начисляются баллы, которые суммируются в конце теста. Если у тестовых заданий есть дедлайн, то иногда можно его нарушить, но при этом из финального балла будет вычтен штраф (например, финальная оценка за тест уменьшается на 20%).

    Тест с бесконечным числом попыток. Можете проходить его хоть 150 раз, до получения наивысшего балла. Для защиты от случайного перебора в таких тестах устанавливается временное ограничение, например, каждая следующая попытка может быть пройдена минимум через 10 минут после предыдущей. В идеале, если вы допустили в тесте досадные ошибки, за этот промежуток времени вы можете ещё раз пролистать слайды или переслушать нужные кусочки видеолекций для лучшего понимания вопросов. Конечной оценкой за тест считается наивысшая из всех попыток. Такой подход, например, был в тестах и задачах курса Machine Learning — автор курса Andrew Ng рекомендовал повторение упражнений до получения наивысшего балла (и в целом, на мой взгляд, такой подход не лишён смысла):

You can submit answers to the review questions and programming exercises as many times as you like, and only the highest score will be taken for each assignment. We strongly encourage you to keep repeating each exercise until you get a perfect score.



Чекбоксы вместо радиобаттонов при одном правильном варианте ответа — любимый прикол преподавателей

  • Задачи с ответом. В них, как правило, нужно просто ввести ответ как числовой результат выполнения написанной вами программы или кусочка кода. Всё просто, но на всякий случай никогда не пренебрегайте десятичными разрядами в полученных результатах (хотя часто в условии задачи так и сказано: «provide at least two values after the decimal point»).
  • Рецензируемые задачи (peer graded assignment). Это совершенно другой тип заданий, которые рассчитаны на кросс-проверку самими участниками курса. Устроены такие задачи обычно так (на примере курсов на тему программирования): вы пишете короткий код, создаёте Markdown-документ и загружаете всё это на GitHub. После этого вам необходимо проверить аналогичные коммиты пяти других студентов, поставить свою оценку за каждую часть и написать краткий комментарий к работе («Well done, good job!» конечно прокатит, но лучше всё же писать что-то более конструктивное). Ваша работа также будет оценена несколькими другими студентами по тому же принципу. В других курсах вместо кода это может быть что угодно ещё — развёрнутый ответ на вопрос, эссе, короткое сочинение… в общем, всё, что может быть качественно оценено коллегами-студентами по курсу.
  • Для новичков: написать три строки кода, закоммитить числовой ответ. Обычно это задачи из курсов совсем начального уровня с минимальными входными требованиями.
  • Чуть менее простые задачи: реализовать алгоритм по формуле из лекций. Иногда заставляет задуматься, но в целом тоже вопросов и затруднений не вызывает.
  • И наконец, настоящие практические задачи с реальными данными. Тут фантазия авторов курса (равно как и возможное число строк кода) ничем не ограничена, и бывает, что чем дальше, тем заковыристей.

Без отрыва от производства

Дистанционное обучение безусловно хорошо тем, что расписание занятий в конечном счёте вы устанавливаете себе сами — главное, вовремя сдавать тесты и задания. Но разумеется, никогда не стоит откладывать занятия до вечера последнего дня. Относитесь к онлайн-курсам примерно как к посещению тренажёрного зала — наибольший эффект дадут несколько тренировок в неделю по полтора часа, а не одно занятие в неделю до изнеможения. Как ни банально это звучит, но очень помогает заранее составить себе примерный план занятий и неукоснительно его соблюдать (например, выделить в неделю три или четыре вечера, которые и отводить на занятия). Разумеется, занятия не должны быть в ущерб основной работе — вряд ли ваш работодатель будет рад тому факту, что вы тратите на занятия половину своего рабочего времени, пусть даже и по профильной тематике. А в идеале, конечно, если онлайн-обучение напрямую связано с направлением и тематикой вашей основной деятельности на работе, то лучше расскажите об этом своему начальнику — он вас наверняка поддержит.

Драмкружок, кружок по фото, а мне ещё и петь охота



Расписание уроков

В первое время обучения онлайн вам вдруг может показаться, что нагрузка не такая уж и большая, а когда вы изучите весь каталог курсов, то обязательно захотите попробовать «это», «вот это» и «вот ещё то», и желательно всё сразу. Предостерегаю: лучше так делать не стоит! Одновременно не нужно посещать больше двух онлайн-курсов, и то если они не слишком сложные. Иначе перегрузите голову и не будете успевать выполнять задания. Это же касается и отставания от графика курса: по своему опыту могу сказать, что наверстать даже пару пропущенных недель занятий потом бывает очень сложно.

Буду рад, если вы поделитесь в комментариях своими впечатлениями от вашего обучения на онлайн-курсах.

Одной из последних инноваций в образовании стала возможность дистанционного обучения посредством электронных курсов в режиме онлайн.

Переход обучения в интернет-плоскость начался в 2000-х годах в связи с появлением открытых интернет-курсов, когда известные мировые университеты начали выкладывать в свободный доступ записанные лекции. Спрос на подобные образовательные услуги оказался крайне велик, и уже в 2008 году сформировалась принципиально новая методика образования под названием МООК (Массовые Открытые Онлайн Курсы; англ. MOOC – Massive Open Online Course).

Что такое MOOC?

mooc

Аббревиатура MOOC состоит из четырех отдельных терминов.

  • Massive (массовый): данная форма интернет-обучения предполагает большое количество студентов, не ограниченных географическим положением.
  • Open (открытый): онлайн обучение бесплатно для всех желающих.
  • Online (онлайн): курсы дистанционного обучения проводятся с использованием средств онлайн связи. Все материалы находятся в электронном виде в свободном доступе.
  • Course (курс): структурированная и упорядоченная подача информации с определенными целями, правилами работы и временными ограничениями, которые, тем не менее, могут изменяться для каждого отдельного участника.

Что отличает MOOC от прочих курсов онлайн обучения, а также от традиционных способов получения образования?

MOOC – это не просто дистанционные курсы образования, это отдельная методика обучения, включающая в себя большой комплекс разнообразной деятельности. И как и у каждой методики, MOOC имеет свои достоинства и недостатки.

Достоинства онлайн обучения и MOOC

mooc курсы

Вопреки распространенному заблуждению, онлайн обучение не означает отсутствия обратной связи со студентом. Напротив, MOOC предполагает наличие многочисленных каналов коммуникации с преподавателем-ведущим курса, а также с остальными слушателями.

Студенты имеют возможность организовать сообщество по текущему онлайн курсу, где они будут не только делиться знаниями друг с другом, но и выступать в роли проверяющих. Обычно каждый участник дистанционного образовательного курса должен проверить работы нескольких студентов. В свою очередь, его работа также будет проверена несколькими слушателями. Таким образом, формируется группа из слушателей, заинтересованных в тематике курса и своем профессиональном развитии в обозначенной области. Каждый участник получает уникальный шанс расширить свое представление о выбранном предмете и завести интересные и полезные знакомства, получив информацию «из первых рук».

Быстрая обратная связь и оценка.

После сдачи работ студенты получают оценку своих знаний практически мгновенно. При этом, каждый получатель онлайн образования имеет возможность пересдать экзамен или переписать тест.

Лучшие преподаватели мира.

Онлайн обучение проводится преподавателями самой высокой квалификации из самых известных мировых университетов. И каждый студент дистанционного курса имеет возможность пообщаться с ведущим лично.

Бесплатное онлайн обучение.

Сам термин «open», зашифрованный в названии MOOC, означает «бесплатный», или условно бесплатный. Как правило, за само прослушивание курса и участие в заданиях оплата не взимается. Однако, даже при её наличии, расходы на MOOC-курс несравнимы с расходами на очное обучение, и представляют собой символическую плату.

Рынок труда развивается быстрыми темпами. Уже давно появились и стали востребованы специальности, которым до сих пор не обучают в обычных университетах. Курсы, проводимые в режиме онлайн, способны реагировать на изменения рынка молниеносно, предоставляя обучающие программы на злобу дня.

Структурированная подача материала.

Современные средства связи позволяют оптимизировать подачу информации, сделав ее лаконичной и удобной к восприятию. Короткие видеоролики гораздо лучше принимаются слушателями, чем, к примеру, длинная лекция. Огромный поток повествования, объединенный заданной курсом темой, делится на короткие и хорошо усвояемые порции знаний.

Свободный график обучения.

Каждый курс ограничен временными рамками, в которых студент может составить удобный для себя график обучения. Лекцию можно посмотреть позже, или пересмотреть несколько раз, если тема непонятна. Домашнее задание также выполняется в любой удобный промежуток времени и в любом темпе.

Смешанная система онлайн обучения.

Процесс дистанционного обучения предполагает использование самых разных материалов. Дистанционные курсы образования MOOC не ограничены видеороликами, они дополняются ссылками на различные источники: текстовые документы, аудиофайлы, обсуждения на форумах и в соц. сетях. Такая система не только повышает восприятие материала, но и развивает способность у слушателей ориентироваться в потоке информации и самостоятельно добывать нужные знания.

Недостатки онлайн обучения и MOOC

Массовые открытые онлайн курсы

Система MOOC нацелена на получение знаний исключительно по инициативе слушателя, и предполагает высокую степень самоконтроля и мотивации. Поэтому к недостаткам онлайн образования можно отнести:

Самостоятельное освоение учебного материала.

Задача дистанционного образовательного курса – снабдить слушателя всей необходимой информацией для ее самостоятельного освоения. Если в случае с очным образованием студент после лекции или даже в процессе ее чтения может обратиться напрямую к преподавателю, то в рамках MOOC данная функция ограничена. Один ведущий не в состоянии ответить на вопросы тысячи слушателей.

Отсутствие тотального контроля за выполнением заданий.

Выполнение заданий и итоговая аттестация - целиком и полностью ответственность студента. Обмануть систему не составляет труда, но только слушатель решает, для чего ему необходим сертификат – для профессионального и личностного роста, или же для «галочки».

Читайте также: