Нужен ли преамп если есть звуковая карта

Обновлено: 03.07.2024

Ну, предусиленный сигнал куда же отправлять? Не в разъём сетевой карты же
Так что да, сигнал из предусилка отправляем на звуковую карту, а из неё он уже оцифрованный улетает в комп.

Пытаясь опередить вашу вероятную мысль о том, есть ли смысл покупать отдельно, предположу, что раз задаётся такой вопрос, то вам лучше посмотреть что-то из простых но толковых внешних USB карт, которые уже с предусилителем. Будет вам и средненький пред и звуковая карта получше встроенной в материнку.

Ну, предусиленный сигнал куда же отправлять? Не в разъём сетевой карты же :)/>
Так что да, сигнал из предусилка отправляем на звуковую карту, а из неё он уже оцифрованный улетает в комп.

Пытаясь опередить вашу вероятную мысль о том, есть ли смысл покупать отдельно, предположу, что раз задаётся такой вопрос, то вам лучше посмотреть что-то из простых но толковых внешних USB карт, которые уже с предусилителем. Будет вам и средненький пред и звуковая карта получше встроенной в материнку.

Пытаясь опередить вашу вероятную мысль о том, есть ли смысл покупать отдельно, предположу, что раз задаётся такой вопрос, то вам лучше посмотреть что-то из простых но толковых внешних USB карт, которые уже с предусилителем. Будет вам и средненький пред и звуковая карта получше встроенной в материнку.

И ещё, а можете покидать примеров таких звуковых карт? Просто вдруг я без встроенного предусилителя возьму
Берете что-нибудь типа Audient ID4, Focusrite Solo 2nd gen (в общем, бюджетную карту с фантомным питанием для конденсаторных миков) и спокойно записываетесь
Хорошо, но пока у меня нет таких денег, есть ли что-то в размере от 1000-2000? Просто чисто чтобы ознакомиться, а только потом уже дорогие покупать)

Вам для каких целей всё это нужно?
Какой микрофон использовать собираетесь?

в 1000-2000 руб. вы даже на авито вряд ли что-то найдете.

Вам для каких целей всё это нужно?
Какой микрофон использовать собираетесь?

в 1000-2000 руб. вы даже на авито вряд ли что-то найдете.

BM-800, ну мне надо только для записи голоса, не инструментов

а кто вам сказал, что за эти деньги можно купить? и кто сказал, что для записи голоса будет дешевле?) если записывать, например, лай собаки, то должно быть рублей 30-40?))
а кто вам сказал, что за эти деньги можно купить? и кто сказал, что для записи голоса будет дешевле?) если записывать, например, лай собаки, то должно быть рублей 30-40?))

Я не знаю, как советовать человеку, которого забанили в гугле)

а кто вам сказал, что за эти деньги можно купить? и кто сказал, что для записи голоса будет дешевле?) если записывать, например, лай собаки, то должно быть рублей 30-40?))

Кажется, мы друг друга не поняли, я не претендую на студийное звучание, мне просто нужно звук погромче и шумов поменьше
Кажется, мы друг друга не поняли, я не претендую на студийное звучание, мне просто нужно звук погромче и шумов поменьше

С этим микрофоном вы можете претендовать только на "звук погромче", а "шумов поменьше" - это если микрофон выключить из цепи)

Еще один вопрос.
BM 800 жеж вроде конденсаторный. у него питание от батареек, или есть дополнительный блок питания?

С этим микрофоном вы можете претендовать только на "звук погромче", а "шумов поменьше" - это если микрофон выключить из цепи)

Еще один вопрос.
BM 800 жеж вроде конденсаторный. у него питание от батареек, или есть дополнительный блок питания?

Просто по логике вещей, конденсаторному микрофону необходимо фантомное питание. а MВ800 рушит эти стереотипы)
И вы просто включаете его в ноут через переходничок и умудряетесь получать какой-то звук.
Просто по логике вещей, конденсаторному микрофону необходимо фантомное питание. а MВ800 рушит эти стереотипы)
И вы просто включаете его в ноут через переходничок и умудряетесь получать какой-то звук.
Вопросы продолжаются.
Переходник, через который вы его подключаете - сфотографируйте и сюда выложите.
Есть подозрение, что это и есть ваша аудио карта.

Покопался немного в сети.
Переходник это простейшая звуковуха. Она выдает на микрофон что-то порядка 2В. Этого явно недостаточно для раскачки конденсаторного микрофона.
Проблема решится покупкой нормальной звуковой карты с фантомным питанием и подключением микрофона кабелем XLR-XLR.

Но огорчу вас, в бюджет 1000-2000 вы вряд ли найдете что-то..если только мониторить авито и искать-искать-искать.. В Китае брать не советую, за такие деньги даже там ни чего вменяемого найти не получится.

Проще было взять на все деньги USB микрофон и не париться.. а тут микрофон+интерфейс+коммутация..и все это по цене доширака. результат будет плачевным.

Ваши мнения? Заранее спасибо.

Юрий Бурцев

предуселитель для звуковой карты? зачем? он нужен если у вас студийка требует фантомного питания.

Пётр Новиков

Алексей, для Вас что важнее - запись вокала или гитары? Это важный аспект. Петр, для меня важнее вокал. По этому, в идеале, хотелось бы устройство с двумя входами - инструментальным и микрофонным. Но микрофон у меня с джеком.

Михаил Айзеншталь

Микрофон - (только не смейтесь=)) Sony F-V620. Предусилитель думал покупать для встроенной звуковой. Потом сообразил, что это безумие. Бюджет - дешево и сердито. Хотелось бы не больше пяти тысяч (рублей, естественно). Поскольку гитару тоже хотелось бы писать, подумал и об универсальном устройстве (выше есть ссылка). Но ведь и звуковуху тоже можно для записи гитары приспособить?

Юрий Бурцев

Пётр Новиков

Михаил Айзеншталь

Юрий, Он же не юсб, вроде? Или я не доглядел где-то в описании.

Юрий Бурцев

Михаил, вы ошибаетесь, XENYX 502 это аналоговый микшер, ни о каком usb речи быть не может.

Михаил Айзеншталь

Юрий, Я и не утверждал, что он юсб, а задал вопрос.

По моему основная дилемма автора темы в том, что у него нет нормальной звуковой карты, и он интересуется купить ли карту сразу с предусилком или карту без предусилка, а сам пред отдельно. Как раз-таки поэтому я и удивился, что Вы рассматриваете лишь аналоговый микшер, в отрыве от оцифровки.

Юрий Бурцев

Михаил, я вас не правильно понял видимо, извините=)

качественную запись можно сделать и на встроеной звуковухе на ноутбуке, на качество ведь также влияет то, с какого оборудования писать и даже какое ПО при этом использовать.
могу привести пару примеров записей которые далеко не каждый сможет отличить от студийных, хотя ребята пользовались из железа всего лишь интегрированной звуковой картой, микшером, конденсаторным микрофоном, из ПО cubase + ASIO4all.

не часто приходилось сталкиваться с внешними usb звуковыми картами, но впечатление о них сложилось не очень хорошее, так как по качеству записи они не сильно отличались от встроеных стандартных=))

Михаил Айзеншталь

Юрий, Возможно, к Вам в руки попадались не самые лучшие экземпляры звуковых карт. От оцифровочного тракта очень многое зависит. Но ладно, это уже офтоп какой-то начался. Михаил, Петр, Юрий, скажите, а как вы предполагаете писать гитару с вокалом одновременно? Гитара, даже электро все-равно имеет кой-какой звук струн. Это же будет попадать в микрофон. А у меня вообще полуакустика.

Юрий Бурцев

чтобы писать одновременно достаточно подключить к микшеру два микрофона (для вокала и для гитары если акустика)или микрофон на вокал и кабель напрямую в гитару (если электро).
выходные каналы микшера цепляем к звуковой карте.

микрофон в любом случае будет ловить струны при параллельной записи=)
чтобы вокальный микрофон меньше ловил струны, на микшере можно уменьшить чувствительность микрофона.
в любом случае звука струн с вокального микрофона, на фоне звука с гитарного канала, слышно не будет.

Михаил Айзеншталь

Алексей, Эта карточка считается хорошей картой в своем классе, уверен, что Вам её хватит за глаза, тем более, для начала. Всё, что вам нужно в ней есть.

Правильно сделали, что решили отказаться от гитарного интерфейса, за такие деньги вряд ли там будут достойного качества эффекты, тем более цифра, к тому же вокал, как я понял, для Вас приоритетнеё. Многий софт даст Вам гораздо более широкий выбор и приемлемое качество.

Юрий, Ну я думаю, тут кому как удобно. Акустику будет слышно в вокальный микрофон, если он не динамический.

Не смотря на обилие цифровых эмуляторов лампового звучания, бюджетных полупроводниковых усилителей и комбо, призванных раз и на всегда вытеснить из мира музыки – это «ретроградное, декадентское, полурелигиозное ламповое мракобесие», гитаристы продолжают использовать «тёплое» ламповое усиление. Именно ламповые «головы» и «комбо» считаются true-звуком, именно ламповые топовые модели ведущих производителей попадают в райдеры рок-звёзд, именно «лампа» остаётся мечтой тинэйджеров, вчера купивших электрогитару.

Самый интересный вопрос – почему? Какая «магия» притягивает гитаристов к устаревшей технологии и позволяет производителям продавать тысячи, казалось бы, не рентабельных, дорогих, тяжелых, не слишком функциональных, менее надёжных ламповых

Корни тренда



Изощрённые гитаристы-экспериментаторы, такие как Дик Дейл, которые использовали эти усилители и искали новый звук, быстро осознали, что, перегружая преамп можно получить очень музыкальные и благозвучные искажения. Так появился перегруз, тот самый сочный искажённый звук, который в тысячах разнообразных вариаций используется сегодня гитаристами. Идея перегруженного звука и быстро растущая популярность рок-музыки, где этот звук был востребован как выразительное средство, обеспечили спрос на гитарные

Уже с начала 60-х появляются первые серийные транзисторные усилители и эффекты, но, ввиду широкой распространённости ламповой техники, они не пользуются популярностью. Даже не смотря на эпизодическое использование транзисторных эффектов звёздами того времени, (Marty Robbins в «Don’t Worry» и Keith Richards в (I Can’t Get No) Satisfaction), авторитет исполнителей использующих fuzz от Gibson, не вызывает ажиотажа среди музыкантов.





Необходимо отметить, что пионеры рок-н-ролла в 50-е – 60-е вероятнее всего не задумывались о нюансах схемотехники, наличии четных гармоник, недостатках или преимуществах лампового звука (иного фактически не было). Они просто играли музыку на той аппаратуре, которая существовала в их эпоху. При этом, учитывая молодость электрогитары как музыкального инструмента, формировалась школа: музыканты разрабатывали приёмы звукоизвлечения и технику игры, принимая во внимание существующий на тот момент тип усиления и эффекты, которые можно было извлечь из него.

Полупроводниковая конкуренция

Попытка производителей заинтересовать музыкантов более технологичными и дешевыми транзисторными системами в 70-е удалась лишь отчасти. Рок-музыка в этот период стала одним из самых популярных в мире жанров, что резко увеличило количество музыкантов, а соответственно, спровоцировало потребность в массовой, недорогой и технологичной технике. Транзисторные устройства стали всё более популярными среди начинающих гитаристов, но как только вырастал исполнительский уровень и притязания к звуку – музыканты переходили на «лампу». Можно сказать, что практически такое же положение сохраняется и по сей день.

Если у бабушки есть «болт», то она не бабушка…


В связи с высокой технологичностью полупроводниковых схем и отсутствием у них ряда недостатков присущих ламповой схемотехнике, инженеров захватила идея создания транзисторного гитарного усилителя, обладающего достоинствами лампового. В большинстве своём эти попытки не привели к успеху. Как и в случае с аудиотехникой для дома, чудовищная репутация сложилась на ранних этапах разработки транзисторных гитарных усилителей ещё в 70-е.


Практически все музыканты, которым довелось слышать полупроводниковые комбо и «головы», особенно раннего периода, отмечают крайне «жесткое», «суховатое», словом, неприятное звучание, отсутствие привычных для ламповых аппаратов возможностей настройки. Всё это было связано с ограниченным динамическим диапазоном и появлением нежелательных (не музыкальных, не благозвучных) гармонических искажений в гитарном звуке.

Динамические различия

Длительное пребывание в зоне амплитудного ограничения давали очень грязный, не «музыкально» искаженный перегруз. Эти особенности не позволяют получить правильное, с точки зрения многих музыкантов, звукоизвлечение. Резкое амплитудное ограничение стало востребованным только в некоторых тяжелых стилях 80-х – 90-х годов прошлого столетия и достаточно избирательно. Так дисторшн с обрезающим, «плюющимся» амплитудным ограничением успешно использовали такие группы как S.O.D., Celtic Frost, Megadeath, Pearl Jam, Nirvana. При этом необходимо учесть, что звук в подобных случаях подвергался продуманной эквализации, дабы сохранить «жирный» и «плотный» широкий частотный диапазон.

Сага о четных гармониках

Мнение о положительном влиянии низких четных гармоник в звучании ламповых усилителей, распространённое среди некоторых приверженцев High End, во многом заимствовано у гитаристов. При этом четные гармонические искажения в гитарной аппаратуре традиционно и обоснованно считаются преимуществом, в отличие от усилителей для воспроизведения музыки, где этот вопрос остаётся более чем спорным. «Благозвучность» этих искажений обусловлена тем, что четные гармоники музыкально соотносятся с основным тоном, в отличие от нечетных.


Проблемой транзисторных моделей гитарного оборудования стал спектр КНИ в котором изобиловали «не музыкальные» искажения. Тогда как ламповые системы с трансформаторным выходом и с не большим количеством или отсутствием обратных связей насыщают звук, в большинстве своём, четными гармоническими искажениями.

Интермодуляции


Интермодуляционные искажения – серьёзная проблема для воспроизводящего музыку оборудования при этом они не считаются серьёзным недостатком

Цифровая эмуляция «тёплой» лампы

Цифровые эмуляторы современных гитарных процессоров полностью или почти полностью могут эмулировать ламповый звук. Этот факт неоспорим, ввиду современного уровня развития цифровых систем и, пожалуй, не требует развернутого доказательства. При этом ламповые системы сохраняют ряд достоинств, которые влияют на выбор в их пользу.


К таким достоинствам музыканты относят:

  • предсказуемый результат (нет необходимости длительного подбора компонентов тракта, всё просто: гитара+голова+кабинет, гитара+комбо);
  • привычный алгоритм настройки;
  • простота создания нужного звука (усилитель просто звучит так, как он должен звучать и не требует длительной настройки параметров для получения «правильного» звука»);
  • цифровые системы могут отличаться по звучанию, в ряде нюансов звукоизвлечения, звук похож, но «не тот», доводы следующего плана: «вот когда я флажолет делаю такой был отзвук, а тут его нет и всё, уже по-другому звучит».


New wave — ламповый конструктор

C точки зрения приверженцев ламп интересен проект Klonz, запущенный двумя изобретателями из Италии Фабрицио Бренчио и Андреа Феорини в 2015-м. «Моделирующий ламповый усилитель» — разработанный изобретателями, представляет собой своеобразный конструктор, который даёт возможность использовать любые лампы, широко применяемые в гитарном оборудовании, и несколько схем предусиления.



При этом, для формирования нужной схемы не требуется специальных знаний в схемотехнике и навыков пайки. Подробный мануал объясняет, как моделировать тот или иной звук, все модули устройства подключаются при помощи стандартных разъёмов. По задумкам авторов проекта, Klonz должен имитировать звучание любого лампового усилителя в мире.

Лампоголики и маркетинг– «живой» и «мертвый» звук

Существуют также по-ницшеански иррациональные аргументы в пользу ламп, мол лампы живые, а транзисторы плохие, а цифра «мёртвая». Приходится признать, что некоторые музыканты, по части «метафизического» отношения к звуку могут дать фору «истинно верующим» аудиофилам. Замечу, что нужно сделать скидку на то, что люди творческие не всегда склонны мыслить рационально, им простительно.


Для последних, некоторые производители гитарных процессоров начали включать в конструкцию лампы, чтобы «оживить» мёртвое цифровое звучание. На сколько последняя «инновация» меняет звучание и решает проблему «мертвого» звука исследований не встречал, но вера – великая штука, да прибудет искра творчества с верующими. Пусть веруют, лишь бы играли хорошо.

Микрофонный предусилитель или преамп (preamp) – устройство для усиления слабого сигнала, может быть встроенным (схема предусиления) или внешним (отдельным прибором). Нужен ли он? Если да, то кому и зачем? И если брать, то какой? Как всегда, разберемся в теории, особенностях и дадим полезные советы по выбору данного устройства.

0891298296651e4fedc0df5b03ea8581.jpg

Зачем?

Оптимальный уровень сигнала без искажений является важным моментом процесса звукозаписи, когда достигается идеальное соотношение между чистым сигналом и шумом. Цель предусилителя – усилить слабый сигнал до уровня линейного, то есть до уровня сигнала записывающего оборудования. Дело в том, что микрофонный сигнал довольно слабый, поэтому нужно «добивать» его дополнительными децибелами (в районе 30-60 дБ). Гитары также требуют усиления своего сигнала, но не столь существенного, как микрофон (около 20-30 дБ).

То есть, усиление микрофона и инструментов в процессе звукозаписи необходимо. Если при этом вы используете интерфейс или микшерный пульт, то можно обойтись внутренней схемой предусиления, которая имеется на всех подобных устройствах. Конечно, качество встроенных предусилителей различно в разных моделях и существенно зависит от цены, которую просят за тот или иной аудиоинтерфейс. То есть дорогие аудиокарты имеют существенно более качественные предусилители. Но для первых шагов в звукозаписи, для домашних студий качества встроенных предусилителей вполне достаточно.

Есть ли тогда смысл в покупке отдельного микрофонного предусилителя? В погоне за качественным сигналом – да. Так как микрофонные предусилители как отдельное устройство чаще всего (но не всегда), обеспечивают более качественный звук, чем интегрированные в аудиоинтерфейс, микшерный пульт и т.д. Помимо этого, внешний микрофонный предусилитель окрашивает звук, придавая ему некоторую индивидуальность и характер, но касается это в основном топовых моделей.

61cf70c83689365315a6f39ef41e6d86.jpg

Преимущества внешних предусилителей

Более высокое качество звука, что особенно заметно на большой громкости. Встроенные предусилители могут устраивать по качеству звука на уровне громкости в 40-50 дБ, но при повышении уровня можно заметить посторонние шумы. Это связано с тем, что более дорогие и качественные предусилители (которые редко используют в качестве интегрированных) имеют более сложные схемы усиления, обеспечивая прозрачный звук на любом уровне громкости.

Большой запас гейна, чем не могут похвастать встроенные предусилители, предлагающие не более 60 дБ гейна. Этого бывает недостаточно для многих динамических микрофонов.

Шум, вернее его отсутствие во внешних предусилителях при записи очень тихих источников звука. Хорошими показателями эквивалентных выходных шумов (E.I.N) для встроенных предусилителей можно считать значения выше -127 dBu.

Характер звука. Как было сказано выше, внешний микрофонный предусилитель способен не только приятно окрасить звук, но и придать ему определенный характер, чего не скажешь о встроенных преампах, обеспечивающих «стерильный» звук. Ламповые и транзисторные представители предусилителей 60-70 годов прошлого века являются ярким тому примером.

Расширенный функционал. Внешние предусилители обычно имеют такие дополнительные функции как изменение фазы, low cut, ступенчатое переключение гейна и т.д.

Какие бывают предусилители?

1. По форм-фактору: встроенными и внешними, но об этом было сказано выше.

80359ab0fc5a97cc9f96818e434407ff.jpg

2. По схеме: ламповыми, транзисторными и моделирующими. Ламповые схемы традиционно считаются более «теплыми» и «живыми» в плане звука по сравнению с транзисторными. Но и стоят они обычно дороже. Для того, чтобы заметить этот особый ламповый звук, предусилитель должен быть из высшего ценового диапазона. Если хотите сэкономить, выбирайте транзисторный предусилитель, при средней цене разницу с ламповым вы вряд ли ощутите.

2.jpg

Также можно найти и гибридный микрофонный предусилитель, сочетающий в себе ламповые и транзисторные компоненты.

гибрид.jpg

Моделирующие предусилители основаны на транзисторных схемах, но с помощью цифровых преобразований моделируют особенности звука ламповых предусилителей.

3. По характеру влияния на сигнал: окрашивающие и прозрачные. Окрашивающие предусилители (color preamps), как следует из названия, придают звуку характерные особенности. Обычно, их используют звукорежиссеры в попытках придать уникальности своим миксам. Прозрачные предусилители призваны выдавать чистый звук без каких-либо примесей. Обычно, такими являются транзисторные бестрансформаторные предусилители.

4. По наличию трансформатора: трансформаторные и безтрансформаторные. Название говорит само за себя – в семе либо присутствует трансформатор, либо нет. Трансформаторные предусилители звучат более жирно, но при этом окрашивают звук.

Дополнительные функции

При покупке микрофонного предусилителя, в первую очередь, конечно, надо слушать и выбирать ушами. Но затем стоит подключить голову и обратить внимание на некоторые факторы и функции, которые могут быть вам полезны.

Количество входов означает число микрофонов, которые можно записывать одновременно. Чем больше – тем лучше.

3.jpg

Фильтр низких частот. Его задача - обрезать низкие частоты, что помогает отсекать различные низкочастотные помехи.

Фантомное питание, которое необходимо для работы конденсаторных микрофонов. К слову, оно есть практически у всех моделей, но убедитесь в этом, на всякий случай.

Встроенный лимитер (компрессор), который используется для сжатия динамического диапазона. Лимимтер также помогает избежать лишних перегрузок. Честно говоря, это не особо необходимая функция, и иногда не стоит за нее переплачивать.

Индикаторы уровня – необязательная для каждого предусилителя функция, но, безусловно, полезная. Переплатить за нее стоит.

Эквалайзер корректирует по частотам звуковой сигнал перед отправкой его в звуковую карту. Перед покупкой оцените: точно вам нужна данная опция?

753d0fb72cee4f67ac5ca46bac912569.jpg

Что выбрать?

Если вы – новичок, то не стоит выбирать внешний микрофонный предусилитель. Лучше купить аудиоинтерфейс подороже с хорошим встроенным предусилителем и один или два конденсаторных микрофона. Внешний предусилитель может стать следующим шагом на пути вашего совершенствования и получения опыта.

Особенно работа внешних предусилителей заметна при использовании микрофонов со слабым выходом (динамических). Конденсаторные микрофоны имеют более сильный выходной сигнал, поэтому разницы между встроенными и внешними предусилителями вы почти не заметите.

Наиболее популярными предусилителями являются модели от производителей Focusrite. Behringer и Art. Выбирайте, экспериментируйте и успехов в творчестве!

Как записать гитару дома

Чем раньше начинающий гитарист начнет себя записывать, тем быстрее будут расти его навыки. Тем более, сегодня не нужно многого, чтобы записать гитару качественно.

Запись гитары в студии

Традиционный способ

Электрогитару подключают напрямую в гитарный стек или комбик, оба состоят из усилителя и гитарного динамика. Звукорежиссер ставит микрофон вплотную к динамику и записывает партию.

Такой способ имеет ряд недостатков:

Реампинг

«Так почему бы сперва не записать сырой сигнал гитары, а затем уже скормить его усилителю, разделив саму запись и работу с тембром?» — подумали звукорежиссеры и предложили другой путь: реампинг. Первые попытки разделить процесс на запись и обработку предприняли гитарист Лес Пол (чья гитара стала иконой Gibson) и звукоинженер Фил Спектор (работал с The Beatles и построил Wall of Sound для The Grateful Dead).



С появлением цифровой записи все упростилось до максимума: появились эмуляции усилителей, кабинетов и эффектов, по звуку почти идентичные реальным приборам. Сегодня вместо гитарного стека все чаще используются плагины в DAW.

Запись гитары дома

Инструмент подключается к аудиокарте и записывается в DAW типа Cubase, Reaper, Logic, подойдет и Garageband, который идет в комплекте с любым Mac.

На канал с гитарой вешаются плагины обработки: эмуляция усилителя, кабинета и, если нужно, различных гитарных педалей. Либо это может быть виртуальный процессор вроде Bias Fx, Amplitube, Guitar Rig или подобный — такие сочетают в себе дюжину моделей усилителей, кабинетов и педалей эффектов, имеют пресеты настроек, тюнер, а некоторые умеют записывать без DAW. Таким образом, запись становится делом пары секунд, а формировать свой уникальный звук можно хоть неделями.

Запись без аудиокарты

Самый примитивный способ — записать гитару в линейный вход встроенной в материнскую плату аудиокарты. Для этого понадобится:

    (желательно гибкий, чтобы не расшатать коннектор)
  • DAW. Например, условно бесплатный Reaper, который после истечения пробного периода лишь заставляет ждать несколько секунд после загрузки. Еще он известен тем, что работает стабильно даже на самых скромных компьютерах. — универсальный аудиодрайвер, позволяющий записывать аудио в линию без ощутимых задержек. Есть возможность настраивать качество битрейта и регулировать размер буфера — чем он меньше, тем быстрее музыкант услышит в наушниках то, что он только что сыграл руками.
  • VST-плагины: гитарный процессор (Bias Fx, Amplitube) или набор из эмулятора усилителя и кабинета.

Сегодня компании и энтузиасты предлагают гигабайты бесплатных плагинов для гитаристов:

    — эмулятор усилителя и загрузчик импульсов; — эмулятор Peavey 5150; — различные усилители и педали; — множество усилителей и загрузчик импульсов; кабинета Marshall 1960 от Redwirez;
  • Несколько бесплатных дилеев и ревербераторов на сайте ValhallaDSP; и полезных вещей от NI Kontakt;
  • Бесплатные версии гитарных процессоров с урезанным набором усилителей, например, AmpliTube 5 CS.

Как эмулируют усилители и педали? Эмуляцией их компонентов и радиосхемы. К примеру, в некоторых плагинах есть возможность покрутить сопротивление резисторов и емкость конденсаторов, чтобы получить более индивидуальный тембр.


Как эмулируют кабинеты? С помощью импульсов, загружаемых в ревербератор. Импульс похож на цифровой слепок реверберации помещения. Например, в пещере проигрывают тестовый сигнал и захватывают отклик с разных точек. Из полученных данных получается импульс, который загружается в ревербератор, и гитарное соло начинает звучать в пещере. Если же заглушить помещение минватой, а микрофон поставить вплотную к динамику, то получается цифровой слепок последнего. Так можно сделать импульс гитарного кабинета и, загрузив его в плагин, получить звучание определенной модели динамика, микрофона и его позиции.

Какие системные требования? Любой компьютер или ноутбук старше условного 2012 года без проблем справится с записью аудиодорожки в DAW. Плагины обработки тоже не требуют многого. Например, виртуальный процессор Bias FX 2 хочет:

  • 4 Гб ОЗУ (рекомендуется 8 Гб)
  • Двухъядерный процессор с минимальной частотой 1.5 ГГц (рекомендуется 2.0 ГГц)
  • 500 Мб на диске

Пошаговая инструкция:

  1. Загрузить DAW (например, Reaper) и зайти в настройки девайса для записи, сменив драйвер на ASIO4ALL.





Минусы

В зависимости от качества преампов и АЦП встроенной аудиокарты, запись получается в диапазоне «от приемлемой до неплохой». Однако со временем гитаристы замечают, что:

  • Гитара звучит тускло, невыразительно, с завалом баса и высоких частот;
  • Съедается атака по струнам, риффы звучат ватно;
  • Задержки при игре мешают исполнять быстрые партии;
  • Гитара с мощными датчиками звучит сразу с овердрайвом из-за клиппинга;
  • В сигнале присутствуют хрипы, скрипы, гудение, писк, различные наводки, а порой сквозь лирические переборы пробивается радио «Маяк».

Все из-за слабых преампов встроенных аудиокарт и не лучшего аналого-цифрового преобразователя. Превращать нули и единицы в аудио такие карты сегодня умеют вполне достойно, а вот с обратным процессом возникают проблемы. Здесь в помощь внешний аудиоинтерфейс.

Запись с внешней аудиокартой

Чтобы записать гитару, аудиокарта должна иметь:

  • Инструментальный Hi-Z вход с сопротивлением не менее 1 Мом. Это нужно, чтобы мощные гитарные датчики не перегружали преамп.
  • Кнопку Pad, уменьшающую уровень входного сигнала на 20 Дб. Необходимая вещь для любителей бить по струнам со всей силы.
  • Драйвера с поддержкой ASIO 2.0, чтобы можно было выставить минимальный уровень буфера и играть без задержек.

Что касается качества битрейта и разрядности, то почти все современные аудиоинтерфейсы способны записывать в качестве как минимум до 96 кГц\24 бит. Для большинства задач этого даже слишком: CD выпускаются в 44.1 кГц, а запись в студиях чаще всего на 44.8 кГц.

Если у аудиокарты нет Hi-Z входа, тогда можно использовать Di-Box, который позволит подключить ее шнуром XLR в микрофонный вход. Если же у аудиокарты вообще нет преампа (например, старая внутренняя карта с линейными входами), тогда придется использовать внешний. Впрочем, сегодня даже в преампы любят встраивать аудиочип, чтобы его можно было использовать как аудиоинтерфейс.


Behringer MIC500USB — преамп с ЦАП/АЦП

Чем отличаются внешние аудиокарты

Поскольку качество ЦАП\АЦП у настольных аудиокарт для домашних студий примерно одинаковое, то производители стараются выделиться преампами. Сейчас в моде цифро-аналоговые преампы, которые позволяют эмулировать звучание различных легендарных приборов, как, например, в картах SSL и Focusrite 3rd gen.

Аудиокарты с несколькими инструментальными входами открывают возможность для одновременной записи, к примеру, гитары и баса под записанные заранее барабаны с целью добиться более живого исполнения.

Как приятный бонус многие внешние аудиокарты комплектуются различными DAW и полезными плагинами. Профессиональные модели имеют DSP-процессор, на котором выполняется обработка собственным комплектом эффектов, что еще и позволяет разгрузить ЦП компьютера.

Есть и карточки, предназначенные специально для гитаристов, к примеру, LINE 6 POD STUDIO GX. Он комплектуется гитарным процессором POD Farm с дюжиной усилителей для гитары и баса, эмуляцией легендарных педалей эффектов, кучей пресетов и т.д.

Аудиокарты в процессорах, микшерах и усилителях

Гитарист сам может не знать, что у него уже есть аудиокарта. Аудиочипы сегодня не стесняются встраивать в любые девайсы.

  • Многие современные гитарные процессоры, например, Line 6 серии Pod HD, Helix и GO, Kemper Profiler, Axe FX, Boss GT-1000 и другие, можно использовать как аудиоинтерфейс. Они подключаются по USB и позволяют записывать аудио в высоком разрешении, на них можно заниматься сведением, так что необходимость в отдельной аудиокарте отпадает.
  • Некоторые микшеры поддерживают ASIO, позволяют подключить их к ПК и использовать в качестве аудиоинтерфейса, например, Peavey PV 6 BT.
  • Симуляторы кабинета — отдельная категория гитарных приборов, многие из которых имеют ЦАП\АЦП на борту, к примеру, Two Notes Torpedo C.A.B., AMT Pangea и другие.
  • Наконец, аудиоинтерфейс можно найти даже в современных комбиках (Boss Katana) и ламповых усилителях (Peavey 6505 MH).

Размер буфера и задержка при игре

Главное, что внешний аудиоинтерфейс позволит играть на гитаре с минимальной задержкой. Дело в том, что компьютер при конвертации сигнала в нули и единицы обрабатывает семплы пачками. Так процесс получается более стабильным, и пара пропавших семплов не станет катастрофой. Поэтому размер буфера измеряется в семплах, и чем он больше, тем меньше шанс поймать хрипы и артефакты из-за того, что ПК не справляется. Но и тем больше задержка при игре, поскольку системе приходится ждать накопления буфера.


Большинство современных компьютеров позволяют выбрать наименьший размер буфера. Легко посчитать, какой будет задержка при игре: достаточно умножить размер буфера на 2 (поскольку обработка происходит два раза: на входе и выходе) и разделить на частоту дискретизации. Например, при записи в 44 100 Гц и размере буфера в 64 семпла, получается задержка в (64*2)\44100 = 0.029 секунд, то есть в 3 мс. За это время звук по воздуху успевает преодолеть лишь один метр, поэтому такая задержка совсем не ощущается.

Реампинг сигнала через комбик или усилитель

Если дома стоит хороший комбик или гитарный стек, с их помощью можно сделать реамп записанного сигнала. Многие гитаристы убеждены, что цифровые приборы не могут эмулировать всех нюансов звучания ламповой техники. Большинству просто интересно записать звук собственного оборудования. Для этого понадобится микрофон, стойка к нему, шнур XLR и прибор под названием «реампер». Он позволяет согласовать сопротивления выхода звуковой карты и входа усилителя, без него звук будет тихим и тусклым (иногда ту же функцию может выполнять Di-Box).


Вопрос акустической подготовки помещения можно решить изоляционным боксом. По-сути, это ящик, обитый внутри минеральной ватой, в него помещается комбик или каб. Можно как заказать фирменный (Box of Doom), так и сделать самостоятельно. Можно также попробовать засунуть комбик в шкаф с одеждой или поставить на мягкий диван.

Для записи гитары чаще всего используются инструментальные динамические микрофоны, самый известный — Shure SM57. Иногда используют несколько разных микрофонов (один динамический, один конденсаторный или ленточный) с разных позиций для создания более полного тембра.

Установка микрофона относительно гитарного динамика является самым непростым моментом при таком способе записи. Чем микрофон ближе к центру динамика, тем звук более яркий и прорезающий, чем ближе к краю — тем глуше и басовитее он становится. Часто микрофон ставят вплотную к защитной сетке кабинета строго перпендикулярно, но можно отдалить его на расстояние до 10–20 сантиметров — саунд получается более полный, но с меньшей атакой.

Чтобы слышать только сигнал от микрофона, его установку нужно делать в закрытых наушниках с хорошей звукоизоляцией.

Если дома стоит полноценный усилитель типа Peavey 5150, то напрямую к звуковой карте его подключить не получится — сгорит без нагрузки. Понадобится эквивалентный динамику нагрузочный балласт (load box), к примеру, AMT Power Eater или более навороченный Two Notes Torpedo Captor X с ЦАП\АЦП, с кабсимом и набором импульсов. В этом случае не нужны микрофон и минеральная вата, а выбор из сотен импульсов делает подход более гибким.

Как превратить гитару в MIDI-клавиатуру

Существует возможность использовать гитару как миди-клавиатуру. Это пригодится тем, кто занимается аранжировками, но владеет черно-белыми клавишами хуже, чем железными струнами. Открывается возможность играть на гитаре любыми звуками — от скрипок и валторн до синтезаторов и перкуссии.

Гитарные процессоры типа Roland GR-55S и Boss SY-300 работают без специальных midi-датчиков и конвертируют аудио на лету без ощутимой задержки. То же самое можно сделать программно в Reaper.

Как записать гитару на смартфон или планшет

Когда вдруг посетила муза, придуманная музыкальная фраза может улететь, не попрощавшись, пока грузится компьютер с DAW. В таких случаях планшеты и смартфоны могут выполнять роль диктофона для черновых набросков. Конечно, многие ограничиваются встроенным диктофоном, но расслышать что-то потом будет нелегко.

Чтобы записать гитару на мобильный девайс в приличном качестве, существуют компактные аудиокарты типа iRig, Line 6 SONIC PORT, SHURE MOTIV MVI-LTG. Некоторые комплектуются плагином гитарного процессора и открывают моментальный доступ к студийному звуку. Существуют и напольные миди-контроллеры для смены пресетов во время игры, они позволяют использовать планшет на сцене и репетициях как полноценный гитарный процессор.

Есть и бюджетные решения со встроенным набором эффектов — овердрайв, какой-нибудь хорус и дилей с реверберацией. В таких настройки звука сильно ограничены, качество эффектов не то, чтобы супер, и для сцены они не предназначены, а вот для занятий дома и записи демок — вполне.

Как записать акустическую гитару

Есть два способа записать акустику. Первый — микрофонами. Это сложный, но самый правильный путь, позволяющий запечатлеть уникальный тембр гитары и особенности игры музыканта. Понадобится один конденсаторный микрофон и стойка, на которой его размещают напротив отверстия в деке. Чаще всего применяют конденсаторники с малой диафрагмой и характерным подъемом на высоких частотах.

Иногда у первого лада устанавливается дополнительный микрофон, позволяющий добиться большей читаемости и ясности. Установка двух микрофонов в позицию X-Y или ORTF дает стереопанораму. С этой же целью можно использовать рекордер типа Tascam DR-05 — в нем уже есть пара микрофонов и ЦАП\АЦП, так что его можно использовать и в качестве аудиокарты.

Бывают и аудиокарты, заточенные под запись акустики, например, IK MULTIMEDIA iRig Acoustic Stage. Есть и мобильные аудиокарты с микрофоном, к примеру, Apogee One, который может работать также с Айпадом и Айфоном.

При таком подходе на звук влияет помещение. В идеале оно должно быть либо полностью заглушенным, либо, наоборот, обладать приятной уху реверберацией без стоячих волн. Чаще всего используются деревянные комнаты. Если такой комнаты нет, то для второго способа она не нужна, поскольку в нем используется пьезозвукосниматель (например, Fishman Sonicore).

Пьезозвукосниматель может работать даже с нейлоновыми струнами. Именно им снабжаются электроакустические гитары, но бывают и съемные звукосниматели для классических гитар. Они позволяют подключить инструмент напрямую к звуковой карте, но звучание будет не таким выразительным, как при записи микрофонами.

Заключение

Любой элемент цепочки записи влияет на результат. Плохой инструмент, убитые струны, фонящий кабель, кредитка вместо медиатора — все это сильно испортит качество гитарного звука. Но все же самым важным элементом является сам музыкант — его мастерство может затмить собой любые огрехи записи. Доказательством тому будут десятки великих альбомов, созданных на коленке.

Читайте также: