Объем памяти нормального взрослого человека при однократном восприятии

Обновлено: 07.07.2024

Существует несколько подходов в классификации памяти. В настоящее время принято рассматривать зависимость характеристик памяти от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению.

Классификация видов памяти по характеру психологической активности была впервые предложена П.П.Блонским. Хотя все четыре выделенные им вида памяти (двигательная, эмоциональная, образная и словесно- логическая) не существуют независимо друг от друга, и более того, находятся в тесном взаимодействии, Блонскому удалось определить различия между отдельными видами памяти.
Двигательная (или моторная) память- это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т.д. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться осуществлять соответствующие движения. При воспроизведении движений мы не всегда повторяем их точь - в - точь в том виде, как раньше. Но общий характер движений сохраняется. Например, такая устойчивость движений вне зависимости от обстоятельств характерна для движений письма (почерк) или наших некоторых двигательных привычек: как мы подаем руку, приветствуя знакомого, как мы пользуемся столовыми приборами и т.д.
Наиболее точно движения воспроизводятся в тех условиях, в которых они выполнялись ранее. В совершенно новых условиях мы часто воспроизводим движения с большим несовершенством. Также очень сложно повторить движения, если они раньше были частью какого-то сложного движения, а сейчас их надо воспроизвести отдельно. Все это объясняется тем, что движения воспроизводятся нами не изолированно от того, с чем они были раньше связаны, а только на основе уже образовавшихся ранее связей.
Двигательная память у детей возникает очень рано. Ее первые проявления относятся к первому месяцу жизни. Первоначально она выражается только в двигательных условных рефлексах. В дальнейшем запоминание и воспроизведение движений начинают принимать сознательный характер, тесно связываясь с процессами мышления, воли и т.д. Особо следует отметить, что к концу первого года жизни двигательная память достигает у ребенка такого уровня развития, который необходим для усвоения речи. Развитие памяти происходит и в более позднее время.
Эмоциональная память- это память на чувства. Данный вид памяти заключается в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Поэтому эмоциональная память имеет очень большое значение.
Надо отметить, что воспроизведенные, или вторичные, чувства могут значительно отличаться от первоначальных. Это может выражаться как в изменении силы чувств, так и в изменении их содержания и характера.
По силе воспроизведенное чувство может быть сильнее или слабее первичного. Например, горе сменяется печалью, а восторг или сильная радость - спокойным удовлетворением; в другом случае, обида, перенесенная раньше, при воспоминании о ней обостряется, а гнев - усиливается. Существенные перемены могут произойти и с содержанием нашего чувства- то, что раньше воспринималось как досадное недоразумение, со временем может восприниматься как забавный случай.
Первые проявления памяти у ребенка наблюдаются к концу первого полугода жизни. В это время ребенок может радоваться или плакать при одном лишь виде того, что раньше доставляло ему удовольствие или страдание. Однако начальное проявление эмоциональной памяти существенно отличаются от более поздних. Это отличие заключается в том, что если на ранних этапах развития ребенка эмоциональная память носит условно- рефлекторный характер, то на более высоких ступенях развития эмоциональная память является сознательной.
Образная память- это память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы и т.д. суть образной памяти заключается в том, что воспринятое раньше воспроизводится затем в форме представлений. Следует иметь в виду особенности, характерные для представлений - их бледность, фрагментарность и неустойчивость. Поэтому воспроизведение воспринятого часто расходится с оригиналом, с течением времени эти различия могут углубляться.
От чего зависят легкость воспроизведения образа?
Эмоциональная окраска образа и общее состояние человека в момент восприятия, состояние человека в момент воспроизведения.
Точность воспроизведения в значительной мере определяется степенью задействования речи при восприятии. Многие исследователи разделяют образную память на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую.
Словесно- логическая память - выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие у нас в процессе обдумывания, размышления, помним содержание прочитанной книги, разговора с друзьями.
Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. С.-л. память проявляется в двух случаях:

запоминается и воспроизводится только смысл данного материала, а подлинное сохранение подлинных выражений не требуется;

Оба этих вида памяти могут не совпадать друг с другом. Например, есть люди, которые хорошо запоминают смысл прочитанного, но не всегда могут точно и прочно заучивать материал наизусть, и люди, которые легко заучивают наизусть, но не могут воспроизвести текст "своими словами". Развитие обоих видов памяти происходят не параллельно.
Существует такое деление памяти на виды, которое напрямую связано с особенностями выполняемой деятельности. Так, в зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную.
Непроизвольная - запоминание и воспроизведение, осуществляющееся автоматически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания.
Произвольная - требуются волевые усилия человека и цель запоминания (заучивание стихов).
Существует также деление памяти на кратковременную и долговременную.
Объем кратковременной памяти индивидуален. Он характеризует природную память человека и сохраняется, как правило, в течение всей жизни. Объем кратковременной памяти характеризуется способность механически запоминать воспринимаемую информацию.
Без хорошей кратковременной памяти невозможно нормальное функционирование долговременной памяти. В последнюю может проникнуть и отложиться лишь то, что было когда-то в кратковременной памяти. В кратковременную память в основном попадают последние пять-шесть единиц информации, полученной через органы чувств, перевод в долговременную память - благодаря волевому усилию. Причем в долговременную память можно перевести гораздо больше информации, чем позволяет индивидуальный объем кратковременной памяти. Это достигается путем повторения материала, который надо запомнить.
Югославский психолог - П. Радоссавлевич проводил следующий эксперимент. Просил человека, плохо понимающего язык эксперимента запомнить бессмысленные слова, Обычно, чтобы их запомнить требовалось несколько повторений. В тот раз испытуемый читал их 20,30,40 и, наконец, 46 раз, не давал экспериментатору сигнал, что их запомнил. Когда же психолог попросил повторить прочитанный материал наизусть, удивленный испытуемый, не понявший из-за недостаточного знания языка цели эксперимента, воскликнул: "Как? Так я должен заучить его наизусть?" после чего он еще шесть раз прочитал указанный ему ряд слогов и безошибочно повторил его.
Т.о. действительно, для лучшего запоминания нужно давать целевую установку.
Посвященное той же проблеме исследование А.А. Смирнова подтвердило, что непроизвольное запоминание может быть продуктивнее, чем преднамеренное: то, что испытуемые запоминали непроизвольно, попутно в процессе деятельности, запомнилось проще, чем-то, что они старались запомнить специально. Суть эксперимента состояла в том, что испытуемым предъявлялись две фразы, каждая из которых соответствовала какому-либо орфографическому правилу (например, "мой брат учит китайский язык" и "надо учиться писать краткими фразами"). В ходе эксперимента необходимо было установить, к какому правилу относиться данная фраза, и придумать другую пару фраз на ту же тему. Запоминать фразы не требовалось, но через несколько дней испытуемым предложили вспомнить как те, так и другие фразы. Оказалось, что фразы, придуманные ими самими в процессе активной деятельности, оказываются наиболее эффективными, поскольку оказываются в зависимости от деятельности, в ходе которой оно совершается.

Основные процессы и механизмы памяти.

Оперативная память - мнемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции.
Промежуточная память - обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, переводя ее в долговременную память. По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. У человека, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций, снижается внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи, в действиях.
Объем памяти - интегральная характеристика памяти, которая характеризует возможности запоминания и сохранения информации.
Такой параметр, как быстрота воспроизведения, характеризует способность человека использовать в практической деятельности имеющуюся у него информацию.
Другая характеристика памяти - точность воспроизведения. Эта характеристика отражает способность человека точно сохранять, а самое главное, точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию.
Важнейшей характеристикой памяти является длительность, она отражает способность человека удерживать определенное время необходимую информацию. "Студенческая память".
Запоминание- это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации.
Механическое запоминание- это запоминание без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала.(истор. даты, статист. данные). Основа механического запоминания- ассоциации по смежности.
В отличие от этого осмысленное запоминание основано на понимании внутренних логических связей между отдельными частями материала.
Доказано, что осмысленное запоминание во много раз продуктивнее механического. Механическое запоминание требует много повторений, не всегда припоминается к месту и ко времени. Осмысленное запоминание требует меньше усилий и времени и является более действенным.
Один из способов увеличения объема и прочности запоминания не связанных между собой слов состоит в создании условной логической связи между ними. В определенных случаях эта связь может быть бессмысленной по содержанию, но яркой с точки зрения представлений. Например, вам надо запомнить ряд слов: арбуз, стол, слон, расческа, пуговица и т.д. Для этого построим условно- логическую цепочку следующего вида: " арбуз лежит на столе. За столом сидит слон. В кармане его жилета лежит расческа, а сам жилет застегнут на одну пуговицу". С помощью такого приема можно запомнить до 30 слов и более ( в зависимости от тренировки) при однократном повторении.
При механическом запоминании в памяти через час остается только 40% материала, а еще через несколько часов- всего 20%, а в случае осмысленного запоминания 40% материала сохраняется в памяти даже через 30 дней.
Осмысление материала достигается разными приемами, и, прежде всего выделением в изучаемом материале главных мыслей и группированием их в виде плана.

Полезным приемом осмысления материала является сравнение, т.е. нахождение сходства и различия между предметами, явлениями, событиями.
Осмыслению материала помогает также его конкретизация, пояснение общих правил и положений примерами, решение задач, проведение наблюдений, лабораторных работ и т.д.
Важнейший метод осмысленного запоминания материала- метод повторения. Проведенные исследования позволили выявить некоторые закономерности в использовании этого метода:

заучивание протекает неравномерно- вслед за подъемом в воспроизведении может наступить некоторое его снижение;

заучивание идет скачками;

при легком материале - первые повторения дают больший результат, чем последующие ;

при трудном материале - первые повторения дают меньший результат, чем последующие;

Методы заучивания:

метод концентрированного заучивания;
метод распределенного заучивания;
метод воспроизведения во время заучивания.


Человеческий мозг состоит приблизительно из 100 млрд нейронов, каждый из которых вступает в тысячи связей с другими. В конечном в головном мозге формируются около 100 трлн связей. Передача информации осуществляется за счет синапса — точки специализированного контакта нейронов. Когда два взаимодействующих участка нейронов одновременно активизируются, синапс становится более прочным. Выступающее образование на дендритах (ветвящийся отросток нейрона, необходимый для получения информации) — дендритный шипик — также увеличивается в размерах. Шипик обеспечивает контакт с другими клетками, а увеличивается для восприятия большего количества поступающих сигналов.

Шипики разного размера раньше сравнивались учеными с битами компьютерного кода, только вместо цифр 1 и 0 исследователи пользовались описательными характеристиками их размера.

Впрочем, о количестве всех возможным размеров шипика специалисты также не имели представления, ограничиваясь бытовыми понятиями «маленький», «средний», «большой».

Любопытное наблюдение заставило исследовательскую группу из Института биологических исследований Дж. Солка (Калифорния) пересмотреть существующие измерения. С полным описанием эксперимента и с текстом научной статьи можно ознакомиться в журнале eLife.

Изучая гиппокамп крысы (гиппокамп — это участок коры головного мозга, отвечающий за запоминание зрительных образов), ученые заметили, что один аксон (отросток нейрона, выступающий в роли кабеля-передатчика) может вступать в связь с двумя дендритными шипиками — принимающими информацию «антеннами». Исследователи предположили, что шипики будут принимать одинаковую информацию, так как она исходит от одного и того же аксона, а значит, они должны быть сходны по размеру и прочности. При различных характеристиках шипика информация, переданная от одного аксона, будет изменена.

Исследователи решили измерить объекты, формирующие синаптические связи. В результате оказалось, что шипики, воспринимающие информацию от одного аксона, различаются в размерах примерно на 8%. Всего ученые зафиксировали 26 вариантов величины шипика.

На основе этих данных исследователи заявили, что человеческая память может хранить информацию объемом около одного квадриллиона байт.

Квадриллион (1 000 000 000 000 000) байт без малого соответствует одному миллиону гигабайт. Для сравнения: средняя оперативная память компьютера составляет всего 8 Гб. В то же время каждому из нас прекрасно известно, что использовать память на 100% мы не можем: люди регулярно забывают о датах дней рождения своих друзей, школьники часами пытаются выучить наизусть стихотворение или запомнить параграф из учебника по истории.

При этом именно такая ситуация рассматривается как абсолютно нормальная, а вот людей с выдающейся памятью мы склонны характеризовать словом «феномен». Так, американец Ким Пик, ставший прототипом Рэймонда Бэббита из фильма «Человек дождя», обладал уникальной памятью:

ему удавалось хранить до 98% всей полученной информации.

Среди друзей Пик имел прозвище Kim-puter. В 2005 году в журнале Scientific American была опубликована статья, посвященная Киму Пику. Ученые предполагают, что феномен был вызван отсутствием мозолистого тела, соединяющего полушария мозга: нестандартные соединения нейронов в этом участке спровоцировали повышенные возможности использования памяти.

Если сейчас известно, насколько велики возможности нашей памяти, почему важные понятия и события продолжают из нее ускользать? На этот вопрос пытается ответить Пауль Ребер, исследователь проблем механизмов памяти в Северо-Западном университете (Эванстон, штат Иллинойс, США). Ученый не принимал участия в экспериментах исследовательской группы Института Солка.

«Емкость памяти не является проблемой — любой анализ количества нейронов приведет к осознанию огромного потенциала человеческого мозга. Но это неважно, поэтому наше восприятие мира проходит быстрее, чем фиксация образа в памяти», — комментирует ученый.

По мнению Ребера, окончательно практически невозможно подсчитать количество информации, способной храниться в человеческом мозге. Проблема заключается в том, что информации в разы больше, чем мы можем себе представить. В памяти каждый человек хранит не только факты, лица и важные навыки, но и основные функции, такие как говорение и движение, чувственное восприятие и выражение эмоций. Ученый уверен, что сейчас еще достаточно сложно перейти от вычисления силы синапсических связей до комплексного описания всех сложнейших мелких процессов между нейронами.

Тем не менее Робер высоко оценил работу своих коллег из Института Солка: «Данные экспериментов значительно увеличивают наши знания не только об объемах памяти, но, что более важно, они еще раз подтверждают, насколько сложно устроены механизмы человеческой памяти».

Полученные результаты уже можно использовать при создании энергосберегающих компьютеров, способных имитировать стратегии работы человеческого мозга при передаче данных. Результаты проведенного эксперимента помогут и в клинических исследованиях заболеваний головного мозга, вызванных нарушением нормального синапса.

Вообще, исследованиями памяти ученые занимаются довольно давно, и иногда такие исследования дают весьма интересные результаты. Например, в 2011 году Элизабет Мартин из Миссурийского университета (Колумбия) смогла установить, что пребывание в хорошем настроении прямо влияет на нашу забывчивость. Полное описание эксперимента приводится в журнале Cognition and Emotion. Участники исследования были поделены на две группы: одни смотрели комедийное шоу, другие — инструкцию по установке настила.

Мартин уверена, что именно хорошее настроение заставляет нас забыть о важном звонке после веселой вечеринки.

Коллеги Элизабет Мартин, психологи из Иллинойского университета, полагают, что способность запоминать большой объем информации не так уж и полезна, особенно если вы занимаетесь творческой деятельностью. Ученые считают, что высокая способность к запоминанию развивает математическое мышление и снижает творческий потенциал. Исследование было опубликовано на сайте Ассоциации психологических исследований.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мартынова А.В.

Когнитивное бессознательное: некоторые аспекты неосознаваемого познания Запоминание как доминанта процесса научения иностранцев русскому языку Факторы, влияющие на процессы запоминания и забывания учебного материала при изучении русского языка как иностранного i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Человеческая память норма и аномалии»

Человеческая память: норма и аномалии

студентка группы ДКк(бак) 2-1

1. Память — понятие и структура

Память - это мыслительный процесс, включающий в себя запись, хранение и извлечение информации. Запись информации осуществляется посредством акта запоминания, а ее извлечение - посредством акта вспоминания. Качество запоминания обусловлено вниманием человека к объекту записи. Противоположным акту запоминания является забывание. Забывание служит важным условием запоминания, поскольку оно разгружает центральную нервную систему, освобождая место для новых связей.

Память определяется работой всего головного мозга, но в первую очередь - это биологический феномен, обусловленный деятельностью органов чувств. Разновидности памяти по характеру взаимодействия с органами чувств: визуальная (зрительная), вербальная (связанная с функцией слуха), обонятельная, осязательная и др. В биологическом мире важную роль играет генетическая память.

Человеческая память представляет собой бесконечно более сложный механизм - это функция мозга, нейронная активность которого позволяет фильтровать, сохранять и уничтожать воспоминания. В зависимости от временной установки человеческую память подразделяют на непосредственную (печатание на машинке), кратковременную (набор номера телефона), долговременную (память дня рождения ребенка), скользящую (память авиадиспетчеров).

Если задуманное человеком к высказыванию принять за 100 процентов, то в словесные формы (предложения) облекается и высказывается окружающим только 8О процентов. Выслушивается из задуманного 70 процентов, воспринимается и понимается 60 процентов, а в долговременной памяти остается от 10 до 24 процентов.

В среднем человек запоминает 1/5 части того, что услышит, и 3/5 того, что увидит. Из того, что человеку покажут и объяснят, он запоминает 4/5. В опытах ученого Эббингауза было показано, что при заучивании в памяти остается только 44% этого материала, а через двое суток - лишь 28%. В последующие дни снижение «кривой забывания» происходило очень медленно. Большая часть материала, заучивавшегося в опытах Эббингауза, сохранялась лишь в кратковременной памяти.

Объем материала, который может запомнить человек, находится в прямой зависимости от степени связи друг с другом отдельных частей, подлежащих запоминанию. Если человек должен запомнить не связанные друг с другом части материала, то говорят о механическом запоминании. Как показали результаты ряда экспериментально-психологических исследований, здоровый взрослый человек может запомнить при однократном предъявлении 7 ± 2, т. е. от пяти до 9 несвязанных «кусков» материала. Так, при однократном предъявлении десяти и более слов человек запоминает в среднем не менее пяти и не более девяти слов.

Однако что такое норма памяти, определить ее уровень очень сложно. В прошлом, в отсутствии нынешнего технологического разнообразия (компьютеров, калькуляторов и других машин), память человека имела постоянную тренировку. Изучение иностранных языков, заучивание стихотворений и литературных текстов, прочая работа над собственным интеллектуальным развитием - способствовали укреплению памяти.

Пример: пятая глава поэмы «Евгений Онегин» была утеряна и восстановлена полностью только благодаря великолепной памяти брата Пушкина.

3. Нарушения работы памяти

1. Амнезия - частичная или полная ее потеря. Бывает прогрессивная и регрессирующая, ретроградная (из памяти часто выпадают события, предшествующие заболеванию), антиретроградная (отсутствие памяти на события, следовавшие непосредственно за началом заболевания), фиксационная (проявляется в невозможности запоминания текущих событий, вновь поступающей информации).

2. Обострение воспоминаний - гипермнезия - приводит к снижению процесса запоминания и развивается гипомнезия: вначале затрудняется воспроизведение терминов, имен, основных дат, в дальнейшем ослабляются фиксационные свойства памяти.

3. Качественные расстройства памяти - парамнезии - представляют собой ошибочные, ложные воспоминания: псевдоремисцен-ции (заполнение пробелов памяти событиями, совершившимися ранее), конфабуляции (провалы в памяти заполняются вымышленными, нередко фантастическими событиями).

4. Аномалии памяти

- Синдром одаренности (Юлий Цезарь, Александр Македонский, Моцарт, Ким Пик).

- Синдром Шерешевского - память в образах (Римский-Корсаков, Скрябин).

- Синдром забвения - забывание части своей жизни (биографическая амнезия).

- Синдром абсолютной памяти - помнят все (3 человека на земле, Бред Вильямс).

- Феноменальные случаи памяти в истории.

5. Развитие и укрепление памяти

Работа памяти обусловлена деятельностью нервных клеток -нейронов. Сигналы от одного нейрона к другому передают так называемые нейромедиаторы - особые вещества (например, ацетилхолин), которые в большом количестве содержатся в гиппокампе.

Экспериментально доказано, что в процессе запоминания однородного материала (например, стихотворения) легче всего усваиваются начало и конец, а наиболее трудно - средняя часть. Запоминание улучшается, если постепенно повышать сложность усваиваемого материала.

Повторять изучаемый материал очень важно с интервалами. Непрерывное повторение, заучивание вплоть до полного запоминания наиболее нецелесообразно и неэкономично.

Открыв любой учебник психологии, вы можете прочитать, что кратковременная память человека - пять плюс-минус две единицы. Психологи называют число "7" магическим числом. Семь цветов радуги. Семь нот.

Есть классический тест для проверки кратковременной памяти - тест Джекобса. Об этом тесте знает каждый психолог. Тест проводится так.

Испытуемому предъявляются последовательно семь рядов цифр, содержащих от 4 до 10 цифр. Ряды составляются по таблице случайных цифр. Экспериментатор по одному разу читает по очереди каждый ряд, начиная с самого короткого. После прослушивания каждого ряда испытуемый письменно воспроизводит цифры прослушанного ряда в том же порядке, как их читал экспериментатор. Опыт повторяется четыре раза.

Подсчитываются допущенные при припоминании ошибки. По специальной формуле определяются средние характеристики объема кратковременной памяти испытуемого. В среднем человек правильно воспроизводит в этом опыте от пяти до девяти цифр.

Я проверил по этому тесту несколько сотен человек. И результат запоминания большинства ближе к пяти цифрам. Абсолютное большинство людей не может запомнить с однократного восприятия более пяти цифр.

Некоторые запоминают семь цифр. И совсем немногие - девять.
Интересно то, что формула подсчета результатов в тесте Джекобса ограничена числом 10. То есть, предполагается, что никто не сможет запомнить с однократного восприятия более 10 цифр.

Результаты этого теста дают психологам основание утверждать, что кратковременная память человека не превышает пяти-семи единиц. Это подтверждено огромным количеством опытов. И вы можете сами себя проверить по этому тесту. И получите аналогичные результаты.

Но. Я сажусь перед компьютером и запускаю программу, которая генерирует случайную последовательность двузначных чисел (от 00 до 99). Время показа числа на экране я могу регулировать сам. Как только нажму на кнопку "Следующее число", на экране появляется другое число. Можно запоминать одно число долго, а можно "листать" числа на экране очень быстро. Программка очень простая. Она не только показывает числа, но и подсчитывает результат запоминания. Программа учитывает количество запомненных чисел, вычисляет среднюю скорость запоминания одного числа, подсчитывает количество допущенных ошибок при вводе чисел в программу. Эти три показателя обобщаются в одном числе - "Коэффициенте увеличения способности запоминания". За нормальную способность запоминания принят коэффициент, равный единице. Это соответствует нормальному объему кратковременной памяти человека. Большинство не может запомнить более пяти двузначных чисел на этой программе.

Если я запоминаю десять чисел, то коэффициент будет равен двум - в два раза выше нормы. Если я запоминаю двадцать двузначных чисел, то коэффициент будет равен четырем - в четыре раза выше нормы.

И так далее.
Итак, я включаю эту программу, заказываю себе 100 двузначных чисел, и начинаю запоминать. Вывожу первое число (36), в воображении мгновенно появляется зрительный образ, обозначающий это число (клей). Быстро создаю связь между заранее подготовленным вспомогательным образом и образом числа.

Вывожу следующее число 46 (образ "чашка". Создаю следующую связь между вторым вспомогательным образом и образом числа. И так далее, число за числом, запоминаю все сто чисел.

Каждое число показывается на экране только один раз. Нет возможности повторить запоминаемые числа: последовательное запоминание с однократного восприятия.

После окончания запоминания программа не дает вспоминать числа сразу. Сначала нужно решить несколько арифметических примеров. Это отвлекающее задание. Оно выполняется для того, чтобы вытеснить информацию из кратковременной памяти, которая, как вы уже знаете, может удерживать от пяти до семи цифр.

После правильного решения пяти примеров, программа разрешает вспоминать числа.

Числа нужно вводить в программу строго в той последовательности, в какой они предъявлялись при запоминании. Например, если случайно пропустить одно число, то ряд сдвинется, и все остальные числа будут засчитаны как ошибочные, даже если вы правильно воспроизвели 99 чисел из 100.

Оно введено в программу. Затем набирается следующее число, "Ввод", число "уходит" в программу.
И так, число за числом, я ввожу в программу все 100 чисел.

Как я их вспоминаю? Очень просто. Прогоняю в памяти заранее заученную последовательность вспомогательных образов. На каждом образе вижу образ, обозначающий число. Тот, который я "поместил" туда при запоминании. На первом вспомогательном образе я вижу образ "Клей". Ввожу в программу первое число - 36. На втором вспомогательном образе я вижу образ "Чашка". Ввожу в программу число
46. И так далее.

После введения всех ста чисел, программа показывает результат запоминания. Он следующий. Объем запоминаемой информации - 100 двузначных чисел. Средняя скорость запоминания одного числа - 3,04 секунды (1,52 секунды на одну цифру). Количество допущенных ошибок или пропусков - 4.

Это настоящие результаты. Замер своего навыка запоминания я специально сделал перед написанием этого выпуска рассылки.

Результаты - так себе (по сравнению с мировыми рекордами запоминания чисел). Но я ведь специально не тренируюсь в запоминании чисел. Можно даже сказать, что вообще не тренируюсь. Программа показала мой рабочий навык запоминания на настоящий момент времени.

Одновременно с показом результата запоминания, программа выводит усредненный коэффициент. По этому коэффициенту очень удобно сравнивать навык запоминания разных людей. Ведь результаты могут быть очень разными. Как по объему, так и по средней скорости запоминания, по количеству допущенных ошибок. Как определить, кто запоминает лучше? Коэффициент, усредняющий эти три показателя, позволяет сравнить навык запоминания разных людей при существенных разбросах параметров объема, скорости, ошибок. Позволяет сравнить с точностью до сотых.

Показанные мною результаты соответствуют коэффициенту 29,07. Получается, что мой результат запоминания в 29 раз превышает норму, по сравнению с человеком, который может запомнить на этом тесте всего 5 двузначных чисел.

Вдумайтесь в это число. Когда человек обучается печатать на клавиатуре компьютера, то после обучения его скорость печати увеличивается всего в 7 раз (от 50 ударов в минуту одним пальцем до 350 ударов в минуту десятью пальцами). При этом говорят о переходе навыка письма на КАЧЕСТВЕННО новый уровень (бывает ещё и количественное улучшение, когда человек стал печатать в два раза быстрее, или в полтора раза быстрее). Но "Семь раз" - это новое качество, это новый навык. Здесь уже нельзя говорить, что человек стал печатать быстрее. В данном случае говорят, что один умеет печатать, а другой не умеет. А тут - 29 раз!

Но ведь это не предел. Объем ограничен только вашим желанием запоминать. Можно заказать программе и 150 чисел, и 200, и 300. Объем не имеет значения. Соответственно объему будет увеличиваться общее время запоминания.

А как же кратковременная память? Как же те 5 единиц, о которых написано во всех учебниках психологии?

Что, у меня феноменальная память? Да, нет. В школе я учился на тройки-четверки. И сейчас часто забываю, куда положил свои ключи и сотовый телефон.

Может быть, навык запоминания не дается человеку при рождении? И запоминанию нужно обучаться? Так же как вы обучались в школе чтению и письму? Если бы психологи попробовали измерить скорость чтения у человека, который не умеет читать, какие результаты получили бы психологи? А если бы все люди не умели читать? То тогда нормой была бы способность человека читать по слогам. Так как "психологическая норма" - это результат, показываемый большинством.

Но результаты, демонстрируемые большинством, это не норма для мозга. И если психологи утверждают, что большинство не может запомнить более пяти цифр, то это всего лишь значит, что большинство людей просто не умеют запоминать. Нас этому не обучают. И это не значит, что возможности "кратковременной памяти" действительно ограничены магическим числом "7".

Что же на самом деле тестирует тест Джекобса? Есть ли кратковременная память? И каковы её действительные возможности? Мнемотехника позволяет более точно ответить на эти вопросы, чем это делают учебники психологии.

Любой человек, обученный навыку запоминания, знает, что после однократного запоминания 100 двузначных чисел, эти числа не сохраняются в памяти долго. Если образованные при запоминании связи специально не повторять, то большинство чисел забудется в течение одного часа после запоминания.

Обратите внимание, что когда речь идет о кратковременной памяти (запоминание мнемонистом чисел с однократного восприятия), не правильно говорить об объеме! Объем практически не ограничен. И если и ограничен, то это сотни чисел. Но никак не пять "единиц". Ограничено время сохранения связей. Это время равно примерно одному часу.

Говоря о кратковременной памяти, правильнее было бы говорить о времени сохранения информации в кратковременной памяти, а не об объеме. Время сохранения информации в кратковременной памяти действительно ограничено и равно примерно одному часу. При условии однократного запоминания без последующего мысленного повторения информации.

Если запомненные сведения несколько раз повторить мысленно, то образованные в мозге связи закрепляются, и человек может вспомнить числа через день, через два дня, и даже через месяц.

Регулярно просматривая запомненные сведения в своем воображении, можно поддерживать информацию в мозге неограниченно длительное время.

Что же проверяет тест Джекобса? На самом деле этот тест проверяет не кратковременную память, а так называемую "слуховую эхо-память" - способность человека повторить только что услышанное. Слуховой анализатор обладает значительной инертностью. То, что вы восприняли на слух, какое-то время "крутится" в голове, как эхо в горах. Благодаря большой инертности речевого анализатора мы можем повторять короткие фразы (или несколько чисел) сразу после их восприятия. Но факт повторения чисел сразу после их восприятия совсем не говорит о запоминании этих чисел. То, что находится в слуховой эхо-памяти, не попадает в ПАМЯТЬ. И уже через несколько секунд после правильного воспроизведения пяти услышанных чисел, человек не сможет их воспроизвести. Они "вылетают" из головы, вытесняются из слухового анализатора другой воспринятой короткой фразой. Какая же это память? В данном случае правильнее было бы говорить о физиологической памяти слуховой анализаторной системы человека.

На мой взгляд, тест Джекобса проверяет инертность слухового анализатора. У одних людей инертность меньше (сохраняется фраза длительностью в 4 секунды), у других людей инертность больше - сохраняется фраза длительностью в 7 секунд.

Кто-то может возразить, что услышанную фразу можно повторить и через два часа, она сохраняется в памяти. Если фраза на знакомом языке, тогда да. И она действительно сохраняется в памяти. Так как образы, возникающие в мозге под воздействием слов, соединяются. А это и есть автоматическое (непроизвольное) запоминание. При восприятии цифр, образы в голове не возникают, и механизм памяти не срабатывает.

Проведенные мною сопоставления результатов тестирования по методу Джекобса и на программе, тестирующей запоминание чисел с однократного восприятия, показали, что нет никакой корреляции (взаимосвязи) между физиологической памятью слухового анализатора и способностью человека запоминать.

Способность запоминать связана с психическими процессами "мышление" и "внимание". Именно от развитости этих двух психических процессов зависит память человека, его способность обучаться.

Способность мозга запоминать сильно зависит от того, что мы кушаем. Зависит от химического состава крови. Если перед запоминанием 100 чисел я выкурю несколько сигарет, результаты запоминания будут хуже как минимум в два раза. Появится много ошибок и средняя скорость запоминания увеличится.

Сколько нужно тренироваться, чтобы запоминать 100 чисел с однократного восприятия? Достаточно всего одного месяца регулярных занятий.

Зачем запоминать 100 чисел? Это просто тест, определяющий общее состояние вашего мозга, вашей памяти. Успешное прохождение данного теста говорит о том, что вы сможете запомнить с однократного восприятия 25 телефонных номеров. Так как запоминание одного телефонного номера можно приравнять к запоминанию четырех чисел, к образованию четырех связей между зрительными образами.

Так, если я в среднем запоминаю одно число за 3 секунды, значит для запоминания телефонного номера (с его "хозяином" и с фиксацией последовательности) достаточно 12-ти секунд. Тест на запоминание чисел позволяет оценить скорость запоминания других видов информации: телефонов, исторических дат, названий, фамилий, анекдотов, текстов и т.п.

Нужны ли какие-либо врожденные способности, чтобы научиться запоминать? Нет, нет и нет. Любой нормальный человек способен сформировать у себя навык запоминания за достаточно короткое время.

Однако если есть какие-либо нарушения процессов "Мышление" и "Внимание", мнемотехника может даваться с трудом таким людям. Чаще всего встречается неустойчивость внимания (неспособность сосредоточиться), связанная с чрезмерным употреблением стимулирующих веществ и общей интоксикацией (отравлением) организма. В данном случае элементарный контроль над своим питанием позволит значительно улучшить память.

Можно ли запоминать сто чисел на слух? Какая разница? Главное, чтобы числа (или цифры) предъявлялись не слишком быстро. Иначе вы не будете успевать их запоминать. Ведь запоминание - это сознательное ДЕЙСТВИЕ.

Если человека, обученного технике запоминания, тестировать по методике Джекобса, то тест зашкаливает, достигает своего предельного значения - объема памяти, равного десяти единицам. Но 10 цифр - это всего 5 двузначных чисел.

Пример цифровых рядов, предъявляемых устно при тестировании объема кратковременной памяти по методу Джекобса

Всего делается четыре пробы. В одной пробе - 49 цифр (25 двузначных чисел). Каждый ряд нужно воспроизвести сразу после его прослушивания.
1 ряд: 2 6 4 9
2 ряд: 7 5 9 6 2
3 ряд: 3 9 2 8 6 4
4 ряд: 6 1 0 8 9 5 1
5 ряд: 9 1 6 7 3 0 5 2
6 ряд: 5 2 9 1 3 6 5 7 4
7 ряд: 4 6 1 0 8 5 2 9 1 7

Чтобы запомнить на слух все цифры в четырех пробах, нужно запомнить 196 цифр или 98 двузначных чисел (цифровая информация в мнемотехнике запоминается в основном на основе образных кодов двузначных чисел от 00 до 99).

Изучению и измерению когнитивных процессов психики человека посвящена большая часть дисциплины «Психология и педагогика». В рамках этой части курса студенты подробно знакомятся с основными характеристиками таких процессов психики как ощущение, восприятие, внимание, память, мышление и их значением для жизнедеятельности человека.

Представленное практическое руководство содержит в себе серию упражнений, иллюстрирующих основные особенности таких когнитивных процессов как восприятие, внимание и память. Здесь же приводятся необходимые теоретические сведения о психических процессах и их основных свойствах. Подробно изложенные в руководстве вопросы регистрации, обработки и интерпретации данных позволяют как начинающим исследователям, так и специалистам-практикам при работе с представленными методиками свести к минимуму возможные ошибки.

Данное методическое пособие предназначено для проведения практических занятий при изучении курса «Психология и педагогика» для студентов, студентов-психологов и курсантов морских специальностей.

Целью данного руководства является ознакомление студентов, курсантов и профессионалов-психологов с методиками диагностики когнитивных процессов: восприятия, внимания, памяти, и закрепление теоретических знаний по курсу «Психология и педагогика». Также данное методическое пособие может использоваться студентами факультета психологии для подготовки к занятиям по дисциплинам «Практикум по общей психологии» и «Спецпрактикум по психологии».

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ . 1

ВОСПРИЯТИЕ . 4

Измерение объема восприятия. 4

Иллюзии установки. 5

Иллюзии восприятия. 7

Константность восприятия . 7

Организация восприятия. 7

Иллюзии восприятия сложных объектов . 8

Узнавание фигур. 10

ВНИМАНИЕ . 13

Исследование распределения внимания . 13

Методика «РАССТАНОВКА ЧИСЕЛ». 13

Методика «ПОИСК ЧИСЕЛ» . 14

Исследование концентрации внимания . 16

Методика «ПЕРЕПУТАННЫЕ ЛИНИИ» . 16

Исследование объема внимания. 18

Методика «КРЕСТИКИ» . 18

Исследование устойчивости внимания. 19

Методика «КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА (Тест Бурдона)» . 19

Методика «ТАБЛИЦЫ ШУЛЬТЕ». 23

Оценка переключаемости внимания. 26

Методика Шульте-Горбова «КРАСНО-ЧЕРНАЯ ТАБЛИЦА». 27

Методика К. К. Платонова «АРАБСКО-РИМСКИЕ ТАБЛИЦЫ». 28

ПАМЯТЬ . 29

Диагностика продуктивности запоминания. 29

Диагностика оперативной памяти. 31

Методика «ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ». 32

Методика определения кратковременной памяти. 32

Измерение объема кратковременной памяти. 33

Определение объема кратковременной памяти по методу Джекобса . 33

Определение индекса кратковременной памяти. 35

Непроизвольная и произвольная память. 37

Зависимость запоминанияот установки личности. 38

Влияние установки на срок запоминания . 39

Ассоциативная и эмоциональная память. 40

Методика «ПИКТОГРАММА» . 43

Активизация памяти через возрождение эмоций (Методика С.А. Гарибяна). 46

Механическая память . 47

Объем механической памяти при зрительном восприятии

Методика «ТАБЛИЦА ДВУЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ» . 48

Образная память. 48

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: . 58

Познание мира в ощущениях и в восприятии. Для того, чтобы жить и ориентироваться в окружающем, человек должен воспринимать и перерабатывать информацию, уметь ее анализировать, выделять из нее наиболее существенные для себя сведения. Значимой, или существенной, называется такая информация, которая связана с актуальными потребностями человека и несет в себе сведения о том, что особенно важно для их удовлетворения. Значимая информация включает в себя разнообразные виды энергии, воздействующей на человека: механическую, химическую, электромагнитную, гравитационную и др. За миллионы лет породила и довела до совершенства специализированные органы животных и человека, способные воспринимать информацию, содержащуюся в различных видах энергии и передаваемую в виде электромагнитных волн (зрение), механических воздействий (кожная чувствительность), химических влияний (обоняние и вкус), колебаний давления воздуха (слух). Все перечисленные органы называются органами чувств.

Интересующая человека информация не всегда представлена именно в том виде, в котором она ему необходима и непосредственно воспринимается его органами чувств. Поэтому информацию о мире необходимо не только воспринимать, но и перерабатывать, выделяя в ней то, что скрыто от прямого восприятия. Иногда человеку приходится решать довольно сложные задачи, непростым путем извлекая из полученной информации самые нужные сведения. Для этого у них есть такие психологические познавательные процессы, как внимание, воображение, память, мышление и речь.
Первичные, исходные сведения о мире человек получает через ощущения. Они предоставляют человеку сведения о разнообразных свойствах воздействующей на него окружающей средой. Восприятие, в отличие от ощущений, воссоздает мир в образах и позволяет человеку целостно представлять окружающие предметы и явления в совокупности многих характерных для них свойств.

Ощущения, восприятие, воображение, память относятся к чувствительному познанию человеком окружающего мира. В отличие от них, мышление и речь называют способами рационального, или умственного, познания мира. С помощью мышления и речи человек узнает о мире нечто такое, что непосредственно в его ощущениях и восприятии не представлено.

Поскольку будем оценивать распределение и переключение внимания, а также мышление студентов, то разберем сами эти понятия: "внимание" и "мышление".

Внимание проявляется в направленности и сосредоточенности психической деятельности человека. Благодаря вниманию возможна избирательная активность психических процессов.

Основные функции внимания – регулирующая и контрольная. В зависимости от уровней психической регуляции, определяемых параметрами воздействующих стимулов, наличием или отсутствием целей и волевых усилий, оно может приобретать вид произвольного, непроизвольного или послепроизвольного внимания.

Внимание людей отличается силой, широтой и динамикой. К важнейшим его характеристикам относятся: избирательность, устойчивость, концентрированность, распределение и переключение.

Мышление относится к высшим познавательным процессам. Высшие познавательные функции – это сложные прижизненно формирующиеся психические процессы. Они социальны по своему происхождению, связаны с программированием жизнедеятельности человека посредством постановки целей и задач. В результате чего психическая ориентировка становится произвольной, появляются особые виды внимания, памяти, восприятия: произвольное внимание, произвольная память, наблюдение. Особенность высших психических функций состоит в том, что первоначально они существуют как форма взаимодействия между людьми и лишь позднее, в онтогенезе – как внутренний, то есть интрапсихологический процесс. Поэтому мышление, речь и воображение, выполняющие высшие познавательные функции, во многом определяют сознание личности.

Мышление возникает и развивается вместе с практической деятельностью человека на основе непосредственного чувственного познания. Благодаря мышлению отражаются существенные свойства и взаимосвязи предметов и явлений действительности в обобщенном и опосредованном виде. В зависимости от степени участия в мышлении психических и нейрофизиологических подсистем оно может приобретать наглядно-действенную, наглядно-образную или словесно-логическую форму. Выделяются последовательные фазы мышления. На первой фазе субъект осознает возникшую проблему, на второй – производит анализ проблемной ситуации и на третьей – продуцирует новую информацию в виде гипотез, методов, алгоритмов ее решения и т.п. Мыслительный акт завершается контролем, оценкой и рефлексивной проверкой предполагаемых причинно-следственных связей и способов решения проблемы.

Память –это отражение того, что ранее воспринималось, переживалось, совершалось и осмысливалось человеком. Она характеризуется такими процессами, как запечатление, сохранение, воспроизведение и переработка человеком разнообразной информации. Эти процессы памяти всегда находятся в единстве, но в каждом конкретном случае какой-то из них становится наиболее активным.

Читайте также: