Обучение ребенка компьютеру с чего начать

Обновлено: 04.07.2024

С одной стороны, здесь собраны краткие и практически пошаговые руководства по обучению детей программированию. С другой - обычные жизненные истории о взаимоотношениях детей и родителей, размышления об особенностях детского восприятия мира.

Мы в IT-Академии Алексея Сухорукова не занимаемся детским обучением, но у нас и наших преподавателей есть много интересного и познавательного на эту тему. Однако начать мы решили с западного опыта. В этой статье профессиональные разработчики и основатели стартапов рассказывают о том, как обучали своих маленьких (иногда совсем маленьких!) детей кодированию.

Мэтт Лернер (Matt Lerner), VP Product & Design @redfin, co-founder of @walkscore

Я хотел научить своих детей программированию, потому что это отличное мастерство и мощный способ мышления . Мои дети проводили много времени за игрой в Angry Birds на моем iPhone, и я решил, что пришло время им заглянуть за занавеску и узнать, как работает программирование. Итак, вот вам мои советы. Они целиком и полностью взяты из личного опыта и пригодятся вам независимо от того, кто вы - хардкор-программист или человек, который вообще не имел дела с кодом до этого.

Совет №1. Начинайте с элементарного

Когда моему сыну Сай было четыре года, мы уже начали пользоваться программами по созданию логотипов на iPad (Mad Logo) и делать анимации, используя язык программирования для детей Scratch. Но я хотел, что бы сын заглянул вовнутрь, и придумал некоторые уловки, которые бы смогли увлечь его программированием на Python. Этот язык достаточно простой, чтобы ребенок мог его понять и при этом достаточно мощный, чтобы реализовать все идеи, которые приходят мне в голову и за которые мне платят хорошую зарплату.

Совет №2. Переходите на Python.

Вы знаете, что Python уже установлен на вашем макбуке? Вам достаточно открыть окно терминала и ввести python для запуска (для выхода нужно нажать ctrl+d). Все, что вам нужно, чтобы запустить Python и начать на нем программировать, есть вот в этом руководстве.

Совет №3. Говорите с компьютером.

Для того, чтобы ребенок обратил внимание, у меня есть специальный лайфхак. Заставьте компьютер говорить! Если у вас макбук, то просто откройте окно терминала и введите команду “приветствовать”. Компьютер ответит “привет”. Разве не магия?

Совет №4. Поиграйте в игру с угадыванием числа на Python.

Чтобы запустить эту программу:

  • Загрузите исходный код
  • Откройте окно терминала
  • Введите cd Downloads
  • Введите python mathquiz.py (и проверьте, включен ли у вас звук)

Это настоящая игра с угадыванием. Мой сын Сай сначала любил просто играть в нее, но потом мы изучили каждую строчку кода, чтобы понять, как она работает.

Откройте этот файл с помощью текстового редактора и попробуйте изменить max_number на 100.

Совет №5. Все остальное вы легко найдете в интернете.

Представьте, что вы хотите научить ребенка чему-то сложному. Допустим, рекурсии. Помните, что это такое? Я помнил, но, черт возьми, меня очень интересовало - как я могу объяснить ребенку что-то действительно сложное (такое, как рекурсия)? Я использовал отличное из Khan Academy, которое доступно рассказывает о рекурсивной факториальной программе.

Вот код, который мы использовали с моим сыном. Тогда ему было уже 6 лет, и я думаю, что он был слишком юн, чтобы понять рекурсию, но ему очень нравилось смотреть, как компьютер делает действительно большие факториалы.

Я уверен, что есть шестилетние дети, уже заработавшие миллионы долларов на игре для iPhone, которую они написали сами. Но мои дети не начали писать какие-то собственные программы. На самом деле, я даже не уверен, что им интересно программирование!

Как мой восьмилетний сын учится программировать на Java (и ваши дети тоже так могут)

Я очень увлечен поиском таких инструментов. Сегодня общеобразовательным школам трудно идти в ногу со временем, родителям приходится самим думать, как сделать своих детей креативными, научить их разрабатывать и проектировать. Я написал маленький путеводитель о том, как мой сын учился Java . Я надеюсь, что он сможет помочь кому-то начать кодировать вместе со своим ребенком.

Шаг 1. Minecraft и YouTube.

Первый этап был такой же, как и у всех. Моему сыну исполнилось 7 лет и он очень интересовался Minecraft. Чуть позже он начал смотреть различные ролики на YouTube, он увидел, как люди создают новые текстуры, предметы, скины и добавляют их в игру. Ему всегда нравилось Lego, и возможность создавать новые блоки и персонажи в Minecraft очень увлекла его. Я считаю, что это самый яркий творческий инструмент для его возраста. Вместе с друзьями они встречаются, заходят в игру и получают по настоящему коллективный творческий опыт.

И обязательно разрешайте смотреть им ролики на YouTube. Это вдохновляет детей, показывает им их настоящие возможности. Потом они перейдут на ролики о науке, искусстве и обучении.

Шаг 2. Нужно научиться Java, чтобы самому делать моды в Minecraft

Мой сын очень сильно захотел сделать свои моды для игры. Я сказал ему, что единственный способ - это научиться кодировать на Java. Он принял решение, что пора, а я начал думать как.

Шаг 3. Летняя школа Minecraft Redstone

Сын уже знал Scratch, но он наскучил ему. Я согласен - думаю, что интерфейс и возможности Scratch уже устарели. В итоге прошлым летом мы отправили его в технический летний лагерь на неделю, где он прошел курс цифровой инженерии Minecraft Redstone. Там он изучал цифровую логику, создавал сложные машины (например, лифт), осваивал командные блоки (Scratch это дать не может). Это был летний лагерь от Funtech в Лондоне, и я могу смело рекомендовать его. Диапазон и разнообразие их курсов просто потрясающие.

Шаг 4. Прорыв с Youth Digital

Это правильное кодирование, а не интерфейс для перетаскивания. Вот скриншот из работы моего сына в доказательство.

При этом здесь все не сложно. Особенно хорош Джастин, который сам снимается в роликах - он так сильно вдохновляет, что любой ребенок все понимает и делает.

У них много совершенно фантастических курсов - дизайн одежды, дизайн игр, дизайн сервера и так далее.

Шаг 5. Игра CodeKingdoms

Сам я начал кодировать с 12 лет и с тех пор увлекаюсь поиском новых способов и инструментов. Сегодня я соучредитель и партнер инвесторского фонда SparkLabs Global Ventures, дочерней компании SparkLabs Korea. Один из стартапов, в который мы вложились, это проект CodeKingdoms. Это восхитительная игра с умными способами привлечения и обучения детей кодированию. Мой сын проникся ей и рассказал всем своим друзьям.

Я уверен, что у этого проекта впереди яркое будущее, и я смело рекомендую игру всем родителям, которые хотят увлечь своих детей кодированием.

Еще я бы упомянул здесь вдохновляющий моего сына мультфильм Big Hero 6. Он отлично демонстрирует детям, как круто заниматься творчеством и технологиями. После его просмотра он стал мечтать о создании собственной лаборатории с роботами.

Рич Клейн (Rich Klein), Full-stack web developer, автор детских книг.

Моему сыну было семь лет и он спросил меня, чем я зарабатываю на жизнь. Естественно, он сразу захотел понять, что такое “веб-разработчик”, и с этого все и началось… Родители любят учить своих детей - это инстинкты. Мы учим их говорить, пинать мяч, рассказываем о ценностях, но что насчет программирования? Это не так весело, как новые игрушки, как конструктор Lego, но это одна из полноценных форм творчества и самовыражения.

Начинаем с нуля

Scratch - это очень забавно и интуитивно понятно. И эта платформа как раз и похожа на то самое Lego. Мой сын активно пользовался ей больше двух лет и даже сейчас иногда туда заглядывает.

Настоящее кодирование

Первый язык

Я прочитал рекомендации и выбрал Python. Сам я работаю HTML / Javascript, PHP / Laravel, Node / Express, опыта с Python у меня не было. Но я сразу понял, что это лучшее решение и заказал книгу “Python для детей”. Python - легко читаемый и элегантный язык. На нем не надо писать так много кода, как это происходит на Cи-подобных языках.

Я взял ноутбук своей матери и установил на нем Python и Sublime. Навыки в Scratch позволили ему быстро освоить переменные, условные обозначения, циклы и списки. Все началось довольно весело, но потом мой сын остановился и потерял мотивацию. Задания из второй части книги не могли конкурировать с тем же Scratch, не говоря уж о Xbox. Но я понимаю, что это был отличный опыт для нас обоих, и уверен, что в будущем мой сын еще вернется к Python, потому что у него так много применений.

JavaScript приходит на помощь

Я помню, как он был взволнован, когда понял, что может просматривать код на сайтах и менять содержимое с помощью Chrome DevTools. Добавление “poop” в заголовки веб-страниц очень веселит детей. Я решил, что ему надо осваивать HTML и JavaScript, и заказал книгу “JavaScript для детей”, где даются все основы. Он работал по книге чуть больше часа по выходным, но добился значительного прогресса.

Веб-разработка - обширная тема, и мне нужна была помощь. В определенный момент через пару месяцев его обучение потеряло первоначальный импульс и снова замедлилось. Мы подписались на CodeSchool и это сработало. Их смесь из музыки, видео-тренировок и онлайн-упражнений отлично подошли моему сыну, хотя иногда он просто слушал и искал новые джинглы. Потом он перешел к Javascript Road Trip Part 1, а сейчас мы работаем над Javascript Road Trip Part 3, и упражнения там сложны для нас обоих. Я сам многому научился вместе с ним.

Как объяснять детям концепции программирования

Тут важно переводить абстрактные компьютерные концепции на вещи из реального мира. Вот несколько примеров, которые отлично сработали для моего сына и помогли ему во всем разобраться.

Переменные. Переменные в JavaScript - это как обычные ящики, в которых хранятся вещи. Вы даете им имена точно так же, как клеите стикеры на коробки. Надо давать понятные имена, чтобы потом любые вещи можно было легко найти.

Массивы. Массив JavaScript похож на вашу книжную полку - на ней много разных вещей (книги, игрушки, рисунки, фотографии, карандаши) и она облегчает доступ к ним. Если вы попросите меня взять книгу о Гарри Поттере с левой стороны самой нижней полки, то я ее легко найду.

Функции. Они похожи на кулинарные рецепты. Если вы выпекаете печенье с шоколадной стружкой, то вам надо пройти через все этапы - собрать и смешать ингредиенты, выложить их на противень, предварительно прогреть печь и затем уже приступить к выпечке. Запуск функции также проходит через все свои этапы, пока не достигнет завершения (это как позвать вас на ужин).

Замыкание. Замыкание похоже на окаменелость динозавра. Вы можете получить информацию о динозавре из ископаемого, хотя сам динозавр исчез миллионы лет назад.

Файлы cookie. Я прихожу в пекарню и пекарь спрашивает меня, какое печенье я хочу. Потом я начинаю каждый день бывать в этой пекарне, и он уже просто спрашивает меня: “Вам как обычно?”. Этот пример был все же недостаточно четким (потому что пекарь все же совершал повторяющийся запрос), и тогда мой сын сам предложил пример с нашим парикмахером. Мы приходим, и он просто начинает стричь нас, потому что знает, чего мы хотим.

Программирование - это длинное путешествие

Оно требует времени, практики, терпения и приверженности, а для детей это не самые легкие вещи. Мы с моим сыном все еще находимся в самом начале этого пути, но потихоньку продвигаемся вперед. Я стараюсь не ограничивать его интерес к новым вещам. Например, мы недавно посетили одно небольшое событие, связанное с инди-разработкой компьютерных игр. Ему стало интересно, и теперь он смотрит видеоролики о Unity. Думаю, что следующим важным шагом для него станет разработка собственной программы или приложения. Не знаю, когда и как это произойдет, но в любом случае, его первый минимально жизнеспособный продукт будет для нас новой точкой отсчета.

P.S К январю 2017 года он потерял интерес к JavaScript (ему стало скучно). На самом деле, веб-разработка - это бесконечно длинный и сложный процесс обучения.

Вы как-будто поднимаетесь в гору, но на ее вершине оказываетесь у подножья другой горы.

Я никогда не заставляю своих детей кодировать. Я могу выступать только в роли наставника и мотиватора. Мой сын бросил код и увлекся художественной литературой. Но в определенный момент его заинтересовал искусственный интеллект и машинное обучение. И тогда мы вернулись к Python!

Грейс Франсиско (Grace Francisco), вице-президент по связям с разработчиками в Roblox

У меня две удивительные дочери 9 и 12 лет. Мне нравится иметь детей - каждый день мне приходится учиться и совершенствоваться как родитель. Мы с мужем стараемся воспитывать в них любовь к обучению, но при этом хотим, чтобы они оставались просто детьми. Как и большинство современных детей они уже на “ты” с технологиями. Но, например, когда мы сидим за ужином, мы не позволяем им лазить в смартфонах. Мы хотим, чтобы они умели общаться вне технологий, эти навыки крайне важны для успешной и счастливой жизни.

Прорыв случился благодаря одному семинару, где я помогала коллеге. Там мы показывали другим детям, как использовать Scratch для программирования. Мои дочери тоже были в этой детской мастерской. Они увидели кучу мальчиков и девочек, которые с интересом копались в компьютерах. На том занятии им было весело, и после него моя старшая сказала, что хочет тоже работать в технологиях “как мама”.

Потом их двоюродные сестры познакомили их с Minecraft, и это стало их любимым развлечением. Я создала специальную среду разработки для них на JavaScript.

Мне очень нравится блеск в их глазах, когда они открывают для себя новые возможности программирования. Сложность в том, что маленькие дети часто теряют внимание и надо постоянно находить баланс между игрой и обучением в игре.

У родителей, которые сами не являются программистами, могут возникнуть сложности при таком обучении. Например, когда нужно настроить среду для разработки. С другой стороны, существует целый ряд онлайн-ресурсов, которые не требуют навыков программирования, и на них дети могут обучаться вместе со своими родителями. Начинайте со средств визуального программирования, а потом переходите на скриптовые языки. Я бы рекомендовала JavaScript - он доступен для всех. Старайтесь получать от всего этого удовольствие вместе с вашими детьми.

Я думаю, в мире будут продолжать появляться все более и более инновационные технологии для обучения детей программированию. Оно только еще становится привычным в богатых и статусных школах, но важно, что бы такое обучение проникло в каждую школу во всех частях света.

Язык программирования может стать для всех таким же фундаментальным навыком как грамматика и математика, навыком, который изучается в школе и необходим для работы и жизни.

Мы окружены технологиями, и эта область только будет расти благодаря интернету вещей. Скорость появления инноваций будет увеличиваться - все больше людей погружаются в программирование и предлагают свои решения.

Я надеюсь, что мои дочери будут продолжать развиваться в технологиях, но при этом соблюдать баланс и расти в навыках лидерства и в простых человеческих отношениях. Я думаю, что следующее поколение девушек будет еще лучше, я хочу, чтобы они меняли мир к лучшему в технологиях и за их пределами.

Сначала компьютер для ребёнка — просто экран, на котором папа включает мультики, затем за клавиатурой начинает проходить заметная часть его времени. Между этими моментами — освоение нового инструмента.

Оно может проходить по-разному. Один подолгу будет избегать работы с любыми программами, кроме мессенджеров и игр, другой забредёт в самые тёмные уголки всемирной паутины, а третий научится с первых дней безопасно и эффективно работать с компьютером.

Среди последних точно будут выпускники нового курса GeekSchool по компьютерной грамотности. В этом посте мы расскажем о нём подробнее. А поможет нам создатель и педагог курса, преподаватель IT-дисциплин для детей и взрослых с 15-летним стажем в сфере компьютерного образования Иван Панкратов.


Гаджеты с четырёх лет, или Студенты, которые не умеют пользоваться мышкой

Сегодня возраст знакомства с гаджетами (компьютер, планшет, смартфон) с дозволения родителей опустился в среднем до 4,5 лет. До 6 лет это происходит почти всегда. В 6–7 лет, после примерно полугода активной практики, ребёнок уже может вполне свободно пользоваться персональным компьютером и смартфоном. При этом разница между гаджетами сейчас не столь велика — разве что опыт работы с компьютерной мышью и клавиатурой (в том числе с горячими клавишами) будет несомненным плюсом.

Примечательно, что среди нынешних студентов первых курсов вузов сейчас есть ребята, которые не умеют пользоваться клавиатурой и мышкой из-за того, что дома у них не было ПК — только планшет и смартфон. И час школьной информатики раз в неделю им в этом не помог — впрочем, не только в этом.


Зачем нужен этот курс и почему «разобраться самому» — не лучший вариант?

Школьные занятия по информатике лишены необходимой сейчас базы и при этом перегружены математической теорией и «мусорными» теоретическими, ненужными на практике знаниями. Проведём аналогию: представьте, что вместо объяснения, как пользоваться микроволновой печью, вам бы рассказывали, как распространяются волны в этом спектре. Да, будущим инженерам это может пригодиться — но большинству людей достаточно просто знать, как включить СВЧ, на какую мощность и время выставить параметры для разогрева супа и что его нельзя греть в посуде с золотистой каёмкой.

Вторая проблема школьных занятий по информатике — в том, что они начинаются критически поздно. К тому возрасту, в котором ученик заходит в компьютерный класс, у него уже десятки раз возникала необходимость воспользоваться интернетом, офисным пакетом и файловыми хранилищами.

Как правило, дети осваивают компьютер самостоятельно или под присмотром родителей. Однако занятия с родителями отнимают больше времени у обоих, и, как правило, дают специфический опыт, применимый далеко не во всех ситуациях. О многих полезных нюансах родители могут просто не знать — и при этом самостоятельное освоение материала будет хаотично и лишено внятной структуры.

Между тем, в связи с переводом многих школ на дистанционное обучение, освоение компьютера стало необходимостью. Ещё до пандемии во многих школах детям давали задания на реферирование материала (сбор и сведение в некий документ) и подготовку тематических презентаций. Зачастую педагоги просят отсканировать тот или иной документ или зарегистрироваться на каком-либо портале. Да и многие математические и творческие задачи тоже куда удобнее решать с помощью компьютера. А теперь и вовсе львиная доля заданий «оцифровывается».


Контент 18+, финансовые махинации и игровая зависимость — родительские страхи

У самостоятельного освоения компьютера есть и ещё один недостаток — дети очень часто допускают ошибки при организации личной безопасности и системы паролей, что может привести к опасным утечкам персональных данных. Ещё большие риски связаны с цифровыми финансами, вернее, с непониманием, как с ними быть — увы, многие родители и сами допускают ошибки в этих вопросах, так что хороших учителей в этом плане мало.

Также родители обеспокоены тем, сколько в интернете неблагоприятного и опасного для детской психики контента. Вот что говорит по этому вопросу составитель курса Иван Панкратов: «Простой запрет ничего не даёт, а порой только подзадоривает. Единственный способ пресечь интерес к запретным темам — это всё объяснять и показывать. Понимание сути информации и предсказуемость убивают интерес. Так что лучше всего рассказывать ребёнку о том, как он будет изменяться с возрастом, проговаривать его возможные чувства и желания, в игровой форме и на живых примерах разбирать условно опасные ситуации, прививая ему систему правильных реакций на угрозы».


Наконец, многие родители опасаются, что, как только они предоставят детям возможность самостоятельного пользования компьютером, те будут сутками пропадать в каком-нибудь Minecraft, забросят офлайн-занятия и учёбу. Спешим вас расстроить: однажды это произойдёт. Через фазу увлечения играми проходит каждый, кто осваивает компьютер — причём это не зависит от возраста. Многие взрослые тоже на первых порах часами играют в танчики или засматриваются блогами на YouTube.

Однако со временем тяга к компьютерным играм, скорее всего, уменьшится — любое разнообразие приедается. Хотя для кого-то игры станут профессией или хобби на всю жизнь — и в таком случае неважно, запрещали ему играть в детстве или разрешали.

Запрет сам по себе — мера не самая эффективная. Лучше ставить разумные границы и давать рабочие модели вроде «спать ложимся в десять, до этого тебе нужно сделать задания по географии и английскому, остальное время можем играть». Глобально такой опыт помогает детям, во-первых, учиться грамотно распределять время, а во-вторых, ставить и решать задачу с учётом возможной награды, затрат времени на неё и отдыха.


О программе курса и том, как увлечь ребёнка Excel

Занятия будут проходить в формате часовых онлайн-вебинаров с педагогом. При этом за счёт удалённого подключения к компьютеру с установленным ПО нужного типа группа сможет работать и с Windows, и с Mac OS.

Программа курса «Компьютерная грамотность для детей» составлена таким образом, чтобы ребёнок начал рассматривать цифровые средства не только как источник развлечений, но и как инструмент для работы и творчества. Поэтому в ней много внимания уделяется графике и компьютерному творчеству.

Более практичные, но менее захватывающие темы — изучение Word и Excel. Педагог, используя свой опыт, смог сделать и эти, не самые простые, аспекты работы с компьютером увлекательными.

«Нужно играть с детьми по их же правилам. То есть не давать сухую математическую задачку, а представлять её как часть цепочки заданий с секретом, вызовом и наградой. Например, на одном из занятий мы разбираем составление таблицы с вычислениями — чтобы детям не было скучно, перед этим мы придумываем монстров и обсуждаем их характеристики. А потом невзначай отмечаем, что было бы здорово все их записать и посчитать автоматом», — комментирует Иван Панкратов.

Помимо работы с педагогом, дети будут взаимодействовать с личными кураторами, которые проверяют их домашние задания и отвечают на вопросы. Участие родителей понадобится лишь дважды — на уроках, посвящённых социальным сетям и почте. Родители (или другие старшие родственники) нужны, чтобы дети были внимательны при составлении и фиксации паролей и не теряли их. К тому же эти два урока крайне важны, невыполненные задания не дадут двигаться дальше — так что старшие помогут сохранить мотивацию и обеспечат дополнительный контроль.


Базу освоили, что дальше?

Программ для обучения в различных сферах сейчас очень много. Что-то может в дальнейшем использоваться для учёбы и работы, стать источником дохода или полезным хобби — и их освоение в юном возрасте, когда ум более гибок, а обязанностей вне учёбы меньше, станет хорошим подспорьем для будущего.

В зависимости от склонностей ребёнка, можно изучать:

  • иностранные языки (английский или немецкий, и даже латынь);
  • программирование (Python, PHP, Java и т. д.) Есть даже специальные языки, созданные, чтобы детям было проще осваивать программирование — например, Scratch;
  • дизайн и графику (Adobe Photoshop или Krita);
  • анимацию (Adobe Animate, Toon Boom Studio или даже Spine);
  • трёхмерную графику (MagicaVoxel — для младших, Blender и 3ds Max — для профи);
  • монтаж/видеоэффекты (Adobe Premiere, Adobe After Effects, Natron);
  • разработка игр (Scratch, Unity) и многое другое.

Но перед тем, как открыть это разнообразие, ребёнку нужно сделать первый шаг в новый цифровой мир, дающий огромные возможности тому, кто умело с ним взаимодействует. Так сделаем же его вместе!

В современном цифровом мире компьютер постепенно становится обычным предметом быта. Поэтому дети с достаточно раннего возраста испытывают к нему тягу и проявляют интерес. Если вы считаете себя продвинутым родителем, с идеей необходимости приучения ребенка к компьютеру, но не знаете с чего начать - эта статья для вас

Ребенок наблюдает за компьютером практически с момента своих первых шагов, а бывает и раньше. Если взрослых в компьютере привлекает куча разных возможностей, таких как общение в интернете и поиск старых друзей, чтение интересных статей, прослушивание музыки, просмотр видео или компьютерные игры, то детям и подавно будет интересно все увиденное в мониторе. Привлечь внимание ребёнка могут яркие, динамично меняющиеся картинки, различного рода звуки и т.п.

И чем старше ребенок, тем меньше он хочет наблюдать за процессом работы или игры на компьютере, и тем больше у него появляется желания самому нажимать на кнопочки и шевелить мышкой. Много ведется споров о вреде нахождения перед монитором, но все же ученые пришли к выводу, что в плане воздействия на зрение телевизор более вреден. К тому же, вы ведь не собираетесь оставлять включенный компьютер вашему ребенку на целый день – от 15-20 минут до 1-1.5 часов (в зависимости от возраста) вполне достаточно.

Делаем первый шаг в изучении чудо-машины

Итак, повторюсь, допустим вам пришла идея приобщить ребенка к компьютеру, как только ему исполнилось два года. Как правило, к этому времени дети уже многое знают и достаточно быстро усваивают новую для них информацию.

Для начала необходимо научить малыша управлять компьютерной мышкой, показать и объяснить, как правильно держать мышь, с какой скоростью двигать рукой и в какое время нажимать на кнопки. Рассказать о необходимости наблюдения за курсором и его траекторией. Показать возможные изменения на экране при нажатии правой или левой кнопки компьютерной мышки и так далее.

На просторах интернета можно найти множество игр для знакомства ребенка с компьютером. Дабы не указывать ссылки, просто введите в поисковике "игры для малышей", либо разумнее будет потратиться и купить диск с игрой, не боясь за то, что во время игр в режиме онлайн выскочит какой-либо баннер непристойного содержания. Принцип таких игр заключается, как правило, в появлении или исчезновении чего-либо на экране, за счет нажатия на кнопки мыши. В большинстве таких игр звучит спокойная музыка. Всего за несколько минут таких развлечений ваш новоиспеченный компьютерный пользователь получит массу удовольствия и положительных эмоций. После того, как ребенок поймёт взаимосвязь движений мышкой и действий на экране, он захочет более интересных и интеллектуальных задач для его возраста. Ради разнообразия стоит поискать еще несколько игр с различной тематикой и несколькими уровнями сложности, чтобы была возможность чередовать их каждый раз, когда ребенок садится за компьютер.

Если же ваше чадо уже неплохо владеет мышью, может сам включить и выключить компьютер, а совсем "малышовые" игры для него оказываются малопривлекательными, то снова можно обратить внимание на электронную продукцию на полках специализированных магазинов. Самое главное - определиться с направлением.

Выделим несколько типов:

- разнообразные обучающие игры

- игры и программы для помощи в изучении иностранных языков

- какие-либо материалы и пособия по изучению естественных наук

- игры на развитие детского мышления

- игры на развитие творческих способностей у ребенка

Эти игры нужны для того, чтобы помочь детям запомнить цифры, алфавит, цветовую палитру, форму предметов. Они неплохо помогают в развитии гуманитарных и математических способностей ребёнка. Возможно обучение не только различным наукам, но также и интеллектуальным играм - шашкам или шахматам. Особое внимание стоит обратить на отсутствие любого вида азартных и карточных вариантов игр. Обучающие игры рассчитаны на детей дошкольного возраста и на малышей, которым не хватает обучения, предоставляемого в детских садах.

Помощь в изучении иностранных языков

В этом случае, залогом успешного обучения будет являться интерес к самому процессу. Игра - это самый действенный способ привлечь внимание малыша к изучению разных языков. Такие "языковые" программы подразделяются на различные уровни сложности: для новичков вполне подойдут игры с изучением алфавита и простых слов. Бывают также коллекции веселых русскоязычных стишков-загадок, в которых зашифровано/зарифмовано какое-нибудь англоязычное слово.

Для более старшего возраста существуют программы со сказками адаптированного вида – как правило, это сказки с анимированными иллюстрациями и различными голосовыми подсказками, интересными заданиями и викторинами, оснащённые словариком. Их особенность в том, что информацию можно не только прочитать с экрана, но и прослушать. Существует великое множество дисков-словарей на всевозможных иностранных языках с красочным оформлением и с каким-нибудь известным забавным персонажем. Если у вас имеется микрофон, то вы запросто сможете проверить произношение и сыграть с компьютером в "караоке".

Изучение естественных наук

Данные игры рассчитаны на детей от пяти-шести лет, которые уже интересуются естественными науками: зоологией, ботаникой, астрономией, или же точными науками: информатикой, химией, физикой. Детям будет очень интересно, если какой-нибудь сказочный или мультипликационный персонаж просто и доступно расскажет с экрана о жизни животных или о космическом пространстве.

Компьютерные игры такой направленности помогают тренировать память, развивать внимание и воображение. Много разнообразных заданий предлагается на развитие логического и творческого мышления ребенка. Содержание дисков с общеразвивающими играми часто состоит из головоломок, мозаики, пазлов и лабиринтов, которые помогут детям научиться думать, запоминать и анализировать. Интерес у ребёнка ещё более возрастёт, если компанию ему составят какие-нибудь любимые мультипликационные персонажи (Лунтик с друзьями, Смешарики и т.д.).

Игры, развивающие мышление

Эти компьютерные игры построены следующим образом – есть сюжет и определенный намеченный сценарий, в котором ребенку необходимо пошагово выполнять задания для того, чтобы прийти к конечному результату. Ребенок попадет в чудесную атмосферу предлагаемой сказки и почувствует себя если уж не главным героем, то лучшим другом и верным помощником персонажей игры. Также эти игры могут содержать как викторины, так и творческие задания, разнообразные музыкальные конкурсы, помогающие развивать мышление и память. Такие игры рассчитаны на детей от 4 и до 12 лет. Главное, правильно подобрать тематику.

Игры для развития творческих способностей

Данная категория игр поможет развить у ребенка способности в изучении основ живописи, чистописания, дизайна, музыкальной сферы искусства. Самые известные классические произведения, с графическим сопровождением в виде яркой мультипликации, вкупе с интересными комментариями, превратят скучные уроки по музыке в легкие и увлекательные занятия, помогающие развивать слух и другие музыкальные способности. Ребенок сможет узнать, как звучат различные музыкальные инструменты, разучить веселые детские песни.

Существуют программы, которые смогут помочь вашему ребенку раскрыть талант дизайнера (если таковой имеется). У него появится возможность создать креативный плакат, открытку для друга или просто оригинальную картинку. Творческие способности при помощи компьютера лучше развивать с 4-6 лет.

Выбор программного игрового диска

Перейдем к одному из основных моментов - выбору диска. На сегодняшний день компьютерного дистрибутива с детскими играми превеликое множество. Как не «утонуть» в океане информации и не купиться на красочную, завлекательную обложку?

Для начала вам необходимо узнать и запомнить конфигурацию вашей операционной системы. Детские игры, как правило, не требовательны и не ресурсоемки, но бывают и исключения. Необходимо, чтобы минимальные системные требования, указанные на диске, поддерживались возможностями вашего компьютера, в противном случае игра может просто не загрузиться. Если же вы сомневаетесь или не уверены, то продавцы-консультанты специализированного магазина вам обязательно помогут. Игровые программы выпускает множество различных фирм, но обращать внимание лучше на те, которые у вас на слуху.

Также желательно ориентироваться на возраст, указанный в углу на обложке диска, который по возможности не должен превышать возраста потенциального игрока (обычно возраст маркируется как "4+" или "6+" или как на обычных игрушках "для детей от 3 лет"). Одни из главных критериев выбора игрового диска – это интересы и предпочтения ваших детей. Мальчикам больше нравятся логические игры, различные задания на внимание и развитие пространственно-объектного воображения, какие-либо приключения, разного рода техника и покорение космоса. Девочкам же более интересны спокойные игры, которые развивают творческие способности (рисование, занятия музыкой) и фантазию (сказочные истории с волшебными героями).

Если вы сделали правильный выбор, то компьютерные игры послужат не только как средство развлечения, но и как отличное пособие по изучению разных наук и разнообразной полезной информации. Играя, ребёнок быстро и незаметно овладеет новыми знаниями в таких областях, как чтение, основы математики, основы естественных наук, приобретет познания в истории, иностранных языках, музыке, живописи и других.

Девизами в играх подобного рода бывают: "Учимся играя!" или "Обучение с приключениями!"

Главное, не забывать про время нахождения ребенка за компьютером и следить за тем, чтобы электронные друзья не заменили живых и настоящих.

Сколько времени ребенку позволительно проводить за компьютером? Не страшно ли оставлять его наедине с интернетом? Рекомендации окулиста и психолога.

Ирина Лукьянова журналист, писатель, преподаватель литературы, мама двоих детей, автор книги о детях с СДВГ

Сегодня компьютер становится привычным средством познания мира и перестает быть роскошью.

Ему два года. Он лезет маме на руки, когда та сидит за компьютером, нажимает кнопочки и радуется возникающим на экране значкам. Оттащить его практически невозможно. Мать показывает ему Paintbrush, и он начинает создавать картинки.

Сколько времени ребенку позволительно проводить за компьютером

Со временем у малыша появляются собственные игры. Сначала простенькие, где достаточно повести курсором, как выскакивают смешные зверюшки. К семи-восьми годам он уже чувствует себя уверенным пользователем. Тут и начинаются домашние трагедии: "Что ты сделал с моим компьютером? Тебя вообще хоть что-нибудь, кроме компьютера, интересует?" А дальше - больше: ребенок открывает для себя Интернет и выходит в открытый мир. Он чатится, играет в сетевые игры, обменивается с кем-то письмами и фотографиями. И родителям уже кажется, что он отдаляется от семьи.

Страху добавляют и выступления в печати. Компьютер, читаем мы, создает вредоносное электромагнитное поле, которое провоцирует злокачественные опухоли, портит зрение, вызывает зависимость и зомбирует. Можно прочитать даже, что "дети, которые проводят много времени за компьютером, чаще страдают аутизмом". И рука сама тянется, чтобы выкинуть эту ужасную штуку.

Правда, одновременно можно прочитать, что "ребенок, у которого в колыбели не стоит компьютер, уже безнадежно отстал в развитии", "PC открывает детям новые возможности, которых просто не было в традиционном образовании" и что "в современном мире компьютер становится основным средством получения информации и общения".

Может, пока не будем выбрасывать компьютер. Попробуем разобраться.

Так начинают

В каком возрасте можно позволить ребенку сесть за компьютер? Сначала ребенок должен освоиться в обычном мире. По-хорошему, лет до трех за компьютером ему делать нечего. Малышам, конечно, интересно наблюдать за играми и работой старших и хочется самим что-нибудь нажать и посмотреть, что получится. Так что можно купить игру для самых маленьких и объяснить, как набирать разные буковки - он чему-нибудь да научится. Но все же объем необходимых в этом возрасте знаний он получит и без компьютера.

Привлекательность компьютера для ребенка в том, что он интерактивен. Дети, вошедшие в возраст "почемучек", общаются с ним на равных. Могут с ним ругаться, обижаться на игру: "Заладила - попробуй еще раз, попробуй еще раз. Сама попробуй!" Они всерьез воспринимают предложения игрового персонажа рассказать анекдот: мой шестилетний сын Андрей старательно пересказывает монитору школьные шуточки.

Младшие школьники получают от компьютера явное удовольствие и несомненную пользу. Он развлекает и обучает, позволяет принимать самостоятельные решения и сразу видеть их следствие. Ребенок не просто собирает картинки из готовых элементов, но и может оживлять изображение, создавать собственные мультфильмы, редактировать фотографии. В некоторых российских школах уже в младших классах есть курсы Flash-анимации (создание мультиков), в средних - даже веб-дизайн.

Обучение

Многим родителям не хватает специальных знаний для того, чтобы самим научить детей работать с компьютером. Если не знаете, с чего начать, зайдите в специальный раздел Windows (в Windows XP, например, он называется "Центр справки и поддержки").

Если вы сами не в состоянии обучить, вашему ребенку на помощь придут многочисленные компьютерные курсы. Например, в учебном центре "Специалист" при МГТУ имени Баумана начинают работать уже с семилетними.

Помимо базовой подготовки, дети могут освоить графические программы, основы анимации, программирования на Visual Basic, создание домашней страницы в Интернете.

При дворцах творчества, даже дворовых клубах существуют компьютерные курсы.

Не пожалейте своего времени, чтобы познакомить ребенка с возможностями компьютера и правилами обращения с ним. Подумайте вместе с ним, что ему интереснее всего.

Дети, занятые исследованиями и творчеством, неплохо застрахованы от разрушительной скуки, бича современных школьников.

Кроме того, детские игровые и познавательные программы с успехом соперничают с энциклопедиями: можно не только прочитать, почему самолет летает, а пчела жужжит, но и живьем побывать, например, в тропическом лесу или в подводном мире.

К третьему-четвертому классу школьники, пользующиеся такими программами и уже чувствующие себя уверенно при работе на компьютере, демонстрируют и успехи в учебе. Сьюзен Хогланд, автор книги "Компьютер и дети: мир открытий", считает, что развивающие программы способствуют повышению интеллектуального уровня и самооценки ребенка, развивают его память и речь.

Специалист по детским игровым программам Ральф Остерхаут утверждает: "Как может человек, который в детстве играл в деревянные кубики, изобрести лекарство от СПИДа? У современных пилотов, выросших на компьютерных играх и прошедших подготовку на имитаторах, скорость реакции значительно выше, чем у летчиков предыдущих поколений".

Будьте рядом

Конечно, очень хорошо, когда детям помогают осваивать компьютер их родители. Они объяснят, как сосредоточиться на задании, подскажут правильную тактику, разъяснят указания. Важно знать, как ребенок себя ведет, как справляется с трудными задачами. Ведь далеко не каждый способен полностью освоить творческую программу. Помогите ребенку, если видите, что у него не получается. И не оставляйте его один на один с компьютером.

Ребенок, который осваивает компьютер без помощи взрослых, может начать бессмысленно тратить время на бесполезные программы или жестокие игры. Здесь важно не забывать, что компьютер - не нянька и не способ нейтрализовать ребенка, пока мама и папа заняты делом.

Если мы хотим, чтобы компьютер не только развлекал, но и приносил реальную пользу нашим детям, нам, взрослым, стоит самим проделать серьезную работу: почитать журналы, посвященные домашним компьютерам, развивающим программам, играм и Интернету, научиться в них ориентироваться и делать грамотный выбор. Неплохим подспорьем может послужить "Медиатека" Федерации Интернет-образования на Родителе.Ру, где собраны сведения об играх и обучающих программах по предметам.

Хорошая программа дает возможность ребенку самостоятельно творить, а не просто слепо следовать замыслу разработчиков. Многие детские игровые программы предлагают создавать картинки, открытки, приглашения в гости, которые можно распечатать на принтере. Особенно полезны игры, которые, давая ребенку информацию, позволяют с ее помощью принять решение, сделать выводы и решить задачу.

Следует иметь в виду, что выбрать хорошую программу нелегко. Скажем, в некоторых обучающих играх дети должны отвечать на вопросы, где за правильный ответ положен приз. Дети зачастую обращают внимание лишь на внешние эффекты (слушают описание, смотрят видеоролик) и пропускают самое главное - почему происходит то или иное событие и что означает увиденное. Они стремятся набрать побольше очков и не вникают в содержательную часть игры. Такие игровые программы, считает Сьюзен Хогланд, вызывают своего рода зависимость, так как дети сосредоточиваются на наградах, а не на обучении.

- Если у ребенка во внешнем мире мало успехов, для него особенно важна возможность выигрывать в компьютерных играх, которая дает ему столь необходимое ощущение успешности, - говорит психолог Елена Крюкова. - Хорошо это или плохо? Скорее, плохо: успеха надо добиваться в жизни, а не в виртуальной реальности. Если ваш ребенок стремится только к тому, чтобы завоевать награду, - это может означать, что ему не хватает признания окружающих. Возможно, вам следует создать для него "островок безопасности", как это называют психологи, найдя ему занятие вне школы и дома, от которого он получит удовольствие и где действительно сможет самоутвердиться.

Если ребенок предпочитает компьютер реальности - это явный признак того, что в его жизни что-то не так. Типичную картину можно наблюдать во многих российских городах - компьютерный клуб, где собираются мальчишки лет 9-12, которые часами сражаются в сетевые игры вроде Counter Strike, Lineage или Half Life.

- Ходилки, стрелялки, рубилки на мечах, - презрительно перечисляет моя 13-летняя соседка Даша. - У каждого игрока свой персонаж, каждый стремится набрать побольше очков. У нас мальчишки еще в сетевые гонки гоняют - Need for Speed. Если денег нет - сидят и смотрят, как другие играют.

Геймер со стажем Андрей Давыдов, ныне технический директор компании "Артек-тур", комментирует: "Бывают домашние дети, которые играют, не фанатея, - эти еще не совсем потеряны для общества, а бывают фанаты одной игры. Формируется особая субкультура геймеров, появляются команды, которые регулярно встречаются в виртуальной реальности. У них своя шкала ценностей, свои представления о крутизне. Известны даже случаи торговли виртуальными предметами, скандалы и преступления - кто-то у кого-то украл одеяло славы или меч силы. Эти атрибуты можно завоевывать годами, набирая очки в игре, а можно заплатить и купить. Такие предметы повышают статус в субкультуре, где ты вращаешься".

- Помните фразу из старого советского мультфильма: "Если родители воспитывают детей, дети не тонут в лужах", - говорит Елена Крюкова. - Зависимость от компьютера всегда означает, что у ребенка проблемы с целями, силой воли, самоидентификацией, общением. Человек уединяется с компьютером или виртуальными друзьями, когда у него нет нормальных друзей и других занятий. Компьютер не создает проблемы, он лишь выявляет уже существующие.

Внимание, Интернет!

Чадо, освоившее домашний компьютер, рано или поздно выйдет на просторы Интернета. Интернет - это огромный город, где есть библиотеки, музеи и грязные бордели. Отпустить ребенка одного бродить по нему - все равно что разрешить разгуливать за тысячи километров от дома, например в Бангкоке. До какой степени доверять своим детям, решать вам, но помните: часто мамы и папы обнаруживают, что ребенок, невзирая на все проведенные с ним профилактические беседы, отправился на прогулку по "всемирной паутине" и принес на домашний компьютер вирусы.

- Объясните ребенку, - говорит Андрей Давыдов, - что просто так в Интернете пряников не дают. Если он скачивает архив, в нем может оказаться вирус-"троян", если открывает файл, вложенный в письмо от неизвестного, там может быть "червяк". Вирусы появляются чаще, чем обновляются антивирусы, хитрости становятся все изощреннее, вражеские программы мимикрируют под письма от друзей и обещают приятное. Ребенка надо учить узнавать врага и не покупаться на его уловки.

Вы можете постараться защитить компьютер антивирусной программой и брандмауэром (firewall). Поисковые системы в Интернете могут предлагать фильтры, самая известная в русской части Сети - "Семейный Яндекс". (Правда, автор этих строк может засвидетельствовать, что первый же невинный запрос, введенный в строку поиска после установления "Семейного Яндекса", вывел несколько ссылок на порносайты.) Но ни один фильтр не защитит вашего ребенка. Фильтры должны быть заложены в самом ребенке. Помогите ему усвоить правила работы в Сети и научите оценивать получаемую там информацию.

Попробуйте объяснить ребенку, что даже в Сети, даже под псевдонимом, даже в условиях анонимности нельзя делать ничего противозаконного и противоречащего общечеловеческим ценностям. Известно, что доступ к сайтам, содержащим сцены насилия, порнографию, пропаганду наркотиков или противозаконной деятельности можно получить, даже если его не искать. Но если взрослый пользователь сразу удаляет спам, не открывает писем от незнакомцев и автоматически игнорирует баннеры порносайтов, то ребенку еще только предстоит выработать такую реакцию.

Ребенок может нажать не ту кнопку и попасть на опасный для него сайт, может выложить в открытом доступе конфиденциальную информацию, может довериться подозрительным незнакомцам. Бывает, что ребенок подвергается травле: недруги поливают его грязью в чате, шлют гнусные письма по электронной почте, случается, даже вывешивают на своих личных страничках какие-то гадости о нем. Так что прежде, чем ребенок выйдет в Сеть, обсудите вместе с ним правила безопасности.

Основные правила поведения в Интернете одинаковы для детей и взрослых.

  • Первое правило: неприкосновенность частной жизни. Ребенок не должен выкладывать в общедоступном месте никакую информацию о себе и членах своей семьи: никаких имен, фотографий, адресов или номеров телефонов. Это данные, которые можно сообщать только тем, кого знаешь и на чье доверие можешь рассчитывать.

О праве на приватность следует задуматься и тем родителям, которые вывешивают на сайтах, посещаемых тысячами людей, фотографии своих детей, личные данные, делятся подробностями семейных проблем. Если задать вопрос о ветрянке у грудничка в открытом доступе под собственным именем еще можно, то обсуждать деликатные вопросы из жизни подростка уже недопустимо. Если вы все-таки хотите что-то обсудить в форуме, постарайтесь, чтобы и вы, и особенно ребенок остались неузнанными.

Пользуйтесь псевдонимами, не размещайте в общедоступном месте электронный адрес ребенка.

  • Второе правило: осторожность. Не следует открывать письма от незнакомых людей и тем более распаковывать вложения или содержащиеся в таких письмах ссылки. Никогда не отвечайте на послания, в которых содержатся ругательства, угрозы, непристойные предложения. Договоритесь с детьми, чтобы они сообщали вам о таких случаях. Поставьте условие ничего не сгружать из Сети без разрешения родителей (в особенности программное обеспечение).

Какой компьютер нужен

Для домашнего компьютера нужно не так уж много: скоростной модем (а еще лучше - выделенная линия), быстродействующий процессор, стандартный пакет программ, включая Microsoft Office, и монитор (с частотой 100 Гц и более, когда глаз мерцания уже не замечает, или жидкокристаллический, который не мерцает вообще).

Минимальные системные требования к большинству детских игр на сегодняшний день таковы: процессор Pentium II 266 МГц (более сложные игры вроде "Симсов" требуют 350 МГц), операционная система Microsoft Windows 98/МЕ/ХР, 64 Мб оперативной памяти, видеоадаптер с 4-8 Мб памяти, поддерживающий трехмерные изображения.

Желательно, чтобы у компьютера был СD-ROM (лучше встроенный). Удобно, если компьютер позволяет смотреть DVD. Для некоторых игр может понадобиться микрофон (особенно для языковых обучающих программ).

Если вы планируете подключить детей к работе над обработкой изображений с цифровой камеры, у машины должны быть USB-порты. Не помешает и цветной принтер.

Объясните детям, что в Интернете люди могут быть не теми, за кого себя выдают. Их жизненные истории могут оказаться неправдой, просьбы о помощи - мошенничеством. Если ваш ребенок поддерживает отношения с онлайновыми друзьями, постарайтесь узнать о них побольше. Ведь вы стараетесь узнать, с кем ребенок дружит в обычной жизни.

С особой осторожностью надо относиться к просьбам встретиться или выслать денег. Если онлайновые друзья назначают встречу, ваше право поставить условие, чтобы она проходила в общественном месте, а не на частной квартире.

Если все же ваш ребенок столкнулся с неприятной ситуацией (доверился не тому, кому следует, или нечаянно скачал вирус) - не ставьте ему это в вину и не лишайте доступа к Интернету. В следующий раз, когда встанет вопрос "Сказать родителям или скрыть", вопрос может быть решен не в пользу доверия. Лучше вместе с ребенком подумайте, как избежать повторения ошибки.

- Информация в Интернете добывается легко, - говорит Андрей Давыдов, - но ее надо уметь сортировать и обрабатывать, а для этого стоит привить ребенку азы критического мышления.

Но не забудьте о том, что далеко не всякую информацию можно добыть в Интернете, расскажите об альтернативных ресурсах, энциклопедиях, словарях, справочниках и библиотеках.

Компьютер и здоровье

Если долго неподвижно сидеть перед экраном в неудобной позе, затекают мышцы, нарушается кровообращение в шейном отделе позвоночника, что влечет за собой изменения в кровоснабжении мозга.

Глядя в компьютер, ребенок напрягает мышцы глаза (которые фокусируют хрусталик на близкое расстояние), оставляя их в таком положении на неопределенно долгое время. Это все равно что оттянуть носок или напрячь бицепс - и застыть так на час-другой.

- Конечно, - говорит врач-офтальмолог Юлия Горянская, - многое зависит от наследственной предрасположенности и условий, в которых ребенок читает, делает уроки и смотрит телевизор. Но на практике нередки случаи, когда именно пренебрежение общеизвестными правилами приводит к тому, что ребенок теряет по диоптрии за одну учебную четверть.

Рекомендации окулиста

Чем больше размер монитора, тем легче глазам (самые "вредные" мониторы кинескопического типа с частотой 50-60 Гц).

Каждые 15 минут глазами обязательно надо давать отдых. Неплохо встать, размяться, давая отдых мышцам спины и шеи.

Дети и взрослые, которым назначены очки для чтения, должны их надевать при работе на компьютере.

Клавиатура должна быть расположена на выдвижной панели, чтобы ребенок не сидел с приподнятыми руками и плечами (в этом случае кровоснабжение в шейном отделе позвоночника будет нарушено).

Стул должен быть с регулятором высоты. Расстояние от глаз до монитора - 50-60 см. Смотреть на монитор надо слегка сверху вниз.

Не следует располагать источник света за спиной у пользователя. Уменьшить количество раздражающих бликов на экране могут очковые линзы с антирефлексным покрытием. Если ребенок начал жаловаться, что он после компьютера не видит "резко"вдаль или стал плохо видеть, ведите его к врачу.

Российские ученые установили: через 20 минут работы на компьютере признаки утомления (и общего, и зрительного) у дошкольников становятся ярко выраженными, даже если они сами уверяют, что не устали. Это время - предельное. Дети постарше могут оставаться за компьютером несколько дольше, хотя перерывы обязательны и для них. Близоруким детям и тем, у кого близоруки оба родителя, следует сократить время работы за компьютером.

Если ребенок, сидя за компьютером, становится излишне эмоционален: кричит, хохочет, спорит с персонажами игры, забирается с ногами на стул, - это значит, что он устал. Его общение с машиной пора прекращать.

Широко распространено мнение о вредоносности электромагнитного излучения от компьютера. Но пока ученые не располагают достаточными данными на этот счет. Однако они не исключают, что такой эффект может быть. Именно поэтому детям и беременным женщинам советуют как можно меньше пользоваться компьютерами и мобильными телефонами.

А что касается пугалок о том, что компьютер "вызывает аутизм" или "зомбирует", - это полная чепуха. Компьютер - не живое существо. Он не вызывает проблемы сам по себе. Он только ярче проявляет способности и недостатки человека, проблемы воспитания и окружения. Станет он другом, врагом или просто пишмашинкой со справочником - зависит только от нас.

Читайте также: