Основные проблемы на пути к ликвидации компьютерной безграмотности презентация

Обновлено: 06.07.2024

Только 16% педагогов в России умеют пользоваться цифровой техникой, заявила министр образования и науки Ольга Васильева, выступая на съезде «Единой России».

Она добавила, что сегодняшний день требует цифровых знаний, дети, в отличие от взрослых, получают их быстрее и легче, тогда как учителя школ не всегда умеют пользоваться современной техникой.

По ее словам, ведомство делает все возможное для развития онлайн-образования.

«В ближайшие несколько лет будут высвобождаться профессии, будут появляться новые. И здесь важно, чтобы у людей любого возраста была возможность пройти специализированный курс онлайн», — заключила Васильева.

Что посеешь, то и скачаешь

Эта цифра шокирует вас потому, что вы живете в Москве, где дети рождаются с гаджетами в руках. Но за пределами МКАД такое положение вещей совсем не выглядит чем-то поразительным, как раз наоборот, говорит главный редактор журнала «Народное образование» Алексей Кушнир.

«Есть несколько основных причин, по которым почти восемь десятых российских педагогов еще пребывают в доцифровой эпохе. Это причина как методологическая, так и экономическая и, не в последнюю очередь, психологическая», — сказал он «Ридусу».

По мнению Кушнира, зерно массовой компьютерной безграмотности было посеяно еще несколько десятилетий назад, когда кем-то в тогдашнем Минобразования было решено, что информатика в школах — это роскошь, и компьютерные классы (там, где они вообще создавались) были доступны несколько часов в неделю.

В результате, школьники приобретали знания и опыт работы на ПК где-угодно, только не в школах (в чем преуспели). А вот учителям, перегруженным бумажной работой, просто было невозможно найти время, чтобы оторваться от писанины и дотянуться до клавиатуры.

Но даже многие из учителей, которые хотели научиться работать на компьютерах, сплошь и рядом не могли себе это позволить по банально материальным причинам, сокрушается Кушнир.

«Повсеместно школьный учитель вынужден платить за Интернет и за пользование компьютером из своего кармана. При той средней зарплате, которую имеют российские учителя за пределами Москвы, они сто раз подумают, стоит ли эта игра свеч», — говорит он.

Простой пример. Минобрнауки ввело по всей стране обязанность для учителей заполнять электронные дневники — но вынуждено игнорировать собственное же распоряжение, поскольку 84 процента преподавателей функционально безграмотны — то есть не могут разобраться в этой программе, даже если им не приходится платить за машинное время.

В результате миллионы школьников продолжают таскать в ранцах традиционные бумажные дневники. (В Москве требование иметь бумажные дневники тоже остается в силе, хотя практически никаких записей в них давно не заносится — но это в Москве).

С головой в прошлом

Наконец, подчеркивает эксперт, нельзя списывать со счетов и ментальность российской системы народного образования, которая воспроизводит косность и консерватизм в среде учителей из поколения в поколение. Вместо того, чтобы учить детей передовому опыту, система загоняет их в охранительные рамки — даже если приказами сверху в школах и вводятся какие-то внешние признаки прогресса.

В 2006 году в России был запущен национальный проект «Образование»: его задачей была последовательная информатизация российских школ. На сегодняшний день, по официальным отчетам, каждая школа страны подключена к Интернету. Однако формальный успех никак не отражает ситуацию в реальности, подчеркивает эксперт. «Быть подключенным к Интернету и пользоваться им — не одно и то же».

«Бездумное, механическое применение технических средств в классах приводит к прямо противоположному результату. Например, установлено, что модные ныне интерактивные доски (на белую доску проецируется компьютерный экран, и непосредственно на нем можно печатать и рисовать — прим. ред.) не повышают, а ухудшают восприятие материала школьниками — потому что они начинают воспринимать материал как компьютерную игру. Соответственно, у них падает концентрация внимания, они относятся к учебному материалу менее ответственно», — объясняет Кушнир.

К сожалению, масса российских учителей не находит в себе сил признать, что привычные им подходы себя изжили, а найти силы, время, деньги и, главное, мотивацию, чтобы поменять систему ценностей, доступно далеко не каждому. Это приводит к тому, что школьное образование отстает от реальных потребностей жизни даже не на шаг, а на эпоху.

Как результат, в российских школах учителя, пользующиеся свечками, учат устройству лампочек детей, программирующих у себя дома сложные цифровые устройства. Кто кого может научить новым технологиям, и какой авторитет в глазах школьников может быть у учителя, не умеющего пользоваться хотя бы операционкой Android — вопрос риторический.

Если судить по косвенным признакам, то качество школьного образования, и не только в России, но и в технологически самых продвинутых странах, вызывает опасения за будущее человечества, вступается за российских учителей академик Российской академии образования Михаил Рыжаков.

«Вы помните такого персонажа — представителя Госдепа США Псаки? Это же был смех сквозь слезы, когда она искала подлодки у берегов Белоруссии. А ведь она на эту должность не прямо из школы попала, у нее наверняка еще какой-то университет в резюме присутствует! Если во всех Штатах не нашлось более грамотного претендента на роль „лица“ страны, то о каком качестве обучения там можно вообще говорить», — восклицает он.

Однако качество образования (или отсутствие такового) проявляется, естественно, и не на столь высоком уровне. Оно лезет как шило из мешка в виде так называемой функциональной безграмотности: когда человек более-менее уверенно выполняет известные ему задачи, но его ставит в полный тупик ситуация, когда надо сделать что-либо, о чем у него нет инструкции.

Иными словами, такие люди не обучены самому важному для успешной жизни и работы искусству: искусству думать самостоятельно, подчеркивает Рыжаков.

«Здесь не вполне понятно, где курица, а где яйцо: то ли ориентированность процесса обучения на успешную сдачу ЕГЭ привела к примитивизации мышления школьников; то ли, наоборот, ввести „галочную“ систему тестирования пришлось из-за того, что выпускники стали не в состоянии осилить письменные работы», — говорит он.

Самое интересное, что тестовую систему, воплощенную в ЕГЭ, активно продвигает Всемирный банк. Интересно узнать, как учились в школе сами инициаторы ее введения, что итоги их деятельности оказались катастрофическими в общемировом масштабе?

Презентация на тему: " Проект «Ликвидация компьютерной неграмотности населения» в рамках реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации (утв. Президентом." — Транскрипт:

1 Проект «Ликвидация компьютерной неграмотности населения» в рамках реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 7 февраля 2008 г. N Пр-212) на примере Якутии 2012 г.

2 Источники получения информации о событиях общественно-политической, социально-экономической и культурной жизни республики, в %

3 Уровень компьютерной грамотности, в %

4 Уровень компьютерной грамотности в зависимости от места проживания, в %

5 Умение пользоваться Интернет, в %

6 Частота выхода в Интернет, в %

7 Места выхода в Интернет, в %

8 Тематические предпочтения Интернет-пользователей, в %

9 Источники получения информации о событиях общественно-политической, социально-экономической и культурной жизни республики, в %

10 Готовность получать государственные услуги через Интернет, в %

11 Основные проблемы Из данных социологического мониторинга 2009 – 2011гг. Основные проблемы в реализации государственной протекционистской политики по переходу к информационному обществу и электронному правительству

12 Доли имеющих навыки компьютерной грамотности и использования Интернет за несколько лет практически не изменились. К числу владеющих компьютерными и Интернет-технологиями относятся представители возрастных групп до 45 лет. Все, кто старше¸ не рассматривают Интернет как источник информации, так как не владеют соответствующими навыками. В то же время, представители именно старших возрастных групп наиболее часто обращаются в государственные и муниципальные органы власти за теми или иными услугами. Имеется неготовность государственных и, особенно, муниципальных служащих к переходу на качественно иные режим и формат работы с населением через Интернет. Основные проблемы готовности населения к использованию технологий информационного общества

13 1.Информирование населения через средства массовой информации о предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронном виде (периодические издания, радиовещание, телевидение): 2.Обеспечение доступа населения к информации о деятельности ОГВ и ОМСУ, о государственных и муниципальных услугах в электронном виде 3.Организация обучения населения по использованию компьютерной техники, в том числе для получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде через: 4.Создание условий для организации обучения ИТ-навыкам государственных гражданских служащих. Основные направления реализации мероприятий

14 Республика Саха (Якутия) проведение Международного фестиваля «Электронное будущее» 30 июня - 11 июля 2009 г. 30 июня – 14 июля 2010 г. 10 – 18 августа 2012 г. Соорганизаторы регионального этапа Фестиваля: Правительство РС(Я) Национальное агентство «Информационный центр при Президенте РС(Я)» Российское агентство развития информационного общества (РАРИО) РУ-центр Оргкомитет Дальневосточного образовательного Форума «Саха-Селигер»

15 Резюме проекта Название проекта Организация бесплатных курсов по ликвидации компьютерной безграмотности населения на годы АктуальностьНа государственных сайтах и порталах во исполнение законов Российской Федерации по информационному обеспечению населения и их доступа к информации размещены сведения: о деятельности органов государственного и муниципального управления о получении населением государственных и муниципальных услуг в электронном виде. С каждым годом увеличивается разрыв поколений по информационному обеспечению. По оценке экспертов для реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации до 2016 года (утв. Президентом РФ 7 февраля 2008 г. N Пр-212) необходимо обучить пользоваться компьютером и интернетом половину населения страны. Суть инновацииВ Республике Саха (Якутия) необходимо обучить примерно 500 тысяч человек взрослого населения для увеличения их социальной защищенности и сокращения информационного неравенства среди населения. Тип проектаРасширение бесплатной услуги по обучению населения республики навыкам компьютерной грамотности

16 Обучение граждан навыкам компьютерной грамотности и пользованию электронными услугами и сервисами в сети Интернет 2009 год: 300 чел год: около 2100 чел год: более 2100 чел., ознакомительные курсы СВФУ (ССО) – до 15 тыс. чел год (август): 150 чел., ознакомительные курсы СВФУ (ССО) – до 10 тыс. чел. Обучение граждан навыкам компьютерной грамотности и пользованию электронными услугами и сервисами в сети Интернет 2009 год: 300 чел год: около 2100 чел год: более 2100 чел., ознакомительные курсы СВФУ (ССО) – до 15 тыс. чел год (август): 150 чел., ознакомительные курсы СВФУ (ССО) – до 10 тыс. чел. Обучающие семинары

17 Работающие и студенты - 55% от общего числа слушателей. Наиболее привлекательны для преподавателей ВУЗов, учителей, работников детских садов, продавцов, охранников, медицинских работников, предпринимателей, администраторов и др. Безработных из них всего 6%, инвалидов 5%. Одна третья всех респондентов, т.е. 33%, это неработающие пенсионеры.

18 ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ: Число умеющих пользоваться персональным компьютером осталось практически неизменным (66% в 2005г. и 65% в 2009г.). Одинаковые показатели компьютерной грамотности сельских и городских жителей могут свидетельствовать о выходе республики на стадию массовой компьютеризации. Незначительно возрос удельный вес пользователей Интернет (в 2005 году – 36%, в 2009 – 40%). Регулярно входят в Интернет более 70% из общего числа интернет- пользователей. Все они относятся преимущественно к молодым возрастным группам. Доля интернет-пользователей, имеющих домашний доступ в Интернет, составляет 68%, что говорит о высоком уровне охвата населением республики сетью Интернет.

19 Доли имеющих навыки компьютерной грамотности и использования Интернет за несколько лет практически не изменились. К числу владеющих компьютерными и Интернет- технологиями относятся представители возрастных групп до 45 лет. Все, кто старше¸ не рассматривают Интернет как источник информации, так как не владеют соответствующими навыками. В то же время, представители именно старших возрастных групп наиболее часто обращаются в государственные и муниципальные органы власти за теми или иными услугами. Имеется неготовность государственных и, особенно, муниципальных служащих к переходу на качественно иные режим и формат работы с населением через Интернет.

20 -Среди уверенных Интернет-пользователей по итогам мониторинга года представлены лица возрастной группы до 30 лет, среднего возраста – до 45 лет. Дальнейший рост числа Интернет-пользователей может происходить только за счет представителей старших возрастных групп. -Ликвидация «поколенческого цифрового разрыва» между молодыми и старшими возрастными группами в прямой зависимости от: -повышения качества и стоимости услуг, предлагаемых интернет провайдерами; -повышения доверия среди населения к информационным технологиям, к интернет, востребованности электронных услуг. - Ликвидировать этот разрыв можно за счет привлечения молодежи к благородному делу приобщения старших к миру информации посредством массового их обучения.

Компьютерная безграмотность является очень важным вопросом, который необходимо решать с осторожностью и чувствительностью. Влияние результатов в этой области проявляются очень широко. Чуткий подход с достаточной осторожностью, может трансформировать саму природу сценария в целом и может принести пользу простых людей больше всего.


Таким образом, очень важно, чтобы решить эту проблему, так или иначе. Вот систематический график подход, который может помочь вам в определенной степени.

  1. Accept - Следует понимать , что компьютеры не являются очень сложными машинами. С современных операционных систем, они становятся все более и более удобным для пользователя с каждым днем, и любой с очень небольшим количеством инструкций может использовать их. Этот факт следует понимать таким образом, что мобильные телефоны были также рассмотрены объект сложности, но сегодня даже неграмотных их эффективно и для их собственного блага, используя.
  2. Выходите - Таким образом, начальная точка будет отпустить страх этих устройств и начать обучение их вместо этого. Вполне естественно, чтобы чувствовать себя нерешительность, когда мы ставим наш шаг в совершенно новой области. Но в данном случае следует понимать, что это очень полезно упражнение, которое вы собираетесь принять. Вы должны всегда помнить, что ни он не является предметом стыда или вреда, который может помешать вам в получении ваша цель сделать.
  3. Обратитесь за помощью - Следующий шаг должен фактически подойти центр , который может направлять вас в какой - то степени в этой области. В больших и малых городах достаточное количество инфраструктуры доступен, и если вы принадлежите к любому городскому центру вы можете легко найти кого-то. Проблема может возникнуть, если вы находитесь в сельской местности. Но в этом случае тоже есть много, которые вы можете сделать. Вы можете найти любой социальный работник или некоммерческую организацию, которая может помочь вам в этом отношении.
  4. Преимущества - Не забудьте вы и ваша семья компьютерная грамотность может изменить все решение. Вы можете направлять всю окрестность в этой области и направлять их в направлении прогресса.
  5. Получить помогли со стороны властей - Вы должны подходить к соответствующим органам знать программы в ведении правительства для этого сегмента. Правительство пытается очень трудно для сельской грамотности во всех отношениях и, таким образом, помощь, оказываемую со стороны властей может сделать ваш подход еще более сильным и эффективным.
  6. Предварительные настройки - Отпусти от любых предварительных настроек в вашем уме и подготовить себя на самом деле , чтобы узнать это.
  7. Терпение - Не расстраивайтесь с первоначальных неудач и всегда помнить , что все это ново для вас , и это естественно , но потерпеть неудачу немного времени.
  8. Мотивация - Держите свой моральный и высокий уровень мотивации. Всегда помните, что как только вы будете иметь базовые навыки в этой области целая новая сфера знаний и информации будет открыта. Это поможет вам очень много для получения ваши средства к существованию.
  9. Будьтетверды - Не расстраивайтесь , если у вас есть предварительные проблемы относительно получения помощи со стороны властей.
  10. Принять - Принесите новые приобретенные навыки в обычной жизни. Используя эти навыки, вы можете сэкономить много времени и может выполнять другие производственные работы, которые тратятся в непроизводительных задач.

Всегда помните, что как только вы будете знать основные навыки ваши задачи станут намного менее беспокойным, и вы будете иметь возможность использовать услуги, обслуживаемых с помощью компьютерных платформ на базе.

Ежедневно средства массовой информации сообщают о новых атаках, направленных на пользователей Интернета, о хищениях данных, многочисленных вредоносных компьютерных программах и структурах киберпреступных картелей. При этом частные пользователи все чаще оказываются под прицелом преступников и становятся жертвами действующих по всему миру кибербанд. Поэтому в эпоху Интернета защита цифровых данных как в компьютерах организаций, так и в домашних приобретает исключительное значение. Владельцы персональных компьютеров могут обезопасить себя, использовав для этой цели какие-либо из имеющихся IT-решений. Но все ли они хорошо информированы об интернет-угрозах и алгоритме действий преступников?

Чтобы выяснить это, наша компания провела глобальное исследование. Оно позволило узнать мнения пользователей по целому ряду вопросов, касающихся компьютерной безопасности, понять, насколько оценки российских владельцев компьютеров здесь расходятся с мнениями представителей компьютерного сообщества из Европы и Америки, а также экспертов.

В прошлом году мы опросили 15 556 интернет-пользователей в возрасте от 18 до 65 лет в 11 странах. Всем им было предложено оценить онлайн-угрозы в Интернете и социальных сетях, свое поведение во время интернет-серфинга, использование решений безопасности, а также раскрыть понимание собственной безопасности в Интернете. Основной интерес представляли ключевые вопросы, касающиеся безопасности пользователей. Участники опроса должны были выбрать один из вариантов ответа, причем некоторые из них, не связанные с реальными угрозами, исследователи назвали мифами.

Рассмотрим результаты более детально (табл. 1). При ответе на 11 вопросов, предложенных исследователями, именно российские пользователи чаще всего делали выбор в пользу четырех мифов:

• Если моя операционная система заражена вредоносной программой, то это так или иначе отразится на работе моего ПК (Россия – 97,88 %, средний уровень по 11 странам – 93 %).

• Риск встретить вредоносное ПО на порносайтах выше, чем, например, при посещении сайтов, посвященных конному спорту или путешествиям (60,18 % против 37 % общемировых).

• Если не открывать зараженные файлы, то ПК нельзя заразить (38,53 % против 22 % общемировых).

• Большинство вредоносных программ распространяется через USB-накопители (30,05 % против 12,83 % общемировых).

Но было еще два ложных тезиса, два мифа, при оценке которых россияне показали результаты лучшие, чем пользователи других стран:

• Большинство вредоносных программ распространяется по электронной почте (38,8 % против 54 % общемировых).

• Мой брандмауэр защищает меня от заражения при «попутной загрузке» (17,05 % против 26 % общемировых).

«Серые» и «белые» сайты с порнографическим контентом

В ходе обсуждений результатов опроса стало очевидно, что при оценке тезисов о порносайтах и флешках наши пользователи руководствовались несколько иным опытом, нежели представители западного мира. В первом случае, вероятно, проявилась наша национальная особенность – не платить, если имеется такая возможность, даже при посещении сайтов с «клубничкой». Ведь если есть платный сайт, то где-то должен быть и бесплатный. А вот в момент поиска такового и происходят неприятные события, при этом, если антивирус хороший, он детектирует «зловреда» на бесплатном порноресурсе и сигнализирует об этом нашему пользователю. В странах с большей покупательной возможностью населения события в этом случае развиваются несколько иначе: пользователь заходит на платный порноресурс, создатели которого ставят своей целью получение денег, а следовательно, и заботятся о его защите, поэтому он будет более безопасным, чем, например, сайт о конном спорте. На порносайтах крутится много денег, и их владельцы заинтересованы в безопасном серфинге своих посетителей, которые с большой вероятностью вернутся к ним в случае отсутствия проблем с платежами. Так работают профессионалы.

В то же время владелец сайта, посвященного определенному хобби, вряд ли является специалистом в вебдизайне и вряд ли регулярно обновляет необходимое программное обеспечение, а также патчи для того, чтобы закрыть уязвимые места безопасности. И гораздо понятнее становится, почему лишь около 20 % пользователей в уже упомянутых Нидерландах против 60 % в России подтверждают миф о большей безопасности сайтов, посвященных хобби, нежели тех, что обращены к темам более низменным. Поэтому результаты нашего опроса, возможно, отразили имеющиеся зоны национального порносерфинга: «белую» – платную, и «серую» – бесплатную. Следует отметить, что наши пользователи давали достаточно честные ответы – в «серой» зоне встретить зловредную программу у нас получается чаще, чем на сайте о конном спорте, ведь злоумышленники любят ловить наших пользователей, как это звучит на жаргоне спецслужб, на «медовую ловушку» и далее очищать их банковские счета. К сожалению, этот российский аспект в исследовании учтен не был, в противном случае наши результаты при более детальной постановке вопроса могли бы быть не настолько экстремальными. В соответствии с исследованием опасных тематических групп сайтов, которое мы провели в этом году, порноресурсы занимают лишь третье место после сайтов, посвященных различным технологиям и бизнесу.


Но нельзя говорить о том, что тема сайта является определяющим фактором для кибермошенников при размещении ими опасных ловушек. Гораздо больше их интересует количество наивных пользователей, которые посетят сайт, и минимальные затраты для заражения портала. Поэтому безопасность того или иного веб-сайта или сервера напрямую зависит от того, насколько хорошо защищены все его компоненты от всевозможных атак. Например, если существует уязвимость в системе управления контентом, в плагине или программе, это значит, что каждый веб-сервер, оборудованный этим же компонентами, оказывается в зоне риска независимо от наполнения сайта. А, как известно, обнаружив одну уязвимость, мошенники начинают осуществлять массовые атаки и распространять вредоносные эксплоиты в подобных системах, о чем свидетельствуют атаки Lizamoon или TimThum в 2011 г. Соответственно популярные стандартные сайты, привлекающие большое количество пользователей, становятся главной мишенью для злоумышленников.

Заражения через флеш-карты и выводы из уроков информатики

Скорее всего, не слишком достоверны и результаты опроса о флешкартах. Возможно, здесь сыграл роль тот факт, что у значительного числа россиян – у каждого шестого – вообще не установлены антивирусные программы в компьютере, а около 20 % наших пользователей обходятся бесплатными антивирусными программами. То есть треть российских владельцев компьютеров могут и не заметить проникновений из сети Интернет, так как бесплатные антивирусы не всегда корректно обновляют сигнатурные базы и не видят опасности в режиме реального времени. Таким образом, они могут распознать старый вирус на флешке, не заметив новый из Интернета. Поэтому мнения наших респондентов были в пользу заражения от флешек, а не от поврежденных веб-сайтов, как это есть на самом деле.

Видимо, ни уроки информатики в школе, ни даже вводный инструктаж при приеме на работу не делают пользователей более грамотными в вопросах безопасности. Они не знают, что современные компьютеры имеют мощнейшие – часто многоядерные – процессоры, их оперативная память измеряется гигабайтами, а стандартный широкополосный доступ позволяет передавать данные со скоростями в десятки и сотни мегабит. Поэтому, если вирус ставит своей целью похитить коды веб-банкинга или данные кредитной карты, то обработка данных, размер которых не превышает сотен килобайт, никак не отразится на быстродействии компьютера и передаче данных по сетям. Их просто не будет заметно в потоке служебных пакетов и обновлений. Да и злоумышленник заинтересован вовсе не в том, чтобы произошел сбой компьютера и данные никуда не попали, а в том, чтобы все произошло быстро, четко и незаметно – пропали бы деньги со счета неизвестно куда, когда и почему. А там ищи ветра в поле… Тем более вся персональная информация (различные данные: кредитной карточки, банковские, доступа к онлайн-магазинам и электронной почте) незаметно воруются при первом заражении. За этим обычно следует подключение компьютера к ботсетям для того, чтобы использовать их в качестве распространителей спама или DDoS-атак.

Опасные сети и письма с секретом

Кредит доверия пользователей к социальным сетям бесконечен: 35 % из них доверяют ссылкам, опубликованным там, 19 % переходят по ним, не задумываясь над их происхождением, в результате становятся мишенью для киберпреступников и страдают от их незаконных действий. А в России каждый четвертый пользователь социальных сетей переходит по ссылкам, независимо от того, знает ли он отправителя или нет. Если соотнести эти результаты с количеством посетителей социальных сетей в России (более 23 млн, согласно данным TNS за 2011 г.), то получается, что более 6 млн человек не озабочены «здоровьем» своего компьютера.

Читайте также: