При несоблюдении санитарно гигиенических требований компьютера вредное влияние на здоровье человека

Обновлено: 03.07.2024

Минздрав России совместно с Минтрудом России внесли долгожданные поправки в Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ и Министерства здравоохранения РФ от 3 апреля 2020 г. №№ 187н, 268н). Изменения коснулись пункта 3.2.2.4, устанавливающего в качестве вредного фактора электромагнитное поле широкополосного спектра частот, в результате чего из нормы было убрано упоминание работы за компьютером:

Старая редакция Новая редакция
электромагнитное поле широкополосного спектра частот от ПЭВМ (работа по считыванию, вводу информации, работа в режиме диалога в сумме не менее 50% рабочего времени) электромагнитное поле широкополосного спектра частот (5 Гц - 2 кГц, 2 кГц - 400 кГц) (при превышении предельно допустимого уровня)

Отметим, что вопрос о том, является ли сама по себе работа с ПЭВМ в течение не менее 50% рабочего времени основанием для направления работника на медицинский осмотр, долгое время вызывал ожесточенные споры.

Многие специалисты полагали, что факторы, поименованные в Перечне, учитываются как основания для проведения медицинских осмотров только тогда, когда по уровню своего воздействия отнесены к вредным и (или) опасным классам. При этом на рабочих местах, на которых работники исключительно заняты на персональных электронно-вычислительных машинах (персональных компьютерах), неионизирующее излучение в принципе не идентифицируется как вредный фактор. Иными словами, работа никогда не будет признана вредной из-за того, что работник трудится за компьютером более 50% рабочего времени. А значит, и медосмотры такого работника проводить не нужно.

В поддержку данной позиции высказывались многие органы исполнительной власти: Минздрав, Роспотребнадзор, ФМБА, Минэкономразвития. Даже Роструд в 2017 году присоединился к лагерю ее сторонников, заключив, что при наличии результатов СОУТ, подтверждающих оптимальные или допустимые условия труда на рабочем месте, у работодателя не возникает обязанности направлять трудящихся более 50% рабочего времени за компьютером работников для прохождения медосмотров (хотя ранее данное ведомство занимало иную позицию).

Тем не менее, Минтруд России последовательно настаивал на необходимости проведения медосмотров работающих за компьютером не менее 50% рабочего времени работников независимо от прочих обстоятельств. В судах же можно было встретить как одну, так и другую точки зрения.

После вступления в силу рассматриваемых поправок (а это произойдет 24 мая 2020 года) вопрос можно будет считать разрешенным. Правда, указание на необходимость прохождения обязательных медосмотров лицами, работающими с ПЭВМ более 50% рабочего времени (профессионально связанными с эксплуатацией ПЭВМ), сохранится еще в п. 13.1 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. Однако СанПиН не является документом, которым могут устанавливаться основания для проведения обязательных медицинских осмотров.

А вот проблема с иными случаями, когда на рабочих местах работника присутствуют поименованные в Перечне вредные факторы, но уровень их воздействия недостаточен, чтобы отнести условия труда к вредным или опасным, по-прежнему остается актуальной. К сожалению, внесенные Минздравом и Минтрудом поправки в решении данного вопроса никак не помогают.


По сути дела только длительная работа за компьютером может оказать существенное влияние на здоровье человека.

Рассмотрим основные аспекты длительной работы за компьютером:

1. Работающий за компьютером человек длительное время должен сохранять относительно неподвижное положение, что негативно сказывается на позвоночнике и циркуляции крови во всем организме (застой крови). При длительных нарушениях циркуляции крови нарушается питание тканей и повреждаются стенки сосудов, что в свою очередь приводит к их необратимому расширению. Такое расширение сосудов наблюдается, например, при геморрое.

2. Чтение информации с монитора вызывает перенапряжение глаз. Возникает это главным образом потому, что во время чтения с монитора расстояние от текста до глаз постоянно остается одним и тем же, из-за этого мышцы глаз, регулирующие аккомодацию, находятся в постоянном напряжении. Со временем это может привести к нарушению аккомодативной способности глаз и, следовательно, к нарушениям зрения.

Дисплейная болезнь, характеризуется нарушением аккомодации глаз из-за длительного перенапряжения ресничного тела. Синдром сухого глаза – собирательное название заболевания вызванного нарушением увлажнения передней поверхности глаза (роговицы) слезной жидкостью. Также длительная работа за компьютером может увеличить риск таких глазных заболеваний как миопия (близорукость), дальнозоркость, глаукома.

3. Длительная работа на клавиатуре приводит к перенапряжению суставов кисти и мышц предплечья, что вызывает развитие туннельного синдрома запястья.

4. Работа за компьютером предполагает переработку большого массива информации и постоянную концентрацию внимания, поэтому при длительной работе за компьютером нередко развивается умственная усталость и нарушение внимания.

5. Человек, работающий за компьютером, вынужден все время принимать решения, от которых зависит эффективность его работы. Поэтому, длительная работа за компьютером, часто является причиной хронического стресса.

7. Работа за компьютером нередко поглощает все внимание работающего человека и потому, такие люди часто пренебрегают нормальным питанием и работают впроголодь весь день. Неправильное питание приводит к снижению интеллектуальных способностей человека.

8. Гиподинамия, стресс, вредные привычки и неправильное питание являются основными причинами сердечно-сосудистых заболеваний и диабета. Таким образом, человек длительное время работающий за компьютером подвергается реальному риску сердечно-сосудистых заболеваний, различных заболеваний глаз, двигательного аппарата, органов желудочно-кишечного тракта, психических расстройств.

Лечебная гимнастика.

Для развития мышц спины существует множество упражнений, в основном это наклоны в разные стороны. Очень полезно плавание и упражнения на турнике. В том случае, если вы работаете в офисе, старайтесь почаще потягивайтесь и вообще, делайте как можно больше движений, даже без надобности.

Упражнение для рук.

Чем чаще вы будете прерываться для выполнения упражнений, тем больше они принесут пользы.

1. Встряхните руки;

2. Сжимайте пальцы в кулаки (10 раз);

3. Вращайте кулаки вокруг своей оси;

4. Надавливая одной рукой на пальцы другой руки со стороны ладони, как бы выворачивая ладонь и запястье наружу.

Положения рук при работе за компьютером.

Правильное положение запястья при работе с мышью

vl.comp 2

Неправильное положение запястья при работе с мышью

В процессе работы старайтесь удерживать туловище в вертикальном положении, опираясь на спинку стула или кресла. Ступни ног должны прочно стоять на полу или на специальной подставке, плечи следует держать в расслабленном состоянии. В оптимальной позиции руки должны быть согнуты в локте под углом 90°. Локти должны располагаться вблизи туловища.

vl.comp 3

Правильное положение рук при работе с клавиатурой

vl.comp 4

Неправильное положение рук при работе с клавиатурой

Профилактика заболеваний органов дыхания.

1. Как можно чаще делайте влажную уборку помещения и проветривайте его;

2. Для увеличения влажности можно ставить открытую емкость с водой.

Профилактика нервных расстройств.

1. Постарайтесь сделать так, что бы при работе компьютер давал как можно меньше сбоев и меньше раздражал вас;

2. Как можно чаще прерывайте работу с компьютером.

Рабочее место и правильная посадка.

Перед тем как приступить к работе, уделите немного времени организации своего рабочего места. Клавиатура и экран монитора должны быть расположены прямо перед вами. Если конструкция стула позволяет регулировать высоту сиденья, настройте ее таким образом, чтобы в положении сидя ваши ноги прочно опирались на пол или на специальную подставку, а поверхность, на которой расположены клавиатура и мышь, находились на уровне локтя или немного ниже. Разместите клавиатуру и мышь таким образом, чтобы при работе с ними не возникало необходимости отдалять локти от туловища.

vl.comp 5

Экран монитора должен располагаться на расстоянии вытянутой руки сидящего за столом пользователя. Отрегулируйте высоту подставки монитора таким образом, чтобы центр экрана находился чуть ниже уровня глаз. При отсутствии такой возможности желательно установить монитор на специальную полку или подставку.

При работе с бумажными документами рекомендуется установить на корпус монитора специальный держатель для бумаг.

Содержание

Гаджеты и дети: мнение психолога

Многие из историй сильного воздействия техники на детскую психику касаются умной колонки – нового помощника и собеседника, появившегося и в российских домах (по данным IDC, в 2020 году рынок умных колонок в России вырос на 6,4%, скорее всего, за счет разработки «Яндекса»). Есть множество рассказов про детей, которые обманывают режим родительского контроля, говоря с «Алисой» низким голосом, как взрослый. Есть история про девочку, которая верит, что «Алиса» настоящая, называет ее своей подругой и что когда-нибудь она придумает, как ее освободить. Наконец, на американском форуме Reddit описали тревожную ситуацию с ребенком, который называет свою маму Alexa (как голосового помощника Google) и требует, чтобы она сыграла ему песенку с YouTube.

кес

детский и семейный психолог с 20-летним опытом работы, сооснователь первой онлайн-школы о воспитании “Позитивные решения для родителей”

Для малышей раннее знакомство с гаджетами и чрезмерное времяпрепровождение в них идет вразрез с возрастными, конкретными и очень важными задачами: изучать свойства окружающего мира, манипулировать предметами, изучать возможности и способности своего тела, развивать крупную и мелкую моторику, что напрямую связано с развитием речи. Гаджеты попросту тормозят психическое развитие ребенка. У более старших детей ежедневное “залипание” в гаджетах по 5–8 часов ведет к социальной дезадаптации. Вместо того чтобы общаться со своими сверстниками и через различные ситуации учиться договариваться, уступать, отстаивать свои границы, убеждать, доказывать, делиться, защищать, мириться, ребенок проводит время “один на один” со своим электронным другом.

Как отмечает специалист, после регулярного многочасового потребления огромных потоков различной и не связанной между собой информации (к примеру, так подается информация в «ТикТоке») у детей формируется поверхностное, калейдоскопическое восприятие и мышление. После такого «винегрета» разрозненной и бессмысленной, а чаще всего развлекательной и неглубокой информации ребенку крайне сложно вдумчиво и внимательно что-либо изучать, концентрировать внимание на чем-то одном.

Гаджеты: риск аддикции?

попова

семейный психолог, специалист по зависимостям и гештальт-терапевт

Риск воздействия на детей современных гаджетов пока еще не исследован до конца. Сталкиваются напрямую с этим только врачи-психологи и психиатры, к которым обращаются за помощью родители детей с нарушениями поведения, коммуникации, а в некоторых случаях с аддикцией в результате чрезмерного общения с гаджетами. Естественно, гаджеты сказываются на развитии высших психических функций. Если ребенок с раннего возраста проводит большой процент времени с гаджетами, это скажется даже на физиологическом развитии ребенка. Онтогенетически, когда мы растем, у нас вначале развивается объемное, 3D-зрение, и только к 6–7 годам глаз достигает зрелости и готов воспринимать изображение на плоскости. Если ребенок начинает смотреть завлекающие картинки (игры, мультфильмы) с плоского экрана телефона или планшета раньше этого возраста, это может привести к нарушению естественного процесса развития зрительного аппарата и раннему ухудшению зрения.

Снижение фантазии и повышении тревоги

Следующая потенциальная проблема, по мнению психолога, это тотальное преобладание визуального восприятия. Сказки, рассказы, чтение книг вслух – все то, что будоражит и развивает фантазию, современным детям почти незнакомо. Из-за этого детское воображение не развивается – есть готовая картинка, к которой нечего добавить. Нет пространства для фантазии. А ведь воображение – это высшая психическая функция. В будущем это может привести к сокращению числа художников, людей творческих профессий.

Тревогу должны вызывать и ситуации, когда ребенок использует гаджеты, социальные сети для самоуспокоения, потому что не справляется с эмоциями сам. «Это классическая схема формирования зависимого поведения: ситуация, когда мы ищем внутреннее успокоение не в себе, а во внешних факторах (будь то гаджеты, игры или, в случае взрослых, алкоголь и запрещенные вещества). Родителям следует проявить внимание, если ребенок приходит в расстроенных чувствах и бежит к игре, настаивает, требует, если он без гаджетов перестает выполнять какие-то задачи. Родители по незнанию и сами создают безвыходные в будущем ситуации. Например, если стимулируют ребенка есть, показывая ему мультфильм с планшета. Это приводит к тому, что без мультфильма ребенок есть отказывается, что в будущем может вызвать расстройство пищевого поведения. Взаимодействие с гаджетом – это искусственный контакт с неживым объектом, в который ребенок инвестирует свои чувства и потребности, что приводит к прямому нарушению способности к живой человеческой коммуникации. Если родители вовремя не позаботятся о том, чтобы ребенок общался с гаджетами реже, допустим 5% времени, а не 90 %, если получается, что только там, в Сети, в игре, он может получить поддержку, взаимность, быть понятым, – это может иметь негативные последствия, устранить которые очень сложно даже хорошему специалисту», – считает Ирина Попова.

Вред для спины и зрения

Не стоит также забывать и про вред гаджетов для спины, зрения, о последствиях в виде нарушения сна. К счастью, существующие в начале 2000-х теории про убийственное излучение, которое сделает будущие поколения бесплодными и провоцирует рак, не подтвердились. Однако при постоянном взаимодействии с гаджетами действительно можно испортить здоровье: особенно это касается зрения, ведь человеческий глаз по своей структуре не рассчитан на такие нагрузки. Близорукость и синдром сухого глаза, когда-то профессиональные болезни компьютерщиков, могут стать постоянными, нежелаемыми спутниками человека.

Ранее продолжительность работы за компьютером регулировали СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» – для детей допускалась максимальная продолжительность контакта с гаджетами 10–30 минут в день в зависимости от возраста. С 1 января 2021 года эти нормы признаны неактуальными, а в новом документе СП 2.2.3670-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда» максимально допустимая продолжительность контакта с экраном вообще не указана.

Что нужно усвоить родителям «цифровых» детей?

Рекомендации от Антона Куканова, руководителя Центра цифровой экспертизы Роскачества.

С помощью программ родительского контроля и пароля можно настроить как возрастные, постоянные ограничения доступа к устройству, так и временные. Предусмотрите, что ребенок может пытаться «взламывать» настройки и придумывать, как их обойти.

Дети не должны использовать смартфон во время перерывов от учебы – глазам нужно давать отдохнуть. Смартфон – это дополнительная нагрузка для глаз и мозга.

Научите детей пользоваться режимом чтения, чтобы нагрузка на глаза была меньше.

Не следует использовать смартфон и перед сном. Излучаемый гаджетами синий свет (с длиной волны около 450–480 нм) вызывает чувство настороженности и влияет на наши биологические часы. Со временем это нарушение может стать опасным и даже вызвать хроническую бессонницу, депрессию, биполярное расстройство и неврозы.

Правила работы за компьютером

Практически целый год значительная часть населения нашей страны работает и учится дистанционно, пользуясь персональными компьютерами, а также дополняющими их устройствами: принтерами, сканерами, модемами. Время работы с компьютером каждого из нас, особенно школьников и студентов, резко увеличилось и, следовательно, возросли риски, связанные с использованием персональной электронной техники. Большинство из нас догадывается, что при длительном нахождении у компьютера на организм человека оказывается негативное влияние, например зрительная нагрузка и длительное статичное положение тела.
В связи с этим каждый пользователь доложен знать, что к компьютерной технике и её эксплуатации предъявляется ряд гигиенических требований с целью предотвращения возможного негативного влияния на здоровье человека. Эти требования прописаны в санитарных правилах и нормах — СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы». Указанный нормативный акт периодически дорабатывается и дополняется с появлением новых данных и новых устройств.
Персональные электронно-вычислительные машины (ПЭВМ) должны соответствовать требованиям вышеуказанного СанПиНа, а именно: иметь матовую поверхность монитора и не иметь блестящих деталей, способных создавать блики, видеодисплейные терминалы (ВДТ) - мониторы -должны иметь конструкцию, обеспечивающую возможность поворота корпуса в горизонтальной и вертикальной плоскостях с фиксацией в заданном положении, а также предусматривать регулирование яркости и контрастности.
Помещение, в котором пользователь работает с ПЭВМ, должно иметь естественное и искусственное освещение. Оконные проёмы должны быть оборудованы регулируемыми устройствами типа жалюзи, занавесей, внешних козырьков и др. Кстати, во всех образовательных и культурно-развлекательных учреждениях для детей и подростков не допускается размещение мест пользователей ПЭВМ в цокольных и подвальных помещениях.
Очень важно знать, что все помещения, где размещаются ПЭВМ, должны быть оборудованы защитным заземлением (занулением) в соответствии с техническими требованиями по эксплуатации. Не следует размещать зоны работы с ПЭВМ вблизи силовых кабелей и вводов, высоковольтных трансформаторов, технологического оборудования, создающего помехи в работе ПЭВМ.
Рабочая поза должна быть удобной, рабочее место- хорошо освещено. Рабочий стол (место работы) следует размещать таким образом, чтобы экран был ориентирован боковой стороной к световым проемам, чтобы естественный свет падал преимущественно слева. Искусственное освещение в помещении должно осуществляться системой общего равномерного освещения. К общему освещению дополнительно могут устанавливаться светильники местного освещения, предназначенные для освещения зоны расположения документов. Экран видеомонитора должен находиться от глаз пользователя на расстоянии 600-700 мм, но не ближе 500 мм с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов. Конструкция рабочего стола должна обеспечивать оптимальное размещение на рабочей поверхности используемого оборудования с учетом его количества и конструктивных особенностей, характера выполняемой работы. При этом допускается использование рабочих столов различных конструкций, отвечающих современным требованиям эргономики. Конструкция рабочего стула (кресла) должна обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы при работе на ПЭВМ, позволять изменять позу с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения развития утомления. Тип рабочего стула (кресла) следует выбирать с учетом роста пользователя, характера и продолжительности работы с ПЭВМ. Рабочий стул (кресло) должен быть подъемно-поворотным, регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья, при этом регулировка каждого параметра должна быть независимой, легко осуществляемой и иметь надежную фиксацию. Поверхность сиденья, спинки и других элементов стула (кресла) должна быть полумягкой, с нескользящим, слабо электризующимся и воздухопроницаемым покрытием, обеспечивающим легкую очистку от загрязнений.
Клавиатуру следует располагать на поверхности стола на расстоянии 100 - 300 мм от края, обращенного к пользователю или на специальной, регулируемой по высоте рабочей поверхности, отделенной от основной столешницы.
Очень важно делать перерывы в работе с ПЭВМ и заполнять их по возможности физической активностью, гимнастикой для глаз.
Хочется отметить, что для детей дошкольного возраста помещения для занятий оборудуются одноместными столами, предназначенными для работы с ПЭВМ. Конструкция одноместного стола должна состоять из двух частей или столов, соединенных вместе: на одной поверхности стола располагается ВДТ, на другой – клавиатура. Конструкция стола для размещения ПЭВМ должна предусматривать: плавную и легкую регулировку по высоте с надежной фиксацией горизонтальной поверхности для видеомонитора в пределах 460 - 520 мм при глубине не менее 550 мм и ширине - не менее 600 мм; возможность плавного и легкого изменения угла наклона поверхности для клавиатуры от 0 до 10 град, с надежной фиксацией; ширина и глубина поверхности под клавиатуру должна быть не менее 600 мм; ровную без углублений поверхность стола для клавиатуры; отсутствие ящиков; пространство для ног под столом над полом не менее 400 мм. Ширина определяется конструкцией стола. Размеры стульев для занятий - соответственно росту и возрасту ребёнка. Замена стульев табуретками или скамейками не допускается. Поверхность сиденья стула должна легко поддаваться дезинфекции.

© Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Пензенской области»
2021

Читайте также: