Применение компьютеров и мультимедиа техники как средства обучения это компьютеризация

Обновлено: 05.07.2024

§ 1. Общие основы использования компьютера в образовательных учреждениях

Компьютеризация образования, как мы выяснили в начале по­собия, является велением времени, и вопрос: вводить или не вво­дить компьютер в образовательные учреждения - давно решен по­ложительно. Появились такие понятия, как компьютерная грамот­ность, информационная культура, которые предполагают, что компьютер станет повседневным техническим средством на рабо­те, дома, в процессе обучения.

Под компьютерной грамотностью понимается умение находить и воспринимать информацию, применяя компьютерные техноло­гии, создавать объекты и устанавливать связи в гиперсреде, вклю­чающей в себя все типы и носители информации; конструировать объекты и действия в реальном мире и его моделях с помощью ком­пьютера (Институт новых технологий образования). Она явля­ется элементом информационной культуры личности, предпола­гающей способность человека осознать и освоить информацион­ную картину мира как систему символов и знаков, прямых и обратных информационных связей и свободно ориентироваться в информа­ционном обществе, адаптироваться к нему. Для этого ему необ­ходимо овладеть сводом правил поведения в таком обществе, способами общения с системами телекоммуникаций, локальны­ми и глобальными информационно-вычислительными сетями. «Умея работать с необходимыми в повседневной жизни вычис­лительными и информационными системами, базами данных и электронными таблицами, персональными компьютерами и ин­формационными сетями, человек информационного общества приобретает не только инструменты деятельности, но и новое видение мира».

Компьютеризация обучения позволит уменьшить разрыв между тем, что дает своим выпускникам школа, и требованиями, которые к ним предъявляются современным обществом. Тем более уже сей­час показателем высокого профессионализма современного учите­ля считается компьютерная компетентность, а не просто компью­терная грамотность.

Компьютер в сфере образования выступает в разных функциях:

а) как предмет изучения;

б) как средство в учебно-воспитательном процессе;

в) как компонент системы педагогического управления;

г) как компонент управления образовательными учреждениями;

д) как средство научно-педагогической деятельности.

В связи со столь разнообразными функциями компьютера и инфор­мационных технологий в образовательной сфере академик А. П. Ер­шов предложил следующую классификацию видов их применения.

Учебное - использование компьютера как средства обучения на материале конкретного учебного предмета с применением педа­гогических программных средств специального назначения. Есть программы типа «тренажер», «опросник», программы, позволяю­щие обучать новому и одновременно контролировать его усвоение.

Орудийное - компьютерная поддержка универсальных видов де­ятельности: письма, рисования, вычислений, поиска информации, коммуникации и др. Для компьютерной поддержки этих видов дея­тельности разработаны специальные программные средства: тексто­вые, графические и музыкальные редакторы, электронные таблицы, базы данных и др. Благодаря своей универсальности они могут быть использованы в учебном процессе по любому учебному предмету.

Профессиональное и профориентационное - применение ком­пьютеров для углубленного изучения информатики и профессио­нальной ориентации в разного рода профессиях. Профориентаци­онное применение компьютеров в учебном процессе предполагает использование программных средств для решения прикладных за­дач из соответствующей предметной области.

Дефектологическое - компьютерная поддержка обучения де­тей с дефектами и недостатками развития. Для эффективного де­фектологического использования компьютера необходима разра­ботка целого ряда специальных аппаратных и программных средств (например, специальных клавиатур, анализаторов и синтезаторов речи, устройств печати шрифта Брайля и т. п.), а также соответству­ющего программного обеспечения.

Досуговое - все виды использования компьютера, связанные с личными интересами (увлечения и развлечения, ведение личного архива и т. п.). Досуговое использование компьютеров охватыва­ет разнообразные виды внеклассной и внешкольной работы уча­щихся: проведение самостоятельной исследовательской работы, ведение личного архива, компьютерные игры и т. п. Следует отме­тить, что большинство компьютерных игр развивает лишь механические навыки работы с компьютером и почти не оказывает воз­действия на развитие умственных способностей учащихся или по­знавательного интереса к определенному учебному предмету. Су­ществует и класс развивающих компьютерных игр, применение которых значительно повышает мотивацию и познавательную ак­тивность учащихся. В таких играх доминирующим является по­знавательный мотив, а не демонстративность и зрелищность, ха­рактерные для развлекательных игр.

Учительское - применение компьютера в деятельности учите­ля, включая организацию, поддержку и контроль учебного процес­са, а также различные виды учебно-методической и организацион­но-методической деятельности, т. е. использование компьютера для подготовки необходимых учебных материалов (поурочное плани­рование, методические разработки, индивидуальные задания, кон­трольные работы и т. д.), для ведения личного архива учителя и т. д.

Организационное - использование компьютера для управле­ния школой и другими учебными заведениями, для обеспечения ра­боты учреждений управления народным образованием разного уровня.

Педвузовское - все виды применения информационных тех­нологий в педагогических институтах, ориентированные на подго­товку учителя, способного работать с ними в образовательных уч­реждениях.

К перечисленным видам применения информационных техноло­гий можно добавить и использование компьютера для проведения психолого-педагогических исследований, разного рода тестирований и обработки их результатов, практическое использование компью­терных методик профотбора, выявление аномалий развития и т. д.

В процессе внедрения современных информационных техноло­гий в учебно-воспитательный процесс информация, прежде всего учебная, становится объектом технологической обработки с исполь­зованием компьютера и передачи с помощью средств коммуникации.

Внедрение информационных технологий предполагает наличие в образовательных учреждениях:

современных компьютеров и средств коммуникации как тех­нических средств обучения;

системного и прикладного программного обеспечения;

методических разработок по применению новых информаци­онных технологий в учебно-воспитательном процессе.

При компьютеризации образования возникает ряд сложных проблем, требующих своего изучения и решения.

1. Учет мотивационного фактора. Одним учащимся интереснее сам компьютер и области его применения, другие стремятся исполь­зовать его в творческой деятельности - рисовать, сочинять музыку, писать сочинения, эссе, статьи. Третьих, имеющих прагматическую направленность, увлекает работа с издательскими системами, сред­ствами анимации и видеомонтажа, электронной почтой и т. д.

Учет индивидуального фактора. Разработка программ с уче­том не только степени облученности и обучаемости школьника, но и лево- правополушарного доминирования.

Учет этнического фактора. Разработка компьютерных курсов на родных языках, культурологических курсов по национальной культуре, игр на основе национальных мотивов.

Создание компьютерных баз данных по направлениям: «Ученик», «Успеваемость», «Здоровье», «Семья», «Трудные подростки» и пр. для организации педагогического менеджмента (управления) и другие аспекты.

Компьютеризация обучения дает возможность создавать методические основы альтернативных форм учебного процесса, реализовывать дифференциацию обучения. Компьютерная техника уже сейчас начинает активно влиять на процесс соединения образования с самообразованием.

Любая обучающая система на базе ЭВМ и программное обеспе­чение к ней должны базироваться на основополагающих принци­пах, инициатива, индивидуализация, интерактивность.

Под инициативой предполагается предоставление обучаемому возможности прерывать и возобновлять курс в любом месте, задавать вопросы, просить о помощи, возвращаться назад для повторения, не ограничивать инициативу при составлении отве­тов и т.д.

Индивидуализация означает создание учебно-программного обеспечения, ориентированного на индивидуальные особенности и стиль учебной деятельности конкретного обучаемого (или кате­горию обучаемых).

Интерактивность подразумевает взаимный обмен информацией в режиме диалога как между обучаемым и системой в целом, так и между отдельными частями системы.

Информационные технологии (информационно-коммуникатив­ные технологии) в системе образования позволяют:

сделать обучение более эффективным, вовлекая все виды чув­ственного восприятия ученика с помощью мультимедийных функ­ций компьютерных устройств;

обучать детей всех категорий: от одаренных до детей с пробле­мами в умственном и физическом развитии и детей-инвалидов с за­болеваниями различной степени тяжести;

Информатизация и компьютеризация образования - веление времени, факт, с которым надо считаться, который надо признать вне зависимости от того, нравится это или нет. Ведь когда появились железные дороги, тоже были разные мнения, но сам факт вхождения железнодорожного транспорта в жизнь человечества никто не отрицал. Информатизация и компьютеризация образования возникли не на пустом месте. Еще в 50 - 60-е гг. ХХ в. было популярным так называемое "программированное обучение". Наша задача - трезво видеть плюсы и минусы информатизации и компьютеризации образования, чтобы не впадать в "шапкозакидательство", с одной стороны, и голый скептицизм, с другой, и помнить о чувстве меры в любом деле.

Под информатизацией образования будем понимать реализацию комплекса мер, направленных на обеспечение полного и своевременного использования достоверных знаний в учебном процессе, удовлетворение спроса участников этого процесса на информационные продукты и услуги.

Под компьютеризацией образования будем понимать процесс внедрения компьютерных продуктов и услуг в учебный процесс, повышение общеобразовательного уровня обучаемых в применении компьютеров.

Поскольку знания, помимо нашей естественной памяти, хранятся в искусственной компьютерной памяти и на съемных компьютерных носителях, а информационные продукты и услуги реализуются, главным образом, через компьютерные технологии, не будем явно разграничивать информатизацию и компьютеризацию образования. Будем рассматривать их в совокупности.

Быстродействие и память исправного компьютера обеспечивают практически мгновенный (с точки зрения человека) доступ к значительным объёмам информации (знаний). Доступ индивидуализирован в соответствии с потребностями (интересами) пользователя (обучаемого) и при необходимости находится под ненавязчивым контролем преподавателя (тьютора). Контроль осуществляется посредством компьютера (автономного или через компьютерную сеть). В отличие от людей, исправный компьютер не устаёт.

На компьютер можно возложить всю рутинную часть учебной и отчасти внеучебной работы преподавателя и учащегося. Тестирующие и контролирующие автоматизированные курсы (АК), охватывающие все этапы начального, промежуточного и итогового контроля, курсового и отчасти дипломного проектирования в вузе, выдача с помощью "генератора заданий" вариантов исходных данных для всех заданий, хранение в памяти правильных результатов расчётов для итогового контроля задач и проектов, курс - консультант, курс - лабораторная работа по любому предмету, запоминание, хранение и выдача учебной, отчётной и плановой информации с обработкой её по заданным показателям, поиск литературных и документальных источников, выдача аннотаций и справок по запросам пользователей, переложение части лекционной нагрузки на АК в часы самоподготовки студентов в пользу семинарских, лабораторных и практических занятий - все эти и другие виды рутинной и полурутинной работы участников учебного процесса могут выполнять компьютеры, компьютерные сети, информационные технологии. "Машина должна работать, человек - думать (принцип IBM)" (А. Блох). Для реализации этого принципа нужна всеобъемлющая информатизация и компьютеризация образования, когда всё, что разумно делать на компьютере, должно на него и возлагаться. За человеком должна остаться творческая функция.

Информатизация и компьютеризация образования позволяют реализовать принципиально новые методы обучения, недоступные или требующие нерационально большого времени при традиционном обучении.

Это прежде всего диалоговая форма обучения, причем активность и содержание диалога с компьютером не ограничены ничем, кроме структуры автоматизированного курса. Именно периодический диалог педагога и ученика был во все времена наиболее интенсивной и глубокой формой обучения - более глубокой, чем самообучение по книге или путём пассивного прослушивания лекций. Именно диалоги (в сочетании) с действием как метод обучения лежали в основе большинства древ- негреческих школ, физических школ Резерфорда, Бора, Капицы, Ландау. Диалоговая форма обучения поддерживает процветание репетиторства.

Диалог и адаптация в сочетании с быстродействием и памятью компьютера позволяют в полной мере реализовать принцип индивидуального активного учебного процесса в условиях массового обучения.

На базе компьютеров реализуются математическое моделирование, деловые игры, вычислительные эксперименты в виртуальных лабораториях, что позволяет реализовать проблемный, деловой принцип обучения, максимально приблизить обучение к современным методам работы инженера-творца, учёного и руководителя производства, привить обучаемым навыки самостоятельной работы в учёбе, науке и на производстве.

Совершенно новый смысл могут приобрести заочное и дополнительное обучение на расстоянии (дистанционное обучение, интернет-образование), что позволит, на наш взгляд, поднять уровень этих форм обучения до уровня стационара (очного обучения) и привлечь в учебные заведения более широкий контингент специалистов-производственников для преподавания, а также в роли обучающихся. При дистанционном обучении в режиме off-line не требуется расписания занятий, определяющего место и время их проведения. Каждый участник дистанционного обучения (преподаватель или обучаемый) может работать в удобное для себя время и в удобном месте, оснащённом компьютером. Это особенно важно для людей с ограниченными возможностями (инвалидов, больных).

К разработке автоматизированных курсов могут быть привлечены лучшие педагогические и научные кадры. Будучи записанными на компьютерные носители и на сайты(блоги) Сети (в базах данных, базах знаний, отдельных файлах), эти курсы могут тиражироваться во все заинтересованные учебные заведения. Это позволяет донести до каждого обучаемого передовые знания по преподаваемой дисциплине вне зависимости от того, в каком учебном заведении преподают эту дисциплину. Так реализуется принцип фундаментализации обучения (конечно, не полностью, а в определённой мере). Заметим, что именно фундаментальность образования была всегда выгодной чертой отечественного образования (по сравнению с внедряемой Болонской системой высшего образования, имеющей прикладную направленность - по западным образцам).

Внедрение АОС возможно только при соответствующей технической оснащённости учебных заведений. А это, как показывает отечественная практика, приводит к дифференциации учебных заведений на "богатые и бедные", "столичные и периферийные", "привилегированные и второстепенные", когда в одних заведениях - никаких проблем с ВТ, а в других - борьба за каждое рабочее место и за машинное время. Требуется и персонал инженеров, программистов, системных администраторов, операторов (для набора АК).

Обучение на базе АОС не учит самостоятельному выражению мыслей вслух, ориентирует обучаемого на электронную шпаргалку (в том числе и через Интернет), притупляет его творческое мышление, не позволяет выявить талантливых людей ("натасканных", "смышлёных" - да, талантливых - нет).

Эффективность АОС находится в прямой зависимости от её технических характеристик (по питанию, надёжности и помехоустойчивости аппаратно-программных средств). Нередки случаи срыва занятий из-за отключения электропитания, "вирусной атаки" на файловую систему компьютеров или сети, сбоев в работе компьютеров и программ.

Излишняя автоматизация обезличивает учебный процесс, отчуждает друг от друга его участников. Никакие hard и soft не заменят живого общения учителя и ученика, живого общения самих учеников. Выхолащивается воспитательная функция образования - воспитание мышления.

  • учиться, т.е. усваивать знания, оптимально используя свои психофизиологические возможности - внимание, память, мышление, интуицию;
  • общаться "вживую", а не только с помощью коммуникационных технологий
  • думать самому без оглядки на авторитеты прошлого и настоящего;
  • выбирать ценности, расставляя их по приоритетам.

Информатизация и компьютеризация не нацелены на развитие этих навыков. Может быть, искусственный интеллект развернётся к ним лицом - остаётся надеяться с чувством сдержанного оптимизма.

Компьютеры и другая информационная техника, конечно, освобождают нас от рутины, ошибок ввода, бумаги и т.д., способствуя экономии нашего времени и комфортности труда. Но техника прерывает непосредственную физическую и духовную связь с природой, другими людьми, отчуждает мысль от смысла природных объектов, явлений, процессов. А смысл этот скрыт, и техника в лучшем случае помогает его объяснить, но не понять. Физическая внешняя информация объяснения стучит нам в уши и лезет в глаза, но это всего лишь грубая копия тонкой, внечувственной внутренней информации понимания вопрошаемого нами мира (о внешней и внутренней информации см. "тему 3" ).

Информационный взрыв последних десятилетий - это лавинообразный рост количества внешней информации объяснения, но не качества внутренней информации понимания. До этого "взрыва" нам чаще приходилось думать, вместе с ним мы перестали думать. А что будет после? "Наш путь - путь мысли" (М. Хайдеггер).

многоцелевое использование в учебном процессе компьютера как одного из компонентов информационных технологий.

в узком смысле: применение компьютера как средства обучения; в широком смысле: многоцелевое использование компьютера в учебном процессе.

одно из направлений научно-технического прогресса в образовании, имеющее целью оптимальное использование электронной вычислительной техники (включая персональные компьютеры) на всех стадиях обучения всеми его участниками.

многоцелевое использование средств электронной вычислительной техники в учебном процессе. Компьютер является одним из компонентов информационной технологии, поэтому вместо термина «компьютерное обучение» часто используется в том же значении термин «информатизация обучения». Компьютерное обучение имеет целью подготовить подрастающее поколение к жизни в информатизированном обществе, т.е. в обществе, где значительный удельный вес в различных видах деятельности принадлежит информационным технологиям.

в узком смысле – применение компьютера как средства обучения, в широком – многоцелевое использование компьютера в учебном процессе. Основные цели данного обучения – подготовить подрастающее поколение к жизни в информатизированном обществе, повысить эффективность обучения путём внедрения средств информатизации. Различают два направления компьютеризации (информатизации) обучения: овладение всеми способами применения компьютера в качестве средств учебной деятельности; использование компьютера как объекта изучения.

Применение компьютера в учебном процессе. Можно говорить о двух направлениях компьютеризации обучения: 1) овладение приемами работы с компьютером в качестве средства учебной деятельности (для этого учащимся предлагаются курсы типа «Использование компьютерных технологий в учебном процессе»); 2) использование компьютера в качестве объекта изучения (в частности, изучение возможностей применения компьютера в различных сферах производства, культуры, образования). К. о. оказывает существенное воздействие на все стороны учебного процесса. В то же время К. о. не решает всех проблем обучения: компьютер не может и не должен заменить преподавателя в учебном процессе, а новые информационные технологии не могут вытеснить традиционные. К. о. способствовала развитию дистанционного обучения, созданию языковых компьютерных курсов, электронных учебников и тренажеров, внедрению в учебный процесс Интернета.

в узком смысле - применение компьютера как средства обучения, в широком - многоцелевое использование ЭВМ в учебном процессе. Основная цель компьютеризации обучения - подготовить подрастающее поколение к жизни в информатизированном обществе, где доминирующее место в деятельности людей, в том числе и в учебной, занимают процессы, связанные со сбором, хранением, систематизацией и обработкой информации, с использованием современных информационных технологий и средств. К началу 1930-х гг. были созданы десятки тысяч различных обучающих систем, общепринятой классификации которых не существует. Многие авторы выделяют следующие типы систем: тренировочные (для закрепления умений и навыков); наставнические (ориентированы на усвоение понятий и работают в режиме, близком к программированному обучению); проблемного обучения (ориентированы на обучение решению задач и реализуют непрямое управление); имитационные и моделирующие; игровые программы (используют игру как средство обучения).

многоцелевое использование компьютера в образовательном процессе, которое подготавливает учащихся к жизни в информационном обществё, повышает эффективность обучения. К.о. ведется в двух направлениях: использование компьютера как объекта изучения; применение компьютера в качестве средства организации учебной деятельности (в этом смысле данное понятие часто используют наряду с понятием информатизация образования, хотя последнее намного шире). Компьютеризация обучения, связанная с изучением возможностей компьютера, развивалась в СССР с 60-х гг. XX в., но овладение возможностями вычислительной техники в основном связывалось с обучением учащихся основам программирования. Только с середины 80-х гг. предмет изучения расширился от компьютерной грамотности до основ информационной культуры, предполагающей не только знание устройства компьютера, но и владение передовыми технологиями работы с информацией. Соответственно, основной акцент делается на изучение методов решения различных задач с помощью специализированных компьютерных программ. Компьютерная грамотность — определенная степень владения навыками использования компьютера для решения задач из различных сфер деятельности: образовательной, культурной, производственной. В условиях информационного общества К. г. граждан — один из базовых показателей уровня его социально-культурного развития. Конкретное содержание понятия К. г. имеет тенденцию к расширению с ростом общественных требований к развитию индивида: от элементарных умений работы на компьютере к владению технологиями работы с информацией на базе компьютерной техники и систем телекоммуникаций, позволяющих человеку сознательно участвовать в социальных процессах (функциональная грамотность). Компьютерная презентация — электронный документ, широко использующийся в образовательных и рекламных целях. Доступность персональных компьютеров и мультимедийных проекторов позволила перейти к подготовке и показу иллюстративного материала в виде К. п., которая сочетает все необходимые моменты по организации качественного сопровождения выступления докладчика, включая не только текст и рисунки, но и звук, видео и анимацию. К. п. представляет собой последовательность слайдов, которые могут содержать план и основные положения выступления, все необходимые таблицы, диаграммы, схемы, карты, рисунки и фотографии, входящие в демонстрационный материал. При необходимости К. п. можно дополнить анимацией, видео и звуковыми эффектами. К. п. создаются, как правило, с помощью программы Microsoft PowerPoint, входящей в программный пакет Microsoft Office. С ее помощью пользователь может быстро оформить наглядные материалы к докладу в едином стиле, т.о. значительно повысив степень восприятия аудиторией предоставляемой информации.

применение компьютера как средства обучения, многоцелевое использование компьютерной техники в учебном процессе.
К.о. развивается в двух основных направлениях. Во-первых, обеспечение компьютерной грамотности учащихся как совокупности знаний, навыков и умений, позволяющих подготовить их к применению средств вычислительной техники в практической деятельности. Во-вторых, применение компьютерной техники для решения образовательных, развивающих и воспитательных задач.
Применение компьютеров в профессиональных учебных заведениях наиболее целесообразно в следующих областях учебной и учебно-производственной деятельности:
1. Компьютер как объект изучения всеми учащимися (предмет «Основы информатики и вычислительной техники»).
2. Компьютер как объект изучения и орудие труда при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов по профессиям, связанным с обслуживанием оборудования, автоматизированного на базе ЭВМ и микропроцессорной техники.
3. Компьютер как средство обучения (автоматизированные обучающие системы, тренажеры и тренажерные комплексы на базе ЭВМ, элементы автоматизированных рабочих мест учащихся и др.).
4. Компьютер как средство предоставления учащимся и педагогам необходимой учебной, научно-технической и справочной информации (автоматизированные информационные системы).
5. Компьютер как средство организации и управления учебно-воспитательной работой в учебном заведении.
Важнейшими из этих направлений являются использование компьютера как средства обучения и как средства управления учебно-воспитательной работой. Использование компьютера как средства обучения позволяет эффективно решать следующиепедагогические задачи: индивидуализация и дифференциация обучения; осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок и оценкой результатов учебной деятельности учащихся, осуществление самоконтроля и самокоррекции; компьютерная визуализация учебной информации; моделирование и имитация изучаемых или ис- следуемых объектов, процессов, явлений; развитие мышления учащихся, формирование умений принимать оптимальные решения в сложных ситуациях.
Обучение с помощью компьютерных программ основывается на той же системе дидактических принципов, что и традиционное. При этом наибольший эффект достигается при рациональном сочетании информационных и традиционных методов и комплексов средств обучения при сохранении руководящей роли преподавателя, мастера на уроке.
Компьютерное обучение целесообразно применять на уроках тогда, когда традиционные формы, методы и средства не способны эффективно реализовать поставленные дидактические цели и задачи обучения.
Применение компьютера как средства управления учебным процессом позволяет эффективно анализировать большие объемы статистической информации, регулировать темп подачи учебного материала, количество и уровень трудности учебных заданий. Компьютер позволяет обеспечить систематический контроль за учебными действиями учащихся, предоставляет преподавателю своевременную информацию об усвоении учебного материала, успеваемости учащихся, о ходе выполнения учебных заданий и лабораторно- практических работ, дает возможность своевременно и качественно корректировать учебно-познавательную деятельность учащихся на основе сбора и обработки данных о ходе и результатах учебного процесса.
В целом проблемы использования компьютеров в учебно-воспитательном процессе еще ждут своего решения как в научном, так и в прикладном и организационном направлениях. К.о. позволяет значительно повысить эффективность и действенность учебного-воспитательного процесса в учреждении профессионального образования.
Лит.: Беляева А.П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах. – М., 1991; Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 1994; Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. – М., 1994.
В.А. Скакун

в узком смысле - применение компьютера как средства обучения, в широком - многоцелевое использование компьютера в учебном процессе. Осн. цели К.о.: подготовить подрастающее поколение к жизни в информатизованном обществе, повысить эффективность обучения путем внедрения средств информатизации. Различают два направления компьютеризации (информатизации) обучения: овладение всеми способами применения компьютера в качестве средств учебной деятельности; использование компьютера как объекта изучения. Идеи применения компьютера как средства обучения возникли в 50-х гг. 20 в. в рамках программированного обучения. В 1959 в школе № 444 г. Москвы под руководством С.И. Шварцбурда был начат эксперимент по изучению старшеклассниками программирования и основ вычислительной техники. Были разработаны и внедрены в школе факультативные курсы "Основы программирования", "Основы ЭВМ", "Основы кибернетики" и другие. В учебно-производственных комбинатах осуществлялась профессиональная подготовка школьников по специальности "оператор-программист". По мере совершенствования технических характеристик самого компьютера и его программного обеспечения, расширения его дидактических возможностей утвердилась идея о принципиально новых свойствах компьютера как средства обучения. Компьютер позволяет строить обучение в режиме диалога, реализовать индивидуализированное обучение, опирающееся на модель учащегося, его "историю обучения". Изменилась оценка роли и места компьютера в учебном процессе. К началу 90-х гг. были созданы десятки тысяч различных обучающих систем, их общепринятой классификации не существует. Мн. авторы выделяют следующие типы систем: тренировочные; наставнические, проблемного обучения; имитационные и моделирующие; игровые программы. С учетом истории развития компьютерного обучения следует различать два вида обучающих систем - традиционные и интеллектуальные. Осн. особенности интеллектуальных обучающих систем: управление учебной деятельностью с учетом всех ее особенностей на всех этапах решения учебной задачи, начиная от постановки и поиска принципа решения и кончая оценкой оптимальности решения; обеспечение диалогового взаимодействия, как правило, на языке, близком к естественному. В интеллектуальных обучающих системах индивидуализированное обучение осуществляется на основе динамической модели учащегося. Системы этого вида позволяют обеспечить распределение управляющих функций между компьютером и учащимся, передавая последнему по мере формирования учебной деятельности новые обучающие функции и обеспечивая тем самым оптимальный переход от учения к самообучению. В отличие от традиционных компьютерных систем, которые функционируют на основе заложенного алгоритма, интеллектуальная обучающая система в соответствии с заложенной системой правил организует управление учебной деятельностью как эвристический процесс. К.о. оказывает существенное воздействие на все компоненты учебного процесса. Значительное влияние компьютера на содержание обучения обусловлено, с одной стороны, тем, что для учащегося стало доступным многое из того, что ранее считалось посильным лишь для специалиста высокой квалификации. Это стало возможным благодаря возможностям компьютера в наглядном представлении учебного содержания; применению компьютерных средств, реализующих идеи искусственного интеллекта, в частности экспертных систем, обеспечивающих усвоение разнообразных декларативных и процедурных знаний; предоставлению учащимся доступа к большим объемам необходимой им информации, в т.ч. и непосредственно относящейся к решаемой ими задаче. С другой стороны, компьютер позволяет включать в содержание обучения различные эвристические средства, прежде всего стратегии поиска решения задач. Важное значение имеет и то, что компьютер создает реальные предпосылки для создания интегрированных учебных предметов, разработки содержания профессионального обучения с учетом реальных производственных процессов, делает объектом изучения учащегося его собственную учебную деятельность. Использование компьютера в учебных целях вносит значительные изменения в деятельность учащегося. Он освобождается от необходимости выполнения рутинных операций, имеет возможность, не обращаясь к педагогу, получить требуемую информацию, в т.ч. и относящуюся к способу решения поставленной им самим конкретной учебной задачи; избавляется от страха допустить ошибку; получает возможность приобщения к исследовательской работе. Второе направление К.о., связанное с применением компьютера в качестве объекта изучения, в своем развитии также претерпело существенные изменения. В 60-х гг. в СССР цели компьютерной грамотности на уровне школьного обучения сводились преимущественно к знанию возможных применений компьютера и не предполагали умения практически пользоваться им для решения задач. В начале 70-х гг. практическое владение ЭВМ связывалось с обучением школьников программированию. В этом направлении накоплен значительный опыт и созданы предпосылки К.о. Со 2-й половины 70-х гг. изменился подход к определению сущности компьютерной грамотности, пересмотрена образовательная ценность различных видов знаний и умений. Осн. акцент делается на решение задач с помощью компьютера и рациональное использование математического обеспечения. Важными компонентами компьютерной грамотности школьников являются знания о применении ЭВМ в различных сферах производства, культуры, образования, а также о тех изменениях в деятельности человека, которые с ним связаны. Важная цель компьютерной грамотности - умение обращаться с автоматизированными информационными системами (электронными банками данных). С конца 80-х гг. предмет изучения расширяется до основ информационной культуры, где большое внимание уделяется новым информационным технологиям. Использование компьютера в качестве средства обучения выявило необходимость пересмотра мн. теоретических положений дидактики и педагогической психологии. Так, экспертные системы, позволяющие довести учащегося до правильного решения задачи любой сложности, а также гипертекстные обучающие системы, предоставляющие учащемуся значительные возможности в выборе последовательности изучения учебного материала, требуют внесения корректив в соответствующие принципы обучения. Следует иметь в виду, что К.о. не решает все проблемы обучения, компьютер не может и не должен вытеснить из учебного процесса педагога, новые информационные технологии обучения не могут полностью заменить традиционные технологии. Компьютеризация обучения способствовала развитию дистанционного обучения. См. также Дидактические игры,Индивидуализация обучения,Информатизация образования, Медиаобразование, Образовательные технологии


Компьютеризация образования является велением времени, и вопрос: вводить или не вводить компьютер в образовательные учреждения - давно решен положительно. Появились такие понятия, как компьютерная грамотность, информационная культура, которые предполагают, что компьютер станет повседневным техническим средством на работе, дома, в процессе обучения.

Под компьютерной грамотностью понимается умение находить и воспринимать информацию применяя компьютерные технологии, создавать объекты и устанавливать связи в гиперсреде, включающей в себя все типы и носители информации, конструировать объекты и действия в реальном мире и его моделях с помощью компьютера (Институт новых технологий образования). Компьютерная грамотность является элементом информационной культуры личности, предполагающей способность человека осознать и освоить информационную картину мира как систему символов и знаков, прямых и обратных информационных связей и свободно ориентироваться в информационном обществе, адаптироваться к нему. Для этого человеку необходимо овладеть сводом правил поведения в таком обществе, способами общения с системами телекоммуникаций, локальными и глобальными информационно-вычислительными сетями.

Компьютеризация обучения позволит уменьшить разрыв между тем, что дает своим выпускникам школа, и требованиями, которые к ним предъявляются современным обществом. Тем более уже сейчас показателем высокого профессионализма современного учителя считается компьютерная компетентность, а не просто компьютерная грамотность.

Компьютер в сфере образования выступает в разных функциях:

а) как предмет изучения;

б) как средство в учебно-воспитательном процессе;

в) как компонент системы педагогического управления;

г) как компонент управления образовательными учреждениями;

д) как средство научно-педагогической деятельности.

В связи со столь разнообразными функциями компьютера и информационных технологий в образовательной сфере академик А. П. Ершов предложил следующую классификацию видов их применения:

1. Учебный - использование компьютера как средства обучения на материале конкретного учебного предмета с применением педагогических программных средств специального назначения. Есть программы типа «тренажер», «опросник», программы, позволяющие обучать новому и одновременно контролировать его усвоение.

2. Орудийный - компьютерная поддержка универсальных видов деятельности: письма, рисования, вычислений, поиска информации, коммуникации и др. Для компьютерной поддержки этих видов деятельности разработаны специальные программные средства: текстовые, графические и музыкальные редакторы, электронные таблицы, базы данных и др. Благодаря своей универсальности они могут быть использованы в учебном процессе по любому учебному предмету.

3. Профессиональный и профориентационный - применение компьютеров для углубленного изучения информатики и профессиональной ориентации в разного рода профессиях. Профориентационное применение компьютеров в учебном процессе предполагает использование программных средств для решения прикладных задач из соответствующей предметной области.

4. Дефектологический - компьютерная поддержка обучения детей с дефектами и недостатками развития. Для эффективного дефектологического использования компьютера необходима разработка целого ряда специальных аппаратных и программных средств (например, специальных клавиатур, анализаторов и синтезаторов речи, устройств печати шрифта Брайля и т. п.), а также соответствующего программного обеспечения.

5. Досуговый - все виды использования компьютера, связанные с личными интересами (увлечения и развлечения, ведение личного архива и т. п.). Досуговое использование компьютеров охватывает разнообразные виды внеклассной и внешкольной работы учащихся: проведение самостоятельной исследовательской работы, ведение личного архива, компьютерные игры и т. п. Следует отметить, что большинство компьютерных игр развивает лишь механические навыки работы с компьютером и почти не оказывает воздействия на развитие умственных способностей учащихся или познавательного интереса к определенному учебному предмету. Существует и класс развивающих компьютерных игр, применение которых значительно повышает мотивацию и познавательную активность учащихся. В таких играх доминирующим является познавательный мотив, а не демонстративность и зрелищность, характерные для развлекательных игр.

6. Учительский - применение компьютера в деятельности учителя, включая организацию, поддержку и контроль учебного процесса, а также различные виды учебно-методической и организационно-методической деятельности, т.е. использование компьютера для подготовки необходимых учебных материалов (поурочное планирование, методические разработки, индивидуальные задания, контрольные работы и т.д.), для ведения личного архива учителя и т. д.

7. Организационный - использование компьютера для управления школой и другими учебными заведениями, для обеспечения работы учреждений управления народным образованием разного уровня.

8. Педвузовский - все виды применения информационных технологий в педагогических институтах, ориентированные на подготовку учителя, способного работать с ними в образовательных учреждениях.

К перечисленным видам применения информационных технологий можно добавить и использование компьютера для проведения психолого-педагогических исследований, разного рода тестирований и обработки их результатов, практическое использование компьютерных методик профотбора, выявление аномалий развития и т. д.

В процессе внедрения современных информационных технологий в учебно-воспитательный процесс информация, прежде всего учебная, становится объектом технологической обработки с использованием компьютера и передачи с помощью средств коммуникации.

Внедрение информационных технологий предполагает наличие в образовательных учреждениях:

- современных компьютеров и средств коммуникации как технических средств обучения;

- системного и прикладного программного обеспечения;

- методических разработок по применению новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе.

При компьютеризации образования возникает ряд сложных проблем, требующих своего изучения и решения.

1. Учет мотивационного фактора. Одним учащимся интереснее сам компьютер и области его применения, другие стремятся использовать его в творческой деятельности - рисовать, сочинять музыку, писать сочинения, эссе, статьи. Третьих, имеющих прагматическую направленность, увлекает работа с издательскими системами, средствами анимации и видеомонтажа, электронной почтой и т. д.

2. Учет индивидуального фактора. Разработка программ с учетом не только степени обученности и обучаемости школьника, но и лево- правополушарного доминирования.

3. Учет этнического фактора. Разработка компьютерных курсов на родных языках, культурологических курсов по национальной культуре, игр на основе национальных мотивов.

4. Создание компьютерных баз данных по направлениям: «Ученик», «Успеваемость», «Здоровье», «Семья», «Трудные подростки» и пр. для организации педагогического менеджмента (управления) и другие аспекты..

Компьютеризация обучения дает возможность создавать методические основы альтернативных форм учебного процесса, реализовывать дифференциацию обучения. Компьютерная техника уже сейчас начинает активно влиять на процесс соединения образования с самообразованием.

Любая обучающая система на базе ЭВМ и программное обеспечение к ней должны базироваться на основополагающих принципах, именуемых в специальной литературе «три "и"»: инициатива, индивидуализация, интерактивность.

Индивидуализация означает создание учебно-программного обеспечения, ориентированного на индивидуальные особенности и стиль учебной деятельности конкретного обучаемого (или категорию обучаемых).

Интерактивность подразумевает взаимный обмен информацией в режиме диалога как между обучаемым и системой в целом, так и между отдельными частями системы.

Информационные технологии (информационно-коммуникативные технологии) в системе образования позволяют:

Читайте также: