Разгон памяти gddr5 samsung

Обновлено: 06.07.2024

G.Skill F4-3000C14-32GTZR, построенного на лучших чипах Samsung B-Die.

MSI RTX 3070 сливают дешевле любой другой, это за копейки Дешевая 3070 Gigabyte Gaming - успей пока не началось

В предыдущих обзорах я протестировал 16 гигабайтные комплекты на всех интересных для оверклокеров чипах, а именно: Samsung B-Die, Hynix D-Die, Micron E-Die. Пришла пора заняться тестом более емкого комплекта, ведь до DDR5 в мейнстрим платформах минимум еще год, а то и полтора, а мультиплатформенные игры ленивые разработчики уже скоро начнут "оптимизировать" под новое поколение консолей, да и 50+ вкладок закрывать не очень хочется - ведь все очень нужные:)

Многие в комментариях уже хотели обзоров 32 гигабайтных наборов, да и я с 16 гигабайтными китами уже немного заскучал, про муки выбора и мои опасения можно прочитать в моей предыдущей статье с приготовлениями к новому комплекту памяти.

реклама

var firedYa28 = false; window.addEventListener('load', () => < if(navigator.userAgent.indexOf("Chrome-Lighthouse") < window.yaContextCb.push(()=>< Ya.Context.AdvManager.render(< renderTo: 'yandex_rtb_R-A-630193-28', blockId: 'R-A-630193-28' >) >) >, 3000); > > >);

Если кратко, то от покупки меня останавливало несколько факторов:

1) Я знал, что разгон Dual Rank модулей (а именно такими являются все 16 гигабайтные модули на Samsung B-Die) будет сложнее, а частоты ниже чем на Single Rank модулях (все 8 гигабайтные модули на современных чипах такие).

2) Хороших обзоров с разгоном 32 гигабайтных комплектов мне не попадалось, а ведь нужно откуда-то черпать информацию для успешной настройки. В ветке разгона памяти - 95% пользователей использует 16 гигабайт в системе.

3) Цена за самый простой комплект 3200С14 у нас почти 25 тысяч рублей, а за хороший комплект типа 4000С19 уже все 30 тысяч.

реклама

С первым пунктом я смирился, подготовился к отказу от режима Command Rate 1T, прочитал несколько сотен страниц форума и подумал, что 4000С16 будут успехом при удвоении объема. Да и отсутствие обзоров я компенсировал прочтением всех постов форумчан "которые смогли в DR"

Остался вопрос цены, ведь всем понятно, что прироста производительности в играх будет сильно меньше чем если бы я разницу в цене вложил в видеокарту. Но и тут обстоятельства сложились так, что новых карт было не достать, а на форуме наткнулся на очень удачный разгон очень бюджетного комплекта 3000С14 на свежих Samsung B-Die, но это был 16 гигабайтный комплект с результатом в 4000С15, и тут я подумал :

- А что если 32 гигабайтный комплект 3000С14 может что-то подобное? Я рискнул и заказал одним из первых на форуме именно комплект 3000С14. Обошелся комплект чуть меньше 14 000 рублей на момент покупки в конце сентября, заказывал с CU.

В моем первом обзоре по разгону памяти мы уже выяснили, что в 16 гигабайтных комплектах на B-Die нет смысла переплачивать за топовые версии - достаточно купить 3200С14 и разогнать его.

реклама

Сейчас мы узнаем, повторится ли история с 32 гигабайтным комплектом, который стоит на пару тысяч дороже комплекта из первой статьи:


Память поставляется в стандартной для G.Skill упаковке из картона, внутри пластиковая коробка, в которой модули надежно зафиксированы и наклейка на системный блок, напоминающая о былых временах, когда у нас были закрытые ящики, но по наклейкам на корпусе можно было судить о крутизне его начинки.

На обратной стороне упаковки маркировка комплекта:


Возможно кому-то будет полезно объяснение маркировки:

3000 - частота профиля XMP

C14 - первый тайминг CAS=14

D - Dual обозначает, что комплект состоит из 2х модулей, в случае 4х - там Q - Quad

32G - 32 гигабайта общего объема

TZ - серия Trident Z

R - RGB, наличие подсветки, а если тут буквы типа BW - они означают цвет ( Black&White) и что подсветки нет.

Как и у всех модулей серии TridentZ с RGB подсветкой - радиатор с одной стороны черного цвета:


А с другой серый:


На наклейках указана дата производства Июль 2020 года, а сами наклейки при установке модулей развернуты к CPU и не портят внешний вид:


В отличие от постоянных завихрений пыли на моей черной D-15 :D

Между двумя частями радиатора вставка из мутного пластика для работы подсветки.

Радиаторы у TridentZ мне всегда нравились, прижим к чипам всегда хороший (по крайней мере на моих 3х комплектах точно), да и зазубрины на верхней части радиатора позволяют надеяться на прохождение воздушного потока с D-15 через модули, в отличие от предыдущих двух комплектов от Crucial (где радиатор похож на алюминиевую фольгу, а сверху все закрыто глухой пластиковой вставкой) и от Adata (где добротный тяжелый радиатор, верх закрыт пластиковой вставкой и весь поток воздуха доходит только до первого модуля, ну и самое забавное, что чипы памяти стоят со стороны процессора).

Версию с RGB подсветкой я рекомендую брать, так как уверен, что тут есть термодатчик(именно в TridentZ RGB), которого так не хватало у конкурентов при разгоне, а на DR модулях, где чипы со всех сторон - необходимость в термодатчике еще выше. Вроде как и у бюджетного Crucial в версии с подсветкой стоят термодатчики, но я не уверен, так же может в TridentZ или Ripjaws без подсветки тоже ставят датчики сейчас - если кто в курсе, прошу поделиться информацией в комментариях).

Высота модуля с радиатором примерно 44мм как и у модулей Adata D50, которые я тестировал ранее.

Вес 68 грамм против 76 у Adata:


До этого взвешивания я думал, что у G.Skill самые тяжелый радиатор)

Вот вопрос эффективности к сожалению проверить не смогу, так как на Adata не стоят датчики даже на топовых модулях и это очень печально, в разгоне датчик помогает. Если судить логически - G.Skill должен быть эффективнее из-за зазубрин сверху. Надеюсь когда-нибудь протестировать Corsair Dominator или Team Group XTREEM, чтобы узнать кто лучше охлаждает)

Тестовый стенд не изменился, версии игр и программ я сохранил те же, что и в предыдущих обзорах - для адекватного сравнения результатов.

1) Материнская плата Asus GENE XI (лучшая плата по разгону на Z390 из доступных в продаже)

2) Процессор 9900KF (есть теория, что контроллер памяти в топовых процессорах линейки (i9) в основной своей массе лучше чем у более бюджетных представителей (i7/i5)

3) Noctua D-15 black (память попадает под поток переднего вентилятора)

4) БП Seasonic X760 Gold

5) Видеокарта Asus GTX 1080ti OC Strix (300 ватт тепла в корпус, много из которого уходит на память)

6) Корпус FD Define R5 + 3шт BQ SW3 140мм@1000 оборотов

ПО использованное при тестировании:

Windows 10 Pro версия 2004 (лицензия с последними обновлениями)

Aida64 последняя версия

3dmark последняя версия из Steam

Shadow of the Tomb Rider последняя версия Steam

Assassin’s Creed Odyssey последняя версия Uplay

Horizon Zero Dawn (для ознакомления, использовалась версия без первого патча из-за того, что на ней я уже провел тестирование Hynix и Micron).

Конфигурация стенда не изменилась, но я улучшил охлаждение в корпусе, насколько это возможно в тихом режиме. Я убрал корзину с HDD и переместил их в отсеки 5.25" через антивибрационные переходники с ali.


Подробнее в предыдущей статье, а так температура данного комплекта через пару часов TestMem с конфигурацией Extreme1 не поднимается выше 52-53 градусов.

Небольшой спойлер - это последний обзор с данной конфигурацией стенда, в следующем будет несколько новых железок и свежие версии программ / игр / драйверов.

Перед тем как приступить к тестам, я объясню, почему в статье нет нескольких частот, которые я использовал ранее. Не будет профиля JEDEC, так как на большинстве B-Die он 2133 МГц и тестировать с такой частотой, чтобы потом показывать Вам ВАУ! Какой прирост! не вижу смысла, никто эти модули на такой частоте использовать не будет и отправной точкой в нашем тестировании станет профиль XMP (даже далекий от разгона человек может его активировать парой кнопок в биосе). Еще не будет частоты в 3800 МГц, из-за того, что 3800С14 мне так и не поддалась на этих модулях, хотя я боролся с ней трое суток.

Начнем с 2D тестов и XMP профиля:


Вот такие показатели ждут нас из коробки. На скрине видим, что в профиле как обычно выставляются только первичные тайминги, Photoworxx и Aida64 немного удручают, а вот в Linx все неплохо (видим эффект DR модулей).

Дальше у нас 3600 14-14-14-32-2т и настроенные тайминги:


Напряжения немного завышены - я не стал подбирать минимальные, а протестировал с запасом.

1.48в на память и 1.25в / 1.3в на IO / SA точно можно снизить, но даже такие значения безопасны для использования 24/7 при наличии продуваемого корпуса (проверено в течение года на комплекте 3600С17).

Для запуска DR на данной частоте не понадобилось ничего особенного - только поднять вольтажи до уровней на скрине и все, остальные настройки как и на простых комплектах 2*8Gb из предыдущих обзоров.

С частотами выше старта не было, но пару настроек помогли:

Rank Margin Tool Enable

Trace Centering Disable (все равно режим 1Т выше 3000 на DR вообще не стартует, это зависит в основном от самих модулей, а эту настройку я использовал только для режима CR 1T на 8гб модулях)

После этого модули поехали выше.

Теперь 4000 15-15-15-32-2Т:


Комплект такой емкости с подобными параметрами стоит в районе 40 000, а этот комплект почти в 3 раза дешевле :


Мы на этом конечно не остановимся, но дальше ситуация усложнилась - старт был до 4100, но стабильности не было и пришлось прибегнуть к работе с блоком сопротивлений ODT, который на Intel обычно обходят стороной, хотя на AMD, благодаря гайдам и обилию информации им пользуются постоянно.

Один день тестов понадобился для нахождения стабильности на 4100 MHz, еще день, и покорились 4133 - для этого понадобилось выставить блок ODT (находится в настройках Dram Timing Control \ Skew Control ) :

ODT RTT WR (CHA) [80 DRAM Clock]

ODT RTT PARK (CHA) [60 DRAM Clock]

ODT RTT NOM (CHA) [0 DRAM Clock]

ODT RTT WR (CHB) [80 DRAM Clock]

ODT RTT PARK (CHB) [60 DRAM Clock]

ODT RTT NOM (CHB) [0 DRAM Clock]

С данными значениями появилась стабильность:


Пару дней я оптимизировал вольтажи и в итоге заработала схема 1.46в / 1.2в / 1.25в на Dram / IO / SA соответственно.

Но я вспомнил пару завсегдатаев ветки разгона памяти и их 4200 МГц на DR модулях и на аналогичной Материнской плате - чем я хуже?) И пусть у них комплекты в 2 раза дороже и стоит принудительный обдув на модулях - разве настоящего оверклокера эти мелочи остановят?

Всего какая-то неделя тестов и подборов параметров и частота 4200 покорилась, ключом к стабильности стал подбор правильного блока ODT:

ODT RTT WR (CHA) [80 DRAM Clock]

ODT RTT PARK (CHA) [48 DRAM Clock]

ODT RTT NOM (CHA) [0 DRAM Clock]

ODT RTT WR (CHB) [80 DRAM Clock]

ODT RTT PARK (CHB) [48 DRAM Clock]

ODT RTT NOM (CHB) [0 DRAM Clock]

4200 16-16-16-36-2Т:



Кроме ODT блока понадобилось поднять вольтажи на Dram / IO / SA их дополнительно проверяем LinX c задачей 25 000+, так как TestMem Extreme может проходить и при не совсем стабильных напряжениях, а потом в играх ловим вылеты.

Хотелось пойти дальше и я даже подобрал блок ODT для стабильного старта на 4300 16-16-16-36, но через 5-7 минут теста и моя система:


Неделя тестов и подборов параметров не увенчалась успехом и я понял, что это предел самой платформы

Z390, так как такие киты в умелых руках на Z490 могут 4500С16, а моя платформа просто намертво зависает и ничего не помогает. Да и на форуме результатов выше 4266 на DR я не видел на Z390, но там требуется вольтаж выше 1.5 на Dram и обдув, а профита совсем мало, поэтому я остался на 4200.

Теперь для наглядности будут графики, посмотрим прирост производительности относительно XMP профиля:



В 2D тестах все конечно красиво, но посмотрим, будет ли толк в 3D и начнем с 3Dmark (Скриншоты в порядке роста частоты):






13% по оценке CPU, неплохо, посмотрим что будет в играх.

По традиции у нас в тесте похождения сильных красивых барышень с луком (Ларисы, Кассандры и Элой).

Настройки максимальные, 720P без сглаживания:














Прирост есть от 4 до 9% при этом есть упор в видеокарту (над этим я уже поработал и в паре следующих обзоров его уже не будет), но с такими настройками конечно играть никто не будет и мы сравним XMP с 4200 в играх с реальными настройками 2560*1440 со сглаживанием:







А это график разницы в играх с упором в видеокарту:


Если без шуток - то уже в следующий раз проверим, будет ли разница при использовании более мощной видеокарты (3070 MSI Trio нам в этом поможет, заодно обновим драйвера и версии программ и игр).

Это было последнее тестирование на данной конфигурации, и благодаря тому, что все обзоры я делал на одних и тех же версиях софта / биоса / драйверов - у нас есть возможность сопоставить производительность всех тестовых комплектов и сравнивать мы будем самые производительные режимы:



В синтетических бенчмарках DR на частоте 4200 практически всегда выходит победителем, немного в чтении/записи уступая Hynix D-Die на частоте 4500.

А в играх все как обычно и разница стремится к нулю и это в 720P, а с реальными настройками ее вообще не будет.

Как разогнать видеокарту: все на максимум

Современную игровую сборку не хочется представлять без разгона. Студии рисуют графику с заделом на передовые графические ускорители, а производители железа будто специально выпускают поколение за поколением ровно под эти игры, не оставляя пользователям запаса прочности хотя бы на несколько лет. Так сложилась культура современного гейминга. Но почти любой юзер может вытащить из своей сборки дополнительную мощность, причем совершенно безопасно и безвозмездно. Если ее не вытащили на заводе за нас.

Первоначальное значение термина «оверклокинг» имеет несколько иное понимание разгона комплектующих. Вольтмоды, паяние перемычек, моддинг BIOS уже в прошлом. Сейчас разгон это жмакнул кнопку и готово. Но, какова работа, таков и результат. Если раньше с помощью разгона можно было добиться чуть ли не двукратной прибавки, то сейчас это не более 10–15 %. И то, учитывая полное отсутствие разгона из коробки. Тем не менее, если эта мощность есть и готова к работе, почему бы ею не воспользоваться.

Зачем гнать видеокарту

Так, оверклокинг превратился из разгона комплектующих в настройку комплектующих. Это так, потому что свежие модели видеокарт имеют ограничения, которые не снимаются штатными безопасными способами. А в рамках этих ограничений мы можем только управлять поведением карты, но не можем добраться до предельных возможностей кремния.

Новые видеокарты сильно напичканы автоматикой, которая берет полный контроль над управлением мощностью. Хваленый турбобуст Nvidia устроен таким образом, что максимальная частота графического чипа ограничена лишь температурными условиями. Ниже температура — выше стабильная частота. Выше температура — ниже частота. Цифры меняются порогами, где прописаны соотношения частот и вольтажей.

С AMD ситуация повторяется. Только вместо температурных рамок алгоритм ставит ограничение на энергопотребление. То есть, чем выше ватты, тем ниже частота. И все же, с радеонами разгон еще имеет отголоски прошлого, когда ограничение в частоте и вольтаже ставил кремний, а не прошивка. Только для этого нужно редактировать биос карты, зашивать новые соотношения частот и вольтажей.

Более того, производители комплектующих научились «плохому» и теперь разгоняют железки еще на конвейере. Например, RTX 2070 Super в исполнении Palit имеет базовую частоту выше заводской почти на 100 МГц. В нормальных температурных рамках частота и вовсе колеблется в пределах 1950–2050 МГц. Больше из этих карт не выжать, поэтому задача современного оверклокера — заставить турбобуст удержать стабильную частоту как можно выше. Ну и подкрутить память, у которой запас по мегагерцам не тронут заводом.

От чего зависит разгон

Видеокарта — как отдельный компьютер. У нее есть свой блок питания, свой процессор, свои материнская плата и оперативная память. Поэтому удача в разгоне ложится не только на плечи силиконовой лотереи, но и на качество обвязки графического чипа:

Раз — качество цепей питания. Видеокарты верхнего ценового сегмента потребляют от 200 Вт на заводских настройках. Это сказывается на температуре элементов системы питания, а также на стабильности регулировки вольтажа.

Два — силиконовая лотерея. Возможности графического чипа ограничены качеством кремния, из которого он построен. Чем оно выше, тем больше шансов стабилизировать высокую частоту на низком вольтаже и при меньшем нагреве.

Три — видеопамять. Хотя чипы памяти тоже принимают участие в силиконовой лотерее, основной частотный потенциал пока задается одним фактором: производитель. Так, для каждого производителя памяти есть примерная максимальная частота:

  • Samsung — самая качественная и способная память. Легко переваривает прибавку +1000 МГц и даже выше. При этом работает с низкими таймингами.
  • Micron — менее удачные чипы, но тоже неплохо гонятся от +500 до +900.
  • Hynix — самые неудачные для разгона чипы. Почти ничего не умеют, максимум +300 МГц к общей частоте. При это греются сильнее предыдущих и имеют самые высокие тайминги.

Три с половиной — система охлаждения. Мы заставляем графический чип и память работать на повышенных частотах, а значит тепловыделение будет тоже выше. Крайне желательно выбирать видеокарту с хорошим охлаждением не только чипов, но и с отдельным радиатором для мосфетов (системы питания).

Мы уже разобрались, что штатные возможности видеокарт хорошо контролируются автоматикой и не готовы отдать полное управление настройками пользователю. Тем не менее, эти лимиты можно обойти с помощью вольтмодов и модифицированных прошивок. Когда в конструкцию видеокарты вносятся изменения: впаиваются дополнительные элементы и ставятся перемычки. В этом случае можно обойти встроенные лимиты и вдоволь насладиться разгонным простором. Главное, держать поблизости огнетушитель. Остальные манипуляции с картой безопасны.

Перед настройкой

Для удобства понадобится такой набор программ:

MSI Afterburner — утилита-комбайн. Вообще, у каждого производителя есть свое ПО для управления видеокартой, но афтербернер твердо стоит в рядах разгонщиков и используется для всех графических ускорителей как универсальная утилита.


GPU-Z — показывает любую информацию о видеокарте, начиная от ревизии чипа и заканчивая энергопотреблением на втором разъеме дополнительного питания.


Unigine Heaven — довольно практичный тест стабильности. Вообще, это игровой бенчмарк, но его можно включить на бесконечную прокрутку и хорошенько прогреть видеокарту.


3DMark TimeSpy Stress Test — для окончательного тестирования видеокарты. Это тестовый отрезок из основного бенчмарка, который повторяется 20 раз. Система замеряет количество кадров во время каждого прогона и сравнивает итоговые цифры. Если отклонение в производительности между прогонами минимально — система стабильна. Если процент стабильности ниже 95 %, снижаем разгон.


Разгоняем — настраиваем

Настройка охлаждения. Чтобы видеокарта работала в прохладе и могла держать высокую частоту, необходимо подкрутить кривую вентиляторов в Afterburner. Для этого открываем программу и нажимаем на значок шестеренки, затем выбираем вкладку «кулер» и включаем пункт «Включить программный пользовательский режим»:


Настройка скорости вентиляторов индивидуальна для каждого типа системы охлаждения. Если это модель с одним вентилятором, то придется выкручивать обороты посильнее. Если топовая с несколькими вентиляторами и массивным радиатором — ориентируемся на такое соотношение температуры к оборотам вентиляторов: 40/60, 60/80, 70/95. С такой настройкой кулеры будут быстрее реагировать на изменения температуры и избавят от кратковременных скачков.

Снимаем температурные лимиты и ограничение энергопотребления. Для этого выставляем три верхних ползунка в AB, как на скриншоте, и нажимаем кнопку «применить»:


Находим максимум для графического чипа. Открываем бенчмарк Unigine Heaven и MSI Afterburner таким образом, чтобы во время теста было удобно менять настройки в AB:


Запускаем тест на таких настройках:


Как только видеокарта нагреется до рабочей температуры, переходим к подбору частоты. Для этого двигаем ползунок Core Clock вправо. Например, до цифры +40:


Тест не выключаем. После применения частоты замечаем, что максимальная частота поднялась с 1980 МГц до 2010 МГц. При этом температура поднялась на 3 градуса. Оставляем систему в таком режиме на несколько минут, чтобы удостовериться, что частота дается видеокарте без проблем. Далее прибавляем по 10-20 МГц и следим за тестом.

Как только он начнет зависать или показывать артефакты, снижаем частоту ядра на 10-20 МГц и снова запускаем тест. Если бенчмарк крутится без проблем 10 минут и дольше, считаем, что максимальная частота для графического процессора найдена.

Подбираем частоту памяти. Частота памяти подбирается аналогичным способом. Но мы знаем примерные возможности всех разновидностей чипов, поэтому с настройкой проще. Для этого переходим в GPU-Z на основную вкладку и находим графу Memory type:


В этом экземпляре установлены чипы Micron. Значит, примерный рабочий диапазон значений колеблется от +500 до +900. От этого и будем отталкиваться.

Снова запускаем тест и выставляем ползунок Memory Clock на значение +500:


Крутим тест пять минут, а затем прибавляем к памяти еще 100 МГц. И так, пока тест не начнет сыпать артефактами или вылетать. Запоминаем глючное значение и спускаемся на 100 МГц ниже. Тестируем 5–10 минут и считаем, что максимальная частота для памяти тоже найдена.

Для данного экземпляра RTX 2070 Super максимальная частота ядра составила 2050 Мгц при температуре 65 °C. Если температура находится ниже этой отметки, частота поднимается до 2080–2100 МГц. Это и есть работа того самого турбобуста Nvidia. Стабильная частота памяти получилась ровно 7900 МГц, то есть +900 по афтербернеру. Пропускная способность поднялась почти на 60 Гб/с:


Что на практике

Тестовый стенд

    : Asus Maximus VIII Hero Coffeemod: Intel Core i7 9700k 5.0 ГГц : Ballistix AES 16 Гб 4000 МГц CL16 : Palit RTX 2070 Super GameRock Premium : SSD Samsung

Assassin’s Creed Valhalla

Средний фпс в разгоне всего на 4 кадра выше, чем на автомате с Turboboost. Это заслуга высокой частоты памяти. При этом температура разогнанной карты отличается на 3 °C. Энергопотребление выше на 13 Вт. Стоит сказать, что игра новая и ведет себя странно. Виной тому слишком сырая версия или неоптимизированные драйверы. Тем не менее, прошлая Odyssey берет от видеокарты намного больше, чем Valhalla.

Assassin’s Creed Odyssey

Разница 7 кадров в среднем количестве кадров, то есть почти 10 %. Интересно, что разгон принес больше пользы в 1 % и 0.1 % кадров. Здесь разница до 60 %. Что удивляет сильнее, так это те же температуры, что и в Valhalla, при большем энергопотреблении. Одним словом, аномалия. Хотя фпс оправданно выше в этом ассассине при 10 Вт разницы с Valhalla.

Horizon Zero Dawn

Все как по книжке: 12 % прирост производительности, 14 % прибавка в ваттах. Привычные 3 °C разницы.

Shadow of the Tomb Raider

Удивительно, но на средний фпс настройка видеокарты влияет так себе. А 1 % и 0.1 % стабильно показывают 8–12 % прибавки во всех тестах. Видимо, частота памяти сильнее влияет на стабильность фреймрейта, нежели на максимальную мощность. Много кадров не выиграли, но подняли энергопотребление и температуру чипа. Так себе разгон, скорее «кукурузный».

Red Dead Redemption 2

Тут тоже без сюрпризов. Все те же 8–9 % прибавки фпс, но выше температура и энергопотребление.

World of Tanks Encore

Здесь и вовсе 6 % разницы, а нагрев как в RDR2. Но энергопотребление выше. То ли тест кукурузный, то ли разгон.

3DMark Fire Strike Extreme

Даже синтетика большой разницы не видит.

Вывод

Игровые тесты показывают мизерное увеличение производительности вместе с несоизмеримым повышением температуры и энергопотребления. Этим грешат все современные видеокарты, начиная с поколения Pascal, которые почти не дают дополнительные кадры в обмен на повышение частоты. Все потому, что максимальные возможности графического чипа уже используются автоматически «из коробки».

Но такой разгон может оказаться очень эффективным, если видеокарту не разгоняли на заводе. В таком случае она покажет больше производительности, чем модель от конкурентов:

Другое дело, если отключить турбобуст и обойти запреты, чтобы управлять частотой на низком уровне, не взирая на повышенные температуры и лимиты энергопотребления. Но с видеокартами Nvidia такое не пройдет из-за аппаратных ограничений. За неимением таковых, пользователи нашли способ настроить карту так, чтобы при меньших температурах и меньшем потреблении она работала даже лучше, чем в «умном» турбобусте. Способ избавиться от такого кукурузного разгона: снизить рабочий вольтаж и подобрать стабильную частоту. Это называется андервольтинг, о чем будет вторая часть материала.


Существует много способов разогнать видеокарту. Однако именно для майнинга ее нужно разгонять особым образом. И именно об этом мы и поговорим сегодня.

Как разогнать видеокарту для майнинга

Алгоритм Dagger Hashimoto включает в себя большое количество вычислений в видеопамяти, поэтому чем выше скорость памяти, тем выше скорость этих вычислений. Разгон ядра не увеличивает хешрейт, но увеличивает энергопотребление. Разгоните видеопамять, центральную частоту наоборот можно понизить.

Какие частоты увеличивать?

Dagger Hashimoto положительно отзывается о повышении частоты видеопамяти. Центральная частота настолько незначительно влияет на рентабельность, что ее можно, наоборот, уменьшить, чтобы снизить потребление энергии и нагрев стружки.

Как разогнать видеокарту для майнинга: частота видеопамяти

  1. Узнайте производителя видеопамяти.

Посмотрите приложение GPU-Z производителя видеопамяти.

Средняя статистика разгона памяти GDDR5 на видеокартах NVIDIA Pascal (серия GTX 1000):

Вне зависимости от производителя, возможно, вам повезет чуть больше или меньше. Сосредоточьтесь на приведенных выше значениях в качестве примера.


2. Стресс-тест

Запустите стресс-тест в программе FurMark. Загрузит видеокарту на 100%. Это позволит вам проверить устойчивость карты в боевых условиях.


3. Постоянно увеличивайте частоту памяти

Рекомендуется MSI Afterburner для разгона видеокарт. Так как он работает со всеми видеокартами всех производителей.

Затем немного увеличьте частоту видеопамяти на 50 МГц и примените настройки.

Повторите этот шаг несколько раз. Кроме того, в какой-то момент вы испытаете один или несколько симптомов нестабильной работы и разгона:

  1. Визуальные артефакты на экране;
  2. Windows закрывает стресс-тест.
  3. Отображается уведомление о том, что графический драйвер перестал отвечать.
  4. Экран становится полностью белым или полностью черным.
  5. Синий экран смерти.


Подумайте о частоте, на которой возникает нестабильность, и установите частоту на 50 МГц ниже. Например, если вы установили + 620 МГц и заметили визуальные артефакты, уменьшите частоту до + 570 МГц.

4. Проверьте стабильность майнинга.

Дайте компьютеру выключиться непрерывно хотя бы один день и проверьте стабильность с помощью контрольного списка:

Как разогнать видеокарту для майнинга: энергопотребление

Вы можете сократить потребление электроэнергии и не потерять ни грамма производительности!

Уменьшайте предел производительности в MSI Afterburner, пока рентабельность не начнет снижаться. Таким образом, вы ограничиваете максимальное энергопотребление, а видеокарта устанавливает необходимые напряжения и частоты независимо друг от друга, чтобы соответствовать новым ограничениям.

Какой предел мощности?

Понижение предела мощности абсолютно безопасно. Так как снижается нагрузка на подсистему питания видеочипа. А также снижается потребление и снижаются температуры.

И так, сегодня мы рассказали вам, как разогнать видеокарту для майнинга. Конечно, существуют и другие способы сделать это. Однако данный способ наиболее эффективен.

Разгон видеокарты для майнинга – это ручная настройка графической карты, нацеленная на повышение производительности. Майнер использует для этого специальные программы для выставления оптимальных параметров под добычу биткоина или альткоинов. С технической стороны, разгон видеокарты представляет собой ручное изменение параметров BIOS и перезагрузка графического адаптера. Платы требуют тестирования во избежание перегрева – поэтому все нужно делать с умом. Как же разогнать видеокарту Nvidia или AMD без вреда для техники?

Основные задачи

Программы для разгона видеокарт Nvidia помогают поднять производительность. Решается данная задача одним из трех способов:

  • Определение максимального хешрейта. Разгон графических карт, таких как GTX 1070 и ей подобных, зависит от изначальных параметров. Например, главным показателем моделей этого производителя является напряжение GPU ядра – от него зависят энергетические затраты.
  • Выбор производительности и расчет энергопотребления фермы целиком. Майнеры вручную подбирают значения тактовой частоты GPU и CPU, а также определяют скорость вращения кулеров с учетом температуры системы. Задача заключается в подборе оптимальных параметров разгона, чтобы максимальная производительность сочеталась с минимальным энергопотреблением – нужен идеальный баланс.
  • Установка настроек для майнинга, которые актуальны в моменты переключения тарифов. Многие добытчики криптовалют пользуются многотарифными счетчиками электрической энергии в целях экономии. Разгон графического ядра позволяет выбрать оптимальный режим потребления при работе фермы днем и ночью (если тарифы варьируются от времени суток).

Как выбрать частоту?

Разгон видеокарты для майнинга через биос или специальную программу требует подбора оптимальной частоты. Чтобы сделать это грамотно и эффективно, нужно проделать следующий алгоритм операций:

Если все именно так, значит ферма функционирует и разгон видеокарты Nvidia или другой был выполнен верно. В противном случае, снизьте разгон карты еще на 50 mhz.

Что такое даунклок и почему он важен?

Термин даунклок или Downclocking – это процесс ручного понижения характеристик процессора материнской платы или видеокарты. С помощью даунклока снижается уровень шума от работы фермы, снижаются расходы на оборудование, а свободные деньги инвестируются в расширение.

Применение даунклока предполагает плавное снижение уровня энергопотребления до оптимальных значений при стабильном майнинге. К примеру, экспериментальным путем майнер определяет. Что оптимальным напряжением для разгона видеокарты Nvidia GTX 1060 для майнинга является 190 вольт при стандартной мощности 230 вольт. С технической точки зрения даунклон подразумевает понижение напряжение на 20-30 вольт и контроль над работой графического работа при таких условиях.

Пошаговая инструкция по разгону

Заводские параметры видеокарт, даже мощных, не устраивают майнеров, поэтому каждый из них задается вопросом разгона и видеокарты видеокарты для майнинга. Последовательность действий в каждом случае примерно одинаковая (она была описана выше), но все карты имеют определенные особенности и отличительные черты – Nvidia и AMD.

Разгон карт от Nvidia

Для майнинга криптовалют майнеры используют разные карты от Nvidia, среди которых:

  • GTX 1050 Ti. Подходит для добычи Zcash и ETH. Потребляет много энергии, но экономичнее предшественников. Несмотря на это, выйти в плюс не так сложно. При сборке ферм с такими картами производительность поднимается за счет системы Pascal.
  • GTX 1060. Окупается в среднем за 120 дней – это неплохой показатель, поэтому на майнинговом рынке эти карты долго занимали лидирующие места. Их мощность в майнинге достигает 20 Mh/s, что немного, но процессор работает на частоте 1800 MHz и нивелирует минусы.
  • GTX 1070. Мощность составляет 28 Mh/s при 8 гб памяти. Высокая цена затрудняет окупаемость – требуется примерно полгода.
  • GTX 1080 Ti. Эта модель выгоднее предыдущей, так как добывает монеты вдвое быстрее.

Наглядные показатели разгона видеокарты Nvidia 1070 поможет вам детальнее во всем разобраться. Графический процессор этой карты хорошо приспособлен к разгону и позволяет поднять производительность до высоких показателей, однако это приводит к повышению расхода электроэнергии.

Майнеры обычно меняют все настройки в карте GTX 1070 Founders Edition, за исключением вольтажа ядра. В итоге получаются следующие значения:

  • Прирост напряжения на 12%;
  • Частота ядра повышается на + 210 MHz;
  • Частота памяти – на 830 MHz.

При более высоких значениях карта выходит из стабильного режима. Разумеется, значения могут несколько варьироваться, поэтому экспериментируйте и тестируйте. В итоге производительность Nvidia GeForce GTX 1070 Founders Edition можно поднять до уровня GTX 1080 FE с заводскими настройками.

Разгон AMD Radeon

Из линейки этого производителя самым выгодным вариантом долгое время считался Radeon RX 560 с 4 Гб памяти GDDR-5. Главным плюсом карты является хорошая разгонная способность, дающая высокую производительность. Энергопотребление достаточно больше, поэтому по окупаемости она проигрывает Radeon RX 570. Перед покупкой рассчитывайте стоимость энергии в регионе.

Эти графические процессоры пользуются спросом, не меньшим, чем на модели Nvidia. Они конкурируют по окупаемости с учетом расходов на электроэнергию. Для разгона устройств ATI Radeon нужна программа для прошивки видеокарты для майнинга. Для процессора есть приложение AMD Overdrive.

Прошить видеокарту можно в программе ATIWinflash. Ее открывают от имени администратора и сохраняют образ биоса в файл типа .rom. нужно создать резервные копии всех устройств, чтобы была возможность выполнить откат в случае проблем.

Следующей запускается программа Polaris Bios Editor. В ее окне нужно выбрать файл с биосом прошиваемой видеокарты, а затем в ней меняются тайминги с учетом типа карты. Нужно поднять значения частоты ядра и повысить напряжение. В биосе также разгоняются кулеры для лучшего охлаждения системы.

Когда редактирование будет завершено, результат сохраняют в файл .rom. Сделайте пометку в названии файла, чтобы понимать, какой файл соответствует модифицированной версии. Далее в приложении ATIWinflash нужно выбрать Load Image и указать файл с видоизмененной прошивкой, а далее указать нужную видеокарту. Прошивка видеокарты для майнинга стартует по нажатию на кнопку Program.

Программы для прошивки

Некоторые из программ для прошивки видеокарт для майнинга мы упомянули выше, а теперь кратко рассмотрим их функционал:

  • GPU-Z – это приложение для уточнения производителя графического адаптера, сохранения параметров биоса, выгруженных из видеокарты для возврата стандартной конфигурации.
  • ATIWinflash – программа для выгрузки файла биос, сохранения изменений и запуска видеокарты на новых настройках. Разгон подразумевает запуск приложения от имени администратора. При этом допускается конфигурация трех графических карт.
  • Polaris Bios Editor. Используется для выставления параметров карты и сохранения изменений. Своеобразный текстовый редактор для работы с конфигурацией видеокарты для майнинга.

Заключение

Вы теперь в общих чертах знаете, как разогнать видеокарту Nvidia или AMD, но для получения более точных инструкций вам следует изучить дополнительные материалы на нашем сайте. Например, есть подробная статья про майнинг на видеокарте Nvidia . Главное в этом деле – стремление к самообучению и экспериментам. Только опытным путем можно определить оптимальные параметры разгона видеокарты.

Читайте также: