Самые популярные русские компьютерные игры

Обновлено: 04.07.2024

Начало XXXI века, глубокий космос, пять разумных рас и синтетические агрессоры-захватчики. Выбирайте расу, характер, уровень сложности — и добро пожаловать в полный опасностей мир будущего. Будьте мирным торговцем, вооруженным до зубов военным, ученым, пиратом, или агентом под прикрытием. Хотите — летайте в одиночку, хотите — развивайте лидерство и берите под начало нижестоящих по званию коллег-пилотов. Все встреченные вами в игре пилоты-NPC живут собственной жизнью и тоже, как и вы, торгуют, воюют с захватчиками, совершенствуют свое оборудование. Станьте лучшим из лучших, спасите галактику!

Ил-2 Штурмовик

Жанр: авиасимулятор
Разработчик: 1C: Maddox Games
Издатель: 1С
Год выхода: 2001

На момент выхода «ИЛ-2 Штурмовик» был самой высокотехнологичной игрой в своем жанре. Это авиасимулятор, который моделирует ведение боевых действий в небе в период Второй Мировой войны. Вас ждет восемь крупных кампаний, каждая со своим особенным набором сценариев и миссий. Игрок сможет выбрать как сторону Союзников, так и люфтваффе, все самолеты в игре воссозданы по настоящим чертежам и документам, что добавляет процессу реалистичности. В игре имеется и многопользовательский режим, есть возможность принять участие в массовом воздушном бою.

Стоит заметить, что анонсировано продолжение игры — «Ил-2 Штурмовик: Битва за Сталинград»; официальный релиз запланирован уже на этот месяц, а игра доступна в раннем доступе.

Аллоды

Жанр: ролевая игра, стратегия в реальном времени
Разработчик: Nival
Издатель: 1C, Бука
Год выхода: 1998

Аллоды стали одной из первых российских игр, которые смогли завоевать популярность в мире. Сюжет разворачивается в фэнтези-вселенной, распавшейся на части в результате магических опытов. Каждый осколок мира — аллод — удерживает от поглощения астралом живущий на нем Великим Магом, он одновременно властелин своей земли и ее пленник, поскольку не может ее покинуть. Остальные же могут путешествовать между аллодами при помощи телепортации

Петька и Василий Иванович

Жанр: квест
Разработчик: S.K.I.F., Сатурн-плюс
Издатель: Бука
Год выхода: 1998

Петька и ВИЧ — это целая серия из девяти графических квестов, повествующих, как легко догадаться из названия, о приключениях хорошо всем известных героев анекдотов, которым предстоит вернуть Аляску России (случайно!), спасти галактику, покорить Рим. Каждая игра имеет свой законченный сюжет, второстепенные персонажи кочуют из игры в игру, и не имеют ни малейшего понятия о том, кем они уже успели побывать ранее. Кстати, первая часть игры на днях была портирована под Android.

Братья Пилоты

Жанр: квест, головоломка
Разработчик: DiP Interactive
Издатель: 1С
Год выхода: 1997

Помните ветеранов частного сыска Шефа и Коллегу и злостного коварного контрабандиста Карбофоса? Братья Пилоты — игры про них. Этот графический квест по мотивам доброй мультипликационной пародии на Шерлока Холмса наверняка памятен многим, кто-то даже заигрывался в них на школьных уроках информатики. А кому-то, возможно, еще только предстоит разгадать дело о похищении слона, разоблачить сельхозвредителей, спасти кота Мышьяка и отыскать пропавшую атлантическую сельдь. Даже если вы Ничего Не Понимаете — работе частного сыска это не помеха!

Рандеву с незнакомкой

Жанр: эротический интерактивный квест
Разработчик: ExE-Soft
Издатель: Руссобит-М
Год выхода: 2001-2006

Это несколько не та игра, которую стоит рекомендовать, но не упомянуть ее в этом списке было бы серьезным упущением. Незатейливый фотошоп среднегламурного топорного уровня, девушки из развлекательных комплексов, попутчицы в поездах, красотки, встреченные на югах в отпуске. Русская эротика, бессмысленная и беспощадная! Ход событий в каждой из игр зависит от умения игрока обольстить выбранную красотку, используя фразы, предложенные внизу экрана. Относиться к этому всему серьезно тоже нет никакого смысла — это вещь в себе, трэш ради трэша, над которым стоит посмеяться и который, раз увидев, вряд ли получится забыть.

Паркан

Жанр: космический симулятор
Разработчик: Nikita
Издатель: 1C
Год выхода: 1997, 2005

И снова в космос. На этот раз игрок является пилотом корабля и должен найти пропавших исследователей в пережившем катастрофу закрытом секторе. Впрочем, едва вы туда попадете, спасать вам придется уже себя. Ведь ваш корабль сильно потрепало и у вас теперь работает только самый минимум оборудования. Выбирайте стиль поведения, налаживайте связи: вы можете быть торговцем, пиратом, можете захватывать чужие планеты. Кстати, поверхность их в первой игре генерируется случайно. «Паркан 2», вышедший на целых 8 лет позже своего предшественника, достаточно сильно отличается от него внешне, но действие в нем происходит в то же время, и цели у игрока остаются те же.

King’s Bounty. Легенда о рыцаре

Жанр: ролевая игра, пошаговая стратегия
Разработчик: Katauri Interactive
Издатель: 1С
Год выхода: 2007

Оставим космос позади, вернемся снова в героическое фэнтези. King’s Bounty — эпическая рыцарская сага, смесь тактических сражений с ролевым приключением. Игрок путешествует по игровому миру в реальном времени и сражается с врагами в пошаговом режиме.

Дальнобойщики-2

Жанр: симулятор, аркадная гонка, экономическая стратегия
Разработчик: Softlab NSK
Издатель: 1С
Год выхода: 1998, 2001

Эта игра — симулятор грузоперевозок. У вас в наличии грузовик (который можно будет впоследствии поменять на более продвинутый), некоторый начальный капитал и карта дорог. Покупайте груз дешевле, везите туда, где его можно продать дороже, но помните — у вас на трассе есть множество соперников! Станьте самым первым, как в гонках, так и в экономическом планировании. Нанимайте других водителей, чтобы они работали на вас. Помните — не дремлют не только конкуренты, но и мафия! Отдельно стоит отметить, что саундтрек к игре создан российской рок-группой «Ария». В него вошли десять известных композиций, а также две новые, записанные специально для проекта.

Бригада Е5: Новый Альянс

Жанр: тактическая ролевая игра, стратегия в реальном времени
Разработчик: Apeiron
Издатель: 1С
Год выхода: 2005

Бригада Е5: Новый альянс

Где чаще всего звучат выстрелы, согласно законам жанра в подобных компьютерных играх? Правильно: в гипотетических выдуманных «банановых республиках». Вот как раз в одно такое место игрокам и предстоит попасть. Страна зовется Палинейро, в ней наличествуют джунгли, тропическая жара и государственный переворот. Соберите собственный отряд наемников, выберите сторону, за которую вы будете сражаться (ничто не мешает вам в процессе «кинуть» ее, перейдя к противнику), главная ваша цель — выжить. И, возможно, еще и получить со всего этого немалый профит.

Полная труба

Жанр: квест
Разработчик: PIPE studio
Издатель: 1С
Год выхода: 2003

Это не просто игра, а настоящий арт-объект; отражение жизни, странное, гротескно утрированное, в исполнении странных рисованных существ. Графику к проекту рисовал Иван Максимов, известный мультипликатор. Если даже вы никогда не видели его короткометражек, то уж со слонёнком Денди знакомы наверное.

Корсары

Корсары — целая серия ролевых игр о пиратах семнадцатого века. Район Карибского моря «Архипелаг», упомянутый в игре — вымышленный, но в поздних частях серии начинают появляться уже и реальные территории и острова. У вас есть корабль и команда — вперед, навстречу приключениям! Погода на море будет меняться, противники окажутся как и слабее, так и многократно сильнее вас, вам придется оттачивать свои навыки, чтобы не проиграть им. Почувствуйте соленый морской бриз и манящий аромат добычи, оставьте свой след в истории.

Lines

Жанр: аркада, головоломка
Разработчик: Gamos
Издатель: Gamos
Год выхода: 1992

Кто из нас не играл в «шарики»? А знаете ли вы, что эта шикарная убивалка времени тоже изобретена в нашей стране? Еще в 1992 году Олег Дёмин, Геннадий Денисов и Игорь Ивкин изобрели то самое классическое поле 9Х9 клеток. Тогда игра шла под MS-DOS. Позже, в 1995 первая версия под Windows была создана в США Игорем Неделько и Андреем Аксельрод, так появились Color Lines с поддержкой 256 цветов, графической оболочкой и кнопками для всех функций. Со временем у игры появлялось все большее разнообразие режимов, она превратилась во флеш-игру, о которой все помнят до сих пор.

Тетрис

Жанр: головоломка
Разработчик: Алексей Пажитнов (алгоритм), Вадим Герасимов (код)
Год выхода: 1984

И, пожалуй, вспомним еще большую классику. Тетрис! Да, мы не ошиблись, он тоже изобретен у нас, еще в СССР. В 2010 году Пажитнов в одном из интервью сказал журналистам, что уже много лет работает над многопользовательской версией, но, по его же словам, главная проблема здесь кроется в динамичности игры. На последних уровнях у игрока просто нет возможности следить за соперниками. Но, тем не менее, работа все еще ведется.

Вангеры

Жанр: экшн-приключение, аркадная гонка
Разработчик: K-D Lab
Издатель: 1С, Бука
Год выхода: 1998

Далекое (и безрадостное) будущее, человечество получило возможность проникать в другие миры и жизненные пространства, и ринулось навстречу неизведанному, потеряв всякую осторожность. Столкновение в враждебной расой криспоидов охладило людской пыл, а последствия войны с нею породили биомолекулярный хаос в виде ужасающего Супа Существ. События игры происходят спустя целую тысячу лет после конфликта. Вам предстоит выполнять задания различных кланов мутантов, в роли наемника-водителя. У игры также есть сетевой режим, в котором вы сможете соревноваться друг с другом.

Санитары Подземелий

Жанр: ролевая игра
Разработчик: 1С, Полный Пэ
Издатель: 1С
Год выхода: 2006

«Сантары подземелий» — это нелинейное приключение со стрельбой. Вы оказались на планете тюремного типа Матросская Тишина, все обитатели которой — уголовники, каждый успел совершить множество крайне тяжелых преступлений. Ваша задача — командуя собственной диверсионной группой, обнаружить и уничтожить корабль, на котором заключенные намереваются совершить побег. Не дайте их планам осуществиться!

Главные герои игры заимствованы из книги Дмитрия Пучкова, известного под творческим псевдонимом «старший оперуполномоченный Goblin», так что, если вам захочется после прохождения (или перед ним) узнать о мире больше — у вас будет и такая возможность.

Демиурги

Жанр: пошаговая и карточная стратегия
Разработчик: Nival Interactive
Издатель: 1C
Год выхода: 2001

Хотите совместить пошаговую и карточную стратегию? Вам сюда. Красный, зеленый, черный и синий цвета, четыре расы — четыре пути, все ради того, чтобы занять место Лорда Эфира. Стратегический режим, магические дуэли, уникальный ассортимент доступных заклинаний — во многом эта игра похожа на легендарную адаптацию Magic: the Gathering, выполненную MicroProse, и мало в чём ей уступает.

Не так давно вышел бесплатный порт «Демиургов» под iOS.

ГЭГ: Отвязное приключение

Шестиногие крокодилы, пингвин-цензор, эротический флер, зайчик на минном поле, подчеркнуто туалетный юмор. Вы еще не напуганы? Тогда, вполне возможно, вы это оцените. ГЭГ ни в коей мере не претендует на серьезность и глубину, он сделан не для этого. Силы древнего Зла сгущаются над миром, и вы — секретный агент по предотвращению сексуальных и религиозных извращений, жертвуя собственным отпуском, обязаны победить их.

Механоиды

Жанр: симулятор, экшн с элементами ролевой игры
Разработчик: SkyRiver Studios
Издатель: 1С
Год выхода: 2003

И мы снова возвращаемся в отдаленное будущее человечества. В этом его варианте вам предстоит пересекать бескрайние просторы 8 различных игровых зон на глайдере, выполнять различные задания, сражаться с другими пилотами, заниматься торговлей — словом, делать все, что и предполагается в открытом мире, когда вас не подгоняет сюжет. Нет, он, несомненно, тоже есть. Вам предстоит выход за пределы искусственного мира, в естественную среду планеты, для поиска научной обсерватории людей. В игре возможен и мультиплеер — одна карта вмещает до восьми игроков.

Бесконечное лето

Жанр: эроге, визуальный роман
Разработчик: Soviet Games (Erogame Project)
Год выхода: 2013

Вначале было слово, и словом были комментарии анонимов на имиджборде — они и породили идею данной игры. «Бесконечное лето» — совершенно бесплатная игра в жанре визуальной новеллы, созданная группой энтузиастов. Главный герой садится в «проклятый» автобус, засыпает в нем. и просыпается совсем в другом месте и времени! Вот только что была зима и наше время, а теперь перед ним — пионерский лагерь 80х годов. Что же происходит? Чтобы узнать это, герою предстоит прожить в лагере всю смену. И, конечно же, его там ждет много романтики.

При всей внешней несерьезности это игра о глубоких человеческих отношениях. Сможет ли герой вернуться обратно? Или же. не захочет возвращаться вовсе?


Оказывается, отечественные игроделы создали не только «Тетрис», «Тетрис: возвращение параллелепипеда» и «Тетрис против Василия Ивановича». Уже не один десяток лет в нашей стране под грифом «секретно» разрабатываются, продаются и канают в лету десятки хитов. Вот лучшие из них.

1. Tetris; 2. Паркан: Хроника Империи; 3. Братья Пилоты; 4. ГЭГ: Отвязное приключение;

Отечественная интерпретация великой серии игр Hitman. Вместо лысого киллера здесь неслышными убийствами и переодеванием заведует шпион контрразведывательной конторы «СМЕРШ». Несмотря на картинку восьмилетней давности, местные казармы и березки выглядят даже убедительнее некоторых современных ААА-игр. В качестве главного преимущества, до которого до сих пор не додумались создатели Агента 47 — возможность водить транспорт.


6. Дальнобойщики; 7. Аллоды: Печать тайны; 8. Вангеры; 9. Аллоды II: Повелитель душ;

В начале нулевых эта кровавая аркада стала главным инструментом эмоциональной разрядки многих российских программистов. Такого количества красной жидкости они на тот момент не видели даже при сдаче крови, а толпы врагов там и вовсе исчислялись десятками. Говорить о сюжете, как ты понимаешь, здесь не имеет смысла, потому что твоя цель проста — уничтожить всех тварей на военном комплексе, используя любые виды оружия


11. Sudden Strike; 12. Демиурги; 13. Ил-2 Штурмовик; 14. Блицкриг;

Петька и Василий Иванович спасают галактику

Лучший квест о Петьке и Василии Ивановиче, спасающих галактику! Да что уж там — это вообще лучший квест о Петьке и Василии Ивановиче. Таких квестов о Петьке и Василии Ивановиче больше не делают. В далеких 90-х, когда о 3D-технологиях писали только фантасты, а эффект сглаживания использовался исключительно на приеме у массажистов, советская деревушка Гадюкино была главным центром эскапизма большинства компьютеризированных россиян.


16. Космические рейнджеры; 17. Код доступа: РАЙ; 18. Демиурги II; 19. Операция Silent Storm;

Лучший отечественный симулятор космического туриста с пулеметом. и в общем-то, едва ли не единственный. Увидев первые геймплейные кадры в далеком 2005 году, многие русские дети всерьез подумали, что это архивные записи, доставленные на Землю Юрием Гагариным. И не зря — эпичные пейзажи сотен звездных систем могут впечатлить подслеповатых геймеров даже сейчас. При этом в игре разрешалось не только посидеть за штурвалом звездолета, но еще и пробежаться с пушкой в руках. С апреля 2014-го ты даже можешь удостовериться в этом лично, разыскав игру на Steam. К сожалению, на волне успеха компанию находчивых разработчиков Nikita быстро переориентировали в штамповщиков мобильных приложений, а потом и вовсе продали.


21. Полная труба; 22. Космические рейнджеры 2: Доминаторы; 23. Периметр; 24. Ex Machina;

Главная отечественная фэнтези-RPG времен нашей юности. Из-за повышенной волны прогулов уроков ее проклинали преподаватели. Зато этот дар разработчиков любили все школьники, потому что наконец-то у них появилась причина не ходить на улицу ради каких-то там футболов, девочек и дискотек. Это третья игра из вселенной «Аллодов», все действие тут последовательно разворачивается на трех островах затерянного астрального мира. Путешествуя и совершенствуя свое оружие и навыки, главный герой Зак пытается вспомнить свое прошлое, а в финале узнает такое, от чего в 2000 году у всех геймеров от шока пачками перегорали видеокарты.


26. Блицкриг II; 27. Heroes of Might and Magic V; 28. Штырлиц: Операция БЮСТ; 29. Восточный фронт: неизвестная война;

Главный пиратский эпос нулевых, временно доминировавший в жанре до выхода четвертой части Assassin’s Creed. В то время масштабы карт, по которым можно было перемещаться абсолютно беспрепятственно, да еще и на кораблях, просто поражали неподготовленное к высоким технологиям воображение. Собственно, мы даже в реальной жизни столько не ходили. Сегодня же едва ли найдется хотя бы одна причина достать с антресолей винчестера пыльный файл с этим раритетом — разве что кроме составления топа лучших русских игр. Но знай — мы в этом жанре когда-то были лучшими, ура!


31. Кодекс войны; 32. Тургор; 33. Симбионт: Операция БЮСТ; 34. Периметр 2: Новая Земля;


36. Disciples III: Renaissance; 37. Hamlet; 38. Аллоды Онлайн; 39. Фобос 1953;


41. War Thunder; 42. Prime World; 43. The Kite; 44. Петька и Василий Иванович 2: Судный день;

Отчаянно концептуальный квест с детективно-психологическим сюжетом и драматичным клиффхэнгером в конце. Брат главного героя приглашает его в гости после долгой разлуки, но скоропостижно умирает (на самом деле, просто исчезает) незадолго до встречи. В его квартире мы находим странную барокамеру, которая при должном выполнении всех квестов должна перебросить нас в «мерцающий мир» воспоминаний и умерших родственников. Будь осторожен — при путешествии сквозь депрессивную атмосферу сюрреалистичных уровней под мрачную музыку dark-ambient возможны непроизвольные рыдания.


46. VHS Story; 47.Train Valley; 48. Смерть шпионам: Момент истины; 49. Восточный фронт 2: крах Анненербе;

Играть в эту игру тебе в общем-то не обязательно, потому что это вместо тебя уже сделала твоя девушка. Но знай, что одну из самых успешных мобильных игр, уступающую по культовости разве что Angry Birds, создали российские разработчики.

Лучшие русскоязычные игры, которые популярны во всем мире

Гордость за отчественный геймдев — правда или вымысел? На самом деле, и у нас есть такие игровые проекты, которые любят во всем мире. В этой подборке — полноценные крупные тайтлы из России, Украины и Беларуси, которые точно ничем не хуже зарубежных игр.

Heroes of Might and Magic V

Несмотря на то, что издателем выступили французы из Ubisoft, разработкой игры занималась российская компания Nival Interactive. К пятой части франшизы разработчики решили отойти от классического графического стиля. Проект очень сильно поменялся с точки зрения визуальной картинки, что оттолкнуло некоторую часть аудитории. Но нельзя сказать, что этот шаг был неудачным для Nival. Визуально игра довольно сильно напоминала Warcraft III, и это пошло проекту на пользу.


Всеми любимые путешествия никуда не делись, они лишь стали красивее и более детальными, если смотреть на игру с точки зрения левел-дизайна и количества объектов на карте.

Умельцы из Nival оставили главную концепцию без изменений. Heroes of Might and Magic V оставалась все той же пошаговой RPG со своей узнаваемой атмосферой и геймплейными механиками.


Небольшие поправки в геймплей, все-таки, были. В пошаговых сражениях теперь используются квадраты, а не гексы, как это было в предыдущих частях серии.

Heroes of Might and Magic V стала прекрасным продолжением и переосмыслением основ для российских разработчиков. Игра получила теплые отзывы со стороны прессы и игроков. Все сомнительные игровые механики пошли под откос, что сделало игру более современной для своего времени. Конечно, не обошлись без критики в стиле «зачем вы переделали игру, оставьте прежних геров!», но такой пласт игроков найдется везде. Факта, что разработчики из Nival справились с новой частью франшизы, это не отменяет.

Escape From Tarkov

Достойный милитари-шутер от студии Battlestate Game, который честно занял нишу многопользовательских проектов. К числу других плюсов — современная графика, которая ничуть не уступает ААА-проектам от западных коллег, неплохой геймдизайн и довольно качественная оптимизация.


Дух СНГ прослеживается в Escape From Tarkov достаточно отчетливо.

Разработчики любят внимание к деталям. Достаточно посмотреть, насколько глубокую систему модификации оружия добавили в проект. Ни о каком дружелюбном пользовательском интерфейсе здесь не идет и речи, что добавляет игре хардкорности и ставит ее на ступень выше своих собратьев в лице Call of Duty или Battlefield. Данное сравнение будет не совсем правильным, поскольку Escape From Tarkov относится к немного другой нише многопользоватесльких шутеров, но оно необходимо для понимания геймеров, что перед ними находится совсе мне казуальный проект.


На первых порах разобраться в местном интерфейсе будет немного… сложновато.

Более ста типов боеприпасов, детальная система повреждений, определение местоположения противника на слух, возможность умереть от двух попаданий в грудь — все эти детали делают Escape Form Tarkov если не хардкорной, то как минимум продуманной игрой. Этот проект придется по душе тем, кто устал от казуальных пострелялок и бесконечного количества королевских битв. Здесь ценят вдумчивый подход и внимательность. А такие проекты — на вес золота.

Вивисектор: зверь внутри

Взятая за основу идея из романа «Остров доктора Моро» нашла воплощение в новом проекте от студии Action Forms, благодаря чему враги представляют собой не результат больной фантазии разработчиков, а итог ужасных экспериментов над людьми.

За что можно похвалить «Вивисектор» кроме довольно неплохой шутерной составляющей? За уникальную для того времени систему повреждений врагов. Пулевые ранения приводят к деформации тех участков тела, в которую эти пули попали. Если совсем просто – от врагов отваливались куски плоти, что делало «Вивисектор» довольно жестоким шутером. Даже спустя 15 лет мало кто из девелоперов внедрял такую механику в свой проект. Почему? Не совсем понятно.


Настолько высокой детализацией шерсти не мог похвастаться ни один проект.

Нельзя не похвалить разработчиков за картинку. Визуально и стилистически проект напоминал и Far Cry 3, и серию Unreal Tournament, и Halo. Нельзя сказать, что игра отставала от вышеперечисленных проектов по части графики. Местами «Вивисектор» даже превосходил эти игры.


«Вивисектор» был достаточно взрослым шутером. Уровень жестокости здесь мог сравниться с такими проектами, как Soldier of Fortune или Quake.

Местами в «Вивисекторе» хромала сюжетная часть, но это не делало геймплей менее интересным. К слову, он эволюционировал по мере продвижения игрока по уровням. Если на первых порах главный герой сталкивался с четвероногими врагами, то позднее в качестве врагов начали появляться антопоморфные существа, уровень интеллекта которых заметно превосходил своих собратьев. Это вынуждало игроков использовать более аккуратные тактики сражений, что добавляло разнообразия геймплею.

World of Tanks

В этот список невозможно не включить белорусов из Wargaming. Слава о World of Tanks разлетелась далеко за пределы СНГ. Но в чем заключается феномен World of Tanks? В умении вызвать то самое чувство восторга у игроков, которые с теплом в душе относятся к военной тематике.

Игру не зря называют «Танчиками», потому что WoT возвращает то чувство ностальгии, когда геймеры берут под свое управление уже не игрушечный танчик, а полноценное транспортное средство (пусть и виртуальное), со своим характером, управлением и другими техническими показателями.


С течением времени игра становилась все краше и детализированней.

Каждая модель танка отличается своим управлением, за что спасибо грамотной и проработанной физической модели. В World of Tanks интересно не только ездить, но и стрелять, поворачивать башню, наезжать на ухабы, валить деревья и дома.


С «танкопарком» здесь все в порядке. Десятки единиц техники, каждая из которых поддается кастомизации.

Кроме этого, World of Tanks может похвастаться огромным комьюнити и серьезной поддержкой cо стороны разработчиков — ивенты, бонусы ветеранам, огромная система кастомизации как самих танков, так и скинов. За игрой следят, что делает World of Tanks все более проработанной и интересной для всех категорий игроков.

S.T.A.L.K.E.R.

Гордость за коллег из Украины и просто один из самых атмосферных шутеров с элементами RPG за всю историю игровой индустрии. Вышедший в 2007 году под крылом разработчиков из GSC Game World, проект сразу же был тепло принят аудиторией. Но за что?

За открытый мир, за атмосферу, за уникальных врагов-мутантов, за сюжет, который держит интригу до самой развязки (и завершается одной из семи абсолютно разныз концовок). За отличны арсенал оружия, каждой из которых отличается своим характером стрельбы. И конечно, за дух СНГ и возможность побегать по постапокалиптическим пустошам до того, как это стало мейнстримом (привет, Fallout 3).


Детальность окружения и невероятно красиво отрисованное небо — одно из сильных мест проекта, за которые хочется хвалить игру.

Перед игроками раскрывался открытый мир со своими регионами и разным уровнем опасности. Отдельного внимания заслуживает концепция с аномалиями. Чем ближе к АЭС, на которой произошла катастрофа, тем большую опасность они представляют для игрока. Обнаруживать аномалии нужно с помощью специального устройства и обычных металлических болтов.


После обнаружения аномалии игроки получают полезные артефакты, которые можно обменять на деньги.

Игру нельзя было назвать идеальной. В S.TA.L.K.E.R. страдала оптимизация, а также анимация персонажей и монстров. Но на все эти недостатки хотелось закрыть глаза. Позднее к игре вышло два дополнения «Чистое небо» и «Зов припяти», которые также завоевали хрошие отзывы со стороны игроков и прессы.


Для своего времени в S.T.A.L.K.E.R. была потрясающе красивая система освещения.

Кстати, вторая часть уже находится в разработке. Предположительно, проект выпустят в 2021 году. Игра будет базироваться на игровом движке Unrean Engine 4, и похоже, этот тот самый «Сталкер», который мы все давно ждем.

Метро 2033

Еще одна гордость за украинцев и просто прекрасный постапокалиптический action для тех, кто ставит на первое место атмосферу. Что забавно, основная часть сотрудников из студии 4A Games принимали участие в создании вышеупомянутой S.T.A.L.K.E.R., что и роднит «Метро» с главным постапокалиптическим шутером из СНГ.

Если место действия S.T.A.L.K.E.R. развернулось в окрестностях Припяти после катастрофы на АЭС, то сюжет Metro 2033 переносил игроков в московскую подземку, которая станет основным убежищем послевоенной Москвы.


Серая палитра только подчеркивала атмосферу безысходности и отсутствия жизни за пределами подземки.

Геймеры не зря сравнивают «Сталкер» с Метро 2033. Обе игры отличаются неторопливым, размеренным геймплеем, большое внимание уделяется диалогам и созданием нужной атмосферы, которая раскрывается не только через сюжетную линею, а через детали.

Как и S.T.A.L.K.E.R, в этой игре немного хромает action-составляющая: оружие не всегда чувствует в руках, не проработана система отдачи, многие пушки похожи друг на друга по характеру стрельбы. Но это не делает Metro 2033 плохой игрой, когда во главу угла ставят сюжет, а геймдизайнеры создают настолько правдоподобный и глубокий мир, в хоторый хочется возвращаться. Потому что атмосферно, и потому что умеют.


Проект мог похвастаться хорошей работой теней и света, что делало Metro 2033 не только атмосферной, но и красивой игрой.

Несмотря на то, что издательство из THQ не позаботилось об активной рекламной кампании, Metro 2033 успели заметить, что дало разработчикам зеленый свет на создание новой части, которую 4A Games выпустили спустя три года. На текущий момент во вселенной метро 2033 вышло три игры, последняя из которых (Metro Exodus) увидела свет в 2019 году.

Периметр

Отчественный геймдев отличался не только вниманием к деталям и глубокими игровыми механиками, но и нестандартным мышлением самих разработчиков. Создавать оригинальные игры здесь не только умели: иногда это ставили во главу угла даже на этапе проработки концепта. К числу таких игр относится «Периметр».

Уникальная в своем роде стратегия, которая не похожа ни на одну RTS, которые вышли за все время. Разработанная в 2004 году умельцами из КД-ЛАБ, это была первая игра, в которую были настолько гармонично вкраплены механики терраформинга поверхностей (изменение рельефа).


Хочется отдельно похвалить разработчиков за прекрасный арт-дизайн, начиная от построек и заканчивая юнитами.

Почему терраформинг занимал одну из главенствующих ролей в борьбе за превосходство над соперником? Без грамотного контроля локаций было невоможно выстроить свою сеть соединенных между друг другом узлов. Только когда все постройки объединены одной сетью, возможно включить так называемый периметр (в честь которого разработчики и дали название проекту).


Активированный периметр в действии. Он требует огромное количество энергии, зато спасает игроков практически от любых аттак, кроме подземных.

Добавим сюда весьма современную (для того времени графику), хорошую оптимизацию, и получим одну из самых хороших стратегий 2004 года, которая завоевала интерс не только у российской аудитории, но и во всем мире.

Аллоды Online

Популярность World of Warcraft от Blizzard воодушевил многих. Но до текущего момента ни одна игра в жанре MMORPG не смогла повторить такого же успеха, которого удалось добиться разработчикам мира Warcraft. И если другие студии так или иначе задействовали те или иные элементы игровых механик (или визуальные фишки) из WoW, разработчики из Allods Team решили пойти немного другим путем — они просто создали свой World of Warcraft, с аллодами и кораблями.


За что хочется честно похвалить разработчиков из Nival Interactive , так это за астральные корабли.

Незнакомый с проектом от Blizzard пользователь может посмотреть на скриншоты «Аллодов» и подумать, что это одна и та же игра. И в этом не будет какого-либо парадокса. Девелоперы взяли все самое лучшее и красивое, что получилось у Blizzard, и перенесли на свои рельсы придуманной игровой вселенной. Получилось вполне удачно, красиво, а главное, популярно.


Воруй, как художник. Иконки заклинаний, архитектура зданий, доспехи и другие элементы – практически все напоминает известную MMORPG от Blizzard.

Единственное, что не спасло игру от успеха в долгосрочной перспективе — донат. Речь идет не о кастомизации игровых предметах и визуальных фишках, а конкретных преимуществах, которые получали «донатеры» в виде более крутых вещей экипировки, которые в свою очередь делали персонажей в разы сильнее. Такая политика породила слишком серьезный дисбаланс между теми, кто не планировал делать каких-либо вложений в игру, и теми, кто вливал в «Аллоды» кровно заработанные рубли.


Визуальный стиль остается одном из сильных мест «Аллодов»

Несмотря на такую оплошность в экономической модели «аллодов», проект до сих пор является примером тому, насколько большую популярность может получить игра, если уметь грамотно заимствовать удачные игровые и дизайнерские механики.

Иван Мику

Стоит признать, что сейчас отечественный игропром переживает не лучшие времена: из приятных исключений можно вспомнить разве что Escape from Tarkov от питерской студии Battlestate Games. Но так было не всегда – в 1990-х и начале 2000-х годов российские игры любили и уважали, а некоторые творения наших разработчиков ценили геймеры по всей планете.

Отправляясь в исторический экскурс, невозможно не вспомнить об одной из самых простых, но популярных игр. О том, что Тетрис придумали ещё в советской Москве знают не все, однако именно Алексей Пажитнов в 1984 году изобрел игру, которая в следующие три десятилетия будет портирована на все возможные устройства во множестве вариаций. Только вдумайтесь в эти цифры: с 1984 года было продано 170 миллионов экземпляров Тетриса во всем мире.

Алексей Пажитнов

Только для консоли GameBoy, популярной в США и Японии, было продано 35 миллионов копий Тетриса, что позволяет некоторым исследователям считать игру самой коммерчески успешной в мире. Сам изобретатель основал собственную компанию, успел поработать в Microsoft и Яндекс. В прошлом году на Nintendo Switch вышел многопользовательский Тетрис, над которым Пажитнов работал более десяти лет.

Классикой игр считаются и «Космические рейнджеры», которые придумали на Elemental Games во Владивостоке. Проект 2002 года довольно удачно сочетал в себе сразу несколько жанров – от космического симулятора до RPG или текстового квеста. Приятно удивлял графикой и невероятным числом контента. Разнообразию «Космических рейнджеров» позавидовал бы, пожалуй, даже The Witcher III вместе с Red Dead Redemption 2.


Чуть позже, в 2004-м, вышло продолжение «Космические рейнджеры 2: Доминаторы». Игра мало чем отличалась от оригинала в плане геймплея, но порадовала улучшенной графикой, новой сюжетной веткой и кучей различных дополнений – сейчас это назвали бы дополнением. И если первую часть на Западе просто не заметили, то вторая часть привела американских и европейских игроков в уже знакомый нам восторг.

Одной из первых российских игр, которые завоевали мировое признание, стала RPG «Аллоды: Печать тайны» от московской Nival. Стратегия вышла в 1998 году и была одной из лучших в своём жанре. Таинственная история Умойра привлекла внимание геймеров, точно так же как и геймплей – яркий и разнообразный. Изюминку игре добавлял сетевой режим на 16 человек.


Говоря о студии Nival, можно вспомнить ещё несколько их продуктов, которые получили популярность за рубежом. Например, серию военных стратегий Блицкриг, особенно первую и вторую части, которые радовали исторической точностью и проработкой деталей. А вот третья версия, которая вышла в Steam в 2015 году, уже и российских геймеров не порадовала, как и наш ответ Dota 2 в лице Prime World. Хотя, говорят, в нашу MOBA даже играют в Корее.

Зато можно вспомнить пятую Heroes of Might and Magic, которую Nival делала вместе с Ubisoft. Да, геймплейно представленные в 2006-м «Герои Меча и Магии» не слишком отличались от третьей части, но в сочетании с полной 3D-графикой и фишками четвёртой игры релиз вышел вполне достойным. Тогда «Герои» привлекли внимание не только фанатов серии, но и рядовых геймеров со всего мира, которые по достоинству оценили труд российских игроделов.


Важнейшую роль в истории отечественной игровой индустрии занимает серия пиратских ролёвок от «Акеллы». История Корсаров берёт начало в 2000 году, когда на прилавках появилась первая игра о приключениях морских разбойников. Вторую часть в России приурочили к выходу культового фильмы «Пиратов Карибского моря», и к тому времени серия уже стала интересовать зарубежных геймеров.

Вы скажете – Microsoft Flight Simulator. Геймеры со стажем ответят – Ил-2 Штурмовик. Российский авиасимулятор, который вышел в 2001 году, поражал реалистичной для того периода прорисовкой местности, воссозданной по чертежам (насколько это возможно). Графика, проработанный геймплей и реалистичные боевые машины Второй мировой войны порадовали тысячи геймеров.

Многие считают «Штурмовик» самой высокотехнологичной игрой того времени, равные игры которой появились на Западе лишь через несколько лет. По симуляции работы самолётов сим остаётся одним из самых реалистичных и сейчас. Запустите и проверьте: поверить в то, что игра вышла 20 лет назад, будет очень сложно.


На самом деле 15-20 лет назад было достаточно российских игр, которые могли не только затмить западные хиты на нашем рынке, но и конкурировать с ними за рубежом. Можно вспомнить шутер Периметр, «Fallout на колёсах» Ex Machina или самобытный проект Мор: Утопия. Увы, ближе к 2010 году в российском игропроме возник застой, а прилавки и магазины окончательно заполонили сотни низкопробных поделок.

Однако стоит отметить, что в последнее время наши разработчики понемногу возвращают утерянные позиции: выход той же Escape from Tarkov, Pathfinder или ремейка «Мора» показывает, что в России ещё остались талантливые геймдизайнеры с интересными идеями. Хочется верить, что у нового поколения будут шансы их реализовать.

Читайте также: