Сергей учил брата дошкольника читать используя для этого компьютерную игру какой признак

Обновлено: 07.07.2024

В этом материале мы собрали для вас 10 психологических игр и упражнений, направленных на улучшение взаимоотношений с окружающими. Их проведение не требует дополнительного реквизита, а правила очень легко запомнить или видоизменить, чтобы игра не надоела детям и через месяц.

1. Игра «Волшебник»

Главная цель — сформировать доверительные отношения в группе.

Ход игры: все дети встают в круг, положив ручки друг другу на плечи. Один из детей выбирается «волшебником», воспитатель завязывает ему глаза и переводит в другое место круга. Теперь рядом с ребенком стоят уже другие дети: коснувшись руками их плеч, «волшебник» должен сказать, кто это. Воспитатель просит ребят сохранять тишину во время отгадывания, чтобы не рассеялось «волшебство».

2. Игра «Вставай, я смотрю на тебя!»

Главная цель — развить взаимопонимание между детьми.

Ход игры: воспитатель водит первым, чтобы показать правила. Все садятся в ряд, водящий выходит вперед, обводит глазами всех детей, а потом на 2-3 секунды останавливает на ком-то взгляд. Тот, на кого сейчас смотрит ведущий, должен встать и улыбнуться. Водящими становятся все дети по очереди, чтобы научиться понимать и чувствовать жесты и артикуляцию других.

я смотрю.jpg

3. Игра «Природа грустит»

Главная цель — развить умение сочувствовать и помогать.

Ход игры.
Воспитатель: вы ведь плачете, когда вас обижают?
Дети: да, иногда!
Воспитатель: как вы думаете, может ли и природа плакать, если кто-то ее обидит?
Дети: наверное!
Воспитатель: вот осенью идет дождик, это природу кто-то обидел?

Далее ведущий предлагает детям обсудить, почему природа может плакать и как ее могли обидеть. Для разнообразия можно выбирать не абстрактные явления, а деревья или цветы. Дети должны предложить различные варианты: как можно пожалеть природу и помочь ей. В процессе обсуждения ведущий спрашивает, можно ли точно так же пожалеть своего друга, если его обидели. Дети приходят к выводу, что сочувствие и поддержка – это не сложно.

вставай.jpg

4. Игра «Добрый волшебный зверь»

Главная цель — развить умение сотрудничать и работать вместе.

Ход игры: все дети собираются рядом, берутся за руки (или кладут руки на плечи). Ведущий-воспитатель говорит, что теперь они вместе — большое волшебное животное. Для того, чтобы действительно им стать, надо соблюдать тишину, успокоиться и послушать дыхание друг друга. А теперь постараться дышать одинаково — так, как будто мы все — единое целое.

5. Игра «Злая лапка»

Главная цель — развить у детей навыки самоконтроля в ситуациях конфликта.

Ход игры.
Ведущий: давно-давно в городе жила маленькая, но очень вредная и злая лапка. Она толкала ребят, отнимала игрушки и щипалась. Но добрым ребятам удалось ее перевоспитать. Давайте попробуем и мы!

Дети по очереди садятся на стульчик в центр круга и показывают Злую лапку — сильно сжимают руку, перебирают пальцами. Далее всем ребятам предлагается обсудить, в каких ситуациях лапка могла быть злой, и не были ли их собственные ручки когда-нибудь быть такими. В конце обсуждения дети приходят к выводу, что Злую лапку нужно обязательно прогонять, потому что с такой никто не будет дружить.

По команде ведущего все дети сразу изображают Злые лапки, напрягая мышцы, скрючивая пальчики и шевеля ими. А после слов воспитателя «Лапка стала доброй!», дети расслабляют руку. Игру можно проводить после всех конфликтных ситуаций в группе.

злая лапка.jpg

6. Игра «Обиженный зайчик»

Главная цель — развить умению сочувствовать и любить окружающих

Ход игры: ведущий (один из детей) садится в центр круга. Он — обиженный маленький зайчик, который не успел сорвать вкусную морковку / не самый быстрый в лесу / встретил злого волка. Причину можно не уточнять, если дети сами не предложат варианты.
Все ребята по очереди подходят к грустному зайке и пытаются его утешить и пожалеть.

7. Игра «Маленький круг — большой круг»

Главная цель — развить у детей умение сотрудничать.

Ход игры: ведущий вместе с детьми образуют большой круг, держась за руки. По команде воспитателя надо сделать самый большой круг, не разрывая рук. Потом — самый маленький. Можно попробовать: самый длинный, самый высокий (прыгаем), самый низкий (присаживаемся), самый улыбчивый (улыбаемся), самый веселый (смеемся). Главное научиться делать все это вместе и сохранять круг целым.

Дети в кругу.jpg

8. Игра «Волшебные пузыри»

Главная цель — показать детям, что любовь — это волшебство.

Ход игры: для этого упражнения необходимы бутылочки с мыльными пузырями. Можно использовать одну и передавать ее по кругу. Ведущий включает музыку и предлагает детям глубоко вдохнуть и выдохнуть.
Воспитатель: а теперь представьте, что внутри вас — много-много волшебства и любви! Вдохните их в каждый пузырик. Представляйте то, что вы любите: маму, цветы, животных, друзей, весь мир! Пусть наши волшебные пузыри разлетятся в разные стороны, унося с собой наше волшебство!

мыльные пузыри.jpg

9. Игра «Пересядь, если ты. »

Ход игры: ведущий рассказывает, что все дети и все люди на свете очень разные, но при этом все друг на друга похожи. Потом включает тихую фоновую музыку и предлагает проверить.

Ведущий: Давайте убедимся, что это так! Пусть сейчас встанут и пересядут на место другого те, кто любит. шоколад!

Дети встают и пересаживаются на освободившиеся места.

Воспитатель предлагает разные варианты: кто любит Фиксиков, кто любит спать во время тихого часа, кто помогает маме, кто всегда доедает обед, кто любит осень и т.д.

После нескольких этапов, детям предлагается сделать вывод, что у них в группе действительно очень много общего, а для того, чтобы узнать другого человека и подружиться с ним, у него можно спросить, что ему нравится.

10. Игра «Смешное пианино»

Главная цель — развиваем умение сотрудничать, навыки эмпатии и самоконтроль

Ход игры: все дети садятся на стульчиках в одну линию. Теперь они не просто ребята, а клавиши волшебного пианино, которые звучат голосами разных животных. Воспитатель назначает каждому малышу свой голос — кошки, мышки, лягушки, собаки, высокий, низкий, ля-ля, а-а-а.

Далее ведущий-пианист двигается вдоль ряда детей, легонечко касаясь плеча или головы ребенка — нажимая на клавиши. Клавишам нужно звучать в момент прикосновения, а после — переставать.

При повторном выполнении задания можно его усложнить: например, нажимать сразу «две клавиши» рядом сидящих детей или регулировать громкость звука местом, куда пианист нажимает: голова — громко, плечо — тихо.

В этом материале мы собрали для вас 10 психологических игр и упражнений, направленных на улучшение взаимоотношений с окружающими. Их проведение не требует дополнительного реквизита, а правила очень легко запомнить или видоизменить, чтобы игра не надоела детям и через месяц.

1. Игра «Волшебник»

Главная цель — сформировать доверительные отношения в группе.

Ход игры: все дети встают в круг, положив ручки друг другу на плечи. Один из детей выбирается «волшебником», воспитатель завязывает ему глаза и переводит в другое место круга. Теперь рядом с ребенком стоят уже другие дети: коснувшись руками их плеч, «волшебник» должен сказать, кто это. Воспитатель просит ребят сохранять тишину во время отгадывания, чтобы не рассеялось «волшебство».

2. Игра «Вставай, я смотрю на тебя!»

Главная цель — развить взаимопонимание между детьми.

Ход игры: воспитатель водит первым, чтобы показать правила. Все садятся в ряд, водящий выходит вперед, обводит глазами всех детей, а потом на 2-3 секунды останавливает на ком-то взгляд. Тот, на кого сейчас смотрит ведущий, должен встать и улыбнуться. Водящими становятся все дети по очереди, чтобы научиться понимать и чувствовать жесты и артикуляцию других.

я смотрю.jpg

3. Игра «Природа грустит»

Главная цель — развить умение сочувствовать и помогать.

Ход игры.
Воспитатель: вы ведь плачете, когда вас обижают?
Дети: да, иногда!
Воспитатель: как вы думаете, может ли и природа плакать, если кто-то ее обидит?
Дети: наверное!
Воспитатель: вот осенью идет дождик, это природу кто-то обидел?

Далее ведущий предлагает детям обсудить, почему природа может плакать и как ее могли обидеть. Для разнообразия можно выбирать не абстрактные явления, а деревья или цветы. Дети должны предложить различные варианты: как можно пожалеть природу и помочь ей. В процессе обсуждения ведущий спрашивает, можно ли точно так же пожалеть своего друга, если его обидели. Дети приходят к выводу, что сочувствие и поддержка – это не сложно.

вставай.jpg

4. Игра «Добрый волшебный зверь»

Главная цель — развить умение сотрудничать и работать вместе.

Ход игры: все дети собираются рядом, берутся за руки (или кладут руки на плечи). Ведущий-воспитатель говорит, что теперь они вместе — большое волшебное животное. Для того, чтобы действительно им стать, надо соблюдать тишину, успокоиться и послушать дыхание друг друга. А теперь постараться дышать одинаково — так, как будто мы все — единое целое.

5. Игра «Злая лапка»

Главная цель — развить у детей навыки самоконтроля в ситуациях конфликта.

Ход игры.
Ведущий: давно-давно в городе жила маленькая, но очень вредная и злая лапка. Она толкала ребят, отнимала игрушки и щипалась. Но добрым ребятам удалось ее перевоспитать. Давайте попробуем и мы!

Дети по очереди садятся на стульчик в центр круга и показывают Злую лапку — сильно сжимают руку, перебирают пальцами. Далее всем ребятам предлагается обсудить, в каких ситуациях лапка могла быть злой, и не были ли их собственные ручки когда-нибудь быть такими. В конце обсуждения дети приходят к выводу, что Злую лапку нужно обязательно прогонять, потому что с такой никто не будет дружить.

По команде ведущего все дети сразу изображают Злые лапки, напрягая мышцы, скрючивая пальчики и шевеля ими. А после слов воспитателя «Лапка стала доброй!», дети расслабляют руку. Игру можно проводить после всех конфликтных ситуаций в группе.

злая лапка.jpg

6. Игра «Обиженный зайчик»

Главная цель — развить умению сочувствовать и любить окружающих

Ход игры: ведущий (один из детей) садится в центр круга. Он — обиженный маленький зайчик, который не успел сорвать вкусную морковку / не самый быстрый в лесу / встретил злого волка. Причину можно не уточнять, если дети сами не предложат варианты.
Все ребята по очереди подходят к грустному зайке и пытаются его утешить и пожалеть.

7. Игра «Маленький круг — большой круг»

Главная цель — развить у детей умение сотрудничать.

Ход игры: ведущий вместе с детьми образуют большой круг, держась за руки. По команде воспитателя надо сделать самый большой круг, не разрывая рук. Потом — самый маленький. Можно попробовать: самый длинный, самый высокий (прыгаем), самый низкий (присаживаемся), самый улыбчивый (улыбаемся), самый веселый (смеемся). Главное научиться делать все это вместе и сохранять круг целым.

Дети в кругу.jpg

8. Игра «Волшебные пузыри»

Главная цель — показать детям, что любовь — это волшебство.

Ход игры: для этого упражнения необходимы бутылочки с мыльными пузырями. Можно использовать одну и передавать ее по кругу. Ведущий включает музыку и предлагает детям глубоко вдохнуть и выдохнуть.
Воспитатель: а теперь представьте, что внутри вас — много-много волшебства и любви! Вдохните их в каждый пузырик. Представляйте то, что вы любите: маму, цветы, животных, друзей, весь мир! Пусть наши волшебные пузыри разлетятся в разные стороны, унося с собой наше волшебство!

мыльные пузыри.jpg

9. Игра «Пересядь, если ты. »

Ход игры: ведущий рассказывает, что все дети и все люди на свете очень разные, но при этом все друг на друга похожи. Потом включает тихую фоновую музыку и предлагает проверить.

Ведущий: Давайте убедимся, что это так! Пусть сейчас встанут и пересядут на место другого те, кто любит. шоколад!

Дети встают и пересаживаются на освободившиеся места.

Воспитатель предлагает разные варианты: кто любит Фиксиков, кто любит спать во время тихого часа, кто помогает маме, кто всегда доедает обед, кто любит осень и т.д.

После нескольких этапов, детям предлагается сделать вывод, что у них в группе действительно очень много общего, а для того, чтобы узнать другого человека и подружиться с ним, у него можно спросить, что ему нравится.

10. Игра «Смешное пианино»

Главная цель — развиваем умение сотрудничать, навыки эмпатии и самоконтроль

Ход игры: все дети садятся на стульчиках в одну линию. Теперь они не просто ребята, а клавиши волшебного пианино, которые звучат голосами разных животных. Воспитатель назначает каждому малышу свой голос — кошки, мышки, лягушки, собаки, высокий, низкий, ля-ля, а-а-а.

Далее ведущий-пианист двигается вдоль ряда детей, легонечко касаясь плеча или головы ребенка — нажимая на клавиши. Клавишам нужно звучать в момент прикосновения, а после — переставать.

При повторном выполнении задания можно его усложнить: например, нажимать сразу «две клавиши» рядом сидящих детей или регулировать громкость звука местом, куда пианист нажимает: голова — громко, плечо — тихо.

Невозможно представить себе современную жизнь без компьютера, планшета или смартфона. Но огромное число родителей хотело бы, чтобы их дети как можно реже погружались в виртуальную реальность и поменьше играли в компьютерные игры, которые « портят глаза » и «перегружают нервную систему». Но так ли вредны игры и приложения для детской психики и физиологии? Возможно, от них есть и польза? Разбираемся вместе с детским психологом Наталией Калиниченко .

Несмотря на активное развитие информационных технологий, среди родителей, бабушек и дедушек и даже педагогов существует твердое убеждение: компьютерные игры — это зло для детей. Но это не совсем так.

Тема воздействия компьютера и гаджетов вообще на тело и психику ребенка активно разрабатывается учеными, особенно западными. Есть исследования, которые проводились с целью выявить, как игры влияют на различные когнитивные процессы и на личные особенности человека. Итоги таких исследований указывают на то, что компьютерные игры — не безусловное зло, их опасность преувеличена. Это не значит, что от них только польза: я скажу и о минусах. Но плюсов больше, чем мы думаем.

Современное образование активно использует информационные технологии. В школах, а где-то и в детских садах появляются интерактивные доски, дети учатся работе на компьютере с начальной школы. Нельзя поставить заслон между ребенком и виртуальной реальностью, не нужно к этому стремиться. Но можно использовать новые технологии с пользой для младшего поколения.

Польза компьютерных игр

Развитие внимания

Во время игр на компьютере или планшете, независимо от жанра, однозначно тренируется внимательность ребенка, его умение переключаться. Во что бы ни играл малыш — «стрелялки», квесты, «Мемори», развивающие игры — ему нужно постоянно быть сосредоточенным, следить за изменениями на мониторе или планшете. Компьютерные игры — это большой объем внимания, навык воспринимать максимум информации за единицу времени.

Развития мышления

Большинство жанров компьютерных игр и приложений развивают логичность мышления, а также категоризацию, обобщение (это больше относится к развивающим играм). А дети, которым нравятся игры-стратегии, отличаются многозадачностью, то есть умением решать несколько проблем сразу, даже если они противоречат друг другу. Это такое свойство мышления, которое обычно развивается целенаправленно во взрослом возрасте. У детей, которые играют в квесты и стратегии, этот процесс идет намного быстрее.

Кроме того, компьютерные игры помогают улучшать способность ребенка к планированию и прогнозированию результатов своей деятельности. Ведь дошкольнику с его инфантилизмом сложно строить многоступенчатые планы и тем более предполагать, какого результата он достигнет.

Развитие физиологических навыков

Мелкая моторика , зрительная координация — все это тоже развивается во время взаимодействия с гаджетами. Классическая клавиатура или сенсорная панель — в любом случае задействованы пальцы, их чувствительность. Как известно, моторика и речь тесно связаны: чем лучше развита мелкая моторика, тем успешнее и быстрее ребенок учится говорить.

Игры на планшете или мониторе развивают умение ребенка действовать в ограниченном пространстве. При подготовке к школе детей специально учат ориентироваться на листе, чтобы они в дальнейшем могли считывать информацию с доски и вести записи в тетради. Когда у ребенка есть опыт взаимодействия с экраном компьютера, это значит, что у него уже развита пространственная координация, и это поможет ему в обучении. Хороший «тренажер» для этого — всем известная игра «Тетрис».

Крепок стереотип, что компьютер портит зрение. На самом деле, если соблюдать правила работы с ним, то взаимодействие с компьютером даже улучшает ночное зрение. Во многих играх есть герои, находящиеся в полутьме, внезапно исчезающие, и чтобы их различать, надо натренировать свое зрение вычленять отдельные объекты.

Поделюсь своим опытом. В детстве у меня было плохое зрение, и я проходила специальные коррекционные программы, и уже тогда, 20 лет назад, использовались компьютерные игры. В них главный герой попадал в различные ситуации, и нужно было внимательно следить за действием на экране, вовремя нажимать нужные кнопки, и тогда он спасался. На экране чередовались яркие и слабые вспышки, которые заставляли глазную мышцу двигаться. Если игра составлена правильно, она не только не портит зрение, но и улучшает его.

Развитие уверенности

В некоторых играх можно выбрать разные уровни: попроще и посложнее. Ребенок выбирает уровень себе по силам и развивается с нем, подкрепляя ориентацию на успех. Он может достичь высоких результатов в игре, и это очень важно для детей, которые не верят в свои силы .

Повышение мотивации

Игра — это интересно и весело. Если она обучающая, развивающая и сделана интересно , то она может помочь повысить мотивацию ребенка к учебе . Есть дети, которые совсем не хотят учиться, и игры — хороший инструмент для изменения этой ситуации.

Возможность разрядки

Игры могут помочь ребенку уменьшить нервное напряжение. Иногда после дня в садике или школе малыш приходит домой расстроенный или даже злой. Игра с элементами сдержанной агрессии — это важно! — помогает ему выплеснуть негатив. Безусловно, нельзя играть в такую игру часами.

Расширение кругозора

Компьютерные игры способны в прямом смысле открыть ребенку мир . Возможно, малыш еще ни разу не был в зоопарке, но благодаря игре, в которой надо нажимать на изображения животных, он узнает, что тигренок рычит, а корова мычит. Дидактические настольные игры, которые тоже полезны, не могут дать такой наглядности, как компьютерные.

Недостатки компьютерных игр

Виртуальная реальность — это не безусловное добро, у игр есть и свои недостатки. Они могут отрицательно влиять на эмоционально-волевую, эмоционально-личностную и коммуникативную сферы детской личности.

Эмоции виртуальных персонажей преувеличены: одно действие вызывает утрированную грусть, другое — ненормальный восторг. Это отличается от реальной жизни, в которой люди выражают эмоции не так. Нужно учиться распознавать чужие чувства, а игры этого не дают. Ребенку, погруженному в виртуальную реальность, тяжело общаться с реальными людьми.

Проводя много времени за компьютером, ребенок привыкает к достаточно примитивной обратной связи, запрограммированной самой игрой. И это отличается от реальной жизни. Кроме того, увлеченному игрой ребенку сложно понять, что с живым человеком, в отличие от компьютера, не получится играть в любой момент.

Как выбирать игры

Чтобы компьютерные игры были для ребенка не только полезны, но и безопасны, нужно очень серьезно подходить к их выбору. На что следует обращать внимание?

Возрастные ограничения

Если у вас трехлетка, ему не подойдет развивающее приложение с пометкой 5+: малыш пока не готов воспринять информацию из него. Шестилетнему ребенку вряд ли будут интересны и полезны игры для детей от четырех лет.

Качество дизайна и логика игры

Выбирая игру, сыграйте в нее сами, оцените качество графики и связь картинки с реальным миром. В игре есть зеленые тигры и красные слоны, а главный герой возвышается над деревьями? Значит, она вашему ребенку не подходит. Ведь для малыша 3−4 лет игра — это тоже источник информации о мире.

Системные требования

Достаточно ли ваш компьютер мощный, чтобы воспроизвести выбранную игру? Не являются ли ее основные функции платными? Если ребенок не может спокойно поиграть, это может вызвать у него тревогу.

Рейтинг игры

Скачивая игру из магазина приложений, изучите ее рейтинг и отзывы пользователей, посмотрите скриншоты. Информацию о компьютерных играх можно найти на родительских форумах.

Жанр и ее цель игры

Если ваш малыш не старше трех лет, ему подойдут исключительно развивающие игры. Дошкольникам, первоклассникам уже можно предлагать стратегии и квесты, но с оговоркой: эти игры могут быть как безобидными, так и агрессивными . Если в игре демонстрируются разрушения, ребенку она не подходит.

Игры могут способствовать развитию самых разных навыков: логики, внимания, реакции. Например, дети 2−3 лет учатся манипулировать предметами, и отточить это умение можно при помощи приложений, где нужно ранжировать объекты по росту, искать одинаковые предметы. 3−4 года — период развития сенсорных эталонов, восприятия и внимания. Хорошие игры в этом возрасте — ловля птичек или рыбок на экране. В 5−7 лет нужно развивать логику и различные аспекты мышления: найти лишнее, достроить ряд, заполнить таблицу, построить башенку по образцу. Полезными также будут симуляторы спортивных игр или ухода за питомцем.

Как играть с пользой

Чтобы компьютерные игры и развивающие приложения приносили пользу, важно, как именно играет ребенок. Соблюдайте простые правила:

  • Следите за тем, во что и как долго играет ребенок. Есть даже формула для расчета времени в минутах, которое ребенок может провести за компьютером без перерыва: его возраст, умноженный на полтора. Это значит, что шестилетка может за сутки играть максимум 9 минут за одну сессию. Таких сессий у дошкольника может быть не больше трех в день, то есть менее получаса в сутки. Нельзя садиться за компьютер или брать в руки гаджет менее чем за два часа до сна — это нагружает нервную систему малыша. Это правило должно соблюдаться строго.
  • Очень важны правильная поза и освещение. Нужно выдерживать оптимальное расстояние до экрана и следить за тем, чтобы ребенок сидел ровно на стуле или диване, а не играл лежа, даже если ему так удобно.
  • После каждой сессии за компьютером, даже трехминутной, нужно устраивать перерывы. В них должны быть гимнастика для глаз и подвижная игра.
  • Не используйте компьютерные игры как способ поощрения.

Как бы тщательно и старательно вы ни выбирали компьютерную игру, какой бы развивающей она ни была, она не должна становиться главным занятием ребенка. Хорошо, когда у него в распоряжении есть настольные игры и конструктор, когда есть возможность устроить ролевые или спортивные игры. Компьютерные игры и приложения помогают нам скоротать время в дороге или в очереди в больнице, но не могут заменить все остальные виды досуга и развивающих занятий.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Деева Юлия Игоревна

Данная статья посвящена проблеме влияния компьютерных игр на психическое развитие ребенка дошкольного возраста . В статье рассматриваются точки зрения разных авторов относительно проблемы положительного влияния компьютерных игр на психическое развитие детей дошкольного возраста .

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Деева Юлия Игоревна

Компьютерные игры и познаватель-ные способности дошкольника Использование игр-презентаций как средства активизации познавательного интереса дошкольников Использование компьютерных игр в развитии речи детей дошкольного возраста Комплексное использование виртуальных и реальных сюжетно-ролевых игр как одно из условий развития мышления старших дошкольников Южетно-ролевая игра как эффективный метод развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «О положительном влиянии компьютерных игр на психическое развитие детей дошкольного возраста»

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТЫ

О ПОЛОЖИТЕЛЬНОМ ВЛИЯНИИ

КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР НА ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Деева Юлия Игоревна, Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург

E-mail: julia_deevaa@mail. ru

Аннотация. Данная статья посвящена проблеме влияния компьютерных игр на психическое развитие ребенка дошкольного возраста. В • статье рассматриваются точки зрения разных авторов относительно проблемы положительного влияния компьютерных игр на психическое развитие детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: компьютерные игры, влияние компьютерных игр, психическое развитие детей, дошкольный возраст.

В данной статье мы ставим задачу проанализировать различные точки зрения исследователей-психологов на проблему положительного влияния компьютерных игр на психическое развитие детей дошкольного возраста.

Одним из важнейших этапов в формировании и развитии личности ребенка можно считать дошкольный возраст. Развитию ребенка дошкольного возраста способствуют общение со взрослыми и сверстниками, а в последнее время и «общение с компьютером». Использование компьютерных игр в повседневной жизни ребенка дошкольного возраста дает большой развивающий и обучающий эффект [6].

Важно отметить, что компьютерные игры способны эффективно развивать основные операции мышления ребенка, такие как обобщение и классификация [8]. Кроме того, компьютерные игры могут дать ребенку дошкольного возраста представление о предметах и ситуациях, а также нескольких уровнях окружающего нас мира - реальные вещи, виртуальные предметы, картины, схемы слова и т.д. [7]. По мнению А.В. Гордеевой игровая компьютерная деятельность позволяет формировать и развивать у детей дошкольного возраста

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

- к критическому мышлению;

- к контролю выполнения своих действий;

- к оценке результатов своей деятельности;

- к желанию узнавать новое, лежащее в основе любого развития и обучения

В то же время некоторые исследователи (В.В. Барцалкина, В.А. Зеленская и т.д.) отмечают, что компьютерные игры могут выполнять функцию психологической разрядки, даже играть роль психологического тренинга (учить способам разрешения проблем) [1; 7].

Г.С. Грушлевская, И.В. Бурлаков и А.В. Гордеева в своих исследованиях отмечают, что компьютерные игры могут оказывать положительное влияние на познавательное развитие ребенка-дошкольника и развитие его невербального интеллекта. Изучив познавательное развитие детей-дошкольников, играющих и не играющих дома в развивающие компьютерные игры, Г.С. Грушлевская, И.В. Бурлаков и А.В. Гордеева пришли к выводу о том, что использование компьютера обеспечивает дополнительную возможность для когнитивного • развития ребенка дошкольного возраста и его подготовки к школе [3; 4; 5].

Компьютерные игры учат детей дошкольного возраста преодолевать трудности, контролировать выполнение действий, оценивать результаты. Благодаря компьютеру становится эффективным обучение планированию, контролю и оценки результатов самостоятельной деятельности ребенка-дошкольника, через сочетание игровых и неигровых моментов [2; 4].

Г.С. Грушлевская отмечает, что компьютерные игры имеют особую направленность: они не только стимулируют индивидуальную деятельность детей-дошкольников и их творческий потенциал, но и являются замечательным средством, объединяющим детей в интересных групповых играх, способствуют их неформальному общению, если за одним компьютером одновременно играют два/три ребенка [5].

Благодаря взаимосвязи разных видов игр, в том числе и компьютерных, ребенок овладевает умением самостоятельно и инициативно решать игровые задачи, постепенно усложняющиеся по способу управления, содержанию знаний, степени обобщенности действий, поднимаясь в своем развитии на более высокий уровень [7; 8].

В завершении можно сказать о том, что компьютерные игры не должны занимать все свободное время ребенка-дошкольника. Лучше для этого выделять 15-20 минут в день. Это необходимо, прежде всего, во избежание компьютерной зависимости и проблем с психикой и здоровьем ребенка дошкольного возраста. Самым лучшим вариантом является совместная игра ребенка с родителями [5].

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Кроме того, по мнению И.В. Бурлакова, родителям важно знать, в какие конкретно игры играет их ребенок, и какой вред или пользу может принести такое увлечение. При выборе компьютерных игр необходимо отдавать предпочтение тем, которые развивают логику, мышление, воображение, внимание, помогают познавать окружающий мир. Однако, следует учитывать тот факт, что все самое ценное и значимое ребенок дошкольного возраста должен получить от своих родителей, чтобы максимально безболезненно пройти процесс социализации [5].

Иногда увлечения компьютерными играми может перейти в психологическую зависимость. Особенно опасны они для дошкольников с еще неокрепшей психикой.

1. Барцалкина В.В. Увлечение компьютерными играми: беда или благо? / В.В. Барцалкина. - М.: МГППУ, 2008.

2. Боброва Т.О. Влияние компьютерных и информационных технологий на • познавательно-интеллектуальные способности детей / Т.О. Боброва // Экономика

и социум. - 2016. - № 3 (22).

3. Бурлаков И.В. Психология компьютерных игр / И.В. Бурлаков // Наука и жизнь. - 2006. - № 5-9.

4. Гордеева А.В. Увлеченность компьютерными играми: психологический аспект / А.В. Гордеева. - К.: Киев. - 2004.

5. Гушлевская Г. С. Организация работы компьютерно-игрового комплекса дошкольного учреждения / Г.С. Гушлевская // Детский сад от А до Я. - 2003. - № 1.

6. Запаренко В. Школа рисования Виктора Запаренко. Рисуем на компьютере / В. Запаренко. - СПб.: Издательский дом «Нева», 2003. - 128 с.

7. Зеленская В.А. Компьютер для дошкольников / В.А. Зеленская // Управление ДОУ - 2008. - № 6. - С. 74-79.

8. Клопотова Е. Компьютерные игры в жизни современных дошкольников / Е. Клопотова, Ю. Романова // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 7. - С. 97-103.

Читайте также: