Со скольки лет детям можно играть в компьютерные игры

Обновлено: 04.07.2024

В предыдущих статьях я уже писала о том, что компьютерные игры - не такое уж зло , как некоторым кажется. Да, иногда они являются объектом техно-зависимости , но для этого всегда есть внешняя причина и внутренняя готовность человека, стремление к бегству от реальности. А если ребёнок бежит из реальности вместо того, чтобы её узнавать - то это, прежде всего, признак психологических проблем в семье.

Но вернемся к первоначальному вопросу. Да, действительно, дети в 5-6 лет быстрее привязываются к компьютерным играм (или играм на смартфоне), чем взрослые. Это происходит в первую очередь из-за того, что у детей ещё не развит навык самоконтроля . Они не могут сказать: "стоп, на сегодня хватит, у меня ещё есть дела" . В данном случае, контролировать необходимо взрослым. Но без криков и ругани! Объяснять всегда необходимо спокойно , иначе у ребёнка так и отложится, что контроль - это плохо, а родитель - просто кайфолом, который ничего не понимает. Да и запретный плод всегда вкуснее.

Не нужно вешать ярлык "Плохо" на все компьютерные игры. Да, есть те, которые сделаны на коленках и являются просто тратой вашего времени и денег. В первую очередь - это многочисленные игры на смартфонах по типу "Angry birds" или "Fruit nindja". Они тормозят развитие психических функций ребёнка. Создатели сколько угодно могут говорить про развитие мелкой моторики и логического мышления у детей, но при этом у тех не появляется практических знаний о мире, они подолгу сидят в неудобных позах и выполняют одни и те же действия.

Есть также и те игры, которые содержат в себе сцены насилия , где герой сам является зачинщиком (например какая-нибудь "GTA V" или "CS:GO"). И да, в них детям (до 16-18 лет) не стоит играть, потому что у них ещё не сформирован моральный компас и самоконтроль в достаточной степени. Такие игры сделают их более толерантными к совершению насилия. Но почему до 16-18 лет? Потому что обычно после этого возраста дети понимают, что - хорошо, а что - плохо. Они способны сами делать выводы и принимать решения. Только после этого они могут корректно воспринимать опыт, который предлагает компьютерная игра, и при этом сказать "стоп", когда это необходимо.

А до этого возраста можно предлагать ребёнку обучающие игры (например по страноведению, изучению языков и прочее) или безобидные игры, которые направлены на созидание. Например игра "Spore", которая по сути является симулятором эволюции. И не нужно говорить, что это скучно. Попробуйте поиграть вместе с ребёнком в эти игры, и если будет интересно вам - ребёнок тоже заразится.

Я вообще выступаю за то, что увлечение компьютерными играми - это не так плохо, как навязывают СМИ. Мир изменился. Теперь смартфоны, компьютеры, лаптопы и прочее - это важная часть нашей жизни. И к этим переменам нужно относиться спокойно.

В век современных технологий люди много времени проводят за всевозможными гаджетами, компьютерами, в том числе, сидя за играми. Неудивительно, что у родителей возникает вопросы, сколько детям можно играть в компьютер или телефон, какой возраст является оптимальным для знакомства с гаджетами, сколько времени в сутки ребенок может проводить за такими устройствами? В данной статье Вы найдете ответы на интересующие Вас вопросы.

Оптимальный возраст и допустимое время

Ребенок играет на смартфоне

Не рекомендуется знакомить ребенка с компьютерными играми до трех-пяти лет

Важно понимать, что многое зависит от того, какой именно монитор установлен у Вас дома, сколько лет Вашему ребенку, какие промежутки между сиденьями за смартфоном или компьютером Вы ему делаете.

По мнению педиатров, оптимальным возрастом для начала игр за компьютером, смартфоном или планшетом является достижение пятилетнего возраста. Сегодня же нередко можно увидеть, как ребенок трех лет сидит в планшете, выполняя задания в приложении, направленном на раннее развитие.


Постарайтесь максимально отодвинуть время знакомства ребенка с виртуальным миром. Важно помнить о том, что маленькому карапузу компьютерная игра не должна заменять общение с родителями и близкими родственниками. В этом возрасте особенно важно получать живое общение, познавать окружающий мир.

Существуют такие возрастные ограничения времяпровождения за компьютерными играми, приложениями на смартфоне:

  • от трех до пяти лет — не больше 15 минут в день;
  • с пяти до шести — оптимальным считается от 15 до 20 минут в сутки;
  • от шести до семи — от 25 до 30 минут;
  • от семи до двенадцати — не более часа в день;
  • от двенадцати до шестнадцати — два часа в сутки, обязательно с перерывом в 10-15 минут.


Родители могут и не догадываться о том, сколько времени на самом деле ребенок проводит за экраном гаджета. Если он обладает своим телефоном или планшетом, то в случае с ограничением дневного времяпровождения в играх, может просыпаться по ночам, залипать в игрушки тогда, когда никто не видит. Подобные ночные игры приведут к проблемам с самочувствием днем. А, если ребенок уже посещает школу, то к снижению успеваемости, засыпанию на уроках.

Отрицательные стороны игр

Девочка играет на смартфоне, лежа на диване

Ненормированные игры на смартфоне, компьютере могут приводить к проблемам со здоровьем

Когда у родителей возникает вопрос, можно ли играть ребенку в игрушки на компьютере или смартфоне, то появление подобного интереса может быть небеспочвенным, так как рассматриваемые игры действительно могут навредить детскому организму.

  1. Длительное сидение перед экраном, а ребенок часто в этот момент прекращает моргать или держит близко к лицу смартфон, приводит к снижению остроты зрения.
  2. Нарушение дневного распорядка. Игра может так затягивать, что у малыша совершенно вылетает из головы, что ему нужно сделать (пойти на прогулку с друзьями, выполнить домашнее задание или вовремя лечь спать).
  3. Появление раздражительности, агрессивности в случае, когда ребенок играет в игры со сценами насилия. Подобное поведение может появляться и при развитии игровой зависимости, возникать в ситуациях длительного отсутствия девайса, невозможности войти в игру.
  4. Ухудшение навыков общения с живыми людьми, появление конфликтности.
  5. Увлеченность играми может также повлиять на снижение успеваемости.
  6. Не исключено появление проблем с осанкой, развитие сколиоза.
  7. Вероятность развития компьютерной или игровой зависимости.
  8. Может приводить к перевозбуждению нервной системы.
  9. Не исключено появление проблем со сном.
  10. Ухудшение психологического состояния. В ситуации, когда ребенок долго не может пройти какой-то уровень или игра требует вноса денег, в которых отказывают родители, или он играет в игрушки со сценами насилия, излишней агрессией, может появиться нервное перевозбуждение, стресс, сформироваться депрессия.


Сегодня нередко школьники играют в смартфонах не только на переменах между занятиями, но и во время уроков, что приводит к снижению успеваемости, не усвоению материала.

Важно понимать, что полный запрет игр может привести к протесту, особенно в подростковом возрасте. Кроме того, запретный плод сладок. Стоит учитывать тот факт, что в современном мире в гаджетах сидят все (от малого до старого). Важно понимать, что в школе Вашего ребенка будут окружать дети, которые играют в смартфонах.

Положительные моменты

Ребенок играет на компьютере

Когда родители задаются вопросом, можно ли детям играть в телефон или в компьютер они опасаются возможных негативных последствий. Однако, важно понимать, что нормированное время сидения за девайсами, правильный подбор игр может не только не навредить, но и принести пользу ребенку. Среди таких положительных моментов отмечают:

  • повышение скорости реакции;
  • развитие воображения;
  • способность принимать решения, прогнозировать возможную результат;
  • тренировка памяти, внимания;
  • улучшение мелкой моторики и глазомера;
  • развитие логического мышления.

Почему возникает игровая привязанность

Вся семья залипает в смартфонах

Иногда задаваясь вопросом, можно ли детям играть в игры на компьютере или смартфоне, родители упускают момент того, по каким причинам в принципе может возникнуть такой интерес, и особенно патологическая потребность в виртуальном времяпровождении.

  1. Недостаток родительского внимания. Ситуация, когда в реальной жизни ребенок чувствует одиночество, у него может возрасти потребность общения в сети.

Дочка моих знакомых, родители которой постоянно на работе, большую часть времени предоставлена сама себе. Она почти все это время играет в игры на планшете. В момент встречи с этим ребенком только и слышны рассказы об ее героях, о том, каких побед она достигла, что приобрела для своего персонажа.

  1. Отсутствие других интересов, увлечений. Ситуация, когда у ребенка нет хобби, его не отдали в секцию или кружок, нет общения с другими детьми, он начинает играть на смартфоне, причем в начале это могут быть игры развивающего типа, раскраски.
  2. Потребность уйти в виртуальный мир может обуславливаться проблемами ребенка, возникающими в общении с другими детьми, быть результатом отсутствия друзей.
  3. Копирование поведения других детей или родителей. Если малыш, взрослея, видит, как все играют, неудивительно, что и у него возникает желание сидеть за девайсами.


Важно понимать, что порой сами родители виноваты в том, что у ребенка возникает желание сидеть за телефоном или компьютером. Это может быть последствием недостаточного внимания с их стороны, а также и быть результатом копирования их поведения, если мама с папой, сами того не замечая, часами пропадают за экраном гаджетов.

Признаки зависимости

Ребенок играет на смартфоне

Иногда родителей посещает мысль, что у их ребенка развилась игровая зависимость. Но это не всегда так как. Если Ваш малыш много времени проводит за смартфоном или компьютером — это не означает, что у него сформировалась вредная привязанность. Иногда всему виной отсутствие других интересов, недостаток внимания родителей, проблема в планировании дневного распорядка. Указывать же на то, что имеет место именно зависимость, могут такие проявления:

  • сидя в игре, ребенок забывает о том, что ему нужно поесть;
  • попытка оторвать малыша от игры, вызывает агрессивное поведение;
  • длительное отсутствие возможности посидеть за гаджетом или компьютером приводит к развитию сильной раздражительности, внезапных приступов гнева, к появлению безразличного отношения к родным людям;
  • у ребенка пропадают все интересы, то, что нравилось ранее, потеряло всякий смысл;
  • все общение малыша сводится к рассказам об игровом персонаже, его достижениях, победах;
  • ребенок постоянно просит, чтоб родители внесли деньги на счет, если игра этого требует.

Зная, сколько детям можно играть в телефон и компьютер, родители должны понимать, что также важно отслеживать и то, в какие именно игры играет ребенок. Помните о том, как некоторые приложения, установленные на мобильном телефоне, могут воздействовать на психологическое здоровье ребенка.


Иногда родители не против увлечения своих детей электронными гаджетами. Ребенок занят, не капризничает. О чем еще мечтать? И даже есть время выпить чай. Но так ли все безопасно? По этому поводу молодые родители адресуют вопросы известному педиатру Евгению Комаровскому.

Сейчас есть компьютерные игры даже для годовалых малышей. С какого возраста можно играть на планшете? — интересуются мамочки.

Если ребенок использует гаджеты до того, как начинает познавать основы устройства жизни, скорее всего, это может влиять на психику, нарушать координацию движений, приводить к травматизму и так далее. Ребенок видит, как катится мяч, а потом падает в реку. В реальной жизни реакция будет по типу «наша Таня громко плачет». А когда это случилось на экране, ребенок не понимает, что мяч исчез навсегда. Другой момент: когда нужно бегать, прыгать, скакать, в результате чего формируется двигательная система, растут легкие, сердце, а сосуды учатся адаптироваться к постоянно меняющейся физической активности, человеческий детеныш сидит и смотрит на мерцающий экран. К чему это приведет, не знает никто.


© Depositphotos

Популярный педиатр резюмирует:

Как врач, я категорически против компьютерных игр до двухлетнего возраста. Далее есть стандартное правило, которое родителям безумно сложно соблюдать, — не более двух часов экранного времени в сутки. Помните: мама как развивающая игра намного полезнее. Папа, который вместе с ребенком строит из кубиков домик, в тысячу раз круче, чем любой гаджет. Но папе легче уткнуть годовалого ребенка в мультики, а самому отдыхать. Это неправильно.

По мере взросления ребенок знакомится с электронными гаджетами. Однако в самом нежном возрасте для него важнее то, что развивает мелкую моторику рук, позволяет различать шуршащее, мягкое, твердое, гладкое, теплое, холодное… А игры в гаджетах этому не научат. Поэтому отложите «компьютеризацию» малыша на тот возраст, когда она принесет ему пользу в плане развития.


© Instagram @doctor_komarovskiy

А вы показываете ребенку игры на смартфоне или планшете? С какого возраста?

игры

Развлечения и Отдых

Сколько часов компьютерных игр в неделю не навредят здоровью детей? Какие игры подходят ребёнку? С какого возраста компьютерные игры безопасны? Этими вопросами задаются миллионы родителей.

Кто-то гордится тем, что его ребёнок рано начал играть в развивающие компьютерные игры. Кто-то, наоборот, стыдится того, что ребёнок тянется к экрану, и старается максимально оттянуть этот момент.

Но далеко не всем удаётся полностью оградить детей от компьютерных игр, потому что современный мир диктует свои условия. Но многие стремятся найти баланс, чтобы не навредить растущему организму. Хотелось бы немного реабилитировать досуг у компьютера и поддержать тех родителей, чьи сыновья и дочки проводят своё свободное время за игрой.

Какой возраст идеален для игр?

малыши

На самом деле возраст как раз не является главным критерием. Правильный ответ состоит из трех аспектов. С одной стороны, большую роль играет индивидуальный уровень развития ребенка. Это включает в себя интерес и любопытство к предмету игры, понимание её технологии. Разумеется, дети не должны играть в видеоигры для взрослых, только потому что они могут понять, что там происходит. Тем не менее, видеоигра может быть подходящей для ребенка, если он уже способен её анализировать.

Во-вторых, большое значение имеют условия и рамки, которые определяют родители. Под этим подразумеваются частота, продолжительность и время игры. Детям часто бывает трудно контролировать время, которое они посвящают какой-либо деятельности. Этим обязаны заниматься взрослые.

В-третьих, содержание игры должно приносить пользу ребёнку. Хотя детям младше 5 лет находиться за компьютером вообще не стоит, но наверняка найдутся отличные обучающие игры даже для этого возраста.

Развивающие игры и развитие мелкой моторики

играет

При выборе игр применим девиз «Разрешите то, что весело!». Интерес к содержанию приводит к более интенсивному обсуждению и плодотворному обучению. Благодаря этой мотивации, дети читают статьи или даже целые книги о любимых играх, с удовольствием рассказывают о них родителям и вообще демонстрируют увлеченность.

Поскольку этого пути почти невозможно избежать, важно формировать его вместе с детьми, стараясь соотнести игровой досуг со способностями каждого ребёнка. Например, если ему нравится играть со строительными блоками или строить из других материалов, вполне возможно, что ему будет интересен Minecraft . Там ребенок может переделывать мир по своим представлениям и строить собственные здания, пейзажи и тому подобное. Эта игра является «вечной классикой» не без оснований.

Однако обучение не должно быть основным критерием выбора игры, поскольку это приводит к завышенным родительским ожиданиям, которые могут не оправдаться. В наши дни родители и дети все равно часто испытывают сильное социальное давление, а потому стараются делать все «правильно». Это не должно распространяться на видеоигры. Порой дети должны играть просто, чтобы быть в команде своих сверстников.

дети

Для улучшения мелкой моторики достаточно простого обращения с электронным устройством (будь то смартфон, планшет, игровая консоль или ПК). Если есть действительно острая необходимость в улучшении мелкой моторики, более разумным способом будет трудотерапия. В остальном также подойдут классические тактильные игры.

Компьютерные игры и предрассудки

Многие до сих пор считают компьютерные игры занятием для ботаников. Некоторые даже утверждают, что, поскольку дети играют в одиночестве, поэтому растут замкнутыми, отдаляются от общества, строят свою собственную реальность, едят только фаст-фуд и становятся агрессивными через видеоигры – это лишь некоторые из предубеждений.

Это всё может происходить в отдельных крайних случаях, но на самом деле перечисленные случаи связаны с другими индивидуальными, а иногда и социальными или психологическими проблемами.

киберспорт

Если посмотреть, например, на мир киберспорта, быстро станет ясно, что существуют структуры, аналогичные тем, которые используются в обычном спорте. Киберспортсмены и геймеры обладают особым пониманием игр, знают, как стратегически выстраивать свою тактику, совершенствовать зрительно-моторную координацию и мелкую моторику. Они используют разные каналы связи, чтобы договариваться друг с другом, разрабатывать стратегии и часто устанавливают социальные контакты, которые приводят к дружбе.

Помимо тренировочных планов, ориентированных на игру, киберспортсмены также поддерживают физическую форму, чтобы лучше переносить длительные игровые сессии. В вопросе же питания ответственность тоже часто лежит на родителях. Если в доме не водятся чипсы, то подросток и не будет есть их за игрой.

А вдруг компьютер заменить учёбу и развлечения?

за ноутом

Компьютерные системы, безусловно, могут повысить эффективность отдельных процессов или методически дополнить обучение. Некоторые из них уже сегодня активно используются в образовании. Однако такая система не способна заменить хороших, преданных делу и отзывчивых учителей.

Обучение происходит через связь и отношения между преподавателями и учениками. Даже если компьютерные системы в какой-то момент смогут набрать очки на техническом и фактическом уровне, они не смогут заменить социальные компоненты, которые являются важной частью обучения и преподавания. То же самое касается времени с семьёй и друзьями.

Родители ребёнку всё равно нужны, даже если кажется, что с ними он проводит меньше времени, чем у компа. Здесь снова нужно проявить твёрдость, организовать совместный досуг, поездки, культурную программу. Помнить о физическом развитии и стараться, чтобы дети проводили хотя бы пару часов в день на свежем воздухе.

Рискованная «компьютерная игра»

родители и дети

Важно, чтобы мнение и потребности детей принимались мамами и папами серьезно, чтобы ими не пренебрегали, но четкие правила и границы должны предварительно согласовываться друг с другом. Поэтому можно применить своего рода девиз: «Дети знают, во что они хотят играть. Взрослые знают, как именно».

Игры и насилие

игра

Родители часто озабочены количеством насилия в компьютерных играх. Действительно, в шутерах от первого лица можно встретить немало агрессивных действий. Конечно, есть опасения, что поступки аватара будут перенесены игроком из цифрового мира в реальность. Это вызывает дополнительные предубеждения.

Но по сути вопрос о том, увеличивают ли компьютерные игры потенциал насилия у людей или люди с высоким потенциалом насилия ищут подходящие видеоигры, всё ещё остаётся открытым. Впрочем, за возрастной маркировкой все равно нужно следить. И не давать играть детям, которые совершенно к этому не готовы.

Главные выводы для родителей, которые хотят минимизировать воздействие игр на детей:

  • контролировать время, которое ребёнок проводит у компьютера;
  • сделать всё возможное, чтобы контент соответствовал возрасту и развитию;
  • быть внимательными к тому, что происходит с ребёнком;
  • общаться по душам и налаживать крепкий контакт;
  • находить общие интересы и организовывать совместный досуг.

Что поможет избежать киберзависимости? Доверие, понимание, следование увлечениям ребёнка, яркая альтернатива играм, инвестирование собственного времени в общение с детьми, установка твёрдых границ.

Читайте также: