Sound forge затухание звука

Обновлено: 03.07.2024

Одно из наиболее часто применяемых пользователем действий при работе со звуковыми данными – изменение уровня громкости звукового файла. Программа Sound Forge предоставляет несколько различных процессоров, позволяющих изменять громкость: Volume (Громкость), Fade (Постепенное изменение звука) и Normalize (Нормализация). Процессор Normalize (Нормализация) рассмотрен в данной главе выше (см. разд. «Создание предварительных установок процессоров»). Рассмотрим два оставшихся процессора.

Чтобы просто увеличить или уменьшить уровень сигнала для выделенной области или всего файла, нужно воспользоваться функцией Volume (Громкость), выполнив следующие действия.

1. Выделите в звуковом файле часть данных, громкость которых нужно изменить. Если требуется обработать весь файл, то выполните команду Edit ? Select All (Правка ? Выделить все) – будет выделен весь файл.

2. Выполните команду Process ? Volume (Обработка ? Громкость) – откроется окно Volume (Громкость) (рис. 5.7).


Рис. 5.7. Окно предварительных настроек Volume (Громкость)

3. С помощью ползунка Gain (–Inf. to 20 dB) (Усиление (от минус бесконечности до 20 дБ)) установите значение параметра относительной громкости. Чтобы увеличить громкость, передвиньте ползунок вверх, чтобы уменьшить – вниз.

5. Если результат вас устраивает, то нажмите кнопку ОК – окно будет закрыто.

Программа увеличит или уменьшит громкость звукового файла в соответствии с произведенными установками.

В дополнение к основным действиям изменения громкости рассмотрим еще один процессор, доступный в Sound Forge, который позволяет применять эффекты усиления и затухания звука.

Усиление – это постепенное, ровное увеличение громкости звука. Затухание представляет собой противоположное явление – постепенное, ровное уменьшение громкости.

Чтобы применить усиление к звуковому файлу или фрагменту, необходимо выполнить следующие действия.

1. Создать выделенную область, к которой нужно применить затухание или усиление. Если требуется обработать весь файл, то следует выполнить команду Edit ? Select All (Правка ? Выделить все) – выделится весь файл.

2. Выполнить команду Process ? Fade ? In (Обработка ? Постепенное изменение звука ? Нарастание) – звук будет увеличен.

Чтобы применить затухание, нужно выполнить команду Process ? Fade ? Out (Обработка ? Постепенное изменение звука ? Затухание) – звук будет уменьшен применительно к выделенной области.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Программная настройка громкости наушников

Программная настройка громкости наушников Прежде всего, научимся изменять громкость воспроизведения, т. е. наушников. Вам придется это делать даже во время общения, если ваш оппонент плохо отрегулировал громкость своего микрофона. Итак, делаем следующее.1. Открываем

Программная настройка громкости микрофона

Программная настройка громкости микрофона Теперь отрегулируем громкость микрофона.1. Из диалогового окна Громкость (см. рис. 1.3) командой меню Параметры | Свойства открываем окно Свойства, но теперь уже устанавливаем переключатель в позицию Запись (рис. 1.5). 2. В области

1.2.6. Установка уровня громкости

1.2.6. Установка уровня громкости Рис. 1.35. Регулятор громкостиДля установки уровня громкости выберите команду меню Система?Параметры?Персональные?Регулятор громкости (рис. 1.35).

Регулятор громкости

Регулятор громкости Если вы хотите, чтобы регулятор громкости запускался в компактном виде по умолчанию, то в разделе HKCUSoftwareMicrosoftWindowsCurrentVersionAppletsVolume ControlOptionsприсвойте параметру типа DWORD °Style° значение 00000020. Для обычного состояния используется значение

Микширование звука

Микширование звука В повседневной жизни звук окружает нас повсюду. Выходя на улицу, вы одновременно слышите шум машин, голоса играющих детей, музыку, доносящуюся из окна неподалеку, и т. д. При этом вы можете спокойно разговаривать с собеседником – посторонние звуки вам

Изменение громкости звуковых клипов и звуковых дорожек

Изменение громкости звуковых клипов и звуковых дорожек В данном проекте смикшируем музыкальное сопровождение и звуки шума автомобиля и вертолета. Для этого необходимо немного убавить громкость воспроизведения музыки на этих участках последовательности.1. Разверните

Частота звука

Частота звука Частоту звука можно установить при помощи другого устройства, называемого "Программируемым интервальным таймером 8253". Этот контроллер в числе прочего определяет, сколько импульсов в секунду следует послать на громкоговоритель. Устройство 8253 вырабатывает

Микширование звука

Микширование звука Помимо манипуляций со звуковыми клипами в проекте Studio предоставляет набор настроек, часто необходимых для получения качественного звукового сопровождения фильма. Правда, этот набор не слишком велик, если сравнивать его с программами для

Оцифровка звука

Оцифровка звука Чтобы звук перевести в цифровую форму, его надо оцифровать. Оцифровывают аналоговый сигнал путем измерения мгновенных уровней сигнала и последовательной записи этих значений в файл. На рисунке измеряемые значения на исходной кривой отмечены

Запись звука

Оцифровка звука

Оцифровка звука Чтобы звук перевести в цифровую форму, его надо оцифровать. Оцифровывают аналоговый сигнал путем измерения мгновенных уровней сигнала и последовательной записи этих значений в файл. На рисунке измеряемые значения на исходной кривой отмечены

«Захват» звука

«Захват» звука В этом разделе мы познакомимся с тем, как записать звуковой сигнал. Это может быть старая магнитофонная запись, которую вы хотите сохранить, виниловая пластинка из музыкальной коллекции, ваш родной голос. Сюда же отнесем извлечение аудиоданных с

Импорт звука

Импорт звука Ну что ж, теория закончилась. Теперь можно уделить время практике — импортировать что-нибудь. И посмотреть, что из этого получится.Для того чтобы импортировать в документ Flash звуковой файл, достаточно выбрать в подменю Import меню File один из хорошо знакомых нам

Параметры звука

Параметры звука Flash содержит средства для задания характера изменения громкости и панорамирования звука в процессе его воспроизведения. Мы, собственно, уже познакомились с простейшими из них — это раскрывающийся список Effect панели Properties (см. рис. 17.2). Настала пора

Регулировка громкости воспроизведения

Регулировка громкости воспроизведения Для регулировки громкости воспроизведения можно использовать регулятор громкости проигрывателя либо системный регулятор громкости Windows, который присутствует в области уведомлений Панели задач. Если этот значок у вас

В понимании непосвященных пользователей редактирование звука означает конвертирование дисков в MP3 или FLAC, а также нарезку треков из образа диска с файлом разметки CUE. Самые продвинутые «профи» умеют даже делать рингтоны, вырезая из музыкальной композиции понравившийся фрагмент. Это, конечно, довольно востребованные действия, однако термин «обработка звука» хранит в себе совсем иной смысл.

Как можно изменить звук? Прежде всего, можно повлиять на частотные характеристики аудиосигнала. Частотная коррекция сродни фильтру резкости при обработке изображения — визуально объект делается четче и разборчивее, однако это не означает, что после редактирования добавились детали. При обработке частот звукового сигнала происходит примерно то же самое. Полагаю, все кто носил наушники с плеером, иногда испытывал необходимость «подкрутить эквалайзер», чтобы добавить бас или вытянуть высокие частоты. Но вот что интересно — сильно выпяченные высокие частоты увеличивали шум, который не украшал аудиотрека. Обратная процедура — подавление шума с помощью частотной коррекции — несет в себе другую проблему. Вместе с шумом исчезает определенный спектр вокала и музыки, что приводит к потере полезной информации.

Есть и третий способ редактирования цифрового аудио. Именно на нем построен принцип обработки звука в большинстве современных аудиоредакторов. Для исходной записи создается волновая форма — диаграмма, по которой можно визуально проследить изменение амплитуды звука во времени. Если открыть любой аудиофайл в звуковом редакторе, например Sound Forge или Goldwave, можно увидеть, что именно такой вариант представления звука в программе выбран по умолчанию. Современные пакеты для редактирования звука позволяют вносить изменения в форму этой «синусоиды» — изменять форму пиков, сжимать или раздвигать их, удалять фрагменты и видоизменять характер кривой. Перед пользователем, который задался целью обработать звук, это открывает широкие возможности: в исходном аудиоматериале на волновой форме можно легко найти щелчки и помехи, а затем удалить их и т.д.

Самый главный вопрос, который встает перед пользователями, — какой выбрать инструмент для борьбы с шумами?. Выбор инструмента для обработки звука зависит от финансовых предпочтений. Конечно, существуют профессиональные приложения, которые используют уникальные алгоритмы обработки звука и стоят тысячи долларов. Возможности специализированного ПО могут быть куда шире и не ограничиваться одним удалением шумов. Например, некоторые приложения могут удалять из звуковой дорожки определенные звуки, такие как случайный шум проезжающего автомобиля. Однако такой вариант могут себе позволить только крупные компании, скажем, киностудии, в распоряжении которых имеется достаточно солидный бюджет. Для пользователя со средним достатком довольно неплохой вариант — Sound Forge Pro или Adobe Audition. Ну, а как эконом-вариант можно предложить Audacity, только обязательно последней, пусть и бета-версии. Не стоит бояться тестового варианта редактора. На самом деле эта программа работает очень стабильно и не хуже официального релиза. Кроме того, в ней есть некоторые инструменты, которых явно недоставало в предыдущей версии.

Этот профессиональный пакет для обработки звука содержит два главных инструмента, с помощью которых можно «победить» шум. Первый называется Noise Gate. Представьте себе старенькую запись с аудиокассеты, где в паузах слышен резкий шипящий звук. Возможно, кто-то сочтет этот шум обязательным атрибутом музыки восьмидесятых и не захочет избавляться от него при оцифровке раритетных записей. Но если вы не находите в этом шуме никакой романтики, можно легко подавить его, причем, без вреда для основной композиции. Для этого используется фильтр, который убирает сигнал, если он опускается до некоторого порогового значения.


Откройте аудиофайл в Sound Forge Pro и выделите участок трека, который необходимо обработать. Теперь в меню программы выберите Effects и Noise Gate. Как и большинство других инструментов приложения, фильтр имеет несколько предустановок и возможность предварительного прослушивания результата с выбранными настройками.


Второй инструмент Sound Forge Pro для борьбы с шумами — модуль Noise Reduction, который можно вызвать из меню Tools. Присутствие шума обычно означает потерю исходной информации. Компьютер при устранении случайных помех должен каким-то образом восстановить эти данные. Однако, по большому счету, это невозможно, поскольку удаление частот, содержащих шум, приводит к потере оригинального звучания и возникновению булькающих артефактов.

Когда шум имеет случайную природу, его трудно описать математически. Другое дело — если этот шум вызван циклическими процессами, скажем, электромагнитными колебаниями. В этом случае можно предугадать, как следует откорректировать волновую форму, чтобы получить на выходе неискаженный сигнал. Для борьбы с такими «предсказуемыми» типами помех используется метод захвата фонового шума. Суть его сводится к тому, что программа записывает фрагмент "чистого" шума, а затем вычитает его из аудиозаписи. Такой фрагмент может быть очень коротким, продолжительностью менее секунды.

Sony Noise Reduction позволяет или автоматически выполнять захват шума, или делать это в ручном режиме. В режиме ручного подавления модуль генерирует картину частотного спектра и отмечает на нем контрольные точки, определяющие характер подавления шума. Те данные на графике, которые расположены над огибающей, будут оставлены без изменений. А к тем, которые расположены под ней, будет применено затухание. Соответственно, при ручном переносе контрольных точек вверх эффект подавления шумов будет сильнее, и наоборот.


Sony Noise Reduction может использовать один из четырех алгоритмов подавления помех, которые так и называются — Mode 0, Mode 1, Mode 2 и Mode 3.


По умолчанию используется режим Mode 2, который хорошо подходит для большинства случаев. Но разработчики рекомендуют всегда проверять, как программа справляется с удалением шума во всех возможных режимах, и выбирать наилучший результат.

  • Mode 0, как правило, подходит для устранения шумов с низким уровнем амплитуды. Однако при его использовании увеличивается вероятность появления искажающих артефактов;
  • Mode 1 похож на режим Mode 0, но при его использовании меньше шансов получить артефакты. С другой стороны, и шума он удаляет меньше;
  • Mode 3 — это наиболее щадящий режим подавления шумов, при котором вероятность возникновения дефектов звука сведена к минимуму.

Обычно музыкальную запись, переведенную в цифровой вид с виниловой пластинки, сопровождают треск и щелчки. В этом случае недостаточно использовать профиль шума, поскольку треск пластинки непредсказуем. В Sound Forge Pro есть специальный инструмент для устранения наиболее часто встречающихся помех при оцифровке аудиозаписей. Для его вызова выполните команду «Tools → Audio Restoration».


Помимо выбора порогового значения шума и прочих параметров подавления фонового шума, этот инструмент также дает возможность настроить подавление щелчков. За это отвечает ползунок Click Removal Amount. По умолчанию его значение установлено посередине и для большинства записей подходит оптимально. Если переместить ползунок вправо, будет удалено больше щелчков, однако при этом программа может также случайно удалить элементы основной аудиозаписи, например звук барабана.

Для удаления шума в бесплатном редакторе Audacity можно использовать те же приемы, что и в случае с Sound Forge. Например, подойдет модуль «Удаление шума», написанный Домиником Маццони, собственно, одним из авторов Audacity. Чтобы воспользоваться этим фильтром, нужно выделить несколько секунд для создания профиля шума, а затем выбрать команду «Эффекты → Удаление шума».


После этого нужно нажать на кнопку «Создать модель шума» и, выделив весь обрабатываемый аудиофрагмент, снова вызвать данный фильтр. Теперь в окне с настройками можно подобрать силу подавления шума (Noise reduction), настроить чувствительность фильтра, указать частоту сглаживания и время атаки, характеризирующее реакцию фильтра на появление шумов.

Иногда метод с профилем шума не срабатывает или же запись выполнена настолько плотно, что неоткуда взять этот профиль. В этом случае можно прибегнуть к такому трюку. Чтобы получить профиль, нужно просто сделать дополнительную запись в тех же условиях, в которых был записан редактируемый материал. Далее профиль можно брать из новой записи. К сожалению, воссоздать исходные условия можно далеко не всегда, поэтому этот прием подходит не для всех случаев.

Если хорошо знать инструменты звуковых редакторов, можно устранять помехи, используя средства звукового редактора комплексно, а не только одним фильтром «шумодава». Предположим, вы столкнулись с еще одной разновидностью шума — постоянным писком на определенной частоте. Такой тип помех может возникнуть, например, при сильных наводках радиоаппаратуры. В этом случае используется принцип вырезания полосы частот, которая содержит нежелательный шум.

Прежде всего, для этого нужно выполнить частотный анализ трека. Чтобы получить такой график в Audacity, выполните команду «Анализ → Построить график спектра».


Теперь внимательно изучите диаграмму — частотный шум на звуковой дорожке будет виден как выпирающий горбик. Подведите курсор к этому участку, чтобы узнать точную частоту этого пика. Запомните это значение. Теперь выделите весь трек и выберите в меню программы «Эффекты → Запрос Nyquist».


В появившемся окне напишите примерно такое выражение:

  • (vector (notch2 (aref s 0) 6230 50) (notch2 (aref s 1) 6230 50) ) для стереотрека,
  • (notch2 s 6230 50) — если у вас одна аудиодорожка.

Число 6230 — это частота, на которой слышны помехи. Цифра 50 — это параметр, с которым вам, возможно, придется поэкспериментировать, чтобы вырезаемая частота не делала слишком заметного провала в частотном спектре аудиозаписи. Убедиться в том, что шум удален, можно как по заново сгенерированному частотному спектру, так и просто на слух.


Использование качественной аппаратуры — дорогих микрофонов, высококлассных усилителей и т.д. — несомненно, способствует уменьшению количества шумов. Но в тех случаях, когда невозможно повлиять на качество записи, стоит вспомнить о цифровой обработке звука. И даже если полностью избавиться от сторонних помех не удастся, во многих случаях запись станет приятнее для слуха. Поэтому если вы зададитесь целью восстановить старые записи с катушечного или кассетного магнитофона, обязательно пробуйте все возможные варианты для устранения шумов, ведь, как известно, совершенству нет предела.

В этой главе рассказано только о программном обеспечении, точнее о его роли в компьютерной обработке голоса. Прочитав главу, Вы не узнаете, как сделать нереальный вокал, корректировку высоты звучания или что-то тому подобное. Тут описано, как сделать обычную запись более естественной и привычной для слуха.

Не стоит наверно говорить, но чтобы обрабатывать голос нужно иметь саму запись голоса. Таким образом, подразумевается наличие звукозаписывающей студии, довольно качественного микрофона, предусилителя (в качестве которого можно использовать микшерский пульт или потратиться на что-либо большее, чем просто Sound Blaster Audigy 2), компьютера, звуковой карты, записывающей программы и, конечно, исполнителя или диктора. Но обо всём этом в другой раз, а сейчас перейдём непосредственно к самой проблеме.

Так как одним из самых распространённых редакторов является Sony Sound Fordge, то в качестве примера рассмотрены программные продукты фирмы Sonic Foundry, которые в данный момент принадлежат корпорации Sony. Все рассмотренные плагины имеют не только DX, но и VST аналоги, а значит, легко могут быть использованы программным обеспечением других производителей.

Порядок обработки, который здесь описан, не идеален. Возможно изменение последовательности этапов обработки, добавление и повтор каких-либо пунктов (операций). Если пункт здесь описан, то это не значит, что его непременно нужно использовать или выполнять только так, как написано. Это просто рекомендации и способов их решения вагон…

В цифровом звуке нулю соответствует самый громкий участок записи, всё остальное считается в минус. Стремиться к тому, чтобы в Вашей записи самые громкие участки соответствовали нулю, необходимо ещё при записи, т.к. это позволит наиболее полно использовать весь динамический диапазон цифрового формата. Вообще, чем меньше операций повышения-понижения громкости на всех этапах обработки звука, тем выше качество получаемого материала на конечном этапе. Почти в каждом редакторе существует стандартная процедура нормализации (Normalize). Её суть как раз в том, чтобы сделать так, чтобы максимально громкий участок стал максимально близким к нулю. Также можно воспользоваться регулятором уровня громкости (Volume).


Нужно проследить на сколько дБ участок с максимальной громкостью в записи меньше значения нуля и прибавить уровень громкости на это значение. Нельзя ставить значение больше, т.к. произойдёт срез звуковой волны, что вызовет нелинейные искажения сигнала.

Одно из наиболее часто применяемых пользователем действий при работе со звуковыми данными – изменение уровня громкости звукового файла. Программа Sound Forge предоставляет несколько различных процессоров, позволяющих изменять громкость: Volume (Громкость), Fade (Постепенное изменение звука) и Normalize (Нормализация). Процессор Normalize (Нормализация) рассмотрен в данной главе выше (см. разд. «Создание предварительных установок процессоров»). Рассмотрим два оставшихся процессора.

Чтобы просто увеличить или уменьшить уровень сигнала для выделенной области или всего файла, нужно воспользоваться функцией Volume (Громкость), выполнив следующие действия.

1. Выделите в звуковом файле часть данных, громкость которых нужно изменить. Если требуется обработать весь файл, то выполните команду Edit ? Select All (Правка ? Выделить все) – будет выделен весь файл.

2. Выполните команду Process ? Volume (Обработка ? Громкость) – откроется окно Volume (Громкость) (рис. 5.7).


Рис. 5.7. Окно предварительных настроек Volume (Громкость)

3. С помощью ползунка Gain (–Inf. to 20 dB) (Усиление (от минус бесконечности до 20 дБ)) установите значение параметра относительной громкости. Чтобы увеличить громкость, передвиньте ползунок вверх, чтобы уменьшить – вниз.

5. Если результат вас устраивает, то нажмите кнопку ОК – окно будет закрыто.

Программа увеличит или уменьшит громкость звукового файла в соответствии с произведенными установками.

В дополнение к основным действиям изменения громкости рассмотрим еще один процессор, доступный в Sound Forge, который позволяет применять эффекты усиления и затухания звука.

Усиление – это постепенное, ровное увеличение громкости звука. Затухание представляет собой противоположное явление – постепенное, ровное уменьшение громкости.

Чтобы применить усиление к звуковому файлу или фрагменту, необходимо выполнить следующие действия.

1. Создать выделенную область, к которой нужно применить затухание или усиление. Если требуется обработать весь файл, то следует выполнить команду Edit ? Select All (Правка ? Выделить все) – выделится весь файл.

2. Выполнить команду Process ? Fade ? In (Обработка ? Постепенное изменение звука ? Нарастание) – звук будет увеличен.

Чтобы применить затухание, нужно выполнить команду Process ? Fade ? Out (Обработка ? Постепенное изменение звука ? Затухание) – звук будет уменьшен применительно к выделенной области.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Программная настройка громкости наушников

Программная настройка громкости наушников Прежде всего, научимся изменять громкость воспроизведения, т. е. наушников. Вам придется это делать даже во время общения, если ваш оппонент плохо отрегулировал громкость своего микрофона. Итак, делаем следующее.1. Открываем

Программная настройка громкости микрофона

Программная настройка громкости микрофона Теперь отрегулируем громкость микрофона.1. Из диалогового окна Громкость (см. рис. 1.3) командой меню Параметры | Свойства открываем окно Свойства, но теперь уже устанавливаем переключатель в позицию Запись (рис. 1.5). 2. В области

1.2.6. Установка уровня громкости

1.2.6. Установка уровня громкости Рис. 1.35. Регулятор громкостиДля установки уровня громкости выберите команду меню Система?Параметры?Персональные?Регулятор громкости (рис. 1.35).

Регулятор громкости

Регулятор громкости Если вы хотите, чтобы регулятор громкости запускался в компактном виде по умолчанию, то в разделе HKCUSoftwareMicrosoftWindowsCurrentVersionAppletsVolume ControlOptionsприсвойте параметру типа DWORD °Style° значение 00000020. Для обычного состояния используется значение

Микширование звука

Микширование звука В повседневной жизни звук окружает нас повсюду. Выходя на улицу, вы одновременно слышите шум машин, голоса играющих детей, музыку, доносящуюся из окна неподалеку, и т. д. При этом вы можете спокойно разговаривать с собеседником – посторонние звуки вам

Изменение громкости звуковых клипов и звуковых дорожек

Изменение громкости звуковых клипов и звуковых дорожек В данном проекте смикшируем музыкальное сопровождение и звуки шума автомобиля и вертолета. Для этого необходимо немного убавить громкость воспроизведения музыки на этих участках последовательности.1. Разверните

Частота звука

Частота звука Частоту звука можно установить при помощи другого устройства, называемого "Программируемым интервальным таймером 8253". Этот контроллер в числе прочего определяет, сколько импульсов в секунду следует послать на громкоговоритель. Устройство 8253 вырабатывает

Микширование звука

Микширование звука Помимо манипуляций со звуковыми клипами в проекте Studio предоставляет набор настроек, часто необходимых для получения качественного звукового сопровождения фильма. Правда, этот набор не слишком велик, если сравнивать его с программами для

Оцифровка звука

Оцифровка звука Чтобы звук перевести в цифровую форму, его надо оцифровать. Оцифровывают аналоговый сигнал путем измерения мгновенных уровней сигнала и последовательной записи этих значений в файл. На рисунке измеряемые значения на исходной кривой отмечены

Запись звука

Оцифровка звука

Оцифровка звука Чтобы звук перевести в цифровую форму, его надо оцифровать. Оцифровывают аналоговый сигнал путем измерения мгновенных уровней сигнала и последовательной записи этих значений в файл. На рисунке измеряемые значения на исходной кривой отмечены

«Захват» звука

«Захват» звука В этом разделе мы познакомимся с тем, как записать звуковой сигнал. Это может быть старая магнитофонная запись, которую вы хотите сохранить, виниловая пластинка из музыкальной коллекции, ваш родной голос. Сюда же отнесем извлечение аудиоданных с

Импорт звука

Импорт звука Ну что ж, теория закончилась. Теперь можно уделить время практике — импортировать что-нибудь. И посмотреть, что из этого получится.Для того чтобы импортировать в документ Flash звуковой файл, достаточно выбрать в подменю Import меню File один из хорошо знакомых нам

Параметры звука

Параметры звука Flash содержит средства для задания характера изменения громкости и панорамирования звука в процессе его воспроизведения. Мы, собственно, уже познакомились с простейшими из них — это раскрывающийся список Effect панели Properties (см. рис. 17.2). Настала пора

Регулировка громкости воспроизведения

Регулировка громкости воспроизведения Для регулировки громкости воспроизведения можно использовать регулятор громкости проигрывателя либо системный регулятор громкости Windows, который присутствует в области уведомлений Панели задач. Если этот значок у вас

Читайте также: