Способы применения компьютерной техники на занятиях по обж

Обновлено: 04.07.2024

В настоящее время современные информационные технологии занимают все большее пространство, расширяются сферы их применения, ежедневно увеличивается объем накопленной информации. Сегодня, для получения всего спектра информации, человеку достаточно выйти в Интернет. Особое влияние IT-технологии оказывают на наших детей. Ребенок ежедневно воспринимает мощный поток информации, получаемый из Интернет-источников, СМИ, рекламы, электронных игр. Ученики основной школы являются уверенными пользователями ПК, и поэтому учителю, учитывая реалии дня, необходимо использовать в обучении информационные коммуникационные технологии.

IT-технологии, применяемые в образовательном процессе, позволяют развить исследовательские способности учеников, повысить познавательный интерес и мотивацию к учению, активизируют и делают творческой самостоятельную и совместную работу учащихся. Ребенок, владея современными компьютерными технологиями, учится самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

Использование ИКТ в нашей школе обусловлено следующими условиями: рабочее место учителя оборудовано персональным компьютером, медиапроектором, экраном, сканером. В школе также есть мобильный класс, оснащенный 20 ноутбуками, который возможно использовать при проведении уроков. Нами используется данная техника, как в урочное время, так и в организации внеклассной, воспитательной работе.

Информационные технологи используются на разных этапах урока.

Пример организации проверки выполнения домашнего задания.

С помощью контроля может быть установлена степень усвоения материала: запоминание прочитанного в учебнике, услышанного на уроке, узнанного при самостоятельной работе, на практическом занятии и воспроизведение знаний при тестировании.

Для решения дидактической задачи этапа проверки домашнего задания можно использовать:

    презентация-контроль -для организации самопроверки, взаимопроверки домашнего задания или заданий для первичного закрепления можно использовать презентацию-тест, в конце указать критерии оценивания работы (PowerPoint);
  • презентация-тест с анимацией - содержит формулировку задания и варианты ответа, с помощью анимации отмечается правильный ответ или отбрасываются неверные (PowerPoint);
  • презентация-тест с гиперссылками - содержит формулировку задания и варианты ответа, с помощью гиперссылки организуется переход на слайд с информацией о правильности выбора ответа. В случае правильного выбора осуществляется переход на следующий вопрос; если же ответ неправильный, происходит возврат на этот же вопрос (PowerPoint).

Пример организации объяснения нового материала с помощью ИКТ

При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал. Соотношение между словами учителя и информацией на экране может быть разным, и это определяет пояснения, которые дает учитель.

Для решения дидактической задачи данного этапа мы используем:

Пример организации закрепления и систематизации знаний

Систематизация и закрепление материала необходимы для лучшего запоминания и четкого структурирования. С этой целью в конце урока проводим обзор изученного материала, подчеркивая основные положения и их взаимосвязь. При этом повторение материала происходит не только устно, но и с демонстрацией наиболее важных наглядных пособий на слайдах, выполнение тестов на компьютере.

Для решения дидактической задачи данного этапа мы используем:

Пример использования ИКТ во внеурочной деятельности предмета ОБЖ

Внеурочная деятельность является одним из важных компонентов образовательного процесса, как с образовательной, так и с воспитательной точки зрения. Для ее организации мы используем следующие технологии:

Пример использования ИКТ при выполнения проектной работы:

Дидактическая задача состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний из различных предметных областей.

  • выполнения исследовательской части проекта, получения или систематизации данных (Интернет, электронный учебник, электронная библиотека);
  • оформление портфолио проекта (Word);
  • создание продукта проекта – буклеты, презентации, проспекты и т.п. (Word, Excel, Publisher, PowerPoint).
  • презентация-тест на правильную осанку, где наглядно продемонстрирована осанка человека, приведены несколько способов тестирования собственной осанки;
  • буклет – “Рекомендации и советы для сохранения правильной осанки”;
  • плакат – “Соблюдай правильную осанку”.

Пример использования сети Интернет на уроках

Возможности использования сети Интернет на уроках ОБЖ заключаются в следующем:

Свободный поиск Интернет-ресурсов по заданной теме.

1. Изучение конкретного Интернет-ресурса по методическим указаниям учителя;

2. Использование Интернет-ресурса в качестве дидактического средства на уроке ОБЖ;

Рассмотрим, каким образом можно использовать эти возможности для организации учебной деятельности учащихся.

поиск информации в интернете может сопровождать такие виды учебной работы, как:

•сбор материала по теме,

•иллюстрирование своих текстов материалами из Интернета.

Таким образом, творческий подход позволяет педагогу максимально эффективно использовать в своей работе богатый инструментарий, представляемый современными компьютерными технологиями. Уроки с использованием ИКТ повышают учебную мотивацию, а, следовательно, и интерес к предмету, что немаловажно, потому что курс ОБЖ воспитывает культуру безопасного поведения, учит действовать в непредсказуемых ситуациях.

При активном использовании ИКТ успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.

Состояние современного образования и тенденции развития общества требуют новых системно организующих подходов к развитию образовательной среды. Для достижения успеха в XXI в. уже недостаточно академических знаний и умения критически мыслить, а необходима некоторая техническая квалификация, поэтому многие учащиеся стремятся заранее получить навыки в области информационных технологий и обеспечить себе этим успешную карьеру. В процессе модернизации российского образования информатизация образования выделяется в качестве одного из приоритетов.

ВложениеРазмер
ispolzovanie_ikt_v_ramkah_prepodavaniya_osnov_bezopasnosti_zhiznedeyatelnosti.docx 30.22 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В РАМКАХ ПРЕПОДАВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Состояние современного образования и тенденции развития общества требуют новых системно организующих подходов к развитию образовательной среды. Для достижения успеха в XXI в. уже недостаточно академических знаний и умения критически мыслить, а необходима некоторая техническая квалификация, поэтому многие учащиеся стремятся заранее получить навыки в области информационных технологий и обеспечить себе этим успешную карьеру. В процессе модернизации российского образования информатизация образования выделяется в качестве одного из приоритетов.

Общеизвестно, что информационные технологии могут сделать процесс обучения более интересным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное время. Одним из достоинств применения компьютера в обучении считается повышение мотивации учения. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе нередко способствует повышению интереса к учебе, но и возможность регулировать предъявление учебных задач по уровню трудности, поощряя правильные решения, не прибегая к нравоучениям и порицаниям, которыми нередко злоупотребляют педагоги, позитивно сказываются на мотивации учения. Что же касается занимательности как источника мотивации учения, то возможности информационных технологий здесь поистине неисчерпаемы, и основная задача, которая уже сегодня приобрела большую актуальность, заключается в том, чтобы занимательность не стала превалирующим фактором в использовании компьютера, не заслоняла собственно учебные цели.

Учебный процесс во многом определяется ранее полученными знаниями, ожиданиями и результатами, которые формируют среду обучения, поэтому на современном этапе реформирования российской школы все большее внимание уделяется информатизации образования.

Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Такой урок нагляден, красочен, информативен, интерактивен, экономит время учителя и ученика. Он позволяет ученику работать в своем темпе, а учителю дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.

Результатом реализации программы стало:

· Повышение качества знаний учащихся по ОБЖ.

· Повышение заинтересованности учащихся в обучении.

· Повышение мотивации на самообразование.

· Адаптация учебной программы для внедрения информационно-коммуникационных технологий.

· Увеличение степени участия родителей в учебно-воспитательном процессе своих детей.

· Разработка и внедрение в образовательный процесс персонального Интернет-сайта

Предложенная программа позволила существенно разнообразить содержание учебного процесса и включить:

· видео -, и анимационные фрагменты-демонстрации эпизодов ЧС, приёмов оказания ПМП, включаемые в презентации, всевозможные компьютерные программы по ОБЖ, сайты Internet;

· материалы для тестового контроля (итогового, рубежного и особенно – диагностического);

· комплекты задач для самостоятельной и групповой работы, с образцами решений и возможностью проверки результатов компьютерным тестером;

· включение в ход урока исторического и справочного материала;

· наборы нестандартных, творческих заданий креативного типа, для которых ребятам требуется дополнительный поиск и преобразование информации;

· анимационные рисунки, логические схемы, интерактивные таблицы и т.п., используемые в ходе объяснения, закрепления, систематизации изучаемого материала.

В учебном процессе я использую весь комплекс средств обучения, но компьютеру отвожу системообразующую роль, что связано с его возможностями:

· мультимедийного представления учебного материала;

· моделирования изучаемых явлений в реальном времени;

· разнообразия видов учебной деятельности, реализуемых компьютерными программами;

· интерактивностью, т.е. немедленной реакцией на действия учащегося;

· наличием постоянной обратной связи между учеником, компьютером, и учителем;

· обращением к удалённым источникам информации (в том числе – Internet).

Таким образом, применение ИКТ на уроке рассматривается мной не как самоцель, а как мощный вспомогательный компонент образовательного процесса.

В моей педагогической практике используются разные варианты уроков с использованием информационно – компьютерных технологий (изучение нового материала, повторение пройденного материала, контроль и проверка знаний). В практической деятельности преподавателя ОБЖ не всегда можно использовать один из этих вариантов в чистом виде, поскольку по некоторым разделам на изучение каждой темы отводится один урок. Чаще всего, я использую комбинированный урок.

1. Проверка выполнения домашнего задания (индивидуальная или групповая работа за компьютером);

2. Закрепление материала прошлого урока (показ ключевых фрагментов темы);

3. Актуализация знаний (демонстрация проблемной ситуации);

4. Объяснение нового материала с демонстрацией на экране информации по теме урока (используется один компьютер, проектор, экран и презентация или компакт-диск);

5. Первоначальное закрепление знаний (поиск решения проблемы);

6. Компьютерное тестирование (используется компьютерный класс) ;

7. Подведение итогов;

8. Задание на дом и инструкции по его выполнению.

Применение мною ИКТ в обучении способствовало раскрытию, сохранению и развитию индивидуальных способностей у школьников, присущего каждому человеку уникального сочетания личностных качеств; формированию у учащихся познавательных способностей, стремление к совершенствованию; обеспечению комплексности изучения явлений действительности, неразрывности взаимосвязи между естествознанием, техникой, гуманитарными науками и искусством; постоянному динамическому обновлению содержания, форм и методов процесса обучения и воспитания.

Значение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) при изучении предмета ОБЖ.

В последнее время появились новые перспективы в преподавании ОБЖ в школе. Этот предмет действительно нужный и полезный. Ведь каждый человек должен знать, как ему действовать и что делать в случае ЧС. Если ранее позиции предмета сохраняли субъекты Федерации за счет регионального компонента, то теперь ситуация меняется к лучшему и на федеральном уровне. Приказом Министерства образования и науки РФ ОБЖ включен в перечень образовательных предметов, по которым проводится всероссийская олимпиада школьников.

Сегодня можно с уверенностью констатировать возрастающий интерес учащихся к ОБЖ, особенно практическим занятиям, к участию в различных соревнованиях, сборах, на которых школьники закрепляют практические навыки здорового образа жизни, подготовки по основам военной службы, безопасного поведения на дороге, выполнения правил пожарной безопасности и действий в условиях ЧС.

Решение современных проблем образования невозможно без постепенной замены традиционных технологий обучения на новые информационные развивающиеся педагогические технологии и , в данном случае, на информационно-коммуникативные, компьютерные технологии.

Возрастает объем информации, которую нужно дать обучаемому за 45 минут учебного времени, все труднее держать внимание учащихся. Поэтому сегодня не обойтись без ИКТ, видео и электронного помощника – компьютера.

При действующей сетке часов и большом дефиците времени (например: за один урок в 10 классе по программе надо дать понятия и о ядерном, и химическом, и бактериологическом оружии и способах защиты от них) для учителя может представлять трудность необходимость вести урок в быстром темпе, мотивировать свои речевые действия, сочетать индивидуальные формы работы с групповыми и др.

Возможности информационно-коммуникативных технологий при изучении предмета ОБЖ.

Возможности компьютерных технологий в преподавании ОБЖ огромны. Я работаю в должности преподавателя-организатора ОБЖ с 1992 года. В 90-е годы использовал видео-технологию, т.е. видеомагнитофон, а иногда и старенький диапроектор «Лектор». Собрал большую видеотеку по темам курса ОБЖ с 5 по 11 класс. Среди технических новинок, пришедших сегодня в школу, особое место занимают интерактивные доски. В нашей школе уже работают пять интерактивные доски SMART Board. В кабинете ОБЖ имеется мультимедийный комплекс, компьютеры, интерактивный планшет, бесплатное программное обеспечение SMART Notebook, которое позволяет работать с текстами и объектами, аудио- и видеоматериалами, интернет-ресурсами.

Применение на уроке уникальных возможностей современных компьютеров и телекоммуникаций и является компьютерной технологией, т.е. процессом подготовки и передачи информации обучаемому.

В своей практической деятельности при преподавании ОБЖ я использую компьютерную технологию в таком варианте, как «проникающая» технология, т.е. применяю компьютерное обучение по отдельным разделам и темам предмета и для дидактических задач.

Компьютерные средства обучения и называют интерактивными, т.к. они обладают способностью откликаться на действия ученика и учителя, помогают вступать в диалог, помогают управляемости : в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения, помогают оптимальному сочетанию индивидуальной и групповой работе с учащимися.

Свою задачу как преподавателя ОБЖ я вижу в том, чтобы создавать условия практического овладения культурой безопасного поведения каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, чтобы активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе изучения ОБЖ.

Использование новых информационных технологий, Интернет-ресурсов помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и культурную идентификацию обучения с учетом способностей детей, их уровня подготовки и склонностей. А разнообразие тем, видов деятельности, красочность, увлекательность компьютерных программ вызывает огромный интерес у учащихся. Над методической проблемой « Информационные технологии в преподавании предмета ОБЖ и овладении учащимися культурой безопасного поведения » я работаю с 2002года.

Наиболее важной задачей современной педагогики является повышение эффективности и интенсификации учебного процесса. Современный школьник стремится в совершенстве овладеть компьютерной техникой и технологией. Задача учителя состоит в том, чтобы показать возможности использования и применения этой техники и технологии в получении новых знаний, показать ребенку, что компьютер – это не просто игровая установка, а машина, с помощью которой быстро постигается и узнается новое.

В национальном проекте «Образование» информатизация учебного процесса является одной из приоритетных задач, поставленной перед государством. Благодаря технологическому прогрессу компьютерная техника стала доступна для абсолютно любого учебного заведения находящегося на территории Российской Федерации.

Внедрение информационных технологий в практику общеобразовательной школы, определяется необходимостью систематизации способов обучения, расширением способа передачи знаний, организации форм взаимодействия учителя и ученика. ИКТ в значительной мере способствует применению ряда новых инновационных педагогических технологий (проектной, модульной), которые предоставляют широкие возможности для индивидуальной и групповой работы с учащимися.

Имея под рукой широкий спектр информации (Интернет, образовательные диски), ученик может интегрировать ее, получать в полном объеме. Полученные данные быстро автоматизировано обрабатываются на персональном компьютере, что позволяет сократить время самоподготовки учащегося к уроку и во время урока. Учитель получает те же преимущества, что и ученик, и даже больше, ведь в его распоряжении есть мультимедийный проектор, интерактивная доска, которые облегчают процесс передачи знаний учащимся.

В первые годы многим учителям было сложно переходить от стандартных методов обучения к информационно-инновационным, не хватало знаний в элементарной компьютерной грамотности. Но благодаря государственным и краевым программам обучения учителей произошли сдвиги в решении этой проблемы. На данный момент нет ни одного учителя в нашей школе, который бы не применял ИКТ на своем уроке.

Компьютерные технологии на уроках по основам безопасности жизнедеятельности я использую довольно часто как вспомогательное средство для объяснения нового материала. Помогают мне в этом Интернет, мультимедийное пособие для 10 класса, интерактивная энциклопедия «Атлас тела человека», мультимедийный учебник спасателей, созданный Учебно-методический центром по делам ГОЧС Курганской области МЧС России, ну и, конечно, большое количество презентаций, созданных мной и учениками. Для итоговой аттестации учащихся 9 и 11 класса я разработал вопросы к электронному тестированию с автоматической системой выставления оценки.

Теперь хочется рассказать о том, как я использую ИКТ на своих уроках.

К примеру, возьмем применение мультимедийного учебника спасателя, который имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционными учебниками. Вы можете, конечно, спросить в чем же преимущество?

  • иллюстрированное представление информации;
  • интеграция в одном учебнике значительного объема информации на едином носителе;
  • возможность передачи информации тем детям, которые по ряду причин пропустили урок.

ТЕМА УРОКА: «ПМП ПРИ ВНЕЗАПНОЙ ОСТАНОВКЕ СЕРДЦА И ПРЕКРАЩЕНИЯ ДЫХАНИЯ»

Учитель: Рассмотрим непрямой массаж сердца. В оглавлении выбирается раздел «Оказание первой медицинской помощи пострадавшим», а в нем подраздел - непрямой массаж сердца.

Учитель: Ребята, запишем в рабочую тетрадь план с электронного учебника:

  1. виды массажа сердца
  2. непрямой массаж
  3. методика массажа у детей
  4. прямой массаж

Подчеркивая маркером основные пункты учебного материала, педагог акцентирует важные моменты, указанные в нем, при этом активно комментируются иллюстрации, приведенные в пособии.

На своих уроках и при их подготовке мной используются Интернет- ресурсы. В современных условиях сеть Интернет оказывает огромную помощь в овладении информацией и изучении отдельных учебных вопросов.

Специфика каждого учебного предмета диктует свои требования к работе с информацией. Уроки “Основ безопасности жизнедеятельности” более специфичны в отличие от других школьных предметов, как в методическом, дидактическом, так и технологическом аспектах.

Возможности использования сети Интернет на моих уроках ОБЖ заключаются в следующем:

  • свободный поиск Интернет-ресурсов по заданной теме;
  • изучение конкретного Интернет-ресурса по методическим указаниям учителя;
  • использование Интернет-ресурса в качестве дидактического средства на уроке ОБЖ;

2. Алгоритм выполнения задания:

Преподавание с применением компьютера можно использовать на всех типах уроков. Не исключение и практические уроки. Одна из задач урока - практическое применение и знание полученных в результате расширенного информационного объяснения материала.

Тема урока: «Топографическая подготовка: компас - определение сторон света, определение азимута».

У каждого ученика в руках компас. Дети внимательно прослушивают элемент электронного урока - глава 1, параграф 1.1 (мультимедийное пособие для 10 класса), где достаточно наглядно, лаконично и доступно изложен учебный материал. Задают вопросы. После чего выходят на местность и работают с компасом.

В основе подготовки к использованию компьютерных технологий в учебном процессе я применяю один из принципов дидактики – обеспечение интегрированного подхода в преподавании ОБЖ. У меня разработан практический мультимедийный урок по теме: “Назначение и боевые свойства АК” совместно с учителем физики В.М. Тураковой. В ходе этого урока многогранно применялась программа Microsoft Office PowerPoint, самая популярная и часто используемая во всех школах, а также мультимедийный диск «Физика, 7-11 класс», при помощи которого можно моделировать полет пули и проводить физические эксперименты по изучаемой теме.

Совсем недавно в школу поступила интерактивная доска, и ей нашлось применение на уроке ОБЖ. Имея Интернет и интерактивную доску в школе, я разработал урок: «Концепция национальной безопасности» с применение программы «Google Планета Земля». Урок получился яркий, эффектный и запоминающийся для учащихся 11 класса. Готовясь к нему, пришлось учитывать специфику учебного материала (хкк гос), особенность компьютерной грамотности учащихся, ведь с такой доской детям предстояло работать в первые. Продумать анализ и обсуждение с классом принципиальных вопросов изучаемого материала. Итог урока: дети не только усвоили представленный материал, но и расширили знания в компьютерной грамотности.

Одной из форм применения компьютера на уроке является проверка полученных знаний. С целью повышения эффективности проверки усвоенного материала учащимися 9 и 11 классов мной созданы тесты и обработаны в программе «Экзаменатор».

Программа «Экзаменатор» включает комплект тестов по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 9-11 классов общеобразовательных учреждений. Предлагаемая программа с тестами поможет организовать итоговый контроль знаний учащихся на уроке, в конце четверти, года, организовать экзамен по предмету.

Для проверки качества знаний и умений у учащихся 9-11 классов по курсу ОБЖ вопросы создавались в соответствии с программой и дополнительным материалом для учащихся общеобразовательной школы. Задачей программы «Экзаменатор» является формирование теоретических знаний, умений (как действовать при ЧС) и навыков (оказание ПМП).

Ну и в завершение хотелось бы добавить, что ИКТ, внедряемые в школах являются достаточно продуктивным средством повышения эффективности передачи знаний ученикам, которые соответствуют новому подходу к образованию в 21 веке.

Современный урок невозможен без использования информационных и телекоммуникационных технологий, особенно это касается предметов естественно- научного цикла, т.к. именно они формируют единую картину мира. И все же не следует возносить возможность компьютеров. Передача информации еще не гарантия обеспечения в полной мере передачи знаний, культуры, информационно-коммуникационные технологии (далее ИКТ) это всего лишь эффективные вспомогательные средства.

В сфере обучения. Особенно в появлении операционной системы WINDOWS , открылись новые возможности. Прежде всего это доступность диалогового общения в так называемых интерактивных программах. Кроме того, стало осуществимым широкое использование графики ( рисунки, схемы, диаграммы, карты, фотографии). Применение графических иллюстраций в учебных компьютерных материалах позволяет на новом уровне передавать информацию обучающим и улучшить ее понимание.

Современное обучение уже трудно представить без технологии мультимедиа, которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в интерактивном режиме и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе.

Актуальность использования информационно – коммуникационных технологий на урокахОБЖ.

На сегодняшний день, когда одновременно с развитием современных педагогических технологий происходит модернизация российского образования, использование ИКТ более чем актуально при изучении естественных наук – физики, химии, биологии, а так же ОБЖ.

Использование ИКТ на уроках ОБЖ открывает перед учителем широкие возможности при структуировании большого обьёма информации, а также вовлечении учащихся в учебную деятельность.

Основные причины актуальности использования ИКТ на урокахОБЖ:

· обеспечение наглядности и интерактивности;

· развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;

· ИКТ- одно из средств активизации познавательной активности учащихся;

· ИКТ – стимулирует и развивает мышление, память;

· эффективная проверка знаний;

· систематизированное изучение и проверка нового материала;

· использование ИКТ неотъемлемая часть работы современного учителя.

Какие цели и задачи ставит перед собой современный учитель?

"Ребёнок — это факел, который нужно зажечь, а не сосуд, который надо заполнить", сказал французский просветитель Франсуа Рабле .

Одна из основных целей обучения для меня на данном этапе состоит в создании условий, где учащиеся почувствуют комфортность, свою компетентность и состоятельность в процессе обучения ОБЖ по новым ИК технологиям, а также:

? формирование приёмов мыслительной деятельности

Цели применения ИКТ:

· активизировать деятельность учителя и ученика;

· повышать качество обучения;

· воплощать в жизнь принцип наглядности;

· выявлять наиболее важные характеристики изучаемых объектов и явлений природы.

Какие задачи необходимо решить для достижения заданной цели?

Для этого были поставлены следующие задачи:

• ознакомиться с теоретическими методами обучения по ИКТ

• освоить основы приёмов работы с ИКТ на практике

• апробировать методы ИКТ на урокахОБЖ

• анкетировать учащихся по заданной проблеме (выяснить насколько повысился познавательный интерес обучающихся и какие формы работы больше нравятся, почему)

Задачи ИКТ применяемые на уроках ОБЖ:

? достижение планируемых результатов обучения в процессе реализации инновационных педагогических технологий;

? формирование универсальных учебных действий;

? развитие способностей к определенным видам деятельности (проектной, исследовательской и др.)

? применение электронных средств обучения: электронных учебников, энциклопедий, обучающих компьютерных программ.

Основные методы, используемые в работе:

проблемный (поиск программ по обучению ИКТ)

теоретический (изучение теорий по новым педагогическим технологиям)

практический (апробирование методов и приёмов)

эмпирический (наблюдение, анкетирование, тестирование)

На уроках по ОБЖ и во внеурочное время можно использовать электронные учебники, справочники и энциклопедии по ОБЖ, которые помогают решить следующие дидактические задачи:

· усвоить базовые знания по предмету;

· систематизировать усвоенные знания;

· психологически настроить на атмосферу экзамена;

· натренировать отвечать на наиболее каверзные вопросы;

· сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом;

· сформировать навыки самоконтроля;

· сформировать мотивацию к учению в целом и к ОБЖв частности;

· оказать учебно-методическую помощь учащимся в само­стоятельной работе над учебным материалом;

· обеспечить удобную образовательную среду и возможно­сти самостоятельного выбора в поиске и использовании источников информации, то есть подготовить учащегося к экзамену, попутно сформировав у него полез­ные общеучебные навыки.

Методические приемы использования мультимедиа

на уроках ОБЖ

Методические приемы:

1. Использование мультимедиа учителем: отключить звук и попросить ученика прокомментировать процесс; остановить кадр и предложить продолжить дальнейший ход процес­са, попросить объяснить процесс .

2. Использование компьютера учениками: при изучении текстового материала заполнить таблицу, составить краткий конспект, найти ответ на вопрос.

3. Контроль знаний: тесты с самопроверкой, тренажер.

4. Выступление школьников с мультимедийной презентаци­ей: развивитие речи, мышления, памяти, умение конкретизировать, выделять главное, устанавливать логические связи.

Этапы информатизации преподавания предмета:

1. Использование компьютера в качестве пишущей машин­ки, подготовка с его помощью простейших дидактических материалов, планов уроков и т. п.

2. Использование электронных учебников и образовательных ресурсов на электронных носителях в качестве наглядных пособий, с их иллюстративными, анимационными возможно­стями.

3. Использование программных ресурсов для создания соб­ственных учебных пособий с помощью программ Microsoft Power Point , Microsoft Publisher , Adobe Photoshop и др.

4. Применение метода учебных проектов, руководство ис­следовательской учебной и внеурочной деятельностью учащих­ся, участие их в дистанционных олимпиадах.

5. Поиск системы, создание целостной методической систе­мы, органично включающей все пройденные этапы.

Методические материалы ИКТ,

используемые в практике работы учителя ОБЖ.

Анализ содержания электронных учебных изданий и сетевых информационных ресурсов показывает, что в них представлен широкий спектр различных объектов, которые могут эффективно применяться при проектировании уроков ОБЖ. К таким объе ктам относятся:

· видеофрагменты (видеодемонстрации натурных опытов, фрагменты учебных, документальных, художественных и мультипликационных фильмов), позволяющие наглядно показать различные объекты, процессы, явления, эксперименты, ко­ торые невозможно показать другими методами и методическими приемами;

· цифровые фотографии , позволяющие изучить микро и макрообъекты с высокой степенью разрешения при много кратном увеличении, что не всегда возможно в природе вследствие недоступности некоторых объектов и ограниченности их существования во времени и пространстве;

· виртуальные модели : демонстрационные модели (анима ции) природных явлений, которые невозможно наблюдать в природе, манипулятивные модели (в том числе конструкторы и тренажеры), при помощи которых также можно показать природные процессы и явления;

· аудиоинформация (пояснения к видео, к модели, фотогра­ фии, рисунку, аудиосюжеты), при помощи которых возможно сопровождение лекций и уроков;

· компьютерные тесты (для отработки учебных умений, контроля качества знаний и уровня сформированности умений).

Мотивация учащихся на уроках ОБЖ с ИКТ

Как помочь детям преодолеть и повысить мотивацию учащихся в изучении ОБЖ?

Мотивацию обучения учащихся можно повысить путём применения разнообразных методов, уделяя внимание индивидуальным способностям ребят. Поэтому, к тем методам, которые уже были наработаны: систематическое использование красочных иллюстраций, дополнительных источников информации (газеты, журналы, методические пособия, учебники разных авторов), методических карточек; сначала я добавил два видеокурса для среднего и старшего звеньев учебные видеофильмы с титрами и без, а также приобрел электронные носители – диски.

Свою деятельность обучения ОБЖ с применением ИКТ я начал с подготовки дидактического материала к урокам, используя программы: " Microsoft Office Word " и " Fast Stone Image Viewer ", а также пользуясь "услугами" сканера и принтера. Сначала это были тесты, карточки со схемами, таблицами и т.д. Любое готовое задание требует переработки или доработки в зависимости от уровня знаний и умений учащихся. Составляя тесты и контрольные работы, использование средств ИКТ дало возможность многократно разнообразить виды заданий и вариантов обучения.

Результатом таких занятий стало то, что в классах повысился интерес к предмету и улучшилась успеваемость.

В дальнейшем, я стал работать с презентациями. Дети охотно, в качестве домашнего задания, выполняли разнообразные презентации по темам: «Автономное существование человека в природных условиях»» - в 6 классах, «Наводнения», «Ураганы, бури, смерчи» - в 7 классе.

Использование ИКТ на уроках ОБЖ

С целью повышения мотивации на успех учащихся к изучению дисциплины систематически использую ИКТ. Они предлагают выгодные варианты представления творческих идей и, конечно же, добавляют новые. Тесты, схемы, таблицы можно набрать и обработать в электронном виде, добавить к ним упражнения, сэкономив время на их создание, видеокассеты удобно заменить электронными видеофильмами, а красочные презентации в авторской обработке. Это позволяет тренировать различные виды памяти и речевой деятельности, сочетать их в различных комбинациях, формировать исследовательские способности, создавать коммуникативные ситуации и автоматизировать практические действия.

Необходимо отметить, что любое готовое задание требует переработки или доработки в зависимости от уровня знаний и умений у учащихся. Составляя тесты и контрольные работы, использование средств ИКТ можно многократно разнообразить виды заданий и вариантов. Для составления тестовых заданий удобно, например, использовать программу Microsoft Excel .

Что же изменилось с внедрением ИКТ в процесс обучения Основ безопасности жизнедеятельности? Прежде всего, необходимо отметить положительную мотивацию. Ученики получают возможность применять свои знания и навыки в новых условиях.

Компьютер даёт возможность каждому ребёнку индивидуально поработать над тем или иным материалом под руководством учителя и без него. В таком случае имеет место самостоятельная работа учеников.

Игровые, ситуативные, проблемные приемы создают массу эмоций у учащихся. Активизируется поисковая деятельность, появляется интерес к той проблеме, которую нужно решить. Действие порождает идеи, которые можно реально воплотить в жизнь. В результате применении ИКТ на уроках повысилась познавательная активность учащихся, улучшилась подготовленная и неподготовленная речевая деятельность.

При разработке уроков с ИКТ, учитываются основные прогрессивные методы, подходы и технологии обучения:

личностно-ориентированный, где в центре обучения - ученик, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания;

обучение в сотрудничестве - создание условий для активной совместной учебной деятельности учащихся в различных учебных ситуациях;

использование технологии методов проектов, в основе которых, лежит

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение компьютерных технологий науроках позволяет сделать каждый урок нетрадиционным,ярким,насыщенным,приводит к необходимости использовать различные способы подачи учебного материала, предусмотреть пазноообразные приёмы и методы обучения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя? Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков. Сделать изучение нового материала максимально понятным. Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.

Просмотр содержимого документа
«Применение компьютерных технологий в преподавании ОБЖ»

Применение компьютерных технологий в преподавании ОБЖ

Актуальная задача.

Современное общество характеризуется стремительным увеличением объема знаний. Соответственно, с каждым годом увеличивается количество учебного материала, который должны освоить школьники. Растущий объем информации неизбежно встречает препятствие в виде ограниченного количества часов, отводимых на его изучение. Выход - интенсификация обучения. А это невозможно без использования современных компьютерных технологий. Их применение как раз и даст возможность освоить большее количество знаний за то же время. И вот тут свою миссию может и должен выполнить учитель.

Применение компьютерной техники на уроках как раз и позволяет сделать каждый урок нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводит к необходимости использовать различные способы подачи учебного материала, предусмотреть разнообразные приемы и методы в обучении. Пути конкретной реализации этого подхода могут быть любыми, что обусловливается и своеобразием изучаемых вопросов, и уровнем владения программными средствами, и применением уроков разного типа.

Ценный опыт

Первые уроки с применением компьютерных технологий преподавателями ОБЖ в школах нашего города сводились в основном к изучению нового материала. Урок строился как школьная лекция с использованием мультимедийного проектора, де­монстрировавшего в качестве наглядных пособий видеоряд из подобранных преподавателем диаграмм, схем, кино-, фоно- и фотодокументов. Даже эта форма работы (напоминающая некогда распространенные киноуроки )показала, что использование компьютерных технологий имеет серьезные преимущества перед традиционными формами уроков потому, что обладает гораздо большими возможностями предъявления ученикам наглядных, звуковых средств, документальных и справочных материалов, позволяет сочетать информационное воздействие с не менее важным образным и эмоциональным воздействием на учащихся. Значительно повышается интерес у учеников, особенно слабоуспевающих, к предмету ОБЖ, улучшается качество усвоения нового материала. Урок становится насыщенным, более динамичным, интересным и, как следствие, помогает быстрее и глубже усвоить курс. Снимается проблема дефицита наглядных пособий, физического и морального их устаревания. Используя лишь один мультимедийный компьютер в классе, преподаватель тем не менее обладает очень широкими возможностями для реализации различных методических приемов. Это может быть и анализ схем, диаграмм, видеофрагментов, статистических данных, внутрилекционное тестирование, моделирование учебных ситуаций с помощью анимации, звука. Пользуясь возможностями компьютера, преподаватель может изменить порядок и структуру урока, исходя из уровня подготовленности класса, дополнить учебный материал событиями своего региона, непосредственно своей школы, образно и наглядно проиллюстрировать квалифицированно отобранный дополнительный: в режиме реального времени получить через Интернет к интересующей информации.

При этом вовсе не исключаются традиционные виды деятельности учеников на уроке. Это может быть заполнение таблиц, схем, составление рабочего конспекта лекции, ответы на вопросы итогового теста, распечатанного на бумаге. Применение мультимедийного оборудования позволяет применить вариант, когда компьютерные задания (тесты, кроссворды) выводятся на экран. Учащиеся выполняют задания на листах через копирку. Один экземпляр сдают на проверку, затем на экране демонстрируются правильные ответы. Такая оперативная информация помогает учащимся объективно оценивать свою деятельность, внести в урок соревновательный момент.

Толчком для использования компьютерных технологий в школьном курсе ОБЖ для преподавателей нашего города явились три обстоятельства.

Во-первых, оснащение школ, хотя и недостаточное, современным компьютерным, в том числе мультимедийным, оборудованием в рамках программы компьютеризации учреждений образования.

Во-вторых, возможность повысить квалификацию на курсах для учителей-предметников в Орехово-Зуевском центре интернет-образования.

В-третьих, появление мультимедийных учебников по ОБЖ, в частности мультимедийного учебного пособия «Основы безопасности жизнедеятельности», подготовленного авторским кол­лективом под руководством М.А. Шахраманьяна, М.П. Фролова, а также мультимедийных пособий по отдельным темам курса ОБЖ.

Повышение компьютерной грамотности преподавателей ОБЖ, обмен опытом по применению компьютерных технологий, совершенствование программного оснащения курса позволили ис­пользовать более сложные и разнообразные формы проведения уроков.

Значительно изменилось понимание роли компьютерных технологий в процессе преподавания. Первоначально большинство преподавателей был к убеждены, что назначение мультимедийных средств - быть подручным материалом, который можно использовать на своем, тщательно выстроенном и отрежиссированном уроке в качестве набора иллюстраций, дополнительного материала, справочного пособия, теста и т.д. Этот прием вполне может использоваться, и достаточно эффективно, в практике школьного преподавания, однако требует значительного напряжения сил в работе с не очень привычной технологией, особенно на этапе подготовки к уроку. Нынешнее же понимание нами роли компьютерных уроков исходит из того, что компьютер был создан для того, чтобы во многом облегчить труд человека и повысить его производительность. В этом плане преподаватель видит компьютер как:

эффективного помощника, позволяющего автоматизировать наиболее трудоемкие элементы учительского труда;

еще один источник информации;

еще одну возможность чередовать различные формы уроков и приемы обучения.

При изучении возможностей применения компьютерных технологий на уроках ОБЖ в рамках работы городского методического объединения мы столкнулись с разным уровнем подготовки преподавателей ОБЖ и пришли к выводу, что наибольший эффект даст использование уже го­товых мультимедийных учебников. Одним из направлений нашей работы стала выработка методических рекомендаций для учителей города по использованию мультимедийных учебников при проведении уроков по конкретным темам. Но такие учебники имеются лишь для старших классов школы. Кроме того, их использование предполагает следование на уроке логике изложения материала авторами видеолекций. Поэтому другим направлением работы мы определили составление авторских презентаций оригинальных уроков с использованием программы—редак­тора презентаций и их тиражирование для использования коллегами.

Методика использования компьютерных технологий

В процессе практической работы с использованием мультимедийных учебников, применением методических рекомендаций по их использо­ванию выявилось несколько вариантов организации учебной работы на уроке. Каждый из них определяется содержанием учебного материала, количеством компьютеров и учащихся в классе. Из всех опробованных и проработанных нами вариантов работы на уроке мы остановились и предложили своим коллегам для использования в учебном процессе следующие.

Уже описанный выше вариант, при котором преподаватель ОБЖ ведет урок изучения нового материала, используя видеоряд учебника в ка­честве наглядных пособий. Урок проходит в форме лекции с применением мультимедийного проектора или телевизора. Этот вариант используется при наличии одного мультимедийного компьютера.

Комбинированный урок, сочетающий рассказ преподавателя с групповой самостоятельной работой учеников в компьютерном классе над отдельными вопросами урока или другими материалами мультимедийного учебника. Работа предполагает наличие нескольких компьютеров, чтобы за каждым могло разместиться 2—3 ученика.

«Диагональная схема» урока, предполагающая дифференцированное обучение в условиях, когда компьютеров меньше, чем учеников. Класс разбивается на три или более групп. Каждой из них преподаватель готовит задание на урок, предусматривающее 10-12-минутную самостоятельную работу с компьютером. Пока одна группа работает на компьютерах, остальные заняты другими формами работы, в том числе и с использованием традиционных учебников.

Урок на основе групповой работы. Несколько групп изучают различный материал мультимедийного учебника по заранее подготов­ленным преподавателем инструкциям. Каждая группа готовит выступление по результатам проделанной работы, по возможности сопровождая его показом иллюстративного ряда.

Игровой урок (урок-конкурс, урок-соревнование) на основе групповой работы. В ходе игры класс делится на группы, которые проходят "готовые этапы и выполняют определенные задания, пользуясь компьютером. Такие уроки могут: пользоваться при обобщении или повторении тем.

Как и в предыдущем случае, количество компьютеров должно соответствовать количеству групп.

- Лабораторно-практические занятия с использованием материалов мультимедийного учебника на основе самостоятельной работы каждого ученика или парной работы. Данная форма предполагает, что большую часть урока ученики работают с мультимедийным учебником, составляют схемы, таблицы, диаграммы (например, алгоритм действий при возникновении чрез­вычайной ситуации), выполняют подготовленные преподавателем задания и результаты работы оформляют, используя различные приложения MicrosoftOffice. Готовые результаты могут быть распечатаны. Количество компьютеров соответствует количеству учеников, при парной работе - в два раза меньше.

- Использование материалов мультимедийного учебника и сети Интернет для творческой работы учащихся над рефератом или груп­повым проектом. Реферат может быть записан на диск или распечатан. В дальнейшем подготовленный иллюстративный материал, совмещенный с рассказом учеников о полученных резуль­татах, предъявляется на презентации. Можно организовать работу с одним компьютером по очереди.

Использование материалов мультимедийного учебника для повторения содержания курса и подготовки к итоговому контролю знаний за год. С помощью тестирования выявляются проблемы в знаниях учащихся, которые им предлагается восполнить самостоятельно: пользуясь мультимедийным учебником отыскать правильные ответы на вопросы тестов. Желательно наличие нескольких компьютеров.

Организация коррекционной работы на дополнительных занятиях.

На дополнительных занятиях отстающих учеников или пропустивших уроки по болезни можно посадить за компьютеры, чтобы они изучили те видеолекции, по которым у них недостаточно знаний. Учителю не придется для них излагать материал еще раз. В освободившееся время преподаватель может заниматься с другими детьми. Вариантом такой работы может стать самостоятельный просмотр учеником видеолекций мультимедийного учебника дома.

Следует оговориться, что применение компьютерной техники на уроках ОБЖ вовсе не означает переноса всех уроков в компьютерный класс или перепоручения изложения учебного материала компьютеру. Сегодняшний уровень обеспеченности школ компьютерами даже просто технически не позволит этого сделать. Невозможно это и по санитарно-гигиеническим нормативам, ограничивающим время работы учеников 10- 11-х классов за компьютером 40 мин в неделю. В то же время нельзя противопоставлять работу с компьютерной программой традиционным формам работы. Речь идет о том, что традиционные уроки, практические занятия преподаватель может чередовать с уроками на основе использования компьютерных технологий. Такие уроки должны проводиться, прежде всего, по ключевым темам курса. Практика проведения «компьютерных» уроков также показала их высокое эмоциональное воздействие наобучающихся при изучении тем, нацеленных на формирование патриотизма и гордости за свое Отечество.

Некоторые проблемы и их решение

Типичным для большинства преподавателей ОБЖ препятствием для использования компьютерных технологий является то, что существующий уровень финансирования школ не позволяет оснастить кабинет ОБЖ компьютерной техникой. Как правило, в школе имеется один или два компьютерных класса, но они настолько загружены уроками информатики, занятиями по профессиональному обучению, что далеко не всегда у преподавателя ОБЖ существует возможность туда попасть, чаще всего она вовсе отсутствует.

Хочется поделиться опытом нашей гимназии, который хоть и является вынужденной мерой, но открывает доступ к использованию компьютерных технологий на уроках ОБЖ. В нашей гимназии есть два компьютерных класса, однако их загруженность такова, что они на 100% в учебное время используются для проведения уроков учителями информатики и недоступны для других учителей - предметников. В поисках выхода из этого положения администрация гимназии пошла по двум направлениям.

Во-первых, во многом благодаря спонсорской помощи, был создан конференц-зал, оснащенный телевизором, видеомагнитофоном, ком­пьютером, мультимедийным комплексом, состоящим из проектора, большого экрана и звуковых колонок, а также сканером и цветным принтером. Организовано интенсивное использование конференц-зала учителями-предметниками для проведения уроков по заранее подаваемым заявкам.

Во-вторых, налажено сотрудничество учителей - предметников, в первую очередь преподавателя ОБЖ, с учителями информатики. Без такого сотрудничества на нынешнем этапе внедрение компьютерных технологий в курс ОБЖ вряд ли возможно.

Совместная работа преподавателя-организатора ОБЖ и учителя информатики на практике открыла перед нами ряд возможностей, обогативших преподавание обоих предметов: и ОБЖ, и информатики.

Одна из них - чисто организационная. Изучение ряда тем по информатике возможно без применения компьютерной техники. Такие уроки могут быть перенесены в кабинет ОБЖ, что позволяет внести изменения в расписание и провести урок ОБЖ в компьютерном классе.

Другая возможность связана с тем, что часто при выполнении учащимися различных заданий с использованием компьютера на уроках информатики не имеет принципиального значения содержание обрабатываемой информации. В этом случае на уроке информатики ученикам может быть предложено задание, логически связанное с изучаемым материалом по ОБЖ. Например, при выполнении практической работы по теме «Составление таблицы» в 10-м классе можно предложить составить таблицу «Победные дни России» или «Характеристика наиболее распространенных инфекционных болезней». Безусловно, для этого учитель информатики должен определить, какого рода информация может быть использована, а преподаватель ОБЖ дол­жен ее подобрать, исходя из предъявляемых требований. Расширение такой формы работы привело нас к возможности увязывать изучение теоретического материала на уроке ОБЖ и выполнение на базе этого материала практических заданий на уроке информатики не по одной теме, а целому блоку уроков и даже разделу курса. Такое совмещение особенно уместно при изучении по информатике разделов «Обработка текстовой информации», «Обработка графической информации», «Технология разработки мультимедийных проектов».

Еще одна возможность применения компьютерных технологий на уроках ОБЖ - проведение в компьютерном классе интегрированных уроков ОБЖ с информатикой. Варианты их проведения достаточно многообразны. Преподаватель ОБЖ и учитель информатики могут провести такой урок вместе, а может и кто-то один из них. Если такой урок проводит преподаватель ОБЖ, он должен владеть навыками работы с компьютерными программами. В качестве простого примера можно предложить вариант, близкий к описанной выше форме организации учебной работы. Это комбинированный урок, на котором изучается новый материал по ОБЖ с использованием видеоряда мультимедийного учебника, и на основе его содержания выполняется практическая работа по информатике. На уроке ученик получает оценки и по ОБЖ, и по информатике.

В какой бы форме ни использовались компьютерные технологии на уроках ОБЖ, их применение уже само по себе повысит производительность учебной работы. Преподаватели, кто их использует в практике, при обмене опытом признаются, что зачастую при проведении обычного урока ловят себя на мысли: им не хватает этого надежного помощника, который позволил бы применить и один, и другой, и третий методический прием, расширить рамки урока.

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» приобретает в настоящее время особое значение в образовании учащихся в связи с тем, что ежегодно в России регистрируются миллионы происшествий, в которых погибают и получают увечья, серьезные травмы и заболевания сотни тысяч наших сограждан, в том числе дети и подростки. Чтобы в какой-то мере обеспечить безопасность детей и подростков, необходимо давать им знания и обучать навыкам поведения в экстремальных ситуациях дома, в школе, на улице, выработать у них умения защищать свою жизнь и здо­ровье, оказывать помощь себе и по возможности другим людям. Для этого требуются определенные технологии обучения.

В заключение необходимо отметить, что применение компьютерных технологий способствует решению еще одной задачи - повышению об­щей информационной культуры учеников. А информационная культура в целом сейчас обоснованно трактуется не только как важнейший фактор успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, но и как одно из условий социальной защищенности личности в инфор­мационном обществе.

Читайте также: