Среда составляющими элементами которой являются компьютеры компьютерные сети программные продукты

Обновлено: 04.07.2024

Понятие информационная технология возникло в последние десятилетия XX века в процессе становления информатики . Особенностью информационной технологии является то, что в ней и предметом, и продуктом труда является информация , а орудиями труда - средства вычислительной техники и связи. Информационная технология как наука о производстве информации возникла именно потому, что информация стала рассматриваться как вполне реальный производственный ресурс наряду с другими материальными ресурсами. При этом производство информации и ее верхнего уровня - знаний - оказывает решающее влияние на модификацию и создание новых промышленных технологий .

Информационная технология - совокупность методов и способов получения, обработки, представления информации , направленных на изменение ее состояния, свойств, формы, содержания и осуществляемых в интересах пользователей.

Определение информационных технологий - ИТ, принятое ЮНЕСКО - это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации ; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Сами ИТ требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их введение должно начинаться с создания математического обеспечения , формирования информационных потоков в системах подготовки специалистов.

Выделяют три уровня рассмотрения информационных технологий :

  • первый уровень - теоретический. Основная задача - создание комплекса взаимосвязанных моделей информационных процессов, совместимых параметрически и критериально;
  • второй уровень - исследовательский. Основная задача - разработка методов, позволяющих автоматизированно конструировать оптимальные конкретные информационные технологии ;
  • третий уровень - прикладной, который подразделяют на две страты : инструментальную и предметную.

Инструментальная страта (аналог - оборудование, станки, инструмент) определяет пути и средства реализации информационных технологий , которые можно разделить на:

  • методические;
  • информационные;
  • математические;
  • алгоритмические ;
  • технические;
  • программные.

Предметная страта связана со спецификой конкретной предметной области и находит отражение в специализированных информационных технологиях , например, организационное управление, управление технологическими процессами , автоматизированное проектирование, обучение и другие.

Потребность в передаче и обмене информацией человечество испытывало уже на ранних стадиях своего развития. Если сначала для ускорения передачи информации использовались костры, курьеры, потом почта , семафорный телеграф, то с изобретением электрического телеграфа и телефона принципиально изменились возможности передачи информации . Было изобретено радио и телевидение, а затем компьютер , цифровые системы связи и вычислительные сети; создание в 1978 году первого персонального компьютера явилось причиной быстрого его распространения и развития в качестве инструментального средства накопления, преобразования и передачи информации и позволило новым, автоматизированным информационным технологиям внедриться практически во все области человеческой деятельности. Интеграция достижений человечества в области средств связи, обработки, накопления и отображения информации способствовала формированию автоматизированных информационных технологий (АИТ).

Основу автоматизированных информационных технологий составляют следующие технические достижения:

  • создание средств накопления больших объемов информации на машинных носителях, таких как магнитные и оптические диски;
  • создание различных средств связи, таких как радио- и телевизионная связь, телекс, телефакс, цифровые системы связи, компьютерные сети , космическая связь, позволяющих воспринимать, использовать и передавать информацию практически в любой точке земного шара;
  • создание компьютера, особенно персонального, позволяющего по определенным алгоритмам обрабатывать и отображать информацию , накапливать и генерировать знания.

Автоматизированные информационные технологии ориентированы на увеличение степени автоматизации всех информационных операций и, следовательно, на ускорение научно-технического прогресса общества.

1.4. Информационные системы

Одновременно с широким использованием новых информационных технологий появилось понятие " информационная система " (ИС).

Система информационная - Information System-(Система информационная автоматизированная - Computer - based Information System) - комплекс вычислительного и коммуникационного оборудования , программного обеспечения, лингвистических средств и информационных ресурсов, который обеспечивает их сбор, хранение, актуализацию, распространение и обработку в целях поддержки какого-либо вида деятельности.

С позиций управления, информационная система (ИС) - это организационно-упорядоченная, взаимосвязанная совокупность средств и методов ИТ, а также используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.

Такое понимание информационной системы предполагает использование в качестве основного технического средства переработки информации ЭВМ и средств связи, реализующих информационные процессы и выдачу информации , необходимой в процессе принятия решений задач из любой области. ИС является средой, составляющими элементами которой являются компьютеры, компьютерные сети , программные продукты, БД , люди, различного рода технические и программные средства связи и т.д. Хотя сама идея ИС и некоторые принципы их организации возникли задолго до появления компьютеров, однако компьютеризация в десятки и сотни раз повысила эффективность ИС и расширила сферы их применения.

С развитием компьютерных технологий менялся смысл, вкладываемый в понятие информационной системы . Современная информационная система - это набор информационных технологий , направленных на поддержку жизненного цикла информации и включающего три основных процесса: обработку данных , управление информацией и управление знаниями. В условиях резкого увеличения объемов информации переход к работе со знаниями на основе искусственного интеллекта является альтернативой информационного общества .

Внедрение информационных систем повышает эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия за счет не только обработки и хранения информации , автоматизации рутинных работ , но и принципиально новых методов управления . Последние основаны на моделировании действий специалистов при принятии решений (методы искусственного интеллекта , экспертные системы и т. п.), использовании современных средств телекоммуникации (электронная почта , телеконференции ), глобальных и локальных вычислительных сетей .

По сфере применения информационные системы классифицируются следующим образом:

  • ИС для научных исследований;
  • ИС автоматизированного проектирования;
  • ИС организационного управления.

Научные ИС используются для автоматизации научной деятельности, анализа статистической информации , управления экспериментом.

ИС автоматизированного проектирования применяют для:

  • разработки новых изделий и технологий их производства;
  • различных инженерных расчетов;
  • создания графической документации (чертежей, схем, графиков и т. д.);
  • моделирования проектируемых объектов.

ИС организационного управления предназначены для автоматизации функций административного аппарата. К ним относятся ИС управления как промышленными предприятиями, так и непромышленными объектами (банками, биржами, страховыми компаниями, гостиницами и т. д.) и отдельными офисами (офисные системы).

ИС управления технологическими процессами создают для автоматизации различных технологических процессов .

1.5. Информационные технологии проектирования РЭС

Исключительно важную роль ИТ оказывают на развитие радиоэлектронных средств (РЭС), которые обеспечивают все виды связи, вычислительные средства, продукцию оборонных промышленных комплексов и других отраслей промышленности. В настоящее время практически нет продукции либо услуги, которая бы не содержала или не использовала электроники. ИТ и электроника вместе с вычислительной техникой являются основой создания высоких технологий .

Необходимость внедрения ИТ для развития РЭС объясняется требованиями к сокращению сроков проектирования и подготовки производства для выпуска новых и модернизируемых изделий, затрат на проектирование и производство, стоимости долговременного послепродажного обслуживания. Кроме того, ИТ необходимы для перестройки ( реинжиниринга ) предприятий в соответствии с современными требованиями повышения качества и конкурентоспособности изделий, восстановления старых рынков сбыта и выхода на новые рынки.

Обновление или реинжиниринг (Reengineering) бизнес-процессов с позиций менеджмента определяется как "фундаментальное переосмысление и радикальная перестройка бизнес-процессов компаний с целью достижения коренных улучшений актуальных показателей их деятельности: стоимости, качества, услуг и темпов".

На этапах жизненного цикла электронных средств широко применяются следующие ИТ:

  • "электронные" САПР, обеспечивающие моделирование аналоговых (в том числе СВЧ) и цифровых устройств, разработку программируемых логических интегральных схем , автотрассировку печатных плат, комплексное описание компонентов проектируемых устройств, моделирование электромагнитных полей трехмерных структур и т. д. Здесь выделяют "легкие" (с меньшим числом функций и более дешевые), "средние" и "тяжелые" САПР (с расширенными возможностями и более дорогие).
  • специализированные информационные технологии и системы, например, CASE (Computer-Aided Software / System Еngineering)- технологии , SCADA (Supervisor Control And Date Acquisition ) cистемы, системы моделирования и анализа электронных схем и т.д.
  • технологии класса MRPII (Manufacturing Recourse Planning) и ERP (Enterprise Resource Planning), обеспечивающие решение широкого спектра задач планирования ресурсов и управления деятельностью предприятий. В последние годы, характеризующиеся ожесточением конкуренции, интенсивно развиваются CRM (Customer Relationship Management) cистемы как набор приложений или в виде надстройки над ERP. В CRM-системах акцент делается на взаимоотношения "компания-клиент" и, прежде всего, удержание старых клиентов за счет учета их индивидуальных потребностей и особенностей. Основными разработчиками ERP-систем являются фирмы Oracle, Microsoft, SAP, BAAN, People Soft и многие другие. К ведущим отечественным компаниям на рынке ERP-систем относятся "Парус", "Галактика", "АйТи", "Цефей".

Расширяется применение технологии XML (eХtensible Markup Language ), которая охватывает важнейшие задачи бизнес-приложений: обмен данными между системами разных производителей, обмен документами между предприятиями (В2В - Business-to-Business), сбор отчетности государственными организациями, поставка данных Интернет - клиентами и другие.

Без использования ИТ невозможно функционирование многих современных систем, например САПР , АСУ , CALS , логистики и т. д.

Грамотное использование ИТ и ИС позволяет извлекать максимум пользы из всей имеющейся на предприятии информации и благодаря этому делать более точные прогнозы, избегать возможных ошибок при принятии управленческих и проектных решений в условиях неопределенности и риска. Жесткая конкурентная борьба делает предприятия крайне чувствительными к малейшим просчетам в управлении, преимущества имеют предприятия, использующие современные информационные технологии .

Наряду с очевидными благами неквалифицированный подход к использованию ИТ таит в себе определенные опасности. К ним можно отнести следующие:

Читайте также: