Убрать пробел в начале абзаца индизайн

Обновлено: 03.07.2024

Изображенные на кнопках строки пок вают, как будет выглядеть текст после выравнивания.

Рис. 3.45 Семь вариантов выключки текста внутри текстового фрейма

Текст не обязательно должен располагаться по всей ширине текстового фрейма. Вы можете выделить абзац из текста, задав отступ от левой или правой границы фрейма для всех строк абзаца, или облегчить восприятие текста, задав дополнительный абзацный отступ для первой строки. Для этого предназначены средства управления отступами полей.

Установка отступов

  1. Выделите абзацы.
  2. Используйте средства управления отступами (рис. 3.46.), чтобы отформатировать текст (рис. 3.47):
    • отступ слева сдвигает левый край абзаца относительно левого поля текстового фрейма;
    • абзацный отступ сдвигает первую строку абзаца относительно всего абзаца;
    • отступ справа сдвигает правый край абзаца относительно правого поля текстового фрейма.

Одним из вариантов форматирования полей является выделение абзаца при помощи маркеров, расположенных в начале первой строки, например в маркированных и нумерованных списках, которые я использовала при написании этой книги.

Создание маркированного или нумерованного списка

  1. Выделите абзацы.
  2. Задайте значение левого отступа абзаца.
  3. Введите отрицательное значение абзацного отступа. Первая строка будет отличаться от остальных строк абзаца.
  4. Отделите маркер или цифру от текста первой строки с помощью клавиши табуляции.

Рис. 3.46. Отступы абзаца и его первой строки задаются при помощи средств управления отступами

Рис. 3.47. Результат применения отступов внутри текстового фрейма

Рис. 3.48. Символ величины отступа изображается в виде небольшого кинжала. Он автоматически издает отступ для буквицы

Символ величины отступа

Символ величины отступа является прекрасным решением в случае с буквицей. Он настраивается автоматически, если вы поменяете широкую букву, наподобие М, на узкую, наподобие Г.

Однако данный символ - не лучший вариант для больших документов с нумерованными или маркированными списками. В таком случае больше подойдут обычные отступы.

Абзацный отступ не может принять отрицательное значение, прежде чем будет создан отступ слева.

Если в докомпьютерную эпоху набор текста и подготовка оригинал-макета были отдельной профессией, то ныне любой человек, установивший верстальную программу (или даже Word) способен готовить документы к печати.

В компьютерную эпоху пробелы, как самая несодержательная часть текста, часто обходят должным вниманием при подготовке изданий. Зачастую в документе присутствуют всего два вида пробелов: обыкновенный и неразрывный (в Word'е фиксированной ширины, в InDesign'е — нет). Между тем, пробелов существует около двух десятков, и некоторые из них очень пригождаются в русской типографике.

Обычный растяжимый пробел, который ставится почти везде, работает аналогично механизму линотипа: при выключке по формату полосы (в компьютерных терминах выравнивание по ширине) пробелы, выполненные в виде клинышков, опускались между словами до тех пор, пока строка не занимала всю отведённую ширину.

Неразрывный пробел ничем не отличается по ширине и растяжению от обычного пробела, но не может быть заменён переводом строки. Неразрывные пробелы необходимо ставить после почти всех однобуквенных слов (а, в, и, к, о, с, у, я) и до «б» и «ж», иногда после двухбуквенных слов в начале предложения, между числом и единицами измерений (100 грамм, 5 м), между частями названия (InDesign 5.5).

Этот список может поначалу казаться неполным, потому что в остальных случаях, где мы привыкли ставить неразрывный пробел, ставятся пробельные символы другой величины.

  • Em Space (круглая) — пробел шириной в кегль. Почти нигде не нужен.
  • En Space (полукруглая) — пробел шириной в половину кегля.
  • Nonbreaking Space (Fixed Width) — неразрывный пробел фиксированной величины. Величина задаётся в настройках
  • Third Space (третья) — пробел шириной в треть круглой
  • Quarter Space (четвёртая) — пробел шириной в четверть круглой
  • Sixth Space (шестая) — пробел шириной в одну шестую круглой
  • Flush Space — пробел изменяемой ширины, добавляется в конце полностью (с последней строкой) выровненного абзаца
  • Hair Space — одна двадцать четвёртая круглой
  • Thin Space (тонкая) — одна восьмая круглой. В английской типографике добавляется вокруг тире
  • Figure Space — пробел шириной с цифру
  • Punctuation Space — пробел шириной с знак пунктуации (. : !)

Шестая ставится вокруг тире и значительно улучшает вид текста: пробелы вокруг тире не растягиваются ни при каких условиях.

Тонкую можно ставить в математических формулах вокруг знаков +, − и прочих, а также после знака номера или параграфа. Также ею отделяются группы цифр (если их больше четырёх).

Четвёртой я отбиваю инициалы друг от друга и от фамилии, а также номера иллюстраций/схем (ил. 3). Также четвёртую можно употреблять в сокращениях вроде «и т. д.» «и т. п.».

Третья, практически неотличимая от обыкновенного пробела, находит применение в списках литературы вокруг одинарной и двойной косых черт, отделяющих составителей и названия сборников.

Полукруглую я ставлю в некоторых специальных случаях, например в таком: Ил. 3. В. И. Пупкин — между «3.» и «В.».

Напоследок хочу вручить несколько (не всегда идеально работающих) индизайновских регулярных выражений, помогающих мне с автоматической расстановкой пробелов.

Расставляет неразрывные пробелы после однобуквенных слов кроме б и ж:
Find what: \b([ИЯОВКУСАияовкуса])\b
Change to: $1

Расставляет неразрывные пробелы до б и ж:
Find what: \b([ЖбжБ])\b
Change to: $1

Владимир Гавриилович Завгородний

Adobe InDesign CS3

Эта книга познакомит вас с программой Adobe InDesign – одним из лидеров на рынке программ компьютерного макетирования и верстки. В настоящем издании вы узнаете о возможностях программы, начиная от простейших операций и заканчивая профессиональными техниками и приемами работы. Разделив материал на несколько частей, на темы, актуальные для начинающих и опытных пользователей, я стремился сделать книгу одинаково полезной и интересной как для новичков в компьютерной верстке, так и для профессионалов, стремящихся углубить свои познания.

Несмотря на это, первая часть книги (а это более ста страниц) посвящена отнюдь не самой программе, а знакомству с наукой типографикой, которая для настоящего дизайнера столь же важна, как и правила дорожного движения для водителя.

В этом издании я попытался не только показать читателю, как работать с программой Adobe InDesign, но и обучить его тому, для чего она требуется, познакомить с историей и традициями верстки. Моей задачей было облегчить дизайнеру путь от начинающего специалиста к профессионалу высокого уровня, избавив от необходимости познавать культуру работы на собственных ошибках.

Говоря о компьютерном дизайне, часто забывают, что история дизайна и оформительского искусства началась не вчера, не с появлением компьютеров, а многие десятилетия и даже столетия назад. Только опираясь на накопленный поколениями дизайнеров опыт, можно избежать досадных ошибок и недоработок, которые очевидны для «зубров» дизайна и доставляют столько неприятностей более молодым их коллегам.

Владимир Завгородний

Adobe InDesign CS3 - i_001.jpg

Владимир Завгородний родился и живет в городе Запорожье в Украине. По образованию – филолог, по призванию – музыкант, по профессии – дизайнер, а также криэйтор, переводчик и преподаватель компьютерной графики. Более чем за двенадцать лет профессиональной карьеры собрал коллекцию международных сертификатов и аттестатов (в том числе Adobe Certified Expert). В настоящее время преисполнен решимости поделиться обширными знаниями и богатейшим опытом с читателями, чего бы им это ни стоило.

В создании этой книги и прилагающегося к ней видеокурса неоценимую помощь оказали Елена Украинская, Agata Volkenstern, Александр и Лариса Лазутины, Игорь Князев, а также мой редактор Юлия Чернушевич.

Особая благодарность Павлу Сикорскому, без которого эта книга просто не была бы написана.

Мы будем рады узнать ваше мнение!

Типографика – это система оформления текстов, верстки печатного издания как в целом, так и отдельных его элементов. Иными словами, типографика – это отдельная наука, свод правил, которые учат нас, как правильно оформлять текст при печати книги, газеты, журнала, рекламной листовки – любого печатного продукта с текстом.

Ну а поскольку невозможно себе представить не то что книгу – даже простенькое рекламное объявление без текста, то наука типографика становится обязательной для любого дизайнера. Независимо от того, является ли вашим основным занятием верстка газеты с рекламными объявлениями или высокохудожественный дизайн имиджевых рекламных буклетов, вы должны знать основные правила оформления текста.

К сожалению, бурное развитие компьютерных технологий привело к тому, что многие дизайнеры, занимающиеся версткой и макетированием и даже являющиеся специалистами в работе с оформительскими программами, в то же время не обладают достаточными познаниями в типографике, и многие издания выходят с грубыми ошибками в оформлении.

В итоге издание теряет привлекательность и индивидуальность, выглядит сработанным на скорую руку, без продуманного стиля, без собственного художественного «лица». В конце концов, умышленное или неумышленное игнорирование правил типографики ухудшает читабельность и восприятие издания, и в этом случае страдает читатель, вынужденный иметь дело с непривлекательным, неудачно оформленным текстом.

Вспомните голливудские фильмы: в оформлении титров каждого из них специально подбираются шрифт для написания имен актеров и эффекты, с которыми появляется или исчезает текст. Все это только для того, чтобы внешний вид титров гармонировал со стилистикой фильма и не выбивался из общей картины, а, наоборот, подчеркивал впечатление от просмотра и с самого начала создавал у зрителя определенное восприятие. А ведь, казалось бы, титры – это мелочь, всего лишь необходимый элемент кинофильма.

Почему же при издании книг и газет, где текст имеет решающее значение, многие пренебрегают продумыванием оформления? Ответ: потому, что некоторые дизайнеры даже не знают о существовании типографики, правила и законы которой формировались на протяжении десятилетий и даже столетий, чуть ли не от первых книжных изданий в далеком пятнадцатом веке.

Именно поэтому наша книга, посвященная программе Adobe InDesign, начинается не с установки программы, а с раздела о правилах и традициях оформления текста.

Кто-то из наших читателей, возможно, сейчас задумался: «А не пропустить ли первую часть? Зачем она нужна? Начитаюсь всяких скучных правил и буду, как робот, все делать по бумажке. Лучше я разберусь как-нибудь сам, зато сохраню свободу творчества».

Это не совсем верно. Существование правил не означает отсутствие творческой или оформительской свободы. Точно так же можно утверждать, что существование правил дорожного движения лишает свободы выбора, куда ехать – домой или на работу. Правила типографики лишь указывают, как правильно добиться поставленной цели и как оформить издание, чтобы оно было привлекательным и удобным для читателя.

Более того, за десятки лет развития типографики было придумано немало оформительских приемов, которые используются редко лишь потому, что малоизвестны. Взгляните на советские книги 1950–1960-х годов и сравните их с безликими серыми изданиями начала девяностых, когда огромный поток переводной фантастической и детективной литературы издавался любым кооперативом, а компьютеры сделали верстку книг доступной людям, не имевшим никакого представления о правилах работы.

На рисунках следующей страницы приведены две книги разных годов издания. Нам думается, что разница между ними очевидна и непосвященному и не стоит даже спрашивать читателя, какая книга ему кажется более привлекательной и выполненной более профессионально.

Первая книга издана в соответствии с традициями русской типографики и более того – с заботой о читателе, с вложением усилий и времени в то, чтобы книга доставляла эстетическое удовольствие, а не просто содержала какой-то текст.

Для изменения настроек абзацев можно воспользоваться палитрой Paragraph (Абзац) (рис. 13.7) и панелью управления (рис. 13.8) в режиме работы с текстом (возможно, ее придется переключить в режим отображения настроек абзаца с помощью кнопок в левой части палитры).


Рис. 13.7. Палитра Paragraph (Абзац)


Рис. 13.8. Панель управления в режиме работы с текстом (вверху левая часть палитры, внизу – правая)

Многие из настроек, присутствующих на палитре Paragraph (Абзац) или панели управления, уже знакомы нам и понятны после прочтения первой части книги, посвященной типографике. Однако следует учесть, что Adobe InDesign содержит несколько новых, оригинальных настроек, и некоторые настройки ориентированы на иностранные традиции типографики, в то время как мы фокусировались на изучении традиций типографики русской. Так, например, Adobe InDesign содержит целых девять вариантов выключки строк. Кроме уже знакомых нам выключки по левой и правой стороне, выключки по центру и выключки по формату, присутствует несколько новых понятий.

Выключку по формату можно произвести, оставляя последнюю строку слева, справа или по центру. В русском языке используется только выключка по формату с последней строкой слева, оставшиеся же два варианта применяются либо в не-европейских языках, либо в оформительских целях. Точно так же существует выключка по формату всех строк.

Интерес представляет появившаяся в последних версиях InDesign возможность выключки строк относительно разворота. Таким образом, мы можем установить выключку строк не по принципу «влево – вправо», а по принципу «наружу – внутрь», что можно использовать при работе с врезками, колонтитулами, подписями к иллюстрациям и подобными элементами дизайна: на разных страницах они будут форматироваться по-разному.

Кроме привычных нам отбивки абзацев слева и справа, отступов перед абзацем и после, а также отступа первой строки (для выделения абзаца), InDesign позволяет создавать отступ последней строки. Этот прием не используется в русской типографике, поскольку связан с восточными языками, в которых принято форматирование строк вправо (там и строки пишутся справа налево).

Adobe InDesign также может автоматически создавать буквицы. Этот вопрос мы рассмотрим подробно, когда будем говорить о стилях текста, сейчас же ограничимся упоминанием о том, что размер буквицы измеряется в строках (в InDesign приняты утопленные в тексте буквицы), и мы можем дополнительно указать количество символов буквицы (это применяется в тех случаях, когда абзац начинается с цитаты или прямой речи, и в буквицу необходимо включить знаки препинания) (рис. 13.9).


Рис. 13.9. Буквица из одного (слева) и из двух (справа) символов

При работе с настройками символов обычно не приходится обращаться к меню палитры Character (Символы), поскольку большинство команд меню дублируется на панели управления или же касается специфических настроек шрифтов OpenType, которые не используются в русскоязычных текстах. При работе с настройками абзаца нам придется обращаться к меню палитры Paragraph (Абзац), поскольку там находятся настройки правил, по которым Adobe InDesign производит автоматическую верстку.

В меню мы можем выбрать один из вариантов автоматической верстки: Adobe Paragraph Composer (Поабзацная верстка) или Adobe Single-line Composer (Построчная верстка).

Первый вариант дает более качественный результат, поскольку работает с каждым абзацем целиком и расставляет переносы и изменяет трекинг при форматировании строк таким образом, чтобы добиться оптимального результата.

Во втором случае (с построчным подходом) InDesign работает с каждой строкой по очереди, никогда не возвращаясь к предыдущим строкам. Иногда это мешает добиться оптимального результата: поставленный в предыдущей строке перенос (удачный с точки зрения этой строки) может помешать правильно сверстать следующую строку. Однако построчный метод позволяет точно локализовать место возникновения проблемы в автоматической верстке, поскольку InDesign не будет исправлять такие проблемы, переверстывая весь абзац.

В меню также присутствуют команды вызова диалоговых окон Justification (Выключка по формату), Keep Option (Настройки удерживания), Hyphenation (Переносы), Drop Caps and Nested Styles (Буквицы и вложенные стили), Paragraph Rules (Линейки абзацев) и Bullets and Numbering (Маркированные и нумерованные списки). Эти настройки можно использовать при работе с текстом, однако на самом деле они являются составными частями описания стиля абзаца, и мы рассмотрим их подробно в последующих разделах, когда будем говорить о стилях оформления.

Видеокурс

Вы можете также обратиться к видеоуроку «Настройки текста в палитре Paragraph», в котором рассказывается о настройках абзацев и использовании палитры Paragraph (Абзац).

Один из приемов высокопрофессиональной верстки – висячая пунктуация. Этот прием широко распространен в англоязычной типографике, а в русской по ряду причин практически не использовался. В последнее время он приобретает популярность и в русской традиции верстки: одним из ярых апологетов использования висячей пунктуации является известный российский дизайнер Артемий Лебедев.

Поскольку знаки препинания «точка», «запятая», «дефис», «тире» обладают меньшей оптической плотностью (то есть их рисунок занимает небольшую часть высоты строки), выравнивание этих знаков по границам фрейма приводит к иллюзии неровности границ текста. В тех местах, где строка начинается или заканчивается со знака препинания, граница текста как бы «проваливается» внутрь текстового блока. Для компенсации этого эффекта знаки препинания могут выноситься за пределы текстового блока полностью или частично (рис. 13.10). Как и кернинг, применяемый между буквами, этот эффект отдает приоритет видимой правильности верстки перед фактической.


Рис. 13.10. Текст, сверстанный обычным образом (слева) и с использованием висячей пунктуации (справа)

Существует два подхода к созданию висячей пунктуации. Первый предполагает вынос знаков препинания полностью за границу текстового блока; второй – частичный вынос знаков, в зависимости от того, насколько велика их оптическая плотность. Второй вариант представляется более правильным, так как полный вынос угловых кавычек, скобок или тире нарушает границу текста теперь уже в обратную сторону – слишком хорошо заметно свисание знаков.

Одной из причин, по которой висячая пунктуация редко использовалась до недавнего времени, является то, что ее требовалось выполнять вручную. Adobe InDesign позволяет автоматически выполнять верстку с висячей пунктуацией, причем программа автоматически определяет оптическую плотность знаков и сама решает, насколько далеко выносить их из фрейма. Для этого следует использовать палитру Story (Текст) (рис. 13.11).


Рис. 13.11. Палитра Story (Текст)

На палитре Story (Текст) можно установить флажок Optical Margin Alignment (Оптическое прилегание к границе), чтобы активизировать режим верстки с висячей пунктуацией. Дополнительно мы можем воспользоваться число вым полем для установки кегля шрифта, относительно которого будут производить ся расчеты, – это помогает компенсировать различный видимый размер симво лов разных шрифтов, о чем мы говорили в первой части книги.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

2.2. Создание абзацев

2.2. Создание абзацев Абзацы, как известно, делят текст на логические части и на письме выделяются отступом от края листа. В HTML абзацы отделяются друг от друга расстоянием в одну строку.Для организации абзацев в HTML предусмотрен элемент P, который подразумевает наличие

Настройки

Настройки Любой автолюбитель знает, как важно настроить машину «под себя», когда сиденье поднято до определенной высоты, зеркала установлены так, чтобы обеспечивать максимальный обзор, а радио настроено на любимую волну. Поэтому для максимально эффективной работы стоит

Настройки

Настройки После начала работы с Календарем Google самое время обратиться к его тонким настройкам. Если вы постоянно мотаетесь между Владивостоком и Питером, то уже давно привыкли считать время в двух часовых поясах: «Так, у нас три часа дня, значит, в Питере уже восемь утра.

Настройки

Настройки Настало время уделить внимание настройкам Фотографий. Благо их не очень много: кроме описанных языковых настроек интерфейса, активации тегов имен и загрузки по электронной почте вам доступны управление переводом комментариев иноязычных пользователей на

ГЛАВА 9. Параметры абзацев, списков и отображения

ГЛАВА 9. Параметры абзацев, списков и отображения В предыдущей главе мы рассмотрели атрибуты стиля, предназначенные для задания параметров текста (шрифта, его размера, начертания, тени и пр.) и фона элементов Web-страниц. Изучили новый элемент Web-страницы — встроенный

Настройки

Настройки В KE меются разные режимы выделения текста — всего, последовательными фрагментами, блоками, между парными скобками. И режим множественного выделения, когда выделяются не последовательные фрагменты, а куски из произвольных мест документа. Которые потом можно

ГЛАВА 9. Параметры абзацев, списков и отображения

ГЛАВА 9. Параметры абзацев, списков и отображения В предыдущей главе мы рассмотрели атрибуты стиля, предназначенные для задания параметров текста (шрифта, его размера, начертания, тени и пр.) и фона эле- ментов Web-страниц. Изучили новый элемент Web-страницы — встроенный

Оформление абзацев

Оформление абзацев Считается, что при оформлении издания первым шагом дизайнера должна быть разработка стиля. В практике компьютерной верстки это понятие приобрело дополнительный смысл: речь идет не только о «теоретической» разработке стиля оформления в целом, но и о

Стили абзацев

Стили абзацев Созданием, управлением и использованием стилей символов занимается палитра Paragraph Styles (Стили абзацев) (рис. 17.12). В начале работы она пуста, в ней присутствует только строка [Basic Paragraph] (Обычный абзац). Рис. 17.12. Палитра Paragraph Styles (Стили абзацев)Начать работу с уже

4.4. Форматирование абзацев

4.4. Форматирование абзацев В предыдущем разделе вы познакомились с инструментами форматирования символов. В Word имеются также специальные возможности для оформления текста в рамках абзацев: выравнивание, междустрочный интервал и отступы. При помощи этих характеристик

Настройки абзацев текста

Настройки абзацев текста Настройки абзацев текста, как можно догадаться, актуальны только для абзацного текста, и для точечного текста – недоступны. Эти настройки собраны на палитре Paragraph (Абзац) (рис. 20.17). Рис. 20.17. Палитра Paragraph (Абзац)Семь кнопок в верхней части палитры

Границы абзацев и выравнивание

Границы абзацев и выравнивание Как вы помните, Word позволяет выбрать несколько способов выравнивания границ текста: по левому или правому краю, по обоим краям (т. е. по ширине) или по центру. В большинстве случаев для того, чтобы ваш текст выглядел аккуратно и приятно для

Настройки

Настройки Все настройки для работы в интерактивном режиме можно произвести через инструмент Меню InterWrite (см. табл. П3.2) на панели инструментов, пункт меню Настройки, или с помощью инструмента Панель элементов, инструмент Настройки (см. табл. П3.3). Появится окно, где в левой

Форматирование абзацев

Форматирование абзацев Абзац – это текст, ввод которого начат с новой строки и закончен нажатием клавиши Enter, устанавливающей в тексте специальный маркер конца абзаца. Чтобы увидеть, где же была нажата клавиша Enter, а значит, закончился один абзац и начался следующий, нужно

Практическая работа 32. Форматирование абзацев

Практическая работа 32. Форматирование абзацев Задание. Создать в программе Word заявление по приведенному образцу (рис. 5.36). Для каждого абзаца применить наиболее подходящие параметры форматирования. Рис. 5.36.Пример документа для выполнения работы по форматированию

Читайте также: