В какие компьютерные игры нельзя играть детям

Обновлено: 04.07.2024

В современном мире компьютер есть почти в каждом доме, а у подавляющего большинства детей есть личный гаджет, и не один. Использовать их можно по-разному. С одной стороны, виртуальный мир дает невероятные возможности для образования, общения, интересного досуга. Но с другой, многие специалисты ставят вопросы о влиянии компьютерных игр на психику детей.

Конечно, не стоит валить любые проблемы в поведении детей на влияние компьютерных игр. Но обеспокоенность вызывает то, что у некоторых детей и подростков все же развивается зависимость от игр и комьпьютера - это во-первых. А во-вторых, влияние компьютерных игр на развитие ребенка оценить не так-то просто. Поколение, которое воспринимает виртуальный мир как основной, пока еще не достигло зрелости и не проявило себя в роли взрослых, на которых лежат серьезные обязательства. Как же уже сейчас разобраться, как влияют компьютерные игры на ребенка? Стоит ли бить тревогу и принимать срочные меры? Или же ребенок получает от них пользу и он просто прекрасно адаптирован в цифровой среде, а мы - мыслим как отсталые от технологий люди. Которые, например, предрекали апокалипсис, когда появились первые автомобили, электричество или телевидение.

Как развивается зависимость от компьютерных игр?

Компьютерные игры - интересные. Они используют так называемые “игровые механики” , которые есть и в обычных играх и привлекают нас хоть в настольных, хоть в карточных играх. Мы получаем удовольствие от игры - и это нас привлекает.

Почему компьютерные игры вызывают зависимость?

Производителям видеоигр важно, чтобы игрок проводил в игре как можно больше времени, поэтому они используют более жесткие методики, которые ближе вовсе не к милой настолке “Эволюция” или подобным. В видеоиграх используются эффективные техники вовлечения из азартных игр, которые в оффлайн-мире запретили в общественных местах и убрали в специальные зоны - подальше от соблазна простого обывателя и уж тем более детей.

Зависимость от чего-либо - это когда для нормальной жизни нечто не нужно, но человек испытывает сильную потребность в этой вещи или занятии. И он готов пожертвовать действительно значимыми и полезными делами, отношениями, вещами лишь бы получать удовольствие от своей зависимости.

Чем опасна зависимость от видеоигр?

Следствие истинной зависимости, а не просто увлечения, - это изменения в развитии личности и утрата возможности найти себя в реальном мире. Однако не каждый ребенок, который играет в игры, - игроман, даже если он играет много и хорошо. Как есть профессиональные игроки в покер, которые хорошо зарабатывают, но живут полной жизнью. Так же есть профессиональные геймеры, которые зарабатывают на стримах, в турнирах, но для них это - работа, а не болезненная зависимость. И они прекрасно делают карьеру в игровом спорте, а потом переключаются на другие занятия, как другие спортсмены. Влияние компьютерных игр на психику детей бывает не только негативным.

Как понять, что ребенок зависим от компьютера?

Можно предположить, что у ребенка развивается зависимость от игр , если он постоянно предпочитает их тем, интересам, которые обычно привлекательны по возрасту. Нет, не учебе - она для большинства подростков и без игр не на первом месте. Но если ребенок не ходит на тусовки, забывает поесть весь день, становится агрессивным, если с ним спокойно говорить о ваших опасениях - стоит задуматься.

Зависимость от игр, как и от других вещей, не развивается без комплекса причин. И если она есть - размотать этот клубок самостоятельно родителям может быть очень непросто. В описанных выше случаях имеет смысл обратиться к клиническому психологу за консультацией.

Какие компьютерные игры опасны для психики и развития ребенка?

Если у ребенка нет зависимости, но он любит “погамать”, а вас это тревожит, попробуйте разобраться, во что именно он играет. Любимые типы игр по-разному характеризуют ребенка и по-разному влияют на его психику и развитие.

Ребенок играет в шашки, шахматы, монополию и т.п., но в компьютере или телефоне? А может, ему нравятся квесты или викторины? Ничего страшного с ним не происходит - в этих играх нет механик, которые вызывают плотную зависимость.

Вы обращаете внимание на то, что у него на экране кровь и мясо и хватаетесь за сердце. А для специалистов по играм это вообще не характеристика класса игры, потому что:

  • не отображает механику. Лужи крови бывают и в компьютерных автогонках, и в стратегиях.
  • ничего не говорит о том, насколько эта игра “подсаживает” и вызывает зависимость.

Проще говоря, вреда от игр с очевидным насилием не больше, чем от милого виртуального мира с цветочками, который вдруг пишет ребенку в телефон, что у него начал погибать с трудом выращенный садик, который надо срочно полить. С ружьем побегать - это надо с друзьями на время договориться, да еще и сохранить дружеские отношения, если проиграли.

Если бы от бегания с ружьем в игре все становились террористами и маньяками, то мы бы давно вымерли. Потому что все приличные мальчики в возрасте вашего ребенка из поколения наших родителей и дедушек играли в войнушку каждый день и бах-бах в игре стреляли в настоящих людей.

Ребенок строит свой мир, где живет в роли персонажа? Может, он там реализует свою творческую натуру и использует игру как доступный ему конструктор. А может, пытается быть тем, кем не может быть в реальном мире. Как герои комиксов типа Бэтмена или Супермена, которые были крутыми только в костюме.

Обращайте внимание на то, насколько ребенок зависим от этого виртуального мира, а не на его внешнюю оболочку. Если для ребенка это именно игра, в которую он ходит, когда хочет, - это не страшно. А вот если он начинает жить в виртуальном мире вместо настоящего - консультация психолога не помешает.

Это игры, где уровни сложности повышаются, а игроку надо проходить один за другим, хоть собирая бананы, хоть борясь с врагами. Они могут делать ребенка крайне возбудимым, когда он не может пройти уровень, Но при этом дают награду, когда игрок приложил усилия, потренировался и добился успеха. Как правило, в такие игры запойно играют дети, которым не хватает похвалы и успешности в реальном мире. Ведь тут можно попробовать снова и снова, успех пройденных уровней закрепляется. Тоже есть повод поговорить с психологом, но не на тему зависимости, а о том, как помочь ребенку стать более уверенным и успешным.

Польза компьютерных игр для детей

У компьютерных игр есть масса плюсов. От образовательных до социальных. Вот основные.

  • Компьютерная реальность безопасней психологически

В интернете ребенку проще начать общение, попробовать себя в разных ролях и образах. Подросток избегает значительной стрессовой нагрузки в таких пробах, когда он скрывается за персонажем в интернете.

В видеоиграх есть и преодоление трудностей, и взаимодействие с другими игроками, и увеличение требований, и элементы финансового планирования, и выстраивание стратегий. С точки зрения навыков - это довольно сложный мир, который заставляет учиться новому.

Часто говорят, что компьютерные игры расшатывают нервную систему ребенка. На деле же ему приходится справляться со стрессом, чтобы добиться успеха в игре и уж тем более в команде. Будет много психовать - ничего не получится. Ребенок, который не имеет человеческой поддержки, именно через игру может и стресс сбросить и позитива набраться.

Самые простые - как минимум тренируют концентрацию внимания. Более сложные - тренируют самые разные мыслительные функции. Будут ли эти навыки востребованы в реальной жизни? В большей или меньшей мере - да. Конечно, это весьма однобокое развитие, поскольку тело игрока малоподвижно, но многие навыки ребенку пригодятся во многих профессиях, которые так или иначе связаны с цифровой средой.

Вред компьютерных игр для детской психики

При всех плюсах компьютерные игры имеют массу недостатков. Они влияют на психику детей и их поведение, поскольку ребенок не так устойчив к вовлекающим приемам. Плюс в подростковом возрасте он особенно уязвим из-за своих переживаний по поводу перемен в его организме и вызовов окружающего мира.

Неспособность контролировать время

Если ребенок залипает в игры и начинает упускать учебу и меньше общаться со сверстниками, стоит принять меры. Отбирать гаджеты или конфликтовать - не лучший выход. Лучше понять, чего ребенку не хватает в реальной жизни, почему виртуальный стал для него более привлекательным. Вполне возможно, ребенок просто не знает, чем себя занять. В таком случае ему можно предложить интересные хобби .

Отсутствие у ребенка других интересов

Иногда нам кажется, что ребенку ничего, кроме игр, не интересно. Мы подобрали ему интересный спорт или кружок, а его все тянет в комп. Но во-первых, интересное с нашей точки зрение занятие может не привлекать ребенка. А он просто боится нашего неодобрения и не признается. Во-вторых, его может привлекать компьютер как таковой. Вот эта логика машины.

В этом случае имеет смысл поискать ему хобби в мире цифровых технологий, например, подобрать ему хорошую школу программирования .

Проблемы с общением в реальном мире

В реальном мире коммуникативные задачи сложнее, чем в виртуальном просто потому, что спрятаться за персонажа и чувствовать, что выход всегда есть - не получается. Ну, попробуй спрячься от учителя, который требует домашку. Или от родителей, которые критикуют. Или от одноклассников, которые травят. Из виртуального мира можно выйти одной кнопкой, и это придает уверенности в себе.

Бессмысленно ругать ребенка, который сбегает в виртуальный мир. Лучше помочь ему стать успешным в настоящем мире и выбрать интересную профессию . Слушайте своего ребенка, будьте неравнодушны к его эмоциям. Если у вас не получается наладить с ребенком доверительные отношения, обратитесь к психологу.

Нервные срывы

Если ребенок плохо контролирует свои эмоции, а игра азартна, он может еще больше расшатать свою психику неудачами или конфликтами с другими игроками. Если ребенок, выплеснув пар, не успокаивается, а хочет играть все больше, не может заснуть и конфликтует с окружающими, можно утверждать, что игры вредят его психике довольно серьезно. Необходимо избавляться от игровой зависимости.

Очень легко обвинить компьютерные игры во всех грехах от плохих результатов экзаменов до терактов. По факту же всегда нужно разбираться с тем, что на самом деле происходит с ребенком в семье и его дружеском кругу. Негативное поведение, которое мы связываем с играми, часто симптом неблагополучия, которое можно и нужно уладить в реальном мире.

Нельзя играть в игры с элементами насилия, где убивают других людей. Дети не должны видеть жестокость и убийства и, тем более, убивать других людей. К сожалению, такие игры популярны среди современных детей.

С самого начала нельзя давать детям интернет! Так как именно там можно будет скачать игры с элементами насилия и порнографии. А чтобы этого не допустить можете сами устанавливать игры с дисков на компьютер по вашему усмотрению.

РОазумеется детям нельзя играть в слишом эмоциональные компьютерные игры,где есть жестокость и убийства:много крови,где слишком быстрое движения.

Лучше играть в спокойные игры,где есть животные,где нужно строить и растить,а не убивать,стрелять и разрушать.

Я своему ребенку запрещаю играть в различные стрелялки, игры в которых надо драться, сражаться на мечах. Возможно, когда он подрастет, я ему разрешу, пока, считаю его не готовым к подобным играм. Мой ребенок играет в различные развивающие игры, гонки, бродилки, и то, редко. В жестокие игры, с кучей убийств, кровью, считаю не стоит разрешать играть.

Не более 20-30 минут в день и то желательно не ежедневно. Это наносит вред и зрению, и еще не сформировавшейся детской психике. Важно помогать ребенку выбирать, что он будет просматривать или во что будет играть. Игры и видео с элементами агрессии, которые сейчас сплошь и рядом в интернете, не способствуют формированию нравственности детей.

Я считаю, что данная ПРОБЛЕМНАЯ ситуация сложилась из-за родителей.Каждый 5ый папа считает должным сидеть за игрушками вечерком, думаете дети этого не видят ?!Или мама торчит в инете вместо того, что заняться собственным ребёнок, проникнуться его проблемами. Ведь дети, у которых ЕСТЬ ДРУЗЬЯ вряд ли будут сутками напролёт сидеть в компьютере, так как когда есть интересная компания, то и не возникает возможности и даже мысли сидеть дома, замыкаясь в себе и утолять своё одиночество в экране с игрушками.

Прежде всего нужно винить РОДИТЕЛЕЙ!Конечно, современное общество диктует нам свои правила, но если родители видят , что ребёнок замыкается или у него нет друзей, может стоит поговорить с ним и найти выход из ситуации, а не спокойно смотреть как он просиживает штаны за компом?!

Актрисе видимо нужно попиариться на каком-нибудь громком деле.

Детей должны ограничивать их родители. И это ограничение должно быть разумным. Не всякая игра опасна и все хорошо в меру.

Если дети играют в нормальные компьютерные игры, и время их игры регламентировано родителями, то это нормально.

Ненормально, когда дети играют в игры, в которых много насилия, разврат, пошлость и выкачивание денег из игроков через донаты. И ненормально когда ребенок уделяет компьютерным играм лишнее время в ущерб своей учебе и физическому развитию.

А просто запретить все игры - это полный абсурд. Уверен что эта инициатива не даст ничего, кроме лишнего упоминания актрисы и экс-депутата Госдумы Марии Кожевниковой в новостных лентах.

Ну раз уж вы подошли к этому делу серьезно и решили, что в 9 лет вы можете ему предоставить компьютер для того, чтобы он игрался в нем, то установите ему "Добрые игры", что-то наподобие Кузи, где герою надо бегать собирать что-то, чтобы игрушка была мультяшная и без злости, или же как вариант развивающие игры - где надо правильно писать, считать, чтобы переходить на очередные уровни и т.д. Вариантов на самом деле масса, нужно просто правильно к этому подойти.

Что бы у ребенка не формировался шаблон того, что стрелять, война, убийство и подобное это нормально.


«Существование игры не связано ни с какой-либо ступенью культуры, ни с какой-либо формой мировоззрения. Игру нельзя отрицать. Можно отрицать почти любую абстракцию: право, красоту, истину, добро, дух, Бога. Можно отрицать серьезность. Игру – нельзя» (Й.Хейзинга «Homo Ludens» - человек-играющий).

В этой статье, речь пойдет о том, почему дети уделяют все больше времени виртуальной реальности, и не проявляют интереса к реальности повседневной. Чем так привлекательны виртуальные игры? Также, рассматривается вопрос о том, что могут сделать сами родители в отношении чрезмерной привязанности детей к играм.

Одна из часто встречаемых рекомендаций по «отучиванию от гаджетов», состоит в том, что родителям рекомендуется привлекать ребенка к другим занятиям, которые смогут заменить эти самые гаджеты. Утверждается, что время, которое освободится от гаджетов, важно наполнить чем-то интересным (то есть, предлагается найти равноценную замену): походом на природу, собиранием конструктора, уходом за растениями, и прочее.

Но давайте разберемся: способны ли действительно эти рекомендации помочь отучить ребенка от гаджета? На первый взгляд, нам иногда может казаться, что компьютерные игры – это исключительно плохо (об этом все пишут и говорят наперебой). И мы считаем, что те же походы на природу, собирание конструкторов и уход за растениями – это исключительно хорошо. И на основании наличия двух таких полярных взглядов, кажется, что мы на 100% уверены в том, что нам всем надо сделать: забрать (запретить, отнять, спрятать) гаджеты, и привлечь ребенка к занятиям танцами, йогой, лепкой, рисованием.

И вот тогда, мы можем столкнуться с реальностью: капризами, протестами, истериками, отказом от предлагаемой нами деятельности, и прочими реакциями ребенка.

В чем же тогда дело? Почему это не работает? Двумя абзацами выше, я упомянула о проблема равноценности замены одной деятельности на другую. Можно ли предположить, что замена, которую мы так уверенно предлагаем, не равноценна для восприятия ребенка?

Тогда мы подходим к вопросу, что такого дает ребенку виртуальная игра (неважно, на компьютере, смартфоне), чего не дают другие, более «экологичные» занятия? Что получает ребенок в виртуальной игре?

Собственно, на принципе «проиграть-выиграть-проиграть-начать сначала», и построена процветающая индустрия компьютерных игр. Нет ни одной игры, из которой ребенок будет выброшен, исключен из игры окончательно. Виртуальная игра дает возможность начать сначала всегда. И в психике ребенка, очень быстро формируется эта логическая цепочка: «Я проиграю, но потом я выиграю, потом, если даже снова проиграю, уровень начнется снова».

Но главную «лепту» в мое изучение темы виртуальных игр и потребностей, которые они удовлетворяют, внесла моя шестилетняя дочь. Когда я спросила ее: « - Почему тебе нравятся игры на смартфоне?», она обескуражила меня простым и емким ответом:

« - Потому, что это весело и интересно».

Хочу сказать, что детские ответы, пожалуй, самые честные, немудреные и меткие. И нечего изобретать велосипед, дорогие родители. Игра – это весело и интересно. В этом весь смысл ее для ребенка.

С одной стороны, находясь в виртуальном мире игры, ребенок получает определенный опыт удовлетворения своих потребностей, но опыт этот мало применим в реальной жизни. Мы знаем, что в реальности, нет каких-то заданных программой координат (в отличии от виртуальных игр). И жизнь – не та реальность, в которой можно начать сначала «уровень» (этап, период). Мое субъективное мнение таково, что виртуальная игра не так уж и развивает фантазию и воображение, как об этом говорят некоторые специалисты. Скажем так, что какая-нибудь реальная игра (например, квест), помогает развитию воображения куда более эффективно. Дело в том, что виртуальная игра – заранее запрограммирована, и содержит ограниченного число опций (способов действий). В реальности же, человек более свободен в плане выбора сценарий своих действий.

С другой стороны, виртуальный мир (виртуальная игра – в частности), являются не побочной реальностью, не сосредоточением зла и ненависти. Если взять игру как таковую, то это – часть человеческой культуры. Более того, некоторые исследователи (например, Й.Хейзинга) полагают, что игра возникла раньше культуры. Отрицать значение виртуальной игры (а она является частью виртуальной культуры) не целесообразно.

В контексте современной реальности, виртуальный мир – это неотъемлемый спутник человека. Мы все пользуемся благами виртуальной реальности в повседневной жизни: дома, на работе, по дороге из пункта А в пункт Б, на отдыхе. Именно поэтому, невозможно и нецелесообразно запрещать ребенку пользоваться гаджетами.

Что же тогда можно сделать, спросите вы? Понимая, что у виртуальной игры есть как отрицательные, так и положительные стороны?

Если вы хотите помочь своему ребенку, то я предлагаю следующие рекомендации:

1. Не отучивайте ребенка от гаджета, но помогите ему сформировать здоровое отношение к виртуальному миру:

- лимитируйте время его игр (устанавливайте точное время, позволенное для игры, и следите за этим максимально внимательно);

- обращайте внимание на свое собственное поведение в отношении с виртуальным миром (посчитайте, сколько раз в день вы берете в руки самртфон, и сколько времени вы проводите в виртуальном мире), будьте сознательнее, прежде чем требовать этого от ребенка;

- отслеживайте, какие жанры виртуальных игр предпочитает ваш ребенок, и на основании этого, задумывайтесь, какие потребности он удовлетворяет таким образом (помогите ребенку найти здоровый способ удовлетворения этих потребностей в реальной жизни).

2. Общайтесь с ребенком о виртуальных играх: рассказывайте, какие есть игры, и чему они учат; какик игры могут быть полезны для него (например, развивающие и обучающие), а какие – менее полезны, в плане приобретения новых знаний и умений (стрелялки, файтинги, слэшеры).

3. Если все, что вы сделали, не работает, и вы замечаете, что ребенок реагирует неадекватно на любые ваши попытки ограничить время игры, отвлечь его чем-то, то это повод обратиться к специалисту для индивидуальной конультации. Хотя бы и потому, что не все проблемы ребенка можно оправдать привязанностью к смартфону.

На данный момент всеобщее внимание приковано к трём подростковым «увлечениям»: «Беги или умри», «Исчезни на 24 часа» и «группы смерти» в социальных сетях. В этой статье мы постараемся детально разобраться, что собой представляет каждое из этих явлений и как родителям обезопасить своих детей.

«По мере взросления, психика ребенка должна пройти стадию индивидуации, которая ознаменует превращение в юношу или девушку. Эта стадия нашла отражение в обряде превращения мальчика в мужчину у примитивных племен, где, проходя ряд рискованных испытаний, мальчик становится мужчиной. Подобные рискованные шаги делают подростки, показывая, что они преодолели страх и совершили этот переход, соответственно в группе подростков существуют те, кто смог это сделать, и те, кто не смог. В этот период формирования психики крайне важно занять в группе определенное место, и страх оказаться отвергнутым группой гораздо сильнее страха смерти и увечий», - объясняет психоаналитик Александр Седов.

Что касается массовости игры «Беги или умри», то она, вероятнее всего, существует только на страницах СМИ. После каждого пугающего заголовка в Рунете следует: «В отделе пропаганды безопасности дорожного движения Управления ГИБДД ГУ МВД нас заверили, что пока никаких ДТП, связанных с подобными спорами, в регионе зафиксировано не было». Речь идёт о любом регионе России. То есть ДТП с участием детей, как ни жаль, случаются, но все случаи индивидуальны.

Тем не менее, бороться власти уже начали. Как мы уже упоминали, омбудсмен Анна Кузнецова обратилась в МВД и ГИБДД с просьбой разобраться. В дальнейшем, вероятно, последуют визиты представителей ведомств в школы и проведение специальных профилактических занятий.
В Кузбассе такие меры предпринимаются и без участия Кузнецовой.

"Инспекторы по делам несовершеннолетних совместно с сотрудниками ГИБДД проводят рейды по пресечению нарушений ПДД детьми и подростками. В школах полицейские тоже проводят разъяснительную работу. Главное - научить детей безопасному поведению на улицах и на дороге", - рассказали в пресс-службе ГУ МВД Кемеровской области.

Ничего нового: с пелёнок внушать ребёнку, как именно нужно переходить дорогу. И более эффективных способов не существует. То есть вести себя, как все нормальные родители. И примерно с того же возраста начать объяснять разницу между крутостью и дуростью. Тем не менее, раз уж шумиха вокруг этого хэштега уже раздулась, не лишним будет побеседовать ещё раз.

А водителям лишь один совет, тоже старый, как история автомобилестроения: видите на обочине детей или подростков – снижайте скорость. Всегда. С хэштегом или без хештега, никогда не знаешь, что придёт им в голову.

Это призыв спрятаться, чтобы тебя в течении суток никто не нашёл. Мобильный телефон и любые другие средства связи брать с собой запрещено. Какой опасности себя при этом подвергнет ребёнок и что будет твориться с нервами родителей, представить несложно.

О существовании такой забавы миру сообщили СМИ города Ростов-на-Дону, где с разницей в 3 дня пропали два мальчика. Причём, по их данным, один из мальчишек совершенно точно играл в «Исчезни на 24 часа», второй – «вероятнее всего». Мальчиков нашли живыми и здоровыми, полиция ни о какой игре не рассказывала, но, с подачи федеральных СМИ, появилась «игра, которая распространяется среди школьников в Интернете». Правда, о других игроках, за пределами Ростовской области, достоверной информации пока нет. Не факт, что такое явление, как «Исчезни на 24 часа» вообще существует. И уж точно не идёт речи о массовом увлечении.

Пока ещё никто из представителей власти официально не признал существования подобного явления, тем более, в масштабах всей страны. На территории Кузбасса подобных исчезновений не наблюдалось. Пропавших людей ищут, но не связывают их исчезновения с какой-либо игрой или хэштегом.

Убегать из дома дети начали не вчера. Причины всегда одни и те же: либо плохие отношения с родителями, либо «навстречу приключениям». В последнем случае может хватить прочитанного «Тома Сойера». Никакого другого средства борьбы с этим, кроме родительского внимания, не существует. Если вы воспитываете ребёнка, уделяете ему много времени, то с высокой долей вероятности поймёте, что он что-то этакое задумал. А если уж упустите момент побега, то вовремя обратитесь в полицию. И самое главное – когда ребёнка вернут домой (либо вернётся сам), не давайте волю гневу, это вам посоветует любой грамотный педагог. Ваша задача – не покарать беглеца, а предотвратить подобные «игры» в будущем. Проведите разбор полётов, разберитесь, что привело к побегу, в общем, договаривайтесь с ребёнком, заключайте с ним соглашение, которое устроит всех. И не поленитесь разъяснить, как это опасно. Не поверите, но подросток может этого элементарно не понимать, несмотря на то, что он у вас уже такой большой.

«Дети в силу ряда причин не способны объективно взвешивать риски, психическая установка «со мной ничего плохого не случится» ещё слишком сильна. Подростки зачастую к атрибутам взрослости относят право распоряжаться собственной жизнью, не имея достаточного взрослого опыта, слишком буквально воспринимая фразу взрослых «я сам хозяин своей судьбы»», - делится знаниями Александр Седов.

А вот это уже очень серьёзно и по-настоящему страшно. По самым оптимистичным оценкам, число жертв этой «игры» в России - не меньше 15 подростков. Все они совершили самоубийство, и все состояли в так называемых «группах смерти» в социальных сетях. Точкой старта «игры» принято считать 23 ноября 2015 года – в этот день покончила с собой девочка, известная в Сети под ником Рина. В обстоятельствах этой трагедии подробно разбиралась «Новая газета». Статья имела широчайший резонанс. Именно после неё о «группах смерти» начали уже не говорить, а кричать по всей стране. Впрочем, Следком России заявляет о том, что эти группы начали появляться в сети намного раньше – с 2013 года.

Никаких прямых призывов, только намёки на свободу, которую обретёт «маленький кит». Даже вроде бы и наоборот - отговаривает. Но, когда мы в редакции ознакомились с этим посланием, нам стало нехорошо. А главное - что ждёт "игрока" дальше. Вот что рассказала корреспонденту Сибдепо кемеровская старшеклассница, получившая это послание.

Вот отрывки из переписки нашей героини с одним таким «игруном».



Можно поаплодировать девочке и воспитавшим её родителям. Она быстро поняла, что это уже не смешно и прекратила беседу. Но ведь на её месте мог оказаться тот, кто захотел бы поучаствовать «ради интереса». А что потом, мы уже знаем: выходы в сеть в 04.20, задания, киты, бабочки, «если ты откажешься, мы убьём твою семью» и так далее. А если ребёнок в депрессивном состоянии? Поругавшийся с родителями, расставшийся с девушкой/парнем. Да мало ли какая неприятность может показаться подростку катастрофой века. А именно такие дети - главная цель «кураторов» из «групп смерти».


Филипп "Лис" Будейкин - создатель закрытого сообщества "f57" в социальной сети "ВКонтакте"

Несколько вполне конкретных людей известны следователям СКР и ФСБ, а один – всей России. Его имя Филипп Будейкин, в сети известный как Филипп Лис. Сейчас он арестован, признан вменяемым и ждёт суда. Сам он утверждает, что «увлёкся» и «не хотел», а его целью была лишь популярность в Сети. Это, кстати, вполне возможно – в декабре 2015 года Лис участвовал в масштабном интернет-флешмобе, когда десятки школьников сделали вид, что покончили с собой.

Некоторые из администраторов «групп смерти» известны широкой публике только по своим никам, например Море Китов и Мирон Сетх. Последний, кстати, после того, как «Новая газета» подняла шум, заявил, что журналисты – идиоты, а он преследует благородную миссию.


Профессионалы, работающие на могущественных врагов России, с помощью «групп смерти» лишающие нашу страну будущего. Они - тонкие психологи, знают, как и куда нужно наносить психологические удары и лишить жертву воли. Эти люди реализуют свои бессознательные потребности, которые не могут реализовать другим способом:
- бессознательные садистические наклонности, желание управлять людьми, ощутить себя властителем над жизнью других.
- реализация собственного агрессивного импульса, возможность прожить крайнюю форму агрессии – по сути убийства другого человека.
- реализация потребности в собственном величии - обретение статуса кумира, властителя над судьбами, удовлетворение от создания собственного культа.
Психоаналитик Александр Седов также посетовал, что тема суицида порой излишне романтизируется в музыке, литературе и кино. И подобные «кураторы» просто используют это. В результате «маленькому киту» кажется, что он будет лежать весь такой прекрасный и бледный. А о вывалившимся языке и расслабившихся сфинктерах «куратор» предпочитает умалчивать. Получается, что всякий раз, «зависая» в социальных сетях, наши дети имеют шанс встретиться с подобным «Лисом» один на один.



Руководство социальных сетей регулярно «банит» вновь и вновь появляющиеся сообщества. Даже Instagram, в котором особо не распишешься, объявил о кампании, развёрнутой против пропаганды суицида.

Но это работа, которая ведётся на федеральном уровне. А что же в регионах? В частности, у нас, в Кузбассе? В департаменте образования Кемеровской области рассказали, что никакой рассылки в соцсетях не делали, персонально ни с какими сообществами не борются, а на постоянной основе ведут планомерную работу по профилактике суицида.

«В Кузбассе на постоянной основе проводятся классные часы и беседы с учащимися и их родителями на тему кибербезопасности, в том числе – по вопросам безопасного поведения в социальных сетях», - рассказали Сибдепо в пресс-службе департамента.

Региональная полиция, в свою очередь, предпринимает шаги, направленные конкретно против "групп смерти" в социальных сетях. Как рассказали в пресс-службе ведомства, сотрудники областного ГУ МВД целенаправленно мониторят соцсети, выискивая не только "кураторов", но и детей, проявляющих интерес к суицидальным сообществам.

"При выявлении несовершеннолетних, склонных к совершению суицидов, а также являющихся членами вышеуказанных групп или игр, к работе детьми и с семьями подключаются специалисты всех органов и учреждений системы профилактики. Сотрудники полиции оперативно информируют психологов о случаях, где необходимо их вмешательство, и в максимально короткие сроки подключают таких специалистов к работе по психологическому сопровождению несовершеннолетних", - сообщили в пресс-службе ГУ МВД по Кемеровской области.

А если говорить о борьбе в масштабах планеты, дельную мысль высказал журналист Максим Кононенко в своей статье «Почему мы до сих пор не готовы к «морю китов»?». Автор предлагает вообще отказаться от анонимности в интернете. Впрочем, он тут же опровергает свой тезис, напоминая, сколько стран на нашей планете. И что для такого решения все они должны принять соответствующие законы и следить за их исполнением. Нереально? Верно. Поэтому давайте подумаем, что можем сделать мы сами, в собственных семьях.



Лучше всего, разумеется, зло предотвратить. А для этого нужно чётко понимать, почему ребёнок может решиться на такой страшный шаг, уверен психоаналитик Александр Седов.

«Безразличие родителей к проблемам ребёнка, невозможность ребёнка открыться перед родителями; проблема «долженствования» - ты должен так-то учиться, так-то себя вести, с тем-то общаться. Должен быть таким, каким хотят тебя видеть родители, и вместе с этим культивация в ребенке постоянного чувства вины за то, что родители «из кожи вон лезут, чтобы ты был самым-самым, платят за всё, себе отказывают, а ты, неблагодарный, не можешь достичь нужных высот». А что такое «чувство вины» - это агрессия, направленная на себя, крайняя степень которой – смерть», - перечисляет семейные проблемы психоаналитик.

"Напоминайте своим детям, чтобы они избегали доверительных отношений с виртуальными знакомыми и друзьями, не поддавались на просьбы о чём-либо в онлайн-среде. При регистрации на сайтах и в социальных сетях следует позаботиться о своей конфиденциальности, не распространять сведения о себе и своих близких", - советуют специалисты ГУ МВД по Кемеровской области.

Читайте также: