Виды колонок для компьютера

Обновлено: 03.07.2024

Компьютерные колонки — акустическая система для ПК, относится к периферийным устройствам вывода. В данной статье, рассмотрим основные характеристики колонок для ПК, знание которых, поможет вам осуществить правильный выбор при покупке данного аудиоустройства.

Характеристики компьютерной акустики

При выборе компьютерных колонок, необходимо оценить их по ряду параметров:

  • акустические характеристики (звук),
  • функциональные особенности,
  • разъёмы и интерфейсы.

Акустические характеристики

Первое, на что стоит обратить внимание при выборе колонок для ПК: суммарная мощность, диапазон воспроизводимых частот, количество полос, звуковая схема и материал корпуса.

Суммарная мощность

Общая мощность акустической системы с учётом всех колонок в составе комплекта.

Например, акустическая система состоит из 2-х колонок по 80Вт, таким образом получаем суммарную мощность 160Вт (2х80Вт).

Диапазон частот

Важный показатель качества звука акустической системы. Минимальное значение диапазона указывает на способность воспроизведения низких частот (НЧ), а максимальное на качество звучания высоких частот (ВЧ). Несмотря на то, что человеческое ухо способно воспринимать звуки в диапазоне от 20 до 20000 Гц., при выборе колонок для компьютера, стоит рассматривать акустические системы с более широким частотным диапазоном. Чем шире диапазон, тем насыщенней басы и чище звук в верхах.

Диапазон частот компьютерной акустики

Количество полос

Чтобы добиться более высокого качества звука, при производстве акустических систем, применяют одновременно несколько динамиков в одной колонке. Это необходимо для того, чтобы разделить диапазон и отдать каждому из динамиков свою частоту (НЧ/СЧ/ВЧ). Таким образом, компьютерные колонки делятся на однополосные, двухполосные и трёхполосные. Кроме того, для усиления низких частот применяются специальные конструктивные решения в самом корпусе — фазоинвертор.

Многополосные колонки для компьютера с фазоинвертором

Звуковая схема (формат системы)

Параметр указывает на то, какой формат многоканального звука способны воспроизводить колонки для ПК. Чем больше каналов, тем более пространственный звук можно получить, что напрямую влияет на эффект присутствия в компьютерных играх, при просмотре фильмов или прослушивании музыки.

Важно! Источник звука должен поддерживать многоканальный формат.

В продаже наиболее распространены звуковые схемы: 2.0, 2.1, 3.1, 4.0, 4.1, 5.0, 5.1, 6.1 и 7.1.

2.0 — стереорежим.

2.1 — сабвуфер (НЧ до 100Гц) и 2 стереоколонки.

3.1 — сабвуфер, центр, 2 фронтальные колонки.

4.0 — система объёмного звука: 2 тыловые и 2 фронтальные колонки.

4.1 — система объёмного звука: сабвуфер, 2 тыловые и 2 фронтальные колонки.

5.1 — система окружающего звука: сабвуфер, 1 центральная, 2 тыловые и 2 фронтальные колонки.

5.0 — аналог 5.1 без сабвуфера.

6.1 — система окружающего звука: сабвуфер, 1 центральная, 2 тыловые, 2 фронтальные и 1 центральная тыловая колонки.

7.1 — система окружающего звука: сабвуфер, 1 центральная, 2 фронтальные, 2 тыловые, 2 центральные тыловые колонки.

Форматы компьютерных колонок: 2.0, 4.0, 5.1, 7.1

Материал корпуса

На качество звука компьютерных колонок влияют не только мощность, многоканальность и частотный диапазон. Корпус имеет не последнее значение, а точнее, материал из которого он выполнен. На данный момент, при производстве колонок для ПК, применяются: пластик, дерево и MDF.

Пластик

Дешёвый материал, не позволяющий добиться качественного звука: у низких частот нет глубины и насыщенности, средние и высокие частоты — «плоские», при увеличении громкости появляется дребезжание. Из плюсов: простота применения, большой выбор дизайнерских решений и расцветок.

Пластиковые колонки для компьютера

Дерево

Надёжный материал, обеспечивающий высокое качество звука: глубокие басы, хорошо выраженные средние частоты. Дело в том, что дерево обладает хорошими поглощающими и резонансными свойствами, которые позволяют усиливать звук без искажений. Из недостатков: акустические системы получаются громоздкими, внешне классическими и дорогими.

Компьютерные колонки из дерева

MDF

Колонки для ПК изготовленные из MDF

Функциональные особенности

Любая акустическая система, в том числе и компьютерные колонки, имеет ряд функциональных особенностей:

  • управление тембром (НЧ/ВЧ) — регулирования низких и высоких частот позволяет улучшать звук, в зависимости от музыкального направления;
  • наличие тюнера — позволяет прослушивать радиостанции без подключения дополнительных устройств;
  • встроенные декодеры — делают звук чистым и объёмным (Dolby Digital), могут преобразовывать звук 2.0 в 5.1 (Dolby Pro Logic) или 5.1 в 6.1 или 7.1 (Dolby Pro Logic II);
  • пульт управления — вы можете управлять настройками акустической системы дистанционно, включая управление тембром и звуковыми схемами (при наличии соответствующих декодеров);
  • дополнительное питание — от батареек, электросети или от компьютера при помощи USB-разъёма.

Колонки для ПК: управления тембром и громкостью

Разъёмы и интерфейсы

Компьютерные колонки, в зависимости от модели, могут быть оснащены не только аналоговыми, но и цифровыми интерфейсными разъёмами.

Аналоговые разъёмы

Jack 3.5 — используется для подключения наушников или в специальных переходниках для передачи аудиосигнала от компьютера к колонкам.

Jack 6.3 — применяется, в основном, в студийных наушниках и звуковой аппаратуре.

RCA (тюльпаны) — служит для передачи аналогового сигнала в бытовой аппаратуре или в специальных кабелях.

Винтовая клемма — используется для подключения колонок к центральному устройству акустической системы.

Пружинная клемма — имеет то же назначение что и винтовая.

Аналоговые разъёмы компьютерных акустических систем: jack, RCA (тюльпаны), винтовая клемма, пружинная клемма

Цифровые интерфейсы

S/PDIF (coaxial) — разъём для передачи цифрового сигнала от аудиокарты компьютера (звуковой аппаратуры) к акустической системе. Для этого применяется специальный коаксиальный кабель.

S/PDIF (optical) — назначение разъёма аналогично S/PDIF (coaxial), за одним исключением — цифровой сигнал передается через специальный оптический кабель.


Всегда приятно послушать музыку или посмотреть хороший фильм с качественным звуком. Сегодня выбор аудиосистем просто огромен, и человеку, плохо разбирающемуся в подобной технике, легко запутаться. Узнайте, как выбрать колонки для домашнего использования, учитывая свои предпочтения. Акустическая система должна обладать не только привлекательным внешним видом, но и оптимальными параметрами для конкретных целей.

Виды колонок – краткое описание

Любые акустические системы состоят из комплектации, которая может обозначаться цифрами 2.0, 2.1, 3.1,5.1, 7.1. Первая цифра в этой маркировке означает количество колонок (сателлитов), а вторая – наличие сабвуфера. То есть, если колонки обозначены как 2.0, это значит, что отдельной низкочастотной колонки (сабвуфера) у них нет, а нижние басы встроены в сами динамики.

Разделение системы на основные колонки и сабвуфер позволяет получить более качественное, объемное звучание, создавая эффект присутствия. Чем больше у системы сопровождающих колонок, тем лучше и эффектнее звук.

Рассмотрим, какие типы колонок существуют:

  1. Компьютерные. Самые простые и бюджетные колонки для ПК не имеют сабвуфера. Есть такие, которые состоят из системы 2.1, 3.1. Как правило, акустика для компьютеров имеет небольшие размеры и рассчитана на настольное размещение. Динамики можно подключать не только к стационарному ПК, но и к ноутбуку, планшету, смартфону.
  2. Напольные. Это более мощные и габаритные аудиосистемы, использующиеся в домашних кинотеатрах и больших помещениях. Чтобы снизить вибрации на пол и стены и сделать звук более четким, напольные колонки оснащаются специальными подставками из камня (гранита, мрамора). Более дешевые модели имеют прорезиненные подставки. Напольный тип акустики чувствительнее других и требователен к усилителям.
  3. Потолочные. Не слишком крупные колонки, размещаемые под потолком, могут использоваться как фронтальные сателлиты, так и в качестве двухканальных аудиосистем. Они подходят для небольших помещений и очень практичны тем, что занимают мало места.
  4. На стойках. Такие колонки размещаются на полу, но отличаются от обычных напольных. Они не крупные, а их динамики рассчитаны на установку на определенной высоте. Именно благодаря правильному размещению можно получить эффектный, объемный звук. Высота стоек в большинстве моделей регулируется.
  5. Саундбары. Отличие подобной акустики в том, что все элементы и каналы размещены в одной горизонтальной панели. Внешне колонка выглядит примитивно и просто, но по качеству звучания она может превосходить системы 5.1 и 7.1. Такой эффект достигается благодаря высокотехнологичным алгоритмам, подающим сигналы от усилителя к динамикам по отдельности. Это один из самых дорогих видов аудиосистем для дома.
  6. Портативные. Обычно это всего одна колонка, способная работать автономно от 4-5 до 20 часов. Соединение с устройствами происходит по Bluetooth. Такой вид акустики ориентирован на использование в небольшом помещении или вне дома. Портативные динамики стали отличным решением для отдыха, они полюбились молодежи и путешественникам. У качественных мобильных колонок звук достаточно мощный, чистый и объемный. Хотя, конечно, назвать это полноценной аудиосистемой нельзя.

Это основные виды домашних колонок, которые можно приобрести сегодня на нашем рынке.

Основные характеристики и их важность

Большие и красивые на вид колонки могут обладать совсем слабыми характеристиками. И наоборот, компактные и невзрачные способны превзойти мощностью и чистотой звука более габаритные системы. Именно от технических параметров зависит качество звучания. Чтобы выбрать по-настоящему хорошие колонки, необходимо научиться разбираться в основных критериях характеристик.

Мощность колонок

Стоит сразу отметить, что показатель мощности – это не показатель громкости. Данный фактор указывает на то, как долго колонка сможет звучать на максимальной громкости без искажений, хрипов и прочих помех. Важно, чтобы уровень мощности динамиков был ниже уровня мощности усилителя. Иначе система очень быстро перегорит от чрезмерной нагрузки.

В параметрах различают два вида мощности – пиковую и среднеквадратичную. Независимо от того, какой тип колонок вы выбираете, обращать внимание следует именно на среднеквадратичный показатель. Он определяет длительность звучания динамика на высокой громкости без искажений и сверхнагрузки.

Оптимальным показателем для домашней акустики можно считать суммарную мощность колонок в пределах 40-70 Вт.

Количество полос

Эта характеристика указывает на количество динамиков в колонке. К примеру, небольшие компьютерные колонки чаще всего имеют всего одну полосу. Системы 3.1 могут стоять из 2-х полосных динамиков. Одними из лучших считаются трехполосные аудиосистемы, где разделение идет на высокие, средние и низкие частоты. Есть и более совершенные системы с делением звука на 4-5 и даже 7 каналов.

Чем больше полос у акустики, тем лучше и многограннее ее звук.

Амплитудно-частотные характеристики

Амплитудно-частотная характеристика (АЧХ) – это зависимость амплитуды колебания звука на выходе от частоты воспроизводимого сигнала. АЧХ обычно изображается на графиках. Диапазон этих частот отображается в герцах и килогерцах, а любые отклонения в децибелах. В паспорте аппаратуры он указывается в герцах (Гц) и килогерцах (кГц). Это важный показатель, но для человека, не разбирающегося во всех тонкостях музыкальной аппаратуры, он бесполезен.

Если говорить простыми словами, то чем ровнее график АЧХ при звучании колонки, тем лучше. Резкие колебания и всплески говорят о том, что динамики искажают звук.

Чтобы правильно выбрать аудиосистему по параметрам АЧХ, лучше проконсультироваться со специалистом.

Система кодирования звука

Сегодня существуют различные цифровые кодировки звука, позволяющие воспроизводить его в объеме. Сначала появился эффект «стерео», затем такие форматы, как Dolby Stereo Surround. Эти кодировки предполагают разделение звука на несколько каналов, за счет чего достигается эффект присутствия и полного погружения в звук.

Далеко не каждая акустическая система способна считывать и воспроизводить звук в многоканальных кодировках. Обладать стереозвучанием могут и однополосные колонки, но они не смогут передать всю роскошь многоканальной системы.

Тем, кто хочет слушать на своих колонках аудиофайлы в современных объемных кодировках, следует покупать 3,5 или 7-ми канальные колонки и проигрыватель, считывающий такие форматы, как Blu-ray.

Фазоинвертор

Качественные современные акустические системы оснащены фазоинвертором. Это некая труба или отверстие, находящееся в корпусе динамиков. Резонанс этого элемента позволяет расширять низкочастотный диапазон. В системах, состоящих из небольших сателлитов и сабвуфера, фазоинвертор установлен только в низкочастотной колонке.

Для небольших помещений лучше выбирать колонки с боковым или передним расположением фазоинвертора. В крупных залах используются динамики с боковым и задним расположением этой детали.

Материал корпуса

Колонки делают из самых разных материалов. Качество корпуса также влияет на звук.

Разновидность материалов, из которых делают корпуса аудиосистем:

  • пластик;
  • МДФ;
  • ДСП;
  • натуральное дерево;
  • стекло;
  • оргстекло;
  • мрамор или гранит;
  • металл.

Наиболее популярны сегодня пластиковые колонки. Хороший прочный пластик не искажает звук и вполне пригоден для облицовки динамиков. К тому же это самый дешевый материал.

Лучшей аппаратурой считается деревянная. Натуральное дерево обладает уникальными акустическими свойствами и улучшает звук. Для больших и низкочастотных колонок подходит камень, он приглушает искажение басов. Неплохим выбором будут системы из МДФ и ДСП. А вот стекло и металл не лучшим образом влияют на воспроизводимость звуковых нот. Здесь многое зависит от количества полос, размера динамиков и помещения.

Дополнительная функциональность

К дополнительным функциям можно отнести беспроводное управление (с помощью пульта), а также возможность настраивать каждую колонку отдельно. Такие опции присутствуют в более дорогих моделях.

Некоторые системы оснащены дисплеем, на котором отображаются все текущие параметры настроек. Очень удобное расширение, позволяющее настраивать динамики не только на слух, но и визуально.

Некоторые колонки могут иметь дополнительное крепление для стены. Это очень удобно для тех, у кого небольшой компьютерный стол (если система покупается именно к ПК).

Если проводить сравнение беспроводных колонок и обычных, то по качеству звука последние явно выигрывают. Несмотря на удобство портативных аудиосистем, беспроводной сигнал утрачивает часть мощности и чистоты звука.

Рейтинг

Итак, теперь вы знаете, как грамотно выбрать колонки, учитывая их параметры и характеристики. Представляем рейтинг лучших домашних моделей, обладающих оптимальными параметрами и хорошими отзывами.

Edifier R980T

Edifier R980T

Небольшая по габаритам стереопара колонок (2.0) обладает выходной мощностью в 24 Вт и фронтальным фазоинвертером. Акустика рассчитана на настольное размещение. Колонки отлично подойдут под компьютер. Корпус выполнен из МДФ в стильном черном цвете. Выглядит аппаратура дорого и солидно.

Модель обладает диапазоном частот 70-20000 Гц и цифровым усилителем класса D. Колонки сконструированы по 2-х полосной схеме, на базе 4-х дюймовых басовых динамиков. На задней части корпуса имеются тумблеры для настроек воспроизводимой громкости и уровня НЧ.

Классификация PC-акустики по назначению


Критерии при выборе PC-акустики



  • Меньше всего стоит обращать свое внимание на красочные рекламные надписи на упаковочных коробках, которые привлекают к себе внимание лишь наивных и непросвещенных пользователей. Также не стоит всерьез воспринимать характеристики, указываемые на коробках большими буквами, так как обычно они представляют собой чистую рекламу, не имеющую связи с реальностью (к примеру, 2500 Вт мощности у колоночек размером с 0,33 банку Pepsi).
  • Обратите особое внимание на материал, из которого изготовлен корпус. Достоинства колонок с пластмассовыми корпусами: небольшие размеры, эргономичность, богатый выбор инженерно-дизайнерских форм и расцветок, низкая цена. Недостатки: не позволяющий достичь низких частот небольшой размер, дребезжание на средней и высокой громкости, среднечастотные резонансы в звучании.


Также мы всегда советуем обязательно послушать перед покупкой, как звучат выбранные вами колонки. Если есть возможность, тут же сравните качество звучания с каким-нибудь альтернативным решением. Причем, чем меньше временной разрыв между этими слуховыми тестами, тем правдоподобней и правильней будут ваши выводы. Никакие памятные ощущения от прослушиваний акустической системы (типа «слушал я на прошлой неделе у соседа») в расчет брать категорически нельзя. Они не годятся потому, что восприятие звука зависит от психофизического состояния индивидуума на данный момент, плюс, слуховые ощущения человека (особенно с непривычки) очень нечёткие и быстро стираются из памяти.

Теперь об акустических системах, включающих в себя несколько колонок. Как вы знаете, среди многоколоночных конфигураций существуют в основном 4.1, 5.1, 6.1-системы. Внешне они отличаются немногим: 5.1-акустика в отличие от 4.1 имеет в комплекте на одну колонку больше (так называемый «центр»). Но на самом деле различие заключается не только в этом. Все зависит от того, какая звуковая карта установлена в вашем компьютере.


Если вы используете с 5.1-набором акустики четырехканальную звуковую карту, то при этом скорее не будут играть центр и сабвуфер. Если же с 4.1-набором акустики вы используете шестиканальную карту, то полноценных шестиканальных форматов Dolby Digital и DTS вам никогда не ощутить, что бы не писал производитель акустики о своей супер-пупер технологии «виртуального центрального канала». Причина кроется в отсутствие на 4.1-системах отдельных входов для центра и сабвуфера (хотя четырехканальный режим работы, как и стереорежим, для таких карт обязательно существуют и могут быть легко выбраны в настройках).

Подробная расшифровка некоторых характеристик акустики

Мощность

Мощность может измеряться различными способами и в различных тестовых условиях. Существуют общепринятые стандарты этих измерений. Рассмотрим подробнее некоторые из них, наиболее часто употребляемые в характеристиках изделий западных фирм:

Наравне с западными существуют также советские стандарты на различные виды мощности. Они регламентируются действующими по сей день ГОСТ 16122-87 и ГОСТ 23262-88. Эти стандарты определяют такие понятия, как номинальная, максимальная шумовая, максимальная синусоидальная, максимальная долговременная, максимальная кратковременная мощности. Некоторые из них указываются в паспорте на советскую (и постсоветскую) аппаратуру. В мировой практике эти стандарты, естественно, не используются, поэтому мы не будем на них останавливаться.

Чувствительность

АЧХ (Frequency Responce)

Амплитудно-частотная характеристика (АЧХ) в общем случае представляет собой график, показывающий разницу величин амплитуд выходного и входного сигналов во всем диапазоне воспроизводимых частот. АЧХ измеряют подачей электрического синусоидального сигнала неизменной амплитуды при изменении его частоты. Причем в точке на графике, где частота равна 1000 Гц, принято откладывать на вертикальной оси уровень 0 дБ. Идеален вариант, при котором АЧХ представлена прямой линией, но таких характеристик в реальности у акустических систем просто не бывает. При рассмотрении графика нужно обратить особое внимание на величину неравномерности. Чем больше величина неравномерности, тем больше частотных искажений тембра в звучании.

Чем это грозит? Уменьшение уровня низких частот подразумевает потерю сочности, насыщенности звучания басов. Подъем в области НЧ вызывает ощущения бубнения и гудева колонки. В завалах высоких частот звук будет тусклым, неясным. Подъемы ВЧ означают присутствие раздражающих, неприятных шипящих и свистящих призвуков. У мультимедийных колонок величина неравномерности АЧХ обычно выше, чем у так называемой Hi-Fi акустики. Ко всем рекламным заявлениям фирм-производителей об АЧХ колонки типа 20-20000 Гц (теоретический предел возможности) нужно относиться с изрядной долей скептицизма. При этом часто не указывается неравномерность АЧХ, которая может составлять при этом немыслимые величины.

Поскольку производители мультимедийной акустики часто «забывают» указать неравномерность АЧХ акустической системы, встречаясь с характеристикой колонки 20 Гц – 20000 Гц, надо держать ухо востро. Существует большая вероятность купить вещь, не обеспечивающую даже более или менее равномерную характеристику в полосе частот 100 Гц – 10000 Гц. Сравнивать же диапазон воспроизводимых частот с разными неравномерностями нельзя вовсе.

Нелинейные искажения, коэффициент гармоник (THD)

Гармонические искажения происходят от добавления лишних гармоник к первоначальному сигналу вследствие нелинейности характеристики вход/выход. Эти паразитные гармоники придают звучанию новый тембр и ведут к невосполнимым потерям в звуке. Нелинейные искажения измеряются подачей синусоидального сигнала частотой 1000 Гц. С помощью специального фильтра в звуковом сигнале находят лишние гармоники и определяют их мощность. В советских стандартах наряду с коэффициентом гармоник измеряется также коэффициент нелинейных искажений, который более близок к термину THD+N. Эти коэффициенты в общем случае не совпадают. Коэффициент нелинейных искажений измеряется либо в процентах, либо в децибелах: [дБ] = 20 log ([%]/100). Чем больше величина коэффициента THD или THD+N, тем обычно хуже звучание. Среди аудиофилов бытует мнение, что определенные искажения, которые делают звучание «мягким» и «теплым», могут быть приятными на слух. Однако это не относится к компьютерной акустике и транзисторным усилителям из категории «ширпотреба».

THD колонок во многом зависит от мощности подаваемого на них сигнала. Поэтому глупо делать заочные выводы или сравнивать колонки только лишь по THD, не прибегая к прослушиванию аппаратуры (хотя по такому легкому пути иногда идут даже самые авторитетные издания). К тому же для рабочих положений регулятора громкости (обычно это 30…50%) значение THD производителями не указывается.

Электрическое сопротивление, импеданс (impedans)

Электродинамическая головка имеет определенное сопротивление постоянному току, зависящее от толщины, длины и материала провода в катушке (такое сопротивление еще называют резистивным или реактивным). При подачи музыкального сигнала, который представляет собой переменный ток, сопротивление головки будет меняться в зависимости от частоты сигнала.

В целом величина полного электрического сопротивления (impedans) акустической системы ни о чем, связанном с качеством звучания того или иного изделия, покупателю не скажет. Производителем указывается этот параметр лишь для того, чтобы сопротивление учитывали при подключении акустической системы к усилителю. Если значение сопротивления колонки ниже, чем у усилителя, в звучании будут присутствовать нелинейные искажения; если выше, то звук будет значительно тише, нежели с равным сопротивлением.

Корпус колонки, акустическое оформление

Одним из важных факторов, влияющих на звучание акустической системы, является акустическое оформление. При конструировании акустических систем производитель обычно сталкивается с проблемой в выборе акустического оформления. Их насчитывается больше десятка видов.

Акустическое оформление делится на акустически разгруженное и акустически нагруженное. Первое подразумевает оформление, при котором колебание диффузора ограничивается только жесткостью подвеса. При втором колебание диффузора ограничивается помимо жесткости подвеса еще упругостью воздуха и акустическим сопротивлением излучению. Также акустическое оформление делится на системы одинарного и двойного действий. Система одинарного действия характеризуется возбуждением звука, идущего к слушателю, посредством только одной стороны диффузора (излучение другой стороны нейтрализуется акустическим оформлением). Система двойного действия подразумевает использование в формировании звука обеих поверхностей диффузора.

Поскольку на высокочастотные и среднечастотные динамические головки акустическое оформление колонки практически не влияет, мы расскажем о наиболее распространенных в мультимедиа вариантах низкочастотного акустического оформления корпуса.

Очень широко применима акустическая схема, получившая название "закрытый ящик". Относится к нагруженному акустическому оформлению. Представляет собой закрытый корпус с выведенным на фронтальную панель диффузором динамика. Достоинства: хорошие показатели АЧХ и импульсная характеристика. Недостатки: низкий КПД, необходимость в мощном усилителе, высокий уровень гармонических искажений.

Но вместо того, чтобы бороться со звуковыми волнами, вызванными колебаниями обратной стороны диффузора, их можно использовать. Наиболее распространенным вариантом из систем двойного действия является фазоинвертор. Представляет собой трубу определенной длины и сечения, вмонтированную в корпус. Длину и сечение фазоинвертора рассчитывают таким образом, что на определенной частоте в нем создается колебание звуковых волн, синфазные с колебаниями, вызванными фронтальной стороной диффузора.


Для сабвуферов широко применяется акустическая схема с общепринятым названием «ящик-резонатор». В отличие от предыдущего примера диффузор динамика не выведен на панель корпуса, а находится внутри, на перегородке. Сам динамик непосредственного участия в формировании спектра низких частот не принимает. Вместо этого диффузор лишь возбуждает звуковые колебания низкой частоты, которые потом многократно увеличиваются по громкости в трубе фазоинвертора, выполяющего роль резонансной камеры. Достоинством этих конструктивных решений является высокий КПД при малых габаритах сабвуфера. Недостатки проявляются в ухудшении фазовых и импульсных характеристик.

Оптимальным выбором будут колонки среднего размера, по возможности с деревянным корпусом, выполненные по закрытой схеме или с фазоинвертором. При выборе сабвуфера следует обратить внимание не на его громкость (по этому параметру даже у компьютерных сабвуферов обычно имеется достаточный запас), а на достоверное воспроизведение всего диапазона низких частот. С точки зрения качества звучания наиболее нежелательны колонки с просверленными отверстиями для вентиляции, из тонкой пластмассы или очень маленьких размеров, едва превосходящих по габаритам динамик.

Как выбрать колонки

Вряд ли кому нужно объяснять, зачем нужны колонки. «Дать голос» компьютеру, послушать музыку со смартфона или портативного плеера, улучшить звучание аудиосистемы, портативного плеера или телевизора – со всеми этими задачами справятся колонки.

Большинство колонок универсальны – общепринятый стандарт позволяет смело подключать одни и те же колонки, как к звуковой плате компьютера, так и к выходу плеера или телевизора. Но условия эксплуатации у них все же разные, поэтому, в зависимости от области применения, колонки принято делить на несколько видов.

Мобильные колонки с питанием от USB-порта обычно используются для подключения к ноутбуку или планшету. Такие колонки не отличаются качеством звука, но если громкости штатной аудиосистемы устройства не хватает, их приобретение может решить проблему. Основное их достоинство – низкая цена. Если же вы готовы доплатить за приличный звук, обратите внимание на портативные колонки – они могут предоставить более качественный звук при сохранении мобильности.


Колонки для офисного компьютера также не блистают характеристиками. Звук для офисного компьютера зачастую вообще считается излишеством, так что если работодатель все же решает снабдить рабочие компьютеры колонками, то в приоритете обычно оказываются невысокая цена и малые габариты. Сабвуфера у таких колонок нет.


К колонкам для игрового или домашнего компьютера требования уже повыше. Здесь не редкость наличие сабвуфера и дополнительных динамиков для создания объемного звучания.

Колонки для hi-fi плеера или домашнего кинотеатра содержат несколько сателлитов для обеспечения объемного звучания, имеют большую мощность и широкий частотный диапазон. Разумеется, цена у них также немаленькая.


Характеристики колонок

Формат системы обозначается в виде Х.Y, где Х – количество сателлитов (колонок), Y – наличие низкочастотной колонки (сабвуфера).

1.0 – одна колонка, обеспечивающая монофоническое звучание.

2.0 – две колонки, обеспечивающие стереофоническое звучание.


2.1 – две колонки+сабвуфер – недорогой игровой и музыкальный вариант. Человек плохо определяет направление на источник низкочастотного звука, поэтому сабвуфер в акустических системах всегда один.


5.1 – две фронтальные+две тыльные+центральная+сабвуфер – полный вариант системы для домашнего кинотеатра. Такая система не только создаст эффект присутствия при просмотре фильмов, но и может значительно улучшить звуковую картину некоторых компьютерных игр, поддерживающих объемный звук.


Общая выходная мощность определяет максимальную громкость портативной аудиосистемы. Однако зависимость здесь не прямая и для оценки громкости системы лучше сравнивать мощность фронтальных колонок:

До 10 Вт на колонку подходит только для аудиосистем, расположенных в непосредственной близости от слушателя – для компьютерных, например.


10-20 Вт на колонку способны создать звук приемлемой громкости в пределах небольшого помещения

20-40 Вт на колонку – оптимальная мощность фронтальных колонок домашних кинотеатров, расположенных в помещениях среднего размера.


Системы с мощностью фронтальных колонок от 40 Вт можно устанавливать в больших помещениях.

Мощность сабвуфера для его звучания на такой же громкости, как и у фронтальных колонок, должна быть примерно вдвое большей. Т.е. если фронтальные колонки имеют мощность 25 Вт, то сабвуфер должен иметь мощность около 45-55 Вт, иначе на повышенной громкости басы будут «проседать».

Минимальная и максимальная воспроизводимые частоты во многом определяют качество звука аудиосистемы.

Человеческое ухо слышит звуки частотой от 20 до 20000 Гц. Соответственно, чем ближе минимальная частота колонок к 20, а максимальная – к 20000, тем полнее будет звук аудиосистемы. К сожалению, полного охвата диапазона 20-20000 Гц недостаточно, чтобы гарантировать качественное звучание на любой частоте внутри этого диапазона. Никакой одиночный динамик не может обеспечить одинаково громкое звучание во всем этом диапазоне - какие-то частоты он будет воспроизводить лучше, какие-то – хуже.

Установка нескольких динамиков, каждый из которых «отвечает» за отдельную полосу (диапазон частот) позволяет обеспечить отсутствие «провалов» в воспроизводимом диапазоне частот.


Это не означает, что чем больше полос - тем лучше, и что любая трехполосная колонка по умолчанию лучше любой двухполосной. Многое зависит от качества динамиков и от их частотных характеристик: двухполосная колонка с большим НЧ и качественным СЧ-ВЧ динамиками обеспечит лучший звук, чем формально "трехполосная" колонка с тремя одинаковыми динамиками. Обязательно ли НЧ динамик должен быть большим? Грубо говоря, да. Громкость определяется звуковым давлением, а чем меньше частота, тем больший объем воздуха должен "сдвинуть" диффузор динамика для создания одного и того же звукового давления. Для этого диффузор должен быть большим и/или иметь большой ход (что также проще реализовать на крупных динамиках). Поэтому хороший НЧ-динамик будет иметь приличный размер - минимум 13, редко 10 см.


Проводное соединение пока остается наиболее надежным и помехозащищенным способом передачи звука. Но многое также зависит от типа проводного соединения – качество звука и его характеристики для одних и тех же колонок могут сильно отличаться при подключении их по разным разъемам.


3.5 jack («джек», TRS, TRRS) – самый распространенный стандарт разъемов для подключения аудиосистем. Таким разъемом оснащено большинство смартфонов, плееров, ноутбуков, планшетов и компьютеров. Однако, одиночный 3,5 jack способен передавать в лучшем случае 2 канала (стереозвук), объемный звук по такому разъему не передается. Обратите на это внимание при подключении колонок формата 5.1 – для объемного звука должны быть задействованы все 6 каналов.

RCA (phono, «тюльпаны») часто используются для передачи аналогового звука в модульных аудиосистемах. При этом один разъем соответствует одному каналу, соответственно, для передачи стереозвука используется пара разъемов RCA, а для передачи объемного звука – 6 разъемов.

XLR широко применяется в профессиональной аппаратуре благодаря хорошему контакту и надежному соединению. Часто используются для передачи балансного сигнала, обеспечивающего высокий уровень защиты от помех за счет дублирования сигнала по двум проводам, причем по второму аудиосигнал передается в противофазе. В колонках аудиосигнал в противофазе вычитается из основного, при этом наведенная помеха (поскольку она идет в одной фазе на обоих сигналах) пропадает, а полезный сигнал усиливается.


Приведенные выше разъемы обеспечивают передачу аналогового звука, но многие современные колонки снабжаются также разъемами для подключения цифровых источников звука с помощью разъемов S/PDIF или USB. Однако, при подключении с помощью таких разъемов звук необходимо преобразовать из цифрового в аналоговый, и характеристики цифро-аналогового преобразователя колонок могут сильно повлиять на качество звука.


S/PDIF coaxial – коаксиальный разъем цифрового стандарта S/PDIF, внешне отличающийся от аналогового RCA только цветом (и то не всегда). Соответственно, для соединения по этому стандарту даже можно использовать обычные RCA-кабели, но только небольшой длины (до 50 см). На большие расстояния следует использовать коаксиальный 75 Омный кабель. Возможна передача многоканального звука.

S/PDIF optical (Toslink) – оптический разъем цифрового стандарта S/PDIF.

Многие современные AV-ресиверы, телевизоры и плееры оснащены обоими разъемами – и цифровым и коаксиальным. К какому из них подключать колонки – особой разницы нет, на параметры сигнала это не влияет. Следует только отметить, что оптический кабель более устойчив к электромагнитным помехам, зато сложнее в прокладке – «боится» деформаций и не допускает изгиба малым радиусом.

USB - разъем для передачи цифровых данных самого широкого профиля, может применяться и для передачи аудиосигнала в цифровом виде. Обычно USB для этой цели используется на колонках, подключаемых к компьютеру; при этом параметры цифро-аналогового преобразователя (частота дискретизации, разрядность) у разных моделей могут сильно различаться. Недорогие USB-колонки часто комплектуются медлительным низкоразрядным ЦАП, что сильно ухудшает качество звука по сравнению с тем, который можно получить, подключив эти же колонки с помощью аналогового разъема. При выборе USB-колонок обратите внимание на то, что многие модели по этому разъему получают только питание, а звук идет по отдельному кабелю с разъемом jack 3.5.

Беспроводные технологии заметно облегчают подключение устройств, и колонки не являются исключением – не нужно озадачиваться подбором кабелей и совместимостью разъемов. Но беспроводные подключения также могут повлиять на качество звука не лучшим образом.


NFC отличается максимальной простотой сопряжения устройств – для подключения колонок к смартфону или другому источнику звука с NFC их достаточно просто поднести друг к другу. Увы, невысокая максимальная скорость передачи по протоколу NFC не позволит обеспечить качества звука, сравнимого хотя бы с CD.


Материал корпуса колонок и сабвуфера также оказывает влияние на качество звука. Так как основное назначение корпуса – экранировать "ненужный" звук, идущий с тыльной стороны динамиков, то чем выше звукоизолирующие характеристики материала, тем лучше он подходит для корпуса колонок.


МДФ, благодаря высокой плотности и слабым резонансным качествам хорошо подходит для корпусов колонок.

Пластик глушит звук хуже, и хотя некоторые производители используют в корпусах специальный многослойный материал, корпуса из обычного пластика с не самыми лучшими показателями встречаются в разы чаще. Если вам важно качество звука, желательно, чтобы хотя бы корпус сабвуфера был не пластиковый – низкочастотный звук заглушить сложнее, а тонкий пластик под его воздействием может еще и начать резонировать, что сильно ухудшит басы.

Акустическое оформление корпуса также решает проблему «ненужного» звука с тыльной стороны динамика. Этот звук генерируется в противофазе основному, и (при отсутствии корпуса), накладывается на основной и ослабляет его.

Герметичный корпус – самый простой из видов корпусов. В нем звук за динамиком просто глушится, для чего внутренности корпуса часто оббиты звукопоглощающим материалом. При этом в герметичном корпусе за динамиком создается воздушная подушка, сглаживающая резкие движения диффузора и помогающая выдерживать большую мощность. Недостатком такого корпуса является то, что немаленькая часть мощности уходит «вхолостую»: звук за диффузором просто глушится, поэтому при одинаковой мощности колонки в герметичных корпусах звучат тише.



В фазоинверторном корпусе звук с задней стороны динамика не глушится, а выходит через трубу фазоинвертора. При этом звуковая волна с задней стороны диффузора доходит до отверстия в той же фазе, что и основная – с передней стороны. Звук усиливается, мощность используется эффективнее. Длина волны зависит от частоты, поэтому эффект фазоинвертора проявляется в небольшом диапазоне частот - и обычно это низкие частоты. Таким образом, наличие фазонвертора позволяет немного расширить "вниз" частотный диапазон колонок.



Наличие FM-тюнера, интерфейса USB Type A (для флэшки) и поддержка карт памяти расширяют функционал колонок, по возможностям приближая их к самостоятельным аудиосистемам. Но равнять такие колонки с аудиосистемами все же не стоит: эти опции часто реализуются «по минимуму»: колонка может не проигрывать некоторые форматы аудиофайлов, не поддерживать накопители больше некоторого объема, некорректно работать с треками, разложенными по папкам и т.д.

Варианты выбора колонок

Если вам нужны недорогие мобильные колонки для ноутбука или планшета, выбирайте модель с питанием от USB. Только не стоит ждать от таких колонок выдающейся громкости и высокого качества звука.


Если вы занимаетесь студийной записью и хотите как-то контролировать записываемый звук, то вам не обойтись без студийного аудиомонитора – колонки с «идеальными» характеристиками, максимально точно передающей записываемый звук.

Для офисного компьютера будет вполне достаточно колонок формата 2.0 с подключением через USB или jack 3.5.


Для домашнего компьютера лучше предусмотреть наличие сабвуфера и выбирать среди колонок формата 2.1.

Если вы хотите в полной мере ощутить эффект присутствия, выбирайте колонки формата 5.1 и прочувствуйте все богатство и выразительность объемного звука. Но убедитесь, что устройство, к которому вы будете подключать колонки, поддерживает технологию объемного звука и имеет те же разъемы, что и выбранные колонки


Чтобы иметь возможность прослушать музыку со смартфона, не возясь с проводами и разъемами, выбирайте среди моделей с поддержкой Bluetooth.

Колонки с поддержкой флэшек и карт памяти могут проигрывать музыку с этих накопителей без подключения каких-то дополнительных устройств.


Если вы уверены, что настоящая музыка должна звучать громко, выбирайте среди мощных колонок – и наводите ужас на соседей.

Читайте также: