Влияние компьютерных игр на детей дошкольного возраста

Обновлено: 05.07.2024

Что делать, если компьютер и телевизор заняли огромное место в жизни ребёнка и вызывают беспокойство у родителей?

ВложениеРазмер
vliyanie_kompyuternyh_igr_na_razvitie_doshkolnik1.docx 19.39 КБ

Предварительный просмотр:

«Влияние компьютерных игр на развитие дошкольника»

В наше время практически в каждой семье есть компьютер, планшет или смартфон. Разнообразные гаджеты прочно вошли в нашу жизнь. Современные психологи считают, что чем раньше ребенок знакомится с компьютером, тем меньше будет психологический барьер между ним и машиной. У ребенка нет страха перед техникой, так как он считает, что компьютер – это интересная игрушка.

Компьютерный мир предлагает компьютерные игры для детей разного возраста. Дети с помощью них учатся узнавать формы и цвета, запоминать буквы и цифры, у них развивается способность логически мыслить, воображать. Дошкольники, играющие в развивающие компьютерные игры, отличаются широтой кругозора: у них прекрасно развито представление об окружающем мире, обычно, они опережают своих сверстников в психическом развитии, легче усваивают учебный материал, уверены в своих знаниях. Изучение материала с помощью компьютера может оказаться более эффективным, так как ребенок не прилагает при этом особых усилий, у него начинает функционировать эмоциональная и образная память. Работа за компьютером способствует развитию у ребенка мелкой моторики пальцев рук и зрительно-моторной координации. Дошкольник учится соотносить движения своих рук с результатами, которые он наблюдает на экране. Зрительно-моторная координация служит основой для овладения письмом и рисования.

Вместе с тем дети проводят за компьютерами немало времени, пользуясь ими не только для обучения, но и для развлечений. В компьютерные игры любят играть дети, уже начиная с 4-5 лет и очень тесное общение с виртуальной реальностью таит для дошкольников серьезную опасность. В компьютерных играх – яркость и динамизм виртуальных образов привлекают ребенка. Он получает возможность манипулировать новой интересной реальностью. Игра предоставляет неограниченные возможности. Чрезмерная увлеченность компьютерными играми вызывает сильную зависимость. Особенно опасны ролевые компьютерные игры, где ребенок принимает роль компьютерного персонажа. Виртуальная реальность формирует нереальный мир компьютерной игры. Так ребенок в виртуальном мире может вести себя как бесстрашный герой, которому все по плечу. Он сам все решает, сам всего добивается и чувствует себя при этом сильным, умным и взрослым, а в реальности, не все так легко дается. И ребенок замыкается в себе, стремится к виртуальному миру, где ему наиболее комфортно. Игра заменяет реальное общение со сверстниками и с родителями. Все это подрывает психическое состояние ребенка.

Со временем родители начинают замечать, что поведение ребёнка заметно изменилось. Он стал капризным, отказ в игре вызывает бурную негативную реакцию, откуда-то появилась плаксивость и раздражительность. Вот так незаметно компьютерная игра формирует у ребенка вредную привычку, а в дальнейшем может привести к возникновению риска развития компьютерной зависимости, с патологическими и необратимыми изменениями в личности ребенка.

Долгое сидение перед монитором компьютера приводит к развитию близорукости, нарушению обмена веществ, нередко приводящее к ожирению, нарушению деятельности сердечно-сосудистой системы, ослаблению иммунитета и т.д. Кроме того, выявляются различные нарушения в психическом и эмоциональном развитии детей.

Если говорить о психическом развитии, то, прежде всего, как ни странно, страдает развитие мыслительной сферы, внимания, памяти, поскольку визуальный канал информации является самым простым и не требует серьезных умственных усилий для его восприятия. Тем самым ребенок просто заглатывает большие потоки информации, не осмысливая и не анализируя ее.

В детском возрасте уровень развития мышления тесно связан с уровнем речевого развития. Читая ребенку сказку, обучая пересказу, составлению собственных рассказов, заставляя ребенка говорить, вы способствуете его интеллектуальному развитию. Трудно представить, чтобы самая современная компьютерная программа могла заменить общение взрослого с ребенком.

Но самый большой вред зависимость от компьютера наносит эмоциональному развитию ребенка. В каждом возрасте процесс развития ставит свои актуальные задачи. Так в год ребенку нужно научиться ходить, в три года - разговаривать, в 5 ребенку совершенно необходимо играть и учиться общаться со сверстниками. Если ходить и разговаривать дети обучаются более-менее вовремя то, что касается игры и общения, дело обстоит гораздо хуже. Компьютер легко подменяют живые подвижные игры на их электронный аналог, а живое, непосредственное общение - на суррогат виртуального общения.

Играя и общаясь со сверстниками, ребенок активно познает мир: фантазирует, учится поддерживать беседу, двигается. «Взаимодействие» компьютерными играми развивает в малыше пассивность, эмоциональную плоскость - он становится нечувствительным к эмоциям других людей и постепенно может уходить в «виртуальную реальность».

Дошкольники, которые много времени проводили за компьютерными играми, воспринимают визуальные образы, но плохо реагируют на звуковые сигналы. Это становится причиной плохой обучаемости в школе. Они не способы адекватно реагировать на звуковые инструкции, что значительно понижает их успеваемость.

Игры, особенно в вечернее время, приводят к нарушению сна. Они сокращают глубокую фазу сна, во время которой отдыхает нервная система, перерабатывается и систематизируется полученная за день информация, что негативно влияет на развитие ребенка.

Признаки, которые являются сигналом формирования зависимости от виртуальных игр:

  • Во время игры ребенок абсолютно перестает реагировать на просьбы, проявляет агрессию при попытке отвлечь его.
  • Он постоянно говорит о компьютерных играх, с нетерпением ждет возвращения к монитору.
  • Если запретить игры за компьютером или ограничить их время, у ребенка портиться настроение, возникает подавленное состояние.
  • Оторванный от игры ребенок не может найти себе развлечения в реальном мире.
  • Возникает острая потребность в игре.

На что ещё обращают внимание специалисты – это значительное повышение агрессивности у детей, которые играют в жестокие игры. Постоянное повторение «боевых действий» формирует установку на то, чтобы добиться результата, нужно быть максимально агрессивным. Уничтожая героев игры, ребенок чувствует наслаждение. Это провоцирует возникновение фиксации на агрессии. Она, в свою очередь, переноситься на взаимоотношения в реальном мире.

Так психика ребенка может компенсировать нагрузку, которую она получает во время компьютерных игр. Напряжение и волнение, в котором находится ребенок, играющий, например, в «стрелялку», неожиданные повороты сюжета, сильное возбуждение не могут исчезнуть бесследно и проявляются потом вот в таких неожиданных для родителей изменениях поведения. Ребенок начинает считать, что решение любых конфликтов с использованием силы и оружия – это норма, и даже не пытается уладить ссоры в реальной жизни мирным путем, просто не умеет этого делать; за самые жестокие поступки и убийства герои компьютерных игр не несут ответственности – эта модель поведения переносится ребенком и на реальный мир: можно ударить, до крови избить соперника – и тебе ничего за это не будет!

При этом не стоит думать, что уж ваша-то дочка, не играющая в кровопролитные игры, а увлеченная, скажем, «Веселой фермой» или «Салоном красоты», в полной психологической безопасности. Еще один аспект негативного влияния компьютерных игр на детей – игры убивают способность трудиться, прилагать усилия для достижения результата. Дети привыкают, что пара кликов мышкой решает любую проблему – и вот ты писаная красавица, твой компьютерный питомец накормлен и счастлив, ферма процветает.

Эту неправильную модель поведения они переносят потом и на реальную жизнь – отсюда депрессии, стрессы и истерики, когда что-то не получается с первого раза, когда нужно постараться, чтобы получилось.

Как же формируется эта вредная привычка? Очень часто родители сами способствуют ее возникновению. Мы сажаем детей за просмотр мультиков или компьютерную игру, чтобы они нам не мешали заниматься домашними делами, отдыхать, общаться с друзьями. Или, придя с работы, сразу уже включаем любимые сериалы, утыкаемся в монитор компьютера, тем самым, показывая детям дурной пример. Наше поведение - это образец, на основании которого дети строят свое поведение, стиль общения с окружающими и свое времяпрепровождение.

Если в опыте ребенка отсутствуют такие простые, но очень важные дела, как рисование, лепка из пластилина, подвижные игры, и т.д., то постепенно их может заменить компьютер или телевизор.

Что же делать, если все же компьютер и телевизор заняли огромное место в жизни ребёнка и вызывают беспокойство у родителей?

  • Четко ограничить время пребывания ребенка за компьютером (для дошкольника оно не должно превышать 10 минут);
  • Не забывайте выключать телевизор, когда Вы его не смотрите - дети быстро перенимают вредную привычку взрослых оставлять телевизор «фоном».
  • Вводите запрет на телевизор постепенно. Например, для начала запретите смотреть телевизор во время еды.
  • Постарайтесь отвлечь малыша интересными занятиями: рисованием, чтением книги, различными играми. Достаньте старые игрушки, займитесь изучением алфавита и цифр. Предложите ребенку помочь Вам по дому: дети просто обожают помогать маме в мытье посуды и уборке комнаты.
  • Старайтесь так организовать время ребенка, чтобы он не играл за компьютером ежедневно.
  • С самого раннего возраста выявляйте способности ребенка. Если ребенок увлечется каким-то видом деятельности, то все компьютерные игры отодвинутся на второй план.
  • Полезно с раннего возраста приучать ребенка к стабильному режиму дня.
  • Больше общайтесь, разговаривайте, гуляйте. Создавайте комфортную обстановку доверительного общения.

Дорогие родители, полностью ограничить ребенка дошкольного возраста от взаимодействия с компьютером в наше время достаточно сложно, и специалисты рекомендуют не прибегать к крайностям. Чтобы исключить вероятность возникновения зависимости от виртуальных игр, достаточно наполнить жизнь ребенка интересными яркими событиями. Если родители уделяют своему малышу достаточное количество позитивного внимания и предлагают захватывающие альтернативные виды деятельности, у него вырабатывается стойкий иммунитет к компьютерной и телевизионной зависимости.

О влиянии компьютерных игр на личность написано много. Практически все специалисты единогласны в том, что увлечение виртуальными играми имеет исключительно негативные последствия для здоровья и психики человека. Особенно остро стоит данный вопрос относительно детского увлечения подобным времяпровождение. Так как же влияют виртуальные игры на психику дошкольников?

Психология компьютерных игр

Компьютерные игры – это попытка человека подчинить себе реальность. Манипулируя виртуальным пространством, игрок чувствует себя не просто зрителем, а настоящим соучастником или даже творцом. В виртуальном мире, в отличии от мира реального, все происходит мгновенно. Нажимая на кнопку, сразу же получаешь определенный результат. Не надо ничего ждать, прикладывать усилия.

Игра – это упрощенная имитация реальности. Такой реальностью очень легко научиться управлять. Психологи утверждают, выигрывая, проходя очередной уровень, человек получает ощущение, что добился результата, что он умный, сообразительный. Его самооценка соответственно повышается, а это очень приятное чувство. Даже для взрослого игра может стать основным способом самореализации. Что уже говорить про ребенка.

Влияние компьютерных игр на несформированную детскую психику

Яркость и динамизм виртуальных образов привлекают ребенка. Он получает возможность манипулировать новой интересной реальностью. В мире компьютерной игры он не ощущает себя беспомощным, он сам все решает, сам всего добивается и чувствует себя при этом сильным, умным и взрослым. Игра предоставляет неограниченные возможности. Большой риск попасть в зависимость от игромании имеют дети, родители которых не дают им возможность реализоваться в повседневной жизни. Если ребенок не может реализоваться в реальном мире, на помощь приходит виртуальный.

Признаки, которые являются сигналом формирования зависимости от виртуальных игр:

  1. Во время игры ребенок абсолютно перестает реагировать на просьбы, проявляет агрессию при попытке отвлечь его.
  2. Он постоянно говорит о компьютерных играх, с нетерпением ждет возвращения к монитору.
  3. Если запретить игры за компьютером или ограничить их время, у ребенка портиться настроение, возникает подавленное состояние.
  4. Оторванный от игры ребенок не может найти себе развлечения в реальном мире.
  5. Возникает острая потребность в иге.

Какие опасности скрываются за невинной игрой?

Первое, на что обращают внимание специалисты – это значительное повышение агрессивности у детей, которые играют в жестокие игры. Постоянное повторение «боевых действий» формирует установку на то, чтобы добиться результата, нужно быть максимально агрессивным. Уничтожая героев игры, ребенок чувствует наслаждение. Это провоцирует возникновение фиксации на агрессии. Она, в свою очередь, переноситься на взаимоотношения в реальном мире.

Дети, которые с раннего возраста увлекаются виртуальными играми, часто имеют значительные проблемы в сфере общения. Результаты исследований показывают, что они просто не заинтересованы в установлении контактов с окружающими. Они плохо понимают чувства и эмоции других людей, не учитывают их потребности, а значит, неспособны наладить продуктивное общение.

Дошкольники, которые много времени проводили за компьютерными играми, воспринимают визуальные образы, но плохо реагируют на звуковые сигналы. Это становится причиной плохой обучаемости в школе. Они не способы адекватно реагировать на звуковые инструкции, что значительно понижает их успеваемость.

Игры, особенно в вечернее время, приводят к нарушению сна. Они сокращают глубокую фазу сна, во время которой отдыхает нервная система, перерабатывается и систематизируется полученная за день информация, что негативно влияет на развитие ребенка.

Психические расстройства, которые вызывает у детей чрезмерное увлечение компьютерными играми:

  • Демонстративность поведения;
  • Агрессивность;
  • Недостаточное развитие речи;
  • Чрезмерная возбудимость;
  • Расстройство сна;
  • Нарушение контакта с окружающими;
  • Тревожность;
  • Дезадаптация;
  • Нарушения эмоциональной сферы;
  • Проблемы с социализацией;
  • Нарушения концентрации внимания.

О ложке меда, в бочке дегтя!

Некоторые специалисты утверждают, что грамотное использование компьютерных игр может оказывать на развитие ребенка позитивное влияние. Если правильно подобрать игру и четко ограничить время пребывания ребенка за компьютером (для дошкольника оно не должно превышать 10 минут), то результатом игры станет выработка умения быстро принимать решения, развитие логического мышления, внимания, координации, умения планировать свои действия.

Полностью ограничить ребенка дошкольного возраста от взаимодействия с компьютером в наше время достаточно сложно, и специалисты рекомендуют не прибегать к крайностям. Чтобы исключить вероятность возникновения зависимости от виртуальных игр, достаточно наполнить жизнь ребенка интересными яркими событиями. Если родители уделяют своему малышу достаточное количество позитивного внимания и предлагают захватывающие альтернативные виды деятельности, у него вырабатывается стойкий иммунитет к киберзависимости.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Захарова Елена Александровна

Данная статья посвящена вопросам возникновения компьютерной и игровой зависимости у детей дошкольного возраста. Рассмотрены основные аспекты компьютерной зависимости, причины и симптомы ее возникновения; разработаны рекомендации для родителей, направленные на предупреждение развития компьютерной зависимости.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Захарова Елена Александровна

Психологические детерминанты увлеченности компьютерными играми в младшем школьном возрасте Особенности компьютерной игровой активности подростков Использование информационно-коммуникативных технологий для коррекции зрения детей дошкольного возраста Психологическая и социально-педагогическая поддержка преодоления компьютерной зависимости подростков i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Влияние компьютерных игр на психическое развитие детей дошкольного возраста»

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТЫ

ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР НА ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. Данная статья посвящена вопросам возникновения компьютерной и игровой зависимости у детей дошкольного возраста. • Рассмотрены основные аспекты компьютерной зависимости, причины и симптомы ее возникновения; разработаны рекомендации для родителей, направленные на предупреждение развития компьютерной зависимости.

Ключевые слова: дошкольная педагогика и психология, компьютерная и игровая зависимость.

В последние годы компьютерные технологии бурно развиваются, что накладывает определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Неиссякаемый поток разнообразной информации, применение компьютерных технологий, а именно повсеместное распространение компьютерных игр оказывает огромное влияние на воспитательное пространство подрастающего поколения. А создание воспитательного пространства - это необходимое условие становления личности ребенка не только в стенах образовательного учреждения, но и за его пределами. Существенно изменяется и структура досуга детей и подростков, т.к. компьютер сочетает в себе возможности телевизора, DVD приставки, музыкального центра, книги.

На сегодняшний день компьютер - неотъемлемая часть жизни современных детей и подростков. Именно дети и подростки являются целевой аудиторией индустрии развлечений, на которую и рассчитываются новые компьютерные игры. Подобное увлечение носит двоякий характер: с одной стороны - информационно-коммуникационные технологии оказывают существенное влияние на развитие ребенка, позволяют расширить область

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

освоенных знаний и умений; а с другой - нельзя отрицать наличие негативного влияния на психику ребенка.

С каждым днем в России увеличивается количество детей, проводящих время за компьютером (планшетом или телефоном), и неуклонно растет количество времени, посвященного компьютерным играм маленькими жителями нашей страны. Ранее, во времена Советского Союза, дополнительное образование было организовано на высоком уровне (создавались различные кружки по интересам, спортивные секции, дома творчества, и т.п.). На сегодняшний день количество таких мест значительно уменьшилось, достаточно небольшой процент детей охвачен дополнительными программами образования. Предлагаемые дополнительные образовательные услуги в большинстве своем становятся платными, либо ограничено количество мест для образования детей, которые могут получить данные услуги бесплатно. Современный ребенок в такой ситуации предоставлен самому себе, что и является благоприятной почвой для формирования разного рода зависимостей [6, 7, 8].

Проблема компьютерной зависимости детей младшего школьного, подросткового, юношеского возрастов широко представлена в научной • литературе; на эту тему были проведены различные исследования. На данный момент существуют подтверждения того, что компьютерные игры оказывают негативное влияние на психическое развитие человека, а в особенности -ребенка, чья психика еще не окончательно сформировалась. В настоящее время появляются факты, свидетельствующие о том, что проблема компьютерной зависимости в последние годы «помолодела», теперь она коснулась также и детей дошкольного возраста [4].

Компьютерная зависимость - это навязчивый, намеренный уход человека в виртуальную реальность с потерей прежнего интереса к другим занятиям и обязанностям, с максимальным времяпрепровождением за компьютером.

B.C. Собкин и Ю.М. Евстигнеева выделяют следующие причины обращения детей к компьютерной игре:

- отсутствие организованного досуга;

- желание победить, быть лучше других;

- уход от реальности;

- желание получить эмоциональную разрядку [5].

По мнению исследователей, причинами игровой компьютерной зависимости являются такие возрастные особенности детей дошкольного возраста, как слабая волевая регуляция, отсутствие учебной мотивации (преобладание игровых, внешних мотивов).

Виртуальные образы обладают яркостью и динамичностью, чем и

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

привлекают внимание ребенка. Он получает возможность манипулировать новой интересной реальностью, разительно отличающейся от привычной ему. В виртуальном мире компьютерной игры ребенок не ощущает себя беспомощным, он сам может принимать решения, сам всего добивается, чувствует себя умным, сильным, а главное - взрослым. Игра предоставляет неограниченные возможности. В группу риска по формированию компьютерной зависимости в первую очередь попадают дети, чьи родители не дают возможности реализоваться в повседневной жизни. Если ребенок не может реализовать себя в реальном мире, на смену реальному приходит мир виртуальный, замещающий, который создает иллюзию абсолютного счастья и успеха [1].

Тревожным сигналом формирования зависимости от компьютера и компьютерных игр могут стать следующие признаки:

- во время игры ребенок перестает реагировать на просьбы, не слушает взрослого, при попытке отвлечь его от игры (или запретить играть) проявляет агрессию, возможны истерические реакции;

- ребенок постоянно говорит о компьютерных играх (рассказывает о своих достижениях, о том, что он сделает в виртуальной реальности в следующий раз), • с нетерпением ждет возвращения к монитору;

- в случае запрета игры за компьютером или ограничения ее во времени, у ребенка ухудшается настроение, возникает состояние апатии;

- оторванный от игры ребенок не может найти себе занятие в реальном мире, не проявляет интереса к играм и игрушкам, отказывается заниматься прежними увлечениями;

- ребенок демонстрирует острую потребность в игре (говорит об этом, проводит за компьютером все больше времени);

- не способен контролировать время, которое он проводит за игрой (ему кажется, что он играл немного, возможны случаи обмана родителей по поводу того, чем он занимался в свободное время);

- появляются нарушения сна (ребенок плохо засыпает и с трудом просыпается, ему сложно соблюдать режимные моменты; игры способствуют сокращению глубокой фазы сна, во время которой восстанавливается и отдыхает нервная система, перерабатывается полученная информация, что и оказывает негативное влияние на развитие ребенка);

- появляется синдром «сухих глаз» (ребенок жалуется на боль, ощущение, что «песок в глазах»; возможно нарушения зрения);

- наблюдаются нарушения осанки, боли в спине, головные боли.

Значительное повышение агрессивности у детей, играющих в жестокие

игры - это первое, на что обращают внимание специалисты. Многочисленные повторения «боевых действий» формируют установку на то, что ради результата

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

нужно проявить максимум агрессии и даже жестокости. Уничтожение героев игры доставляет ребенку большое удовольствие. Это провоцирует возникновение фиксации на агрессии. А она, с свою очередь, переносится и на взаимоотношения в реальном мире. В связи с этим, дети, с раннего возраста увлекающиеся виртуальными играми, зачастую имеют значительные проблемы в коммуникативной сфере. Результаты исследований подтверждают тот факт, что такие дети не способны наладить продуктивное общение - они плохо понимают чувства и эмоции других людей, не учитывают их потребности, не умеют договариваться, конструктивно решать конфликты. В целом, дети, имеющие компьютерную зависимость, попросту не заинтересованы в установление контактов с окружающими и всячески избегают их.

Дети, которые большое количество времени проводят за компьютерными играми, легко воспринимают визуальные образы (что сказывается на решении заданий, связанных со зрительным восприятием), но при этом плохо воспринимают звуковые сигналы (испытывают трудности при выполнении заданий, в которых дается речевая инструкция без визуального ряда). Так как традиционное образование в нашей стране связано с умением ребенка • воспринимать речь (именно устную), следовать данным инструкциям, что требует высокой концентрации внимания, произвольности поведения, развитой саморегуляции - то это становится основной причиной низкой успеваемости ребенка в школе.

Неограниченное и бесконтрольное увлечение компьютерными играми может вызвать следующие нежелательные реакции:

- нарушения эмоционально-волевой сферы (агрессивность, импульсивность, раздражительность, тревожность, апатия);

- повышенная возбудимость (преобладание процессов возбуждения над процессами торможения);

- недостаточное развитие речи, нарушения контактов с окружающими, проблемы с социализацией;

- нарушения в развитии высших психических функций [3].

Существуют исследования, в которых ученые отмечают положительное

влияние компьютерных игр на развитие ребенка, при условии грамотного использования их в воспитании. В случае, если игра подобрана правильно и организован контроль времени пребывания ребенка за компьютером (для ребенка дошкольного возраста оно не должно превышать 15-25 минут), то посредством игры у малыша выработается умение быстро принимать решения, будут совершенствоваться логические операции, развиваться внимание, координация, умение планировать свои действия.

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

В наше время достаточно сложно ограничить ребенка дошкольного возраста от взаимодействия с компьютером. В данном случает не стоит прибегать к крайностям и лишать ребенка любого развлечения посредством компьютера. Чтобы предупредить вероятность возникновения у ребенка зависимости от виртуальных игр, необходимо прежде всего добавить в жизнь малыша больше ярких красок и интересных событий. Прогулка с родителями, семейный пикник, посещение музея или театра, совместная деятельность (рисование, лепка, разведение цветов, уход за животными и т.п.) не требует особенной подготовки и больших затрат. Но такие события привнесут в жизнь дошкольника больше радостных моментов, он будет учиться ценить жизнь, своих близких, сможет многое узнать и освоить. Если родители уделяют достаточное количество времени и сил своему малышу, если он получает от них заботу и внимание, а также возможность испробовать на себе альтернативные виды деятельности, у него вырабатывается стойкий иммунитет к киберзависимости.

Даже если у ребенка дошкольного возраста нет признаков компьютерной зависимости, тем не менее использование им современных гаджетов стоит • ограничивать. Необходимо объяснить малышу, что в мире существует такая проблема, как зависимость от компьютера и компьютерных игр, что это болезнь, в результате которой люди теряют в своей жизни много ценного. Надо показать ребенку иные способы проведения свободного времени, снятия эмоционального напряжения. Он должен понимать, что ему запрещают играть на компьютере не потому, что родителям так захотелось или что они решили его так наказать, а потому что они заботятся о нем.

На сегодняшний день педиатры советуют ограничивать время, проводимое ребенком в пространстве виртуальной игры. По их мнению, детей знакомить с компьютером можно только начиная с 5 лет, а игры должны длиться 15-20 минут (сюда включаются любые игры на компьютере, планшете или телефоне в течение всего дня). В старшем дошкольном возрасте (6-7-й год жизни) ребенок может проводить время с гаджетом не более 30 минут.

Рекомендации родителям детей дошкольного возраста.

Установите пароли на все гаджеты, используемые Вашим ребенком. Это позволит Вам контролировать количество времени, проводимого ребенком за виртуальной игрой.

Установите с ребенком правило, когда и сколько он может пользоваться планшетом или компьютером, чем он может с ним заниматься.

Внесите разнообразие в досуг Вашей семьи, старайтесь включать ребенка в семейные праздники, в общение с родственниками и друзьями. Поддерживайте в своей семье доброжелательные и доверительные отношения [2].

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

В век высоких технологий невозможно полностью лишить ребенка возможности пользоваться достижениями научно-технического прогресса, что в наше время означает лишение его лидерских позиций в настоящем и будущем. Существует множество компьютерных игр и программ, которые позволяют детям легко и быстро учиться и развиваться, ведь с их помощью можно выучить иностранный язык, узнать много нового о живой и неживой природе и многое другое. Самое главное, чтобы ребенок понимал, что гаджеты - всего лишь средства для развлечения и получения новых знаний, а не основные приоритеты из жизни.

1. Ахрямкина Т.А., Матасова И.Л. Особенности проявления и факторы формирования компьютерной зависимости различных возрастных групп. -Методическое пособие для студентов психологического факультета и практикующих психологов. Самара, 2005. С. 17-23. Ф 2. Куртышева М.А. Как сохранить психологическое здоровье детей. - СПб.: • Питер, 2005. - 252 с.

3. Моторин В. Н. Об использовании компьютера в педагогическом процессе // Дошкольное воспитание. - 2001.

4. Новосельцев В.И. Компьютерные игры: детская забава или педагогическая проблема? // Директор школы. - 2003. - № 9.

5. Собкин В., Евстигнеева Ю. Виртуальная атака // Первое сентября. - 2001. - № 8.

6. Стукова О. В компьютерной колыбели? В компьютерных сетях! // Аномалия. -1996. - № 23.

7. Фомичева Ю.В., Шмелев А.Г., Бурмистров И.В. Психологические корреляты увлеченности компьютерными играми // Вестник МГУ. Сер 14. Психология. 2001. № 3. С. 27-39.

8. Шапкин С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований // Психологический журнал, 2007. № 1. С. 86-102.

Опрос детей (на слайдах): чем занимаются дома после детского сада, какие мультфильмы смотрят, в какие игры играют на планшете, телефоне и компьютере.

Компьютерные игры – это попытка человека подчинить себе реальность. В виртуальном мире все происходит мгновенно. Нажимая на кнопку, сразу же получаешь определенный результат. Не надо ничего ждать, прикладывать усилия. Яркость и динамизм виртуальных образов привлекают ребенка. Он получает возможность манипулировать новой интересной реальностью. В мире компьютерной игры он не ощущает себя беспомощным, он сам все решает, сам всего добивается и чувствует себя при этом сильным, умным и взрослым. Игра предоставляет неограниченные возможности.

Со временем родители начинают замечать, что поведение любимого чада заметно изменилось. Ребенок стал капризным, отказ в игре или просмотре мультиков вызывает бурную негативную реакцию, откуда-то появилась плаксивость и раздражительность. Вот так незаметно банальный просмотр мультфильмов формирует у ребенка вредную привычку, а в дальнейшем может привести к возникновению риска развития компьютерной и телевизионной зависимости, с патологическими и необратимыми изменениями в личности ребенка.

Долгое сидение перед «голубым» экраном или монитором компьютера приводит к развитию близорукости, нарушению обмена веществ, нередко приводящее к ожирению, нарушению деятельности сердечно-сосудистой системы, ослаблению иммунитета и т.д. Кроме того, выявляются различные нарушения в психическом и эмоциональном развитии детей.

Если говорить о психическом развитии, то, прежде всего, как ни странно, страдает развитие мыслительной сферы, внимания, памяти, поскольку визуальный канал информации является самым простым и не требует серьезных умственных усилий для его восприятия. Тем самым ребенок просто заглатывает большие потоки информации, не осмысливая и не анализируя ее. В детском возрасте уровень развития мышления тесно связан с уровнем речевого развития. Читая ребенку сказку, обучая пересказу, составлению собственных рассказов, заставляя ребенка говорить, вы способствуете его интеллектуальному развитию. Трудно представить, чтобы самая современная компьютерная программа могла заменить общение взрослого с ребенком.

Но самый большой вред зависимость от компьютера и телевидения наносит эмоциональному развитию ребенка. В каждом возрасте процесс развития ставит свои актуальные задачи. Так в год ребенку нужно научиться ходить, в три года - разговаривать, в 5 ребенку совершенно необходимо играть и учиться общаться со сверстниками. Если ходить и разговаривать дети обучаются более менее вовремя то, что касается игры и общения, дело обстоит гораздо хуже. Компьютер и телевизор легко подменяют живые подвижные игры на их электронный аналог, а живое, непосредственное общение - на суррогат виртуального общения.

Играя и общаясь со сверстниками, ребенок активно познает мир: фантазирует, учится поддерживать беседу, двигается. «Взаимодействие» с телевизором развивает в малыше пассивность, эмоциональную плоскость - он становится нечувствительным к эмоциям других людей и постепенно может уходить в «виртуальную реальность».

Дошкольники , которые много времени проводили за компьютерными играми, воспринимают визуальные образы, но плохо реагируют на звуковые сигналы. Это становится причиной плохой обучаемости в школе. Они не способы адекватно реагировать на звуковые инструкции, что значительно понижает их успеваемость.

Игры , особенно в вечернее время, приводят к нарушению сна. Они сокращают глубокую фазу сна, во время которой отдыхает нервная система, перерабатывается и систематизируется полученная за день информация, что негативно влияет на развитие ребенка.

Давайте посмотрим на описание некоторых игр, в которые играют наши дети: (на слайде представлены игры Кик зе бади, Майнкрафт, Растения против Зомби, беременная Анжела рожает).

Первое, на что обращают внимание специалисты – это значительное повышение агрессивности у детей, которые играют в жестокие игры. Постоянное повторение «боевых действий» формирует установку на то, чтобы добиться результата, нужно быть максимально агрессивным. Уничтожая героев игры, ребенок чувствует наслаждение. Это провоцирует возникновение фиксации на агрессии. Она, в свою очередь, переноситься на взаимоотношения в реальном мире.

Так психика ребенка может компенсировать нагрузку, которую она получает во время компьютерных игр. Напряжение и волнение, в котором находится ребенок, играющий, например, в «стрелялку», неожиданные повороты сюжета, сильное возбуждение не могут исчезнуть бесследно и проявляются потом вот в таких неожиданных для родителей изменениях поведения. Ребенок начинает считать, что решение любых конфликтов с использованием силы и оружия – это норма, и даже не пытается уладить ссоры в реальной жизни мирным путем, просто не умеет этого делать; за самые жестокие поступки и убийства герои компьютерных игр не несут ответственности – эта модель поведения переносится ребенком и на реальный мир: можно ударить, до крови избить соперника – и тебе ничего за это не будет!

При этом не стоит думать, что уж ваша-то дочка, не играющая в кровопролитные игры, а увлеченная, скажем, «Веселой фермой» или «Салоном красоты», в полной психологической безопасности. Еще один аспект негативного влияния компьютерных игр на детей – игры убивают способность трудиться, прилагать усилия для достижения результата. Дети привыкают, что пара кликов мышкой решает любую проблему – и вот ты писаная красавица, твой компьютерный питомец накормлен и счастлив, ферма процветает.

Эту неправильную модель поведения они переносят потом и на реальную жизнь – отсюда депрессии, стрессы и истерики, когда что-то не получается с первого раза, когда нужно постараться, чтобы получилось.

Как же формируется эта вредная привычка? Очень часто родители сами способствуют ее возникновению. Мы сажаем детей за просмотр мультиков, чтобы они нам не мешали заниматься домашними делами, отдыхать, общаться с друзьями. Или, придя с работы, сразу уже включаем любимые сериалы, утыкаемся в монитор компьютера, тем самым, показывая детям дурной пример. Поведение родителей - это образец, на основании которого дети строят свое поведение, стиль общения с окружающими и свое времяпрепровождение.

Если в опыте ребенка отсутствуют такие простые, но очень важные дела, как рисование, лепка из пластилина, подвижные игры, и т.д., то постепенно их может заменить компьютер или телевизор.

Что же делать, если все же компьютер и телевизор заняли огромное место в жизни малыша и вызывают беспокойство у родителей?

■ Первое, что Вы должны сделать, это поставить перед собой реальную цель, например, в день разрешается посмотреть два-три мультфильма.

■ Четко оговорить временную квоту затраченную на просмотр мультиков или игры на компьютере;

■ Не забывайте выключать телевизор, когда Вы его не смотрите - дети быстро перенимают вредную привычку взрослых оставлять телевизор «фоном»;

■ Вводите запрет на телевизор постепенно. Например, для начала запретите смотреть телевизор во время еды.

■ Постарайтесь отвлечь малыша интересными занятиями: рисованием, чтением книги, различными играми. Достаньте старые игрушки, займитесь изучением алфавита и цифр. Предложите ребенку помочь Вам по дому: дети просто обожают помогать маме в мытье посуды и уборке комнаты.

- Старайтесь так организовать время ребенка, чтобы он не играл за компьютером ежедневно .

- С самого раннего возраста выявляйте способности ребенка. Если ребенок увлечется каким-то видом деятельности, то все компьютерные игры отодвинутся на второй план.

Полезно с раннего возраста приучать ребенка к стабильному режиму дня. Тогда он не будет в любой свободный момент рваться к компьютеру .

- Больше общайтесь, разговаривайте, гуляйте. Создавайте комфортную обстановку доверительного общения.

Дорогие родители, чтобы минимизировать отрицательное влияние компьютерных «игрушек» на наших с вами детей, надо четко представлять себе, по какому «больному месту» они могут ударить. Как говорится, предупрежден – значит вооружен.

Читайте также: