Влияние компьютерных игр на школьников влияние

Обновлено: 05.07.2024

Все чаще с экрана телевизора, от родителей слышу, что компьютерные игры бесполезны и вредны, компьютерные игрушки отнимают много драгоценного времени, отвлекают от учебы и общения со сверстниками, влияют негативно на психическое развитие подростков, те в свою очередь становятся агрессивными. Но мне кажется, что игры это интересное время провождение, они помогают развитию памяти, внимания, мышления. Меня заинтересовал этот вопрос и я решил исследовать эту проблему. Начал я с изучения теории: узнал историю компьютерных игр, выяснил кто создает компьютерные игры. Прочитал мнения специалистов о вреде и пользе компьютерных игр. Среди школьников 5 – 9 классов, провел опрос с целью узнать их мнение о пользе и вреде компьютерных игр, какие игры они предпочитают, много ли времени проводят за компьютером. В опросе участвовали и родители учащихся. В результате работы мною выработаны рекомендации для детей по работе с компьютером, по выбору игр для использования их с пользой для развития, были созданы памятки для учащихся, а также даны рекомендации для родителей. Вопрос о вреде компьютера и компьютерных игр для детей обсуждается очень часто. Некоторые родители по этой причине сразу запрещают детям играть, порой только вызывая ещё больший интерес мальчишек и девчонок к компьютерным играм. Бывает и другая крайность: родители совсем не смотрят, во что именно играет их сын или дочь. Узнав эти интересные факты, я решил больше узнать о компьютерных играх.

Хочу узнать – компьютерные игры отнимают время, влияют на здоровье, наносят психологические травмы, отвлекают от учебы или приносят пользу.

Актуальность: Многие школьники стали проводить за компьютером огромное количество времени, не замечая ничего вокруг себя. Компьютерные игры заменили им общение с друзьями, занятия в кружках по интересам, сократили время на подготовку домашних заданий. Компьютерные игры представляют интерес так как они активно используются молодым поколением для проведения досуга. И их использование не всегда сопровождается должным контролем. Дети чаще стали страдать хроническими заболеваниями, в том числе с резким ухудшением зрения. Появляется все больше школьников в поведении которых наблюдается агрессия и жестокость. Влияния компьютера и компьютерных игр на организм ребенка – актуальнейшая проблема современности.

Выяснить, пользу или вред приносят компьютерные игры учащимся.

узнать историю возникновения компьютерных игр;

выяснить, кто создает компьютерные игры;

узнать, какие виды компьютерных игр существуют;

выяснить мнение специалистов о пользе и вреде компьютерных игр в развитии детей;

узнать, в какие игры чаще играют дети, что думают о вреде и пользе компьютерных игр, какое количество времени проводят за компьютерами;

создать памятки с гимнастикой для органов зрения и мышц шеи;

разработать родителям рекомендации, которые необходимо учитывать при выборе и дальнейшем использовании компьютерных игр их ребенком .

Допустим, что играть в компьютерные игры полезно для детей.

Методы исследования:

Основная часть

История создания компьютерных игр

Компьютерные игры все ещё кажутся явлением новым, хотя если присмотреться этому виду развлечений уже больше пятидесяти лет. Первую игру создал Томас Голдсмит в 1942 году, по сути это был примитивный симулятор полета на ракете, однако, сама идея показалась создателю свежей, и через пару лет он подал заявку на патент, который вскоре получил. В 1952 была создана «ОХО» то есть крестики нолики. Автор программы А.С. Дуглас изначально планировал её как часть своей диссертации, которую он собирался продемонстрировать на большом компьютере EDSAC в Кембриджском Университете. Уже через десять лет, в 1962 году была создана первая игра, которая быстро распространилась, правда только среди американских университетов. Автор, Стив Рассел, разработал «Космическая война и Большое приключение Джона». Компьютерные игры, впрочем, как и все основные достижения человечества, сначала были привилегией ученых, и лишь только потом попали в руки простых смертных.
Первые компьютерные мини игры , конечно же, не обладали графикой, в привычном современном понимании, чаще всего это были простые математические алгоритмы, обличенные в игровую форму. Жанры появились много позже. Нет четкой даты, когда они стали медленно дробиться на жанры в течение своего развития. Одна может относиться к конкретному жанру или к нескольким жанрам сразу, в исключительных случаях выход конкретной игры создает новую нишу, собственный жанр.

Кто создает компьютерные игры?

Создание компьютерных игр - совсем не детская забава. В крупной фирме игру создают не один и не два человека. В коллективе разработчиков должен быть дизайнер игры, программисты, художники и даже композиторы. Основная роль в команде принадлежит не программистам, как это часто считается, а дизайнерам игры. Дизайнер должен быть чем-то вроде «ходячей энциклопедии», очень хорошо разбираться в программировании. Компьютерный художник должен уметь рисовать не на холсте, а на экране. Он должен уметь при этом обходиться 16 цветами. Требуется, чтобы изображение было легко распознаваемым и красивым. Компьютерный художник работает не кистью, а мышью.

Компьютерные композиторы еще более редкие профессионалы. Они должны разбираться в различных звуковых платах и уметь использовать поставляемые с ним программы.

Виды компьютерных игр, их вред и польза

спортивные. Самая простая «динамика», чаще всего - это виртуальная реализация существующей соревновательной дисциплины;

головоломки. В них участник получает задание, которое необходимо решить. Головоломки могут динамическими, а могут и нет;

логические. Это, как правило, игры не развлекающие, поскольку требуют сосредоточения и повышенной умственной напряженности, например, виртуальные шахматы;

«стрелялки». Их главная задача – уничтожить противника, пока он не уничтожил вас;

тренажерные. Помогают человеку развить, на начальном этапе разумеется, необходимый навык. Можно, например, посидеть за рулем автомобиля;

обучающие. Составляются педагогами и направлены на получение определенных знаний в развлекательной форме;

приключенческие - заставляют думать, постоянно ставя все новые и новые задачи. Причем от того какое решение будет принято, зависит дальнейший ход событий. Каждому решению соответствует свой сценарий;

стратегии. Ключ к победе в этом классе - четкое планирование. Тематика может быть очень разной, но общий смысл – это завладение чем-либо путем реализации продуманного плана. Среди стратегий можно выделить экономические, в которых необходимо, как правило, построить свое прибыльное дело, обойдя конкурентов; военные, где можно примерить на себя роль главнокомандующего, а задачей станет – победа в войне.

У специалистов различных областей существуют свои мнения в отношении компьютерных игр. Например, медицинские работники, психологи бьют тревогу, так как считают, что именно компьютерные игры отрицательно влияют на здоровье детей. А вот производители компьютерных игр с точностью наоборот, говорят, что игры полезны, они развивают логику, мышление память.

Давайте рассмотрим, какие же из этих многочисленных классов пагубно могут повлиять на учащегося, а какие принесут пользу.

Во-первых, однозначно вредны «стрелялки». Оторваться от них сложно, за счет того, что при переходах на различные уровни обстановка и враги меняются. Главная задача «стрелялки» - как можно больше убить и взорвать. В них ребенок постоянно видит насилие, кровь, и совершенно не думает.

Самая вредная «стрелялка» - «CounterStrike». Что печально «CounterStrike» является также одной из самых популярных игр, и не только в классе «стрелялок». Поэтому миллионы подростков сутками напролет «рубятся» в «контру», причем порой даже не бесплатно. Существует огромное количество турниров, на которых единицы выигрывают деньги, одержав победу, но тысячи проигрывают.

Меньшее воздействие на психику ребенка несут спортивные компьютерные игры. Самые известные из них - футбольная «Fifa» и баскетбольная «NBA Live». Но хоть негативно они на ребенка не воздействуют, пользы от них тоже мало.

А вот стратегии как раз несут в себе пользу. В них ребенок учиться мыслить. Ведь перед ним встает проблема, которую необходимо решить не за счет быстрого нажатия клавиш, а за счет обдумывания определенной стратегии и плана действий. Наиболее популярны среди стратегий «Сivilization» или «Simsity».

Безусловно, полезными также будут головоломки, логические и обучающие игры.

Какую же пользу могут получить дети от виртуального мира, предлагаемого ему компьютером.

Компьютерные игры способствуют развитию у ребенка быстроты реакции, мелкой моторики рук, памяти, внимания, логического и стратегического мышления, визуального восприятия объектов, зрительно-моторной координации.

Кроме этого ребенок, играя, попадает в волшебную сказку. Когда ему предлагают, например, что-то починить, собрав пазл, дети ощущают свою значимость. А если в результате успешно выполненного задания ребенку говорят что-то вроде: «Молодец! Ты справился на отлично» это приводит его в восторг.

Опять возникает вопрос, какой же вред от компьютерных игр? Во-первых, как уже упоминалось, некоторые из них связаны с насилием и негативно влияют на психику ребенку. Во-вторых, несоблюдение режима может нанести существенный урон здоровью – ухудшение зрения, головная боль, зависимость от виртуального мира. Впрочем, при грамотном соблюдении золотой середины большинства негативных последствий легко избежать. Многие люди абсолютно уверены в том, что ребенок вообще не должен проводить время за компьютером, но с этим трудно согласится, ведь сегодня, имея только компьютер под рукой, можно организовать бизнес.

Впрочем, вопрос о вреде и пользе компьютера для детей - это вопрос, на который не существует однозначного ответа. В данной талице я отразил положительные и отрицательные стороны влияния компьютерных игр на школьников.

Положительные и отрицательные стороны влияния

компьютерных игр на школьников

Чудная графика, качественная анимация

Подмена реального мира виртуальным, проживание чужой жизни

Возможность обучения, познания мира во время игры

Формирование агрессивного поведения, возвеличивание войн и насилия

Уход от среды, сокращение круга социальных контактов

Удовольствие, развлечение, новые эмоции

Дезадаптация в семье, оскудение эмоциональной сферы

Адаптация ребенка к миру, который его окружает

Возникновение ссор, конфликтов

Повышается эффективность обучения (логическое мышление, реакция, глазомер, координация движений)

Нагрузка на позвоночник, руки, кисти, потеря зрения, нарушение нервной системы, нарушение сна

Формируются умения чем- то управлять, пользоваться компьютером

Утеря смысла жизни и нормальных человеческих ценностей

Практическая часть

В ходе проведения исследования о влиянии компьютерных игр на школьников я познакомился с классификацией игр и их влиянием на детей среднего школьного звена.

В ходе проводимого анкетирования среди учащихся 5 – 9 классов, было опрошено 100 человек. Были заданы следующие вопросы:

1. В какие игры вы чаще всего играете?

2. Что вы думаете о пользе и вреде компьютерных игр?

3. Сколько времени вы проводите за компьютером?

Проанализировав полученные ответы школьников, я опросил родителей. Всего в опросе участвовало 50 человек

Вопрос: Что вы думаете о пользе и вреде компьютерных игр?

Обработав полученные результаты, я выяснил, что больше всего учащиеся предпочитают такие игры как гонки, а в этих играх нет ничего плохого. Узнал мнение ребят относительно полезности или вредности компьютерных игр. Также я выяснил, что чем старше учащиеся, тем больше времени они проводят за компьютером и родители практически их не контролируют, что очень плохо.


Ученые из Королевского технологического университета Мельбурна (RMIT) провели исследование «Интернет и успеваемость 15-летних учеников австралийских школ». В результате ученые выяснили, что подростки, которые регулярно играют в онлайн-игры, учатся лучше своих сверстников.

В рамках исследования была проанализирована успеваемость более 12 тыс. учеников средней школы в возрасте 15 лет. Профессор RMIT Альберто Поссо сопоставил результаты Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся, в которой навыки в чтении, познания в математике, естествознании, а также компьютерная грамотность оценивались по 1000-балльной шкале.

Также исследователь собрал информацию о том, чем занимаются ученики в интернете. В результате те учащиеся, которые ежедневно играли в онлайн-игры, оказались намного способнее своих сверстников в ряде дисциплин.

«Те ученики, которые ежедневно играли в онлайн-игры, имели результаты по математике на 15 баллов выше среднего, а по естествознанию — на 17», — отметил ученый.

Профессор считает, что увлечение играми помогает ученикам развивать аналитические способности и навыки принятия решений. Это непосредственно сказывается на успеваемости подростков и помогает им. «Во время игры вы сталкиваетесь с головоломками, при решении которых требуется задействовать эрудицию, естественно-научные знания, навыки чтения и математики. Порой игроку требуется понять некоторые принципы химии, так что он таким образом постигает науку», — добавил Поссо.

О жанрах или же конкретных примерах компьютерных игр исследователи не упомянули.

Кроме этого, ученые проанализировали оценки тех учеников, которые свободное время проводят в социальных сетях. Как выяснилось, трата времени на соцсети приводит к диаметрально противоположному эффекту, и это, наоборот, хуже сказывается на учебе.

Ученики, которые тратили свое время на Facebook, имели оценки по математике в среднем на 20 баллов ниже, чем те, кто предпочитает уделять соцсетям меньше времени.

Стоит отметить, что исследование хоть и демонстрирует некую связь между играми и результатами учебы, но не доказывает существования между ними зависимости. Положительная корреляция между онлайн-играми и успеваемостью — это лишь начало, и в дальнейшем перед учеными стоит задача усложнить и углубить методологию исследований по этой теме.

Тема влияния видеоигр на когнитивные и другие способности человека поднимается далеко не в первый раз. К примеру, научным путем удалось доказать, что 3D-игры способны развивать память: рассмотрев конкретный пример — «объемную» Mario 3D World, ученые Университета Калифорнии в Ирвине выяснили, что игры позволяют улучшить производительность памяти на 12%.

«В играх есть большие пространства для исследований и много информации, которую необходимо запомнить. Таким образом, они стимулируют и развивают память», — рассказал один из ученых.

Кроме того, игры способны помочь людям с повреждениями мозга. Шутеры от первого лица могут положительно повлиять на продолжительность концентрации внимания мозга и его способность обрабатывать информацию.

В исследовании на эту тему принял участие 31 испытуемый с черепно-мозговыми травмами. Им было предложено поиграть в один из шутеров от первого лица. Ученые рассматривали современные консоли как медицинское оборудование, способное помочь пациентам и улучшить работу их мозга.

Кроме того что участники исследования со временем стали лучше играть, в повседневной жизни они намного успешнее выполняли обыденные задачи.

В свою очередь, профессор Поссо уже порекомендовал педагогам использовать видеоигры в образовательном процессе. Так, игра Minecraft адаптирована для школьного образования и годами используется в средних учебных заведениях. По мнению разработчиков, она поможет школьникам изучать геометрию, развивать критическое мышление и умение работать в команде.

Однако не стоит воспринимать данные заявления ученых как призыв к действию. Пусть заболевание «игромания» не числится в международной классификации болезней, случаи самоистязания, самоубийств или совершения преступлений на почве неудач в виртуальном мире случаются.

Так, в июне 2016 года СМИ сообщили о том, что у китайца сгнили ноги после шестидневного видеоигрового марафона.

Гражданин КНР провел в интернет-кафе за игрой шесть дней, три из которых не ел и не пил.

Там он потратил все свои деньги, а когда его обнаружила полиция, у молодого человека были признаки гниения на ногах. При этом отец игромана считал сына без вести пропавшим после того, как у того развилась зависимость.

В России широкую огласку получила история о подростке, который набросился на родителей с ножом после того, как они запретили ему играть в онлайн-игры. Мать 15-летнего школьника скончалась, а отец получил серьезные ранения и выжил.

В этом случае многие специалисты отмечают, что компьютерные игры могут стать лишь одним из элементов, приведших к маниакальной зависимости, но между тем не менее весомым.

По мнению ученых, «оборотная сторона» времяпрепровождения за компьютером также требует подробного изучения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каждый, кто имеет компьютер наверняка смог почувствовать их притягательность. Игра заложена в саму природу человека с древнейших времен - выследить зверя, заманить его в ловушку - это тоже своего рода игра. Теперь мы лишены этого в жизни, а инстинкты остались и они находят свой выход в компьютерных играх.

Компьютерные игры так прочно вошли в нашу жизнь, что невозможно представить персональный компьютер, на котором не было бы хоть одной из них.

Актуальность исследования

Все твердят, что играть в компьютерные игры это плохо. Но это же интересно.

Подобных игр сегодня существует очень много, их активно рекламируют, и они очень интересные. Но мои родители говорят, что много времени проводить за компьютерными играми вредно. Это плохо влияет на здоровье и на успеваемость в школе. Я выбрал эту тему, чтобы узнать, как же воздействуют компьютерные игры на ребенка, какие правила нужно соблюдать, чтобы не навредить своему здоровью.

Цель моего исследования: выяснить положительные и отрицательные стороны влияния компьютерных игр в жизни школьника, и ответить на главный вопрос: играть в компьютерные игры – это хорошо или плохо?

Имеем две противоположные точки зрения:

Играть в компьютерные игры– это плохо, т.к. вредит здоровью детей и их успеваемости в школе.

Играть в компьютерные игры – это хорошо, т.к. игра развивает детей и помогает им лучше учиться.

Узнать, когда возникли компьютерные игры.

Познакомиться с классификациями компьютерных игр и их влиянием на детей.

Узнать, как правильно организовать рабочее место за компьютером, какие правила безопасного поведения должны соблюдаться.

Узнать, какую пользу и какой вред несут для детей компьютерные игры.

Выяснить сколько учеников играют в компьютерные игры, в какие именно и как эти игры на них влияют.

Я предположил, что хорошо успевают по всем предметам те учащиеся, которые мало проводят времени за компьютером и которые предпочитают игры обучающего характера.

Объект исследования:

Учащиеся 3"А" класса МБОУ СОШ № 158

Предмет исследования:

Влияние компьютерных игр на успеваемость одноклассников.

ПЛАН исследования:

Найти и изучить в энциклопедиях историю возникновения компьютерных игр.

Найти и изучить в интернете сведения о влиянии компьютерных игр на детей.

Узнать существуют ли гигиенические требования, которые необходимо соблюдать детям.

Провести анкетирование среди одноклассников для определения предпочтений по выбору компьютерных игр.

Изучить по классным журналам успеваемость моих одноклассников и сопоставил результаты успеваемости учащихся и игры, в которые они играют.

Проанализировать собранную информацию.

оценивать полезность компьютерных игр;

выбрать игры, развивающие мышление, логику, мелкие мышцы руки;

выполнять гимнастику для мышц и глаз, следить за временем, проведенном у компьютера;

разработать памятку - рекомендацию для родителей нашего класса о необходимости контроля с их стороны за временем и пристрастиями в играх своих детей.

Основная часть. Теоретическая часть.

2.1.История возникновения компьютерных игр.

Первая компьютерная игра называлась «Крестики-нолики» и появилась в 1952 году. Она была установлена на большом уникальном университетском компьютере и никогда не поступала в продажу. Человек играл против компьютера с помощью дискового набирателя, как у старых телефонов, вставляя «Х» или «О» в нужную клетку.

В 1962 году появилась игра «Space War» - «Космические войны». Два маленьких космических корабля летали по экрану и сбивали друг друга. Эта игра была доступна только программистам.

Всё изменилось, когда в 1981 году компания IBM выпустила первый персональный компьютер IBM PC. Компьютерные игры стали доступными для широкого пользователя. Они совершенствуются с каждым годом – от самых примитивных до самых современных.

2.2.Влияние компьютерных игр на здоровье человека.

Наибольший вред приносит нагрузка на зрение, может развиться близорукость. Глаза связаны напрямую с мозгом, поэтому зрительное утомление сказывается на физическом состоянии организма. Однако компьютерные игры вырабатывают хорошую зрительную реакцию и навык отслеживания нескольких предметов одновременно. Неправильное оборудование рабочего места, долгое времяпрепровождение за компьютером вызывает нарушение осанки. Из-за перекусов во время игр могут возникнуть проблемы с лишним весом.

2.3. Правила организации рабочее место за компьютером, гигиенические требования.

Сгорбленная поза, долгая неподвижность приводят ко многим болезням.

Как правильно сидеть за рабочим столом?

Ноги. Ни в коем случае не рекомендуется закидывать ногу на ногу, когда вы сидите на стуле и работаете за компьютером. Ноги сидящего на стуле человека должны быть согнуты под углом 90 градусов или чуть больше, ступни располагаться либо на полу, либо на специальной подставке.

Руки. Их рекомендуется держать в согнутом положении, чуть более 90 градусов. Ни в коем случае не опираться локтями на стол.

Глаза. Правильное расположение монитора – под углом 90 градусов к окну. В этом случае на экране не будет бликов. Расстояние от глаз до монитора должно быть не менее длины вытянутой руки.

Упражнения, которые необходимо делать сидя за компьютером.

Каждые 30 минут рекомендуется делать зарядку для глаз: 15 секунд смотреть на ближайшую к вам точку (например, карандаш в руке) и 15 секунда - на самую удаленную. Рекомендуется также для снятия

усталости с глаз поводить ими вверх-вниз, вправо-влево (Приложение 1).

Каждый час вставайте из-за компьютера, разминайте руки и спину. Стоит походить, отвлечься от изображения на мониторе.

Работая за ПК длительное время, не забывайте каждые 15-20 минут менять положение тела, поднимать или опускать сиденье стула. Все это поможет избежать мышечной усталости, снижения работоспособности и общего тонуса.


2.4.Какими бывают компьютерные игры и как они влияют на человека.

  • Фанаты шутеров принимают решения на 25% быстрее.

Современные игры требуют быстрой работы «соображалки», дабы оставаться в живых в виртуальном мире. В реальной жизни любители разного рода шутеров лучше ориентируются в чрезвычайных ситуациях и принимают решения намного быстрее людей, которые предпочитают игры других жанров или не играют вовсе.

Гоночные аркадные симуляторы позитивно влияют на память и внимание.

Ученые «обнаружили, что маневрирование между другими автомобилями и пристальное наблюдение за дорожными знаками улучшает кратковременную память и позволяет лучше концентрировать свое внимание».

Видеоигры сподвигают на отрывание одного места от стула и могут помочь избавиться от лишнего веса

«Прежде, чем что-то делать, человек должен настроиться на изменения», – твердят в один голос психологи. Так вот, видеоигры, оказывается, могут мотивировать людей на потерю лишнего веса.

Видеоигры улучшают зрение

Дети, страдающие дислексией, – болезнью, влияющей на способность читать, благодаря компьютерным играм меньше страдают от недуга

Дети, которые проводят умеренное количество времени за видеоиграми, лучше социализированы

Компьютерные игры делают геймеров мудрыми руководителями

Благодаря видеоиграм люди лучше контролируют свои сны

Видеоигры способствуют развитию двигательной моторики у дошкольников

Вред компьютерных игр

Самая главная опасность, которую представляют компьютерные игры – это возникновение игровой зависимости. Это настоящее отклонение психики, требующее помощи квалифицированного врача и поддержки родных и близких.

Кроме того, постоянное сидение за компьютером может вызвать негативные последствия: ухудшится зрение, возникнут проблемы с лишним весом и опорно-двигательным аппаратом, затекание кистей рук.

В первую очередь, стоит обратить внимание на разновидности компьютерных игр, которые способствуют развитию интеллекта, логики, внимания, памяти и других качеств. Это различные логические игры, головоломки, ребусы. Особое место среди таких игр занимают стратегии.

Что же мы имеем в итоге? Как выяснилось, все упирается в чувство меры и разновидность игры. Виртуальная реальность не должна занимать все свободное время человека, она также не должна провоцировать его на жестокость, развивать в нем агрессию и озлобленность. Это должен быть просто один из вариантов отдыха, наряду с занятиями спорта, прогулками на свежем воздухе, чтением книг, просмотром фильмов, встречами с друзьями…

2.5. Положительные и отрицательные стороны влияния компьютерных игр на школьников.

Положительные стороны

Отрицательные стороны

Чудная графика, качественная анимация

Подмена реального мира виртуальным, проживание чужой жизни

Возможность обучения, познания мира во время игры

Формирование агрессивного поведения, возвеличивание войн и насилия

Уход от среды, сокращение круга социальных контактов

Удовольствие, развлечение, новые эмоции

Дезадаптация в семье, оскудение эмоциональной сферы

Адаптация ребенка к миру, который его окружает

Возникновение ссор, конфликтов

Повышается эффективность обучения (логическое мышление, реакция, глазомер, координация движений)

Нагрузка на позвоночник, руки, кисти, потеря зрения, нарушение нервной системы, нарушение сна

Формируются умения чем - то управлять, пользоваться компьютером

Утеря смысла жизни и нормальных человеческих ценностей

Самореализация, стремление быть лидером и побеждать

Развитие чувства мнимого превосходства над окружающими

Повод для общения с друзьями и новых знакомств

Практическая часть.

В ходе собственного исследования о влиянии компьютерных игр на успеваемость детей , я проделал следующее:

выяснил, в какие игры предпочитают играть мои одноклассники;

изучил по классным журналам успеваемость моих одноклассников и сопоставил результаты успеваемости учащихся и игры, в которые они играют;

разработал памятку - рекомендацию для родителей нашего класса о необходимости контроля с их стороны за временем и пристрастиями в играх своих детей.

3.1.Анкетирование одноклассников.

На вопросы моей анкеты (Приложение 2) ответило 26 человека, 12 мальчиков и 14 девочек моего класса. У всех ребят дома есть компьютер, у одного на данный момент он сломан. На вопрос, играешь ли ты в компьютерные игры, 88% ответили – да, и только 12% (три человека) не играют в компьютерные игры. 46% играет с пяти – шести летнего возраста и 35% играют с семи лет. Так же я выяснил, что у 15% (мальчики) любимые игры – гонки, у 30% – "стрелялки". Девочки играют в стратегии и в игры типа «Мир пони», «Винкс». И 19% ребят отдают предпочтения играм развивающего характера и головоломкам. (Приложение 3)

Вывод: результаты показали, что все ребята умеют пользоваться компьютером, большую часть времени проводят за играми. Но никто из них не задумывался о вреде и пользе этих игр, как и о том, сколько времени можно играть.

3.2.Работа с классными журналами.

Я условно поделил участников анкетирования по результатам успеваемости за первое полугодие 2017-2018 учебного года.

Я сравнил итоги успеваемости одноклассников, участвовавших в анкетировании, за 2016-2017 год и первое полугодие 2017-2018 учебный год: у 19 учащихся результаты стабильны; у 5 учащихся наблюдается снижение качества успеваемости; 2 ученика стали учиться лучше.

Количество учащихся

Я ещё раз просмотрел анкеты одноклассников, у которых изменились результаты успеваемости; проанализировал время, проводимое за компьютером; сопоставил типы предпочитаемых игр каждого. И вот что получилось: из 3 человек (снижение успеваемости) двое проводят за играми более 6 часов, играют в разные игры. У 2 человек (повышение успеваемости) и время, и игры отличаются.

Выводы:

типы компьютерных игр не влияют на успеваемость одноклассников.

длительное времяпровождение за компьютерными играми приводит к снижению успеваемости.

4.1.Вывод о влиянии компьютерных игр на успеваемость ребёнка.

В результате исследования я достиг всех поставленных целей и узнал много интересного. Компьютерные игры - явление очень сложное и нельзя однозначно сказать, что они плохо влияют на успеваемость моих одноклассников. Дети, умеренно играющие в компьютерные игры, имеют более развитое пространственное мышление, быстрее переключают внимание с одного объекта на другой, лучше следят за несколькими событиями одновременно и имеют развитое восприятие визуальной информации, чем их не играющие сверстники.

Обобщая теоретическую и практическую части моего исследования можно сделать следующие выводы:

1. компьютерные игры могут быть использованы как во благо, так и во вред.

2. нерациональное использование компьютерных игр отрицательно влияет на успеваемость учащихся и их успешность.

Таким образом, моя гипотеза о том, что хорошо успевают по всем предметам те учащиеся, которые мало проводят времени за компьютером и, которые предпочитают игры обучающего характера, подтвердилась частично. На самом деле типы игр и результаты учебной деятельности никак не связаны друг с другом. А вот при чрезмерном увлечении ими компьютерные игры вредят учёбе в школе.

Проделав эту работу, я пересмотрел своё отношение к компьютерным играм. Хочу обратиться к родителям: контролируйте ваших детей при работе их за компьютером. Увлеченность компьютером может вытеснить из жизни ребенка простое общение со сверстниками, снизить успеваемость в школе, так как время за компьютером бежит очень быстро, не успеет ребенок оглянуться, а уже вечер, он устал, домашнее задание не выполнено, пора спать. Долгая работа за компьютером влияет на здоровье детей. Поэтому мы разработали памятку - рекомендацию для родителей нашего класса о необходимости контроля с их стороны за временем и пристрастиями в играх своих детей (Приложение 4).

4.2. Практические предложения моего исследования.

Для того чтобы компьютерные игры были помощниками в учёбе, я советую:

• ограничивать время, проведённое за компьютерной игрой;

• свободное время проводить не за компьютером, а со своей семьёй или друзьями; чаще гулять, играть в подвижные игры и читать.

Область использования результатов.

Результаты данной исследовательской работы можно использовать:

• учителям-предметникам на уроках информатики;

• классным руководителям, психологам и социальным педагогам при проведении классных часов и родительских собраний.

Результаты моего исследования показали,

Нельзя сказать, что компьютерные игры – это плохо, и надо совсем отказаться от них. Как нельзя сказать, что хорошо, и можно играть сколько хочется и в любые игры. Влияние компьютерных игр на детей неоднозначно. Кто–то развивает логическое мышление, кто-то забывает про окружающий реальный мир. Здесь нужно придерживаться главного принципа – не навреди. Компьютер, как и всё, что окружает нас, может быть и полезным, и вредным.

Фото: Shutterstock

Теперь материалы РБК Трендов можно не только читать, но и слушать. Ищите и подписывайтесь на подкаст «Звучит как тренд» в Apple Podcasts, «Яндекс.Музыке», Castbox или на другой платформе, где вы слушаете подкасты.

Запретить и ограничить

Российские депутаты несколько раз предлагали законодательно бороться с видеоиграми. Поводами для таких предложений становились массовые убийства, которые организовывали подростки в школах. Например, в Москве в 2014 году, в Керчи в 2018 году и в Казани в 2021 году.

Ограничительные инициативы озвучивали и политики США. В 1993 году сенатор Джо Либерман и Херб Кол устроили серию слушаний в Конгрессе из-за игр Mortal Kombat и Night Trap, усмотрев в них излишнюю жестокость. После длительных разбирательств производителям компьютерных игр пришлось принять рейтинговую систему с возрастной маркировкой для продукции. Также компании стали предупреждать покупателей о сценах насилия и другого проблематичного контента в играх (например, употребление алкоголя или сцен секса).

Рейтинговая система ESRB

Либерман продолжил бороться с насилием в играх и дальше — в 1997 году он активно предлагал запретить игру Postal. Сенатор даже якобы назвал игру одной из трех худших вещей, которая существует в американском обществе. По его мнению, две другие — Мэрлин Мэнсон и реклама нижнего белья Calvin Klein. Postal исчезла из магазинов, но всё равно стала культовой. Во второй части игры, которая вышла в 2003 году, разработчики оставили «привет» Либерману — сенатор упоминается несколько раз, а на стене в одной из локаций можно заметить плакат «Либерман, бог видит твое вранье».

Еще одной игрой, которая вызвала большую волну критики чиновниками США, стала Doom. В 1999 году произошло массовое убийство в школе «Колумбайн» в Колорадо. Два ученика старших классов — Эрик Харрис и Дилан Клиболд — с помощью оружия и самодельных взрывных устройств убили 13 человек и ранили еще 20. Оба молодых человека увлекались игрой Doom и создавали для нее пользовательские уровни. Проверить связь между трагедиями с участием и подростков и содержанием сцен насилия просили в разные годы президенты США Билл Клинтон, Барак Обама и Дональд Трамп.

Связь между жестокими играми и агрессией

После трагедии в школе «Колумбайн» разные американские исследователи начали искать связь между увлечениями жестокими играми и агрессией, которая выплескивается в реальном мире. Например, в одном из первых исследований на эту тему профессор университета в Оклахоме Пол Линч посчитал, что игры влияют на изначально враждебно настроенных подростков больше, чем на обычных.

В 2007 году профессор психологии Дуглас Джентайл провел опрос среди школьников и пришел к выводам, что у детей, которые играют в жестокие видеоигры, риск развития повышенной агрессивности на 73% выше по сравнению с теми, кто играет как в жесткие, так и в более спокойные игры. А в сравнении с теми школьниками, которые вообще не играют в жестокие игры, показатель выше на 263%.

Одним из главных критиков видеоигр за жестокость стал профессор психологии Айовского университета Крейг Андерсон, который занимается этой проблематикой с начала 2000-х годов. По его мнению, жестокие игры вызывают возбуждение и негативные эмоции, повышают знания детей о том, как работает агрессия, и снижают социальные навыки. Также профессор нашел связь между низкими оценками и любовью к играм. В работе 2007 года он вместе с коллегой Брэдом Бушманом сравнил влияние видеоигр на агрессивность с сигаретами, которые вызывают рак легких.

В 2010 году Андерсон представил исследование, согласно которому игры делают детей более агрессивными, менее заботливыми независимо от их возраста, пола или культуры. Для работы профессор проанализировал 130 отчетов об исследованиях со 130 тыс. примеров со всего мира. В другом исследовании Андерсона от 2012 года говорится, что игры влияют на уровень агрессии молодых людей сильнее, чем жизнь с абьюзивными родителями, жестокий контент на ТВ, низкий IQ и употребление психоактивных веществ.

Проблемы в семье и буллинг

Вместе с исследованиями, в которых говорилось о корреляции между уровнем агрессии и жестокими играми, стали появляться научные работы, критикующие эту точку зрения.

В 2008 году профессор психологи Стетсонского университета (ранее также работал в Техасском университете A&M) Кристофер Фергюсон обвинил одно из исследований Андерсона в неверных выводах и преувеличении. Позже Фергюсон опубликовал несколько работ на эту тему, в которых защищал игры от обвинений и подчеркивал, что на ребенка гораздо больше влияют такие факторы, как насилие в семье.

Профессор государственного университета Иллинойса Джозеф Хилгард тоже неоднократно критиковал Андерсона за предвзятость. По его мнению, краткосрочный эффект агрессии от игр гораздо меньше, чем утверждал в своих работах его оппонент. В 2019 году Хилгард вместе с коллегами провел исследование, в котором 275 студентов (все мужчины) играли в шутеры от первого лица. По окончанию игровой сессии ученые не обнаружили склонности к агрессивному поведению.

В 2014 году Фергюсон вместе с психологом, профессором университета Мюнстера Мальте Элсоном представил исследование, которое охватывает 25 лет изучения связи между видеоиграми и повышением уровня жестокости. В нем они снова раскритиковали идеи Андерсона, Бушмана и других ученых, призывая их аккуратно приводить аргументы и не допускать паники. Элсон и Фергюсон подчеркивают, что с каждым новым поколением люди становятся менее агрессивными, несмотря на то, что уделяют много времени интернету и играм. По мнению исследователей, вероятность агрессивного поведения увеличивается при наличии внешних факторов. Например, дети, которые пережили жестокое отношение со стороны родителей или сверстников, чаще ведут себя агрессивно даже при наличии минимального стресса.


В 2017 году Фергюсон вместе с другим психологом Патриком Марки опубликовал статью, а затем и книгу с названием «Moral Combat: почему война с играми ошибочна». В 2018 году они написали колонку в Variety, в которой пересказали основные положения книги и раскритиковали политиков за нападки на видеоигры.

«Вы можете предположить, что жестокие видеоигры увеличивают второстепенные формы агрессии примерно на 40-50%. Даже если вы настроены немного скептически, вы можете предположить, что эффект составляет по крайней мере 10%. Вы ошибаетесь. В среднем исследования показывают, что в лучшем случае только 0,4% незначительных форм агрессии могут быть вызваны видеоиграми», — пишут Марки и Фергюсон.

По мнению авторов колонки, отношение к видеоиграм зависит от возраста ученых — чем они старше, тем больше уверены, что игры влияют на уровень агрессии. Также Марки и Фергюсон полагают, что политики говорят о вреде видеоигр, чтобы отвлечь граждан от контроля за оборотом оружия.

За игры заступаются не только в США — специалисты Оксфордского университета Эндрю Пшибыльский и Нетта Вайнштейн в 2019 году опубликовали исследование, согласно которому нет связи между виртуальным и реальным насилием. Авторы работы проанализировали результаты, полученные от двух тысяч человек. В одной группе были 14- и 15-летние подростки, а в другой — их родители и опекуны. По мнению Пшибыльского и Вайнштейн, ученые, которые ранее якобы установили корреляцию, разводят панику и предвзято трактуют данные.

Польза видеоигр

Исследователи, которые отрицают связь между играми и повышением агрессии, находят полезные стороны такого досуга. Например, авторы книги Grand Theft Childhood Лоуренс Катнер и Шерил К. Олсон пишут, что игры — в том числе и с насилием — помогают детям быть более креативными и положительно влияют на их социальные навыки и эмоциональное развитие. Кроме того, с помощью игр подростки справляются со стрессом и дают выход ярости.

«Сосредоточившись на такой простой, но малозначимой цели, как жестокость в компьютерных играх, родители и политики игнорируют более важные и уже известные причины насилия, включая социальные, поведенческие, экономические, биологические и психические факторы», — заключают авторы книги.

Фото:Akili Interactive

В 2015 году Pew Research Centre провели опрос среди подростков, которые увлекаются видеоиграми. Дети признали, что такое времяпровождение помогает им проводить время с друзьями и заводить новых. 36% респондентов заявили, что познакомились с новыми приятелями благодаря играм. Также 89% подростков играют вместе с друзьями.

Социализирующая функция игр особенно ярко проявила себя во время локдауна, который переживали разные страны в 2020 и 2021 годах из-за пандемии коронавируса. Благодаря интернету дети и подростки могли проводить время со своими сверстниками хотя бы в онлайн-играх. Такой досуг заменил им спортивные кружки, парки и детские площадки. Видеоигры дают игрокам возможность разработать методы разрешения конфликтов, научиться взаимодействовать с друзьями и испытать разные эмоции.

Кроме того, исследователи считают, что игры с элементами насилия не только не провоцируют преступления в реальности, но и снижают их, так как дают разрядку. Например, в исследовании Скотта Каннингема, Бенджамина Энгельштеттера и Майкла Р. Уорда говорится о связи между популярностью интерактивных развлечений и снижением уровня уличной преступности среди молодежи. Ученые пришли к выводу, у геймеров падает интерес к вандализму, грабежу и разбою.

В 2014 году Патрик Марки вместе с женой Шарлотт Марки опубликовали исследование, в котором установили связь между снижением числа преступлений и релизом новых игр таких серий, как Grand Theft Auto и Call of Duty.

Игры позитивно сказываются и на стрессоустойчивости. В исследовании Фергюсона The Hitman Study студентам досталась сложная задача, после которой у них проверили уровень агрессивности. Оказалось, что испытуемые, предпочитающие жестокие видеоигры, чувствовали себя менее подавленными и недовольными, чем студенты, которые не увлекались такими играми.

В другой работе Фергюсона Call of (civic) duty, которую он провел вместе с Адольфо Гарцем, говорится, что люди, предпочитающие игры, которые можно проходить с кем-то еще, проявляют альтруистическое поведение в реальной жизни.

В разных исследованиях есть свидетельства, что игры положительно влияют на эмпатию, просоциальные навыки, отзывчивость, самоконтроль и даже гражданскую активность.

Ко всему прочему, социологи фиксируют снижение уровня насилия по всему миру. Вместе с этим, поколение Z менее толерантно к насилию, чем люди старше. Но подобные изменения происходят неравномерно по всему миру и едва ли заметны на короткой дистанции и с близкого расстояния. Также нельзя утверждать, что на это влияют компьютерные игры — проблематику стоит рассматривать в комплексе, — но возможно такое времяпровождение тоже вносит свой вклад в общую тенденцию.

Читайте также: