Выберите верное утверждение человек главнее компьютера потому что

Обновлено: 01.07.2024

Для того чтобы перенести читателя в военное время, В. П. Некрасовым наряду с лексикой тематической группы «Война» («землянка», «пулемёты», «блиндаж», «шинель») используются и (А)__________ («клетушка», «помаленьку», «парень»). Автор скуп на развёрнутые описания. Тем выразительнее редкие тропы. Так, описывая оборону участка, автор использует троп — (Б) __________ («кровавые бои» в предложении 2, «отвратительными подходами» в предложении 3). Усиливает эффект от прочитанного (В) __________ («даже в голову не могло прийти» в предложении 36). Синтаксическое средство выразительности — (Г) __________ (предложение 37) — фиксирует внимание читателя на реалиях военного времени.

2) сравнительный оборот

3) восклицательные предложения

4) профессиональная лексика

6) лексический повтор

8) разговорная лексика

9) ряд однородных членов предложения

Прочитайте текст

(1) Жизнь Бетховена представляет собой непрерывную цепь печальных событий, тревог и страданий. (2) Родился он в бедной, почти в нищей семье. (3) Отец его был человеком опустившимся, грубым и жестоким в обращении с измученной женой и детьми. (4) Тяжёлые, изнурительные болезни всю жизнь преследовали Бетховена, подтачивая его здоровье.

(5) Ему не было ещё тридцати лет, когда он ощутил первые признаки приближающейся глухоты, которая в последствии отделила его непроницаемой стеной от окружающего мира.

(6) Бетховен был несчастен в любви: он мечтал о хорошем, добром друге, о верной, любимой жене, но так и умер в одиночестве. (7) Он усыновил своего осиротевшего племянника, полюбил его со всей силой нерастраченной отцовской любви, но мальчик оказался испорченным, недобрым, плохим человеком и принёс своему воспитателю лишь новое горе, новые страдания.

(8) Родившись в простой семье, происходившей из крестьян, Бетховен ненавидел богатых и знатных, бессердечных, не способных оценить подлинное искусство аристократов, но вынужден был начать свою артистическую жизнь с унижавшей его достоинство должности придворного музыканта. (9) Ведь это было время, когда музыкантов относили к разряду слуг. (10) В газетах того времени нередко можно было встретить объявление такого рода: «Ищу лакея, играющего на флейте и умеющего аккомпанировать на клавесине». (11) Каково было Бетховену с его болезненно обострённым чувством собственного достоинства выполнять роль такого лакея, надевая на себя зелёный камзол, короткие панталоны, шёлковые чулки, дополняя этот наряд шпагой и белым напудренным париком с косичкой! (12) Однажды Бетховен бросил вельможе, оскорбившему его самолюбие, такие слова: «Князь, всем, чем Вы являетесь, Вы обязаны случайности своего происхождения. (13) Всем, чем я являюсь, я обязан самому себе».

(14) Ни болезни, ни глухота, ни беды, ни унижения не сломили могучий дух Бетховена. (по Д. Б. Кабалевскому)

Вопросы к тексту

1) Что вы знаете о Бетховене?

2) Какую новую информацию о Бетховене вы почерпнули из текста?

3) Какие черты в характере Бетховена наиболее ярко изобразил автор текста?

1. Какие высказывания соответствуют содержание текста? Подтвердите свой ответ ссылками на текст

1) Бетховену всю жизнь приходилось бороться с болезнью

2) Великий композитор покорно сносил все оскорбления, которые ему наносила чопорная знать

3) В то время, когда жил Бетховен, знать относилась музыкантам, как к лакеям

4) Бетховен долго добивался звания придворного музыканта и очень гордился правом носить шпагу и напудренный парик

5) Многочисленные жизненные невзгоды не сломили музыканта

2. В каком предложении содержится ответ на вопрос: «Почему великий музыкант не любил надменную знать?»

Прочитайте текст

(1) Невозможно точно сказать, когда именно в сознании людей загорелась мечта о «вечном двигателе», ясно другое: эта мысль стала результатом многолетнего и пытливого наблюдения за природой.

(2) Яблоко , падающее с дерева, силы магнита, поворачивающие стрелку компаса и притягивающие железо, движение Земли… (3) Откуда природа берёт «топливо» для своей бесконечной работы, где спрятан мотор, приводящий в действие огромный механизм жизни? (4) Нельзя ли таинственные «вечные силы» поставить на службу человеку: тащить повозки, молоть зерно, поднимать камни?

(5) История сохранила огромное количество проектов вечных двигателей. (6) Изобретателям поначалу казалось, что мечту о «перпетуум-мобиле» легко осуществить, неудачи многочисленных предшественников никого не смущали, потому что все считали именно своё открытие единственно правильным. (7) Тогда мало кто знал о том, что природа поставила на пути мечтателей непреодолимый запрет. (8) Закон сохранения энергии отвергает всякую возможность существования «вечного двигателя». (9) И что же? (10) Выходит, кипы чертежей, многокилометровые нити математических расчётов, хитроумные устройства, бесконечные опыты — всё это напрасно, выходит, люди впустую тратили свои силы, выходит, они упорно служили заблуждению и вели человечество в тупик?

(11) Нет, это далеко не так. (12) Поиски «вечного двигателя» обогатили науку новыми открытиями, люди познали фундаментальные законы, управляющие природой, были найдены остроумные инженерные решения, которые легли в основу различных технических разработок.

(13) Человека всегда влечёт неведомое, многое из того, что раньше считалось невозможным, недостижимым, стало реальностью. (14) Тот смельчак, который робко столкнул в реку ствол дерева, открыл эру кораблестроения, тот безумец, который из ивовых ветвей сплёл себе крылья, стал зачинателем аэронавтики. (15) Если бы люди покорно мирились с грозными запретами природы, тогда бы прогресс остановился. (16) Поэтому не надо смотреть на упрямых искателей «вечного двигателя» со снисходительной улыбкой, не надо считать, что они пожертвовали своей жизнью во имя слепого безумия.

(По И. Радунской)

Вопросы к тексту

1) Как можно озаглавить этот текст?

2) Что вы слышали о «вечном двигателе»?

3) Какие идеи «вечного двигателя» вы знаете?

4) Почему люди на протяжении многих веков пытались создать «вечный двигатель»

5) Какую новую информацию о «вечном двигателе» вы почерпнули из этого текста?

! Главной является информация, имеющая наиболее существенное значение для понимания данной вопроса. К ней относятся определение научных понятий, формулировки законов, правил, перечисление принципов, основные мысли (положения, утверждения) автора, его выводы, классификация явлений, фактов. Важно запомнить, где наиболее «сильные позиции» текста и где чаще всего фокусируются главные мысли автора. Такими «сильными позициями», например, в научном тексте являются заглавие, зачин (введение), концовка (заключение).

Сильные позиции есть не только во всём тексте, но и в его частях. В абзаце наиболее информативным является первое (начальное) предложение, содержащее тезис, т. е. основное положение автора, которое затем конкретизируется в основной части абзаца. В отдельном предложении более информативной является, как правило, вторая его часть, которая отражает новое.

Второстепенная информация либо детализирует, разъясняет главную информацию, либо отражает

вытекающие из этой информации конкретные следствия и практические рекомендации. К этому типу информации относятся аргументы, обоснования, примеры, подробные характеристики отдельных явлений, описания, второстепенные факты (из биографии писателя, из истории создания), а также разного рода комментарии (объяснительные замечания, толкования) тех или иных научных, общественных явлений.

Вопросы для информационно-смыслового анализа текста

1. Какие высказывания верно передают тему этого текста? Закончите высказывание: «В тексте говорится о (об). »

1) зарождении письменности;

2) попытках людей создать «вечный двигатель»;

3) истории кораблестроения;

4) способах математических вычислений;

5) стремлении человека к познанию.

2. Какие высказывания отражают главную мысль текста?

1) Многие люди относятся к природным богатствам как жадные хищники, способные только брать и неспособные думать о завтрашнем дне.

2) Топливо, которое использует природа, постепенно иссякает, и человек должен искать новые источники для пополнения энергии.

3) Неудачные попытки изобрести «вечный двигатель» не были бесполезны, потому что люди смогли понять законы природы, сделать множество полезных открытий.

4) Изобретатели «вечных двигателей» — это безумцы, которые стали рабами глупой мечты и впустую потратили свою жизнь.

5) Человеку свойственно стремление познавать окружающий мир, и это стремление позволило ему овладеть тайнами природы, подчинить её необъятные силы.

1) К идее создания «вечного двигателя» людей привели наблюдения за явлениями природы.

2) «Вечный двигатель» нельзя было создать, потому что его идея противоречила фундаментальному закону природы — закону земного притяжения.

3) Люди смогли создать «вечный двигатель», используя силу магнита.

4) Поиски вечного двигателя обогатили человечество многочисленными открытиями.

5) Стремление людей к новому является «вечным двигателем» научного прогресса.

1. Вставьте пропущенные буквы в словах там, где это необходимо. Выберите верное написание в скобках, обведя правильный вариант.

2)неловко оправд..ва(т, ть)ся

3) об..явить собравшемся

4) на поб..левш..м лице

5) зам..реть от восх..щения

6) о к..мпозици.. нове(л, лл)ы

7) и..польз..вать ант.тезу

8) бе(с, сс)ловес..ный и..полнитель

9) уд..вительное пр..вр..щение

10) про..нал..зировать с..туацию

11) пр..бывать в неведени..

12) пр..вратно и..толкованный

13) м..ханически к..пир..вать

14) настойч..вая про..ьба

15) невыр..зимое об..яние

16) лишенный пр..в..легий

17) мет.морфоза в мирово(з, зз)рени..

18) по..толкнуть к преступлению

19) бе..корыстная помощ..

20) к..ло(с, сс)альная по(д, дд)ер..ка

21) непр..м..римый к..нфликт

22) он ст..нов..(т, ть)ся лу..ше

23) о подг..товк. во(с, сс)тания

24) филосо..ская при..ча

25) бесед..вать о религи..

26) бе..помощ..ное эп..гонство

27) ш..девры и(с, сс)ку(с, сс)тва

28) в..ртуозно подр..жал

29) уча..ств..вать в праз..нике

30) о(т, тт)олкнул пр..верж..нцев

31) в безм..тежном спокойствие

32) пр..м..тивный ра(с, сс)ч..т

33) с пр..зрительным пр..н..брежением

34) пр..тв..рённый в дело

35) завис..л от чуж..го мнения

36) среди п..(с, сс)ивного больш..нства

37) в сиреневой дымк..

38) на узорч..том плать..

39) с б..ющ..мся сер..цем

40) не перест.ёш.. изумля(т, ть)ся

2. Среди приведённых выше слов найдите и запишите те слова, которые имеют следующие значения:

— краткий поучительный рассказ

— ложно, с искажением истины

Задание 4. Прочитайте текст. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.

(1) Роман «Г..рой нашего времени» расходился среди читателей с необычайной быстротой. (2) Каждому хотелось знать, кого писатель назвал г..роем своего времени, потому что г..роям подражают, с г..роев б..рут пр..мер.

(3) Кто же изобр..ж..н автором в качестве г..роя своего времени?

(4) Лермонтов представил в романе человека своего поколения, офицера, сосл..иного в кавказскую армию.

(5) С напр. ж..нным вниманием и огромным интересом сл..дил читатель за судьбой Печ..рина. (6) Печ..рин умён, та(л, лл)антлив, блестяще образован.

(7) А живёт он без цели, без желаний, не зная счастья ни в любви, ни в дружбе.

(8) Без пользы гибнут необъятные силы, которые он ощ..щает в своей лиш..нной света душе. (9 Мечты его о великих подвигах остаются мечтами. (10) Он од.. нок и несчастлив 11) Для всех он чуж..й.

(12) Какая же т..ж..лая болезнь состарила Печ..рина? (13) Почему человек, который прежде страстно верил и п.ряч.. любил, превратился в расчетливого эг.. иста?

(14) Отчего в этой со(ж, жж)..нной безверием душе гибнут гиган..кие силы?

17) Сначала он приходил в отчаяние от собственного бессилия, а потом привык ни во что не верить и ни на что не надеяться. (18) Так пр..вр..тился он в ц..ничного ловца человеческих душ, который тратит свои богатырские силы на грош..вые победы. (19) И читатель пон..мал, что Печ..рина иск..лечили условия жизни, что зло кор..нится не в нём, а в общественном строе. (По И. Андроникову)

Вопросы и задания

1) Укажите верное утверждение.

2) В тексте раскрывается трагическая судьба Печорина.

3) Автор текста рассказывает о судьбе М. Ю. Лермонтова.

4) В тексте даётся описание типов романтического героя.

5) Автор рассматривает особенности композиции в романе «Герой нашего времени».

В тексте автор доказывает сходство характеров Онегина и Печорина.

1) Роман М. Ю. Лермонтова вызвал огромный интерес у читателей.

2) Печорин — это незаурядная личность, в судьбе которой отразилась трагедия целого поколения.

3) Печорин от природы был ленив, апатичен, холоден душой.

4) Характер Печорина является продуктом определённых социальных условий.

5) Болезни измучили Печорина, поэтому внешне он выглядит гораздо старше своих лет.

2. Выберите верное утверждение:
А) человек рождается как социальное существо, а развивается как биологическое;
Б) каждый человек — индивидуальность.
1) верно только А 2) верно только Б 3) оба ответа верны 4) нет верного ответа

3. Самостоятельность приносит пользу потому, что:
А) учит принимать важные решения и нести за них ответственность;
Б) позволяет во всем подражать взрослым.
1) верно только А 2) верно только Б 3) оба ответа верны 4) нет верного ответа

4. К социальным потребностям человека относится:
1) потребность в отдыхе 2) необходимость в воде
3) потребность в общении 4) необходимость в пище

5. Длительное увлечение человека чем-либо в свободное время:
1) спорт 2) хобби 3) игра 4) просмотр телепередач

6. Обязательным в нашей стране является:
1) начальное образование 2) общее школьное образование
3) среднее профессиональное образование 4) высшее профессиональное образование

7. Предприниматель, занимающийся благотворительностью:
1) капиталист 2) торговец 3) мизантроп 4) меценат

8. Создание человеком чего-то нового, ценного для всех:
1) творчество 2) труд 3) учеба 4) общение

9. Субъектом Российской Федерации является:
1) штат 2) федеральная земля 3) автономная область 4) департамент

10. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «сознание». Укажите термин, не связанный с этим понятием.
1. Эмоция 2. Разум. 3. Мышление 4. Рассуждение 5. Интеллект
Ответ: _________________
Часть 2
11. Установите соответствие между понятиями и их определениями. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А. Кодекс
Б. Конституция
В. Мораль

1. Совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям, к самому себе, а также к окружающей среде.
2. Основной закон государства.
3. Систематизированный сборник законоположений по какой-либо области права.
Ответ запишите в таблицу

13. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором попущен ряд слов. Выберите из списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков. Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, заполняя каждый пропуск.

(А) ________ вот уже несколько столетий, как сошло с исторической арены. Но и сегодня о человеке благородном, щедрым душой и верным (Б) _______ говорят – «он настоящий рыцарь». Ведь рыцарские заповеди охватывают все стороны жизни – это и (В) _______ слабых, и (Г) ______ к Родине, и (Д) ________ в опасных ситуациях, и нерушимая крепость слова.
Слова для вставки:
1. Совесть 2. Любовь 3. Долг 4. Щедрость
5. Бесстрашие 6. Защита 7. Опасность 8. Рыцарство
Ответ запишите в таблицу
14. Прочитайте текст, выполните задание по тексту.

«Многие жесты пришли к нам из глубокой древности и имеют свою историю. Большой палец, поднятый вверх или опущенный вниз, как знак одобрения или неодобрения, был известен еще древним римлянам. Так после окончания поединка император давал знать, оставляет ли он жизнь гладиаторам или нет. В течение многих веков считалось: если кто-то при нас чешет голову или теребит одежду, то этим он выражает свое пренебрежение к нам. Образованные люди никогда так не делали».

Какие еще средства общения, кроме жестов, существуют? Назовите не менее трех средств.
Часть 3

15. В настоящее время многие школьники активно используют интернет-ресурсы для обучения.
1. Чем использование интернет-ресурсов может помочь школьникам в обучении? Приведите два объяснения.
2. В чём, по Вашему мнению, может проявляться негативное влияние сети Интернет на подростков?

Для того чтобы перенести читателя в военное время, В. П. Некрасовым наряду с лексикой тематической группы «Война» («землянка», «пулемёты», «блиндаж», «шинель») используются и (А)__________ («клетушка», «помаленьку», «парень»). Автор скуп на развёрнутые описания. Тем выразительнее редкие тропы. Так, описывая оборону участка, автор использует троп — (Б) __________ («кровавые бои» в предложении 2, «отвратительными подходами» в предложении 3). Усиливает эффект от прочитанного (В) __________ («даже в голову не могло прийти» в предложении 36). Синтаксическое средство выразительности — (Г) __________ (предложение 37) — фиксирует внимание читателя на реалиях военного времени.

2) сравнительный оборот

3) восклицательные предложения

4) профессиональная лексика

6) лексический повтор

8) разговорная лексика

9) ряд однородных членов предложения

Прочитайте текст

(1) Жизнь Бетховена представляет собой непрерывную цепь печальных событий, тревог и страданий. (2) Родился он в бедной, почти в нищей семье. (3) Отец его был человеком опустившимся, грубым и жестоким в обращении с измученной женой и детьми. (4) Тяжёлые, изнурительные болезни всю жизнь преследовали Бетховена, подтачивая его здоровье.

(5) Ему не было ещё тридцати лет, когда он ощутил первые признаки приближающейся глухоты, которая в последствии отделила его непроницаемой стеной от окружающего мира.

(6) Бетховен был несчастен в любви: он мечтал о хорошем, добром друге, о верной, любимой жене, но так и умер в одиночестве. (7) Он усыновил своего осиротевшего племянника, полюбил его со всей силой нерастраченной отцовской любви, но мальчик оказался испорченным, недобрым, плохим человеком и принёс своему воспитателю лишь новое горе, новые страдания.

(8) Родившись в простой семье, происходившей из крестьян, Бетховен ненавидел богатых и знатных, бессердечных, не способных оценить подлинное искусство аристократов, но вынужден был начать свою артистическую жизнь с унижавшей его достоинство должности придворного музыканта. (9) Ведь это было время, когда музыкантов относили к разряду слуг. (10) В газетах того времени нередко можно было встретить объявление такого рода: «Ищу лакея, играющего на флейте и умеющего аккомпанировать на клавесине». (11) Каково было Бетховену с его болезненно обострённым чувством собственного достоинства выполнять роль такого лакея, надевая на себя зелёный камзол, короткие панталоны, шёлковые чулки, дополняя этот наряд шпагой и белым напудренным париком с косичкой! (12) Однажды Бетховен бросил вельможе, оскорбившему его самолюбие, такие слова: «Князь, всем, чем Вы являетесь, Вы обязаны случайности своего происхождения. (13) Всем, чем я являюсь, я обязан самому себе».

(14) Ни болезни, ни глухота, ни беды, ни унижения не сломили могучий дух Бетховена. (по Д. Б. Кабалевскому)

Вопросы к тексту

1) Что вы знаете о Бетховене?

2) Какую новую информацию о Бетховене вы почерпнули из текста?

3) Какие черты в характере Бетховена наиболее ярко изобразил автор текста?

1. Какие высказывания соответствуют содержание текста? Подтвердите свой ответ ссылками на текст

1) Бетховену всю жизнь приходилось бороться с болезнью

2) Великий композитор покорно сносил все оскорбления, которые ему наносила чопорная знать

3) В то время, когда жил Бетховен, знать относилась музыкантам, как к лакеям

4) Бетховен долго добивался звания придворного музыканта и очень гордился правом носить шпагу и напудренный парик

5) Многочисленные жизненные невзгоды не сломили музыканта

2. В каком предложении содержится ответ на вопрос: «Почему великий музыкант не любил надменную знать?»

Прочитайте текст

(1) Невозможно точно сказать, когда именно в сознании людей загорелась мечта о «вечном двигателе», ясно другое: эта мысль стала результатом многолетнего и пытливого наблюдения за природой.

(2) Яблоко , падающее с дерева, силы магнита, поворачивающие стрелку компаса и притягивающие железо, движение Земли… (3) Откуда природа берёт «топливо» для своей бесконечной работы, где спрятан мотор, приводящий в действие огромный механизм жизни? (4) Нельзя ли таинственные «вечные силы» поставить на службу человеку: тащить повозки, молоть зерно, поднимать камни?

(5) История сохранила огромное количество проектов вечных двигателей. (6) Изобретателям поначалу казалось, что мечту о «перпетуум-мобиле» легко осуществить, неудачи многочисленных предшественников никого не смущали, потому что все считали именно своё открытие единственно правильным. (7) Тогда мало кто знал о том, что природа поставила на пути мечтателей непреодолимый запрет. (8) Закон сохранения энергии отвергает всякую возможность существования «вечного двигателя». (9) И что же? (10) Выходит, кипы чертежей, многокилометровые нити математических расчётов, хитроумные устройства, бесконечные опыты — всё это напрасно, выходит, люди впустую тратили свои силы, выходит, они упорно служили заблуждению и вели человечество в тупик?

(11) Нет, это далеко не так. (12) Поиски «вечного двигателя» обогатили науку новыми открытиями, люди познали фундаментальные законы, управляющие природой, были найдены остроумные инженерные решения, которые легли в основу различных технических разработок.

(13) Человека всегда влечёт неведомое, многое из того, что раньше считалось невозможным, недостижимым, стало реальностью. (14) Тот смельчак, который робко столкнул в реку ствол дерева, открыл эру кораблестроения, тот безумец, который из ивовых ветвей сплёл себе крылья, стал зачинателем аэронавтики. (15) Если бы люди покорно мирились с грозными запретами природы, тогда бы прогресс остановился. (16) Поэтому не надо смотреть на упрямых искателей «вечного двигателя» со снисходительной улыбкой, не надо считать, что они пожертвовали своей жизнью во имя слепого безумия.

(По И. Радунской)

Вопросы к тексту

1) Как можно озаглавить этот текст?

2) Что вы слышали о «вечном двигателе»?

3) Какие идеи «вечного двигателя» вы знаете?

4) Почему люди на протяжении многих веков пытались создать «вечный двигатель»

5) Какую новую информацию о «вечном двигателе» вы почерпнули из этого текста?

! Главной является информация, имеющая наиболее существенное значение для понимания данной вопроса. К ней относятся определение научных понятий, формулировки законов, правил, перечисление принципов, основные мысли (положения, утверждения) автора, его выводы, классификация явлений, фактов. Важно запомнить, где наиболее «сильные позиции» текста и где чаще всего фокусируются главные мысли автора. Такими «сильными позициями», например, в научном тексте являются заглавие, зачин (введение), концовка (заключение).

Сильные позиции есть не только во всём тексте, но и в его частях. В абзаце наиболее информативным является первое (начальное) предложение, содержащее тезис, т. е. основное положение автора, которое затем конкретизируется в основной части абзаца. В отдельном предложении более информативной является, как правило, вторая его часть, которая отражает новое.

Второстепенная информация либо детализирует, разъясняет главную информацию, либо отражает

вытекающие из этой информации конкретные следствия и практические рекомендации. К этому типу информации относятся аргументы, обоснования, примеры, подробные характеристики отдельных явлений, описания, второстепенные факты (из биографии писателя, из истории создания), а также разного рода комментарии (объяснительные замечания, толкования) тех или иных научных, общественных явлений.

Вопросы для информационно-смыслового анализа текста

1. Какие высказывания верно передают тему этого текста? Закончите высказывание: «В тексте говорится о (об). »

1) зарождении письменности;

2) попытках людей создать «вечный двигатель»;

3) истории кораблестроения;

4) способах математических вычислений;

5) стремлении человека к познанию.

2. Какие высказывания отражают главную мысль текста?

1) Многие люди относятся к природным богатствам как жадные хищники, способные только брать и неспособные думать о завтрашнем дне.

2) Топливо, которое использует природа, постепенно иссякает, и человек должен искать новые источники для пополнения энергии.

3) Неудачные попытки изобрести «вечный двигатель» не были бесполезны, потому что люди смогли понять законы природы, сделать множество полезных открытий.

4) Изобретатели «вечных двигателей» — это безумцы, которые стали рабами глупой мечты и впустую потратили свою жизнь.

5) Человеку свойственно стремление познавать окружающий мир, и это стремление позволило ему овладеть тайнами природы, подчинить её необъятные силы.

1) К идее создания «вечного двигателя» людей привели наблюдения за явлениями природы.

2) «Вечный двигатель» нельзя было создать, потому что его идея противоречила фундаментальному закону природы — закону земного притяжения.

3) Люди смогли создать «вечный двигатель», используя силу магнита.

4) Поиски вечного двигателя обогатили человечество многочисленными открытиями.

5) Стремление людей к новому является «вечным двигателем» научного прогресса.

1. Вставьте пропущенные буквы в словах там, где это необходимо. Выберите верное написание в скобках, обведя правильный вариант.

2)неловко оправд..ва(т, ть)ся

3) об..явить собравшемся

4) на поб..левш..м лице

5) зам..реть от восх..щения

6) о к..мпозици.. нове(л, лл)ы

7) и..польз..вать ант.тезу

8) бе(с, сс)ловес..ный и..полнитель

9) уд..вительное пр..вр..щение

10) про..нал..зировать с..туацию

11) пр..бывать в неведени..

12) пр..вратно и..толкованный

13) м..ханически к..пир..вать

14) настойч..вая про..ьба

15) невыр..зимое об..яние

16) лишенный пр..в..легий

17) мет.морфоза в мирово(з, зз)рени..

18) по..толкнуть к преступлению

19) бе..корыстная помощ..

20) к..ло(с, сс)альная по(д, дд)ер..ка

21) непр..м..римый к..нфликт

22) он ст..нов..(т, ть)ся лу..ше

23) о подг..товк. во(с, сс)тания

24) филосо..ская при..ча

25) бесед..вать о религи..

26) бе..помощ..ное эп..гонство

27) ш..девры и(с, сс)ку(с, сс)тва

28) в..ртуозно подр..жал

29) уча..ств..вать в праз..нике

30) о(т, тт)олкнул пр..верж..нцев

31) в безм..тежном спокойствие

32) пр..м..тивный ра(с, сс)ч..т

33) с пр..зрительным пр..н..брежением

34) пр..тв..рённый в дело

35) завис..л от чуж..го мнения

36) среди п..(с, сс)ивного больш..нства

37) в сиреневой дымк..

38) на узорч..том плать..

39) с б..ющ..мся сер..цем

40) не перест.ёш.. изумля(т, ть)ся

2. Среди приведённых выше слов найдите и запишите те слова, которые имеют следующие значения:

— краткий поучительный рассказ

— ложно, с искажением истины

Задание 4. Прочитайте текст. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.

(1) Роман «Г..рой нашего времени» расходился среди читателей с необычайной быстротой. (2) Каждому хотелось знать, кого писатель назвал г..роем своего времени, потому что г..роям подражают, с г..роев б..рут пр..мер.

(3) Кто же изобр..ж..н автором в качестве г..роя своего времени?

(4) Лермонтов представил в романе человека своего поколения, офицера, сосл..иного в кавказскую армию.

(5) С напр. ж..нным вниманием и огромным интересом сл..дил читатель за судьбой Печ..рина. (6) Печ..рин умён, та(л, лл)антлив, блестяще образован.

(7) А живёт он без цели, без желаний, не зная счастья ни в любви, ни в дружбе.

(8) Без пользы гибнут необъятные силы, которые он ощ..щает в своей лиш..нной света душе. (9 Мечты его о великих подвигах остаются мечтами. (10) Он од.. нок и несчастлив 11) Для всех он чуж..й.

(12) Какая же т..ж..лая болезнь состарила Печ..рина? (13) Почему человек, который прежде страстно верил и п.ряч.. любил, превратился в расчетливого эг.. иста?

(14) Отчего в этой со(ж, жж)..нной безверием душе гибнут гиган..кие силы?

17) Сначала он приходил в отчаяние от собственного бессилия, а потом привык ни во что не верить и ни на что не надеяться. (18) Так пр..вр..тился он в ц..ничного ловца человеческих душ, который тратит свои богатырские силы на грош..вые победы. (19) И читатель пон..мал, что Печ..рина иск..лечили условия жизни, что зло кор..нится не в нём, а в общественном строе. (По И. Андроникову)

Вопросы и задания

1) Укажите верное утверждение.

2) В тексте раскрывается трагическая судьба Печорина.

3) Автор текста рассказывает о судьбе М. Ю. Лермонтова.

4) В тексте даётся описание типов романтического героя.

5) Автор рассматривает особенности композиции в романе «Герой нашего времени».

В тексте автор доказывает сходство характеров Онегина и Печорина.

1) Роман М. Ю. Лермонтова вызвал огромный интерес у читателей.

2) Печорин — это незаурядная личность, в судьбе которой отразилась трагедия целого поколения.

3) Печорин от природы был ленив, апатичен, холоден душой.

4) Характер Печорина является продуктом определённых социальных условий.

5) Болезни измучили Печорина, поэтому внешне он выглядит гораздо старше своих лет.

1. Верно ли утверждение, что множество — это совокупность объектов?

2. Что определяют свойства, действия и состояния объекта?

1) признаки объекта
2) величины объекта
3) характеристику объекта
4) ни одно из утверждений не верно

3. Выберите перечень свойств файла.

1) размер, дата
2) размер, тип, дата создания, дата последнего изменения
3) размер, дата редактирования, тип
4) тип, размер, дата создания

4. Какой приблизительно размер файла, в котором 12 стра­ниц реферата, если на странице 40 строк, а в строке 70 сим­волов?

1) 3,5 Кбайт
2) 35 Кбайт
3) 350 Кбайт
4) 350 байт

5. Выберите выражение, которое характеризует отношение между множествами.

1) является разновидностью
2) является элементом множества
3) сравнение
4) ни одно из утверждений не верно

6. Можно сказать, что множества А и В пересекаются, если

1) множества А и В полностью совпадают
2) множества А и В имеют общие элементы
3) ровно один элемент принадлежит и множеству А, и множеству В
4) все утверждения верны

7. Пусть А — множество девочек 6-го класса, В — множество учеников 6-го класса, ходивших на экскурсию. Что является объединением А и В?

1) все девочки + мальчики, ходившие на экскурсию
2) все, ходившие на экскурсию, + девочки, не ходившие на экскурсию
3) оба утверждения верны
4) все ученики 6-го класса

8. Как называют признаки объекта, которые используют при классификации?

1) главные
2) общие
3) существенные
4) несущественные

9. Что характеризует систему как «чёрный ящик»?

1) известны процессы внутри системы
2) известны входы в систему и её выходы
3) неизвестна зависимость выходов системы от её входов
4) все утверждения верны

10. Что такое пользовательский интерфейс?

1) средства взаимодействия между устройствами компьютера
2) средства взаимодействия человека и компьютера
3) средства взаимодействия аппаратного и программного обеспечения компьютера
4) все утверждения верны

11. Решите задачу.

Антон, Борис и Вадим собирали марки. У Антона на 20 марок больше, чем у Бориса. Вадим собрал больше всех марок. У кого меньше всех марок? При решении задачи какую форму абстрактного мышления вы применили?

1) понятие
2) суждение
3) умозаключение
4) ни одно из приведённых

12. Верно ли утверждение, что объект-прототип — это и есть модель объекта?

13. Выберите верную математическую модель к задаче.

Турист прошёл по равнине 81 км со скоростью v1 км/ч, затем шёл в гору 82 км со скоростью v2 км/ч, затем сделал остановку на t3 часов и затем спустился с горы тем же путём со скоростью v4 км/ч. Сколько часов длилось путешествие?

14. Выберите пример вычислительной таблицы.

1) таблица для решения логических задач
2) таблица, где есть строка или столбец Итого
3) таблица, где объекты по строкам и столбцам совпадают
4) все утверждения не верны

15. Верно ли утверждение, что при построении столбчатых диаграмм общее количество измерений принимается за 100%?

16. Пусть граф отражает отношения между людьми в группе. Выберите пример неориентированного графа.

1) отражает отношения «передал книгу»
2) отражает отношения «говорили по телефону»
3) отражает отношения «пришёл в гости»
4) все утверждения верны

17. Можно ли по математической модели задачи 13 написать алгоритм?

18. Чем отличаются ответы исполнителя «не понимаю» и «не могу»

1) отличий нет
2) в первом случае команда не принадлежит системе команд исполнителя
3) во втором случае исполнитель сломался
4) все утверждения не верны

19. Верно ли утверждение, что в алгоритме с ветвлением некоторые блоки могут не выполняться?

20. Выберите условие для использования вспомогательного алгоритма.

1) набор действий повторяется несколько раз подряд
2) набор действий, который может использоваться несколько раз
3) очень большой (длинный) алгоритм разделили на несколько вспомогательных
4) все утверждения верны

2 вариант

1. Верно ли утверждение, что объекты множества называются элементами?

2. Что включают признаки объекта?

1) свойства объекта
2) действия
3) состояния
4) все утверждения верны

3. Выберите свойство папки, которого нет у файла.

1) размер
2) тип
3) количество элементов
4) дата создания

4. Какой приблизительно размер файла, в котором 20 страниц реферата, если на странице 35 строк, а в строке 70 символов?

1) 5 Кбайт
2) 50 Кбайт
3) 500 Кбайт
4) 500 байт

5. Выберите выражение, которое связывает два множества объектов.

1) является разновидностью
2) входит в состав
3) оба утверждения верны
4) ни одно из утверждений не верно

6. В каком случае можно сказать, что множества А и В не пересекаются?

1) ни один элемент множества А не принадлежит множеству В
2) ни один элемент множества В не принадлежит множеству А
3) должны выполняться оба условия
4) множества А и В имеют общие элементы

7. Пусть А — множество мальчиков 6-го класса, В — множество учеников 6-го класса, ходивших в театр. Что является объединением А и В?

1) все мальчики + девочки, ходившие в театр
2) все, ходившие в театр, + мальчики, не ходившие в театр
3) оба утверждения верны
4) все ученики 6-го класса

8. Что является основанием классификации объектов?

1) главный признак всех объектов всех классов
2) один общий признак всех объектов одного класса
3) все признаки, по которым объекты одного класса отличаются от другого
4) признак, по которому один класс отличается от другого

9. Система рассматривается как «чёрный ящик», если

1) процессы внутри системы не известны
2) известны входы в систему и её выходы
3) известна зависимость выходов системы от её входов
4) все утверждения верны

10. Участвует ли человек в пользовательском интерфейсе?

1) нет — взаимодействуют устройства компьютера
2) да — взаимодействуют человек и компьютер
3) да — человек наблюдает, как взаимодействует аппаратное и программное обеспечение компьютера
4) все утверждения не верны

11. Решите задачу.

Аня, Вика и Галя собирали ягоды. Аня собрала на 2 кружки больше, чем Вика. Галя собрала больше всех ягод. Кто собрал меньше всех ягод? При решении задачи какую форму абстрактного мышления вы применили?

1) понятие
2) суждение
3) умозаключение
4) все утверждения верны

12. Верно ли утверждение, что объект-заместитель — это и есть модель объекта?

13. Выберите верную математическую модель к задаче.

На праздник в детский сад родители купили игрушки: стоимостью С1 р. по цене Р1 р./шт., ещё оказалось, что другие игрушки при разной цене Р2 и Р3 р./шт. стоили одинаковое количество денег — С2р., и К4 игрушек принесли школьники. Сколько игрушек (К) принесли на праздник детям?

14. В таблице типа «объекты-объекты-один», что отражает слово один?

1) информация об одном свойстве пары объектов
2) информация об одном объекте у двух свойств
3) информация об одном свойстве многих объектов
4) все утверждения не верны

15. Верно ли утверждение, что при построении круговых диаграмм общее количество измерений принимается за 100%?

16. Пусть граф отражает отношения группы людей. Выберите пример ориентированного графа.

1) отражает отношения «передал книгу»
2) отражает отношения «позвонил по телефону»
3) отражает отношения «пришёл в гости»
4) все утверждения верны

17. Кто может быть исполнителем алгоритма, отражающего математическую модель задачи 13?

1) только человек
2) только компьютер
3) и человек, и компьютер
4) ни одно утверждение не верно

18. Исполнитель выполняет программу. Будут ли исполнены все команды из СКИ?

1) да
2) да, если только они все присутствуют в программе
3) нет

19. Верно ли утверждение, что в циклическом алгоритме некоторые блоки могут выполняться несколько раз?

20. В каком месте программы вызывается вспомогательный алгоритм?

1) до основного алгоритма
2) в нужных местах основного алгоритма, возможно несколько раз
3) в нужном месте основного алгоритма один раз
4) в конце основного алгоритма

Читайте также: