Зачем учиться писать если есть компьютер

Обновлено: 06.07.2024

Эта тема всё чаще становится предметом обсуждения. Учить ли ребёнка писать ручкой или пусть печатает на клавиатуре? Как студенты должны записывать лекции: в тетради или пользоваться гаджетами? Есть сторонники и того, и другого подхода. Если кратко описать суть каждой позиции, получается вот что.

Позиция 1. Нужно писать ручкой. Главный аргумент: когда развивается и работает мелкая моторика, развиваются и совершенствуются мышление и речь.

Если ребёнок совершает мелкие точные движения кистями рук и пальцами, значит, у него развита мелкая моторика, то есть нервная система, костная и мышечная действуют согласованно. Почерк – тоже область мелкой моторики.

Исследования целого ряда учёных подтвердили, что развитие речи ребёнка тесно связано с развитием мелкой моторики: определённые участки нашего мозга совмещают мелкую моторику и движения речевого аппарата. Буква и звук соединяются через мозг посредством моторики. Цитата из В. А. Сухомлинского о том, что речь ребёнка на кончиках его пальчиков, – самая популярная в интернете.


Сторонники этой позиции утверждают, что не так важна сама по себе моторика, как моторное планирование, то есть умение выстроить последовательность действий. Например, произнесение звуков или написание слов требуют сложного моторного планирования. Речь эффективно развивается, когда ребёнок выполняет моторное планирование - новые, непривычные действия, причём комплексные.


Позиция 2. В недалёком будущем все станут писать только на клавиатуре. С помощью гаджетов писать удобнее и быстрее, чем от руки. Письмо на клавиатуре - это тоже мелкая моторика, и есть связь пальцев, написания букв и произнесения звуков. В публикациях сторонников этой позиции встретила также утверждение, что набор текста на клавиатуре способствует развитию грамотности. Подтверждающих аргументов, правда, не нашла. Скорее всего таких исследований пока просто нет.

Позиция 3. Нужно разумно сочетать и то, и другое. Понятно, что время не стоит на месте и бессмысленно запрещать гаджеты и требовать всё писать ручкой в тетради.

Почему всё же не стоит совсем отказываться от ручки?

Вспомните рукописи известных писателей. Насколько интересно наблюдать, как идёт поиск единственно нужного слова, как череда зачёркиваний в конце концов завершается найденной фразой… Работа над текстом один на один с листом бумаги – это творческий процесс. Чем больше пишем ручкой, тем больше тренируем мозг, совершенствуем письменную речь. А насколько быстрее и легче запоминать слова, когда учишь иностранный язык, если писать их от руки.

Ребёнок, который учится писать, обязательно должен работать в прописях. В правильных прописях, которые не просто показывают образцы написания букв, а комплексно развивают навык письма, умения слого-звукового анализа и слогового чтения, речь, внимание, память, воображение, первоначальные умения грамотного письма. В таких прописях одно из основных упражнений на всём протяжении – штриховка в разных направлениях разными цветами, потому что она лучше всего помогает научиться выдерживать наклон, высоту, не выходить за пределы рисунка, даёт свободу выбора направления и цвета. Можно раскрашивать рисунки в прописях, но в разы полезнее именно штриховать их.


Ещё одно замечательное упражнение, которое любят первоклассники, – расписывание рисунка буквами или элементами букв. Это в определённом смысле творческая работа, потому что ребёнок самостоятельно решает, какими именно элементами букв и буквами он будет «раскрашивать» рисунок, какой цвет возьмёт, а потом сам себя проверяет: выбирает и обводит самые красивые буквы.


И вот ещё что важно. Вы наблюдали наверняка, как сильно портится почерк у детей, хорошо пишущих на листе в узкую линейку, когда они переходят на широкую? Им приходится по сути заново, уже без «подпорок», учиться выдерживать наклон и высоту букв. Гораздо эффективнее использовать узкую линейку, когда вводится новая буква, потренироваться, а затем выполнять упражнения с новой буквой уже на листе в широкую линейку. Тогда формируется правильный, устойчивый почерк и переучиваться не нужно.


В начальной школе, классе в 3 – 4 есть смысл понемногу учить детей печатать на клавиатуре, оформлять и редактировать текст. Как потом в основной школе разумно сочетать письмо ручкой и на клавиатуре – вот о чём стоит подумать педагогам и психологам.

Чистописание в СССР было отдельным предметом до середины 70-х годов. В то время это было логично - писали все рукой, причём зачастую перьевой, а не шариковой ручкой. Но нужен ли этот предмет сейчас? Не лучше ли освоить 10-пальцевый слепой метод печати?

Почерк ученика 1-го класса в 1964 году (фото из Интернета) Почерк ученика 1-го класса в 1964 году (фото из Интернета)

Я помню, в детстве (это 1991-1995) на маминой работе мне давали листы кальки с буквами и я часы мог проводить, обводя эти красивые буковки.

Почерк ученика 4-го класса в 2020 году (фото из семейного архива) Почерк ученика 4-го класса в 2020 году (фото из семейного архива)

А вот так пишет мой сын. Это он ещё старается.

Нужно ли ребенку вырабатывать почерк?

Давайте будем реалистами - хороший почерк, с практической точки зрения, абсолютно бесполезен. Для чего мы пишем ручками?

Для школы и ВУЗа - это не нам надо, а учителям. Для письма почтой - таких старомодных аристократов в наш МакБургерКола-век мало осталось (и у них с почерком нет проблем). Ну а для ежедневника и записок - почерк не так важен, можно и печатными отрисовать.

Да и, если ребенок грамотный, ошибок не делает - почерк не играет роли, ведь так?

Какие причины могут побудить заниматься чистописанием, с научной точки зрения?

1. Проблемы с речью

Недавно общался с коллегой - профессиональным логопедом, врачом детской частной клиники. По её словам, у 99% детей (именно так и сказала) проблемы с речью - не могут произносить Ж-Ш-Ц-Ч-Щ даже во втором-третьем классе (а в норме должны говорить уже к 7-и годам).

Из этих 99% детей к специалисту может попасть только треть - бюджетные учреждения забиты под завязку, а частный специалист стоит дорого.

Одна из причин плохой речи - родители не развивают у детей мелкую моторику. Дети не рисуют, не пишут. Вся их деятельность - тыканье большими пальцами в дисплей смартфона и указательным пальцем - на левую кнопку мыши.

2. Развитие мелкой моторики

Письмо влияет на координацию движений, которая будет ребенку важна во взрослости (если он захочет стать, например, нейрохирургом, микроскульптором или биатлонистом). Созданные в этом возрасте нейронные магистрали успешно возьмут на себя координацию любых точных движений - от завязывания шнурков, до стыковки квантовых частиц :-)

2. Улучшение зрительной памяти

Современные дети страдают "дырявой" памятью, потому что не нужно напрягаться - для всего есть Яндекс, сайты, форумы. Раньше мы ходили в библиотеку, искали информацию, запоминали форму облаков, наблюдая за небом. А сейчас, "Алиса- скажи".

Когда тебе приходится раз за разом выводить буквы, ты запоминаешь изгибы, соотношение длин, силу надавливания, угол наклона ручки. Это прокачивает память, которая точно пригодится в будущем.

3. Развитие силы воли

Безволие, пассивность - катастрофа нашего времени. Дети не хотят напрягаться. И никого не заставишь - все знают свои права, все до одного - уникальные личности, к которым нужен индивидуальный подход.

Сейчас у нас "культ индивидуализма" - каждый хочет быть особенным. (ну, пусть не каждый - но 303 тысячи авторов Дзена точно).

Ребенок отказывается выполнять задание педагога, вместо обучения сидит в телефоне (и ведь не заберешь), родителей доводит до белого каления. И мы родители, это позволяем.

Дитятко не хочет напрягать кору головного мозга. Зачем напрягать, ведь это больно? (Это реально так - при умственной напряженной работе вырабатывается кортизол, повышающий внимание, но ухудшающий настроение).

Занятия каллиграфией, чистописанием воспитывают усидчивость и силу воли, учат ребенка концентрироваться, предпринимать многократные действия для достижения результата. Учат не сдаваться из-за неудач, преодолевать стресс (когда уже две страницы буквы "а" написал, а всё равно криво).

Есть ли альтернатива чистописанию?

Да, вполне. Это любая активность, связанная с точными движениями пальцев, занимающая продолжительное (более 10 минут) время.


Некоторые дети осваивают гаджеты задолго до того, как начинают читать и писать. Может, нам следует идти в ногу со временем и, пропуская этап обучения письму, сразу учить детей печатать? Наш блогер, автор учебников русского языка Екатерина Бунеева, считает, что не стоит ни игнорировать технический прогресс, ни отвергать всё «старое».

Полезная рассылка «Мела» два раза в неделю: во вторник и пятницу

Нужно ли ребёнку писать ручкой, или пусть печатает на клавиатуре? Как студенты должны записывать лекции: в тетради или пользоваться гаджетами? Есть сторонники и того, и другого подхода. Если кратко описать суть каждой позиции, получается вот что:

1. «Нужно писать ручкой!»

Главный аргумент: когда развивается и работает мелкая моторика, развиваются и совершенствуются мышление и речь. Если ребёнок совершает мелкие точные движения кистями рук и пальцами, значит, у него развита мелкая моторика. То есть нервная, костная и мышечная системы действуют согласованно.

Исследования ряда учёных подтвердили, что развитие речи ребёнка тесно связано с развитием мелкой моторики: определённые участки мозга совмещают мелкую моторику и движения речевого аппарата. В интернете популярна цитата Василия Александровича Сухомлинского о том, что ум ребёнка находится на кончиках его пальчиков.

Сторонники этой позиции утверждают, что не так важна сама по себе моторика, как моторное планирование, то есть умение выстроить последовательность действий. Например, произнесение звуков или написание слов требуют сложного моторного планирования. Речь эффективно развивается, когда ребёнок выполняет новые, непривычные действия, причём комплексные.

2. «В недалёком будущем все станут писать только на клавиатуре»

С помощью гаджетов писать удобнее и быстрее, чем от руки. Письмо на клавиатуре — это тоже мелкая моторика, есть связь пальцев, написания букв и произнесения звуков. В публикациях сторонников этой позиции я встретила также утверждение, что набор текста на клавиатуре способствует развитию грамотности. Подтверждающих аргументов, правда, не нашла. Скорее всего, таких исследований пока просто нет.

3. «Нужно разумно сочетать и то и другое»

Понятно, что время не стоит на месте и бессмысленно запрещать гаджеты и требовать всё писать ручкой в тетради, но совсем отказываться от ручки не стоит. И вот почему. Вспомните рукописи известных писателей. Насколько интересно наблюдать, как идёт поиск единственно нужного слова, как череда зачёркиваний в конце концов завершается найденной фразой. Работа над текстом один на один с листом бумаги — это творческий процесс. Чем больше пишем ручкой, тем больше тренируем мозг, совершенствуем письменную речь. А насколько быстрее и легче запоминать слова, когда учишь иностранный язык, если писать их от руки!

Ребёнок, который учится писать, обязательно должен работать в прописях, которые не просто показывают образцы написания букв, а комплексно развивают навык письма, умение слого-звукового анализа и слогового чтения, речь, внимание, память, воображение. В таких прописях одно из основных упражнений — штриховка в разных направлениях разными цветами, потому что она лучше всего помогает научиться выдерживать наклон, высоту, не выходить за пределы рисунка, даёт свободу выбора направления и цвета. Рисунки можно раскрашивать, но в разы полезнее именно штриховать их.


«Заменяя прописи клавиатурой, мы пропускаем важный этап развития ребёнка»

Ещё одно замечательное упражнение, которое любят первоклассники, — расписывание рисунка буквами или элементами букв. Это в определённом смысле творческая работа, потому что ребёнок самостоятельно решает, какими элементами и буквами он будет заполнять рисунок, какой цвет возьмёт, а потом сам себя проверяет: выбирает и обводит самые красивые буквы.

Вы наверняка наблюдали, как сильно портится почерк у детей, хорошо пишущих на листе в узкую линейку, когда они переходят на широкую. Им приходится заново, уже без подпорок, учиться выдерживать наклон и высоту букв. Гораздо эффективнее использовать узкую линейку, когда вводится новая буква, потренироваться, а затем выполнять упражнения с новой буквой уже на листе в широкую линейку. Тогда формируется правильный устойчивый почерк и переучиваться не нужно.

В начальной школе, в 3–4-х классах, есть смысл понемногу учить детей печатать на клавиатуре, оформлять и редактировать текст. Потом, в основной школе, разумно сочетать письмо ручкой и на клавиатуре — вот о чём стоит подумать педагогам и психологам.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Favorite

В закладки

Хватит писать от руки. Наших детей надо учить печатать

Я учился в школе 11 лет, и 11 лет нам преподавали русский язык. Мы как сумасшедшие строчили в прописи, потом делали упражнения из учебников, а затем решали тесты, когда готовились к ЕГЭ.

И всё это – от руки.

Меня научили писать еще до школы, поэтому в первом классе было скучно. А вот во втором нам начали ставить оценки и снижали баллы за почерк. Пришлось заниматься унылой каллиграфией. Я мучился и следил, чтобы все линии были ровными, наклон – правильным, а галочка над «й» – одинаковой.

Какая же тоска.

propisi-06s

Потом родители перевели меня в новую школу, и там, к счастью, всем было наплевать и на почерк, и даже на исправления. Смотрели на суть, но всё равно заставляли писать исключительно от руки.

К восьмому классу мне это надоело, поэтому финальное сочинение в году я напечатал и принес на листке А4. Чтобы учительница по русскому сильно не расстраивалась, я влепил в середину текста фотографию – даже не пожалел цветной краски.

На следующий день мне вернули мое творение (оценка – 2/2) и попросили остаться после уроков.

Учительница сказала, что если еще раз такое увидит, то мы вместе пошагаем к директору. На мои вопросы в духе «Но почему? Вам же самой удобнее так читать?» ответа не последовало – мне снова сказали про директора. Короче, лайфхак не сработал, пришлось опять писать рукой.

Сейчас я понимаю, что потратил десятки часов жизни абсолютно бездарно и бесполезно. Все эти однотипные упражнения, исписанные тетрадки, никчемные домашние задания – следствие устаревшей системы образования.

maxresdefault

За те пять лет, что прошли с моего выпускного, я, не считая универа (опять же, учебное заведение), пользовался ручкой раз двадцать. Все эти двадцать раз – когда вписывал свою фамилию в разные документы. Фантастический навык, который однозначно стоило вырабатывать 11 лет.

Суровая правда заключается в том, что в реальной жизни ручкой уже не пишет никто – все набирают тексты на компьютере или гаджетах. При этом, по моим ощущениям, половина людей не знает элементарных правил печати: например, что после запятой нужно ставить пробел.

Предлагаю революционную реформу образования. Пора заканчивать с этим беспределом.

Мой план очень короткий.

Первые два-три класса – да, ребенку важно научиться писать от руки, выработать почерк и на всю жизнь его закрепить. Этот скилл не исчезнет и не пропадет.

Но после начальной школы детей точно нужно приучать к нормальной компьютерной печати. Работать над скоростью, оформлением, редактурой. Сначала заниматься в ворде, где ошибки подчеркивают красным, а на сочинениях переходить в условный «Блокнот», где таких подсказок уже не будет.

18765092

Очевидно, что моя реформа сэкономит кучу времени и принесет гигантскую пользу:

1. Дети перестанут сливать драгоценное время на упражнения, в которых ради одной пропущенной буквы надо писать целое слово, а ради пропущенной запятой – целое предложение. Не стоит рассказывать мне про мышечную память, которая позволяет закреплять (вернее, вдалбливать) правила русского языка. Если пользоваться клавиатурой, а не ручкой, с этой памятью ничего не случится.

2. Наступит рай для тех школьников, которые пишут настолько коряво, что сами не понимают свой почерк. Серьезно, почерк у всех разный, но аккуратность никак не коррелирует с интеллектом: можно выводить уродливые буквы, но быть умнейшим человеком. Доказательство – врачи-профессора.

YKbtGbVBZbw

3. Учителям не надо таскать домой пачки тетрадей (и ныть об этом на следующий день).

4. Ученики перестанут бояться писать в чистовик, потому что на компьютере есть волшебная клавиша Backspace, которая удалит всё ненужное без грязи.

234

Еще раз: никто не предлагает совсем убрать ручки из школьной программы. Но постоянно пользоваться ими в средней школе в 2017 году так же тупо, как кататься на трехколесном велосипеде или питаться из бутылочки с соской.

Всего один вопрос к министерству образования: хотите научить писать по-русски?

Так учите в реальных, а не выдуманных условиях. Учите писать на компьютере, ноутбуке, планшете или смартфоне.

Снижайте оценки за медленную печать, ставьте двойки за бездарное оформление, вызывайте родителей в школу за включенный автокоррект на айфоне.

Но не тратьте время учеников на исписывание тетрадок, которые годятся только для разведения костра.

(10 голосов, общий рейтинг: 4.70 из 5)

Favorite

В закладки

Читайте также: