Замена дисплея рлс требует как правило участие 2 человек с чем это связано

Обновлено: 02.07.2024

В режиме Относительного движения, собственное судно находится неподвижно на экране, в центре или со смещением от центра, а движения цели относительны курсу и скорости собственного судна. Цели на параллельном курсе и с такой же скоростью показываются неподвижно.

Режим ориентации курс стабилизированный Course Up

Режим Course Up – изображение стабилизировано по компасу, доступно во всех режимах, с выравниванием курса судна по отсчету 000 азимутальной шкалы в момент выбора режима. Последующие изменения в курсе приведут к отклонению линии курса от 000 градусов, но при этом изображение не поворачивается.

Линия курса судна, если судно рыскает, немного отклоняется, при этом, все цели сохраняют свое направление. Линия курса может в любой момент корректироваться повторным нажатием Course Up, при этом изображение выравнивается по новому курсу.

Переключение режимов Relative Motion/True Motion/Centred Display

Чтобы выбрать режим Относительного движения (RM) или Истинного движения (TM) необходимо выполнить следующее:

- выделить окно RM/TM; под ним появятся всплывающие окна RM/TM;

- нажать соответствующую кнопку.

Изменение режима ориентации North Up/Course Up/Head Up

Чтобы изменить режим ориентации North Up, Course Up или Head Up, необходимо выполнить следующее:

- выделить окно N/C/H UP; под ним появятся всплывающие окна N UP/C UP/H UP;

- нажать соответствующую кнопку.

Смещение центра развертки (Offcentre)

Функция Offcentre дает возможность оператору сместить радиолокационное изображение в любом направлении до 70% радиуса радиолокационного изображения от центра (кроме дальности 96 морских миль). Offcentre может быть использовано в любом режиме, Relative или True Motion, Centred Display (центрированное изображение).

Для выбора функции Offcentre, во-первых необходимо проверить, что не была выбрана другая функция, а затем выполнить следующее действия:

- установить курсор на радиолокационном центре развертки;

-



нажать центральную кнопку, прямо над окном подсказки назначения кнопок выделенное окно покажет:

-



окно подсказки назначения кнопок выведет следующее:

- чтобы отменить функцию, нажмите центральную кнопку (CANCEL);

- чтобы сместить радиолокационный центр развертки, установите курсор при помощи трекбола в нужную позицию (Offset) и нажмите правую кнопку трекбола;

- при нажатии левой кнопки (RESET), радиолокационный центр развертки переместится в центр экрана в режимах Relative Motion или Centred Display и с максимальным сдвигом в режиме True Motion.

Установка параметров собственного судна, захваченных на сопровождение целейи траектории прошлого движения

Установка гирокомпасного курса – Gyro

Установка курса по Гирокомпасу устанавливается вручную по показаниям, полученным с судового репитера гирокомпаса.

Для согласования необходимо:

- выделить окно GYRO;

- нажать и удерживать одновременно левую и правую кнопки трекбола, отрегулировать показания, вращая трекбол по оси Север/Юг. При правильной установке значения гирокомпасного курса следует отпустить обе кнопки.

Установка скорости – Speed

Скорость (Speed) устанавливается двумя способами: с лага (LOG) собственного судна или вводится вручную (MAN). Лаг или ручной ввод скорости даст скорость относительно моря. Доплеровский лаг (двухкоординатный лаг – X-Y оси) даст скорость относительно морского дна.

Для ручной установку скорости (Manual) необходимо:

- выделить окно SPD;

- выделить во всплывающем окне один из источников Log, Man, Dop. По умолчанию используется режим ввода скорости собственного судна по лагу (LOG). Для изменения необходимо нажать центральную кнопку, чтобы выбрать ручную установку (Manual);

- нажать и удерживать центральную кнопку, согласовать скорость, перемещая трекбол по оси Север/Юг.

Для изменения источника ввода скорости на (Doppler) необходимо:

- нажать правую кнопку, чтобы выбрать Доплер;

- если ввод Скорости производится постоянно по доплеровскому лагу, сохранить эту установку в “Default Settings” (установка по умолчанию) в соответствии с разделом Назначение.

Окно SPD имеет значение W или G, для указания вида скорости относительно воды (Water) или относительно грунта (Ground).

Стабилизация изображения – Stabilisation

Стабилизация радиолокационного изображения относительно моря (Sea Stabilisation)

Стабилизация изображения относительно моря дает точный курс и скорость относительно воды. В данном случае не используется информация о направлении сноса (Set) и скорости сноса (Drift) судна. Функция удобна для каботажного плавания, лоцманской проводки судов и для предупреждения столкновений. Траектория прошлого движения целей указывают их истинное движение.

При использовании относительного лага (или при ручном вводе скорости) и гирокомпаса возможно использование стабилизации изображения.

Стабилизация радиолокационного изображения относительно грунта (Ground Stabilisation) требует точного значения курса и скорости собственного судна с учетом сноса и дрейфа. Стабилизация может быть проведена по неподвижной цели (например, берег как фиксированная цель). Направление сноса и дрейфа может быть скомпенсированы по береговой черте. Направление сноса и дрейфа дают дополнительный вектор, который добавляется при движении судна. Вектор, изображающий путевой угол (Course Made Good – CMG) и путевую скорость (Speed Made Good – SMG).

Изображение может быть стабилизировано по РНС, двухкоординатному доплеровскому лагу, или при ручном вводе, используя фиксированную (неподвижную) цель.

Окна Course Made Good и Speed Made Good служат только для информации.

Если внешняя РНС не передает информацию, РЛС автоматически возвращается к стабилизации изображения относительно моря.

03.1.055 Изображение на экране РЛС в относительном движении. Стабилизация изображения - по норду. Вектор цели - относительный, длиной 6 мин. Цель находится на автосопровождении. Вектор нашего судна указан при центре развертки, длина 6 мин. В каком направлении будет располагаться вектор цели, если мы повернем на юго-запад? На восток

03.1.056 Экран РЛС с режимом отображения - относительное движение. Стабилизация - по норду. Цель находится на автосопровождении. Вектор нашего судна указан при центре развертки. По какому направлению будет направлен относительный вектор цели, если мы ляжем на курс, указанный линией красного цвета? 3

03.1.057 Экран РЛС с режимом отображения - относительное движение. Стабилизация изображения - по норду. Шкала - 12 миль. Все цели находятся на автосопровождении. Векторы целей - относительные. Вектор нашего судна указан в центре развертки. Какое судно становится опасным, если наше судно отвернет вправо на угол 90° (новый курс указан штриховой линией) при условии, что зона безопасности у нашего судна - окружность радиусом 2 мили? Цель 3

03.1.058 Экран РЛС с режимом отображения - относительное движение. Стабилизация изображения - по норду. Цель, указанная на экране, находится на автосопровождении. Вектор цели - относительный. Наш курс - 246°, скорость - 12 узлов. Через небольшой промежуток времени вектор цели превратился в точку. Какой маневр выполнила цель? Стала следовать одинаковым с нами курсом и скоростью

03.1.059 Экран РЛС с режимом отображения - относительное движение. Стабилизация изображения - по норду. Цель находится на автосопровождении. Режим отображения вектора цели - относительный. В начальный момент у цели не было вектора., но через небольшой промежуток времени у цели появился вектор. Какой маневр выполнила цель? Отвернула влево

03.1.060 На планшете показана радиолокационная прокладка цели в относительном движении, начиная с Т=00час00мин и по Т=00час15мин. Стабилизация - по норду. Вектор нашего судна показан при центре планшета. Какой маневр выполнила цель на 9-ой минуте (определите на глаз)? Отвернуло вправо и увеличило скорость

03.1.061 Укажите судовое оборудование, которое должно быть обязательно сопряжено с ЭКНИС Система определения местоположения (например, GPS)

03.1.063 ЭКНИС. Если гидрографические (батиметрические) промеры или промеры на карте неточны или неизвестны Судно может находиться в опасных водах, несмотря на отсутствие информации об этом на дисплее ЭКНИС

03.1.064 При работе в режиме мониторинга метки времени отражаются на ЭКНИС С интервалом установленным вахтенным (или другим оператором), от 1 до 120 минут

03.1.065 ЭКНИС. В чем смысл ограничения отклонения от маршрута? Помощь для управления судном по заданной траектории

03.1.066 ЭКНИС. Укажите символ, которым обозначен район с более высоким качеством промеров на карте

03.1.067 Что из нижеперечисленного эквивалентно откорректированной бумажной карте? Установленные карты из новейшего базового CD + корректура к этим картам с диска обновления (update CD)

03.1.068 ЭКНИС. Значение этого символа Отдельно лежащая опасность

03.1.069 ЭКНИС. SCAMIN означает Самый мелкий масштаб, при котором объект будет отображен

03.1.070 База данных, издаваемая гидрографической организацией, которая содержит всю информацию по картам, необходимую для безопасного мореплавания, и может содержать дополнительную информацию, называется ЭНК

03.1.071 База данных, трансформированная ЭКНИС, эквивалентная последним бумажным картам называется СЭНК

03.1.072 Что из нижеперечисленного эквивалентно откорректированной бумажной карте? Установленные карты из новейшего базового CD + корректура к этим картам с диска обновления (update CD)

03.1.073 ЭКНИС. Наложение от радара на следующем рисунке Затемняет (и поэтому ухудшает) информацию на карте

03.1.074 Согласно поправкам к Конвенции ПДНВ, сделанным в Маниле в 2010, офицер, который хочет продлить рабочий диплом, выданный в Российской Федерации, без ограничения для судов оборудованных ЭКНИС, должен предоставить доказательства на основе Прохождения подготовки по ЭКНИС в УТЦ по программе, утвержденной Росморречфлотом

03.1.075 РЛС, работающая в 3 см диапазоне должна устанавливаться На судах водоизмещением 300 и более

03.1.076 Вторая РЛС должна устанавливаться На судах водоизмещением 3000 и более

03.1.077 САРП должен устанавливаться На судах водоизмещением 10000 и более

03.1.078 Укажите ошибки в настройках ЭКНИС полагая, что они относятся к судну, изображенному в нижней части иллюстрации Неправильный ввод координат для антенны радара

03.2.001 При использовании РЛС для опознания берега применяются следующие методы 1. Метод траверзных расстояний

2. Метод веера пеленгов и дистанций

3. Метод параллельных курсовых углов

03.2.002 Для каких целей в судовых РЛС используется X band (3 см) и S band (10 см)? 1. S band позволяет получить лучшую помехоустойчивость

2. X band позволяет получить большую точность измерений

03.2.003 Ошибка в показаниях гирокомпаса повлияет в судовой РЛС на режим 1. True Motion / Истинное движение

2. Course up / Ориентация по курсу стаб

03.2.004 При использовании в судовой РЛС режима истинного движения смещение береговой черты происходит из-за 1. Поправки лага

2. Неучтенного сноса

3. Неучтенного дрейфа

4. Поправки гирокомпаса

03.2.005 Согласование судовой РЛС с гирокомпасом и лагом обычно производится 1. Перед выходом в рейс

2. Лицом, назначенным капитаном судна

03.2.006 Для борьбы с помехами от моря (волн) на экране судовой РЛС необходимо 1. Перейти в другой диапазон излучения

2. Использовать регулировку Anti-Clutter Sea / Море

03.2.007 Для борьбы с помехами от соседней РЛС на экране судовой РЛС необходимо 1. Изменить длительность импульса

2. Перейти в другой диапазон излучения

03.2.008 После обнаружения и захвата цели прошло менее 3 минут. Информации САРП 1. Нельзя доверять

2. Можно доверять относительно

03.2.011 Какие данные вводятся в оборудование АИС автоматически? 1. Истинный (гирокомпасный) курс судна, путевой угол судна

2. Координаты судна (в системе координат WGS - 84), время (UTC)

3. Скорость судна относительно грунта, направление и скорость поворота судна

03.2.012 Какие данные вводятся в оборудование АИС при установке на судне? 1. Тип судна

2. Позывной судна

3. Название судна

4. Номер ИМО судна

5. Длина и ширина судна

6. Место расположения антенны ДГНСС

7. Опознаватель морской подвижной службы MMSI

03.2.013 Укажите оборудование, подключаемое к судовому АИС 1. Гирокомпас

2. Приемоиндикатор ГНСС

3. Датчик скорости поворота

03.2.015 Судовые РЛС. Точность определения ЛИД (линии истинного движения) зависит от 1. Выполняемого маневра

2. Точности согласования с лагом и гирокомпасом

03.2.016 К 2018 году наличие ЭКНИС будет обязательным для следующих категорий судов 1. Все высокоскоростные суда

2. Все танкера валовой вместимостью более 3000 регистровых тонн

3. Все сухогрузы валовой вместимостью более 10000 регистровых тонн

4. Все пассажирские суда валовой вместимостью более 500 регистровых тонн

03.2.017 Укажите ситуации, в которых ЭКНИС должна включить аварийно-предупредительную сигнализацию 1. Отклонение от заданного маршрута превышает допустимый предел

2. В пределах установленного вахтенным времени, судно может пересечь безопасную изобату

3. Система определения местоположения и системная электронная навигационная карта используют разные системы геодезических координат

03.2.018 ЭКНИС. Очевидные различия между координатами буя на карте и его координатами на наложении от радара могут быть вызваны 1. Неточностью GPS

2. Неточностью карты

3. Погрешностью гирокомпаса

4. Смещением буя приливо-отливным течением

03.2.019 Для того, чтобы не обязательно иметь на борту бумажные карты судно должно иметь 1. Одну ЭКНИС и, по крайней мере, один резервный комплект (компьютер)

2. Установленные и полностью откорректированные векторные карты, выполненные в соответствии со стандартом S-57 ЭНК предназначенные для района плавания судна

03.2.021 Следующие данные проверяются, когда маршрут из ЭКНИС передается на авторулевой в режимах следования по маршруту 1. Величина отстояния от плеча маршрута (XTE)

2. Пеленг и дистанция на очередную маршрутную точку

03.2.022 ЭКНИС. Проверка маршрута должна производиться 1. До включения маршрута в план перехода

2. До активизации маршрута и включения режима мониторинга

3. В случае повторного использования маршрута, если карты были откорректированы или обновлены

03.2.023 Две вещи, которые всегда должны появиться на дисплее ЭКНИС при выборе исполнительной прокладки это 1. Координаты судна

2. Выбранный (активированный) маршрут

03.2.024 ЭКНИС. Предел бокового смещения для определенного отрезка определяется по 1. Ширине фарватера

2. Наличию опасностей вдоль судоходной части фарватера

3. Маневренным характеристикам судна с учетом глубины под килем

4. Минимальному запасу воды под килем, который должно иметь судно при следовании в опасных районах с ограниченными глубинами

03.2.025 Два важных предупреждения, которые ЭКНИС должна показывать в отношении масштаба отображения, это 1. Координаты судна на карте ЭНК большего масштаба (e.g. look up better chart )

2. Информация с карты большего масштаба, чем масштаб карты ЭНК (e.g. Overscale)

03.2.026 Обязательные требования ИМО и МГО включают в себя показ следующих видов информации на экране ЭКНИС 1. Маршруты паромов

2. Магнитное склонение

3. Границы действия различных правил плавания

4. Гидрография (например, промеры, навигационные опасности)

03.2.027 Укажите методы, которые используются для обновления информации на ЭНК S-57 1. Установка дисков базовой коллекции карт и обновлений к ним

2. Автоматическое обновление всех карт с использованием интернета

3. Получение свежей информации для отдельных карт с использованием e-mail

4. Обновление коллекции карт на берегу (и обеспечение судна новейшей СЭНК)

03.2.028 Сертификат на рисунке означает, что 1. ЭКНИС одобренного типа

2. ЭКНИС соответствует требованиям ИМО и МЭК (IEC)

03.2.029 Документы по ЭКНИС, подлежащие проверке портовыми властями, это 1. Свидетельство об одобрении типа

2. Доказательство того что судоводители прошли подготовку по использованию ЭКНИС (generic training) и ознакомлены с оборудованием ЭКНИС определенного типа (type specific familiarization)

03.2.030 ЭКНИС. Укажите режимы цветовой гаммы экрана, которые являются обязательными 1. Ночь

03.2.031 ЭКНИС. Чтобы убедить инспектора государственного надзора (Flag State Control) или портового контроля, что с целью проверки работы спутниковых навигационных систем (GPS), позиция судна определялась иными способами 1. При любой возможности следует устанавливать и сохранять в ЭКНИС дальность действия РЛС, расчетные точки или координаты

2. Координаты, поученные визуально или линия визуальных пеленгов должны быть нанесены при помощи редактора пользователя (user overlay)

03.2.032 Дополнительные требования, позволяющие работать с электронной картографической системой, отображающей растровые карты, это 1. Возможность ручного совмещения СРНК с данными о местоположении

2. Способность преобразовывать местные координаты в координаты WGS 84

3. Функция, позволяющая вводить точки, линии и районы вызывающие срабатывание аварийно-предупредительного сигнала

4. Соответствующий комплект откорректированных бумажных карт (APC), составленный в соответствие с рекомендациями МГО

03.2.033 Две первостепенные индикации, которые должны появляться на дисплее ЭКНИС при исполнительной прокладке это 1. Выбранный маршрут

2. Координаты своего судна

03.2.034 Укажите ситуации, в которых ЭКНИС должна включить аварийно-предупредительную сигнализацию 1. Отклонение от заданного маршрута превышает допустимый предел

2. В пределах установленного вахтенным времени, судно может пересечь безопасную изобату

3. Система определения местоположения и системная электронная навигационная карта используют разные системы геодезических координат

03.3.001 Введите номер (цифрой), которым на судовой РЛС обозначена регулировка усиления 1

03.3.002 Введите номер (цифрой), которым на судовой РЛС может быть обозначена регулировка подстройки частоты 2

03.3.003 Введите номер (цифрой), которым на судовой РЛС может быть обозначен выбор ориентации по северу 3

03.3.004 Введите номер (цифрой), которым на судовой РЛС может быть обозначен выбор ориентации по курсу 4

03.4.001 ЭКНИС. Укажите, какое из определений максимально соответствует стандартам МГО 1. Спецификация содержания карт и аспектов отображения ЭКНИС, предназначена для повышения безопасности использования, в том числе содержащая стандарты для символьной информации

2. Описывает стандарт, который должен быть использован для обмена цифровой гидрографической информацией между национальными гидрографическими офисами и для ее передачи производителям, мореплавателям и другим пользователям

3. Описывает рекомендованные стандарты защиты информации

4. Предоставляет современные стандарты гидрографических картографических данных, которые могут поддержать широкий спектр цифровых источников гидрографических данных. Будущий стандарт для морских электронных карт

03.4.002 ЭКНИС. Укажите навигационные цели (диапазон использования) каждой из нижеприведенных карт 1. Генеральные

2. Подходы к берегам

03.4.003 Укажите, какие из данных утверждений относятся к векторным, а какие к растровым картам 1. Векторная карта

2. Растровая карта

3. Растровая карта

4. Растровая карта

5. Растровая карта

6. Векторная карта

7. Векторная карта

8. Векторная карта

04.1.001 Вахтенный помощник несет ответственность за безопасность судовождения На протяжении всей вахты, до тех пор пока он не будет специально информирован о том, что капитан принял такую ответственность, и это будет обоим понятно

04.1.002 Планирование перехода должно быть завершено До начала рейса

04.1.003 Предварительная прокладка должна быть сделана До начала рейса

04.1.004 Если во время рейса принято решение об изменении следующего порта захода, то проработка нового маршрута должна быть закончена До того, как путь судна будет существенно изменен

04.1.005 Комплект флагов международного свода сигналов Должен обязательно быть на судне

04.1.007 Где Вы будете прокладывать курс судна при использовании системы разделения движения Насколько это практически возможно в стороне от линии разделения движения

04.1.008 Может ли судно в системе разделения движения перемещаться в пределах полосы движения от одной ее границы к другой? Может, при условии, что такое перемещение происходит под возможно меньшим углом к общему направлению потока движения

FURUNO цели на экране радара.jpg
Отображение эхосигналов

Мощность отображаемых эхосигналов зависит от следующих параметров:

  • высота и размер цели;
  • форма цели;
  • состав материала и угла, под которым отображаются импульсы.

Радиолокационная станция "видит" только ближнюю к ней сторону целей. Это накладывает свой отпечаток: при интерпретации изображения необходимо учитывать, что отображенные эхосигналы могут не дать полной информации о цели. Так, эхосигнал, отраженный от вершины горы, морской радар может отобразить как мыс или маленький остров.

Отражательная способность материалов

  • Металлические объекты отражают очень сильный эхосигнал;
  • Рифы — слабый эхосигнал;
  • Вода — слабый эхосигнал;
  • Дерево — слабый эхосигнал;
  • Стеклопластик — слабый эхосигнал.

Таким образом, наиболее слабые и прерывистые эхосигналы отражаются от плоских / конических / неметаллических объектов. Иногда такие объекты вовсе не отражают эхосигналы.

Влияние осадков и волн

Осадки и морские волны тоже могут влиять на изображение на экране радиолокационной станции. Эхосигналы, отраженные от дождя или снега могут выводиться на экран в виде нечеткой или засвеченной области; отражения от волн приводят к тому, что на малых шкалах дальности центральная часть дисплея покрыта множеством эхосигналов. Помехи от осадков и волн можно отрегулировать. Подробнее о работе с помехами читайте в статье Судовая РЛС: органы управления.

САРП.JPG
Средство автоматической радиолокационной прокладки

Средство автоматической радиолокационной прокладки, или САРП, помогает предотвратить столкновения за счет сопровождения отдельных целей и прокладки их курса и вектора скорости для определения расстояния до точки кратчайшего сближения (СРА) и времени до точки кратчайшего сближения (ТСРА) со своим судном.

Данные об интересующей цели, в том числе ее курс, скорость, пеленг, TCPA и CPA, можно просматривать на экране РЛС.

АИС.JPG
Автоматическая идентификационная система

Автоматическая идентификационная система, или АИС, предназначена для обмена данными о судах и навигационными данными в режиме реального времени. Данные АИС включают название и позывной судна, размер (длину и ширину), местоположение, скорость, курс и т.д. Захват и сопровождение целей АИС производится по УКВ-сигналу; данные АИС используются совместно с находящимися поблизости судами и береговыми станциями Системы управления движением судов.

В нашем каталоге представлены приемники АИС, АИС класса А и АИС класса B от ведущих производителей.

Прочие навигационные инструменты

Помимо описанных выше вариантов отображения отраженных от объектов, волн и осадков эхосигналов, на экране радиолокационной станции могут появиться точки / пунктирные радиальные линии, которые являются отметками сигналов, передаваемых радиолокационными маяками. Сигналы передаются радиолокационными маяками при получении радиоимпульсов от РЛС, однако некоторые радиолокационные маяки осуществляют передачу в постоянном режиме. Основная цель передачи сигналов маяками — помощь в определении местоположения судна в пересчете на расстояние и пеленг от маяка.

SART радиолокационный ответчки на экране радара.jpg

Существуют несколько типов радиолокационных маяков:

  • ответчик (RACON). Радиолокационный маяк-ответчик radar beacon автоматически передает ответный сигнал при получении радиоимпульсного запроса. Сигнал выводится на экран в виде радиальной линии от маяка, состоящей из точек и тире. Подобные устройства используются для того, чтобы облегчить обнаружение маяков, буев, неприметных береговых линий, мест под постами, где сможет пройти судно и т.п.
  • маркер (RAMARK). Радиолокационный маяк-маркер может передавать сигнал как непрерывно, так и в прерывистом режиме: радиолокационная антенна получит от него сигнал и на экране РЛС отобразится радиальная линия из точек и тире. (РЛО, SART). РЛО передает сигнал в ответ на радиоимпульсный запрос после активации членом экипажа в случае, если судно терпит бедствие. Отображение такого сигнала на дисплее радиолокационной станции напрямую зависит от расстояния между этими устройствами. Приблизительным местоположением терпящего бедствие судна является ближайший к РЛС сигнал. Согласно ГМССБ, радиолокационными ответчиками должны быть оснащены некоторые классы судов. Чтобы вовремя заметить сигнал терпящего бедствие судна, необходимо постоянно контролировать дисплей РЛС.

Ложные эхосигналы

Ложным сигналом является сигнал, отображенный на экране РЛС в том месте, в котором нет целей. Чтобы отличить ложный сигнал от правильного, оператору необходимо знать виды ложных сигналов:

  • Непрямые эхосигналы бывают, например, от стенок дома, моста, отражающей поверхности собственного судна. Распознать непрямые эхосигналы на экране радиолокационной станции можно по нескольким признакам: по форме; по возникновению в теневых секторах; по появлению в направлении препятствия, но на расстоянии полезного эхосигнала; по неправильному движению на экране;
  • Многократно отраженные эхосигналы могут возникнуть при приеме сильного эхосигнала от цели на малых шкалах дальности. Такого типа эхосигналы можно подавить с помощью уменьшения чувствительности.

сигналы на экране судового радара.jpg
Слепой и теневой сектора

Различные препятствия на пути излучения антенны могут скрывать радиолокационные цели, расположенные за ними. Слепым сектором называется сектор в несколько градусов, в котором отсутствует излучение. В пределах такого сектора невозможно обнаружить небольшие цели на малых шкалах дальности, при этом с обнаружением крупных целей проблем, как правило, не возникает.

Боковые лепестки

При передаче антенной импульсов часть излучения уходит в сторону от основного луча — это и есть так называемые "боковые лепестки". Боковые эхосигналы, как правило, появляются на малых шкалах дальности и от стабильных целей. Их можно ослабить путем плавного уменьшения чувствительности или регулировки функции подавления помех от моря.

Помехи

Радиолокационные помехи могут возникнуть при работе РЛС, установленных на находящихся по близости судах, в одном диапазоне частот (обычно 9 ГГц; 3 ГГц — для больших РЛС). На экране помехи отображаются в виде ярких точек в случайном порядке или образующих линии от центра экрана к его границам. Отличить помехи от правильных сигналов можно благодаря тому, что при обороте антенны они не будут отображаться на том же месте, что и прежде, в отличие от сигналов, отраженных от целей.

Подробнее о ложных эхосигналах читайте в нашей предыдущей статье про радиолокацию.

Роль современного штурмана многофункциональна. Естественно, основная задача и обязанность штурмана по определению остается неизменной – провести судно из одного порта в другой наивыгоднейшим путем, в кратчайший срок, безопасно для людей, груза и самого судна. Суть в том, что изменились средства и, следовательно, методы выполнения этой задачи, которая может быть успешно решена при возросшей интенсивности судоходства только в случае правильного и эффективного использования современных средств навигации. Полагаясь на эти средства, как на основного помощника в своей работе, штурман хорошо должен знать их назначение, функциональные возможности, технические характеристики, структурное построение и принцип действия.

Однако, уровень сложности большинства современных навигационных радиоэлектронных средств таков, что это повлекло за собой изменения (а, скорее, дополнения) в профессиональной подготовке судоводителей. Современный штурман должен знать основы схемотехники простейших радиоэлектронных устройств, чтобы представлять, как путем их объединения формируются системы для решения конкретных задач. На современного штурмана возложена также ответственность за поддержание в исправном состоянии радиоэлектронных средств навигации и средств связи. А это значит, что кроме профессионально грамотного использования в своей работе судовой радиоэлектроники штурман должен в критической ситуации, когда возникнет отказ в работе того или иного устройства, либо восстановить его работоспособность, либо правильно поставить диагноз его состояния, чтобы при необходимости и когда это возможно связаться с сервисной службой фирмы- изготовителя устройства с целью получения надлежащей консультации и грамотно воспользоваться ею в ремонте.

В большинстве случаев выход из строя радиоэлектронной аппаратуры характеризуется внезапностью отказа и, как правило, в самый неподходящий момент, всегда неожиданно. А так ли уж неожиданно? Ведь, грамотная эксплуатация, знание принципа работы устройства и его возможностей, своевременный контроль «ключевых» параметров схемы, проведение профилактических работ (там, где это необходимо) обеспечивают бесперебойную работу или, как минимум, создают условия для предотвращения внезапного выхода из строя радиоаппаратуры. Например, хотя бы немного завышенное напряжение источника питания или плохое качество фильтра («усох» электролитический конденсатор) всегда найдут «слабое звено», которое не выдержав несколько ненормальной работы источника питания, внезапно выйдет из строя. Плановая профилактическая проверка, осмотр узлов аппаратуры (модулей, плат, функциональных ячеек и т.д.) помогают увидеть «усохший, потемневший, подгоревший, одним словом, «больной» электрорадиоэлемент (ЭРЭ), из-за которого может произойти внезапный отказ, и своевременно заменить его, произвести регулировку и установить номинальные значения параметров.

Так, что же необходимо сделать в первую очередь, если случилась неисправность, в результате которой устройство, либо полностью перестало работать, либо нарушилось его правильное (штатное) функционирование?

Первой и самой важной заповедью должно быть сохранение спокойствия. Бурные эмоции, тревога и суетливость только мешают осознанию случившегося и мышлению, необходимому для успешного поиска неисправности. Только в спокойном состоянии можно продуктивно обнаружить повреждение. Так что сохраняйте спокойствие!

1. Проанализируйте признак неисправности. Сам признак неисправности – это указатель, свидетельствующий о неполадках или нарушениях в работе устройства. Выявление признака неисправности – это осознание наличия произошедших изменений в работе устройства. Полный отказ в работе – это простейший вид признака неисправности. Теперь спокойно посидите хотя бы минуту и проанализируйте ситуацию.

2. После анализа случившегося прежде, чем принять решение о необходимости ремонта, следует проверить, как теперь изделие функционирует (если оно, хоть как-то функционирует). Ведь, в сложных радиоэлектронных устройствах, к которым относится РЛС, как правило, всё сразу из строя не выходит: какие-то узлы продолжают работать, пусть даже и не так, как надо. Отказ может проявиться и в том, когда устройство функционирует, но вырабатываемая им информация не соответствует техническим требованиям, т.е. имеет место ухудшения функционирования. Конечно, выполнение этой задачи требует знания хотя бы рабочих характеристик проверяемого устройства, его возможностей и умения правильно оценивать результаты функционирования. Проверка функционирования в некоторых случаях может выявить, так называемый, кажущийся признак неисправности. Слово «кажущийся» употреблено потому, что устройство может отлично работать, но из-за неправильной, например, установки органов регулирования, или неправильно выбранного режима состояние средств отображения информации не будет соответствовать ожидаемому, что может быть воспринято, как признак неисправности. Достаточно обнаружить эти неправильности, чтобы уяснить причину возникновения признака неисправности. Н а этом всё и закончится, если удалось убедиться, что неправильная установка органа регулирования или выбора режима работы была её единственной причиной.




3. Немного об использовании органов управления и регулирования. Чтобы детально исследовать обнаруженный признак неисправности, необходимо воспользоваться органами управления и регулирования устройства, оказывающими влияние на признак неисправности. Как известно, к органам управления и регулирования относятся все выведенные на переднюю панель переключатели, кнопки, сенсоры, регулировочные компоненты, которыми можно пользоваться, не открывая корпуса устройства. К органам управления и регулирования относятся также выносные и беспроводные пульты дистанционного управления (ПДУ). По своей сути, органы регулирования вносят некоторые изменения в режимы функционирования устройства. Органы отображения информации – индикаторы, измерительные приборы, самописцы и т.п. – позволяют визуально оценить изменения, вызванные органами регулирования. Бессистемное и непоследовательное манипулирование органами управления может, в конечном счете, привести к отклонению от штатного режима работы или к неисправности устройства. Вначале возможны некоторые ухудшения (например, ухудшение четкости изображения, подергивание развертки, снижение коэффициента усиления и т.д.). На это необходимо заблаговременно обращать внимание, поскольку дальнейшее ухудшение параметров устройства может привести к выходу его из строя. Ни в коем случае нельзя устанавливать многие органы регулирования в такие положения, при которых возможно превышение максимально допустимых значений регулируемых ими параметров. Понимание изменений, происходящих в схеме при манипулировании органами регулирования, позволит заранее предвидеть любые повреждения, которые могут возникнуть в результате непродуманных регулировок в состоянии спешки или растерянности. Следует ли считать потерянным время, затраченное на проверку функционирования изделия с помощью органов управления и регулирования, если выяснится, что все они установлены правильно? Конечно, нет. Во-первых, на это уйдет всего от нескольких секунд до нескольких минут в зависимости от признака неисправности и сложности устройства. Во-вторых, имеется весьма веская причина для манипулирования органами регулирования, даже если они установлены правильно, поскольку это поможет получить дополнительную информацию о признаке неисправности, а, в некоторых случаях выявить местонахождение неисправности и сэкономить время, затрачиваемое на её поиск. Дополнительное соображение в пользу первоочередного использования органов регулирования при анализе выявления признака неисправности состоит в том, что все они выведены на переднюю панель или находятся на ПДУ и могут быть задействованы немедленно.

4. Теперь, когда при проверке функционирования стал очевидным тот факт, что устройство действительно неисправно, необходимо вспомнить, что на него должна быть техническая документация, например, руководство по техническому обслуживанию, инструкция по эксплуатации, схемы, карты тестирования и т.д., в которых могут содержаться необходимые сведения и рекомендации по поиску неисправностей, а также возможные реквизиты фирмы- изготовителя (телефон, факс, сайт, адреса сервисных служб и т.д.). Наилучшим источником информации для быстрого и достаточно подробного ознакомления с устройством являются инструкции по эксплуатации и техническому обслуживанию. Ознакомление с технической документацией, знание функциональной схемы устройства и расположения функциональных узлов, а также обнаруженные признаки нештатной работы устройства должны дать информацию о возможном местонахождении неисправности. В технической документации во многих случаях приводится руководство по отысканию неисправностей. Это руководство включает перечень причин и признаков часто встречающихся повреждений. Хорошим источником информации является фирма –изготовитель и её сервисные службы. Телефонный звонок на фирму-изготовитель или в её сервисные центры может сберечь многие часы поиска неисправности, особенно в критической ситуации для судна, когда РЛС, как можно быстрее должна быть восстановлена. В данном случае, чтобы избежать недоразумений штурман должен профессионально грамотно охарактеризовать признак неисправности.

Абсурдно проверять всю схему, в которой может быть до нескольких сотен тысяч электронных компонентов. Нелогично проверять все функциональные модули устройства, которых может быть (например, в РЛС) также достаточно много. Зачем, например, проверять передающий и приемный тракты РЛС и их функциональные модули, если признак неисправности – отсутствие развертки индикатора кругового обзора. Сам индикатор – это тоже, по сути, сложнейшее электронное устройство и чтобы обнаружить в нем неисправный функциональный модуль, необходимо знать или иметь в технической документации функциональную схему индикатора. Анализируя функциональную схему ИКО, можно логически определить, какие функциональные модули могут быть неисправными, согласно выявленному признаку неисправности. Логически рассуждая, из «подозреваемых», например, можно исключить видеоусилитель, аналого-цифровой преобразователь видеосигнала, все модули, работающие на интерфейс и САРП, а также другие модули, не связанные с формированием развертки. Подлежат проверке модуль формирования развертки, модуль синхроимпульсов, ЭЛТ или ЖК-монитор, схема блока питания, процессор и контроллеры, запускающие развертку и другие элементы, связанные с работой схемы развертки. Таким образом, на основании логических умозаключений при условии знания всего лишь функциональной схемы ИКО можно свести к возможному минимуму на данном этапе область поиска неисправности.

Тот факт, что на экране индикатора нет развертки, не дает достаточного количества информации, чтобы правильно определить причину неисправности. Данный признак может означать, что неисправен сам кинескоп или ЖК-монитор, не подается накал или анодное напряжение на кинескоп, или напряжение подсветки на ЖК-монитор, сгорел предохранитель в блоке питания, нарушена цепь схемы регулировки яркости (проворачивается плохо закрепленный регулятор яркости, в результата оторвался провод к нему) и т.п. Локализация неисправной функции означает выявление того функционального модуля многомодульного устройства, в котором фактически содержится неисправность. Это выполняется путем последовательной проверки каждого из потенциально неисправных функциональных модулей до обнаружения неисправного модуля. Если принятые ранее действия не позволили обнаружить фактически неисправный модуль, то последующие действия по обнаружению неисправности требуют в некоторых случаях применения принципиальных схем потенциально неисправных модулей. Здесь можно согласиться с утверждением, что штурман для этого не имеет профессиональной подготовки, что сложный ремонт выполняется высококвалифицированными специалистами в области электроники, что для обнаружения такого вида повреждений требуется специальная подготовка. Более того, в настоящее время эксплуатационная документация может не содержать принципиальных схем. Но во- первых, такие неисправности не случаются сплошь и рядом, в абсолютном большинстве случаев (

Допустим, обнаружен тот модуль или та часть схемы, устранение неисправности в которой позволит восстановить нормальное функционирование устройства. Как известно, модуль конструктивно выполнен так, чтобы обеспечивалась его замена. Он содержит все необходимые электронные компоненты (резисторы, конденсаторы, транзисторы, интегральные схемы и т.д.), образующие электрическую схему, которая выполняет определенную электронную функцию сложного многомодульного устройства. Если неисправность локализована в конкретном модуле, то для устранения отказа достаточно заменить этот модуль. В большинстве случаев конструкция модулей не предполагает их ремонта в судовых условиях, поскольку все они, как правило, выполнены на компонентах печатного монтажа (КПМ). Исключением может быть тот случай, когда неисправность образно «лежит на поверхности», т.е. обнаружена путем внимательного визуального осмотра модуля. Кстати, как показывает практика ремонта радиоэлектронных устройств, 35.. .40% всех неисправностей обнаруживается с помощью тщательного визуального внешнего осмотра элементов схемы. При осмотре в первую очередь необходимо обращать внимание на то, нет ли сгоревших предохранителей, разрушенных или утративших первоначальный цвет компонентов, обрывов проводов (особенно у элементов управления и регулирования, выводимых на переднюю панель), поврежденных проводников печатных плат, дефектов паяных соединений, трансформаторов и катушек индуктивности с запахом гари, следов коррозии, перегретых деталей, вытекших или вспученных электролитических конденсаторов и т.д. Другими словами, необходимо обращать внимание на любое отклонение от нормы. Тщательный внешний осмотр так часто позволяет обнаружить неисправность, что есть смысл пожертвовать на него время. Даже если в результате такого осмотра неисправность не будет обнаружена, то, по крайней мере, будет изучено расположение всех элементов аппаратуры.

Последующие общие рекомендации, возможно, будут полезными для тех штурманов, которые умеют пользоваться контрольно-измерительными приборами и, в частности обычным мультиметром (тестером) или универсальным осциллографом.

Когда неисправность находится в схеме, не содержащей сменных функциональных модулей, и визуальным осмотром не выявлено никаких отклонений, единственным средством локализации неисправности становятся измерения, т.е. проверка определенных электрических параметров с помощью контрольно-измерительных приборов. Часто много времени тратится впустую на поиски несуществующих повреждений, когда все дело в неисправном источнике питания. Следует учесть и то, что источники вторичного электропитания устройств работают, как правило, в наиболее нагруженном режиме. Поэтому первой электрической проверкой должен быть контроль правильности уровней напряжения ото всех цепей источника питания при работе под нормальной нагрузкой. Как правило, в источниках питания ИКО (дисплейных блоках) РЛС имеется несколько выходных цепей на разный уровень напряжения для питания разных по напряжению узлов схемы. Наиболее внимательно необходимо проверить те напряжения, которые подаются на питание взятых под «подозрение» модулей или других участков схемы. Приступать к проверке самих модулей или других участков схемы необходимо только при нормально работающем источнике питания.

Некоторые практические советы при проведении измерений.

1. Необходимо приступать к проверке того функционального модуля, который даст максимум информации для одновременного исключения из проверки других потенциально неисправных узлов схемы.

2. Как правило, для проверки режимов работы схемы на платах модулей предусмотрены контрольные точки. Не следует начинать проверку с тех контрольных точек, для доступа к которым придется разбирать проверяемую аппаратуру.

3. Следует сначала проверять точки с максимальным уровнем напряжения. Конечно, все эти проверки целесообразны только в том случае, когда известны величины проверяемых параметров.

4. Необходимо учитывать, что значения проверяемых напряжений, сопротивлений, форм сигналов редко в точности совпадают с теми, что приведены в эксплуатационной документации. При проверке напряжений самый главный вопрос заключается в следующем: «Насколько измеренное напряжение должно быть близко к указанному в документации значению?». Нормальная работа схем со стабилизированным напряжением питания обеспечивается при отклонении напряжений не более чем на 10% от номинальных значений, однако, большинство схем удовлетворительно работают при разбросе напряжений до 20…25%. Если измерение выполнено правильно, а результат измерения отличается от номинального значения более чем на 30%, то следует методично проверить параметры каждого элемента (резистора, конденсатора и т.д.), входящих в проверяемую цепь.

5. Сопротивления измеряются при отключенном питании устройства. При измерении сопротивлений нулевое показание прибора свидетельствует о коротком замыкании, а бесконечное сопротивление указывает на существование обрыва. Путем измерения сопротивлений в указанных состояниях прибора можно проверить, например исправность транзистора, пробой конденсатора, обрыв обмотки трансформатора или катушки индуктивности.

6. Принципиально важно, когда обнаружен неисправный элемент схемы, проанализировать причину его выхода из строя, прежде чем установить новый. В противном случае новый элемент также может выйти из строя, подтверждая, что найдено следствие, а не причина. Например, перегорание резисторов в цепи эмиттера обычно вызвано коротким замыканием между выводами транзисторов. Перегорание предохранителей в источнике питания обычно вызвано коротким замыканием выпрямительного диода или в цепях фильтрации. Выход из строя активных элементов (транзисторов, интегральных схем) часто связан с пробоем разделительных конденсаторов или завышенным напряжением на выводах. Интегральные схемы МОП-структуры (металл-оксид-полупроводник) могут выйти из строя при касании к ним руками, поскольку статический заряд тела может пробить тонкие изолированные затворы МОП-структуры. Если же при ремонте касание рук к ним неизбежно, то необходимо пользоваться специальным заземляющим браслетом или заземлить кисть руки на корпус аппаратуры через резистор сопротивлением порядка 0,5…1Мом. Разумеется, аппаратура должна быть обесточена.

7. Грязные или окисленные контакты печатных плат функциональных модулей очень часто бывают причиной неисправности. Необходима их регулярная проверка и при необходимости очистка. Однако следует знать, что в настоящее время на контакты печатных плат наносят очень тонкое гальваническое покрытие, которое, например, при очистке контактов карандашной резинкой можно повредить, после чего контакты быстро покроются коррозией. Есть специальные растворители для очистки контактов. Чтобы в разъемах сохранялся хороший контакт, они всегда должны быть плотно затянуты. Соединения разъемов не должны нарушаться при вибрации судна.

Читайте также: