Занимать место за компьютером можно во время урока с разрешения учителя

Обновлено: 04.07.2024

В СанПиН сказано, что между уроками должна быть перемена. Она важна для здоровья, отдыха, общения. Разбираемся, что могут делать ученики во время перемены и как их должны контролировать учителя.

Зачем вообще нужна перемена?

Чтобы ученик мог отдохнуть — не просто от учебы, а от трех конкретных вещей. Во-первых, сидя на одном месте ребенок получает серьезную нагрузку на позвоночник и ноги. Даже если он сидит за удобной партой на удобном стуле, ему нужно двигаться, чтобы разрядиться. Во-вторых, сила воли и внимание — исчерпаемые ресурсы. Чтобы не терять концентрацию, ученику нужно отдыхать и желательно не читать на перемене книгу, а двигаться. В-третьих, тема урока лучше усвоится, если дать мозгу на это время. Отдых после получения знаний помогает их усвоить, как отдых после еды помогает перевариванию.

Может ли учитель на нее не отпустить?

Нет. СанПиН обязывает делать между уроками хотя бы пятиминутные перерывы. Иногда учителя не отпускают на перемену вовремя или вообще, если ведут спаренные занятия. Это нарушение и к тому же на втором уроке ученики будут хуже усваивать информацию. Отпускать на перемену вовремя — это уважение к другим учителям. Если один учитель задержит класс, ребята не успеют и отдохнуть и вовремя прийти на следующий урок.

Обязательно ли покидать класс?

Если верить СанПиН, то обязательно. На перемене класс нужно проветрить и для этого ученики должны его покинуть. Дело не в том, что они могут простудиться на сквозняке — это вряд ли. Если ученики останутся в классе, они будут тоже участвовать в обмене воздухом и пользы от проветривания будет меньше.

Можно ли покидать школу?

В законе об этом ничего не сказано. Но должно быть сказано в уставе школы. Учителя несут ответственность за учеников даже на переменах. Если во время перемены со школьником случится беда даже за пределами школы, учитель будет виновен в этом. Другое дело, что ученикам должны создать условия для того, чтобы они не выходили из за пределы двора — работающий буфет, возможность выйти в интернет, борьба с курением.

Должна ли быть большая перемена?

По СанПин на большой перемене школьники должны успевать обедать. Из-за большой наполняемости в школах бывает две или три больших перемены.

Можно ли лежать на диванах, сидеть на подоконниках, играть на музыкальных инструментах?

Это также регулируется уставом школы. Но если в уставе разрешено, то учителя не имеют право запрещать и советовать, как именно нужно сидеть или лежать на диванах в рекреации. Другое дело, что спать на диванах во время уроков устав запретит.

Можно ли играть в баскетбол и другие виды спорта в спортзале?

Можно. Но только в присутствии учителя и при наличии спортивной формы. Учитель должен нести ответственность за безопасность учеников и обязан присутствовать не в кабинете, а в зале. Это может быть не только учитель физкультуры, но любой другой учитель, в том числе дежурный по школе. Форма нужна для безопасности зала и самих учеников.

Кто несет ответственность за учеников на перемене?

В классе и рядом с ним учитель, который будет проводить следующий урок. В рекреациях, коридорах и столовой — дежурные учителя или дежурные администраторы.

Должны ли старшеклассники и младшеклассники не пересекаться на переменах?

СанПин молчит об этом, но чаще всего младшеклассники занимаются в отдельном крыле или здании. Это исключает возможность столкновений с старшеклассниками.

Недолгое пребывание за компьютером улучшает концентрацию внимания, а чрезмерное – ухудшает. И чтобы компьютер здоровью не повредил, очень важно регламентировать время, которое ребенок проводит за компьютером. Чтобы предотвратить дурное влияние компьютера на детей – время занятий должно быть определено вами сразу. Малышам сидеть за компьютером, желательно, не каждый день. В ряду главных проблем со здоровьем, которые может доставлять компьютер детям – большая нагрузка на зрение. А поскольку наши глаза напрямую связаны с мозгом, то зрительное утомление сразу скажется на состоянии ребенка, как физическом, так и психологическом. Поэтому, очень полезным будет научить ребёнка специальной гимнастике для глаз. Если вы всё же чувствуете, что, несмотря на все меры предосторожности, ваш ребенок устает при работе за компьютером, то в первую очередь проверяйте правильность организации рабочего места.

Основные правила при работе за компьютером

1. Необходимо правильно установить экран монитора и постараться предотвратить отсутствие бликов на экране.

2. Поза при сидении за компьютером – прямая или слегка наклоненная вперед, с небольшим наклоном головы. Между корпусом тела и краем стола необходимо сохранять пространство не менее 5 см.

3. Ребенку должно быть удобно. Но это не значит, что надо подгибать ноги под себя или класть ногу на ногу, сутулиться. Этого делать НЕЛЬЗЯ! Сидеть за столом надо так, чтобы ноги стояли на полу или на специальной подставке. Согласно методическим рекомендациям, для детей ростом 115-130 см. рекомендуется высота стола – 54 см, высота сидения стула – 32 см.

4. Для работы с ЭВМ устанавливаются стулья, являющиеся подъемно-поворотными, регулируемыми по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья.

5. Сидеть ребенок должен на расстоянии не менее 50-70 см от монитора, но чем дальше, тем лучше.

6. Верхняя часть монитора должна быть расположена на уровне глаз или чуть ниже, а нижняя чуть ближе к Вам. Расстояние между монитором и глазами должно быть 45-75 см.

7. Воображаемая линия взора (от глаз до экрана видеотерминала) должна быть перпендикулярной экрану и приходиться на его центральную часть.

8. Освещение должно падать так же, как и при писании с левой стороны, свет не должен быть сильно ярким или тусклым, нельзя работать в темноте.

9. Не забывайте моргать (каждые 3-5 секунд), при моргании глаз омывается слёзной жидкостью и не пересыхает, а пересыхание глаза вредит зрению, чаще переводить взгляд на удаленный объект.

10. Периодически необходима зарядка для глаз, которую можно делать и в школе, и дома.

11. Каждый час работы за компьютером делайте перерыв на 15-20 минут.

12. Можете купить специальные очки для работы за ПК, их можно найти в каждой оптике.

13. Если Вы устали, началось чувство сонливости или тяжести в глазах, Вы не должны продолжать работу!

14. Для детей до 9 лет лучше всего вообще не сидеть за компьютером или всего максимум 10 минут.

15. Продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором на уроках составляет: для учащихся 1-2-х классов - не более 20 минут, для учащихся 3 - 4 классов - не более 25 минут, для учащихся 5 - 6 классов - не более 30 минут, для учащихся 7 - 11 классов - 35 минут.

16. Внеучебные занятия с использованием ПВЭМ рекомендуется проводить не чаще 2 раз в неделю общей продолжительностью:

- для обучающихся II-Vклассов – не более 60 минут;

- для обучающихся VI классов и старше – не более 90 минут.

17. Лучше всего для детского восприятия статическое, крупное цветное изображение в сопровождении звука. Также, желательно, чтобы частота обновления экрана на вашем компьютере была максимальной (100 и более герц), особенно если у вас не жидкокристаллический монитор.

18. Обязательно каждый день надо проветривать помещение, вытирать пыль (экран компьютера следует часто протирать специальной салфеткой). Слой пыли и грязи может быть одной из причин низкого качества изображения.

19. А сразу после работы за компьютером не надо смотреть телевизор или читать книгу. Лучше умыться холодной водой и 10-15 минут полежать с закрытыми глазами.

20. Сидеть за компьютером перед сном не стоит.

Более подробно с требованиями к работе за компьютером можно ознакомиться с помощью СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».

Правила техники безопасности сдаются всеми воспитанниками, о чём имеются соответствующие записи в журналах. Но тестирование, с использованием тестов на бумаге достаточно скучное дело, что не добавляет объективности.

С целью объективного контроля знаний воспитанников правил техники безопасности и поведения в компьютерном классе на уроках информатики создана и успешно применяется на занятиях программа тестового контроля TestsTB1004 (Приложение 1).

Следует отметить, что компьютерное тестирование имеет ряд преимуществ:

  • быстрое получение результатов испытания и освобождение преподавателя от трудоемкой работы по обработке результатов тестирования;
  • объективность в оценке;
  • конфиденциальность при анонимном тестировании;
  • тестирование на компьютере более интересно по сравнению с традиционными формами опроса, что создает положительную мотивацию у студентов.

Настоящий тест разработан с учётом следующих требований:

  • возможность анонимного тестирования;
  • способность работать на локальном компьютере, без подключения к компьютерной сети;
  • возможность работы в локальных сетях и на серверах;
  • максимальная платформенная независимость;
  • возможность передачи результатов тестирования через компьютерную сеть;
  • просмотр результатов тестирования на локальной машине;
  • минимальные требования к компьютерам, на которых устанавливается программа.

Всем перечисленным требованиям программа соответствует полностью.

Для использования программы специальной подготовки пользователей не требуется, однако для настройки теста и его полноценного использования в локальной сети необходимо дополнительное программное обеспечение (сервер).

Установочный пакет программы нужен только для удобства установки на компьютер. Программа позволяет свободное копирование своего каталога в любое место на ПК пользователя. Для работы программы необходимо чтобы был установлен браузер с поддержкой технологии flash (установлены по умолчанию в любых современных операционных системах) или flash-плеер.

Краткая инструкция по работе с программой

ОС Windows, браузер с поддержкой Flash-анимации. Возможно использование простого Flash-плеера.

Лицензионное соглашение

Программа защищена законом об авторских правах. Запрещается копирование программного продукта с целью финансовой выгоды, так как данный программный продукт является FREEWARE, т.е. свободнораспространимым. Так же запрещается реассемблирование и всяческие изменения кода программы без разрешения автора. Вы имеете право делать сколько угодно копий данного программного продукта, с целью иметь резервную копию или архив.

Вы можете публиковать данный программный продукт на компакт дисках, помещать его на своем сайте или ссылаться на него при наличии ссылки на наш сайт.

Программа и все сопутствующие ей файлы поставляются по принципу «КАК ЕСТЬ», т.е. автор не несет ответственности за какой-либо ущерб, непредвиденные или косвенные убытки любого вида, связанные с использование данного программного продукта.

Вы должны полностью осознавать риск использования этого программного продукта.

Установочная версия теста опубликована в Интернет на сайте «Методическая копилка учителя информатики». Тест позволяет объективно контролировать ЗУН воспитанников по правилам техники безопасности и поведения в компьютерном классе. Программа распространяется свободно.

Версия: 1.0.0.4 от 30 августа 2007 года.

Copyright (C) 2007 Шинкарёв Александр.

Начало работы с программой

После запуска программы с помощью ярлыка, либо из главного меню, либо с рабочего стола пользователя происходит загрузка установленного на компьютере пользователя браузера (по умолчанию).

Для запуска тестирования программе необходимо разрешение на выполнение сценариев на ПК.

После получения соответствующего разрешения запускается сам тест и происходит загрузка стартового окна программы (Рисунок № 1).


Рисунок № 1 «Стартовое окно программы»

Для того, чтобы приступить к тестированию необходимо ввести имя или идентификатор пользователя в соответствующем поле и нажать кнопку «далее», расположенную в нижнем правом углу окна.

Список вопросов и вариантов ответа

После регистрации в программе тестируемого пользователя, можно приступать к самому тестированию.

Окно теста представлено на рисунке № 2.


Рисунок № 2 «Окно теста».

В ходе выполнения тестирования возможно использование навигационных клавиш с целью исправление варианта ответа на вопрос, в котором пользователь сомневается.

1 Как нужно заходить в компьютерный класс?

a) Как угодно, главное на двух ногах.

b) Спокойно, не вбегая и не нарушая порядка.

c) Как получается.

d) Можно хоть на ушах, если на то моя воля.

2 Когда можно входить в кабинет компьютерного класса?

a) Когда начался урок.

b) Когда закончился урок.

c) Когда разрешит учитель.

d) Когда мне захочется.

3 Занимать место за компьютером можно:

a) Если есть свободные места.

b) Если разрешил учитель.

c) Если за компьютером никого нет.

d) Если договорился с другим учеником.

4 Можно ли работать за компьютером грязными руками?

5 Можно ли работать за компьютером, если плохо себя чувствуешь?

6 Можно ли работать за компьютером в грязной одежде?

7 Когда занимать место за компьютером?

a) В самом начале урока.

b) Во время урока, с разрешения учителя.

c) Когда разрешит учитель.

d) До начала урока.

8 Что делать, если во время урока плохо себя почувствовал?

a) Отправляться домой.

b) Сообщить учителю.

c) Тихонько пройти в мед-пункт.

d) Вызвать скорую помощь.

9 Если компьютер не включается, необходимо:

a) Самостоятельно проверить питание.

b) Самостоятельно проверить все переключатели.

c) Сообщить об этом учителю.

d) Включить питание.

10 Покидать кабинет без разрешения учителя …

11 Можно ли крутиться и кататься на стульях:

a) Да, если хочется.

b) Да, что с ним сделается?

c) Нет, можно сломать стул или получить травму.

12 Можно ли бегать по кабинету?

b) Да. На переменах.

c) Да. Если от кого-то убегать.

13 Нужно ли вставать со своих рабочих мест, если в кабинет кто-то входит?

a) Да. Этим мы приветствуем входящего.

b) Да. Так заведено.

c) Нет. Это отвлекает от работы.

d) Нет. Это не обязательно.

14 Как нужно сидеть на стульях?

b) Соблюдая правильную осанку, не сутулясь и наклоняясь.

15 Можно ли включать компьютеры без разрешения учителя?

a) Да. Когда нужно выполнить задание.

b) Да. Когда хочется поиграть.

16 Что делать если не работает клавиатура или мышка?

a) Нажимать на кнопки сильнее.

b) Попробовать покрутить провода, вдруг заработает.

c) Самостоятельно проверить, подключено ли устройство к компьютеру.

d) Сообщить учителю.

e) Перезагрузить компьютер.

17 Что делать, если почувствовал запах гари, или увидел повреждение оборудования, или услышал странный звук от компьютера?

a) Сообщить учителю.

c) Перезагрузить компьютер.

d) Продолжить работу, не обращая внимания.

18 Как нужно сидеть за компьютером:

a) Как лучше видно.

b) Чтобы линия взора приходилась на центр дисплея.

c) Не имеет значения.

19 На каком расстоянии от монитора нужно работать?

c) 60 – 70 см.

20 Можно ли трогать разъёмы соединительных кабелей?

a) Нельзя ни в коем случае.

b) Можно при выключенном питании.

c) Можно, но только с разрешения учителя и при выключенном питании.

21 Можно ли прикасаться к питающим проводам и проводам заземления?

a) Нельзя ни в коем случае.

b) Можно при выключенном питании.

22 Можно ли включать и выключать аппаратуру без разрешения преподавателя?

a) Нельзя ни в коем случае.

b) Можно при выключенном питании.

23 Можно ли класть диски, книги, тетради на монитор, клавиатуру, системный блок?

a) Нельзя ни в коем случае.

b) Можно при выключенном питании.

c) Можно, но только с разрешения учителя и при выключенном питании.

24 Можно ли прикасаться к задней панели монитора и системного блока?

a) Нельзя ни в коем случае.

b) Можно при выключенном питании.

c) Можно, но только с разрешения учителя и при выключенном питании.

25 Можно ли подключать личные устройства, такие как наушники, колонки, различного типа носители информации и другие устройства к компьютеру?

a) Нельзя ни в коем случае.

b) Можно при выключенном питании.

c) Можно, но только с разрешения учителя и при выключенном питании.

26 Можно ли запускать программы?

a) Нельзя ни в коем случае.

b) Можно при необходимости.

c) Можно, но только с разрешения учителя.

Во время ответа на вопросы, тестируемый, при необходимости, может вернуться на несколько вопросов назад и откорректировать ответ. В тесте сообщается о такой возможности (Рисунок № 3).



Рисунок № 4 «Завершение тестирования»

Результаты тестирования


Рисунок № 5 «Просмотр результатов тестирования»

При необходимости, результаты тестирования могут быть распечатаны на принтере.

Программа при необходимости может быть перезапущена.


Практика использования теста

Данный тест используется на занятиях во всех объединениях компьютерного класса МОУ ДОД «Станция Юных Техников» с 2007 – 2008 учебного года. Он успешно заменил устный опрос правил поведения в компьютерном классе.

Настоящий опрос проводился после завершения специального начального урока в объединениях класса, и являлся обязательным для всех воспитанников объединений, так как позволял им получить допуск к работе с ПК.

Использование настоящего теста позволило более эффективно знакомить воспитанников с правилами техники безопасности и поведения в кабинете информатики, так как они не только узнают свои ошибки, но и видят конкретную цель, видят результат. Занятия по техники безопасности, изначально достаточно скучные стали более интересными, с введением данного тестирования.

Тестирование воспитанники проходят 2 раза в год. При возникновении необходимости тестирование воспитанников на знание правил техники безопасности и поведения в кабинете информатики может быть проведено повторно, в любое время.

Программа проверялась как в режиме локальной версии, так и при публикации её на внутриорганизационном WEB-сервере.

Учитель не имеет права выгонять ученика с урока или не пускать его на урок ни при каких обстоятельствах!

В Уставе школы должно содержаться положение о том, что учителя и администрация школы несут ответственность за жизнь, здоровье и психическое состояние учеников во время занятий. В пункте 1 статьи 51 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» говорится о том, что образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Соответственно, выгоняя ребенка с урока, учитель уже не выполняет свою обязанность гарантирования охраны здоровья. В статье 3 вышеуказанного закона также говорится о гуманистическом характере образования, приоритете жизни и здоровья, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитания взаимоуважения. Юридически не допуск к занятиям, расценивается как физическое и психическое насилие над ребенком, запрещенное конвенцией ООН о правах ребенка, а также нарушение статьи 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» - права гражданина России на получение образования и лишения Государственной гарантии реализации права на образование в Российской Федерации. Кроме того, выгоняя ребенка с урока, либо не пуская его на урок, учитель оставляет его без надзора, в результате чего может причинить вред не только себе и своему имуществу, но и вред иным лицам, что в силу статьи 1073 Гражданского кодекса Российской Федерации может привести к возмещению этого вреда за счет образовательной организации. Если малолетний гражданин причинил вред во время нахождения под надзором образовательной организации, то эта организация отвечает за причиненный вред, если не докажет, что вред возник не по их вине.

В свою очередь, если ученик в процессе своего обучения допускает нарушение дисциплины, он тем самым нарушает обязанности ученика, установленные уставом учебного заведения, в связи с этим к нему необходимо применить меры воспитательного воздействия, такие как беседа учителей с его родителями, беседа с учеником завуча и директора школы, в случае необходимости привлечения психолога и инспектора по делам несовершеннолетних.

Прокуратура
Хабаровского края

Прокуратура Хабаровского края

9 декабря 2014, 00:00

Имеет ли право учитель выгонять ученика с урока?

Учитель не имеет права выгонять ученика с урока или не пускать его на урок ни при каких обстоятельствах!

В Уставе школы должно содержаться положение о том, что учителя и администрация школы несут ответственность за жизнь, здоровье и психическое состояние учеников во время занятий. В пункте 1 статьи 51 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» говорится о том, что образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Соответственно, выгоняя ребенка с урока, учитель уже не выполняет свою обязанность гарантирования охраны здоровья. В статье 3 вышеуказанного закона также говорится о гуманистическом характере образования, приоритете жизни и здоровья, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитания взаимоуважения. Юридически не допуск к занятиям, расценивается как физическое и психическое насилие над ребенком, запрещенное конвенцией ООН о правах ребенка, а также нарушение статьи 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» - права гражданина России на получение образования и лишения Государственной гарантии реализации права на образование в Российской Федерации. Кроме того, выгоняя ребенка с урока, либо не пуская его на урок, учитель оставляет его без надзора, в результате чего может причинить вред не только себе и своему имуществу, но и вред иным лицам, что в силу статьи 1073 Гражданского кодекса Российской Федерации может привести к возмещению этого вреда за счет образовательной организации. Если малолетний гражданин причинил вред во время нахождения под надзором образовательной организации, то эта организация отвечает за причиненный вред, если не докажет, что вред возник не по их вине.

В свою очередь, если ученик в процессе своего обучения допускает нарушение дисциплины, он тем самым нарушает обязанности ученика, установленные уставом учебного заведения, в связи с этим к нему необходимо применить меры воспитательного воздействия, такие как беседа учителей с его родителями, беседа с учеником завуча и директора школы, в случае необходимости привлечения психолога и инспектора по делам несовершеннолетних.

Читайте также: