Звуковая схема слова пахнет

Обновлено: 03.07.2024

Слово «фонетика» пришло в русскую речь из греческого языка. В переводе означает «звук».

Что изучает фонетика

Наука «фонетика» изучает звуковой состав языка, историю происхождения разных звуков, а также характеристику каждого звука.

Фонетика подробно рассматривает, какие органы речи человека участвуют в образовании того или иного звука: губы, язык, зубы, нёбо.

Так, например, мы уже знаем, что звуки делятся на гласные и согласные. В образовании гласных принимает участие голос, согласных – голос и шум или только шум.Всего в русском языке 6 гласных и 36 согласных. Согласные звуки делятся на две группы.

1 группа «Твёрдые и мягкие согласные»

2 группа «Звонкие и глухие согласные»

Звуки, соединяясь друг с другом, образуют слоги и слова. С помощью звуков мы различаем слова в речи. Можно поменять всего лишь один звук в слове, и его значение полностью меняется:

  • кот (животное) –код (шифр);
  • мак (цветок)– маг (волшебник);
  • порт (место для стоянки морского транспорта)– корт (площадка для игры в теннис).

Фонетика рассматривает также, в какой позиции находятся звуки: сильной или слабой. Позиция для звука считается сильной, если он произносится отчётливо.

Сильная позиция для гласного – нахождение звука под ударением:варе́нье, го́сти, ноя́брь. Все безударные звуки в этих и других словах занимают слабую позицию.

Для согласного звука позиция является сильной, если рядом расположены гласные звуки: молоточки, вьюга, нога, дороги. Каждый согласный произносится чётко, не возникает сомнений в написании.

Согласный находится в слабой позиции, если:

Проверяют правописание, изменяя слово, чтобы после слабой согласной стоял гласный звук: молоток – молотки, друг – у друга, бязь – из бязи, ошибка – ошибочка, ложка – ложечки. Если такой способ не подходит, то написание слова запоминаем и проверяем в орфографическом словаре.

Звуки на письме отображаются в виде букв.

Порядок фонетического разбора слова

Слово часто произносится совсем не так, как пишется. Например: пишем «молоко», «шоколад», а произносим «малако», «шакалат». Фонетический разбор слова, по-другому, звуковой анализ, помогает понять, разницу между звуками, которые мы произносим, и буквами, которые пишем. Звуковую запись слова делают с помощью транскрипции.

Послушаем академика Звуковеда, как правильно выполнить эту работу.

Примеры от академика Звуковеда:

Важно правильно записывать слово в транскрипции:

  • гласные и согласные в сильной позиции пишутся так, как слышатся;
  • обязательно ставится ударение;
  • звуки в слабой позиции записываются, как произносятся;
  • мягкость согласных обозначается знаком в виде запятой справа над буквой.

Цветовая схема слова

Ребята, а вы знаете, что звуки имеют свой цвет? Наш гость сказочный художник Карандаш расскажет об этом подробнее.

Теперь слово можно записать в виде цветных квадратиков:

Ребята, согласные звуки произносятся слитно вместе с гласными, которые стоят за ними: каша, Буратино. Это явление носит название слияние звуков. Давайте узнаем, как Карандаш предлагает обозначать слияние согласного с гласным в цветовой схеме.

Чёрная чёрточка сверху – знак ударения. Он ставится над гласной в сильной позиции. В цветовой схеме используют ещё один знак (прямая вертикальная чёрная черта): разделение слова на слоги.

А вот как записываются в цветовой схеме йотированные буквы, которые дают два звука:

Звук [й’] согласный и мягкий. Поэтому в схеме обозначается зелёным цветом. Он сливается с гласной [о], в схеме слова эти звуки делят один прямоугольник на две части.

Число букв и звуков в словах

Ребята, используя цветовую схему слова, вам не составит труда дать характеристику каждому звуку, подсчитать количество букв и звуков.

Вы уже знаете из предыдущих уроков, что в словах может наблюдаться несовпадение количества звуков и букв. Рассмотрим, в каких случаях это происходит.

  • Если в слове имеется мягкий знак Ь: мышь, пальчик. Запишем транскрипции слов, подсчитаем количество букв и звуков в словах: [мыш] (4 буквы, 3 звука), [пал'ч'ик] (7 букв, 6 звуков). Звуков меньше, чем букв.
  • Если в слове имеются йотированные буквы, которые образуются двумя звуками: согласным [й]и гласными:[а], [у], [о][э]. Пример:ёлка [й'олка] (4 буквы, 5 звуков), юг [й'ук] (2 буквы, 3 звука), ягода [й'агада] (5 букв, 6 звуков). В этих примерах звуков больше, чем букв.

Кроме Ь, не имеет звука буква Ъ. Но твёрдый знак не изменяет количество звуков в словах. За ним следуют йотированные гласные, у которых 2 звука, поэтому число букв и звуков в словах с Ъ может совпадать: подъезд [падй'эст] (7 букв, 7 звуков), отъезд [атй'эст] (6 букв, 6 звуков).

Ребята, друг Карандаша, сказочный изобретатель Самоделкин предлагает потренироваться в выполнении заданий, связанных с темой нашего урока.

Практические упражнения

Задание 1.

Соотнесите слово хозяйка со схемами, сделайте правильный выбор.

Задание 2.

Запишите транскрипцию отгадки и составьте цветовую схему слова. Сколько букв в слове? Сколько звуков? Сколько слогов?

Задание 3.

Рассмотрите цветовую схему. Подберите слова, которые этой схеме соответствуют.

Список слов: метель, бочка, шофёр, стол, тюлень, ведро, кресло, капель. Сколько слов подходит для данной схемы?

Задание 4.

Соедините стрелкой цветовые схемы с подходящими по звуковому составу словами.

Правильные ответы:

Задание 1. Схема под цифрой 3.

Задание 2. Сорока. [саро'ка], 6 букв, 6 звуков, 3 слога.

Задание 3. Метель, тюлень, капель.

Ребята, наш урок закончился. Волшебные человечки Карандаш и Самоделкин прощаются с вами. Вам осталось сделать самопроверку знаний – пройти тестирование.

Текстовод.Фонетика производит фонетический разбор слова онлайн.

Добавьте слово в форму, и программа автоматически произведёт его разбор.

Такой разбор еще называют звуко-буквенный - т. к. в процессе анализа слова подсчитывается количество букв и звуков.

Также, при фонетическом разборе слово делится на слоги и ставится ударение.

Но основная цель — выполнить фонетическую транскрипцию и произвести характеристику всех звуков.

Порядок проведения фонетического разбора:

1. Постановка ударения.

2. Разбивка на слоги.

Здесь предоставляются 2 варианта: слоги для анализа и варианты для переноса слова.

3. Транскрипция слова [в квадратных скобках].

4. Характеристика слова.

5. Транскрипция каждого звука по порядку.

Звук помещается в квадратные скобки.

а) Если он согласный, то определяются следующие его характеристики:

  • звонкий/глухой/сонорный,
  • парный/непарный,
  • твёрдый/мягкий.

Мягкость звука обозначается знаком апострофа ["].

б) Если звук гласный, то устанавливается его ударность.

в) Если у буквы отсутствует звук (ь, ъ и др.), то ставится прочерк [-].

* Не бывает звуков [е], [ё], [ю], [я]. Буквы е, ё, ю, я имеют в разных словах различные звуки.

фонетический разбор слова

* Также, нет звука у непроизносимых согласных в корне слова.

Например, солнце - [сонц"э]

6. Подсчёт букв и звуков.

7. Составление цветовой схемы слова.

Наш сервис позволяет сделать звуко-буквенный разбор слова русского языка любой части речи.

В качестве бонуса программа определяет часть речи, число, падеж, категории одушевленности и переходности, род, лицо, время; вид, наклонение, степень и форму (глаголов) и др.

Помните, что е и ё - это две разные буквы, влияющие на результат разбора.

Примите, также, во внимание, что омографы (слова с одинаковым написанием, но разным произношением) будут иметь совершенно разный фонетический разбор.

звуко-буквенный разбор слова

Учтите, что последовательность нашего разбора может отличаться от порядка анализа вашей учебной программы.

haaai

Пахнут-пах-нут;2 слога(поставь ударение на букву а)
п-[п]-согл.,тв.,глух.,парн.
а-[а]-глас.,ударн.
х-[х]-согл.,тв.,глух.,парн.
н-[н]-согл..тв..звонк.,непарн.
у-[у]-глас.,безударн.
т-[т]-согл.,тв.,глух.,парн.
6 букв,6 звуков.

Новые вопросы в Русский язык

ор, 221. Составьте по картинкам два сложноподчиненных предложения. Запишите их, подчеркните грамматические основы, Обозначьте под чинительные союзы, О … пределите их типы, задав вопрос к простому предложению с подчинительным союзом, СРОЧНО

Выпишите только глагол, поставив его в нужном числе: 1. Ряд учеников не счита(ет,ют) выполнение домашних заданий необходимым. 2. В институт поступи(л … , ли) пятьдесят один абитуриент. 3. Ряд столов находи(л,ли)ся посередине большой комнаты; 4. Молодёжь собрал(и,а)сь в клубе. 5. Большинство поддержал(и,о) директора. 6. Большинство поступивших студентов успешно сдал(о,и) зимнюю сессию. 7. Большинство редакторов, корректоров, авторов изучил(о,и) эти документы. 8. Много интересных встреч был(и,о) намечен(ы,о) на завтра. 9. Все, кто пришел (пришли) на занятие, разобрались в этом сложном вопросе. 10. В соревновании участвовал(и,о) всего десять команд. 11. Большинство участников совещания в своих предварительных замечаниях выразил(о,и) своё согласие.

Выпишите только глагол, поставив его в нужном числе: 1. Ряд учеников не счита(ет,ют) выполнение домашних заданий необходимым. 2. В институт поступи(л, … ли) пятьдесят один абитуриент. 3. Ряд столов находи(л,ли)ся посередине большой комнаты; 4. Молодёжь собрал(и,а)сь в клубе. 5. Большинство поддержал(и,о) директора. 6. Большинство поступивших студентов успешно сдал(о,и) зимнюю сессию. 7. Большинство редакторов, корректоров, авторов изучил(о,и) эти документы. 8. Много интересных встреч был(и,о) намечен(ы,о) на завтра. 9. Все, кто пришел (пришли) на занятие, разобрались в этом сложном вопросе. 10. В соревновании участвовал(и,о) всего десять команд. 11. Большинство участников совещания в своих предварительных замечаниях выразил(о,и) своё согласие.

119Б. Что обозначает слово текстура (краски)? Является ли оно профессиональным словом? Ответ обоснуйте.​

СРОЧНО. ДАЮ 20 БАЛОВ РУССКИЙ Выпишите из предложений союзы. Установите выражаемые ими значения. Союзы выписывайте в том порядке, в каком они даны в … тексте. Если какого-либо союза нет, оставляйте поле ввода пустым. Пример: «Вдруг навалился густой туман, как будто стеной отделил он меня от остального мира, и, чтобы не заблудиться, я решил вернуться на тропинку, которая, по моим соображениям, должна была находиться слева и сзади» (В. Арсеньев). Сочинительные — и (соединения). Подчинительные — как будто (сравнения), чтобы (цели). Сильвио был слишком умён и опытен, для того чтобы этого не заметить (По А. Пушкину). Сочинительные Подчинительные Чтобы проверить себя, я начал вспоминать, но тотчас мне стало жутко, как будто я нечаянно заглянул в тёмный, сырой угол. Сочинительные Подчинительные

Задания для 2 тура (чтение и письмо)Прочитайте текст, озаглавьте и определите стиль и тип речи.1. Определите тему и охарактеризуйте основную мысль тек … ста.2. Прочитайте наизусть поэтическое произведение.3. Используя ПОПС-формулу, составьте монолог от лица рассказчика на тему текста ,(примените способы привлечения внимания) . Нельзя жить для себя. Думая только о себе, человек всегда найдет тысячу причинчувствовать себя несчастным. Никогда он не делал всего того, что хотел и должен былделать, никогда не получал всего того, чего, по его мнению, заслуживал, редко был любимтак, как мечтал быть любимым. Без конца, думая о прошлом, он будет испытывать однисожаления. Зачеркнуть прошлое все равно невозможно, попытайтесь лучше создатьнастоящее, которым вы. сможете гордиться. Всякий, кто живет ради других - ради своейстраны, ради творчества, ради голодающих или гонимых, - словно по волшебству забываетсвою тоску. Надо действовать. Вместо того, чтобы жаловаться на бессмысленность, постараемсяпреобразить тот уголок, куда забросила нас судьба. Мы не в силах изменить вселенную, даи не стремимся к этому. Наши цели ближе и проще: заниматься своим делом - правильновыбрать его, глубоко изучить и достичь в нем мастерства. Если человек в совершенствеовладел каким-нибудь ремеслом, работа приносит ему счастье.Надо верить в силу воли. Безусловно, никто из нас не всемогущ. Не в моей властипомешать войне, но мои призывы, помноженные на призывы миллионов других людей,ослабятугрозу войны. Я не в силах выиграть битву, но я в силах быть храбрым солдатом,исполнить свой долг. "Возможности наши зависят от того, на что мы дерзнём, поэтомунадо быть всегда в форме. Усилием воли человек заставляет себя трудиться на совесть исовершать геройские поступки. Быть может, воля и есть царица добродетелей.Надо хранить верность. Верность слову, обязательствам, другим, самому себе​


1. Запиши при помощи транскрипции [ ]:

1-й звук в слове мяч;______________

2-й звук в слове лето; ______________

3-й звук в слове ряд.________________

2. Запиши при помощи транскрипции [ ]:

3-й звук в слове утюг;______________

2-й звук в слове жизнь; ______________

1-й звук в слове друг;.________________

3. Запиши при помощи транскрипции [ ]:

1-й звук в слове ёлка;______________

2-й звук в слове яма; ______________

4-й звук в слове день;.________________

4. Запиши при помощи транскрипции.

. первый звук в слове мяч [ ]

. второй звук в слове лето [ ]

. третий звук в слове ряд [ ]

5. Запиши при помощи транскрипции.

. третий звук в слове утюг [ ]

. второй звук в слове жизнь [ ]

. четвёртый звук в слове друг [ ]

6. Запиши при помощи транскрипции.

. первый звук в слове ёлка [ ]

. второй звук в слове яма [ ]

. четвёртый звук в слове день [ ]

7. Укажи правильную транскрипцию слова серьги.

 [с ' йэр ' г ' и]  [с ' р ' г ' и]

 [сэр ' г ' и]  [с ' эр ' г ' и]

8. Укажи правильную транскрипцию слова клюв.

 [кл ' й ' уф]  [кл ' юф]

 [кл ' уф]  [кл ' й ' ув]

9. Выбери и подчеркни правильную транскрипцию данного слова парад

[ п а р а д] [ п а р' а т] [ п а р а т]

10. Выбери и подчеркни правильную транскрипцию данного слова клюв

[ к л у в] [ к л' у ф] [ к л' у в]

11. Выбери и подчеркни правильную транскрипцию данного слова скамья

[ с к а м' й' а] [ с к а м' я] [ с к а м й' а]

12. Подчеркни правильную транскрипцию слова.

соль вода конь дома

[соль] [вада] [конь] [дама]

[сол'] [вода] [кон'] [дома]

13. Соотнеси звуковой состав слова с его написанием. Соедини стрелкой каждое слово с верным звуковым составом.

14. Соотнеси звуковой состав слова с его написанием. Соедини стрелкой каждое слово с верным звуковым составом.

15. Запиши слова, заменяя звуковые обозначения буквами.

ма[й'] ски[й'] - __________________________________

16. Прочитай транскрипцию слов. Запиши слова буквами.

17. Прочитай транскрипцию слов. Запиши слова буквами.

18. Прочитай транскрипцию слов. Запиши слова буквами.

19. Прочитай транскрипцию слов. Запиши слова буквами.

20. Прочитай транскрипцию слов. Запиши слова буквами.

21. Запиши слова, заменяя звуковые обозначения буквами.

22. Запиши слова, заменяя звуковые обозначения буквами.

23. Запиши слова, заменяя звуковые обозначения буквами.

24. Запиши слова, заменяя звуковые обозначения буквами.

25. Сделай буквенную запись слов.

26. Сделай буквенную запись слов.

27. Замени звуковые обозначения слов буквенными.

28. Замени звуковые обозначения слов буквенными.

29. Сделай буквенную запись слов. Выдели орфограммы.

30. Прочитай звуковые схемы слов. Запиши слова буквами. Подчеркни орфограммы.

31. Сделай буквенные записи всех возможных слов, доказывая правильность написания.

32. Сделай буквенные записи всех возможных слов, доказывая правильность написания.

33. Запиши в строку для ответа пары слов, которые имеют одинаковую транскрипцию, а в орфографической записи отличаются одной буквой (транскрипции слов приведены).

[кот], [лук], [док], [кампáн'ий'а], [сóра], [измарас'].

34. Из данных звуков составь слова, сделай их звуковую и буквенную записи в такой последовательности, чтобы получилась пословица.

[лм'асэ] [лэд'а] [л'й'ауг] [алз'лд'э]

35. Напиши транскрипцию слов и посчитай количество звуков и букв:

Балет - [_____________] ____б., _____зв.

Медальон - [_____________] _____б., _____зв.

Бельчонок - [_____________] _____б., ______зв.

Ябеда - [_____________] _______б., ______зв.

36. Напиши транскрипцию слов и посчитай количество звуков и букв:

Яблоко - [_____________] ____ зв., _____ б.

Печка- [_____________] ____зв., ____ б.

Пальто - [_____________] ____зв., _____ б.

37. Напиши транскрипцию слов и посчитай количество звуков и букв:

Заяц - [_____________] ____ зв., _____ б.

Медведь- [_____________] ____зв., ____ б.

Лось - [_____________] ____зв., _____ б.

38. Напиши транскрипцию слов и посчитай количество звуков и букв:

Ёлка - [_____________] ____ зв., _____ б.

Речка- [_____________] ____зв., ____ б.

Мяч - [_____________] ____зв., _____ б.

39. Напиши транскрипцию слов и посчитай количество звуков и букв:

Ягода - [_____________] ____ зв., _____ б.

Печка- [_____________] ____зв., ____ б.

Гусь - [_____________] ____зв., _____ б.

40. Напиши транскрипцию слов и посчитай количество звуков и букв:

Яблоня - [_____________] ____ зв., _____ б.

Берёза- [_____________] ____зв., ____ б.

Лось - [_____________] ____зв., _____ б.

1. В какой звуковой схеме допущена ошибка?

2. В какой звуковой схеме допущена ошибка?

3. В какой звуковой схеме допущена ошибка?

4. В какой звуковой схеме допущена ошибка?

5. Ученики записывали звуковые схемы к словам. Проверь их работы. Отметь, кто из ребят допустил ошибку.

. Алла: самолёт - [самал'óт];

. Володя: большой - [бал'шóй'];

. Семён: лошадка - [лашáдка].

6. Ученики записывали звуковые схемы к словам. Проверь их работы. Отметь, кто из ребят допустил ошибку.

. Антон: лётчик - [л'óтч'ик];

. Зоя: звонить - [зван'úт'];

. Наташа: походка - [пахóдка].

7. Соедини транскрипцию слова с его написанием. Найди и исправь транскрипции, сделанные с ошибками.

[гýсл'и] ____________________ медведь

[й'áблан'я] ____________________ заяц

[зáй'ац] ____________________ гусли

[м'идв'éд'] _____________________ яблоня

8. Найди слова, в которых допущены ошибки при звуковом обозначении слов. Исправь их.

малина - [малúна] ________________________________________________

липа - [л'úпа] ________________________________________________

берёза - [б'ир'ёза] ________________________________________________

маяк - [май'áк] _________________________________________________

9. Найди слова, в которых допущены ошибки при звуковом обозначении слов. Исправь их.

окунь - [óкунь'] _____________________________________________________

ёлка - [й'óлка] _____________________________________________________

листва - [листвá . ] ____________________________________________________

котёнок - [кат'óнак] _________________________________________________

10. Укажи, где звуковые обозначения слов не соответствуют записям слов буквами. Исправь ошибку.

. [акт'абр'] – октябрь ________________________________

. [м'эс'иц] – месяц ________________________________

. [пал'то] – пальто ________________________________

. [й'агодка] – ягодка ________________________________

11. Укажи, где звуковые обозначения слов не соответствуют записям слов буквами. Исправь ошибку.

Читайте также: