Чем отличается компьютерный урок от обычного

Обновлено: 06.07.2024

За последние годы компьютер превратился из громоздкой машины, понятной только узкому кругу специалистов, в незаменимого помощника каждого человека. С появлением в конце XX века первых персональных компьютеров, а затем и сети Интернет, обычные люди получили доступ к большому объему информации. Все это делает компьютерное образование для детей обязательным в наши дни.

Компьютер – многофункциональное устройство, поэтому его необходимо использовать не только в рамках уроков информатики, но и в целях повышения качества учебно-воспитательного процесса во всех учебных заведениях, а также для расширения средств и методов подачи информации (визуальное, аудиальное, интерактивное).

Современные дети рано начинают проявлять интерес к компьютеру, легко осваивают его. Сегодня существует много простых обучающих игр, которые помогают закреплять основные знания, способствуют развитию ребенка, расширяют его кругозор. Задача родителей и педагогов – поощрять ребенка использовать компьютер в познавательных и обучающих целях, помогать ему, чтобы уже к школьному возрасту владение компьютером естественным образом вписалось в учебный процесс.

Б. Спок писал: «Человек действительно обогащается знаниями только тогда, когда эти знания для него что-то значат. Одна из задач школы – преподавать предметы в такой интересной и живой форме, чтобы ребенку самому захотелось изучить их и запомнить».

В этом и может помочь компьютер. Созданы специальные обучающие программы и web-сайты, где дети могут в игровой форме освоить алфавит, счет, геометрические фигуры, научиться различать цвета и многому другому. Кроме того, с помощью компьютера педагог и сам может создавать разнообразные обучающие материалы для детей. Например, видеоролики с помощью программ редактирования видео, информационные плакаты, освоив некоторые уроки фотошоп для начинающих, ну и, конечно же, компьютерные презентации – без них вообще сложно себе представить современного педагога.

Разнообразный компьютерный мир с его яркими, живыми образами, цветами и музыкой является привлекательным для ребенка, ему хочется поближе познакомиться с ним, начать играть. А как показывает педагогический опыт А.С Макаренко: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, то же, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков он будет в работе, когда вырастет». Так, через игру, рождается мотивационная готовность детей к освоению нового.

Очевидно, что компьютер более эффективен по сравнению с традиционными методами обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста.

ИКТ в работе учителя

ИКТ в работе учителя

Компьютеры, а с ними и новейшие информационно-компьютерные технологии, всё более интенсивно вторгаются в нашу повседневную жизнь. Сегодня каждому образованному человеку, а уж тем более учителю необходимы хотя бы элементарные знания, умения и навыки работы на ПК. Учитель просто обязан быть информационно компетентным, без этого современное образование просто уже невозможно себе представить.

Использование в учебном процессе компьютера помогает оптимизировать и интенсифицировать учебный процесс, повысить интерес школьников к изучаемому предмету, воплотить идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы. Кроме того, новые информационные технологии способствуют развитию интеллектуальной и творческой одарённости учащихся, развивают логическое мышление, культуру умственного труда, формируют навыки самостоятельной работы, существенно влияют на мотивационную сферу учебного процесса.

Компьютер является оперативным средством наглядности в обучении, помогает при отработке практических умений учащихся, в ходе организации и проведения опроса и контроля школьников, в контроле и оценке домашних заданий, при работе с таблицами, графиками, схемами и т.д.

Наглядность, которую обеспечивает компьютер, особенно важна для младших школьников, так как у них ведущим является наглядно-образное и наглядно-действенное мышление. Технические средства обучения, проекционное оборудование, мультимедиа системы позволяют одновременно задействовать все каналы, воспринимающие учебную информацию (визуальный, аудиальный, кинетический), что значительно повышает качество усвоения учебного материала. Знания, полученные с помощью экранно-звуковых образов, в дальнейшем позволяют перейти к более высоким ступеням познания – понятиям и теоретическим выводам.

Учитель на уроке с использованием ПК выполняет функцию консультанта и организатора всего урока. Компьютер во время урока не заменяет учителя или учебник, но в корне изменяет характер педагогической деятельности. Он обеспечивает преподавателя новыми средствами обучения, позволяющими решать даже такие проблемы, которые ранее оставались нерешёнными.

На сегодня мы уже имеем значительный список всевозможных обучающих программ. Многие из них имеют некоторые недостатки, но сам факт их многочисленного существования говорит о том, что они востребованы и, несомненно, представляют собой определённую ценность.

ИКТ в работе учителя

Учитель может использовать на уроке несколько видов компьютерных программ:

  1. Учебные (наставнические). Чаще всего используются для объяснения нового материала, для максимально полного и успешного его усвоения.
  2. Программы-тренажёры. Применяются, когда теоретический материал обучаемым уже известен для формирования и закрепления навыков и умений учащихся, а также для их самоподготовки.
  3. Контролирующие программы. Обеспечивают контроль уровня знаний и умений учеников. Эти программы разработаны в виде разнообразных проверочных заданий, в том числе и в тестовой форме.
  4. Демонстрационные программы. Программы для наглядной демонстрации учебного материала описательного характера, разных наглядных пособий (картин, фотографий, видеофрагментов).
  5. Информационно-справочные программы. Выводят необходимую информацию при подключении к образовательным ресурсам сети Интернет.
  6. Мультимедиа-учебники. Представляют собой комплексные программы, сочетающие в себе большинство возможностей перечисленных выше видов программ.

Между тем информационно-компьютерные технологии продолжают стремительно развиваться. И, вероятно, уже не за горами тот день, когда голосовые команды, используемые сегодня при управлении сотовыми телефонами или системой «умный дом», будут использоваться в учебном процессе. Учитель сможет подавать голосовые команды на компьютер, и, находясь в любой точке класса, управлять информацией, выводимой на экран.

Таким образом, информационно-компьютерные технологии существенно повышают эффективность образовательного процесса, решая задачи, стоящие перед образовательным учреждением, по всестороннему развитию творчески свободной личности.

На основании вышеперечисленного можно сделать следующие выводы: применение компьютера позволяет повысить интеллектуальный уровень детей, раскрыть их творческий потенциал, развить интерес к окружающему миру через игровой процесс. При правильном применении компьютер способствует всестороннему развитию ребенка и повышает его интерес к обучению.

Чем онлайн-урок должен отличаться от обычного

В связи с переходом учебных заведений на дистанционное обучение в России стали набирать популярность онлайн-уроки, которые широко доступны в сети интернет. Однако принципы их проведения отличаются от традиционных занятий.

Об этом рассказал журналистам «Российской газеты» педагог-русист, завкафедрой словесности ОАНО «Новая школа» Сергей Волков. По его мнению, ежедневная трата времени в школе совсем не рациональна. Научиться многим вещам можно интенсивнее и гораздо быстрее, чем это происходит в рамках традиционного учебного процесса.

Поэтому Сергей Волков утверждает, что онлайн-обучение ни в коем случае не должно повторять привычные уроки. Расписание занятий, нагрузка, подбор учебного материала, домашнее задание должны быть полностью пересмотрены.

Затраты времени и труда по подготовке онлайн-урока гораздо выше, а его КПД заведомо ниже. Вовлечь в активную деятельность ребенка при таких условиях намного труднее.

Тем не менее специалист называет основные требования к такой форме занятий.

Во-первых, онлайн-урок должен быть гораздо короче привычных 45 минут. Во-вторых, их не может быть подряд у ребенка, скажем, 5, тем более 6. Ученик просто физически не сможет усидеть у экрана.

Сейчас в системе образования появилась уникальная возможность организовать обучение ребенка без школ, без уроков, давая ему шанс самостоятельного управления собственным временем и выбор в способах действия.

Педагог советует учителям выкладывать материалы, поддерживать обратную связь, консультировать учеников по мере необходимости, но при этом полностью доверять ребенку планировать свое время, соблюдать сроки, распределять задания, учиться в своем темпе, и управлять «единственной валютой, которая есть в школьном возрасте – временем», попробовать поучиться неравномерно – вырваться вперед в изучении одного предмета и «поставить на паузу» другой.

Сергей Волков высказал свое мнение и о роли родителей, нагрузка на которых увеличится, а контроль с их стороны может стать решающим фактором успеха обучения.

Сегодня во всем мире идет интенсивный поиск новых форм обучения на основе компьютерных технологий, разрабатываются программные средства учебного назначения, которые могут быть использованы в обучении учащихся различным школьным предметам.

Прежние попытки вести обучение с помощью компьютерных программ, предпринимавшиеся еще в начале и середине 80-х годов, потерпели неудачу, потому что несовершенство программных средств не позволяло получить явное преимущество компьютерных технологий перед традиционными формами обучения. Другой важной причиной являлось то, что компьютер не являлся доступным средством обучения. Ни учителя, ни учащиеся не были готовы принять компьютер как регулярное учебное средство. В настоящее время ситуация изменилась, современные персональные компьютеры и программы позволяют с помощью анимации, звука, фотографической точности моделировать учебные ситуации. Назрела насущная необходимость вовлечения компьютера в массовое образование. Самая естественная форма работы учителя - урок. Рассмотрим некоторые способы применения компьютера в обучении, на примерах использования ИКТ на уроках математики. Урок с компьютерной поддержкой имеет особые цели, формы и особую методику определения результативности. Главной задачей является организация такого урока. С одной стороны, компьютер является средством повышения эффективности процесса обучения. Отметим выгодные особенности использования ИКТ на уроке:

· сокращается время при выработке технических навыков учащихся;

· увеличивается количество тренировочных заданий;

· достигается оптимальный темп работы ученика;

· легко достигается уровневая дифференциация обучения;

· учащийся становится субъектом обучения, ибо программа требует от него активного управления;

· в учебную деятельность входит компьютерное моделирование реальных процессов;

· обучение можно обеспечить материалами из удаленных баз данных, пользуясь средствами телекоммуникаций;

· диалог с программой приобретает характер учебной игры, и у большинства детей повышается мотивация учебной деятельности.

С другой стороны, использование компьютера без учета особенностей дидактических процессов, несоблюдение режима работы учащихся за персональным компьютером оказывают негативное влияние на здоровье школьников и на учебно-воспитательный процесс в целом, поскольку работа с компьютером связана со значительными умственными, зрительными и нервно-эмоциональными нагрузками.

Поэтому необходимо учитывать и недостатки:

· диалог с программой обычно лишен эмоциональности;

· программисты не всегда могут учесть особенности конкретной группы учащихся;

· не обеспечивается развитие речевой, графической и письменной культуры учащихся;

· помимо ошибок в изучении целевого предмета, которые ученик делает и на традиционных уроках, появляются еще технологические ошибки - ошибки работы с программой;

· материал, как правило, подается в условной, сильно сжатой и однообразной форме;

· контроль знаний ограничен несколькими формами - тестами или программированными опросами;

· от учителя целевого предмета требуются специальные знания;

Как видим, недостатков у компьютерного обучения не меньше, чем достоинств. Однако отказываться от компьютера в образовании нельзя, но нельзя и злоупотреблять компьютеризацией. Необходимы критерии полезности применения компьютеров на уроке для каждой возрастной группы учащихся, критерии оценки учебных программных средств. Компьютер не должен и не может заменить учителя, его живого и эмоционального общения с учащимися. В то же время недопустимой является и фронтальная работа с учащимися, сидящими за компьютером, на протяжении всего урока. Это не способствует развитию индивидуальных способностей школьников, так как происходит ориентация на «среднего» ученика. Одновременная работа учащихся под руководством учителя целесообразна только в течение короткого промежутка времени с целью адаптации к обучающей программе, снятия психологического барьера, проверки понимания изучаемого материала и первичного его закрепления.

Критерии полезности конкретной технологии в образовании, можно сформулировать следующим образом: та или иная учебная компьютерная технология целесообразна, если она позволяет получить такие результаты обучения, какие нельзя получить без применения этой технологии. Например: если программа позволяет быстро выработать технический навык построения симметричных фигур на плоскости - такая программа нужна. Потому что без компьютера работа будет перегружена массой дополнительных рутинных построений и простейших действий, и из-за обилия вспомогательных действий трудно сформировать и проконтролировать нужное умение. Однако позже полученные умения необходимо закрепить реальными построениями, иначе настоящие навыки не разовьются. Примером ненужных учебных программ может служить множество тестов типа “выбери правильный ответ” или длинных лекций, которые нужно проматывать на экране. Учебная программа не должна быть “книжкой на экране”. Она дополняет учебники, используя все возможности современных компьютеров. Хорошая программа должна не столько разъяснять учебную ситуацию, сколько моделировать ее, давая простор для воображения учащегося. Если программа предлагает какой-то круг задач, то она должна предоставлять учащемуся все доступные ему средства решения этих задач. Программа должна представлять материал в естественном виде. Не должно вводиться обозначений, не общепринятых форм записи, предназначенных только для облегчения программирования.

Итак, работа с учебной программой должна быть минимально нагружена компьютерной спецификой и условностями.

Напротив, общение учащегося с программой должно быть максимально приближено к традиционным методам обучения, продиктованным спецификой целевого предмета. Программа не должна категорически оценивать работу учащегося. Оценка человека - прерогатива человека. Во всяком случае, учитель должен иметь возможность изменения уровня требований, предъявляемых учащемуся программой. Программист, создающий учебное программное средство должен учитывать традиции школьного образования. Методические приемы обучения разрабатывались на протяжении тысячелетий. В них нашла отражение психология ученика. Попытки сделать “сразу хорошо” чаще всего не удаются. Чем больше возможностей настройки программы, тем лучше. Идеальная программа - та, которая может быть приспособлена к потребностям конкретного учителя и конкретного ученика.

Организация урока с компьютерной поддержкой

Особенности компьютеризированного урока: кроме обычных целей урока, урок с компьютерной поддержкой имеет технологическую цель: обучение новому методу учебной деятельности, использованию конкретной учебной программы. Главной особенностью такого урока является то, что переопределяются потоки информации на уроке - диалог учителя с учеником происходит через компьютер, который выступает в роли третьего компонента обучения, индивидуального для каждого ученика.

Выделяются три основные задачи, которые необходимо решить для успешного проведения урока с компьютерной поддержкой:

· Дидактическая (под дидактическим обеспечением понимаются учебные материалы урока, конкретная обучающая программа и аппаратура)

· Методическая (методическая задача - определение методов использования компьютера в преподавании темы, анализ результатов урока и постановка следующей учебной цели.)

· Организационная (эта задача состоит в том, чтобы выработать и закрепить у учащихся навыки работы с учебной программой, организовать работу, избегая перегрузки учащихся и нерациональной траты времени)

Решить третью организационную задачу труднее всего, если количество компьютеров меньше численности учебной группы. Опыт показывает, что эту задачу можно решать за счет специального распределения времени на выполнение видов работы в подгруппах и ряда других мер.

Нужно учитывать слабость компьютерного опроса - не видно хода решения задачи, отсутствует возможность проверить графические навыки и навыки математических доказательств, в зачете нет задач с решением в общем виде. По этой причине компьютерные тесты нельзя считать доминирующей формой контроля. Однако для многих учащихся работа с компьютерными тестами будет значительно более значащей, чем при традиционной форме опроса. К таким учащимся относятся интеллектуально одаренные дети, которые, к тому же часто испытывают серьезные трудности в общении с учителем в виду низкой коммуникативной культуры. К таким учащимся часто относятся и слабоуспевающие ребята. Для них не очень сложный тест на компьютере может стать средством самоутверждения.

Необходимо так же при оценке деятельности ученика учитывать и тот факт, что учащиеся при работе с программой часто допускают кроме естественных ошибок, характерных для изучения целевого предмета, еще и ошибки технологические: ученик имеет право по ошибке нажать не на ту клавишу, не переключить вовремя регистр клавиатуры и т.п. Далеко не все программы выявляют такие ситуации, поэтому на учителя дополнительно ложится задача правильно интерпретировать причины, по которым учащийся не выполнил верно то или иное задание с точки зрения программы.

В последнее время распространение получают модульные технологии обучения. Модульный урок отличается от традиционного тем, что учащийся получает на урок программу своих действий с выделенными учебными целями, заданиями, запрограммированным контролем и т.п. Модульные уроки можно проводить по любому предмету и по любой теме.

С другой стороны, интересно прозвучала бы на уроке лекция с использованием мультимедийного проектора, когда компьютер позволяет учителю расширить возможности обычной лекции, демонстрировать учащимся красочные чертежи и проводить построения “в реальном времени”, для пояснения использовать звук и анимацию, быстрые ссылки на ранее изученный материал. Это позволит свести работу учащихся на компьютере к разумному минимуму, эффективно провести объяснение нового материала, сформировать верные представления об изучаемом объекте, провести работу по развитию речи и мышления учащихся.

Третья форма применения компьютера на уроке представляется как самостоятельная работа с задачником или программированный зачет.

Отметим, что при планировании урока с использованием программных средств обучения необходимо учитывать следующие условия:

· Для какой группы школьников проводится данный урок.

· Каково соотношение численности группы и количества компьютеров в кабинете.

· Насколько учащиеся владеют общими навыками работы с компьютером и начальными - с программой.

Можно выделить следующие схемы проведения урока с использованием компьютера:

· Посменная работа за компьютером 2-3 групп учащихся при условии, что учащихся в 2-3 раза больше, чем компьютеров.

· Парная работа за компьютерами с частичным разделением заданий в паре. Это возможно при условии, что количество учащихся не более чем в два раза превышает количество компьютеров.

· Каждый учащийся за индивидуальным компьютером.

· Индивидуальная работа учащегося на дому.

Урок с использованием компьютерной поддержки на современном этапе нельзя рассматривать как основную форму урока. Пока он играет вспомогательную роль.

Принципы разработки урока с компьютерной поддержкой

Необходимо учитывать следующие факторы, влияющие на построение урока:

· Методическая цель урока и определяемый ею тип урока (объяснение нового материала, закрепление, обобщение пройденной темы, промежуточный контроль и т.п.).

· Численность учебной группы (класса) и численность компьютеров в учебном кабинете.

· Уровень подготовки класса. Важно учесть, является класс однородным или разноуровневым. Если класс не однороден по способности к усвоению материала, то обычно выделяют три подгруппы учащихся. Условно - сильные, средние и слабые. При подготовке урока нужно отдельно продумать учебные задачи для учащихся каждой из подгрупп.

· Готовность учащихся к новому виду учебной деятельности. От того, насколько ученики хорошо знают приемы работы с компьютерными программами с мышью и клавиатурой, зависит темп и, в конечном счете, успех урока. Для слабо подготовленных детей необходимо больше внимания уделять технологии работы с программой. Грамотные учащиеся способны быстро ориентироваться в программе и операционной среде. В этом случае задача учителя сильно облегчается. Однако в этом случае следует особо обратить внимание учащихся на дисциплину работы с компьютером на уроке.

Многие учителя пытаются построить работу за компьютером в парах. Это можно делать только при комбинировании работы за клавиатурой и в рабочей тетради. Нужно учитывать, что с программой в один момент времени может работать только один учащийся. Работа в паре не должна приводить к тому, что один учащийся подавляет инициативу другого. Нужно помнить, что программа несет некоторую условность. Поэтому, если Вы приготовили урок объяснения нового материала, то на последующих уроках этой темы Вы должны убедиться в том, что материал понят правильно, и что учащиеся воспринимают изученное отдельно от компьютера.

Слишком частое проведение уроков с использованием компьютеров может отрицательно сказаться на результатах обучения: в сознании ребенка геометрический объект или теорема могут прочно ассоциироваться с кнопками и готовыми чертежами. Большее разнообразие учебных ситуаций и гибкое оперирование образами достигается на традиционных уроках с помощью карандаша и линейки, самостоятельными построениями и переосмыслением изученного.

Следовательно, при изучении темы нельзя злоупотреблять компьютерной поддержкой, равно как и любым другим одним методом работы

Диагональная схема урока

Рассмотрим, например, следующую ситуацию: класс, с которым Вы решили провести урок с использованием ИКТ, неоднороден по математической подготовке, технологически готов плохо. Количество учащихся значительно превышает количество компьютеров в кабинете.

В такой ситуации урок по новому материалу готовить не следует. Главной целью такого урока следует поставить цель технологическую - научить ребят основам работы с программой. Для каждой из подгрупп можно выделить свою цель урока. Получается два-три урока в одном. Применение компьютера дает возможность очень сильно дифференцировать задания не только по уровню сложности, но и по цели урока.

Главным остается вопрос организации урока и дисциплины работы с программой.

Предположим, что класс разбит на 3 группы. Каждой из групп Вы подготовили четкое небольшое модульное задание, рассчитанное на 10-12 минут самостоятельной работы с компьютером. Как обеспечить в такой ситуации равномерную загруженность учащихся, избежать суеты и неразберихи? Будем исходить из того, что каждое задание индивидуальное и работа в парах (тем более - в тройках) не предусмотрена. При общем времени 10 минут за программой представляется неоправданной тратой машинного времени заставлять ученика отвлекаться на другие виды деятельности.

Возможны следующее решение. До урока, каждый из учащихся узнает номер своего компьютера (компьютеры в классе должны быть пронумерованы). Один и тот же номер сообщается трем ученикам, принадлежащим к трем различным подгруппам.

Задание учащегося сильной подгруппы строится по примерной схеме:

1. Постановка цели урока - 2 минуты.

2. Работа за компьютером - 10-12 минут.

3. Работа с учебником - 10-12 минут.

4. Решение задач - 10 - 20 минут.

5. Подведение итогов урока, домашнее задание - 4-5 минут.

Задания учащегося средней подгруппы строится по схеме:

1. Постановка цели урока - 2 минуты.

2. Работа с учебником - 10-12 минут.

3. Работа с компьютером - 10-12 минут.

4. Решение задач - 10 - 20 минут.

5. Подведение итогов урока, домашнее задание - 4-5 минут.

Для слабой подгруппы схема задания может выглядеть так:

1. Постановка цели урока - 2 минуты.

2. Работа с учителем - 10-12 минут.

3. Работа с учебником и тетрадью - 10-12 минут.

4. Работа с компьютером - 10 - 20 минут.

5. Подведение итогов урока, домашнее задание - 4-5 минут.

Таким образом, урок разбивается на пять этапов. 2 этап начинается для всех одновременно. А вот смена этапов для каждого учащегося индивидуальна. Учащиеся второй и третьей подгрупп знают очередность своей работы за компьютером с данным номером. Как только учащийся первой подгруппы освободил компьютер, за него сразу садится учащийся второй подгруппы, а потом - третьей.

Сильные учащиеся освобождают рабочее место, как правило, быстро. Учителю придется проследить за тем, чтобы учащиеся второй группы не занимали компьютер

Ввиду последних событий в России и мире (речь о пандемии нового вирусного заболевания COVID-19) все школы были вынуждены перейти на длительный карантин. Из-за его длительности, не обучать детей весь период карантина, является невозможным (ведь у детей еще имел место быть карантин в феврале 2020 года). Поэтому правительство России приняло решение об организации обязательного дистанционного школьного образования. К этому были готовые не все родители, и многие до сих пор не понимают, как им обучать детей в новых реалиях. Законен ли был этот перевод учеников на самостоятельное (по факту) получение знаний. Дистанционное обучение — хорошо или плохо? Разберемся в нашей статье.

Чем отличается электронный урок от дистанционного

Дистанционное обучение как термин на сегодняшний день немного устарело. А вот термин «электронное образование» или «образование с использованием информационно-коммуникационных технологий» все плотнее входит в нашу повседневность. Понятие «дистанционного» образования дает ясное представление о том, что этот вид обучения используется только на расстоянии. В то время, как «электронное» образование возможно и дистанционно, и внутри школы.

Онлайн-обучение – это один из способов дистанционного образования, который происходит при помощи компьютера и интернета.

Взрослым трудно себе представить, как можно обучаться на расстоянии от учителя – такова специфика их мышления, ввиду «безэлектронного» детства. Но современному поколению электронное или дистанционное образование с помощью гаджетов дается легко.

Плюсы и минусы онлайн-образования

Плюсы электронного обучения с точки зрения родителей и ребенка:

Плюсы и минусы онлайн-образования

Есть у дистанционного онлайн-обучения и минусы. Для ученика они могут выглядеть так:

  • нехватка личностного контакта с другими детьми и самим преподавателем.
  • нужно больше самодисциплины, чтобы разобраться в уроке самостоятельно.
  • большой соблазн запустить во время урока соцсети и другие посторонние сайты (но мы помним, что эта проблема может быть решена с помощью специальных программ-ограничителей на компьютер или телефон).
  • если ребенок не понимает материал урока, разжевывать ему все придется родителям (вместо учителя в школе). А не все родители обладают педагогическим талантом.

Плюсы и минусы онлайн-образования

Самым большим минусом онлайн образования является то, что дети могут легко отвлечься на другие дела: как в компьютере, так и дома.


Еще одна опасность, которую боятся все родители, вынужденные оставлять детей один на один с компьютером, являются опасные сайты: порно, жестокость, призывы к суициду и т.д. Как сделать так, чтобы дети посещали только образовательные сайты во время учебного процесса? Выходом станут специальные детские ограничительные программы, которые можно запрограммировать разными способами, например, внести все опасные сайты (конечно, их надо знать) в запретные и ограничить время использования нешкольных ресурсов. Можно запрограммировать детский ограничитель так, чтобы в учебное время был доступен только тот образовательный портал, на котором происходит обучение в вашей школе.

Как лучше организовать онлайн-обучение

Родители в связи с нововведениями по онлайн-образованию у детей пребывают в недоумении, как все лучше организовать. Приведем несколько советов, как сделать процесс домашнего получения знаний наиболее эффективным и безопасным:

  • если интернет дома еще не подключен – самое время этим озаботиться. Можно использовать и мобильный интернет (конечно, он должен быть безлимитным) – его можно раздавать со своего телефона на другие устройства. Но учтите, что, если родители с телефоном уйдут на работу или в магазин, ребенок останется без возможности выхода в систему обучения, поэтому ему будет нужен либо собственный мобильный интернет на телефоне, либо стационарный домашний интернет (вай-фай).
  • организуйте своему чаду собственное полноценное рабочее место:компьютерный или письменный стол, удобный стул. Обратите внимание на то, что помимо компьютера (ноутбука, планшета) на столе еще должны будут помещаться тетрадь и учебники (для них нужна будет подставка).
  • важно, чтобы ноутбук или планшет были подключены к зарядке, так как на онлайн-обучении они должны быть постоянно включены, а, следовательно, будут быстро разряжаться. Чтобы дети не тратили время на поиск зарядки и подключение ее в сеть, позаботьтесь заранее об этом сами.
  • внешний вид ребенка на дистанционных уроках должен быть опрятным и строгим.Если уроки проходят из дома – это не значит, что можно подползать к компьютеру и выходить в эфир с помятым после сна лицом и «гнездом» на голове. Хорошо будет также завести традицию одеваться в школьную форму перед началом онлайн-занятий с учителем – это настроит всех детей на школьный лад.
  • обязательно устраивайте ребенку перемены.Конечно, это должен делать и сам преподаватель во время онлайн-уроков, но вдруг формат вашего обучения этого не предполагает? Поэтому заведите за правило, каждые 40 минут устраивать пяти или десятиминутную перемену с проветриванием комнаты.
  • так как экраны девайсов требуют напряжения зрения, несколько раз в день с ребенком нужно проводить гимнастику для глаз.

Какая платформа лучше для дистанционного обучения

В рамках занятий электронного образования школьникам сегодня рекомендуются следующие платформы (обратите внимание, что это не онлайн-платформы с учителем, а именно обучающие уроки в записи и задания на проверку, которые можно смотреть и проходить в любое удобное время):

  1. Яндекс-Учебник. Самый популярный обучающий онлайн-ресурс для школьников 1-5 классов. Удобная мгновенная автоматическая проверка заданий и обратная связь с учеником.
  2. Учи.ру. Эта платформа обеспечивает самый простой и оптимальный переход на систему дистанционного образования для школьников. На сегодняшний день, в условиях нового карантина по коронавирусу, эта платформа является ведущей для всех российских школьников. Здесь школьники получают бесплатный доступ к интерактивным курсам по основным предметам, подготовке к контрольным и аттестационным работам. Учителя и родители же на этой платформе могут посмотреть полезные тематически вебинары по дистанционному обучению. На апрель 2020 года платформа Учи.ру насчитывает в пользователях уже более 3,6 млн школьников и 220 тыс. учителей.
  3. Российская электронная школа. Интерактивные уроки в записи от лучших учителей страны. Для учеников с 1 по 11 класс. Более 120 000 уникальных задач и заданий для самостоятельной проверки. Каталоги музеев, фильмов и концертов. Дидактические и методические материалы по всем дисциплинам.
  4. Московская электронная школа (МЭШ). Этот портал предлагает интерактивные уроки и большой выбор электронных учебников для учеников по программах школ Москвы. Выполнение домашних заданий с проверкой их учителем и разборкой ошибок. 796 000 аудио и видео и текстовых файлов.

Что касается проведения онлайн-занятий со своим учителем и своим классом, самой популярной конференц-платформой сейчас себя показало приложение ZOOM, где могут одновременно находиться в одной конференции все дети класса и учитель (который, к примеру, объясняет новый материал).


Чем карантин отличается от дистанционного обучения

Карантин – это мера вынужденная и временная. Вводится на период опасности распространения заболевания, для предотвращения массовых скоплений людей.

Дистанционное обучение же – это постоянный процесс получения знаний из дома. Этот вид обучения может быть актуален не только во время карантина.

Главное отличие: карантин – мера временная, дистанционное образование – это альтернативный способ образования, имеющий место быть в любое время и для любого человека.

По сути, на время карантина обучение детей обычно просто временно прекращается. Нынешний переход на дистанционное образование во время карантина по коронавирусу связан с необычайной длительностью этого карантина, дополнившегося предыдущим карантином по гриппу в феврале 2020 года.

Дистанционно и заочно — в чем разница

Дистанционное же образование не подразумевает очного присутствия студента в учебном заведении вовсе. Весь процесс обучения и аттестации проходит через электронные технологии и интернет, удаленно. Такой вид обучения дает уникальную возможность получить то образование, о котором студент мечтает, без дополнительных (для многих непреподъемных) затрат: проезд, перелет в ВУЗ мечты, аренда жилья рядом с местом учебы (зачастую в другой стране).

Читайте также: