Что определяет качество звучания оптического компакт диска

Обновлено: 06.07.2024

В 2012 году цифровая музыка отмечает свое тридцатилетие и за этот немалый срок она успела весьма заметно эволюционировать. Сегодня существует целый ряд форматов цифрового звука, превосходящих по качеству компакт-диск, причем доступны они как на физических носителях, так и в сети интернет. Что же сейчас слушают продвинутые любители качественного звука? Давайте разбираться.

Возможности и качество формата CD-DA изначально были ограничены емкостью компакт-диска как носителя. По легенде, стандартная емкость компакт-диска 74 минуты была выбрана для того, чтобы была возможность записывать длинные классические произведения без разбивки на два диска. А если быть совсем точным, то эта цифра появилась благодаря 9 симфонии Бетховена – она длится именно 74 минуты. Еще одним заданным параметром была частота дискретизации 44.1 кГц. Эта цифра определяет верхнюю границу воспроизводимого частотного диапазона. Для CD, который должен был воспроизводить частоты вплоть до 20 кГц, это был минимально возможный уровень несущей частоты. В результате, единственным полем для маневра стала разрядность, уровень которой составил 16 бит. Применительно к звукозаписи, величина разрядности определяет ее динамический диапазон и разрешение.


Интерфейс программы EAC

Компакт-диск невозможно скопировать в память компьютера обычным способом, так как мы обычно копируем файлы. Для сохранения CD-DA понадобится специальная программа, так называемый CD-риппер (от англ. ripping, отрывать), программа, позволяющая преобразовывать данные, записанные на аудио-диске, в формат PCM (файл WAV). Правильно организованный процесс «рипования» CD-DA позволяет получить на жестком диске полностью идентичную цифровую копию. Звуковые компакт-диски обычно сохраняют на компьютере в виде одного большого аудиофайла FLAC (можно также WAV, WV или APE) с индексной картой CUE или в виде отдельных треков.

HDCD релизы

В роли лучшего цифрового аудиоформата компакт диск продержался не так уж долго — чуть больше десяти лет. В середине девяностых появился первый формат, позволяющий получить более высокое качество звучания. HDCD, представлял собой улучшенную версию CD-DA. Его отличие состояло в особом алгоритме записи, позволявшем сохранить в стандартном формате компакт-диска дополнительные данные о глубине дискретизации. При наличии декодера HDCD, выходной сигнал получал разрядность не 16, а 20 бит, что давало не стандартные 96, а целых 120 дБ динамического диапазона и весьма заметное на слух увеличение разрешения записи. При этом устройства без декодера HDCD воспроизводили такие диски, как обыкновенные CD-DA. Любопытно, что при сохранении такого диска на ПК тем же способом, каким «рипуются» обычные CD-DA и даже при использовании сжатия без потерь или перезаписи данных обратно на болванку в режиме CD-DA, свойства HDCD сохраняются.

Диски DVD-A и SACD как правило упаковывались в так называемый Super Jewel Box

Следующий скачок в плане качества звучания произошел в начале нового тысячелетия. На суд аудиофильской общественности было представлено сразу два HD аудиоформата, появившихся практически одновременно. DVD-Audio, ставший результатом дальнейшего развития традиционного способа записи и продвигаемый компаниями Panasonic и Toshiba. В стереорежиме он способен обеспечить характеристики записи 24бит/192кГц, а в многоканальном – 24бит/96кГц.

Конкуренцию ему составил формат SACD, который, кстати, куда меньше напоминал обычный компакт-диск, хоть и был назван «супер компакт-диском». Super Audio CD, разработанный компанией Sony, был основан на принципиально новом алгоритме кодирования DSD. Данный способ оцифровки предполагал однобитную выборку при сверхвысокой частоте 2,8224 МГц. Принципы кодирования и декодирования DSD потока гораздо проще, чем в высокоразрядных форматах и по своей сути ближе к принципам работы аналоговой техники. При этом, формат SACD сохраняет все преимущества передового цифрового формата и имеет выходные характеристики сравнимые с DVD-Audio как по качеству звучания, так и по количеству каналов.



Первый прототип SACD-проигрывателя Philips

И DVD-Audio, и SACD разрабатывались с высоким уровнем защиты от копирования, однако пытливые умы уже победили и тот, и другой формат, так что при желании, содержимое дисков обоих типов можно сохранить на ПК в виде образов ISO (без изменения структуры и кодека оригинала) или в виде треков формата FLAC в качестве 24бит/96кГц или 24бит/192кГц. Почти одновременно с форматами DVD-Audio и SACD, на свет появился еще один оригинальный формат издания музыки в высоком качестве: DAD 24/96. Аббревиатура DAD расшифровывалась как Digital Audio Disk (Цифровой Аудио Диск), но по сути это был DVD-Video со статичной картинкой и высококачественным звуком, который можно было воспроизводить на любом стандартном DVD-проигрывателе или ПК.

Музыкальные издания на Blu-ray

Завершая обзор возможных источников музыки высокого качества, стоит вспомнить про такое своеобразное явление как «винил-рипы». Это оцифровки виниловых дисков, выполняемые, как правило, в высоком разрешении. Качество таких записей всецело зависит от технической оснащенности и добросовестности ее создателей, но результат оказывается порой весьма интересным для ознакомления. А если учитывать тот факт, что часть виниловых релизов либо никогда не переиздавалась в цифре, либо переиздавалась в другом мастеринге, то качественные винил-рипы таких изданий приобретают буквально культурную и историческую ценность.

Что Такое Пластинки для Диджея? Поговорим про качество звука Винила и CD про форматы MP3? и «ТАЙМ-КОД».

Давайте разберёмся, в чем главное отличие.

Сегодня виниловые пластинки действительно в анабиозе, но только для широкой публики. Диджеи «винильщики», например, - это в некотором роде «элита» среди игровой публики, так что потратить 10-15 евро на «пласт» может позволить себе далеко не каждый обычный диджей, получающий по 100-200 долларов за выступление в лучшем случае!

Сегодня виниловые пластинки действительно в анабиозе Сегодня виниловые пластинки действительно в анабиозе

Потому что основная масса людей сегодня предпочитает идти по легким путям. Человек предпочитает скачивать треки из интернета, с разных торрент-трекеров и терабайтных архивов. Быстро и вообще, в основном, бесплатно. Качество звука? С двадцатибаксовыми колонками? А кто о нем задумывается? … Риторический вопрос, однако. Прежде всего, по большому счету, дело даже не в качестве звука.

Винил - для ценителей! Поэтому, когда пластинки постепенно исчезают, в меньшем мире - в качестве настоящих ценителей аналогового звука, то есть в том, что они говорят о «теплых ламповых звуках». И если качественный CD-проигрыватель стоит пару-тройку тысяч долларов, то USB плеер может стоить всего 10$, и это будет совершенно нормально. Потому что можно слушать и через телефон за 0,04$.

Мы убеждены, что динамический диапазон пластин больше, чем при записи на компакт-диски. Достигнуто около 55 дБ, как на диске, так и на компакт-диске (данные результатов получены различными тестами в разных лабораториях и викифицированы). Компакт-дискам и передискретизации, что ухудшает качество звука. Кроме того, при их записи отсутствует компрессия самого динамического диапазона.

То есть теоретически может достигать 100 кГц. В отличие от классического CDDA (про SACD и прочие HD-форматы поговорим чуть позже), у которого он ограничен 22 кГц и компакт-кассет Тип 1 с их 11 кГц, естественно. Потому что это только цифры, которые имеют отношение к реальным людям и их ушам. Во-первых, в «слуховых» возможностях самого человека (вспомним про 20-22 кГц), и во-вторых, в аппаратуре, на которой все это воспроизводится.

Чтобы услышать детали, почувствовать «на себе» этот высокий частотный диапазон, проникнуться от осознания того, что ты слышишь то, чего не слышат другие, нужна соответствующая аппаратура! Причем «всё» относится как к CD, так и к винилу. И если вы не готовы выкладывать по несколько тысяч долларов за каждый из компонентов, то забудьте о заоблачных килогерцах.

Теперь тесты их проводят, в общем-то, все кому не лень. Тест на аудиофильтр. Они могут суммировать следующим образом. При наличии качественного транспорта для винила (CD, SACD, DVD-Audio, BD-Audio), при наличии профессиональной звукозаписывающей станции для воспроизведения аудиозаписей в форматах FLAC или WAV, разница слушателей действительно отмечается. При этом CD, FLAC и WAV на одной чаше весов, а винил, SACD и DVD-Audio - на другой.

Разумеется, если проигрыватель пластинок дешевый, то все валится в одну кучу, автор победно говорит, что «всё одно», а в комментариях начинаются кровавые войны за то, что «цифра лучше всех» или же «винил на все времена». Технические характеристики звуковых носителей:

Виниловые пластинки

Частотный диапазон, Гц До 100 000

Динамический диапазон, dB 120

Частота дискретизации, кГц -

Число каналов 1/2 (моно/стерео)

Компакт-диски CDDA

Частотный диапазон, Гц 20—20 000

Динамический диапазон, dB 96

Частота дискретизации, кГц - 44

Разрядность - 16 бит

Число каналов 2 (стерео)

Super Audio CD

Частотный диапазон, Гц 20—50 000

Динамический диапазон, dB 120

Частота дискретизации, кГц - 2822,4

Разрядность - 1 DSD

Число каналов 2 (стерео)

DVD-Audio

Частотный диапазон, Гц до 96000

Динамический диапазон, dB 144

Частота дискретизации, кГц - 44,1-192

Разрядность - 16, 20, 24 бит 5.1

Число каналов (кроме 192 кГц)

BD-Audio

Частотный диапазон, Гц 20—50 000

Динамический диапазон, dB 120

Разрядность - 16, 20, 24 бит

Число каналов 2 (стерео)

Сухие цифры. Считается, что звук в диапазоне до 20 кГц включительно (и то - максимум), и возрастные люди слышат, снижается верхняя планка часто и до 16 кГц. Увы, но это научно доказанный факт. Доказано, что далеко не все могут различить звуки до 22 кГц. Может быть, и правда чувствуют. Некоторые производственные аппараты класса hi-end тоже работают на эти цифры, и покупатель должен признать, что он потратил пару тысяч фунтов на то, чтобы не слышать никаких отличий. Это может быть бессмысленно.

Что же касается частотного диапазона, то у винила он теоретически может достигать и 100 кГц. В отличие от классического CDDA (про SACD и прочие HD-форматы поговорим чуть позже), у которого он ограничивается 22 кГц (число пропорционально увеличивается при увеличении разрядности, но все равно не достигает заветной «сотни»). И компакт-кассет Type 1 с их 11 кГц, естественно. Но это, подчеркнем еще раз, всего лишь цифры, которые к реальным людям и их ушам имеют отношение постольку-поскольку. Все упирается, во-первых, в «слуховые» возможности самого человека (вспомним про 20-22 кГц), а во-вторых, в аппаратуру, на которой все это воспроизводится.

Посыл тут вычерчивается вполне ясный. Дорогие носители, то есть как винил, так и его альтернативы, нельзя слушать на дешевой технике: потому что действительно разница заметна не будет или будет, но слегка: звук есть звук, и даже крошечные искажения, вносимые как некачественной нарезкой пластинки, так и при записи компакт диска, на недорогой технике заметны попросту не будут.

А вот серьезная аппаратура недостатки вскроет, а достоинства покажет во всей красе, так что даже человек-медведь заметит разницу.

Разумеется, «неслепые» тесты полностью на стороне дорогих форматов. Базовые цифры по частотному и динамическому диапазонам, качеству исходного материала (пластинки или CD) и ценам на аппаратуру, человек будет бессознательно маскировать недостатки дорогостоящих компонентов и прилагать достоинства бесплатно.

А теперь про цифровой винил-таймкод. Новое веянье, которое возрождает или в конец разрушает Ди-Джеинг как культуру!

система цифрового винила «ТАЙМ-КОД» Native Instruments Traktor Pro 2 vs Serato DJ и похожие системы для диджея . Что дает система цифрового винила или система цифрового диджеинга (ди-джей играет на пластинках как бы. Но это не так, всё дело в тайм-коде и звуковой карте. ) система цифрового винила «ТАЙМ-КОД» Native Instruments Traktor Pro 2 vs Serato DJ и похожие системы для диджея . Что дает система цифрового винила или система цифрового диджеинга (ди-джей играет на пластинках как бы. Но это не так, всё дело в тайм-коде и звуковой карте. )

А теперь подробнее про эту систему. Эта система дает возможность управлять записями на ноутбуке с помощью винила или CD и при работе софта для диджеинга!

Если говорить еще проще: это когда вы пластинкой сделали вперед - назад, то и трек на компьютере в программе сделал то же самое с той же скоростью и в тех же пределах.

Возникает здоровый вопрос – а как программа на компьютере понимает, с какой скоростью и в каком направлении должен двигаться трек?

Все очень просто. Пластинка или CD посылают тайм - код аудио сигнал на вход аудио интерфейса, входящего в комплект СЦВ (системы цифрового винила).

Этот сигнал считывается программой и определяет для трека параметры воспроизведения.

Далее звук управляемой композиции подается на выход аудио интерфейса, а далее по хорошо знакомым проводам тюльпанам, на канал микшера. Вуаля! Вы супер Диджей.

Все очень просто. Пластинка или CD посылают тайм -код аудио сигнал на вход аудио интерфейса, входящего в комплект СЦВ (системы цифрового винила). Все очень просто. Пластинка или CD посылают тайм -код аудио сигнал на вход аудио интерфейса, входящего в комплект СЦВ (системы цифрового винила).

Благодаря современным мощным процессорам и специальному аудио интерфейсу, проще говоря, звуковой карте для диджея, временной промежуток между посылом тайм-код сигнала (перемещением пластинки или джога на диджей консоли) и откликом трека, загруженного в программу, составляет 1,5 – 3 миллисекунды.

Это ничтожно мало и не ощутимо, что позволяет получать такое же эстетическое удовольствие, как и от игры на «обычном виниле», но это иллюзия и прочее говоря имитация! Но со стороны обычный обыватель не поймет, на чем играет диджей! Тут все же главное драйв и эмоции, которые происходят на танцполе!! А не то с чего идет записаный чета трек, к которому диджей не имеет ни какого отношения при этом еще и скачав его с интернета бесплатно!

Тайм-код пластинка содержит только управляющий аудио сигнал в цифровом значении, на ней не записаны никакие другие звуки или произведения. Она сделана из того же материала и выглядит точь в точь как любая обычная пластинка.

С небольшими отличиями, которые не видны обывателю. Отличие только в записанных звуках. На тайм-код виниле записан управляющий аудио сигнал, напоминающий писк факса, которому наступили на хвост)), а на обычной пластинке – музыка. Вся разница.

Тайм-код не нужно менять, когда диджей меняет музыкальную композицию пластинку «ТАЙМ-КОД» достаточно поставить сначала и программа автоматически поставить трек новый трек сначала!

Проще говоря, для диджей сета на 24 часа достаточно всего две пластинки с тайм-кодом! Тут качество звука невозможно оценить, так как система цифрового винила к звуку не имеет никакого отношения! А является лишь только способом управления Треком (музыкой в компьютере) посредством интерфейса для тайм -кода!

image

В общем доступе оптические компакт-диски появились в 1982 году, прототип увидел свет еще раньше — в 1979. Изначально компакты разрабатывали в качестве замены виниловым дискам, как более качественный и надежный носитель. Считается, что лазерные диски являются результатом совместной работы команд двух технологических корпораций — японской Sony и голландской Philips.

При этом базовая технология «холодных лазеров», которая и сделала возможной появление лазерных дисков, была разработана советскими учеными Александром Прохоровым и Николаем Басовым. За свое изобретение они были удостоены Нобелевской премии. В дальнейшем технология развивалась, и в 70-х годах Philips разработала способ записи компакт-дисков, который и положил начало CD. Сначала инженеры компании создали ALP (audio long play) в качестве альтернативы виниловым пластинкам.

Диаметр ALP-дисков составлял примерно 30 сантиметров. Чуть позже инженеры уменьшили диаметр дисков, время проигрывания при этом снизилось до 1 часа. Лазерные диски и воспроизводящее устройство для них впервые были продемонстрированы Philips в 1979 году. После этого компания стала искать партнера для дальнейшей работы над проектом — технология виделась разработчикам как международная, а развить ее до необходимого уровня и популяризовать своими силами было сложно.

Начало всего

Руководство приняло решение попробовать установить контакты с технологическими компаниями из Японии, в то время эта страна находилась на острие hi-end технологий. Для этого в страну отправились делегаты Philips, им удалось встретиться с президентом Sony, который заинтересовался технологией.

Почти сразу была сформирована команда инженеров Philips-Sony, они и разработали первые спецификации технологии. Вице-президент Sony настоял на увеличении объема диска, ему хотелось, чтобы компакт мог вместить девятую симфонию Бетховена, для чего объем диска расшили с 1 часа до 74 минут (есть и мнение, что это просто красивая маркетинговая история). Объем данных, которые умещаются на такой диск, составил 640 Мбайт. Инженеры разработали и параметры качества звука. Например, частота выборки стереосигналов регламентировалась на уровне 44,1 кГц (для одного канала 22,05 кГц) c разрядностью каждого в 16 бит. Так появился стандарт Red Book.

Название новой технологии появилось не вдруг — его выбрали из нескольких вариантов, включая Minirack, Mini Disc, Compact Rack. В итоге разработчики совместили два названия, получив гибридное Compact Disc. Не в последнюю очередь это название было выбрано из-за растущей популярности аудиокассет (технология Compact Cassette).

Philips и Sony также сыграли важнейшую роль в разработке спецификации первых цифровых компакт-дисков, которая получила название Yellow Book или CD-ROM. Новая спецификация дала возможность хранить на дисках уже не только аудио, но и текстовые и графические данные. Определение типа диска производилось в автоматическом режиме при чтении заголовка. Проблема была в том, что компакт-диск, соответствующий стандарту Yellow Book, мог работать только с определенным типом накопителей, которые не были универсальными.

17 августа 1982 года на фабрике Philips в немецком Городе Лангенхаген был выпущен первый CD. На нем был записан альбом The Visitors группы ABBA. Стоит отметить, что лаковое покрытие первых дисков было не слишком качественным, так что покупатели компактов часто их портили. С течением времени качество дисков улучшилось. Первые несколько лет они использовались исключительно в hi-fi аппаратуре, их использовали в качестве замены виниловым пластинкам и кассетам.

image

Начиная с 2000 года в продаже стали появляться диски объёмом 700 Мбайт, которые давали возможность записывать аудио с общей продолжительностью до 80 минут. Они полностью вытеснили с рынка диски объемом 650 Мбайт. Есть и носители объемом в 800 МБ, но они подходили не для всех приводов, так что такие диски не получили особого распространения. Увеличить объем доступного для хранения данных пространства удалось благодаря снижению расстояния между дорожками. Так, к примеру, у дисков емкостью в 650 МБ расстояние между дорожками равно 1,7 мкм, а у 800 МБ дисков этот показатель снижен до 1,5 мкм. Также у первых скорость составляет 1,41 м/с, а у вторых 1,39 м/с.


Как это работает

Диск состоит из нескольких слоев. Подложка — поликарбонатная, ее толщина 1,2 мм, диаметр — 120 мм. На подложке размещается еще один слой — металл (это может быть золото, серебро или, чаще всего — алюминий). Далее металлический слой защищается при помощи лака, на который наносится графика. Подложка надежно защищает металлический слой, так что считыванию мешают уж очень глубокие царапины. Диаметр отверстия в диске — 15 мм.

Формат хранения данных для дисков — Red Book (о нем говорилось выше). Ошибки при считывании корректируются при помощи кода Рида-Соломона, так что легкие царапины не снижают читаемость диска.

Данные на диск записываются в виде спиральной дорожки из так называемых питов (углублений), которые выдавливаются в поликарбонатной основе. Глубина каждого пита составляет примерно 100 нм, ширина — 500 нм. Длина пита от 850 нм до 3,5 мкм. Питы рассеивают или поглощают свет, подложка — отражает. Таким образом, записанный диск является отличным примером отражательной дифракционной решетки.

Считывается диск при помощи лазерного луча с длиной волны 780 нм, который излучается полупроводниковым лазером. Принцип считывания заключается в регистрации изменения интенсивности отраженного света. Так, лазерный луч сходится на информационном слое, диаметр светового пятна в этом случае составляет 1,2 мкм. Максимальный сигнал регистрируется между питами. В случае попадания на пит регистрируется меньшая интенсивность света. Изменения интенсивности преобразуются в электрический сигнал, с которым и работает аппаратура.

Как создается диск

  • Первый этап заключается в подготовке данных для запуска в серию;
  • Фотолитография — второй этап, это процесс создания штампа диска. Сначала создается стеклянный диск, на который наносится слой фоторезистивного материала, на него и записывается информация. Материал изменяет физико-химические свойства под действием света;
  • Запись данных производится с использованием лазерного луча. При увеличении мощности лазера (когда нужно создать пит) химические связи молекул фоторезистивного материала разрушаются, и он застывает;
  • Фоторезист травят (разными способами, от плазмы до кислоты), с матрицы удаляются области, не затронутые воздействием лазера;
  • Диск помещается в гальваническую ванну, где на его поверхность осаждается слой никеля;
  • Диски штампуются литьем под давлением, в качестве исходника используется изначальный стеклянный диск;
  • Далее на информационный слой напыляется металл;
  • На внешнюю сторону наносится защитный лак, на котором уже наносят графическое изображение.

А что насчет CD-RW?

CD-RW представляет собой разновидность компакт-диска, которая появилась в 1997 году. Изначально стандарт назывался CD-Erasable (CD-E, стираемый компакт-диск).

Это был настоящий прорыв в сфере записи и хранения информации. Ведь получить недорогой и емкий носитель информации было мечтой тысяч инженеров и пользователей. CD-RW похож по структуре и принципу действия на обычный CD, но вот записывающий слой другой — это специализированный сплав халькогенидов. Чаще всего используется серебро-индий-сурьма-теллур. При нагреве выше температуры плавления такой сплав переходит из кристаллического состояния в аморфное.

Фазовый переход в данном случае обратим, что является основой для процесса перезаписи. Толщина активного слоя диска составляет всего 0,1 мкм, так что лазером легко воздействовать на вещество. Процесс записи происходит при воздействии лазерного луча, активный слой в этом случае переходит в расплав (те его области, на которые подействовал лазер). Далее тепло диффундирует в подложку, и расплав переходит в аморфное состояние. У аморфных отрезков меняются такие характеристики, как диэлектрическая проницаемость, коэффициент отражения и, следовательно, интенсивность отраженного света. Она несет информацию о записи на диске. Считывание производится при помощи лазера меньшей мощности, который не может оказать влияния на активный слой. При записи активный слой нагревается до 200 градусов Цельсия, что позволяет ему снова совершить фазовый переход в кристаллическое состояние.

Многократное использование CD-RW приводит к механической усталости рабочего слоя. Поэтому инженеры, разрабатывавшие технологию, использовали вещества с низким коэффициентом накопления усталости. CD-RW может выдержать около тысячи циклов перезаписи.

DVD — еще больше емкости!

Первые DVD появились в Японии в 1996 году, они появились как ответ на запрос пользователей и бизнеса, которым нужны были все более емкие носители. Изначально диски высокой емкости разрабатывались сразу несколькими компаниями. Появилось два независимых направления разработки: Multimedia Compact Disc (Philips и Sony), — Super Disc (8 крупных корпораций, включая Toshiba и Time Warner). Чуть позже оба направления слились в одно под влиянием корпорации IBM. Она убедила партнеров не повторять события времен «войны форматов», когда шла битва за приоритет между стандартами видеокассет «Video Home System» и «Бетамакс».


Технология была анонсирована в сентябре 1995 года, в том же году разработчики опубликовали спецификации. Первый пишущий DVD-привод увидел свет в 1997 году.

Увеличить емкость записи при сохранении прежних размеров удалось за счет использования красного лазера с длиной волны 650 нм. Шаг дорожки при этом в два раза меньше, чем у CD и составляет 0,74 мкм.

Blu-Ray — самый современный оптический носитель

Еще одна разновидность оптического носителя с гораздо более высокой плотностью записи данных, чем у CD или DVD. Стандарт был разработан международным консорциумом BDA. Первый прототип появился в октябре 2000 года.

Технология предусматривает использование коротковолнового лазера (длина волны 405 нм), откуда и произошло название. Букву «е» убрали, поскольку выражение blue ray является общеупотребительным в английском языке и не может быть запатентовано. Использование синего (сине-фиолетового) лазера дало возможность сузить дорожку до 0,32 мкм, увеличив плотность записи данных. Скорость считывания носителя увеличена до 432 Мбит/с.

UDF — универсальный дисковый формат

UDF — это спецификация формата файловой системы, которая не зависит от ОС. Она разработана для хранения файлов на оптических носителях — как СD, так и DVD и Blu-Ray. У UDF нет ограничения в 2 и 4 ГБ для записываемых файлов, так что этот формат идеально подходит для дисков повышенной емкости — DVD и Blu-Ray.

Оптические диски и интернет

Технологические компании продолжают совершенствовать оптические диски. Так, Sony и Panasonic еще в 2016 году смогли увеличить емкость оптических носителей до 3,3 ТБ. При этом работоспособность дисков сохраняется, по словам представителей Sony, вплоть до 100 лет.

Тем не менее, все типы оптических дисков постепенно теряют популярность — с развитием интернета пропадает потребность для пользователей в накоплении данных на дисках. Информацию можно хранить в облаке, что гораздо удобнее (насколько это безопаснее — другой вопрос). Компакт-диски уже далеко не так популярны, как несколько лет назад, но полное забвение (как в случае аудиокассет) им, скорее всего, не грозит — их будут использовать для создания архивов важной для бизнеса информации.

Если терабайтные оптические диски пойдут в серию, то их применение будет ограничено — может быть, с их помощью будут распространять фильмы в 4К и современные игры с набором самых разных бонусов. Но активнее всего они будут использоваться для создания бэкапов. И если в Sony говорят правду о вековой сохранности записанных данных, то бизнес будет использовать новую технологию весьма активно.


Лазерные накопители информации – неотъемлемая часть современной жизни. Работа с CD и DVD дисками не представляет сложностей, поэтому накопители и пользуются высоким спросом.

Такие приводы лежат в основе большинства мультимедиа, геймерских устройств. Ими оборудуют лэптопы, ПК и даже салоны авто. При этом мало кто знает, чем отличаются компакт-диски между собой, что учитывать при их покупке.

Оптические диски: все о них

Перед рассмотрением сходств CD и DVD нужно разобраться с определением оптического диска как такового. В состав лазерного элемента входят 4 слоя:

  1. Пластина на поликарбонатной основе – речь о бесцветном пластике, он тонкий, располагается сверху изделия. На него наносят надписи, можно печатать на поверхности картинки.
  2. Рабочий слой – представляет собой особый краситель. Эта часть прожигается с применением лазера.
  3. Металлический слой – тонкий, создается с применением цветных металлов. В зависимости от категории диска, эта часть изготавливается из драгметаллов, алюминия, различных сплавов. Металл хорошо отражает лазерные лучи.
  4. Лак поверх металла – низ или основа, защищает инфослой от повреждения, потери.

Теперь вы знаете, из чего делают компакт диски. Разберем процесс записывания информации: лазерный луч перемещается по дорожке в форме спирали от центра диска к его краям и прожигает рабочие точки. Прожженные части дорожки не отражаются лазерными лучами, нетронутые за счет металлического слоя – отражаются.

Так выходит двоичный код – если луч отразился, получается 1, если нет, то 0. Этот код и является основой записи цифровых данных.

Что такое CD и DVD


Размеры DVD дисков – это далеко не самая главная их характеристика. Толщина составляет около 1.2 мм, объем разный. CD R – это пластиковый компакт-диск с односторонней (чаще всего) записью информации, в DVD носителях запись идет на обе стороны. Часть с информацией всегда длинная, спиралевидная, имеет вид канавки, начинается в центре дискового носителя.

Для чего нужен CD диск – для записи и считывания данных. Этот процесс осуществляется с применением лазера невысокой мощности. Информационные потоки могут иметь разные формы. Лазерный луч сначала проходит стадии отражения, после попадает на приемник.

Особенность хранения данных на CD дисках состоит в том, что информация считывается снизу носителя – для лазерного луча тут предусмотрен выступ, где по мере отражения от него, ход волны луча выходит меньше – примерно наполовину самой длины волны. Движение подавляется, появляется оповещение об отсутствии сигнала.

В чем различие CD и DVD при примерно аналогичном устройстве? Во втором случае шаг канавки меньше, размеры выступов тоже будут незначительными. Выходит, что диаметр CD диска может быть намного больше для записи аналогичного объема данных, чем для DVD носителя. Если важна максимальная вместительность и при этом компактность, вам нужен второй вариант.

Сходства CD и DVD


Сходств у CD и DVD дисков немало, но куда больше различий. CD емкость носителя будет зависеть от модели, а не самого типа – варианты в продаже представлены очень разные. Если емкость CD RW диска большая, можно будет перезаписывать большие объемы данных.

Кстати, CD диск – это обозначение типа носителя, он может быть перезаписываемым и не перезаписываемым. Но изначальный объект памяти определяет предельно допустимое количество информации для первичной записи. Максимальная информационная емкость CD диска всегда указывается на коробочке или конверте.


Оба типа носителей применяются в современных компьютерах. Они представляют собой производительные многофункциональные машины, обрабатывающие внушительные объемы данных. Для информации как раз и были созданы носители. Помимо основного встроенного в ПК жесткого носителя (винчестера), есть еще съемные варианты. Максимальная память CD диска указывает на объемы данных, которые реально записать на носитель. У DVD, Blu-ray дисков принципы работы, записи те же.

Для считывания, обработки, перезаписи данных носитель вставляют в привод – он должен быть в конкретном ноутбуке или ПК. Какой стороной вставлять диск в дисковод – вниз блестящей частью, вверх матовой с надписями, картинками.

Чем отличаются CD и DVD

Из чего сделан DVD диск или CD носитель, мы писали выше – между данными типами разницы обычно нет. А вот размеры лазерного луча будут разными – в DVD они меньше, прожигаемые точки и дорожки, соответственно, тоже небольшие в сравнении с CD. Какой объем CD диска считается стандартным – 700 Мб, DVD – 4.7 Гб.

Независимо от того, сколько памяти на CD диске, скорость записывания будет выше, чем на DVD, зато DVD быстрее читается. Также первый вариант обычно дешевле стоит.

DVD диски – более новая технология, поэтому разновидностей больше, функционал шире.

Виды CD и DVD


Разновидности компакт-дисков – одно- и двухсторонние. В первом случае данные записываются только на одну сторону, во втором на обе, соответственно, объем диска CD R или другого типа возрастает. Учтите, что при увеличенном объеме строже будут требования к хранению.

Итак, CD и DVD RW диски для чего они нужны. RW обозначают перезаписываемые изделия. Они выдерживают около тысячи циклов перезаписи, но это ориентировочные цифры. Что означает CD R и вообще приставка R, будет зависеть от контекста. На «+R» компакт-диски можно дозаписывать данные при условии наличия свободного места, в «-R» изделиях такой возможности не предусмотрено.

Чем отличаются DVD R от DVD W, тоже становится понятно – возможность записывать и стирать дополнительные данные. Ну а, чтобы понять, можно ли перезаписать диск DVD R, смотрите на плюс и минус в маркировке. Если что-то непонятно, лучше будет сразу обратиться к сотруднику магазина.

Читайте также: